На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие представлений  о коллективе и  личности
в истории педагогической мысли…………………………………………….5
1.1 Историко-философский  аспект проблемы 
взаимоотношений личности и коллектива………………………………….5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности …………………………………9
1.3 Создание эффективных  моделей 
воспитывающего  коллектива………………………………………………..14 

Глава 2. Формирование личности в коллективе –  ведущая идея
в гуманистической педагогике……………………………………………....20
2.1 Формирование взаимоотношений  со сверстниками
в подростковом возрасте……………………………………………………...20
2.2 Оптимальная структура  воспитывающего коллектива
в подростковом возрасте……………………………………………………...23
2.3 Программа развития классного коллектива и личности в подростковом возрасте………………………………………………………..30 

Заключение……………………………………………………………………..33 

Список  использованной литературы……………………………………….34 
 
 
 
 
 

Введение
     Человек - существо социальное. Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в межличностных отношениях со сверстниками и роль развития этих взаимоотношений огромна. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, позволяющий получить от сверстников ту информацию, которую которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые.
     Система воспитания, сложившиеся в нашей  стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности. Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев, провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность может быть как положительным, так и отрицательным. В данной работе рассматриваются условия оптимального развития подростков в коллективе.
     Объект  исследования: проблемы взаимоотношения  личности и коллектива в процессе воспитания.
     Предмет исследования: процесс формирования личности в подростковом коллективе.
     Целью данной курсовой работы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те ее аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы в свете ее новой парадигмы.
     Задачи:
     1. Изучить историю становления  коллективного воспитания.
     2. Определить, насколько конкретно-историческая  ситуация способствовала или  препятствовала развитию личности  в коллективе.
     3. Выявить воспитывающий  потенциал, содержащийся в коллективных моделях воспитания.
     4. Определить модель коллектива, наиболее  подходящую для целей современной  школы.
     5. Выявить оптимальную структуру  воспитывающего коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности в истории педагогической мысли
1.1 Историко-философский  аспект проблемы  взаимоотношений  личности и коллектива 

