На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование организационной структуры предприятия на примере ЗАО «Мотор-Супер"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
«Совершенствование  организационной структуры предприятия»
на  примере ЗАО «Мотор-Супер»
 
 
 
 
 
 
 
Тольятти 2012
 
 
 
содержание
 
Введение                                                                                                         3
1. Теоретические основы  разработки организационной структуры  системы управления предприятием                                                                       7
1.1. Сущность и понятие организационной структуры                             7
1.2. Методы проектирования организационных структур управления
предприятием                                                                                               18
2. Анализ и оценка эффективности организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер»                                                                                                      23
2.1 Общая характеристика предприятия                                                   21
2.2. Исследование организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер» 24
2.3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия                                                                                                           29
Заключение                                                                                                  31
 Список использованных источников и литературы                               33
 
 


Введение

 
Вполне обоснованно фундаментом эффективного менеджмента и успешного развития бизнеса многие менеджеры считают организационную структуру фирмы, образующую ее некий «скелет». Однако в большинстве российских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена также рядом противоречий: несоответствием системы управления и организационных структур большинства отечественных фирм современным условиям развития рынка, с одной стороны; необходимостью использования эффективных, научно обоснованных методов проектирования структур управления фирмой для совершенствования управления в целях повышения эффективности деятельности фирмы в целом, с другой стороны; а также накоплением определенного теоретического и практического опыта в области проектирования организационных структур и недостаточным внимание к этим методам в практике фирм.
Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ЗАО «Мотор-Супер» и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры компании.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования.
1. Изложить теоретические основы темы. Раскрыть понятие организации как объекта управления, изучить методы исследования системы управления.
2. Рассмотреть деятельность конкретного предприятия, и провести анализ организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер», выявить слабые места, недостатки в организационной структуре, не позволяющие предприятию значительно улучшить свои экономические показатели и разработать мероприятия по изменению в организационной структуре.
Объектом исследования является ЗАО «Мотор-Супер».
Предметом исследования являются: принципы, методы проектирования организационной структуры, механизм формирования организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер»
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер».
В качестве методов исследования, помогающих достичь цели курсовой, в данной работе применяются методы анализа (анализ организационной структуры) и прогнозирования (применительно к разработке предложений по совершенствованию организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер» для определения эффекта от предложенных мероприятий).
Предложенные пути совершенствования  структуры системы управления ЗАО «Мотор-Супер» позволят сократить риск принятия важных решений, сроки подготовки и реализации управленческих воздействий, обеспечить контроль исполнения, повысить общее качество выполнения бизнес-процессов и, тем самым, увеличить конкурентоспособность этого хозяйствующего субъекта и обеспечить стабильное и эффективное развитие компании.
Теоретической базой для  написания работы послужили научные  труды российских и зарубежных ученых, экономистов, законодательные и  нормативные акты Российской Федерации  по изучаемой проблематике.
Информационной базой  исследования послужили материалы  научных статей и учебников:
Архипов В.Е. «Принципы эффективного менеджмента и маркетинга», которая включает в себя утилитарные советы и рекомендации по проведению верной политики в сфере управления структурой и информацией, а также продвижение товара (услуги) на потребительском рынке.
Арутюнов  В.В., Волынский И.В. «Управление персоналом», в котором рассматривается теория управления человеческими ресурсами, методология управления персоналом и формирования системы управления персоналом организации, стратегическое управление персоналом и планирование кадровой работы в организации, технология управления персоналом и его развитием, а также вопросы управления поведением персонала организации и оценки результатов его деятельности.
Самоукина Н.В. «Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах», где представленно простое, понятное и эффективно работающее руководство по мотивации персонала.
Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент», учебник, в котором освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде.
В качестве информационно-аналитической  базы использовались документы бухгалтерско-финансовой отчетности и устав ЗАО «Мотор-Супер»  за последние несколько лет работы организации.
Работа состоит из двух разделов: в первом рассматриваются  теоретические основы разработки организационной структуры, во втором производится исследование организационной структуры ЗАО «Мотор-Супер» и предлагаются рекомендации по ее совершенствованию.
 

