На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ЧОУ ВПО
«ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:     ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО
 
 
ТЕМА №4
 
 
 
Выполнила  студентка
Вдовиченко Юлия
Александровна             
   
 
Группа: _БЗс-301-ПКш
Дата отправления _____
 
 
 
Результат проверки  _____________

Проверил преподаватель Никитина Э.А.

Дата проверки __________________
 
Челябинск, 2011г.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Формы и методы государственного регулирования хозяйственной              деятельности…………………………………………………………………….
2.1. Прямое государственное регулирование рынка…………………………
2.2. Запрещенные виды деятельности…………………………………………
2.3. Деятельность, осуществляемая по лицензиям……………………………
3. Особенности правового статуса субъекта занимающего доминирующее положение на рынке…………………………………………………………….
4.1. Понятие конкуренции………………………………………………………
4.2. недобросовестная конкуренция……………………………………………
4.3. формы недобросовестной рекламы……………………………………….
5.1.Антимонопольное законодательство, его содержание и цели…………..
5.2.Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…
6.Регулирование деятельности хозяйствующих субъектов через налоговые органы……………………………………………………………………………
7.Организационно-правовая форма малого предпринимательства…………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности
 
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на упорядочение общественных отношений.
     Одна из основных функции государства — экономическая заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений. Методы, формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности.
     Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов (например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных ее видов и т.д.).
     Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны органов государства. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся налогообложение, денежно-кредитная и бюджетная политика, прогнозирование и косвенное планирование и др.
     Косвенные методы, бесспорно, являются основными в регулировании современной экономики, учитывая, что сам рынок представляет собой саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказ от непосредственно административных, прямых методов регулирования, свойственных государственному управлению, поскольку присущее свойство саморегулирования не обеспечивает в полной мере всех требований современного общества и социально-ориентированной экономики.
     Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы
тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.
     Государственное регулирование предпринимательских отношений проявляется по следующим направлениям:
     1. Установлении нормативных правовых предписаний, регулирующих предпринимательскую деятельность. Прежде всего, это принятие законов и подзаконных нормативно-правовых актов (федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и ведомств).
     2. Использовании экономических рычагов и минимальном императивном воздействии на хозяйственно-оперативную деятельность субъекта предпринимательской деятельности. К экономическим рычагам можно отнести: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений в различных сферах предпринимательской деятельности.
     3. Обеспечении строгого соблюдения установленных правовых предписаний субъектами общественных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. Данное направление государственного регулирования осуществляется через систему мер контрольно-надзорного характера.
     В государственном регулировании предпринимательских отношений отдельное место занимает государственный контроль (надзор), проведение которого способствует обеспечению законности при осуществлении предпринимательской деятельности.
     Государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
     4. Защите прав и интересов участников регулируемых общественных отношений. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям гарантируется защита прав при проведении федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов государственного контроля (надзора).
   3. Антимонопольное регулирование рыночных отношений
     Под монополистической деятельностью понимаются противоречащим антимонопольному законодательству действия (бездействие)                                                            хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
     Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может быть индивидуальной и коллективной. Коллективная монополистическая деятельность может носить договорный характер и выражаться, в частности, в создании картелей, синдикатов и иных монополистических объединений.
     Закон о конкуренции предусматривает два вида монополистической деятельности:
а) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке ;
б) соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в следующих формах:

- убеждением;

- принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) - прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) - косвенное регулирование.

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел отрыв экономических методов от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

 
 
 
  2.1. Прямое государственное регулирование рынка.
 
К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.
Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.
Государство практически во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.
Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.
В США, например, в настоящее время регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию черной металлургии, текстильной промышленности, судостроения, на
легковые автомобили, станки с программным управлением, электронику, лекарства и ряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цен занимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования, в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен и ее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются
Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта: тарифы на водо и теплоснабжение, электроэнергию и газ. Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Кроме того, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает его общедоступным. В целом в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен.
Только в нашей стране регулирование цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положение простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется главным образом с помощью средств бюджетной политики.
 

        2.2.Запрещенные виды деятельности.

