На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                        3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА                                                                 9
1.1 Мотивация: понятие, особенности, классификация                                   9      
1.2 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа                                    16
1.3 Роль мотивации при  поступлении в ВУЗ                                                     21
 
ГЛАВА II.Особенности мотиваций абитуриентов Новосибирских ВУЗов                                               27
2.1 Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста                     27
2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг                                                                                         35
2.3 специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области                                                                                       40
ГЛАВА III. Усиление мотиваций абитуриента при выборе ВУЗа                                                          52
3.1 Рекомендации по улучшению работы всех ВУЗов            52
3.2 Рекомендации по улучшению работы  НГУЭУ                59
Заключение                                                                  62
Список использованных источников                67
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                          69
 
 
 
 
Введение
Период обучения в вузе и получение высшего  образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения  высшего образования занимает ведущее  место в структуре личности; посредством  именно этого понятия объясняются  движущие силы поведения человека.
Изучение мотивации  профессионального выбора и системы  ценностных ориентаций студенческой молодежи служит инструментом для выявления  изменений, происходящих в отношении  перспектив получения высшего образования. Общее направление реформ экономической  и социальной жизни в нашей  стране существенно изменило ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии  молодыми людьми. Вопросам изучения мотивации  выбора профессии и учебной деятельности студентов вуза уделяется особое внимание.
После перехода к рыночной экономике в России начал формироваться и рынок  образовательных услуг. Вместе с  развитием в стране обучающих  структур и технологий происходит и  эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей  в данной сфере. Несмотря на то, что  некоторые авторы полагают, что этот рынок существовал и в советскую  эпоху, и даже выделяют в нем некоторые  элементы маркетинга, все-таки говорить о системе подготовки и распределения  специалистов в условиях командно-административной системы СССР как о рынке, конечно, нельзя. Особое значение имеет сектор услуг по предоставлению возможности  получения высшего образования. Хотя на рынке образовательных услуг  можно получить среднее профессиональное образование, пройти переподготовку или  дополнительные курсы, все таки, большинство  авторов, рассматривая сферу образовательных  услуг, обращают свое внимание, в первую очередь, на высшие учебные заведения. Данная работа также посвящена изучению этого сегмента рынка.
Авторы многих статей и даже монографий вполне справедливо  обращают внимание на то, что маркетинг  имеет первостепенное значение для  развития сферы образовательных  услуг, но нередко не приводят аналитических  и цифровых выкладок, демонстрирующих  состояние рынка, ограничиваясь  лишь общими фразами и призывами. Рекомендации же которые они дают, как правило, применимы к любому виду услуг и часто в них  не учитываются специфические особенности  поведения основной целевой группы - молодежи.
Высшее образование  в России, как и другие сферы  производственной и непроизводственной деятельности, все острее ощущает  давление рынка. Будучи связанными новыми обязанностями и свободами, процессы управления в вузах становятся все  более адекватными тем, которые  используются в сфере предпринимательства, и высшие учебные заведения столкнулись  с рядом проблем, связанных с  процессами эффективного управления. Это обусловлено, прежде всего, нехваткой  финансирования в целом и бюджетного финансирования в частности.
Вынужденные искать дополнительные источники поступления  средств, вузы открывают новые специальности  и специализации, на которые количественный прием, как, впрочем, и методика обучения, не всегда были продуманными. В результате значительное число студентов-выпускников, в том числе престижных сегодня  экономических и юридических  специальностей, остаются невостребованными, а государственные вложения в  образование не всегда используются рационально. Положение усугубляется ликвидацией системы обязательного  распределения молодых специалистов.
Оценивая сегодня  ситуацию на рынке образовательных  услуг, мы должны признать, что вузы неверно определили конечного потребителя  своего продукта. До недавнего времени  им было незнакомо такое понятие, как рынок образовательных услуг. В городе существовало несколько  государственных вузов, которые были известны всем и отличались своей особой направленностью в подготовке специалистов определенных специальностей. С вхождением России в рыночную экономику стали появляться негосударственные высшие учебные заведения, а старейшие вузы страны стали максимально диверсифицировать набор возможных специальностей. Их целью стал процесс удовлетворения спроса самых разных сегментов рынка для обеспечения "рывка" в конкурентной борьбе и получения альтернативных источников финансирования. Развитию этого процесса способствует наблюдаемый сегодня бурный рост популярности высшего образования в целом и определенных специальностей в частности. Вполне очевидно, что для любого субъекта рыночных отношений характерно осуществление его деятельности на конкретном рынке, а вузы работают одновременно на двух рынках: рынке образовательных услуг и рынке труда.
Таким образом, к  потребителям образовательных услуг  вуза можно отнести с одной  стороны студентов/слушателей, а  с другой компании и организации. Именно их потребности стремится  удовлетворить вуз. Еще одним  важным заказчиком (покупателем и  потребителем) образовательных программ является общество, чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные  не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности  личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, выделяющее определенные бюджетные средства на обучение так называемых бюджетных  студентов. Покупателями образовательных  программ могут быть родители, участвующие  в принятии решения о выбору вуза и оплачивающие обучение своих детей. Кроме них целевыми аудиториями  вуза являются абитуриенты и средние  школы, преподаватели и поставщики (издательства, производители учебной  мебели, канцелярских товаров и пр.) и, наконец, СМИ. Все эти целевые  аудитории имеют собственные  потребности и ожидания относительно образовательных программ вуза.
Актуальность  темы объясняется тем, что вопрос мотивации, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности, успешности социально-психологической  адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.
Выбор выпускниками школ высшего учебного заведения  является задачей со многими неизвестными, от успешного решения которой  зависит его будущее. Каждый школьник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Потому в настоящее время спрос на образовательные услуги достаточно велик. Однако меняются времена, меняется экономическая обстановка в стране, меняется спрос со стороны работодателей, меняются в след за этим и запросы абитуриентов. То, что было для них важно сегодня, завтра может оказаться уже совершенно незначащим фактом. Следовательно, ВУЗы, чтобы выиграть в конкурентной борьбе друг с другом за будущего студента, должны четко отслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов, предлагать новые формы и методики обучения, чтобы своевременно адаптироваться к происходящим в этой сфере изменениям. Таким образом, определение мотивации выпускников школ позволит выявить те факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на их выбор ВУЗа.
Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего  образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Объектом исследования является рынок образовательных  услуг г. Новосибирска
Для достижения основной цели были поставлены следующие  задачи:
1.  Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Новосибирска относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2.  Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
3.  Разработать анкету для опроса студентов 1 и 2 курсов  ВУЗов . г. Новосибирска о мотивации выбора ВУЗа;
4.  Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;
5.  Проанализировать данные анкетирования;
6.  Сделать выводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследования гипотезы с полученными результатами исследования.
Данная работа состоит из введения, трех глав (теоретической, исследовательской и рекомендательной), заключения и списка литературы.
В первой главе  был проведен сбор информации, раскрытие  основных определений и классификаций  мотивации, проводилось выявление  факторов, влияющих на выбор абитуриентом ВУЗа, была выявлена роль мотивации  при поступлении в ВУЗ.
Во второй главе  производится сбор, анализ и сравнение  данных, полученных с различных социологических  и интеренет-опросов на предмет  выявления намерений респондентов в отношении получения высшего  образования. Так же были выявлены мотивирующие факторы для абитуриентов Новосибирска и Новосибирской области.
Таким образом, можно  сделать вывод, что различные  аспекты данной темы продолжают разрабатываться  в научно-исследовательской литературе по настоящее время и данной работой  автор вносит свой посильный вклад  в изучение  сферы образовательных  услуг на примере г. Новосибирска.
 
