На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Соотношение принципов правовой и социальной государственности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
Студентки     первого курса
юридического факультета
Чеботковой  Елены Семеновны
 
 
Тема:  Соотношение принципов правовой
и социальной государственности
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель – консультант
_________________________
_________________________
 
 
 
 
 
 
Защищена                                                                   Оценка
 
«____»____________2008 г                                                   «_____________»
 
 
 
Москва 2008
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1 Широкое и узкое значения термина «государство»……………....6
1.2 Причины возникновения государства……………………………...7
1.3 Исторические рубежи в развитии государства……………………9
1.4 Конституция………………………………………………………...11
Глава 2. ПРАВОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Правовое государство………………………………………………12
2.2 Понятие правового государства…………………………………...14
2.3 Принципы правового государства………………………………...16
2.4 Социальное государство…………………………………………...20
2.5 Понятие социального государства……………………………….. 22
2.6 Принципы социального государства……………………………...24
2.7 Соотношение признаков социальной и правовой
      государственности…………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………...29
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.                                                                                    Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Это мы можем проследить в трудах древних мыслителей, хотя их понятия не имели ещё логически завершённых форм: Ещё Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они -  его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Аналогичные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…» Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».[1]
              В последующем было предложено множество трудов и учений, которые внесли свой вклад в развитие общества, государства. Связь времён – это реальная вещь. Такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Н.А. Радищев и др., вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили её от религиозного мировоззрения.      В трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права», появляется глубокое осмысление понятия «гражданское общество», именно здесь выделяются принципы как «индивид», «всеобщность». И. Кант определял государство, как организацию людей, объединённых законом, и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».[2] В России данная концепция развилась в трудах ученых – юристов либеральной школы – Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского.
С возникновением государства значительная часть людей оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт использовался не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство превратилось в «хозяина» и стало навязывать волю большинству, подавлять его, чинило его произвол.
Именно через право (а точнее, через такую форму, как закон) предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм и т.п.), облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников.
Это говорит о том, что  государство развивалось, и появлялись новые признаки государства, которые строились на вековом опыте.
Правовое государство – это не схема, расписанная по своим признакам, а живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально – демократическим режимом.
Теория и практика правового государства, предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось, прежде всего, на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к  глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. П. И. Новгородцев обоснованно рассматривал социальное реформирование (формирование социального государства) как «новую стадию развития правового государства». В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального              принципов.
              Целью данной курсовой работы является определение и сравнение признаков государственности, их значение.
Задачи: 1) проследить историю формирования государства, причины его  возникновения.
             2) рассмотреть правовое и социальное государство.
             3) выделить ведущие признаки государства.
Объект: соотношение признаков правовой и социальной государственности.
Предмет: Теория государства и права ч.II.
Теория правового и социального государства вовсе не застывшая домга. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем.
 
 
 
 
 
 
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
 
1.1 Широкое и узкое значение термина «государство».
Центральным институтом  политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается  как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Примерно до XVII в. Государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития»,  «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или Республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства[3].
              Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и др. представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия  вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган государство.
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями, партиями и  т.п .
 
1.2 Причины возникновения государства
Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под действием ряда факторов, важнейшие из которых:
?      Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;
?      Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;
?      Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства, несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;
?      Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Имеется в виду, прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а  также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;
?      Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь имущество. Другие же (Локк) ставит на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Конкретные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определённый срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государство – США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические  факты, реальное государство возникло в результате добровольной передачи индивидумами части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу;
?      Антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Ещё Аристотель утверждал, что человек как существо, в высшей степени, коллективное может существовать только в рамках определённых форм общежития. Государство, подобно семье и населению, «есть естественная форма общежития»[4]. Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используются современными естественно – историческими концепциями государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.
В научной литературе отмечаются не только названные выше, но и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.
 
1.3 Исторические рубежи в развитии государства
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношения государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а так же промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.[5]
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого типа государства являлись монахи.
Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различавшей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публичной власти, производную от гражданского общества и, так или иначе, ему подконтрольную». [6] Хотя такое различие не учитывает разные типы  государств и не разделяется большинством ученых, оно обоснованно указывает на принципиальную границу, отделяющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования, связанных с прошлым.
Конституционное государство  является объектом сознательного человеческого воздействия, организации, управления и регулирования. Оно стремится охватить своим регулятивным воздействием всего человека, все его жизненные проявления – экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением тех функций, которыми его наделяют граждане и которые не устраняют свободу личности.
В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.
 
