На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функции органов контроля и надзора за соблюдением охраны труда

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ВВЕДЕНИЕ
Вопросы охраны труда всегда имели большое значение в трудовых отношениях, поэтому регулирующие их нормативные акты являются важной составляющей трудового законодательства. В настоящее время помимо главы 16 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) указанные вопросы регламентируют многочисленные подзаконные нормативные акты. Однако в последние годы охрана труда стала актуальна не только в сфере "традиционных" трудовых отношений, выстроенных по схеме "наниматель - работник". Это обстоятельство вкупе с осознанием того, что грамотно организованная охрана труда влияет на экономическую эффективность любой производственной деятельности и обусловили осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране труда.
 
ГЛАВА 1. Функции органов контроля и надзора за соблюдением охраны труда
 
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.
Высший государственный контроль за исполнением законов о труде, в том числе, и по охране труда, всеми министерствами, ведомствами, предприятиями и их должностными лицами возложен на Генерального прокурора Республики Беларусь. В систему надзора и контроля за состоянием охраны труда включены специально уполномоченные государственные органы с правом вести государственный надзор.
Департамент государственной инспекции труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь является надзорно-контрольным органом общей компетенции, осуществляет надзор за соблюдением законов о труде, выполнением правил и норм по охране труда всеми нанимателями независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчиненности. Контролирует соблюдение правил и норм охраны труда при вводе вновь построенных и реконструированных предприятий (цехов), новых технологических линий; осуществление мероприятий по механизации тяжелых и трудоемких процессов, автоматизации вредных для здоровья рабочих технологических участков, а также мероприятий по повышению культуры производства и улучшению санитарно-бытовых условий работающих.
Важное звено этой деятельности - участие в расследовании обстоятельств и причин тяжелых несчастных случаев на производстве и выдача заключений.
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС проводит контроль за соблюдением Правил устройства и безопасной эксплуатации компрессоров, трубопроводов пара и горячей воды, котлов, сосудов под давлением, грузоподъемных кранов, лифтов, газовых сетей и оборудования; за порядком допуска персонала к работе на этих объектах (обучение персонала, его аттестация). Инспекторам предоставляется право приостанавливать работы в случаях, угрожающих жизни людей, расследовать несчастные случаи на этих объектах, а руководителям инспекций - налагать штрафы на должностные лица и в случае необходимости передавать материалы в прокуратуру.
Управление государственного энергетического надзора и сбыта электроэнергии концерна «Белэнерго» ведет надзор за выполнением правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Инспекторы имеют право требовать отключение электроустановок при обнаружении состояния, опасного для жизни обслуживающего персонала.
Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарный надзор за соблюдением предприятиями, должностными лицами и гражданами гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил; за проведением мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и др. Предоставлено право: давать заключение по проектам строительства, конструкциям новых видов технологического оборудования, сырья, промышленных изделий; запрещать строительство, ввод в действие вновь построенных и реконструированных, а также эксплуатацию действующих производственных объектов в случае нарушения санитарных требований; налагать штраф на должностных лиц или передавать материалы в прокуратуру.
Другие государственные надзорно-контрольные органы осуществляют надзор и контроль по определенному кругу предприятий, производств или видов деятельности в рамках их компетенции, определенной в положениях об этих органах и утвержденных в установленном порядке (органы государственного пожарного надзора МЧС, Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода и др.)
Основными видами контроля являются:
1) контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организаций в соответствии с их должностными обязанностями;
2) периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями структурных подразделений организаций с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. №159 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г.,  № 7, 8/10400);
3) производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 
28 июня 2000 г. №11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №75, 8/3744);
4) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. №240 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 7 мая 2010 г., №1/11626).
5) контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. №82 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 5 июля 2002 г. №8/8286);
Основными задачами контроля являются:
выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда (далее – требования охраны труда);
оценка состояния условий труда работающих, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работающими;
выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
принятие мер по устранению выявленных недостатков;
доведение до каждого работающего информации о состоянии охраны труда и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению.
К числу основных видов контроля за состоянием охраны труда также относятся контроль обеспечивающий  проверку исправности оборудования, ограждений, работу вентиляционных установок, наличия у работников средств индивидуальной защиты и др.
Одним из важных направлений работы администрации, профкома и трудовых коллективов предприятий по созданию здоровых и безопасных условии груда является введение системы управления охраной труда на базе информации собранной в процессе контроля.
Правовые основы организации и деятельности службы охраны труда работодателей всех организационно-правовых форм, ее задачи, функции и права в общей системе управления профилактической работой в организации по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работающих устанавливает Типовое положение о службе охраны труда организации (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.05.2002 № 82).
Основные задачи службы охраны труда: осуществление контроля по охране труда, в том числе над:
обеспечением требований безопасности и гигиены труда;
соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
выполнением (соблюдением) локальных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.
Функции службы охраны труда по организации работы по охране труда:
1) анализ состояния условий и охраны труда, причин нарушений законодательства о труде и об охране труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости. Организационное и методическое руководство работой подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
2) разработка и осуществление мероприятий по функционированию и совершенствованию системы управления охраной труда;
3) проведение, в том числе совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием представителей профсоюза(ов) или иного представительного органа работников, проверок (обследований) состояния условий и охраны труда, санитарно-бытового обеспечения работников, соблюдения требований охраны труда при проведении технологических процессов, эксплуатации зданий, сооружений, станков, машин, механизмов, другого оборудования (далее - оборудование), транспортных средств, приспособлений, инструмента, средств коллективной и индивидуальной защиты;
4) организация совместно с подразделениями проведения обучения и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
5) подготовка с участием подразделений перечней действующих и подлежащих разработке инструкций по охране труда. Разработка программы вводного инструктажа по охране труда и его проведение;
6) оказание организационно-методической помощи подразделениям в:
проведении измерений параметров вредных и (или) опасных производственных факторов;
оценке безопасности оборудования, приспособлений, инструмента, организации производства работ и рабочих мест;
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
разработке программ, планов, мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
разработке и пересмотре инструкций по охране труда, организационно-методических стандартов организации, содержащих требования охраны труда, программ первичного инструктажа на рабочем месте, учебных планов и программ обучения по вопросам охраны труда работающих;
оборудовании информационных стендов, уголков по охране труда;
организации проведения инструктажа по охране труда (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);
составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры;
подготовке перечней (списков) профессий и категорий работников, имеющих в соответствии с законодательством право на компенсации по условиям труда;
7) участие в:
осуществлении надзора за строительством и реконструкцией зданий, сооружений;
приемке в эксплуатацию оборудования, законченных строительством или реконструированных (модернизированных) производственных объектов, административных и бытовых зданий;
работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда, а также по контролю качества средств индивидуальной защиты;
работе аттестационных комиссий по аттестации руководителей и специалистов организации; комиссий по проверке знаний работающих по вопросам охраны труда;
коллективно-договорном процессе при рассмотрении вопросов охраны труда, подготовке проектов разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, разработке плана мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда (постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23.10.2000 № 136);
расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мероприятий по их профилактике;
8) организация и проведение работы по информированию работающих по вопросам охраны труда, в том числе об их правах и обязанностях в этой сфере, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, принимаемых мерах по их улучшению, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах коллективной и индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда, порядке и условиях обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другим вопросам, связанным с обеспечением охраны труда;
9) подготовка предложений по результатам рассмотрения совместно с руководителями соответствующих подразделений, с участием представителей по охране труда профсоюза или иного представительного органа работников случаев отказа работника от выполнения порученной работы по причине возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, предусмотренных в перечне средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда работников организации, разработанном и утвержденном в соответствии с Перечнем средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 145);
10) организация и проведение с участием подразделений работы по профилактике нарушений работающими требований безопасности и гигиены труда, пропаганде вопросов охраны труда, передового опыта безопасного выполнения работ, в том числе:
проведение выставок, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации, бесед и других мероприятий;
организация уголков, информационных стендов по охране труда, стенных газет, витрин, использование малотиражной печати, видео- и кинофильмов, радиовещательных, телевизионных и других средств информации;
Осуществление службой охраны труда контроля над:
1) соблюдением в организации законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и об охране труда, инструкций, других локальных нормативных правовых актов по охране труда;
2) выполнением должностными лицами, другими работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локальными нормативными правовыми актами;
3) соответствием законодательству о труде и об охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов. При обнаружении противоречий таких актов с законодательством о труде и об охране труда служба вносит в установленном порядке предложения по их устранению;
4) выполнением:
решений (постановлений, приказов, распоряжений, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, государственной экспертизы условий труда, вышестоящей организации, представлений инспекции труда профсоюзов;
мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных программами, планами, коллективным договором, планом мероприятий по охране труда, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;
5) соответствием правилам и нормам охраны труда оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, электроустановок, зданий и сооружений, материалов, сырья и химических веществ, технологических процессов, индивидуальных и коллективных средств защиты, наличием соответствующей эксплуатационной документации;
6) своевременным проведением необходимых осмотров, испытаний, технических освидетельствований оборудования, средств защиты;
7) эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
8) состоянием средств коллективной защиты;
9) организацией рабочих мест и производства работ в соответствии с требованиями охраны труда;
10) своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с требованиями по охране труда;
11) своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, их применением, содержанием (хранение, выдача, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и тому подобное) в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209);