Курсовая работа представляет интерес как для  выпускников школ и их родителей, так и, прежде всего, непосредственно  для высших учебных заведений.
Все результаты исследования обрабатывались и описывались  в следующих компьютерных программах: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Теоретические аспекты мотиваций абитуриента
 
1.1 Мотивация:  понятие, особенности, классификация
Мотивация - это  совокупность движущих сил, которые  побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.
Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью  побуждения человека к действию. В  самом общем виде потребность - это  ощущение недостатка в чем-либо, которое  имеет индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, общие для всех людей (первичные потребности) получили название - нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, носят более  персонифицированный характер и  формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и  т. п.
Пока потребность  существует, человек испытывает дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения потребности (снять стресс). Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму  проявления, переходя на другой уровень  иерархии потребностей. Потребности  являются основным источником активности человека, как в практической, так  и познавательной деятельности.
Осознанная и  сформулированная человеком потребность  далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого  необходимы определенные условия:
наличие достаточно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность (хочу...) на уровне ощущений, что так дальше жить нельзя. Это условие является ключевым и определяет направление усилий для
ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для осуществления действий и
развития способностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу...).
Исходя из вышесказанного следует вывод. Мотивация - это создание условий, оказывающих воздействие  на поведение человека.
Мотивационный процесс  включает:
-оценку неудовлетворенных потребностей;
-формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;
-определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.
Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.
Стимулы выполняют  роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие  стимулов переводит существующие потребности  в мотивы при условии соответствия их друг другу.
Б качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и  обязательства, предоставляемые возможности  и т. п., что желал бы получить человек  за определенные действия (производственное поведение).
Но побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь источником побуждения является мотивационная  структура индивида, которая формируется  под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает  сам человек, сталкиваясь с задачей  или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.
Один и тот  же мотив может быть порожден в  зависимости от ситуации как внешним  воздействием (стимулом - внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной  структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или  умелыми действиями руководителя.
Можно выделить два направления поиска способа  удовлетворения потребностей.
Поиск способа  достижения успеха при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям  целевую направленность. Примеры мотивов, определяющих данный путь реализации потребностей: интерес, карьерный рост, самоутверждение и т.п.
Поиск путей избежания  каких-либо обстоятельств, объекта  или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным  действиям. Основными мотивами поведения  человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.
Поведение человека приводит к конкретному результату, который подвергается оценке. Степень  удовлетворения влияет на поведение  человека в сходных ситуациях  в будущем. При этом люди стремятся  повторить то поведение, которое  ассоциируется с удовлетворением  потребности, и избегать такого, которое  ассоциируется с неудовлетворенностью.
В мае 2009 года было проведено локальное социологическое исследование, касающееся вопросов мотивации получения высшего образования и выбора будущей профессии среди студентов Российского университета дружбы народов (РУДН).
Анализ мотивационной  структуры получения высшего  образования показал, что для  трети респондентов доминирующим мотивом  является получение определенного  статуса в обществе; немногим больше трети опрошенных студентов назвали предполагаемую возможность хорошего заработка в будущем. 30% респондентов дали иные ответы. При этом в мужской и женской части выборки обнаружились определенные закономерности. Так, к числу ведущих мотивов получения высшего образования 24% юношей относят получение определенного статуса в обществе. Второе место по популярности разделили такие ответы, как "расширить свой культурный кругозор" и "возможность хорошо зарабатывать" (по 18% на каждый ответ). Возможность получить диплом как таковой и начать свое дело отметило 13% юношей; весело прожить студенческие годы - 9%; менее 5% молодых людей дали другие ответы.
В группе девушек  ведущими мотивами получения высшего  образования стали: возможность  хорошо зарабатывать (36%); получение  определенного статуса в обществе (33%); занять высокую руководящую  должность (11%); расширить свой культурный кругозор (11%); возможность получить диплом как таковой и начать свое дело (9%).
Как видно из результатов исследования, получение  высшего образования юношами  во многом определяется будущим положением в обществе. Для девушек мотивация  получения высшего образования  в большей степени детерминируется  материальными возможностями, которые  предоставит будущая профессия.
В рамках исследования в 2009 году был проведен опрос среди 45 школьников от 14 до 16 лет, обучающихся  на экономическом (Научно-образовательный  центр ВНКЦ ЦЭМИ РАН) и математическом (детско-юношеский центр "Единство") школьных факультативах с целью  выявления мотивации профессионального  выбора старшеклассников и выбора учебного заведения, в котором они планируют  продолжить обучение после окончания  школы. Результаты этого исследования наглядно изображены на рис.1.
Рисунок 1.
 Мотивы выбора профессии учащимися (в % от числа опрошенных, 2009 г.)

