На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Планирование как основная функция управления. Экономическое назначение, применение и методика составления плана. Информационное обеспечение процесса разработки бизнес-плана. Рекомендации и пути совершенствования бизнес-планирования на предприятии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 05.03.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание
Введение
Глава 1. Роль и значение бизнес-плана в системе планирования предприятия
1.1. Планирование как основная функция управления
1.2. Экономическое назначение и применение бизнес-плана
1.3. Методика составления бизнес-плана
Глава 2. Информационное обеспечение процесса разработки бизнес-плана
2.1. Исходная информация для написания бизнес-плана
2.2. Анализ маркетинговой среды организации ООО «Асса-Дон»
Глава 3. Рекомендации и пути совершенствования бизнес-планирования на предприятии ООО «Асса-Дон»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоя-нии целевых рынков, положении на них конкурентов.
Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, ин-теллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что осо-бенно существенно в рыночной экономике. Важно пре-дусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе ра-боты предприятия. Для решения этих задач в компаниях разрабатываются стратегический бизнес-план развития, охватывающие все направления деятельности.
Важность стратегического бизнес - планирования заключается прежде всего в направленности на поиск оптимального ответа на вопрос: каким образом можно совершенствовать деятельность предприятия, результаты экономической деятельности предприятия берутся за основу составлении бизнес плана, включающего в себя план производства, организационный и финансовый план. Конкурентоспособность и эффективность продукции, правильная ценовая политика, результативные меры по продвижению товаров, определение целевой группы потенциальных покупателей, объемы планируемых продаж, рассчитанные на целевую аудиторию, общая емкость рынка - вопросы, которые должны стать определяющими при разработке стратегии, направленной на повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха [8, стр. 156].
«Две трети быстро развивающихся компаний считают необходимым разрабатывать бизнес-план в письменной форме. Именно они демонстрируют наиболее высокие темпы роста объема продаж, большая часть которых приходится на новые продукты и услуги. Именно их исполнительные директора сосредотачивают свои основные усилия на особенно важных бизнес-процессах и функциях. Темпы роста объемов продаж компаний с формализованными бизнес-планами на 69% превышает аналогичные показатели фирм, предпочитающих неформализованный подход к бизнес-планированию» [5, стр.9].
Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью настоящего дипломного проекта является: разработка комплекса мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Асса-Дон» в виде бизнес-плана.
В связи с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть структуру, содержание и методику разработки бизнес-плана;
2) разработать бизнес-план как комплекс мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия;
3) оценить экономическую эффективность проекта и уровень его устойчивости в условиях неопределенности факторов внешней среды.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Асса-Дон».
Предметом исследования является разработка бизнес-плана для ООО «Асса-Дон» с целью совершенствования хозяйственной деятельности предприятия.
Теоретической базой дипломной работы стали работы отечественных и зарубежных специалистов в области бизнес-планирования.
Методологическую основу исследования составляет системный подход, включающий исследование внешнего окружения и внутренних сторон изучаемого объекта. Системный подход, предполагающий учет философии менеджмента, методов выживания на рынке, метода превращения от сложного к простому, восхождения от абстрактного к конкретному, использования принципов анализа и синтеза.
Информационной базой работы являются данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия за 2004-2007 г.г. (бухгалтерские балансы, отчеты о финансовых результатах и их использовании; отчеты о движении денежных средств). В процессе выполнения дипломной работы применялись методы финансового анализа деятельности предприятия.
Поставленная цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены понятие бизнес-плана, его структура, содержание и методика разработки.
Во второй главе представлена общая характеристика проекта, результаты изучения рынка, разработан бизнес-план.
В третьей главе рассмотрены последствия принятия к исполнению предложенного бизнес-плана.
В заключении определены основные выводы по дипломному проекту.
Глава 1. Роль и значение бизнес-плана в системе планирования предприятия
планирование управление информационное обеспечение
1.1 Планирование как основная функция управления
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления компанией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития предприятия. См.: Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: прогресс, 2007. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство, сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
Внутрифирменное планирование охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования См.: Густав Берл, Пол Киршнер. Мгновенный бизнес-план, двенадцать быстрых шагов к успеху. - М., 2006. .
Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмой на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:
- в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
- в английских - ориентация на распределение ресурсов;
- в японских - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций (рис.1.).
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.
Рис.1. Общая схема процесса управления компанией
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое).
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.
Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
В основу при разработке плана кладется:
- анализ перспектив развития фирмы;
- анализ позиций в конкурентной борьбе;
- выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности;
- анализ направлений диверсификации.
На рис.2. представлена схема стратегического планирования, которая демонстрирует, что перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.
 
