На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Социальная реабилитация наркоманов

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет –  Институт дистанционного обучения
Специальность – 040101  «Социальная работа»
Кафедра – Философии 
 
 
 

СОЦИАЛЬНАЯ  РЕАБИЛИТАЦИЯ НАРКОМАНОВ 

Выпускная квалификационная работа на соискание квалификации «Специалист социальной работы» 
 
 

Студен гр. 113 30                      _________       Бурилов Андрей Александрович
                                                   __________ 
 

Научный руководитель      
доцент  кафедры философии          __________          Вера Николаевна Фадеева 
   ___________
              

Допустить к  защите:
Заведующий кафедрой
д-р ф. н., профессор                  ___________                               А.А. Корниенко
                                                    ____________ 
 
 
 
 

Томск 2008
     СОДЕРЖАНИЕ
     Введение   ……………………………………………………………..…….3
       Глава 1. Наркомания как социальная проблема   ………………………7
         1.1. Наркомания и ее общественная опасность  …………………...…7
         1.2. Факторы риска  возникновения и развития наркомании  ……...11
         1.3. Психологический  портрет наркомана  ………………………….16
       Глава 2. Социальные меры предупреждения
       и преодоления наркомании   .…………………………………………...22
         2.1. Профилактика наркозависимости   …………………………..…22
         2.2. Технология лечения  и социальной реабилитации 
         наркоманов  ………………………………………………………...….30
         2.3. Системы социальной  реабилитации  …………………………....37
         2.4.  Превентивные  меры в борьбе с наркоманией 
         за рубежом  ………………………………………………………..…..47
         Глава 3. Социальная реабилитация наркоманов в
         Красноярском крае и пути ее оптимизации   …………………..……54
         3.1. Проблема наркомании  в Красноярском крае  …………………54
         3.2. Опыт деятельности  учреждений края в оказании 
         помощи наркозависимым   …………………………………………...57
         3.3. Организация профилактики  наркомании в г. Красноярске  …..68
         3.4. Краевая программа  по преодолению распространения
          наркомании, пьянства  и алкоголизма в Красноярском  крае:
          проблемы и  решения……………………………………………….…72
       Заключение  ………………………………………………………….…..77
       Библиография  ………………………………………………………..….81
       Приложения   …………………………………………………………....85 
 
 

     Введение
     Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер. Появление отдельной области медицины, сотен наркологических клиник и лечебниц, тысячи смертей от наркотиков, причем часто самых лучших представителей общества, мировой наркобизнес, имеющий самый крупный денежный оборот и самую сильную мафию, угроза генофонду, специальные политические программы, комитеты и общества по борьбе с наркотиками, наконец, целые направления в искусстве, связанные с наркотической культурой, такие, как «психоделия» или «acid», наркоманский сленг и т, д. - все это феномены второй половины XX века, когда наркомания стала обиходным понятием, а ее угроза оставила далеко позади опасность алкоголизма или психических заболеваний.
     Актуальность  данного исследования обусловлена в первую очередь тем, что за последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем, требующих комплексного изучения, и, конечно же, разрешения, которое кажется едва ли возможным без высокого теоретического уровня социально-философского анализа.
     По  данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже опередили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. Во всем мире идет вал наркомании среди мужчин и женщин. За ними втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети. При сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридически приемлемых, во многих странах наркомания признана социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения и злоупотребления наркотиков, включающая формы токсикомании, более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.
     Ни  одна нация или народ, где бы они  ни жили, и как бы ни прочны были демократия и государственный строй, не обладают иммунитетом к пагубным последствиям злоупотребления наркотиками и  последствиям наркобизнеса. Особенно уязвимы в этом отношении страны со слабой социальной и государственной организацией.
     Рассмотрев  все выше изложенные факты, можно  с уверенностью говорить о том, что  такая социальная проблема, как наркомания требует немедленного решения и  является актуальной для сегодняшнего дня, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества.
     Степень научной разработанности  проблемы. Проблема формирования наркотической зависимости продолжает оставаться актуальной как в научных исследованиях, так и в практической деятельности психологов, несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество исследований, посвященных данному вопросу.
     Теоретической основой исследования служат работы современных российских ученых  И.Н.Пятницкая, А.А. Габиани, Я.И. Гилинский, Р.С.Карпинская, Е.А. Кошкина, Э.С. Стулова, А.А.Маслов, А.Т. Шаталов, Ю.В.Олейников, В.И. Петрова и др.
     Работы  большинства отечественных и  зарубежных психологов посвящены исследованию факторов формирования наркозависимости. Так в работах В.В. Гульдана, В.Ю. Завьялова и др. рассматриваются факторы, условия, причины употребления психоактивных веществ. Исследования С.В. Березина, Е.А. Назарова, В.Е. Рожновой, Т.Н. Рыбаковой, О.В. Шапатиной и др. направлены на изучение роли семьи в возникновении зависимого поведения. В работах В.С. Битенского, П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко, И.П. Пятницкой, Б.Г.Херсонского и др. представлены исследования преморбидной структуры личности. В то же время в работах С.В. Березина, В.Дайка, Р. Крэйга, К.С. Лисецкого, И.П. Пятницкой показано, что преднаркотической личности не существует.
    Цель  и задачи исследования. Представленная работа ставит своей целью исследование явления наркомании, а также изучение социальных мер предупреждения и преодоления этого социального недуга для выявления наиболее эффективных профилактических мер и видов лечения наркотической зависимости на примере Красноярского края.
     Обозначенная  таким образом цель предполагает постановку и решение следующих  задач:
    Анализ наркомании как социальной проблемы, ее общественной опасности.  
    Выделение факторов риска возникновения и развития наркомании.
    Анализ социальных мер предупреждения и преодоления наркомании   в России и за рубежом.
    Рассмотрение технологий лечения и систем социальной реабилитации наркоманов.
    Анализ проблемного поля социальной реабилитации и профилактики  в Красноярском крае и пути ее оптимизации.
     Объектом изучения являются люди, употребляющие наркотические вещества.
     Предметом исследования являются концепции программ профилактики, виды лечения и профилактики наркотической зависимости.
     Гипотеза  исследования состоит в том, что наркомания – это глобальная проблема, требующая немедленного решения, и чем позже мы начнем вплотную, на уровне государственного регулирования, заниматься данной проблемой, тем сложнее будет победить и побороть эту беду.
     Негативные  последствия, которые несет этот порок, оказывают, прежде всего, вред здоровью. Помимо этого наркотики разрушают  духовный мир человека, веру во что-то доброе, чистое, святое. Они покрывают  грязью его душу, из-за которой очень  сложно рассмотреть что-то позитивное.
     Есть  множество факторов, которые могут  повлиять на пристрастие человека к  наркомании. Это, прежде всего, социальные, экономические, психологические. В  нашей стране это особо актуально, так как Россия далеко не в первом эшелоне стран, по уровню жизненного благополучия людей.
     Структура и содержание выпускной квалификационной работы  отвечают логике исследования и соответствует поставленным целям и задачам исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
     Глава 1. НАРКОМАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
     Традиция  научного изучения наркомании насчитывает  не один десяток лет. Широкое распространение  наркомании вызвало к жизни напряженные  дискуссии о природе наркомании, причинах и условиях ее распространения и др. Постепенно проясняются различные аспекты проблемы, учет которых позволяет сформировать более адекватное понимание задач, стоящих перед специалистами разных областей науки и социальной практики. 