Таким образом, главным  мотивом выбора профессии учащимися  являются собственные увлечения  и интересы, а также размер оплаты труда, что вполне естественно, если учитывать сложившийся характер и уровень жизни в стране.
1 сентября 2010 учебного  года в рамках состоявшейся  в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня  Знаний» было проведено маркетинговое  исследование с целью выявления  мотива выбора абитуриентами  ВУЗ и специальности. Данные  представлены в таблице 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1.
 
Перечень обстоятельств
Процент от общего числа опрошенных
1
Удачно устроить свою личную жизнь
32%
2
Это связано с  моей мечтой
27,7%
3
Стоимость обучения ниже, чем в других вузах
16,6%
4
Страх, что в  другие вузы не поступлю
8,7%
5
Не имею четких профессиональных предположений,
все равно, где  учиться
8%
6
Поступил(а) за компанию с друзьями
7,7%
7
По результатам  ЕГЭ в другие вузы не прошел(а)
6,9%
8
Нежелание терять год
6,1%
9
Страх перед службой  армии
2,7%




Основные  мотивы выбора абитуриентами ВУЗа и  специальности (2010 г.)
 
 
Мотивацию классифицируют по нескольким признакам.
В зависимости  от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную.
Материальная  мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.
Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.
Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидерству в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.
По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование.
Нормативная мотивация — это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
Принудительная  мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирование — воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Первые два  вида мотивации прямые, так как  предполагают непосредственное воздействие  на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов.
По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.
На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом  взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому  руководитель для осуществления  мотивации должен определить эти  потребности и найти способы  их удовлетворения.
При внешней мотивации воздействие на субъект происходит из вне, например через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т. д.
Внутренняя и  внешняя мотивации четко не разграничены, поскольку в различных ситуациях  мотивы могут возникать как по внутренним, так и по внешним причинам. Руководителям очень важно знать  о наличии этих двух видов мотивации, так как эффективно управлять  можно, только опираясь на внешнюю мотивацию, но при этом принимать во внимание и возможное возникновение определенных внутренних мотивов.
 
 
 
 
 
1.2 Факторы влияющие  на выбор выпускником ВУЗа
Образовательный портал «ВСЕВЕД», на проходившей в  ноябре 2005 г. Международной Выставке «Образование и Карьера XXI», проводил независимое анкетирование будущих  абитуриентов. На вопрос: «Какими же основными критериями руководствуются  абитуриенты при выборе ВУЗа?»
Главным критерием  снова было названо – трудоустройство (28%), затем следует выдача дипломов государственного образца – 26%, третье место поделили между собой известность (престижность) вуза и углубленное  изучение языков (по 14% соответственно), и далее по убыванию значимости:
·  территориальное месторасположение ВУЗа – 9%,
·  материально-техническая база ВУЗа – 8%,
·  другое – 1%
При выборе вуза решающим фактором (проект EXAMEN в сентябре 2008 и апреле 2009) для родителей старшеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей.
Для 12% решающей характеристикой является стоимость  обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые  годы. Это связано с постепенным  сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией  вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом. Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывались  следующие:
·  Уровень сложности вступительных испытаний - 11%;
·  Удобное расположение вуза - 9%;
·  Контакты с зарубежными вузами и другими организациями - 8%;
·  Количество изучаемых иностранных языков - 7%;
·  Возможность получения двух дипломов - 6%;
·  Бренд вуза - 5%;
·  Наличие военной кафедры - 5%;
·  Положительные отзывы знакомых - 5%;
·  Возможность получения образовательного кредита на льготных условиях - 3%;
·  Наличие подходящих форм обучения - 3%;
·  Спортивные сооружения вуза, наличие спортивных секций - 3%;
·  Форма оплаты обучения - 3%;
·  Наличие магистратуры - 2%;
·  Наличие известных преподавателей - 2%.
Как показал анализ данных исследований, уменьшается, однако, значимость таких факторов, как наличие  военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так  много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а  также зависимость от количества изучаемых иностранных языков.
На основании  полученных данных исследования, проведенного в 2006 году, можно сделать заключение о о том, что главным критерием  при выборе профессии молодежь считает  оплату труда (62%). Значительно меньшая  доля школьников отмечает престиж профессии, возможность карьерного роста (12%), легкость обучения в вузе по выбранной специальности (8%) и др. Заметно ниже рейтинг такого критерия, как собственные интеллектуальные возможности (5%) (рис.2).
 