  1. Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием

1.1. Сущность и понятие организационной структуры

Категория "структура" относительно социально-экономических  систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально  существующих социально-экономических  систем, потому что структура придает  им целостность.
Абстрактная категория "структура" и понятие "организационная структура  управления" отличаются тем, что  объектом структуризации может выступать  сама организация  или предприятие (структура организации, структура  предприятия); управление (структура  управления) и каждый элемент системы  управления.
Структура, отражающая состав и соподчиненность различных  элементов, звеньев и ступеней управления,  функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
Структура организации (организационная  структура) – это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.1
Термин "функциональные области" не следует смешивать с функциями  управления.
Понятие "функциональная область" относится к работе, которую  выполняет подразделение для  организации в целом, например, маркетинг, производство, финансы, кадры.
Организационная структура  – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы  работающие в ее рамках  люди могли  наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
 Организационная структура  – это способ группировки работ  и проведения линии подчинения, объединяющий работы.
Структура управления рассматривается  как необходимая форма  реализации функций управления.
Функции и структура управления представляют две неразрывно взаимосвязанные  и взаимообусловленные стороны  единого целого – организации  системы управления и выступают  соответственно как содержание  и форма процесса управления. Взаимообусловленность  функций и структуры управления предполагает первичность функций  и вторичность  структуры управления. Однако первичность и вторичность  функций  и структуры относительны, а не абсолютны.
Организационная структура  управления с заданными функциями  есть ее устройство (строение), соответствующее  по  составу своих элементов  назначению системы.
Основные концепции, играющие отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля; структура всегда должна отражать стратегию; детерминизм – концепция, предполагающая, что структура организации определяется внешней средой.2
Специализированное разделение труда представляет закрепление  данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше  всех с точки зрения  организации  как единого  целого. Во всех организациях, за исключением самых малых, имеет  место горизонтальное разделение труда  по специализированным  линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени – возможности ее успешной деятельности. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
Вертикальное разделение труда представляет отделение работы по координации от непосредственного  выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное  вертикальное разделение труда в  организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной  характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется  довольно большое количество  людей, то имеет  место широкая сфера  контроля, которая дает в результате плоскую  структуру управления. Если каждому  руководителю подчиняется  небольшое  количество  сотрудников, т.е. когда  сфера контроля узкая, то в этом случае можно говорить о многоуровневой структуре. Поэтому большие организации  с плоской структурой имеют меньше уровней  управления, чем организации  сопоставимого размера с многоуровневой  структурой.
Регулярное воспроизведение  таких видов деятельности, как  распределение заданий, руководство  и координация действий сотрудников, формирует структуру организации, а потенциальная возможность  различных их комбинаций объясняет  различия организационных структур.
Структура не есть нечто раз  и навсегда данное. Она постоянно  развивается. Когда речь идет об организационных  структурах, имеются в виду  распределение  и координация процессов труда. Структура организации – это  совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания  и координации их выполнения.
Понятие организационной  структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно  выполнявшиеся  самой  организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.
После выбора стратегии и  разработки последующего плана руководство  должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общефирменных  целей. Стратегия определяет структуру. При реализации или изменении  стратегии руководство всегда должно учитывать  ее взаимосвязь со структурой и объединить формирование структуры  организации и планирование. Структура  основывается на стратегии и должна обеспечивать ее эффективность настолько, насколько это возможно с точки  зрения общей ситуации.
Считается, что организация  существует во внешней среде, которая  формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять  организация для обеспечения  производственной деятельности.
Сторонники ситуационного  подхода исходят из того, что структура  преуспевающих организаций соответствует  принятой стратегии и внешней  среде, в которой они осуществляют свои операции. Эффективное  управление организацией предполагает формулирование адекватной стратегии, а также развитие структур, способствующих ее реализации посредством стимулирования нововведения, соответствующего условиям внешней  среды. Основной акцент делается на детерминизме (форма определяется внешней средой) или на функционализме (форма способствует эффективности организации). Организационные  формы развиваются постепенно, по мере того как менеджеры осознают неэффективность функционирующих  механизмов. В них вносятся изменения, соответствующие различным аспектам желаемой структуры.
Сторонники ситуационного  подхода считают, что менеджеры  имеют право выбора, но ограниченное необходимостью адаптации структуры  к внешним условиям, определяющей приемлемые результаты деятельности организации.
Решение о выборе структуры  организации в целом почти  всегда принимается  руководством высшего  звена. Руководители низового и среднего управления лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более  крупных организациях – и предлагая  структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре  организации, выбранной высшим руководством.
В широком смысле задача состоит  в том, чтобы выбрать ту структуру, которая больше всего отвечает целям  и задачам организации, а также  воздействующим на нее внутренним и  внешним факторам. "Наилучшая" структура это та, которая наилучшим  образом позволяет организации  эффективно взаимодействовать с  внешней средой, продуктивно и  целесообразно распределять  и  направлять усилия своих сотрудников  и, таким образом, удовлетворять  потребности  клиентов и достигать  своих целей с высокой эффективностью.3
Нет точного ответа на вопрос, какой способ лучше всего подходит для построения структуры организации. Наилучшей организационной структурой будет та, которая соответствует  размерам, динамизму, сложности и  личному составу организации.
Одна из основных ошибок, совершаемых слишком многими  фирмами, состоит в том, что новую  стратегию они просто налагают на существующую структуру фирмы. Так  не должно быть. Структура зависит  от стратегии, и этап формирования структуры  в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана.
Объективные факторы и  условия определения разнообразия организационных структур:
- размер деятельности  предприятия (малое, среднее, крупное);
- специализация на выпуске  одного вида продукции или  широкой номенклатуры изделий  различных отраслей;