     1.1. Наркомания и ее общественная опасность
     Сам термин «наркомания» происходит от греческих  слов narke (оцепенение) и mania (страстное влечение, безумие). Традиционно наркоманию определяют как заболевание, возникшее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших дозах – одурманивание, наркотический сон. Как правило, подчеркивается, что наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых доз, формированием психической (психологической) и физической зависимости от наркотика.
     До  сих пор невозможно установить точные причины, почему у человека возникает  пристрастие, что приводит людей  к чрезмерному употреблению наркотических  веществ. Кроме того, пристрастие внушает страх каждому человеку (любой может стать жертвой). Злоупотребление наркотическими веществами создает «репутацию» наркомана, изменяет его положение в обществе и снижает самооценку.
     Проблемы  наркомании и наркотизма находятся  на стыке многих наук – социологии, культурологии, экономики, права, медицины. Наиболее крупный вклад в изучение этих проблем внесли ученые США, интерес которых к наркомании обусловлен высоким уровнем наркопотребления в этой стране.
     Социологи рассматривают наркоманию как одну из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. поведения, не соответствующего официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам и образцам поведения.
     Особую  тревогу в обществе вызывает то, что наркотики начинают употреблять подростки. Предрасполагающими факторами к возникновению наркомании у подростков является нарушение взаимоотношений в семье.  Подростки легко вербуются взрослыми преступниками, дополнительно повышая уровень криминогенности в обществе. Подростковая преступность сегодня означает рост взрослой преступности завтра. Особая социальная опасность подростковой наркотизации в том, что распространение в их среде происходит широко и очень быстро. При этом большую роль играют корыстные (найти источник сбыта наркотиков) и бескорыстные мотивы (получающий удовольствие наркоман испытывает потребность «осчастливить» других).
     Частым  является появление супружеских  пар наркоманов, когда муж приучает жену к наркотикам, кроме того, наркоманы ищут близких отношений с медицинскими работниками, чаще медицинскими сестрами, фармацевтами. В этой ситуации просматривается корыстный мотив - облегчение совместного добывания наркотиков. Не единичными являются случаи, когда в наркотизацию вовлекаются люди из материально обеспеченных семей, чаще всего подростки.
     Отвагина  Т.В. приводит такой пример. Несколько  лет назад в семье материально  обеспеченного человека стали пропадать ценные вещи и деньги.
     Семья состоит из трех человек, мать и отец занимаются челночным бизнесом, сын - ученик старших классов - остается во время отъезда родителей с приходящей престарелой бабушкой.
     Кроме друзей по дому и школьных приятелей  сына, в квартиру никто не приходит.
     Сначала родители подозревали в воровстве  школьных приятелей сына, сообщали в школу, пытались обыскивать его друзей, потом запретили посещение квартиры всем друзьям и знакомым.
     Несмотря  на то, что в квартиру в течение  последнего времени никто не приходил, деньги по-прежнему пропадали. Причем родители стали замечать необычное поведение сына - от непонятной суетливости и словоохотливости до состояния угнетения, депрессии и молчаливости в течение нескольких дней.
     Сначала родители расценили это как обиду  сына на запрет общения с друзьями в домашней обстановке. Затем выяснили, что мальчик «материально» помогает друзьям из малообеспеченных семей, дает им деньги и ценные вещи на приобретение сильнодействующих препаратов для того, чтобы они могли «оторваться» от реальной действительности жизни. В основном это были дети из асоциальных семей, где родители не работали, пьянствовали, употребляли какие-то таблетки, к чему и приучили своих детей.
     Общаясь с такими сверстниками, мальчик из обеспеченной семьи тоже стал употреблять  таблетки с кодеином и другие препараты для того, чтобы не быть «белой вороной» в своем кругу, не отстать от других и испытать необычное состояние. 1
     Преступники-ненаркоманы  применяют наркотики как средство преступления с криминальными целями, используя их для ограбления и убийств.
     С этими же целями используют наркотические препараты террористы для угона самолетов. Для совершения бандитских нападений на школьников в Беслане и при захвате заложников в мюзикле для криминальных действий были привлечены больные наркоманы.
     Опасность разового приема наркотических веществ  наглядна в показателях дорожного травматизма и смертности.  Аварийности на дорогах способствуют такие черты личности, как агрессия, нетерпимость, повышенная активность, любовь к созданию рискованных ситуаций.  В состоянии интоксикации наркотиками нарушается восприятие пространства, реальной действительности: расстояния, скорости, размеров предметов.
     Так, каннабиноиды в крови жертв автокатастроф  обнаруживаются в пять раз чаще, чем у других участников дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие замедления психомоторных реакций у наркомана. Даже при разовом приеме терапевтической дозы транквилизатора здоровый человек в пять раз чаще становится виновником ДТП.
     Что касается России, то  среди многих проблем, стоящих сегодня перед  российским обществом, проблема наркомании, как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из первых мест. Распространение наркомании на территории бывшего Советского Союза и, в первую очередь, в России в последнее десятилетие происходило угрожающими темпами.
     В России, по данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН),  6 млн. наркоманов, 1,8 млн. больны  наркоманией, 350 тысяч находятся на учете в наркологических диспансерах. От 900 тыс. до 1 млн 100 тыс. наркозависимых - это  подростки и молодежь в возрасте 11 - 24 лет. Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. В 2006 году от наркомании умерло около 100 тыс. человек. За последние 10 лет потребление наркотиков в России увеличилось в 9 раз. В основном это люди в возрасте до 30 лет.
     Независимые эксперты считают данные ООН завышенными  и говорят, что за последний год  количество тяжелых наркоманов в  России пошло на убыль.
     В 2006 году Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Черкесов заявил, что за последнее время в России удалось снизить рост наркомании.
     Если  в 90-е годы рост числа лиц, употреблявших  наркотики, шел с ужасающей скоростью - темпы прироста больных наркоманией  шли с динамикой 21 % в год, а  начале века и того хуже - 26% в год, то сейчас ситуация стабилизировалась, и составляет чуть меньше процента ежегодно. По приблизительным подсчетам, в стране насчитывается порядка 2 млн. наркоманов
     На  данный момент медико-реабилитационная инфраструктура в стране отсутствует. В наличии всего около 2 тысяч разного вида наркологических центров, диспансеров и кабинетов. Эффективность добровольного лечения наркоманов лишь 7-15 %. И только в очень хорошей клинике эта цифра может достигать 25 %. Опрос врачей наркологов показал, что из них 48% - против принудительного лечения наркоманов и лишь 24% - за.
     В сложившейся ситуации необходимо срочно создать эффективное препятствие  для распространения наркоманий. Созрела необходимость менять стратегию  профилактики наркотизации - внедрить ее в структуру личных интересов людей. 