 
 
Рисунок 2.
Что сейчас в  большей степени влияет на выбор  профессии молодежью?
Интересно, что  такую же тенденцию выделяет психолог Б.А. Райзберг, определяя три критерия выбора профессии молодежью:
•  ожидание высоких денежных доходов, заработной платы;
•  популярность профессии, известность, почитание в школьной среде;
•  наличие спроса на специалистов данной профессии.
В меньшей степени  сказываются индивидуальные предпочтения, основанные на разнообразных ассоциациях. Очевидно, это связано с особенностями  возраста школьников, обусловливающими статичный подход к выбору профессии, не учитывающий того, что за время  от момента выбора и до момента  овладения профессией или получения  специальности от ряда предпочтений, на которых основан выбор, может  не остаться и следа.
По данным опроса Фонда “Общественное мнение”  в 2008 г., престиж высшего образования  среди молодежи сомнению не подвергается. И, прежде всего, потому что позволяет  найти хорошую и высокооплачиваемую работу (ответы респондентов - «без высшего  образования – никуда»). Также немаловажными факторами выбора высшего образования выступают: возможность самосовершенствования, развития личности («чтобы было интеллектуальное развитие»), возможность избежать службы в армии («от армии как-то оттянуть время»).
С другой стороны, некоторые молодые люди выбирают высшее образование скорее по инерции, нежели рационально («все стремятся  получить высшее образование – ну, есть такое клеймо»; «для родителей, ну так, для галочки»).
Независимое рейтинговое агентство «РЕЙТОР» в 2009 году провело социологическое исследование среди студентов первого курса ведущих московских вузов, оно показало, что при выборе вуза абитуриенты, в основном, ориентируются на небольшую группу приоритетных критериев:
•  «востребованность выпускника на рынке труда»,
•  «престижность вуза»,
•  «наличие в вузе интересующей специальности»,
•  «уровень преподавания в вузе в целом»
Судя по всему, образование, полученное в государственных  вузах, по-прежнему считается более  качественным. Результаты опросов свидетельствуют, что именно качество образования  играет определяющую роль при выборе вуза. Наличие в вузе нужной специальности  и перспективы будущего трудоустройства  в мотивации абитуриентов уходят на второе и третье места.
 
 
 
 
 
 
1.3 Роль мотивации  при поступлении в ВУЗ
Мотивация при  выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить  свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той  или иной профессии: общественно  социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. 
И в российском обществе в целом, и в сознании молодого поколения, и на уровне отдельного молодого человека, осуществляющего  выбор жизненного пути, сложилось  устойчивое стремление к получению  высшего образования. Проблема выбора профессии стара как мир, а  удачно выбранная профессия сокращает  частоту физических и психических  проблем, связанных со здоровьем  и усиливает удовлетворённость  человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние  на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и  уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных  и в этом смысле судьбоносных в  жизни каждого человека, в его  профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией
   В связи  с этим актуальным становится  вопрос  о мотивации выбора  профессии.
Проблему мотивации  выбора профессии рассматривали  в своих трудах ученые и психологи : Л.С. Выготский. Б.А. Райзберг В.Ф. Сафин, Г.П. Ников; Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова; П.А. Шавир; И.С. Дон; В.В. Чебышева; А.А. Филиппов, Л.Л. Кондратьева; В.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер; Е.А. Климов; Е.М. Борисова, К.М. Гуревич; А.К. Осницкий и др.
Мотивация занимает ведущее место в структуре  поведения личности и является одним  из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация – побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить  определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих  субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.
Мотивация при  выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить  свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той  или иной профессии: общественно  социальная значимость данной профессии, престиж, заработок.
Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации  выбора профессии, обнаруживает большое  разнообразие мотивов, влияющих на эффективность  процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная  заработная плата, наличие льгот) большое  значение имеют психологические  мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной.
Согласно первому  подходу потребности человека и  являются основным мотивом поведения, а, следовательно, и деятельности личности. К сторонникам такого подхода  можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу , Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда.
Основа второго  подхода - процессуальные теории. К  ним относятся теория ожиданий, или  модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и модель Портера  Лаулера.
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в  том, что успеваемость учащихся зависит  в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов.     
Однако дело не только в том, что способности  и мотивация находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.
Если студент  разбирается в том, что за профессию  он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.
С помощью экспериментов  на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5 курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения.
С одной стороны, перед нами — высокая удовлетворенность  профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.
Таким образом, формирование положительного отношения к профессии  является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею.
Выбирая вуз и  специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются  определенным общественным мнением  относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также  немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался  в школе. На вопрос одного из исследований: «Кем хотят работать старшеклассники?»  были получены ответы:
•  Менеджером - 23%
•  Специалистом по финансам - 15%
•  Специалистом по рекламе, маркетингу, PR - 15%
•  Лингвистом, переводчиком - 9%
•  Психологом - 8%
•  IT-специалистом - 8%
•  Дизайнером - 4%
•  Инженером, архитектором - 4%
•  Врачом - 4%
•  Журналистом - 3%
•  HR-менеджером - 3%
•  Социологом - 2%
•  Юристом - 2%
Общероссийский  классификатор специальностей по образованию (ОКСО) насчитывает более 600 наименований. Специалисты агентства «РейтОР» решили определить, какие же специальности (направления подготовки) сейчас наиболее популярны среди абитуриентов и  их родителей. С этой целью проведен опрос посетителей 24-й Международной Московской выставки «Образование и карьера – XXI век» и изучены перечни образовательных программ, предлагаемых в российских вузах. Как показали опросы абитуриентов, выпускники школ практически 10-лет не меняют свои пристрастия при выборе будущей специальности (рис. 3).
 
