На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль малого бизнеса в экономике России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?4
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ…..…5
1.1 Понятие малого бизнеса……………………………………………………5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства………….9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ……………………………………………………….12
2.1 Проблемы становления малого бизнеса………………………………...12
2.2 Регулирование развития малого бизнеса……………………………….18
ГЛАВА 3. ПУТИ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА…………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем.
В общем плане, предпринимательство - это сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель - инноватор, субъект, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения.
Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого бизнеса несёт в себе множество перспектив:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими затратами, особенно в сфере обслуживания;
- подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
- ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды;
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражения в победы.
Целью работы является: изучить и проанализировать роль малого бизнеса в экономике России.
Предметом работы является роль малого бизнеса в системе экономических отношений.
Объектом работы является понятие малого бизнеса.
Задачи:
- дать характеристику понятия и сущности малого бизнеса;
- рассмотреть преимущество и недостатки малого бизнеса;
- проанализировать систему поддержки малого бизнеса;
-выявить проблемы развития малого бизнеса в России.
 
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ
1.1    Понятие малого бизнеса
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый
бизнес», а общепринятая трактовка зависит от восприятия автора.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет
собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
    Также существует более широкое понятие  - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательства оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, сколько на основе процентного роста прибыли за определённый период.[1]
Малый бизнес является предпринимательской деятельностью, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателям, на основе которого предприятия (организации) различных организационно – правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчётный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.[2]
Российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 году.
В нашей стране  статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:
- доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
- доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;
- средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
* в промышленности – 100 человек;
* в строительстве – 100 человек;
* на транспорте – 100 человек;
* в сельском хозяйстве – 60 человек;
* в научно-технической сфере – 60 человек;
* в оптовой торговле – 50 человек;
* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
* в остальных отраслях – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.[3]
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;
- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
• доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
• доли малого бизнеса в экспорте продукции;
• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малого предприятия, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и мелким капиталом. С другой стороны представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами на различных социальных группах.[4]
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
 
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами, недостатками, закономерностями развития. Функционирования на локальном рынке, быстрое реагирования на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинством, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развития. С одной стороны, быстрое реагирование малого бизнеса на изменение условий функционирование делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой стороны - зависит от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов.
Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами и делает это успешно. Появляется все больше и больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают» сетью филиалов и постепенно расширяются. Таким образом, мы можем отметить развитие малого бизнеса в различных сферах и различных объёмах.
Чем обусловлена такая эволюция? Многие специалисты определяют следующие причины. Малый бизнес достаточно гибок и может легко изменяться в зависимости от возникающих условий и непреодолимых обстоятельств. Малое предприятие, как правило, имеет несложную управленческую структуру, когда официальный руководитель и практический директор (управляющий) выражаются в одном лице.
Ещё одно преимущество малого бизнеса - это тесная взаимосвязанность сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.[5]
Кроме того, любое малое предприятие может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.
Невысокие расходы на содержание большого штата управленцев позволяют значительно экономить и осуществлять хорошую управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что для открытия своего дела, не требуются большие материальные вложения.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента. Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.[6]
Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.
Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском
его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства.
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Проблемы становления малого бизнеса
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль (Рис.1). Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Рисунок 1.[7]
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или
многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции. Список проблем  малого бизнеса представлен в таблице 1.[8]
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения.
 
Таблица 1
Порядок значимости по мере упоминания
Основные проблемы
1
Налоги
2
Законодательство
3
Инфляция
4
Экономическая ситуация в целом
5
Поставки, дефицит
6
Трудности получения и высокая ставка за кредит
7
Неплатежеспособность партнеров, клиентов
8
Несовершенство банковской системы
9
Политическая ситуация
10
Бюрократия
11
Коррупция, взятки
12
Недостаток материальной базы
13
Финансовая политика государства, действия ЦБ
14
Сбыт, поиск клиентов, потребителей
15
Высокие цены на сырье и материалы
16
Монополия государства, госпредприятий
17
Трудности с арендой
18
Разрыв экономических связей
19
Недостаток информации
20
Недостаток культуры, опыта
21
Необязательность партнеров
22
Проблемы собственности
23
Кадровые проблемы
24
Недостаток собственных средств
25
Невыгодность производства
26
Большая, громоздкая отчетность
27
Невыгодность инвестиций' и
28
Конкуренция
29
Несовершенство рынка
30
Недоверие западных партнеров
31
Отрицательное отношение.
 
Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это.
Монополия государства одна из самых болезненных проблем для малого бизнеса. Существует три основных монополиста. Это энергогенерирующие, энергопередающие и энергосбытовые компании. Малому бизнесу очень тяжело с ними договориться. Существует факт неравенство конкуренции. В России 24 компании производят 30 процентов ВВП страны. На рынке существует мало субъектов, а это говорит о том, что нормальная конкуренция не может существовать и малому бизнесу тяжело в этих условиях.
Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов. Третий немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками.
Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне – небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень, немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю. С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене. Причины, препятствующие получению кредита для малого бизнеса, отображены на рисунке 2.

Рисунок 2.[9]
 
2.2 Регулирование развития малого бизнеса
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:
?                       политическая обстановка в обществе;
?                       состояние экономики страны;
?                       политика государства в области экономики;
?                       меры поддержки малого бизнеса;
?                       правовое обеспечение малого бизнеса;
?                       налоговая политика;
?                       финансово-кредитная политика;
?                       уровень жизни населения;
?                       цивилизованность предпринимательства.[10]
В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеприведенным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
нормативно-правовое;
?                       финансово-кредитное;
?                       информационно-техническое;
?                       организационное;
?                       кадровое и консультационное обеспечение;
?                       внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
В соответствии с основными направлениями развития малого предпринимательства в России и его государственной поддержки в области финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в период 2005-2010 годов предусматривается:
1. Придание инвестиционной направленности налоговой поддержке малого предпринимательства, в том числе за счет снижения ставки налогообложения прибыли банков и других инвестиционных институтов в зависимости от удельного веса инвестиционного кредитования или проектов в сфере малого бизнеса.
2. Создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предпринимательства, особенно по долгосрочным инвестициям; формирование в рамках Федеральной программы системы Федерального и регионального, фондов, в том числе с выделением на эти цели 100-150 млрд. рублей.
3. Создание сети специализированных компаний лизингового обслуживания и франчайзинга с ежегодным выделением для развития лизинговых услуг малому предпринимательству не менее 20% от общего объема целевых ассигнований, направляемых из федерального бюджета для финансирования повсеместного развития лизинговых операций.
4. Упразднить преобладающую ныне зависимость объемов финансирования Федерального фонда и программ поддержки малого предпринимательства от доходов от приватизации и установить для этой сферы финансирования норматив в размере 0,5% доходной части федерального бюджета плюс поощрительно 10% доходов, дополнительно полученных бюджетом в результате расширения налоговой базы за счет развития сферы малого бизнеса. Аналогичный механизм финансирования целесообразно принять на уровне бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.[11]
Основные направления развития малого предпринимательства России предусматривают поддержку производственных и инновационных малых предприятий:
1. Концентрацию ресурсов государственной поддержки (льготы, кредиты, гарантии) на формировании в малом предпринимательстве современного высокотехнологического товаропроизводящего сектора.
2. Создание правовых, экономических и организационных условий для участия (на конкурсной основе) субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции (товаров, услуг) для федеральных и региональных государственных нужд.
3. Использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе (с привлечением международной технической помощи и инвестиций) "мини-полигонов", технопарков и других структур производственно инновационного малого предпринимательства.
4. Формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством.
5. Оказание общекоммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям.
6. Создание системы стимулирования постоянных рабочих мест средней и высшей квалификации, особенно в инновационной сфере, согласование для этого целевых программ поддержки малого предпринимательства с программами Федеральной службы занятости.
В период до 2010 года "Основные направления в области финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства" предусматривают полный переход к универсальной "одноналоговой" или патентной системе налогообложения всей сферы малого предпринимательства на основе расширения рамок действия Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности для субъектов малого предпринимательства"; замена прямого кредитования малого предпринимательства системой гарантий, формирование общенациональной системы банков поддержки малого предпринимательства, кредитующих под соответствующие гарантии оборотный капитал и инвестиционные проекты малых предприятий; создание с участием иностранного капитала гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу российского малого бизнеса.
Программы кредитования малого бизнеса действует в 21 регионе России с июля 2004 года. Ее цель увеличить роль малого бизнеса в экономике России, упростить доступ к кредитным ресурсам предприятий малого бизнеса. А также существенно увеличить кредитный портфель ВТБ. Вклад в ВВП от малых предприятий составляет 12-14% в настоящее время. По словам руководителей банка, на сегодня уже 1842 клиента получили кредит в рамках данной программы. Кредит предоставляется до 1 млн. долл. сроком на три года. [12]
Следует отметить, существующая ранее практика предоставления
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.