     1.2. Факторы риска возникновения и развития наркомании
     В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные (в том числе микросоциальные), психологические и биологические.
     К социальным факторам относятся: неблагополучная семья (алкоголизм, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья и т. п.), широкое распространение, злоупотребление психоактивными веществами в данной местности, неорганизованность досуга и занятости несовершеннолетних и пр.
     Психологические факторы включают подражание старшим или авторитетным сверстникам,  стремление соответствовать канонам значимой для подростков группы, подчинение давлению и угрозам, попытка снять стресс и негативные эмоции, аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная иди заниженная самооценка, неустойчивость характера), любопытство и т. д.
     Среди биологических факторов приобщения к наркомании особо выделяют следующие: наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями, патология протекания беременности и осложненные роды, сотрясение головного мозга, тяжелые или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте, и т. д.
     Наиболее  опасным из этих групп с точки  зрения эпидемиологии является социальный фактор, в котором наиважнейшим этапом аддиктивного поведения является этап групповой психической зависимости, когда потребность в употреблении наркотиков возникает немедленно, как только собирается своя компания.
     Традиционно принято считать, что фактором риска  приобщения к одурманивающим веществам  является неполная семья, где ребенка  воспитывает один из родителей. Однако, как показывают многие социологические  исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
     Чаще  всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те де6ти и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери, а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий.
     Однако  в последнее время гипоопека  все чаще оказывается связанной  с иными причинами, имеющими социально-экономическую  базу.
     Взрослые  основное время вынуждены проводить  на работе, для того, чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т.д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни.
     Особое  место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические  семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын и дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные тенденции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам – она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семье, где родители – оба или один из них – алкоголики.
     Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в  одурманивание. Дети наркозависимых, а  стало быть, почти всегда очень  бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации – с использования средств бытовой химии.
     Конечно, в этих суждениях нельзя быть категоричным. Но судьба детей в таких семья трагична. И внимание, и забота, и даже вмешательство находящихся рядом, прежде всего педагогов, очень нужны. Тем более, в жизнь вступает уже четвертое поколение детей «пьяных браков». Значительная часть этих детей предрасположена к пьянству, наркотикам и психотропным средствам.
     Не  менее опасен для развития наркогенных  привычек несовершеннолетних прямо  противоположный тип семьи –  с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные и мнимые способности – предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить.
     Привыкнув к постоянному контролю, этот ребенок  подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной  компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают  неправильными, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.
     Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем у их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте – в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина.2
     Именно  семья тесно связана с наибольшей частью ближайшего социального окружения юного наркомана. Это соседи, родственники, знакомые, друзья семьи. 21% опрошенных школьников ответили, что среди знакомых их семей есть люди, употребляющие наркотики. Дети знают об этом, и если не сформировать у них соответствующую оценку этого факта, они будут воспринимать его как должное.3
     А ведь именно в этой среде вокруг наркомана создается та атмосфера, которая либо помогает осмыслить  ему гибельность ситуации, искать и находить из нее выход, либо давит  на него своим непониманием.
     Жизнь устроена так, что в массе своей  молодые люди не могут быть самостоятельными и ответственными за определенные реалии своего бытия – нет необходимого опыта. Хочется быстрее найти  свое место в жизни, но пока многое не выходит, все места заняты. В этом противостоянии первыми не выдерживают молодые. И уходят от нас, иногда в прямом смысле – уходят из дома. Куда? Очень часто это бывает уход в мир наркотиков.
     Отчуждение  – оно возникает в семье, в  школе. А сегодня отчуждение столь  явно во взаимоотношении поколений, что его можно считать приметой времени.
     Также в обществе стало устойчивым отношение  к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они  неизбежно начинают чувствовать  себя такими. Более 48% наркоманов ответили, что к ним применялись меры общественного воздействия.4
     Усиленного  внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких детей в  общем числе сирот в России 95%. Свыше 200 тысяч детей содержатся в сиротских учреждениях (детских  домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов.5
     Из  множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем еще одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается большое количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Можно найти информацию о том, как и из чего приготовить наркотик, получить урок распространения зелья, что нужно делать и как себя вести при задержании милиции и т.д.6
     Таким образом, наркомания рассматривается  как проблема личности, принимающей  наркотики, в определенном социально-культурном контексте. Отсюда становится понятным, что для эффективной реабилитационной работы необходима реализация комплексного подхода, включающего в себя работу с личностью наркомана, его ближайшим микросоциальным окружением, а также с обществом в целом: оно должно изменить свое отношение к наркотикам так, чтобы, по крайней мере, не подкреплять их отношения к себе как к социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.  