- характер выпускаемой  продукции (тип производства);
- сфера деятельности предприятия  (организация на местный, национальный  или внешний рынок);
- масштабы заграничной  деятельности и формы ее осуществления;
вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).
Помимо перечисленных  факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно отметить динамизм внешней среды, технологию, отношение  к организации руководителей  и сотрудников.
Динамизм внешней среды  является очень сильным факторам, определяющим, какую организационную  структуру должна  выбирать организация. Если внешняя среда стабильна, то организация может с успехом  применять механистические организационные  структуры.
В случае динамичности внешней  среды, организационная структура  должна быть органической.
Влияние технологии на организационную  структуру проявляется в следующем:
1) структура привязана  к той технологии, которая используется  в организации. Число структурных  единиц и их взаимное расположение  сильно зависят от используемой  в организации технологии;
2) организационная структура  должна быть построена таким  образом, чтобы она позволяла  проводить технологические обновления.
Организационная структура  в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций.
Признаки оптимальной  структуры:
- небольшое число уровней  руководства;
- небольшие подразделения  или автономные  группы с высококвалифицированным  персоналом;
- целенаправленная работа  на потребителей;
- предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;
- высокая производительность  и низкие затраты – высокая  эффективность. 
Поскольку предназначение организационной  структуры состоит в том, чтобы  обеспечить достижение стоящих перед  организацией целей, проектирование структуры  должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она  осуществляет свои операции. Структура  организации должна быть такой, чтобы  обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку  с течением  времени стратегия  и внешняя среда меняются, то необходимы соответствующие изменения и  в организационных структурах, применение новых организационных форм структур. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной  структуры управления на основе  системного подхода. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления;  исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду  нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении.
Содержание процесса формирования организационной структуры в  значительной степени универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава  и места подразделений, их ресурсное  обеспечение  (включая  численность  работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы которые осуществляются в организационной  системе управления.  Весь этот процесс  можно организовать по трем крупным  стадиям: 1) формирование общей структурной  схемы  аппарата управления; 2) разработка состава основных подразделений  и связей между ними; 3) регламентация  организационной структуры.
Разработка организационной  структуры управления предприятием включает:
- определение состава  органов управления и их количество;
- установление уровня  компетенции, прав, обязательств  и ответственности каждого звена;
- установление количественного  состава работников;
- формирование применяемых  методов руководства;
- определение состава  информации и техники ее обработки  и использования.
Основные элементы организационной  структуры управления предприятием:
- состав и структура  функций управления или процессов  по обеспечению  потребностей  и запросов потребителей;
- численность работников  управления по функциям  или  процессам и их профессионально-квалификационный  состав;
- состав самостоятельных  структурных подразделений;
- количество уровней управления  или автономных групп (бизнес-групп) и распределение работников между ними;
- централизация или децентрализация  управления;
- информационные взаимосвязи.
Согласно классической теории организации структура организации  должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной  структуры схожа с последовательностью  элементов процесса планирования. Вначале  необходимо осуществить разделение организации на широкие сферы, затем  поставить конкретные  задачи –  подобно  тому, как в планировании сначала формулируются общие  задачи, - а потом составляются  конкретные правила.
Последовательность действий  следующая:
1. Осуществляется деление  организации по горизонтали на  широкие  блоки, соответствующие  важнейшим направлениям  деятельности  по реализации стратегии. Решаются, какие виды деятельности должны  выполняться  линейными подразделениями,  а какие – штабными.
2. Устанавливаются соотношения  полномочий различных должностей. При этом руководство устанавливает  цепь команд, если необходимо  производит дальнейшее деление  на более мелкие организационные  подразделения, чтобы более эффективно  использовать специализацию и  избежать  перегрузки  руководства.
3. Определяются должностные  обязанности как совокупность  определенных задач и функций и поручается их выполнение конкретным лицам.4
Существуют три главных  этапа в проектировании любой  организационной структуры управления:
1) определение характера  выполняемой работы;
2) распределение работы  между отдельными позициями менеджмента;
3) классификация элементов  менеджмента, разработка на этой  основе логических групп управления.
1. Определение характера  выполняемой работы. Для выполнения  этой задачи данную стадию  создания организационной структуры   полезно  также разбить на  подгруппы, предусматривающие определенные  этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранения бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не упустить важную составляющую часть работы).
Выделяются следующие  направления  исследований, которые  необходимо провести на рассматриваемом  этапе построения организационной  структуры. Они включают анализ:
1) деятельности:  определение   той   работы,  которая  должна  осуществляться, и способов координации  взаимодействия;
2) решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
3) отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер;
4) лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;
5) влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.
2. Распределение работ  между элементами менеджмента.  Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных  обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
3. Классификация элементов  менеджмента, построение логических  групп. В данном вопросе важно,  чтобы элементы управления были  сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей).
Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию подразделений, то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогическую работу, как правило, под единым руководством начальника.
Современные подходы к  организации проектирования структуры  управления:
- синтез формирования  структуры из некоторых ее  первичных элементов на основе  анализа функций;
- матрично-органический подход  – структура организации проектируется   на основе  потребностей и запросов  потребителей;
- рационализации технологии  организационных процессов  - решение  проблемы организаций планирования, контроля, регулирования;
- организационных изменений  – этот подход предполагает  использование социально-психологических  методов воздействия на организацию  с целью совершенного ее построения  и функционирования;
- ситуационный выбор характеристик  организационной структуры управления.