Рис.2. Схема стратегического планирования
Стратегический план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы. Особенно часто в ходе текущего планирования разрабатываются планы маркетинга.
1.2. Экономическое назначение и применение бизнес-плана
Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Ценность грамотно составленного бизнес-плана определяется тем, что:
- он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
- содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);
- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку, приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.
Постановка таких целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.
Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, т.е. может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия). При составлении бизнес-плана необходимо спрогнозировать, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое.
В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.
Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.
Бизнес-план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует способность вашей компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).
Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов - он позволяет Вам "удачно" продать ваш бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик).
Бизнес-план помогает:
- принимать важные деловые решения;
- подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела;
- получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу;
- предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе;
- поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе;
- расширяться в новых и перспективных отраслях;
- быть более убедительным при поиске источников финансирования.
Создавая бизнес-план, вы получаете возможность: узнать много нового о вашей индустрии и секторе рынка, лучше контролировать свою фирму и увеличить свою конкурентоспособность.
Любой бизнес-план должен иметь читателей, заинтересованных в успехе дела. Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен:
- Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?
- Бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное ТЭО (Технико-экономическое обоснование), которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше российских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для предприятия окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита.
- Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам. По мере того, как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). Российская практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии (ярким примером представляется опыт эмиссии АООТ "Медиа Мекэникс").
- Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию, а грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.
- Бизнес-план для заключения крупного контракта.
- Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.
- Бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.
- Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие ваши партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет вам выработать эту концепцию и, что важнее, позволит вам выработать эту концепцию, позволит вашим партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.
1.3. Методика составления бизнес-плана
Составляющие бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относиться. Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.
Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия - относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.
Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.
Примерный состав бизнес-плана:
1. Вводная часть
название и адрес фирмы
учредители
суть и цель проекта
стоимость проекта
потребность в финансах
ссылка на секретность
2. Анализ положения дел в отрасли
текущая ситуация и тенденции развития отрасли
направление и задачи деятельности проекта
3. Существо предлагаемого проекта
продукция (услуги или работы)
технология
лицензии
патентные права
4. Анализ рынка
потенциальные потребители продукции
потенциальные конкуренты
размер рынка и его рост
оценочная доля на рынке
5. План маркетинга
цены
ценовая политика
каналы сбыта
реклама
прогноз новой продукции
6. Производственный план
производственный процесс
производственные помещения
оборудование
источники поставки сырья, материалов, оборудования и кадров
субподрядчики
7. Организационный план
форма собственности
сведения о партнерах, владельцах предприятия
сведения о руководящем составе
организационная структура
8. Степень риска
слабые стороны предприятия
вероятность появления новых технологий
альтернативные стратегии
9. Финансовый план
план доходов и расходов
план денежный поступлений и выплат
балансовый план
точка безубыточности
10. Приложения
копии контрактов, лицензии и т.п.
копии документов, из которых взяты исходные данные
прейскуранты поставщиков.
Вводная часть
Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержаться основные положения всего бизнес-плана. В ней указывается название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.
Анализ положения дел в отрасли
В этом разделе описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из критериев на победу в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.
В бизнес-план рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.
Сущность предлагаемого проекта
В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.
При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении. Важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.
В этом разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.
Анализ рынка
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Этот раздел является наиболее трудным для написания. Необходимо убедить инвестора в существовании рынка для продукции и показать, что вы понимаете и можете продать на нем свою продукцию. Для этого важно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого - сильнее.