     1.3. Психологический портрет наркомана
     Подавляющее большинство специалистов, изучающих  наркоманию, алкоголизм, никотинизм и иные формы зависимого поведения сходятся во мнении о том, что в основе подобного поведения лежат доболезненные (предпатологические) личностные особенности, в силу которых у индивида и сформировалась зависимость. Однако, список значимых личностных особенностей настолько широк (а иногда и противоречив), что затруднительно выделение сущностных характеристик человека, склонного к зависимому поведению.
     Наиболее  часто упоминается такая характеристика как инфантильность или психический инфантилизм. Считается, что именно эта особенность наиболее часто лежит в основе формирования зависимого поведения. Во-первых, потому что именно в детстве и юности (а инфантильность и означает - детскость) преимущественно возникают зависимости, во-вторых, потому что гармоничный взрослый человек стремится к независимости и свободе.7
     Помимо  инфантильности (но и внутри нее) наркозависимых отличает повышенный уровень внушаемости. Под внушаемостью понимается легкость усвоения человеком внешних по отношению к нему побуждений, стремлений, желаний, установок, оценок, форм и стилей поведения, повышенная восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица (лиц) без критического осмысления реальности и стремления противостоять этому воздействию.
     Одной из важных характеристик наркозависимой личности считается неспособность в полной мере и адекватно планировать и прогнозировать будущее. Человек с зависимыми формами поведения, как правило, либо не склонен прогнозировать и планировать собственное будущее, либо ориентирован лишь на успех - положительный для него исход событий. Так, наркозависимый живет сегодняшним днем, минутой. Его не страшит и не пугает состояние, которое может развиться после употребления наркотика. Его ничему не учит прошлый (собственный или чужой) опыт. Он не способен или не желает в полном объеме представить свое будущее.
     Еще одной характеристикой наркозависимой личности является ригидность. Под ригидностью понимается негибкость, тугоподвижность всей психической деятельности и, в частности установок, ожиданий, стилей поведения, осмысления действительности. По мнению Г.В. Залевского, психическая ригидность включает в себя склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения и неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания и т.п.8
     В структуру наркозависимой личности входят характеристики наивности, простодушия, непосредственности, которые являются базой для формирования свойств внушаемости. Под наивностью понимается неопытность и неосведомленность. Человек, склонный к наркозависимости, часто не имеет всей полноты правдивой информации о том, каковы реальные последствия употребления наркотических веществ. Его представления в этом вопросе носят детский непосредственный характер. Он часто склонен удивляться, обижаться и разочаровываться в силу отсутствия точного представления о реальности. Простодушие - это бесхитростность, неточное понимание смысла поступков окружающих, излишняя доверчивость. Такой человек часто попадает впросак в силу непосредственного инфантильного взгляда на жизнь.
     Для наркомана типичным является наличие  такого свойства как максимализм, под которым имеется в виду крайность в какие-либо требованиях, взглядах, эмоциях. Он воспринимает мир двухцветным - черно-белым. Он не склонен к компромиссам, особенно в сфере значимых отношений. Для него существуют «либо все - либо ничего». Подобные проявления пронизывают наркозависимую личность альтернативностью: любить-ненавидеть, желать-отвергать, радоваться-горевать.
     Вся структура наркозависимой личности пронизана эгоцентризмом - фиксацией внимания на себе, своих интересах, чувствах и пр. Ведь основная потребность зависимой личности - гедонистическая (получение удовольствия, радости, удовлетворения) - не может быть неэгоцентрической.
     Несомненно  важным качеством наркозависимой личности является нетерпеливость, отсутствие выдержки. Наркоман хочет как можно быстрее решить все проблемы (в том числе те, которые связаны с наркоманией в обществе) и вследствие этого предлагает кардинальные решения, не учитывающие реальности.9
       Большинство наркоманов в браке  не состоят и не имеют детей.  А среди детей, родившихся у  наркоманов, велик процент аномалий  в развитии, врожденных уродств,  повреждений мозга. Наркоман не  возвращает обществу затраченные  на его воспитание и образование средства, не участвует в производстве. В среде наркоманов нередки попытки к самоубийству, главным образом путем сознательной передозировки наркотиков.
     Под влиянием общественного мнения наркоман вынужден скрывать свой порок. Он ищет поддержку в какой-либо группе, которая приняла бы его. Обычно это, так называемые, отбросы общества; присоединяясь к ним, наркоман сам исключает себя из прежнего коллектива.
     Наркомания стимулирует  многочисленные виды правонарушений. Спрос на наркотики в условиях запрета на коммерческую торговлю ими  порождает развитие нелегального наркобизнеса и наркомафии. Растут и другие виды преступности, связанные с распространением наркотиков и деятельностью наркоманов. Если потребность в суточном приеме наркотических веществ велика, то наркоман готов на любое преступление, чтобы раздобыть деньги на очередную дозу. Он теряет связь с обществом, а потому находится в естественном для него состоянии повышенной готовности совершить преступление.
     Наркоман - социальный труп. Он равнодушен к общественным делам. Его ничто не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ  становится смыслом его жизни. И еще одна особенность - наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Недаром наркоманию иногда называют эпидемическим неинфекционным заболеванием.
     Подведем  итог. В чем же конкретно заключается  социальная опасность и вред наркомании? На этот вопрос хорошо ответил профессор  Д. В. Колесов.10
     Во-первых, наркоманы - объективно и субъективно плохие работники, поскольку их физическое состояние неудовлетворительно, периодически наступающая абстиненция выводит их из строя, все их помыслы связаны с наркотиком и главным содержанием мыслей являются способы его добывания.
     Во-вторых, наркомания наносит обществу большой материальный и моральный ущерб, являясь причиной несчастных случаев на транспорте и на производстве. Более того, необходимость поиска средств на приобретение наркотиков часто толкает человека на любые поступки, и даже правонарушения (воровство, грабежи, проституцию, подделку рецептов и т. д.).
     В-третьих, наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, не давая близким возможностей для нормальной жизни, отравляя ее своим присутствием, лишая семью средств к существованию, совершают тяжелое преступление по отношению к потомству, поскольку некоторые обменные нарушения, связанные с употреблением наркотиков родителями, передаются детям. Кроме того, употребление наркотиков во время беременности непосредственно отравляет ребенка.
     В-четвертых, наркоманы, деградируя физически и морально, преждевременно погибают, не оправдав ожиданий, которые всегда связаны у родителей с рождением ребенка, у общества - с появлением нового гражданина. При этом они стремятся втянуть в этот порок и других людей, в первую очередь молодежь. При использовании с наркотической целью некоторых средств бытовой химии происходит особенно быстрое разрушение психики («самовыжигание»).
     В-пятых, употребление наркотических средств безнравственно само по себе, безотносительно к конкретным его осложнениям. Для наркомана понятия добра и справедливости утрачивают свою значимость. Стремясь к очередному приему наркотического вещества, он готов на любую Ложь и обман, поведение по мере углубления наркотической зависимости все в большей степени направляется наркотическими интересами и все в меньшей - нравственными критериями. Другого и ожидать нельзя, так как сама сущность наркомании заключается в разрушении естественных механизмов оценки окружающего мира и своего места в нем, системы ценностей, сложившейся в процессе воспитания. 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Социальные меры предупреждения  и преодоления наркомании
     К сожалению, исторически сложилось  так, что ни усилия профессионалов, ни направленное финансирование не смогли сделать запрещение наркотиков основной общественной задачей. Вопросам профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) всегда уделялось меньше времени, чем лечению, тогда как лучшая методика борьбы с наркоманией – профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий. 