 
Юридические лица и индивидуальные предприниматели равноправны в возможностях ведения бизнеса. Как те, так и другие могут открывать расчетные счета в банках, приобретать движимое и недвижимое имущество, принимать наемных работников и т. п.
Закон не устанавливает никакой дискриминации ИП по сравнению с юридическими лицами. И те, и другие вправе осуществлять одни и те же виды деятельности, за исключением видов:
а) на которые требуется получение лицензии (лицензия выдается только юридическим лицам);
       б) которые имеют стратегическое значение для государственной безопасности;
в) которые связаны с созданием и управлением различными финансовыми фондами;
в) которые могут угрожать безопасности и здоровью населения, экологии и т. д.
Итак, запрещенные для ИП виды деятельности:
• производство алкоголя, оптовая и розничная торговля алкоголем;
• разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
• производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
• ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
• испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
• разработка вооружения и военной техники;
• производство вооружения и военной техники;
• ремонт вооружения и военной техники;
• утилизация вооружения и военной техники;
• торговля вооружением и военной техникой;
• производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
• производство патронов к оружию и составных частей патронов;
• торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
• торговля патронами к оружию;
• экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
• коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
• разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
• утилизация боеприпасов и их составных частей;
• выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
• деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
• производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
• хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
• применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
• деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
• производство пиротехнических изделий;
• деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;
• выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
• выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
• негосударственная (частная) охранная деятельность;
• деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
• деятельность инвестиционных фондов;
• деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
• деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
• деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
• космическая деятельность;
• производство лекарственных средств;
• культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
• деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
• деятельность по продаже электрической энергии гражданам.
 
2.3. Деятельность , осуществляемая по лицензиям.
 
В соответствии со ст. 49 Гражданского Кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа (ст. 14.1 КоАП):
16 сентября 1998 года принят Государственной Думой и 25 сентября 1998 года подписан Президентом Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее - Федеральный закон О лицензировании), которым в частности определено, что:
- к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием;
- порядок лицензирования и ведения реестра лицензий определяется Президентом и Правительством Российской Федерации.
К исключительной компетенции Президента и Правительства Российской Федерации также отнесены: утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности; разграничение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности между федеральными органами государственной власти (лицензирующими органами);
- лицензирование на территории Российской Федерации осуществляется лицензирующими органами (Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).
- лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем.
Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации, На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления в силу Федерального закона о лицензировании;
- за выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.
Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом;
- срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Для получения лицензии предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган:
- заявление о выдаче лицензии с указанием:
- фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина;
- лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
- копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
- свидетельство о постановке предпринимателя на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.
Требование от предпринимателя представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом о лицензировании, иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Размер платы за рассмотрение заявления устанавливается Правительством Российской Федерации.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан уведомить предпринимателя о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче ему лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) предпринимателю в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) в письменной форме с указанием причин отказа.
Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.
В случае, если предприниматель в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
- наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие предпринимателя лицензионным требованиям и условиям.
Индивидуальный предприниматель имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.
При обжаловании отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии в административном порядке предприниматель имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
В случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи соответствующего заявления.
За выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия (далее - перечень), установлен статьей 17 Федерального закона о лицензировании
Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный указанным законом перечень. Виды деятельности, не включенные в перечень, осуществляются без лицензий, за исключением случаев, когда их лицензирование установлено иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона о лицензировании.
Лицензирование таких видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральными законами, непосредственно установившими необходимость их лицензирования.
Следует иметь в виду, что указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, принятые до введения в действие Федерального закона о лицензировании, применяются в части, ему не противоречащей.
До введения в действие Федерального закона о лицензировании, порядок лицензирования отдельных видов деятельности и перечень лицензируемых видов деятельности определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 'года № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, которое соответственно действует и сегодня в части не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.
В нем, в частности, определен перечень федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации (приложение № 2).
В соответствии с указанным документом были разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации около 60-ти Положений о порядке лицензирования конкретных видов деятельности, которые также действуют в части не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.
 
       3. Особенности правового статуса субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке.
 