Рисунок 3.
Популярные специальности (в процентах от общего числа опрошенных)

 
Глава II. Особенности мотиваций абитуриентов Новосибирских ВУЗов
 
2.1Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста
Сегодня Новосибирск – это всемирно известный культурно-просветительский центр. Именно, так называемый Академгородок, принес небывалую славу городу. В Академгородке расположены самые крупные научно-исследовательские институты – Институт ядерной физики СО РАН, Институт неорганической химии им. А.В. Николаева, Институт физики полупроводников, Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева, Исследовательский институт патологии кровообращения Мешалкина. На сегодняшний день новосибирскому студенту есть, где развернуться – тут 32 высших учебных заведения, а точнее 11 университетов, 8 академий, 13 институтов. Кроме этих ВУЗов, в Новосибирске имеются 14 филиалов других ВУЗов ведущих городов России.
Тут достойно представлены не только государственные высшие учебные  заведения, но и негосударственные. И если раньше бытовало мнение, что  в негосударственный ВУЗ идти рискованно: стоимость обучение высокая, а диплом некачественный, к тому же работодатели не очень «любят»  выпускников коммерческих высших учебных  заведений, то сегодня более 1,5 млн. человек учатся в таких учреждениях. И, скорее всего, это направление  будет развиваться и дальше.
НГТУ
Ведущим ВУЗом  города является Новосибирский государственный технический университет (НГТУ). Основан университет в 1950 году, и сегодня тут обучается более 22 тыс. студентов. Кроме того, в пределах НГТУ функционирует единственный в регионе, и одновременно уникальный, Институт социальной реабилитации для лиц с ограниченными физическими возможностями. Получив диплом в этом университете, вы, как специалист, вполне сможете занять выгодную должность, и как следствие, продвинуться по карьерной лестнице, и обеспечить себе безбедное существование. К тому же, и у работодателей очень котируется диплом НГТУ, поскольку всегда лучше иметь работника с хорошим уровнем подготовки.
НГУ
Еще одним крупным  ВУЗом Новосибирска считаетсяНовосибирский государственный университет (НГУ). Именно этот университет окончили самые известные писатели, артисты и певцы города. Кроме того, он согласно рейтингу вошел в пятерку лучших ВУЗов России. С 2009 года НГУ получил статус национального исследовательского университета. Выпускниками Новосибирского государственного университета стали известные бизнесмены города: директор «Топ-книги» Георгий Лямин, директор завода «Экран» Антон Бальцевич, директор «МДМ Банка» Игорь Ким, Николай Скороходов – один из владельцев компаний «Лэнд», «Холидей» и бывшего Инвестиционного городского банка и многие другие.
НГУЭУ
На третьем  месте в рейтинге ведущих университетов  Новосибирска достаточно прочно обосновался Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ). Этот ВУЗ был основан одним из первых. НГУЭУ прославился тем, что именно отсюда вышло самое большое количество успешных политиков и бизнесменов. НГУЭУ подготавливает менеджеров высшего управленческого звена в 5 институтах. Кроме этого, университет набирает специалистов в аспирантуру и докторантуру по таким специальностям: статистика, бухучет, финансы, экономика, управление народным хозяйством, банковское дело и кредит.
Кроме перечисленных  ВУЗов в десятку лучших вошли Новосибирский государственный аграрный университет, Сибирский госуниверситет путей сообщения,Новосибирская государственная академия водного транспорта, Новосибирский государственный медуниверситет, Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирский классический институт, а также Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. Эти университеты пользуются отличной репутацией, и из их стен вышло и ежегодно выходит большое количество одаренных личностей.
Какой бы ВУЗ  вы не предпочли, отнеситесь к этому  выбору максимально серьезно и добросовестно. Ведь качественный диплом в будущем  может вам не раз пригодиться. В любом случае, советуем вам обратить внимание на наличие лицензии и аккредитации, а также не забудьте просмотреть  сроки действия указанных документов, узнайте о технической и информационной базе заведения, плюс, не лишним будет  выслушать отзывы о выбранном  ВУЗе.
На одном из интернет порталов в 2010 году было проведено электронное голосование, которое определило самые популярные ВУЗы г. Новосибирска. Данные результатов голосования представлены на рис.4.
 
Рисунок 4.
Самые популярные ВУЗы г. Новосибирска.