     2.1. Профилактика наркозависимости
     В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.11
     Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями:
     а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном  жизненном стиле индивида и в  среде, с которой он взаимодействует;
     б) направление процесса осознания  индивидом себя, поведенческих, когнитивных  и эмоциональных проявлений своей  личности, окружающей его среды;
     в) усиление адаптационных факторов, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость  к болезни;
     г) воздействие на факторы риска  наркотизации с целью их уменьшения;
     д) развитие процесса самоуправления индивидом  своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием;
     е) развитие социально-поддерживающего  процесса.12
     Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.
     Первичная профилактика алкоголизма и наркомании проводится посредством нескольких стратегий. Первая стратегия - информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на  эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Вторая стратегия - формирование мотивации на coциально-поддерживающее поведение. Третья стратегия – развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения. Четвертая   стратегия - развитие навыков разрешен  проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
     В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
     Цель  медико-психологических технологий - адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, эффективного жизненного стиля и поведения. Их осуществлением могут заниматься специалисты в области профилактики, владеющие знаниями и умениями, связанными с медико-психологическими формами работы с населением.
     Цель  социальных и педагогических технологий - предоставление объективной информации, создание мотивации на здоровый образ жизни, создание сетей социальной поддержки. Эта цель может быть достигнута разными способами: с помощью средств массовой информации, обучения в школе, подготовки специалистов, которые в дальнейшем смогут работать с населением.
     Специалисты готовятся из числа руководителей  и организаторов учреждений образования, здравоохранения, средств массовой информации, политических деятелей и административных работников, педагогов, волонтеров.
     Учреждения  образования, здравоохранения непосредственно связаны с процессом формирования и развития личности, заботой о здоровье, профилактикой заболеваний и могут осуществлять профилактическое воздействие на население.
     Специальное антинаркотическое образование  политических и государственных деятелей позволит придать профилактической антинаркотической работе в стране государственный характер.
     Не  менее важной задачей является обучение волонтеров, желающих помогать специалистам в проведении профилактики.
     Таким образом, необходимо чтобы все категории  граждан, каждая на своем уровне, в меру возможностей, проводили профилактическую работу. Тогда профилактика будет осуществляться с разных сторон, распространяться и развиваться в стране в целом.
     К этому виду технологий относятся  также альтернативные программы проведения досуга; мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и прекращение наркотизации (концерты, марафоны и т.д.); социально-поддерживающие системы и институты (общественные и государственные); законодательная система (рис. 1).13
     