После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента. Любой бизнес и, в частности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что ваша продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.
План маркетинга
В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика, торговая политика, реклама.
На действующих предприятиях план по маркетингу составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправка с учетом изменяющейся ситуации на рынке.
В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими. Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.
Производственный план
В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемое предприятие относиться к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов, как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потолков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем. В этом разделе должны найти отражение вопросы, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
Организационный план
В этом разделе указывается форма собственности создаваемого предприятия: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество, необходимо дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций.
Приводится организационная структура будущего предприятия. Даются сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.
В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения обо всех членах совета директоров. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом.
В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т.е. описывается то, каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли). Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии.
Степень риска
Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.
Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выходы из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.
Финансовый план
Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег (потока наличности), устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности.
Сводный прогноз доходов и расходов составляется на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов. Зная ставки налога, можно получить прогноз чистой прибыли предприятия после вычета налогов. Схематично процедуру разработки бизнес-плана можно представить следующим образом:
Размещено на webkursovik.ru/
Рисунок 3 - Процедура разработки бизнес-плана
Подведение итогов разработки.
Одно из важнейших преимуществ бизнес-плана состоит в логической последовательности всех его раз-делов, постепенно подводящих от глобальных проблем к конкретным и от стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации. В связи с этим не рекомендуется выкидывать «ненужные» этапы разработки, или менять порядок рассмотрения вопросов.
Систематический подход к разработке позволит топ-менеджерам получить представление об исходных предпосылках и логике, положенных в основу документа.
Кроме уже рассмотренных, в состав стратегического бизнес-плана иногда входят различные приложения и сопроводительное письмо. В состав прило-жений имеет смысл включить краткое описание рекламной стратегии вашей компании и основных конкурентов, данные маркетинговых исследований рынка, дополнительную информацию о конкурентных преимуществах основных соперников, их стратегии завоевания лидерства и установления цен, а также более подробную информацию о потребительских свойствах и преимуществах основных марок продуктов[7].
Стратегический бизнес-план компании, помимо прочего, выступает еще и в качестве основы, исходя из которой функциональные менеджеры разраба-тывают свои бизнес-планы. Например[9]:
· Менеджер по продажам разрабатывает стратегический бизнес-план в разрезе по регионам, отразив в нем порядок найма, систему мотивации и модель оплаты труда сбытового персонала. Более подробно рассматриваются формы продвижения товара и целе-вые потребители, требующие особого внимания.
· Менеджер по рекламе разрабатывает рекламную концепцию, основной рекламный слоган и план размещения рекламы в сред-ствах массовой информации, а также перечисляет основные ме-роприятия по продвижению товара (например, выставки, ярмар-ки, прямую рассылку рекламы по почте, интернет-кампании, видеопрезентации и образовательные мероприятия).
· Финансовый директор разрабатывает планы по финансовым по-казателям, в частности, денежному потоку, доходности инвестиций, рентабельности продаж. Они позволяют контролировать финансо-вое здоровье компании и отдельных подразделений, помогают про-гнозировать будущую потребность в финансовых ресурсах.
· Директор по персоналу определяет, какие обучающие програм-мы будут проводиться, предлагает структуру оплаты труда, пла-нирует мероприятия по найму персонала.
· Директор по производству и главный конструктор разрабаты-вают планы по обновлению номенклатуры и ассортимента, дизай-ну и функциональным свойствам упаковки и экономии издержек.
Вышеперечисленные и другие функциональные менеджеры входят в состав проектной группы, ответственной за разработку и реализацию страте-гического бизнес-плана. Поэтому задача состоит в том, чтобы внедрить ко-мандный подход в работе и согласовать работу относительно независимых подразделений.
Многие компании при создании бизнес-плана составляют график его разработки. Цель составления графика состоит в том, чтобы завершить работу над ним в сжатые сроки и привлечь к участию максимально возможное количество ме-неджеров и специалистов со всех иерархических уровней управления. На практике многие компании, внедрившие формализованные графики разработки плановых документов, отводят на разработку тактического бизнес-плана около шести месяцев. Работа начинается в июле, а в ноябре или в нача-ле декабря на рассмотрение совету директоров представляется готовый план[8].
ГЛАВА 2. Информационное обеспечение процесса разработки бизнес-плана