Расширился и  перечень предлагаемых сопутствующих  образованию товаров и услуг. Циклический характер развития рынка образовательных услуг обусловлен суммарным воздействием на него комплекса факторов общеэкономического характера, среди которых можно выделить:
-изменения в социально-экономическом укладе общества;
-колебания общехозяйственной и отраслевой конъюнктуры и связанные с ними структурные изменения в народном хозяйстве;
-состояние национальной системы образования;
-ситуация на рынке труда.
Все эти факторы  в большей или меньшей степени  взаимосвязаны. Цикличность их взаимодействия определяется как циклическим характером развития экономики, так и частными изменениями социально-политической обстановки в нашем обществе.
Вместе с тем  рынок образовательных услуг  приблизился к ситуации, когда:
-наращиваемый объем предложения уравновесил доминирующий ранее платежеспособный спрос и стал превосходить его;
-оформился дифференцированный спрос на образовательные услуги в сфере бизнеса;
-сложилась развитая инфраструктура рынка образовательных услуг;
-федеральные и региональные органы власти не в состоянии обеспечить для учреждений образования достаточную материальную поддержку, и им приходится проводить маркетинговые исследования.
В сложившихся  условиях рыночной экономики занять достойное место на рынке образовательных  услуг могут только те учреждения, которые активно используют инструменты маркетинга:
-постоянное исследование спроса и предложения;
-формирование сбалансированного портфеля услуг;
-предложение цен, адекватных платежеспособному спросу и качеству услуг;
-осуществление гибкой коммуникационной и сбытовой политики.
Маркетинг образовательных  услуг представляет собой систематическое, детализированное, научно обоснованное изучение и формирование спроса на специалистов, проявляемого на индивидуальном, групповом, региональном и других уровнях, и управление им.
Маркетинг образовательных  услуг должен учитывать взаимодействие, в котором активно проявляют  себя следующие субъекты:
-конкретные потребители образовательных услуг;
-образовательные учреждения, заинтересованные в сохранении, развитии и расширении объемов предоставляемых услуг, повышении их качества;
-педагоги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего творческого и интеллектуального потенциала;
-органы управления образованием, роль которых на рынке образовательных услуг заключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом, кадровом обеспечении деятельности образовательных учреждений государственной принадлежности;
-хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в качестве работодателей и заинтересованные в специалистах определенного профиля.
В настоящее время  маркетинг является в основном прерогативой органов управления образованием. Так, негосударственные образовательные  структуры используют только определенные элементы маркетинга: постоянно ведут  поиск абитуриентов, учитывая колебания  спроса на те или иные образовательные  услуги. Особое место следует отвести  службам маркетинга органов управления образованием, перед которыми поставлены следующие цели:
-прогнозирование образовательных потребностей населения;
-содействие наиболее полному и эффективному использованию потенциала образовательных учреждений;
-управление процессом сочетания индивидуальных образовательных потребностей с потребностями региона;
-поддержание действующих стандартов, норм и требований в отношении уровня, качества и структуры предоставляемых образовательных услуг;
-обучение кадров принципам и методам маркетинга, повышение квалификации работников, выявление творческих личностей, способных к инновационной деятельности;
-организация рекламно-информационной деятельности;
-обоснование необходимости инвестиций в развитие образовательных учреждений различных форм собственности и их подразделений и т.д.
В соответствии с этими целями можно обозначить следующие задачи службы маркетинга:
-сбор и анализ информации о внешней среде и внутреннем состоянии системы образования в регионе;
-разработка стратегических и оперативных прогнозов развития сети образовательных учреждений, масштабов и структуры предоставляемых ими услуг;
-организация работы по формированию спроса и стимулирование сбыта образовательных услуг;
-организация работы по расширению и развитию структуры предоставляемых услуг в регионе.
Таким образом, для  организации службы маркетинга при  подготовке конкурентоспособного специалиста  необходимо установить границы прав и ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций. При этом важно, чтобы  работники службы были пропагандистами  основной принципиальной идеи маркетинга о приоритете потребителя образовательных  услуг, а вся деятельность системы  образования была направлена на оптимальное  удовлетворение его потребностей и  запросов.
Маркетинг в образовании  в настоящее время недостаточно развит ввиду следующих причин:
-отсутствие объективной информации об уровне и структуре потребностей в образовательных услугах;
-несформированность системы образовательных потребностей населения и рынка труда;
-отсутствие показателей обязательных требований общества к уровню и качеству образования;
-неразвитость финансирования кадрового и материально-технического обеспечения системы образования в регионе и на его территориях в соответствии с новыми условиями.
-реализация стратегических целей маркетинга создает условия для выполнения органами управления образованием их основных функций:
-защиты интересов субъектов образования, т.е. личности, общества и государства;
-реализации общих положений государственной политики в образовании;
-формирования региональных систем образования.
Таким образом, маркетинговой  деятельностью необходимо начать заниматься учебным заведениям совместно с  региональными органами управления образованием, службами занятости населения и работодателями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг
 
Под конъюнктурой рынка понимается определенное соотношение  между спросом и предложением как по отдельным товарам и  их группам, так и по товарной и  денежной массе в целом. Для образовательных  услуг конъюнктура рынка во многом зависит от конъюнктуры рынка  труда, который в значительной степени, но не в полном объеме определяется социальными и экономическими факторами.
Спецификой рынка  образовательных услуг является необязательность совпадения понятий  «потребитель» и «покупатель».
Потребители образовательных  услуг – непосредственно сами обучающиеся, независимо от того, оплачивается ли их учеба.
Покупатели образовательных  услуг – это те, кто платит за образование. Ими могут быть и  сами учащиеся, и их родители, и фирмы, оплачивающие обучение сотрудника или  его ребенка, и государство, заказывающее подготовку специалистов.
Потребитель образовательных  услуг, участвуя в конкурсе бюджетных  мест или оплачивая образовательную  услугу, во многом прогнозирует себя как  продавца рабочей силы – с учетом длительности процесса оказания услуг  и неизбежно долгосрочного характера  прогноза.
Долгосрочный  прогноз конъюнктуры на рынке  труда осуществляет также фирма, оплачивающая обучение своего сотрудника, но цель этого прогноза иная – оценить  собственную перспективную потребность  в специалистах.
Продавцы образовательных  услуг – это прежде всего учебные  заведения различных уровней, различной  специализации и различных форм собственности.
 