 
     Рисунок 1. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики
     Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ  является избирательной. Она ориентирована на лиц, имеющих эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости  в ее начальной стадии.  Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития.
     Вторичная профилактика наркомании также осуществляется с применением различных стратегий. Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения. Вторая  стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.   Третья   стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
     Во  вторичной профилактике социальные технологии направлены на:
    формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;
    формирование мотивации на изменение поведения;
    развитие проблем-преодолевающего поведения;
    формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях (рис. 2).14

     Рисунок 2. Социальные технологии вторичной профилактики15
     Что касается медико-психологические и психотерапевтические технологии, то они направлены на:
    преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;
    осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;
    развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
    анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативные ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентации когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирован и с психологической резистентности к давлению наркотической среды.16
     Третичная профилактика-реабилитация наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.
     Возможности третичной профилактики гораздо  ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведения третичной профилактики.
     Основная  цель процесса реабилитации - построение пациентом своего успешного поведения, изменение его в сторону выздоровления  на основании личного опыта преодоления  болезни и опыта преодоления  проблемных и стрессовых ситуаций.
     Задачами  третичной реабилитации являются:
    Профилактика рецидивов и психосоциальная адаптация.
    Постоянное формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков.
    Развитие проблем-преодолевающего поведения, ведущего к формированию здорового образа жизни.
     В решении этих задач выздоравливающему  зависимому требуется помощь психотерапевта, в процессе работы с которым пациент сможет осознать свои эмоциональные личностные проблемы, сформировать желание избавиться от наркотической зависимости, развить умение управлять своим поведением.
    Осознание личностных духовных ценностей.
     После выхода из клиники пациенту вновь  приходится сталкиваться с окружающим миром, со стрессами, с новыми требованиями социальной среды. Это кризисное состояние, один из основных проблемных моментов, приводящих к срыву. На данном этапе пациенту необходимо осознание личностных духовных ценностей, в этом ему может помочь экзистенциальная и личностно-ориентированная психотерапия.
    Осознание и формирование жизненных целей и путей их достижения.
     После преодоления пациентом абстиненции, физической и психической зависимости, у него неизбежно возникают мысли о смысле своего существования. В этот период пациенту необходима психотерапия, направленная на осознание и формирование жизненных целей и путей их достижения. Это один из очень сложных этапов реабилитации.
    Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
     Процесс реабилитации растягивается на многие годы, поскольку требования среды  меняются, и невозможно обучить пациента шаблонам поведения, эффективным при любых обстоятельствах. Поэтому изменение одних способов поведения на другие должно происходить постоянно. Также в процессе реабилитации необходима регулярная отработка навыков проблем-преодолевающего и социально-поддерживающего поведения, потому что никогда эти навыки не бывают абсолютны.
     Перечисленные выше задачи условно можно отнести к медико-психологическим и психотерапевтическим технологиям третичной профилактики.
    Развитие социально-поддерживающего поведения, ведущего к формированию здорового жизненного стиля.
     Эту задачу условно можно отнести  к социальным технологиям третичной  профилактики (рис. 3). Цель социальных технологий - формирование социально-поддерживающей и развивающей среды. Данные технологии позволяют обеспечивать социальную поддержку пациентов. Без оказания такой поддержки пациентам трудно справляться с жизненными проблемами, они могут снова начать употребление наркотиков.
     
 
     Рисунок 3. Социальные и педагогические технологии третичной профилактики
     Таким образом, профилактика является, наверное, основой решения проблемы, связанной с употреблением наркотиков. Безусловно, лучше не допустить развития болезни, чем потом тратить средства на лечение уже заболевших.
     Однако  эффективная профилактика возможна только в том случае, если входящие в нее мероприятия - плод совместного труда правоохранительных органов, органов здравоохранения и народного образований и хорошо финансируются государством. Начинать эту работу необходимо с детьми младшего возраста. Антинаркотическая пропаганда среди подростков должна быть ненавязчивой. Если прийти и начать рассказывать им о вреде наркотиков, то скорее эффект будет обратным. Надо учить детей осознавать свои проблемы и контролировать чувства, чтобы у них не возникало желания и потребности принять наркотик, а также научить поведению в ситуации, когда наркотик предлагают.
 