1.2. Методы проектирования организационных структур управления

предприятием

Под методом проектирования организационной структуры понимают научно-методические основы их разработки, используемые при построении структур управления  на вновь вводимых предприятиях, а также при совершенствовании  системы управления.
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не  может быть  адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной  структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному  критерию оптимальности. Это – количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
Проектирование организационных  структур управления осуществляется  на основе следующих основных взаимодополняющих  методов5:
а) аналогий;
б) экспертно-аналитического;
в) структуризации целей;
 г) организационного  моделирования
 Метод аналогий состоит  в применении организационных  форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях  со сходными организационными  характеристиками  (целями, типом  технологии,  спецификой организационного  окружения, размером) по отношению  к проектируемой организации.
Экспертно-аналитический  метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации  силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей  и других работников для того, чтобы  выявить специфические  особенности, проблемы, "узкие места" в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных  оценок эффективности орг.структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций  в области  организации управления. Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.
Метод структуризации целей  предусматривает выработку системы  целей организации, включая их количественную и качественную формулировки, и последующий  анализ организационных структур с  точки зрения их соответствия системе  целей. При его использовании  чаще всего выполняются следующие  этапы: разработка системы ("дерева") целей; экспертный анализ предполагаемых вариантов организационной структуры; составление карт прав и ответственности  за достижение целей.
Метод организационного моделирования  представляет собой разработку формализованных  математических, графических, машинных и других отображений распределения  полномочий и ответственности в  организации, являющихся базой для  построения, анализа и оценки различных  вариантов организационных  структур по взаимосвязи их переменных .
Некоторые основные типы организационных  моделей:
1) математико-кибернетические 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.