2.1. Исходная информация для написания бизнес-плана

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию и четко определить цели и задачи будущего проекта.
Информация о спросе
Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди будут это покупать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, он покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом): характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.
Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции или услуг.
Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.
Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах (тенденциях) и перспективах роста.
Производственная информация
Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.
При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;
- сырье и материалы: составить список всех видом сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;
- оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его напрокат (арендовать) или нужно покупать;
- трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;
- помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.
- накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.
Финансовая информация
Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы).
Одной из самых сложных задач при составлении бизнес-плана является проведение анализа цен на товары конкурентов. Дело в том, что в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего является коммерческой тайной изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.
При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного лимитирования или регулирования уровней цен и их динамики.
Существуют три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта: 1) прогноз доходов и расходов на первые три годы; 2) прогноз потока реальных денег (потока наличности) за тот же период; 3) балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на год вперед (балансовый отчет).
Прогноз расходов и доходов строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса. Прогноз потока реальных денег должен показать способность предприятия своевременно оплачивать свои счета. В нем должна быть указана оценка начального состояния сальдо реальных денег (денежной наличности), ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг), и средства, вложенные владельцем предприятия и его партнерами.
2.2. Анализ маркетинговой среды организации ООО «Асса-Дон».

Российское предприятие ООО "Асса-Дон" зарегистрировано 5 мая 1992 года, является малым предприятием и входит в структуру предприятий малого бизнеса. ООО "Асса-Дон" специализируется на розничной и оптовой продаже строительных материалов. ООО «Асса-Дон» занимается продажей строительных материалов через свои магазины. Товар в магазины поступает с базы предприятия.
Управление организацией производит исполняющий обязанности директор. Магазины работают с 9 до 18 часов, без обеденного перерыва. Магазины находятся в разных районах города Ростова-на-Дону и Новочеркасска. Потребители товара разного возраста. Ценовая политика во всех магазинах одинаковая. В магазинах используются контрольно-кассовые машины для учета расчетов с покупателями. Бизнес планом в системе планирования занимается старший менеджер, который использует следующую методику при составлении последовательности бизнес-планирования:
- анализ производственных операций: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;
- сырье и материалы: составить список всех видом сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;
- подборка необходимого оборудования: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его напрокат (арендовать) или нужно покупать;
- анализ динамики трудовых ресурсов: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;
- помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.
- накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.
Одной из самых сложных задач при составлении бизнес-плана является проведение анализа цен на товары конкурентов. Дело в том, что в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего является коммерческой тайной изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.
Предприятие ООО «Асса-Дон» как торговая организация выполняет различные операции как коммерческого, так и технологического характера (рисунок 4).
Предприятия торговли
Изучение конъюнктуры рынка
Установление хозяйственных связей с различными поставщиками товаров
Оказание покупателям различных услуг
Участие на товарных биржах
Реклама и реализация товаров
Подготовка товаров к продаже
Организация доставки товаров с мест производства до торговой сети
Рисунок 4 - Операции торговых предприятий
При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного лимитирования или регулирования уровней цен и их динамики.
Существуют три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта: 1) прогноз доходов и расходов на первые три годы; 2) прогноз потока реальных денег (потока наличности) за тот же период; 3) балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на год вперед (балансовый отчет).
Прогноз расходов и доходов строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса. Прогноз потока реальных денег должен показать способность предприятия своевременно оплачивать свои счета. В нем должна быть указана оценка начального состояния сальдо реальных денег (денежной наличности), ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг), и средства, вложенные владельцем предприятия и его партнерами.
В настоящее время ООО "Асса-Дон" планирует расширить ассортимент реализуемой продукции.
Планирование заявок
Приемка товара
Консультация покупателя
Продажа продукции через кассовый аппарат
Рис. 4. План осуществления торговли в ООО «Асса-Дон»