 
     2.2. Технология лечения  и социальной реабилитации  наркоманов
     Что же делать, если человек уже болен? Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой. На этом этапе возникает проблема необходимости преодоления естественного психологического отчуждения, существующего между медицинским персоналом, традиционно исповедующим медикоцентрический подход, основанный на наборе формализованных профессиональных знаний, и специалистами по социальной работе, действующими другими методами. Сближение позиций возможно как с помощью специальных образовательных программ, обеспечивающих дополнительные профессиональные знания у социальных работников, так и через осознание медицинскими работниками всех нюансов социально-психологического состояния своих пациентов.
     Залогом эффективности социальной работы в  решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного  процесса с деятельностью по коррекции  социального статуса больного. Отсюда вытекает необходимость сближения  позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью грамотной организации совместного лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях. Одной из основных целей специалистов по социальной работе в деле реабилитации героинозависимых становится помощь наркоману в осознании особенностей его болезни – он должен помочь человеку, попавшему в зависимость и его семье научится полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности.
     Главный нарколог Минздрава РФ, профессор  Н.Н. Иванец даёт следующее определение  социальной реабилитации: социальная реабилитация – это динамичная система деятельности, направленная на достижение полного или частичного восстановления личностного и социального статуса больного методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через его личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий».17 Можно констатировать, что социальная реабилитация своей главной целью считает восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.
     Существует  несколько основных направлений  совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:
    формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ на потребление героина, на активное включение в реабилитационный процесс;
    осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к героину, предотвращение рецидивов болезни;
    редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств развившихся или усугубившихся в процессе болезни;
    укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;
    коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;
    повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;
    достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки.
     Для более эффективного воздействия на больного, лечение и социальная реабилитация наркоманов должна проводится в учреждениях закрытого типа и в течение длительного периода времени (до двух лет). При этом они должны строиться на неукоснительном соблюдении следующих принципов.
     Максимальная  индивидуализация реабилитационных технологий: первая ступень – определение индивидуальных условий прохождения курса лечения и реабилитации каждого наркомана (стационарные, полустационарные или амбулаторные программы), клинических особенностей заболевания, социальных осложнений, вызванных употреблением героина, определение особенностей структуры личности, микросоциального окружения зависимого. Вторая ступень – анализ собранной информации, составление индивидуального профиля каждого наркомана и включение его в подходящую по этим параметрам программу реабилитации.
     Крайне  важным является комплексное сочетание медицинской и социальной части реабилитационных программ. Их органичное взаимодействие создает баланс воздействия на пациента с побуждающими мотивами. В реальной практике врача мало интересует, чем занять пациента, когда купирован синдром абстиненции и наступает момент выписки из наркологического учреждения.
     Психологов  и специалистов социальной сферы  общественных организаций (которые чаще всего у нас занимаются проблемами реабилитации) мало интересуют чисто медицинские вопросы противорецидивного лечения и лечения сопутствующей патологии. Разобщенность действий медицинского и социального звеньев реабилитационного процесса порождает эффект футбольного мяча, когда пациент курсирует между терапевтом, наркологом, психологом, общественной организацией. Сведение в единую систему наиболее возможно в рамках крупных реабилитационных центров или комплексов.
     О принципе добровольности следует сказать отдельно. Выделяют добровольное и принудительное лечение. Добровольное лечение наркоманов проводится в условиях стационара или наркологического диспансера, а принудительное делится в свою очередь на лечение, которое осуществляется в административном порядке, и лечение, которое осуществляется в уголовно-правовом порядке.18
     Добровольное  лечение наркоманов – акция чисто  медицинская, целиком находящаяся  в компетенции органов здравоохранения. Вместе с тем бесспорно и другое: и при осуществлении самого лечения и после прохождения курса ряд вопросов, в частности связанных с наблюдением и контролем за больными, медицинские работники могут решать в тесном сотрудничестве с представителями правоохранительных органов.
     Специфика наркомании как болезни такова, что  обязательное условие лечения – продолжительная и строгая изоляция наркомана. Иного способа спасти человека, пристрастившегося к наркотикам, нет. Вот почему добровольное лечение хронических наркоманов должно в каждом без исключения случае начинаться со стационара, где больному необходимо находиться довольно длительное время, до тех пор, пока не будет достигнуто его полное избавление от физической наркотической зависимости и этот успех не будет закреплен в процессе применения рациональной трудотерапии, психотерапии и т.д. Только после этого лечение может быть продолжено в наркологическом диспансере.
     Таким образом, в добровольном лечении  наркомании следует различать два  этапа. Первый осуществляется в рамках наркологических отделений психиатрических  больниц, а еще лучше – в наркологических стационарах, а второй – в рамках наркологического диспансера. Функции наркологических диспансеров заключаются в профилактической антинаркотической работе среди населения, в выявлении и постановке на учет потребителей наркотических веществ, в помещении их в случае необходимости на стационарное лечение, после которого в обязанность наркологических диспансеров вменяется также продолжительное наблюдение за завершившими основной курс лечения, оказание им необходимой медицинской помощи. Некоторые крупные наркологические диспансеры могут располагать стационаром, то есть сочетать выполнение функций по обоим обозначенным направлениям.19
     Принцип добровольности должен безоговорочно  соблюдаться в случае активного  стремления пациента к сотрудничеству с медицинскими и социальными учреждениями. В большинстве стран мира, включая промышленно развитые страны западной демократии, традиционно осуществляется та или иная степень принуждения больного к обращению за помощью в соответствующие учреждения.
     В настоящее время в нашей стране существует множество частных наркологических клиник. В них полный курс лечения от наркомании проходит обычно в четыре этапа, из которых первые два носят специфический медицинский характер, а в двух последующих преобладают воспитательные меры.
     Первый  этап – нейтрализация яда в организме (детоксикация). Цель этого этапа – ликвидация отравления организма наркотическими веществами. Этап предусматривает удаление еще не усвоенного яда и поддержание таких функций как дыхание, кровообращение. В детоксикации организма принципиальным является вопрос о лишении больного возможности принимать наркотики. Однако полное лишение наркотиков безопасно лишь в том случае, если они еще не вызвали физической зависимости. В основных случаях целесообразнее снижать дозы наркотика постепенно, то ли уменьшая их, то ли временно заменяя одурманивающее вещество соответствующим препаратом.
     Физическая  зависимость в отличие от психической  зависимости, которая сохраняется  очень долго, зачастую всю жизнь, пропадает в течение двух-трех недель абстиненции. Кроме того, на этом этапе происходит восстановление физических сил больного.
     Второй  этап – устранение последствий отравления. Это, прежде всего, все нарушения функций внутренних органов (печени, почек, легких и д.р.), патологические изменения нервной системы и иные расстройства. Медицинские меры на этом этапе направлены на лечение больного с целью нормализации возникших в организме изменений и на общее укрепление организма.
     Третий  этап – соответствующие меры по преодолению привычки. В этой фазе лечения преобладает воспитательное воздействие. Цель – вызвать у больного отрицательное отношение к наркотическому пристрастию. Этой цели добиваются мерами воспитательного характера прекратить прием одурманивающих веществ. Это не что иное, как постоянное ориентирование интересов больного и сосредоточение его эмоциональной сферы на занятиях, полезных для него самого и окружающих. Осуществить это с помощью медикаментов, разумеется, невозможно, поэтому роль врача-терапевта уменьшается, но увеличивается роль психолога и психиатра.
     Четвертый этап – ресоциализация (социальная реабилитация) наркомана. Перевоспитывающие воздействия относятся к той области педагогики, которую называют ресоциализацией. Цель этих перевоспитывающих действий – возврат человека к нормальной общественной жизни, в соответствующей лечебно-воспитательной обстановке.
     Психотерапевтическая  работа с наркоманами – работа трудоёмкая и серьёзная. Самое главное, непременное условие успеха –  чем активнее роль самого больного в этом процессе, тем значительнее будет результат. Во многом успех лечения и социальной реабилитации будет зависеть от скоординированности усилий и врача-нарколога, и специалиста по социальной работе, и самого клиента, а также от правильности выбора технологий лечебно-реабилитационной работы в каждом конкретном случае, от умения эти технологии рационально сочетать.
     На  социальном уровне воздействия основной мишенью является созависимость (под  созависимостью понимают деформацию взаимоотношений  и индивидуального поведения, ролевые сдвиги и искажение психоэмоционального состояния у членов социального окружения больного наркоманией – супругов, детей, родителей и других), тип терапии - социально-ориентированное воздействие.
     Следует отметить, что, несмотря на «поголовное» лечение наркоманов вышеуказанными методами, их эффективность остаётся низкой, а интегрированность больных в эти программы минимальна. Из всего этого следует, что необходимо разрабатывать и внедрять новые инновационные программы социальной реабилитации или «реанимировать» программы, которые с успехом применялись в прошлом, но их использование, к сожалению, прекратилось во времена «расцвета демократии» в нашем государстве. Как пример можно привести развитую сеть лечебно-трудовых мастерских при лечебно-профилактических учреждениях. Трудовая терапия, как форма социальной реабилитации и реадаптации героиновых наркоманов, несомненно, эффективна, но она должна применяться по отношению к ним в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей больного.
     Суммируя  вышеизложенное, можно констатировать, что деятельность специалиста по социальной работе на медико-социальном этапе помощи героиновым наркоманам заключается в следующем:
    решение организационных и терапевтических проблем в тесном взаимодействии с медицинским персоналом;
    организация и участие в специальных психологических тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов;
    организация семейной психотерапии и участие в ней;
    организация и участие в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов.
 