     Начиная рассмотрение истории ученического коллектива, безусловно, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, что бы с точностью знать предмет рассмотрения.
     Само  слово коллектив  происходит от латинского collectivus и представляет собой относительно компактную социальную группу, объединяющую людей, занятых решением конкретной общественной задачи.  Коллективы  бывают разными: трудовыми, военными, спортивными...  и ученическими, на которых в  соответствии со спецификой выбранной темы мы и остановимся. Его понятие строится на основании определения коллектива и потому под ним подразумевается объединение учащихся на основе общественно полезной учебной деятельности. Узнав, что из себя представляет ученический коллектив,  мы получили средство выявления его следов на всех этапах истории человека. Но перед этим хотелось бы затронуть определённые нюансы и сложности, которые неизбежно возникают  при таком анализе истории.  Одним таким нюансом является сам термин  «ученический коллектив». Дело в том, что  широкое употребление он получил недавно, более того, он имеет значительное число синонимов и в наши дни. В связи с этим было бы верным оговориться, что предметом исследования данной работы будет не сам термин ученический коллектив, а   понятие, которое он раскрывает.
     Оговорив  некоторые сложности изучения темы, мы смело обращаемся к истории, начиная со времени  появления самого человека.
     Философский аспект взаимоотношений коллектива и личности состоит в самой  истории становления личности в  коллективе. С самого начала человеческой истории существо рода Homo было общественным. Справедливо будет заметить, что на этапе первобытности человеческий индивид не являлся личностью, поскольку не осознавал своих характерологических особенностей, отличавших его от окружающего. Человек в тот период вообще не выделял себя из среды, о чём говорят тотемические верования в зверей-прародителей.
     В эпоху рабовладения мы тоже не можем  говорить об отдельной человеческой  личности. Как утверждает философ А.Ф. Лосев, отчуждённый характер общественных отношений, при котором раб является «телом без головы», а рабовладелец – «головой без тела», тоже не способствовал осознанию своей личностной самости. Именно на этой почве произрастали многочисленные гражданские доблести греков и римлян – личность по-прежнему не воспринималась обществом как самостоятельная общественная единица.
     В строгом смысле слова, мы имеем право говорить о становлении личности лишь с периодом наступления средневековья, когда отдельный человек стал самостоятельной производственной единицей в поле или в мастерской. Наступил этап развития индивидуальности. Но для понимания и восприятия человека, как личности, потребовалась эпоха Возрождения, которая суммировала индивидуалистическое сознание самостоятельного производителя и духовные представления, выросшие на почве христианской морали и подкреплённые античной  традицией.
     С этого времени в истории педагогики начинается сложный диалектический процесс взаимодействия коллектива и личности, при котором акценты  то смещаются на индивидуальное воспитание и образование, для того, чтобы  получить «идеальную личность» (Руссо), то на коллективное воспитание для того, чтобы сформировать «нового человека» коммунистического общества.
     Остаётся  открытым вопрос, почему человек так  упорно ищет коллектив, а котором  чувствует себя комфортно, даже невзирая на то, что зачастую, это требует  от него поступаться интересами собственной личности?
     Ответ на этот вопрос неоднократно пытались дать различные философы, но один из наиболее убедительных предложен американским психоаналитиком Эрихом Фроммом: "Человек  вырван из изначального единства с  природой, которое характерно для животного существования. Обладая одновременно разумом и воображением, он сознаёт своё одиночество и отделённость, своё бессилие и незнание, случайность своего рождения и смерти. Он не смог бы находиться перед лицом такого состояния бытия ни секунды, если бы не был способен находить новые связи со своими ближними, взамен старых, определяемых инстинктами… Необходимость единства с другими живыми существами, связанность с ними - насущная потребность, он неё зависит психическое здоровье человека… есть несколько способов, которыми это единство может быть найдено и достигнуто. Человек может попытаться достичь единства с миром путём подчинения человеку, группе, учреждению, Богу. На этом пути он преодолевает отделённость своего индивидуального существования, становясь частью кого-то или чего-то большего, чем он сам, и ощущает идентичность в своей связи с той силой, которой он подчинился. Или… человек может попытаться объединить себя с миром путём обретения власти над ним, делая других частью себя…"
     Такой тип взаимодействия личности и коллектива Фромм называет симбиотическим. И  утверждает, что именно такой тип  взаимодействия  был наиболее присущ человеку на разных этапах развития общества:
     "В  развитии человеческого рода  степень осознания человеком себя как отдельного Я зависит от степени, в которой он отделился от клана, и от степени развитости процесса его индивидуализации. Член примитивного клана мог бы выразить своё чувство идентичности формулой "Я - это Мы", он ещё не постиг себя как "индивидуума", существующего отдельно от группы. В средневековом мире индивид идентифицировался со своей социальной ролью в феодальной иерархии. Крестьянин не был человеком, который случайно оказался крестьянином, а феодал - человеком, который случайно оказался феодалом. Он был либо крестьянином, либо феодалом, и это чувство неизменности позиции было неотъемлемой частью его чувства идентичности. Когда рухнула феодальная система, его чувство идентичности было поколеблено, и встал острый вопрос "Кто я?"…
     Развитие западной культуры шло в направлении создания основы для полного выражения индивидуальности. Политическое и экономическое освобождение человека, приучение его думать за себя и избавление от авторитарного давления давали надежду, что он сможет ощутить своё Я как центр и активный субъект своих способностей, каким оно и является. Но лишь меньшинство пришло к новому переживания Я. Для большинства же индивидуализм был не больше, чем фасад, за которым скрывалась неудача в обретении индивидуального чувства идентичности… Вместо доиндивидуалистической клановой идентичности формируется новая, стадная идентификация, в которой чувство идентичности основывается на чувстве неоспоримой принадлежности толпе".
     Столь обширная цитата приведена здесь  для того, чтобы определить основную философскую предпосылку оптимального развивающего взаимодействия личности и коллектива. Оказывается, коллектив может способствовать саморазвитию личности ровно в той мере, в какой осознают себя личностями его члены. Поэтому основная философско-педагогическая задача воспитателя - построить коллектив, в котором каждая личность будет ощущать себя субъектом продуктивной деятельности, осознавать, насколько коллективная деятельность способствует развитию творческой индивидуальности, принимает её. Чувство продуктивной общности, а не иллюзия конформной защищённости - вот идеал отношений, которых каждая личность должна ждать от коллектива, к которым должна стремиться, продуцировать их собственной деятельностью в обществе. 
 

