На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Оценка проектов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экспертиза  инновационных проектов

     Задачи  и основные приемы экспертизы

     Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются  решения о целесообразности и  объеме финансирования.
     Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также  формы и методы контроля за их исполнением  действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.
     Существуют  три основных метода экспертизы инновационных  проектов,  финансируемых  из бюджета:
    описательный;
    сравнение положений «до» и «после»;
    сопоставительная экспертиза.
     Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать. Например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.
     Основным  недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.
     Метод сравнения положений  «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
     Сопоставительная  экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование с теми, кто его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.
     Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.
     Вместе  с тем, этот метод также имеет  недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов  государственной политики.
     Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.
     Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться  следующими принципами проведения экспертиз:
     1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля.
     2. При расчете добавленной стоимости  деятельность в области исследований  и нововведений рассматривается  как производственная.
     3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.
     4. Увязывать методы контроля с  перспективами развития системы  руководства научно-технической  политикой на государственном уровне.
     В ряде стран, например, во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением  проводятся теми организациями, которые  осуществляют их финансирование. Обязательными  параметрами являются: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.
     При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.
     К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный  представитель заказчика экспертизы.
     Эксперты  имеют право требовать любую  информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.
     В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проект, но может  предусматривать и контроль за ходом  работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.
     Экспертиза  содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При  принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.
     В России выделение ассигнований для  финансирования капитальных вложений, затрат на научные исследования и разработки и прочих  текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации осуществляется целевым назначением государственному заказчику через Федеральный бюджет на очередной финансовый год.
     Реализация  федеральных научно-технических  программ осуществляется на основе Государственных  контрактов, которые заключаются  государственными заказчиками с  исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.
     Экспертизу  проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
     В РГНФ экспертная оценка формализуется  в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие  варианты итогового заключения эксперта:
     5 – проект заслуживает безусловной  поддержки;
     4 – проект заслуживает поддержки;
     3 – проект может быть поддержан;
     2 – проект не заслуживает поддержки;
     1 – проект не заслуживает рассмотрения  экспертным советом.
     В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов».
     Ситуация  «конфликта интересов» может быть связана  с тем, что: не совпадают научные  интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).
     Экспертная  оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).
     При анализе изложения замысла проекта  учитывается:
     1. Четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая);
     2. Четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
     3. Качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
     4. Научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует).
     5. Новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
     Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор (участники)  в состоянии выполнить заявленную работу); эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу.
     Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его  актуальность для данной отрасли  знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.
     Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие вопросы:
    подготовлены ли программы исследований;
    подготовлены ил анкеты для опроса;
    проведено ли пилотажное исследование.
     РФФИ  проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня.
     Первый  уровень – предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:
    отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы;
    составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
    определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.
     Формализация  результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.
     Рейтинг индивидуального проекта устанавливается  на втором уровне экспертизы.
     На  третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).
     Индивидуальный  рейтинг проекта рассчитывается по формуле:
     R = r1 + r2 + r3
     где
     R – общий рейтинг проекта;
     r1 – учитывает научную ценность проекта;
     r2 – учитывает реальность выполнения проекта в срок;
     r3 – корректирует суммарную оценку r1 и r2.
     R может принимать значения от 2 до 13.
     r1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.
     r2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.
     Например, в r1 оценка «2» может означать «достаточную полезность проекта», оценка «5» – заявка на выдающийся результат.
     Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.
     Конкурсы  экономических исследований в России проводятся Консорциумом Экономических  исследований и образования, созданным  в 1995 году Фондом Евразия, Фондом Форда, Институтом «Открытое общество»  Фонда Сороса, Благотворительными трастами ПЬЮ и Всемирным банком.
     Целью Консорциума является объединение  усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфраструктуры для проведения научно-исследовательской  работы, а также содействие реформе экономического образования на территории СНГ.
     Фонд  Евразия – американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ.
     Фонд  Форда – частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.
     Всемирный Банк – международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру.
     Институт  «Открытое общество»  Фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает много проектов в различных областях и сам является инициатором проектов.
     Благотворительные трасты Пью – американская благотворительная организация. Трасты предоставляют финансовую поддержку в форме грантов.
     В 1995-1996 годах программами Консорциума  управлял Фонд Евразия.
     Российская  программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам.
     Основными целями являются:
    поддержка и распространение новых научных методов и идей;
    поощрение прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;
    развитие исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;
    содействие укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России;
    создание условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество.
     Первым  этапом экспертизы является предварительное  рассмотрение заявок, которое проводилось  в 1996 году Директором и Главным научным консультантом Консорциума. Второй этап экспертизы проводится Международным Экспертным комитетом Программы (МЭК)
     Участники, прошедшие первый и второй этапы  отбора (группа финалистов), представляют проекты своих исследований на научном  семинаре Программы.
     Гранты  присуждаются Фондом Евразия по итогам всех трех этапов на основании рекомендаций МЭК.
     Рассмотренные приемы экспертизы основаны на балльной оценке.
     Таким образом, экспертиза инновационных  проектов может осуществляться Государственным заказчиком (если финансирование идет из бюджета), а также специальными фондами поддержки научных исследований и разработок. Экспертиза проводится с целью отбора и решения проблемы финансирования.
     Рассмотрим  методы отбора инновационных проектов для реализации.