 
2.3. Системы социальной  реабилитации
    Если  выведением наркозависимых из состояния  абсистенции, снятием физической зависимости  сегодня занимаются много структур, то последующей работой с такими  больными – единицы. Хотя без реабилитации нельзя говорить о сколько-нибудь эффективной помощи.
    Сейчас  в мире известны три зарекомендовавшие  себя системы реабилитации: классическая психотерапия,  миннесотская модель (программа «12 Шагов») и метод терапевтических сообществ. Характерно, что и в реабилитационных государственных медучреждениях, и в  коммерческих медицинских центрах работают только с теми наркозависимыми, которые уже прошли курс лечения, таково непременное условие.
    Психотерапия стала наиболее распространенным методом лечения психической зависимости. Психотерапия при лечении наркомании делится на индивидуальную, семейную и групповую.20
    Индивидуальная  психотерапия представляет собой ряд регулярных бесед с наркоманом.
    Перед началом психотерапии врач обязательно должен познакомиться с каждым больным, определить тип нервной системы, установить доброжелательные, доверительные отношения с больным. Без этой подготовительной работы эффекта от лечения не будет.
    На  этом этапе психотерапии врач должен установить личный, индивидуальный контакт с пациентом: не как с наркоманом, а как с человеком, страдающим наркоманией.
    На  первом этапе психотерапии у больного необходимо собрать наркологический  анамнез и попытаться убедить  больного в необходимости прекращения  приема наркотиков.
    Беседы  медицинских работников о вреде  наркотиков для здоровья, о ранней смерти и надвигающейся импотенции чаще всего оставляют наркоманов равнодушными. Среди наркоманов цена жизни и здоровья очень низкая.
    На  словах одна часть больных соглашается на излечение, но скрывает продолжающуюся наркотизацию, другая Часть больных, боясь абстиненции или строгих наказаний, соглашается на лечение.
    Следует выяснить у наркомана, какие вещества он употреблял, в каком количестве и на протяжении какого периода времени, а также попросить больного более подробно описать свои состояния в абстиненции и в период эйфории. Желательно, чтобы сам больной оценил, изменилось ли его физическое и психическое состояние после употребления наркотического препарата.
    Коренное изменение условий жизни, появление новых интересов, друзей и планов на будущее является основой психотерапии и способствует прекращению наркотизации.
    Затем у больного собирается анамнез жизни, где выясняются условия работы или учебы, отношения со сверстниками или сослуживцами, планы на будущее, внутрисемейные отношения. Особо следует выяснить наличие суицидальных мыслей и обстоятельств, при которых они возникали, если совершались суицидальные попытки, то каким способом.
    Также нужно узнать, были ли у больного в анамнезе черепно-мозговые травмы, терял ли он при этом сознание.
    Семейная  психотерапия должна начинаться с членами семьи наркомана без больного. Сначала родственникам больного необходимо объяснить, что наркомания - это болезнь, которую нужно лечить, и больной нуждается не в дисциплинарных мерах наказания, а в эмоциональной поддержке и помощи со стороны родственников. Одновременно следует проводить беседы совместно с больным. В дальнейшем эффективна групповая семейная психотерапия.
    В наркологии должны применяться анонимные формы наблюдения и лечения, если пациент, сам стремясь к излечению, активно помогает врачам, аккуратен в проведении поддерживающего лечения.
    Чаще  всего болезнь развивается медленно, исподволь, так что ни родные, ни товарищи, ни тем более сам больной не понимают надвигающегося бедствия. В дальнейшем окружающие начинают оценивать всю тяжесть заболевания, а больные вследствие снижающейся критики и изменений личности этого так и не могут понять.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.