     1.2 Психолого-педагогическая  характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности 

     Начиная рассмотрения данной темы, невольно сталкиваешься  с определенными сложностями, которые  возникают из-за принципиальных различий в источниках  по педагогике и психологии   относительно понятия и структуры ученического  коллектива даже в работах одного автора.    Так, например   Столяренко,  с одной стороны разделяет понятия учебной группы и коллектива,  а с другой стороны  признаёт существование учебного коллектива, что по существу  нарушает первый закон логики: тождества мышления.  В связи, с  чём здесь же у автора наблюдаются, и определённые неточности  в структуре учебной группы или ученического коллектива которые никаким образом не разъясняются. Практически во всех источниках возникает сложность при употреблении понятия  коллектив, под которым в педагогической литературе может пониматься: общешкольный коллектив города, ученический коллектив школы, ученический коллектив параллелей классов,  ученический коллектив класса а также коллективы клубного типа ( кружки, секции),  добровольные общества и микрогруппы .и.т.д.  Вероятнее всего такой разнобой употребления латинского  термина «коллективус» связан с весьма неоднозначным переводом его понятия (сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа). Проблему с интерпретацией  этого латинского термина затрагивает и И.П. Подласый: «Неудивительно, что оно стало нечётким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей».
     Самое большое распространение получило мнение о существовании 4х стадий развития. Среди тех, кто его придерживается можно выделить Петровского. Он выделяет следующие стадии развития коллектива:
     1 диффузия (межличностные отношения  есть, но они  не опосредованы содержанием цели)
     2 ассоциация (на ней межличностные  отношения опосредованы личностно-значимым содержанием)
     3 корпорация (на ней межличностные  отношения опосредованы личностно-значимым  содержанием, но ассоциированы  по своим установкам содержанием  групповой деятельности).
     4 коллектив (на ней группа выполняет  важную общественную функцию, отвечает социальным нормам и которая способна обеспечить возможности гармонического развития личности каждого её члена)
     Определяя коллектив как группу, в которой  взаимодействие и взаимозависимость  индивидов опосредуется общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности Петровский выделяет основные признаки развитого коллектива:
     1  идейная общность,
     2 сплочённость членов коллектива  на основе общественно значимых  целей деятельности.
     3 взаимная требовательность и  ответственность
     4 управляемость. Коллектив как  самоуправляемая система
     5 устойчивость
     6 взаимопомощь
     7 обеспечение всестороннего развития  и реализации целей каждого  члена коллектива.
     Но, что интересно,  группа,  достигнув 4й стадии своего развития, и, по мнению Петровского, таким образом, ставшая  коллективом,  не входит в стопор. Так, например А.Г. Кирпичник выделяет следующие стадии развития на данном этапе:
     1.    подъм активности, новизна, энтузиазм, положительные эмоции
     2. временный психологический спад, перестройка групповой психологии выявление недостатков, снижение удовлетворённости.
     3.   подъём, но не достигающий той высоты, на которой коллектив, с точки зрения психологического настроения, находился вначале.
     Если  обратно обратиться к школьному  коллективу, первичному ученическому коллективу - классу то мы вероятнее всего не увидим столь высокоорганизованных групп достигших 4 стадии развития. Вероятнее всего это связано с различными подходами к пониманию второго значения термина  коллектив  в  литературе по педагогике и психологии. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков, среди которых И. П. Подласый выделяет:
     1  Общую социально значимую цель,
     2  Общую совместную деятельность,
     3 Отношение ответственной зависимости  (специфические отношения, связанные  с переживаниями по поводу  совместной деятельности и её  оценкой).
     4   Общий выборный руководящий орган.
     На  основании чего И. П. Подласый мог прийти к выводу о том, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
     При воздействии на личность коллектив  использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным  стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.
     Общественное  мнение воздействует одновременно и  на сознание, и на волю, и на чувства  ученика. Под его воздействием общее  настроение неизбежно передается человеку, нередко даже помимо его желания, и при этом захватывает всю  сферу индивидуальной психики.
     Находясь  в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние и, не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения.
     Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение  личности потому, что человек живёт  не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом.
     Однако  подросткам не всегда присущи положительные  эмоции, вызываемые поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и недоброжелательность.
     При рассмотрении данной темы нельзя не увидеть, что общественная похвала оказывается  в некоторых случаях значительно  весомее личного поощрения педагога.
     Одним из эффективных методов в педагогике можно назвать метод одобрения, но при применении этого метода без участия коллектива, появляется множество ненужных слухов и кривотолков в среде школьников. Награждение сверху без учёта мнений снизу снижает эффективность самого метода.
     Однако  общественное одобрение не должно превратиться в некоторое возвеличивание мнимых заслуг школьников, что может привести к появлению зазнайства и других отрицательных черт личности.
     Метод общественного обсуждения, выраженного  в форме порицания, гнева, негодования  и других  искореняет плохие черты подростков, помогает им в формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от произвола своевластия, от капризов  отдельных личностей.
     Публичное осуждение вызывает чувство стыда, неловкости, неприятных переживаний  перед своими товарищами. Оно способно вызвать у подростка быструю перестройку его желаний, чувств, стремлений и воплотиться в позитивные  для педагога действия. В данном случае особо интересным представляется мнение А.С.Макаренко,  который, рассматривая данную ситуацию, замечал, что потрясенные в самой сущности своих отношений к коллективу и поставленные перед необходимостью принять решение, подчиняясь эмоциональному влиянию коллектива ученики  «взрывают» в себе очень многие прежние представления.
     Поэтому было бы разумным считать что при применении того или иного метода необходимо учитывать то к кому применяется этот метод. Личность может замкнуться в самой себе, что создаст её жизни много различного рода проблем. Но, не смотря на все сложности применения данного метода, нельзя закрывать глаза на его результативность и потенциал. Необходимо его углублять и развивать с учётом современных достижений.
     Эффективность общественного мнения в детской  среде в значительной степени  основана на том, что оно представляет позицию, разделяемую большинством в коллективе.  Поэтому индивидуальное мнение вольно или невольно отступает перед его авторитетом, общественное мнение добивается принятия своих требований благодаря двум основным социально-психологическим механизмам: солидаризации и комфортности. Общественное мнение становится результативным воспитательным средством, если использование его связано с проявлением чуткости, внимания, доверия к личности, если оно побуждает и стимулирует развитие лучших черт характера, апеллирует к совести личности, к её социальным чувствам. 
 