Сумма кредита, необходимая для осуществления данного проекта составляет 38 000 долларов США, оплата услуг банка по кредитованию предполагается в размере 18 процентов годовых. Выплата процентов по кредиту производится начиная с четвертого месяца осуществления проекта. Срок погашения кредита составляет 15 месяцев.
Предъявляемый спрос и отсутствие серьезной конкуренции у ООО "Асса-Дон", а также развитие доступного жилья и строительству позволяет говорить о высокой экономической эффективности предлагаемого проекта.
Основой организации финансов предприятия ООО «Асса-Дон» является финансовый план. Формой финансового плана является баланс доходов и расходов, в котором находят отражение результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками.
В состав доходов финансового плана ООО «Асса-Дон» включены, прежде всего, суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необходимости - за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отступления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Если источник дополнительных финансовых средств известен, то эти средства включаются в доходную часть, а их возврат - в расходную часть финансового плана. В условиях инфляции финансовый план ООО «Асса-Дон» делается на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции.
Главной задачей баланса доходов и расходов является проверка синхронности поступлений и расходования денежных средств, которая обеспечивает поддержание ликвидности и платёжеспособности предприятия ООО «Асса-Дон», выражающейся в постоянном наличии на счёте в банке денежных сумм, достаточных для расчётов по обязательствам.
Так как финансовый план - часть бизнес-плана, то мы должны рассмотреть вопросы финансового обеспечения предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств, для начала нам необходимо проанализировать основные технико-экономические показатели, все затраты предприятия ООО «Асса-Дон» и его доход.
Технико-экономические показатели предприятия ООО «Асса-Дон»
Таблица 2.1

Наименование показателей
2004 год
2005 год
2006 год
1
Объем реализации, тыс. руб.
232100
1364892
1639561
2
Уставной капитал, тыс. руб.
300500
300500
300500
3
Основные фонды. Всего, тыс. руб.
471950
566340
660730
4
Оборотные средства, тыс. руб.
118500
148125
177750
5
Себестоимость реализ. продукции, тыс. руб.
188930
1097307
1326953
6
Затраты на 1 руб. продукции, коп.
81
80,39
80,93
7
Численность работающих, чел.
22140
145
155
8
Прибыль. Всего, тыс. руб.
44520
268785
312608
9
Прибыль от реализации, тыс.руб.
43170
267585
312608
10
Чистая прибыль, тыс. руб.
33835
204277
237582
11
Рентабельность, %
22,85
24,39
23,58
12
Износ основных фондов, коэф.
0,42
0,66
0,73
Представленная таблица, рассчитывается для первоначального определения финансового состояния предприятия, в ней собраны все начальные данные, для дальнейшего расчета и все основные показатели рассчитанные на базисный и последующие годы. Рассмотрим динамику основных экономических показателей по данному предприятию.
Рис.5 Изменение объема реализации, себестоимости и прибыли ООО «Асса-Дон» в период 2004-2006 г.г.
Как видно из графика, имеем увеличение объема реализации продукции, производимой ООО «Асса-Дон», вместе с тем рост себестоимости продукции и прибыли. Основываясь на данных анализа таблицы, можно утверждать, что предприятие получает прибыль, которая увеличивается, производство новых видов товаров не только расширило ассортимент, но и позволило получить дополнительную прибыль, завоевать новые рынки, удовлетворить спрос населения, потребность рынка.
Таблица 2.2
Доход и затраты по предприятию ООО «Асса-Дон» (тыс.руб.)