Помимо учебных  заведений продавцами образовательных  услуг могут выступать:
-предприятия, организующие курсы повышения квалификации работников;
-посреднические фирмы (агентства по трудоустройству, биржи труда и т.д.);
-отдельные преподаватели, предлагающие репетиторские услуги.
Под емкостью рынка, как правило, понимают возможные  объемы продаж. Под емкостью рынка  образовательных услуг мы будем  подразумевать возможный набор  учащихся, агрегированный по различным  признакам. 
На сегодняшний  день в Новосибирске насчитывается 245 средних общеобразовательных  школ, 20 гимназий, 20 лицеев и 10 школ-интернатов. Все они являются потребителями образовательных услуг. Большинство общеобразовательных школ имеют классическую программу обучения утвержденную Министерством образования, но также есть и профильные школы с углубленным изучением предметов, в которых особое внимание в обучении уделяется некоторым наукам, например математике, химии или иностранным языкам.  
 Стоит отметить, что в Новосибирске располагается международная школа QSI Novosibirsk, открытая в 2008 году, и имеющая программу, направленную на обучение детей с 3-х лет  с углубленным изучением английского языка и общению с носителями языка в процессе обучения.                
Среди общеобразовательных  школ есть специализированные школы  с углубленным изучением отдельных  предметов, как, например:
-школы 156, 150, 168 и 203 с углубленным изучением  предметов художественно-эстетического  цикла;
-школа №12 с  углубленным изучением предметов  естественно -научного и математического  цикла;
-общеобразовательная  школа №70 с углубленным изучением  французского языка;
-школа №96 с  углубленным изучением английского  языка.
В 2011 году из новосибирских  школ выходит около 5,8 тысяч выпускников. За четыре года количество потенциальных  абитуриентов сократилось в 2 раза (в 2007 году их было 11,2 тысяч). Из-за демографической  ямы 90-х вузы останутся на голодном пайке до 2017 года, в котором абитуриентов будет рекордно мало. Возможность  рассылать результаты ЕГЭ по разным вузам России увеличила возможности  провинциальных абитуриентов сразу  уехать учиться в другие города.
По данным информационной системы «ЕГЭметр», в которой зарегистрировано более 130 тысяч абитуриентов, поступающих  в 2010 году в ВУЗы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани и Екатеринбурга, составлен рейтинг популярных специальностей. Ниже специальности расположены в порядке убывания их предпочтительности среди выпускников школ:
1.Юриспруденция
2.Экономика и управление
3.Менеджмент
4.Экономика
5.Финансы и кредит
6.Реклама
7.Международные отношения
8.Государственное и муниципальное управление
9.Менеджмент организации
10.Управление персоналом
11.Журналистика
12.Связи с общественностью
13.Иностранный язык
14.Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
15.Маркетинг
16.Туризм
17.Таможенное дело
18.Психология
19.Дизайн
20.Бухгалтерский учет, анализ и аудит
По сравнению  с 2009 годом лидирующие позиции уступили такие специальности как государственное  и муниципальное управление, менеджмент организации, управление персоналом. Однако несмотря на экономический кризис, среди абитуриентов по-прежнему популярны  реклама, международные отношения, журналистика и иностранные языки.
На начало приемной кампании 2010 года заметно  выросло число абитуриентов, отдающих предпочтение дизайну, психологии и  маркетингу. Значительно улучшили свои позиции такие специальности  как туризм, таможенное дело и информатика. В Топ-20 самых привлекательных  специальностей, по мнению абитуриентов Санкт-Петербурга, вошло лечебное дело.
Информация  собрана на основе анализа данных более 130 000 абитуриентов, зарегистрированных в системе "ЕГЭметр" - бесплатной информационной системе по подбору  специальности и ВУЗа на основе полученных результатов ЕГЭ.
География рейтинга включает жителей мегаполисов  и других российских городов. Вслед  за выпускниками школ Москвы и Подмосковья  в списке идут абитуриенты из Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Ростова-на-Дону, Нижнего  Новгорода, Чебоксар, Самары, Новосибирска, Челябинска, Волгограда и т.д. Рейтинг  обновляется ежедневно и призван  помочь вузам и выпускникам школ сделать правильный выбор и найти друг друга с наименьшей затратой сил.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3 Специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области
 
Выделяется ряд  мотивирующих факторов для абитуриентов, среди них такие, как:
-Роль источников  информации при выборе высшего  учебного заведения; 
-Расходы на  образовательные услуги;
-Влияние референтных  групп на выбор ВУЗа;
-Ожидания выпускников  по заработной плате после  окончания ВУЗа
Ниже приведено  исследование на уровне г. Новосибирска и Новосибирской области каждого  из этих факторов.
 
Роль источников информации при выборе ВУЗа
Образовательный портал «ВСЕВЕД», на проходившей в  ноябре 2005 г. Международной Выставке «Образование и Карьера XXI» задал  следующий вопрос абитуриентам: «Какими  источниками пользуются в основном будущие абитуриенты?». Выяснилось, что 29% ответивших посещают выставки, но здесь стоит отметить, что такой  результат предсказуем, поскольку, на выставку случайно не попадают, как  правило, именно большая часть аудитории, целенаправленно посещает выставки.
Важно заметить стремительно растущую популярность всемирной  паутины. 19% - а это не мало, ищут ВУЗ через Интернет, 18% опрошенных прислушиваются к рекомендациям друзей, родителей и знакомых и пользуются специализированными справочниками и, наконец, 15% используют специализированные издания (газеты и журналы образовательной тематики).
В 2008-2009г проектом EXAMEN было выявлено, что процессе выбора вуза 59% старшеклассников и их родителей просматривают сайты вузов в Интернете, а 31% посещают общие справочные сайты по вузам, 32% не используют для поиска Интернет. При этом качество сайта вуза имеет значение для 56% респондентов. Справочные печатные издания по вузам регулярно просматривают 68% участников опроса. 62% регулярно посещают образовательные выставки, 33% - посещают одну перед окончательным выбором вуза (в данном случае необходимо учитывать, что опрос проводился на выставке). При посещении тематических выставок 48% респондентов стараются обойти максимальное количество стендов, 50% посещают только стенды ряда интересующих их вузов и лишь 2% общаются только с представителями одного вуза, в который планируют поступать. 81% получают информацию о вузах в школах, хотя, в большинстве случаев, отмечают, что этой информации недостаточно. При опросе уже в августе 2007 среди основных источников информации при выборе вуза лидировали Интернет (82%), образовательные выставки (55%), советы знакомых (50%), а также справочные издания (43%).
 