12) обеспечением и правильным применением работниками смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»;
13) обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с ТКП 45-3.02-209–2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования»;
14) санитарно-гигиеническим состоянием производственных, вспомогательных и бытовых помещений;
15) наличием в подразделениях действующих инструкций по охране труда, своевременным их пересмотром, разработкой новых;
16) своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний, всех видов инструктажа работающих по охране труда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
17) прохождением работающими медицинских осмотров в соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.05.2010 № 47);
18) своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций по условиям труда (бесплатная выдача лечебно-профилактического питания, молока или равноценных пищевых продуктов, предоставление сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и другие виды компенсаций);
19) соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и работников моложе восемнадцати лет;20) соблюдением Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30); принятием мер по устранению причин несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний (на основе документов по расследованию таких происшествий);
21) правильным расходованием денежных средств и материальных резервов, предназначенных на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Права службы охраны труда:
1) проводить в подразделениях проверки (обследования) состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
2) запрашивать и получать от руководителей подразделений, других должностных лиц необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работающих, допустивших нарушения требований по охране труда;
3) выдавать руководителям подразделений, другим должностным лицам обязательные для выполнения предписания и контролировать их выполнение, а также вносить в виде предписания изменения и дополнения в ранее выданные ими предписания. Предписание излагается в виде перечня мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о труде и об охране труда, обеспечение здоровых и безопасных условий труда.
Отменить предписание или выполнение отдельных его мероприятий, а также перенести сроки их выполнения имеет право руководитель организации или его заместитель, которому подчинена служба. Резолюция о принятом решении по названным вопросам должна быть подписана и датирована.
Обязательными для выполнения являются также мероприятия, содержащиеся в актах, журналах периодического контроля за состоянием охраны труда и других соответствующих документах организации, подготовленных службой по результатам проверок, проводимых ею согласно пункту 1;
4) приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу для жизни или здоровья работающих и окружающих, до их устранения;
5) вносить в установленном порядке предложения об отстранении от работы работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки, в том числе по вопросам охраны труда, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующего средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедшего медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
6) привлекать по согласованию с руководителем организации, руководителями соответствующих подразделений специалистов (с их согласия) к проверкам состояния условий и охраны труда, решению других вопросов, входящих в компетенцию службы;
7) представлять руководителю организации предложения о поощрении работников организации за активную работу по охране труда, а также о привлечении к ответственности должностных лиц и других работников за нарушения законодательства о труде, правил и норм охраны труда, инструкций по охране труда, других локальных нормативных правовых актов по этим вопросам;
8) участвовать в подготовке (в том числе на стадии согласования) управленческих решений по вопросам организации труда, технического развития и совершенствования производства, соответствующих нормативных, технических и других документов в части учета в них требований охраны труда;
9) представлять по поручению руководителя организации или его заместителя, которому подчинена служба, интересы организации по вопросам охраны труда в других организациях;
10) для выполнения своих обязанностей в любое время беспрепятственно посещать все производственные, вспомогательные и бытовые помещения, подразделения;
11) вносить предложения работодателям по улучшению условий и охраны труда работающих, снижению профессиональных рисков, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.
              Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях -свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы, специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей.
              Структура и состав службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности производства. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сделать вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.
Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей, всё это заставляет задуматься о совершенстве нашего законодательства в области охраны труда, и думается, что нашим законодательным, исполнительным и судебным органам государственной власти предстоит ещё много работы в этом направлении.
Успешное решение проблем в области охраны труда в большей степени зависит от выполнения поставленных задач и приоритетов государственной политики в области охраны труда. Однако необходимо усовершенствовать содержание не только нормативных правовых актов, а одним из направлений деятельности государства выбрать улучшение ситуации в области охраны труда путем расширения использования норм локального характера, что позволяет особенности охраны труда конкретного предприятия отразить в коллективных и трудовых договорах.
Так же контроль и надзор за  организацией охраны труда на предприятиях республики со стороны уполномоченных на это органов государства имеет огромное значение в предотвращении и избежании несчастных случаев на производстве, так как обнаружение нарушение влечет за собой юридическую ответственность как работника, так и нанимателя.
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004г.) - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г. N 296-3 (в ред. от 17.07.2009 г.) // "Эталон" /База "Законодательство", Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2009.
3. Закон Республики Беларусь "Об охране труда" № 356-3 от 23 июня 2008 г. // "Эталон" /База "Законодательство", Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2009.
4. Сокол, Т.С. Охрана труда/ Т.С. Сокол - Минск: "ДизайнПРО", 2005 - 303 с.
5. Челноков, А.А. Охрана труда/А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко - Минск: "Вышэйшая школа", 2006. - 463 с.

 

 

 

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.