п/п
Наименование показателей
Годы
2005год
2006год
1
Реализация продукции, имущества.
1366092
1640661
2
Себестоимость реализованных товаров
1097307
1326953
3
Прибыль от продаж
268785
313708
4
Платежи от прибыли в бюджет
64508
75290
5
Чистая прибыль
204276
238418
Рассчитав показатели по данным таблицы, определим не только прибыль от продаж, но и рассчитаем налог, который составляет 24% от валовой прибыли, после чего рассчитаем чистую прибыль, которая будет основой дальнейшего развития предприятия. Реализация продукции, имущества = объем реализации + выручка от реализации основных фондов, иного имущества + доходы, уменьшенные на сумму расходов по внереализационным операциям.
2005год: 1364892+800+400=1366092тыс.р.
2006год: 1639561+600+500=1640661тыс.р.
При составлении финансового плана особое внимание должно отводиться расчетам планируемых доходов и расходов, выбору оптимальных экономических решений, определению безубыточности проекта и другим финансовым показателям. Приведем рекомендации по обоснованию самоокупаемости или безубыточности предлагаемых в бизнес-плане инноваций. Под точкой самоокупаемости в бизнесе понимается такое состояние фирмы, когда разность между расходами и доходами оказывается равной нулю, т.е. предприятие не получает прибыли, но и не несет убытки. Т.е. точка самоокупаемости характеризует равновесие совокупных доходов и расходов, позволяя определить объем выпуска каждого вида продукции, при достижении которого доходы будут превышать расходы.
Точку безубыточности или самоокупаемости можно определить так:
Аб= СПИ /(Ци-ПИ),
где Аб - объем выпуска безубыточной продукции, шт.
СПИ - совокупные постоянные издержки, руб./год,
Ци - цена изделия, руб./шт.; ПИ - удел переменные издержки, руб./шт Наибольшая трудность при расчете точки самоокупаемости состоит в установлении величины постоянных и переменных затрат. К первым можно отнести затраты на амортизацию оборудования, зарплату административного персонала, арендную плату и другие издержки, ко вторым - расходы на покупку сырья и материалов, зарплату производственных рабочих и т.п.
Издержки, тыс. руб. Границы рентабельности
TR
TS
VC
FC
Постоянные Объем пр-ва
затраты
0 Ожидаемый объем сбыта изделий, шт.
Рис 2.2. График безубыточности
При разработке бизнес-плана точка безубыточности рассчитывается по всем видам планируемых товаров. Кроме того, рекомендуется определять по каждому виду выпускаемой продукции несколько точек безубыточности при различных значениях планируемых рыночных цен и доходов.
Для финансовой службы важно знать уровень затрат на один рубль реализуемой продукции, а также удельный вес постоянных и переменных затрат. По предприятию ООО «Асса-Дон» имеем уровень переменных и постоянных затрат в составе себестоимости продукции в целом. Расчет переменных и постоянных затрат нам будет необходим для дальнейшего расчета безубыточного объема продаж.
Таблица 2.3
Уровень постоянных и переменных затрат ООО «Асса--Дон»
 
2005год
2006год
отклонение, +/-
темп роста
Себестоимость, тыс.руб.
1097307
1326953
229646
121%
Переменные затраты, тыс.руб.
696021,8
879371,75
183349,92
126%
Постоянные затраты, тыс.руб.
401285,2
447581,25
46296,08
112%
Рост переменных затрат опережает темп роста постоянных затрат, что имеет важное значение в целом для предприятия.
Показателем является коэффициент абсолютной ликвидности Кал показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле:
К ал = ДС/ Кп ,где
Дс - денежные средства, Кп -краткосрочные пассивы.
Норматив по этому показателю 0,1 - 0,3
Таблица 2.4
Данные для расчета коэффициента абсолютной ликвидности «Асса-Дон»
 
2005год
2006год
Денежные средства, тыс.руб.
1066,34
789,45
Краткосрочные обязательства, тыс.руб.
10000
5000
К.а.л.
0,11
0,16
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие ООО «Асса-Дон» является ликвидным. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2005 году составил 0,11, а в 2006 году 0,16, что лежит в допустимых пределах. Отметим важный момент, что доход предприятия должен распределяться в соответствии с планируемым развитием предприятия, с его будущим производством продукции, необходимостью технического переоснащения. Рассмотрим потребность предприятия в средствах в следующей таблице.
Таблица 2.5
Потребность средств.

п./п.
Наименование показателей
Годы

2005
2006
1
Потребность средств для реализации бизнес-плана, тыс.руб., в т.ч.
124015
153640
1.1
Формирование прироста оборотных средств
29625
59250
1.2
Затраты на техническое переоснащение и др. единовременные вложения
94390
94390
2
Источники финансирования текущих и единовременных затрат, тыс. руб., шт.
155957,22
182379,75
2.1
Амортизационные отчисления
24353
29733
2.2
Чистая прибыль
204277
237583
2.3
Выпуск ценных бумаг
-
-
2.4

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.