Расходы на образовательные  услуги
В 2009году 75% респондентов на вопрос: «Готовы ли вы получать образование на платной основе?» ответили утвердительно, тогда, - как, лишь 25% - «не согласны за него платить». Это обусловлено несколькими причинами: 53% респондентов затрудняются или не желают отвечать на вопрос «почему вы согласны или не согласны оплачивать образование?». Многие говорят, что если не получится поступить бесплатно, будут поступать на платное отделение. Остальные голоса распределяются в следующем порядке:
9% - не готовы  платить, т.к. «нет средств, - не  позволяет материальное положение»;
7% - готовы платить,  т.к. «главное, - это получить образование»;
еще 7% готовы платить, т.к. по их мнению, «очень трудно поступить  на бюджетное место»;
6% будут пытаться  поступить на бесплатной основе, однако, «если не получится, согласны  получать образование на платной  основе»; 
5% уверены, что  платное образование качественней, аргументируя это тем, что в  коммерческих ВУЗах преподаватели  ответственней относятся к процессу  обучения студентов, от которых,  непосредственно зависит их заработная  плата и профпригодность. 
4% готовы оплачивать  свое обучение, т.к. им «позволяет  материальное положение»;
4% не готовы  платить, т.к. «уверены в своих  силах поступить на бюджет»; 
2% готовы вкладывать  средства в образование, т.к.  уверены в том, что «вложенные  средства обязательно окупятся»
1% - выражают уверенность  в том, что «бесплатное образование  качественней»; 
1% отвечает, что  у них «нет выбора, т.к. почти  все образование платное», 1% - «согласны  платить, но при условии, что  образование будет не слишком  дорогим».
По результатам  исследования, проведенного в 2009 году . На вопрос: «Сколько родители готовы платить в год за обучение ребенка в вузе?» были получены следующие ответы:
Менее 1000 у.е. - 6%
От 1000 до 2000 у.е. - 19%
От 2000 до 3000 у.е. - 31%
От 3000 до 5000 у.е. - 19%
От 5000 до 7000 у.е. - 6%
Более 7000 у.е. - 8%
Вообще не готовы платить - 11%
Тем не менее, учитывая серьезные конкурсы, многим приходится рассматривать варианты обучения на платной основе. В августе 2007 года, из тех, кто готов платить за обучение, более трети (39%) готовы отдавать за него $6-8 тыс. в год и треть (33%) — $4-6 тыс. в год. 11% рассчитывают уложиться  в сумму $2-4 тыс. в год, 9% не готовы платить более $2 тыс., 8% могут заплатить  более 8 тыс. условных единиц за год  обучения.
Таким образом, в  настоящее время к тому, что  обучение становится платным, в нашей  стране постепенно привыкают. Количество родителей, не готовых вообще платить  за образование, сокращается. В целом  платежеспособность населения медленно, но растет. Растет и популярность образовательных  кредитов, ряд банков предоставляет  кредиты на высшее образование на льготных условиях.
 
Влияние референтных  групп на выбор ВУЗа
С этой целью  в Белгородской государственной  академии строительных материалов в  рамках социологических исследований «Абитуриент БелГТАСМ–2001» и оценки рейтинга вузов г.Белгорода лабораторией профессиональной адаптации и трудоустройства  специалистов (ПАТС) было проведено  пилотное исследование мотивов, влияющих на стремление молодежи получить высшее образование. Всего в опросе приняли участие 85 абитуриентов, приехавших из различных регионов России и 636 школьников, заканчивающих школы города. Основная масса (75%) иногородних абитуриентов представлена выпускниками общеобразовательных школ, еще 23,5% пришли после средних специальных учебных заведений, 1% иногородних абитуриентов работал.
Исследование  показало, что больше половины иногородних  абитуриентов (59%) при выборе учебного заведения руководствовались собственным  мнением и 31% мнением родителей. Преобладающая  часть белгородских школьников (75%) при выборе вуза ориентируются на собственное мнение и только 25% учитывали мнение родителей.
В сентябре 2009 и  апреле 2010 года в Москве было проведен опрос, одним из вопросов которого был: «Кто в семье принимает участие в выборе вуза?». Прозвучали следующие ответы: (рис. 5)
 
Рисунок 5.
«Кто в семье  принимает участие в выборе вуза?»

Был задан также  вопрос: «Чье мнение является решающим при выборе вуза?». (Рис.6)
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 6.
«Чье мнение является решающим при выборе вуза?»

Большинство родителей  в опросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В  то же время на практике чаще всего  происходит так: в согласии с родителями обычно определяются основные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где эти специальности преподают).
Так же был задан  вопрос «С кем чаще всего советуются сами абитуриенты?» (Рис.7)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 7.
«С кем чаще всего советуются сами абитуриенты?»

1 сентября 2008 учебного  года в рамках состоявшейся  в ФГОУ ВПО «
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.