Доминирующим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
     Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке может выражаться в следующих формах:
     - изъятие товаров из обращения, целью или результатом которой является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
     - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него - или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);
     - создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
     - создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
     - нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
     - установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
     - сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
     - необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
     Законом о конкуренции запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее - соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести:
     - к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
     - повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и
торгах;
     - разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
     - ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
     - отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
     Также запрещается: заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов; заключение соглашения или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции (последнее положение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%.
     Запрещается также координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
     Федеральным законом от 9 октября 2002 г. в Закон о конкуренции был внесен ряд существенных изменений. В частности, до внесения указанных изменений к монополистической деятельности относились также некоторые действия органов государственной власти и органов местного самоуправления. После внесения изменений перечень данных действий содержится в специальном разделе Закона о конкуренции, которые квалифицируются как ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций. К числу таких действий, например, относятся:
     - введение ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
     - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
     - установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен)товаров;
     - дача хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении до говоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
     - необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
     - необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
     Законом о конкуренции также запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
 
 
4.1Понятие конкуренции
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
? наличием множества равноправных рыночных субъектов;
? полной экономической обособленностью каждого из них;
? зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
? противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос.       
Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам.
 
В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.
 
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
 
Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
 
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
 Отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
 
Основные функции конкуренции:
? обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
? стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
? дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
? давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
? ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
? стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
? внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
? роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
? зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
? старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.
Виды конкуренции
 
Различают конкуренцию:
? функциональную (это конкуренция определенного товара);
? видовую (по цене и качеству);
? межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
? внутриотраслевую и межотраслевую.
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.
б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;
в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
 
Основные методы добросовестной конкуренции:
? повышение качества продукции,
? снижение цен («война цен»),
? реклама,
? развитие до- и послепродажного обслуживания,
? создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
? экономический (промышленный шпионаж);
? подделка продукции конкурентов;
? подкуп и шантаж;
? обман потребителей;
? махинации с деловой отчетностью;
? валютные махинации;
? сокрытие дефектов и т.д.
 
4.2Недобросовестная конкуренция
 
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
Недобросовестной конкуренцией признаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
     На основе законодательного определения недобросовестной конкуренции можно выделить следующие ее признаки:
     а) недобросовестная конкуренция - это всегда активные действия хозяйствующих субъектов;
     б) недобросовестной конкуренцией признаются действия, противоречащие не только положениям законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
     в) субъектами недобросовестной конкуренции являются только хозяйственные субъекты, действия органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут быть признаны недобросовестной конкуренцией;
      г) недобросовестной конкуренцией могут быть причинены как реальные убытки конкурентам или ущерб их деловой репутации, таки создана угроза такого причинения.
     Недобросовестная конкуренция может проявляться в различных видах. Статья 10 Закона о конкуренции содержит перечень наиболее характерных действий, квалифицируемых как недобросовестная конкуренция.
     К ним относятся:
     - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
     - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
     - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
     - продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица,
индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
     - получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
     Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, и МАП России в каждом конкретном случае квалифицирует действия хозяйствующего субъекта исходя из общего определения
недобросовестной конкуренции.
     Органом, полномочным осуществлять антимонопольное регулирование, является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое
осуществляет правое регулирование на основании действующего законодательства.
     За нарушение антимонопольного законодательства нарушители могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
     Гражданско-правовая ответственность выражается во взыскании убытков, причиненных противоречащими антимонопольному законодательству действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц.
     Административная ответственность наступает за совершение правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, и выражается в форме штрафа.
     Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции установлена ст. 178 Уголовного кодекса РФ.
К уголовной ответственности привлекаются лица, признанные виновными в установлении монопольно низких или монопольно высоких цен, а также в ограничении конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
Уголовная ответственность выражается, как правило, в виде штрафа, а при совершении данного преступления с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения - в виде лишения свободы с конфискацией имущества либо без таковой.
 
4.3Формы недобросовестной рекламы
 
Основной постулат, заложенный в концепцию Закона РФ «О рекламе», в целом и в частности в ст. 5, заключается в том, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама в России не допускается.
1. Реклама не должна быть недобросовестной (ч. 2 ст. 5).
2. Реклама не должна быть недостоверной (ч.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.