     10.2. Методы отбора  инновационных проектов  для реализации

     Экспертиза  должна обеспечить выбор качественного  инновационного проекта. Следует обратить внимание на то, что инновационные  проекты, представленные инвесторам, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам.
     Сопоставимость  представленных проектов определяется:
    по объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.);
    качественным параметрам инноваций;
    фактору времени;
    уровню цен, тарифов. Условиям оплаты труда.
     Стоимостные показатели по вариантам определяются с учетом инфляционного фактора.
     Варианты  инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инновационных вложений и неопределенности исходной информации.
     Сопоставимость  вариантов расчет по исходной информации обеспечивается путем приведения к  одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту; к одним срокам, уровню качества.
     Обеспечение многовариантности мероприятий  являются одним из важнейших принципов  менеджмента. Без анализа зарубежного  опыта, непосредственных конкурентов  нечего тратить впустую инвестиции. Следует напомнить соотношение 1:10:100:1000, где один доллар - «экономия» на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 - потери на последующих стадиях жизненного цикла решения.
     В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.
     При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее  свойство систем - эмерджентности, которое  обуславливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения.
     При сравнении инновационных вариантов  применяется принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения.
     Одинаковые  по величине затраты, осуществляемые в  разное время, экономически неравнозначны.
     Значительная  продолжительность жизненного цикла  инноваций приводит к экономической  неравноценности осуществляемых в  разное затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости или иначе дисконтирования, то есть приведением затрат и результатов к одному моменту времени. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций.
     Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей  ценностью.
     С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени.
     Идея  дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы  в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме  того, откладывать получение денег  на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.
     Коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы, так как в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем  деньги завтра.
     Рассмотрим условный пример. Если сегодня вы инвестируете в инновации 1 млрд. рублей, рассчитывая получить 10% дохода, то через год стоимость ваших инвестиций составит 1,1 млрд. рублей - это будущая стоимость ваших инвестиций, а ее текущая современная стоимость составляет 1,0 млрд. рублей.
     Разность  между будущей стоимостью и текущей стоимостью является дисконтом.
     Коэффициенты  дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов:
      ,                                            (10.1)
     где
     i – процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования;
     tp – год приведения затрат и результатов (расчетный год);
     t – год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному.
     При условии приведения к году начала реализации инноваций имеем t= 0 и следовательно
      .                                           (10.2)
     При положительной величине нормы процента на капитал i коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы.
     Рассмотрим  условный пример: определить современную  величину 20 млрд. рублей, которые должны быть выплачены через 4 года. В течение этого периода на первоначальную сумму начислялись сложные проценты по ставке 8% годовых.
     Отсюда  современная величина составит:
.