1.4 Конституция
Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях: «реальная конституция» и наиболее распространенном значении термина «конституция» речь идет о своде законов, юридической или нормативной конституции.
Первые конституции были приняты в 1789г. в США (в 1791г. Билль о правах) и во Франции (в 1789г. Декларация прав человека и гражданина и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689гг. в Англии.
Конституция, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждаются правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.
Наличие демократической конституции – показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие правового государства.
 
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
 
2.1 Правовое государство
Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Правовое государс­тво отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. Правовое государство - это суверенное государс­тво, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию.        
Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыслители последующих, особенно XVIII-XX вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса, Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескье, наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основных сочинениях Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» проводится мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства — положение о разделении властей на законодательную и исполнительную. Ш.Л. Монтескье развил далее, вслед за Локком, теорию разделения властей на               законодательную,  исполнительную    и               судебную.
           Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах выдающихся немецких философов Г. Гегеля и                 И. Канта. В знаменитой работе Г. Гегеля «Философия права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского общества, которое органически связано с правовым государством. Такое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей, что теснее связывает их с действием права. И. Кант в своих исследованиях отмечает необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать с правом свою деятельность. Он обосновал идею свободы личности, значимость ее защиты от произвола коллективного целого, т.е. государства. Цель закона — обеспечение торжества права. И. Канта, в связи с обоснованием им названных и других подобных идей, принято считать основоположником учения о правовом государстве. Вместе с тем надо заметить, что сам он понятие «правовое государство» в своих трудах не использует.
Определенный вклад в теорию правового государства внес французский философ               и               писатель   Ж.Ж.                Руссо.                                  
В сочинении «Об общественном договоре» он выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности.
В последние годы в русле реформаторских процессов в России произош­ли серьезные изменения в научных взглядах на государство и пра­во. Концептуальные положения и пути формирования правового го­сударства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др. Так, по В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объеди­нениями на основе норм права". В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. "Экономической основой правового государства являются про­изводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как рав­ноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В право­вом государстве собственником должен быть производитель и пот­ребитель материальных благ. Правовое начало же государственнос­ти реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.
 
2.2 Понятие правового государства
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Это живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида, и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально – демократическим политическим режимом.
В идее правового государства можно выделить два главных элемента:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом государственной власти.
В философском смысле свобода может быть определена, как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено»[7].
Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно – технического прогресса в производство и т. п. Думается, не случайно сегодня в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т. д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.
Наиболее крупные и значимые блоки права – стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т. д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования, и лежат в основе конкретных  и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочие становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.
Права человека и правовое государство. Несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположно, но одновременно и внутренне едино. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.
Именно в связывании, ограничении правом  государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для неё необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон её необоснованному незаконному превышению, попранию человека.
Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством – утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством.[8]
 
2.3  Принципы правового государства
Принципами правового государства являются:                       
?      наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
Он нашел своё закрепление в статье 2 Конституции РФ, где сказано,  что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».      Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность правления функций государственной власти становится вторичной, производной.
?      Наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально – юридическая сторона);
          Господство права и верховенство закона в своём конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно-организованного общества. Господство права – и все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. Верховенство закона – и все признают, что основополагающим в таком обществе является закон, принятый законодательным органом и все другие подзаконные акты должны соответствовать закону. А высшую юридическую силу имеет Конституция – и все это тоже признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции.
?      Разделение властей;
Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».
Применительно к законодательной власти используется жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные  сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д. Судебная власть должна быть независимой, она сориентирована, прежде всего, на защиту прав и свобод индивидов, на правосудие.
У правового государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство также не смогло бы обслуживать гражданское общество. Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового государства.
Сейчас в России газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.[9]
?      Федерализм
Как своеобразное государственное устройство «федерация дополняет горизонтальное разделение власти ещё и разделением её по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов».[10] При реально действующих федеративных  отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности.
?      Верховенство закона;                      
Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти.
?      Взаимная ответственность государства и личности;
В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнёров заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.
Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно – юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих  отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.[11]
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско – правовая  или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др.
Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
?      Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
Отношение  людей к праву, основанное на знаниях о праве, понимании и соблюдение права каждым отдельным членом общества.
Правовая воспитанность каждого  человека, которая выражается не только  в законопослушном  поведении, но и в полном и  эффективном  использовании правовых средств в жизни, знание гражданами действующего законодательства.
Государство заинтересова
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.