1.3 Создание эффективных  моделей воспитывающего  коллектива
     Самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» стал А.С.Макаренко.  Когда педагогами затрагивается тема коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически ассоциируется с личностью этого великого педагога. Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С.Макаренко.
     Вследствие  этого, было бы правильным, более подробно, остановиться на модели коллектива, которая  была  создана в управляемых им учреждениях.
     Учение  А.С Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
     Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
     Первая  стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива. В это  время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.
     На  второй стадии усиливается влияние  актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями  о том, что приносит пользу, а что  — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
     Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований  постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
     Развитие  коллектива на этой стадии связано  с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
     Третья  и последующие стадии характеризуют  расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых  на предыдущих этапах развития. Чтобы  подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
     Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко  считал также внутри-коллективные  отношения,  имеющие особые отличительные признаки:
     1) мажор — постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
     2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
     3) дружеское единение его членов;
     4) ощущение защищенности каждого  члена коллектива;
     5) активность, проявляющуюся в готовности  к упорядоченному, деловому действию;
     6) привычку к торможению, сдержанности  в эмоциях и словах.
     Особо интересными для изучения модели воспитательного коллектива А.С.Макаренко  являются  законы существования коллектива. Их было три:
     1. закон системы перспективных линий,
     2. принцип параллельного действия,
     3. преемственность поколений. 
     Практическую  цель, которая способна увлечь и  сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.  
     Ответ на вопрос, мучивший Макаренко, удалось  дать в практике своей работы В.А. Сухомлинскому. Он реализовал принцип  заботы о каждом члене коллектива, о его здоровье, настроении и индивидуальных задатках. Воспитание любовью, уважением, разумом считал В.А. Сухомлинский главным в превращении ребёнка в полноценного члена общества и гражданина такого общества.
     Василий Александрович Сухомлинский (1918-70), практически, во всех  своих трудах затрагивал тему коллектива. Для В.А. Сухомлинского детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность. Работы В.А.  Сухомлинского по изучению коллектива не потеряли  актуальности и по сегодняшний день, так как он рассматривал наиболее распространённые коллективы в наше время: школы и класса. Такой подход В.А. Сухомлинского обусловливался его работой в школе.
     Коллектив,  по мнению, В.А. Сухомлинского должен являться авторитетом  для ребёнка, ибо, если он в нём ничего не находил для своей духовной жизни и не приобщался к высшим интересам, он для него переставал быть таковым.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.