     Величина  процентной ставки, по которой производится дисконтирование, и современная величина находятся в обратной зависимости, то есть чем выше процентная ставка, тем меньше современная величина при прочих равных условиях.
     Таким образом, метод начисления по сложным  процентам заключается в том, что в первом периоде начисление производится на первоначальную сумму кредита, затем она суммируется с начисленными процентами и в каждом последующем периоде проценты начисляются на уже наращенную сумму. То есть база для начисления процентов постоянно меняется. Иногда данный метод называют процент на процент.
     Чем ниже ставка процента и меньше период времени (t), тем выше дисконтированная величина будущих доходов.
     Таким образом, с помощью дисконтирования  определяется чистая текущая стоимость  проекта.
     Механизм  отбора проекта рассмотрим на примере.
     Пример 10.1. Первоначальная сумма инвестиций в проект 480 млн. рублей. Ежегодный  приток наличности в течение 3-х лет 160 млн. рублей. Процентная ставка 10% (i).
     В нашем примере коэффициенты дисконтирования  составят:
     для первого года –  ;
     для второго года –  ;
     для третьего года –  .
     Следовательно, чистая текущая стоимость за годы реализации проекта равна: (160 * 0,909) + (160 * 0,826) + (160 * 0,751) = 398 млн. рублей.
     Для принятия решения о целесообразности инвестиций в проект нужно найти разность между чистой текущей стоимостью и первоначальной суммой инвестиций.
     Рассматриваемый нами проект невыгоден, так как доход  меньше, чем первоначальные инвестиции в проект:
     (398 - 480) = -82 млн. рублей.
     Чистую  текущую стоимость называют также  «чистым приведенным доходом» (W).
     Таблица 10.1.
Годовой отсчет, начиная с сегодняшней  даты 1% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%
1 0,990 0,909 0,870 0,833 0,800 0,769 0,741 0,714
2 0,980 0,826 0,756 0,694 0,640 0,592 0,549 0,510
3 0,971 0,751 0,658 0,579 0,512 0,455 0,406 0,364
4 0,961 0,683 0,552 0,482 0,410 0,350 0,301 0,260
5 0,951 0,621 0,497 0,402 0,328 0,269 0,223 0,186
6 0,942 0,564 0,432 0,335 0,262 0,207 0,165 0,133
7 0,933 0,513 0,376 0,279 0,210 0,159 0,122 0,095
8 0,923 0,467 0,327 0,233 0,168 0,123 0,091 0,068
9 0,914 0,424 0,284 0,194 0,134 0,094 0,067 0,048
10 0,905 0,386 0,247 0,162 0,107 0,073 0,050 0,035
13 0,879 0,290 0,163 0,093 0,055 0,033 0,020 0,013
 
     Следует отметить, что существуют стандартные таблицы дисконтных множителей, что облегчает процедуру дисконтирования и обоснование выбора проекта. Ниже приведен  (таблица 10.1.) фрагмент таблицы дисконтных множителей.
     Как уже отмечалось, инновационные проекты  должны отбираться с учетом инфляционного фактора.
     Инфляция  как повышение уровня цен в  экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется  отношением цен, а уровень инфляции - процентом повышения цен.
     Рассматривая  роль ставки процента в принятии решения об инновациях, мы подспудно предполагаем отсутствие инфляции. Если имеет место инфляция, то существуют различия между номинальной и реальной процентной ставкой.
     Номинальная ставка - это текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции или иначе это просто процентная ставка, выраженная в рублях(долларах США) по текущему курсу.
     Реальная  ставка – это номинальная ставка за вычетом ожидаемых (предполагаемых) темпов инфляции.
     Например, номинальная годовая ставка равна 9%, ожидаемый темп инфляции 5% в год, отсюда реальная ставка будет равна 4% (9 - 5).
     Это различие важно учитывать при  сравнении ожидаемого уровня дохода на капитал (нормы прибыли) и ставки процента: сравнение целесообразно  проводить с реальной, а не номинальной  ставкой. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная ставка имеет важное значение при принятии решения об инновациях.
     Общее правило таково: инновации следует  осуществлять, если ожидаемый уровень  дохода на капитал не ниже или равен  рыночной ставке процента по ссудам.
     Таким образом, процент выполняет важнейшую  задачу эффективного распределения  ресурсов в рыночном хозяйстве, выбор  наиболее доходного из возможных  инновационных решений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.