Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные типы культур

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
     Раздел 1
     1. Основные типы культур……………………………………………...3
     2. Содержание понятий «менталитет» и «национальный характер» в   
          культурологии. ………………………………………............................7
     3. Что входит в понятие «информационная культура» …………………9
     Раздел 2
     1. Общее и особенное в культуре древних цивилизаций……………....11
     2. Термы римлян…………………………………………………………....13
     3. Выскажите свое отношение к "Нагорной проповеди" Иисуса                                                                                 
         Христа…………………………………………………………………..14
     Раздел 3
     1. Языческая символика в искусстве восточных славян………………...16
     2. Художники-передвижники и их творчество………………………...20
     3. Духовные поиски советской интеллигенции в 60-е годы……………22 

          Список используемой литературы……………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 1: 

     1. Основные типы культур.
     
         Социальные типы культуры. Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп -- национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.
     Субкультура -- это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, обычаями и прочим. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.  

     Возможен вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. В таком случае говорят о контркультуре. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи в 60--70-х годах XX в. на Западе.  

     В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют такие типы культуры, как элитарная, народная и массовая.  

     Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества. Наиболее яркое выражение она находит в изобразительном искусстве, серьезной музыке и литературе. Высокая культура, как правило, носит поначалу экспериментальный, авангардный характер, трудна для понимания неподготовленного, среднеобразованного человека и на десятилетие опережает уровень его восприятия. Круг ее потребителей -- высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты, философы. Когда уровень образования растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры -- «искусство для искусства». 

     Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, не профессионалы. Они зачастую неизвестны. Их произведения распространяются как в письменной, так и в устной форме, и поэтому существуют обычно во множестве вариантов. Наиболее ярким проявлением этого типа культуры выступает народное искусство (мифы,  эпос,  песни, сказки, легенды и т. п.). К народной культуре относится народная медицина (использование трав, заговоры), народная педагогика, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках. Народная культура развивается и постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором (песни, анекдоты, тосты и т. п.).  

     Массовая культура утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Средства массовой информации не только позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, но формируют общие стандарты потребления, что объединяет людей, стирает различия между ними, хотя подчас и нивелирует их личности.  

     Примеры массовой культуры -- популярная эстрадная музыка, цирк. Они понятны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. 

     Этнонациональные типы культуры. Человечество состоит из народов. Ученые-этнографы называют народ этносом. Этнос -- это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Этнос может существовать в виде отдельного племени, небольшой народности, единой нации. Этнообразующими факторами и одновременно признаками этноса являются кровное родство (единство происхождения от общих предков), общность исторической судьбы, единство территории и языка, общая культура и традиции, общее самосознание (этническая идентификация, свое отличие от других этносов), устойчивая преемственность поколений. Культура этноса формируется и существует преимущественно на уровне обыденной жизнедеятельности, бытовом уровне. Она включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы права, постройки, домашнюю утварь, одежду, пищу, средства передвижения, знания, верования, фольклор, виды народного искусстза. Этническая культура тесно связана с ландшафтом, географическими и климатическими условиями жизни людей на определенной территории, поэтому ей присущ местный, «локальный» характер.
     Более поздним историческим образованием по сравнению с этносом является нация.
     Нация -- это общность людей, имеющая не только единую территорию, единый литературный язык, общие особенности духовной жизни, культуры и характера, но и единый хозяйственный организм и вытекающую из него единую государственность. В отличие от этноса, нация объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Структура национальной культуры сложнее этнической. Большинство национальных культур полиэтнич-ны, гетерогенны, то есть включают в свой состав этнические культуры. Яркий пример -- такие молодые нации, как США или Бразилия, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура включает английскую, ирландскую, итальянскую, китайскую и другие этнические культуры. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть специфические черты, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации, приверженность государственной символике (гимну, флагу, гербу); историческим традициям, общенациональному языку и прочему. В отличие от этнической, национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры -- экономическую, политическую, правовую, философскую, научно-техническую, художественную культуру.  

     Несколько наций с родственными этносами и языками, обычно смежной территорией, переплетающейся историей, тесными хозяйственными связями, сходными культурами образуют региональную общность людей. По перечисленным признакам обычно выделяют следующие группы народов: романские, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские, народы «черной» Африки и т. д. Под влиянием общих жизненных факторов у указанных групп народов складываются специфические региональные культуры. 

     В еще более общем плане человечество делится на западную (Европа и Северная Америка) и восточную (Центральная, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Северная Африка) цивилизации. Соответственно выделяют западный и восточный типы культуры, различия между которыми весьма существенны. Они отличаются общественно-экономическими и политическими структурами, основными мировоззренческими установками, ценностными ориентациями. Западная культура ориентирована на познание и преобразование окружающего мира, ценности технического и технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Она содержит идею значимости личности, приоритета инициативы и творчества.  

     Для восточной культуры, в отличие от западной, характерны: большая интроверсия, то есть сосредоточенность на внутренней жизни человека; ориентация не на преобразование природы, а на приспособление к ней; поиск компромисса между противоположностями, их органичного синтеза (например, старого и нового); идея общности, единства людей в противоположность западному индивидуализму. Культура Востока имеет свою региональную структуру, в которой выделяются такие основные типы, как китайская (Дальний Восток), индо-буддийская (Средний Восток), арабо-ис-ламская (Ближний Восток) культуры.
     В последнее время все отчетливее проявляется противоположность типов культуры по оси «Север -- Юг». В культурологическом смысле понятие «Север» тождественно понятиям «Запад», «западный тип культуры». Понятие «Юг» частично пересекается с «Востоком» и обозначает социокультурный мир народов субтропического пояса -- в первую очередь африканского континента, а также Меланезии, Океании.
     В настоящее время под влиянием заметно усиливающихся интеграционных процессов происходит формирование мировой цивилизации и мировой культуры. Мировая культура образуется не в результате слияния и взаиморастворения национальных культур, а путем объединения их лучших достижений.
     Исторические типы культуры. Историческими типами культуры называют сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Хронологически первым историческим типом культуры является первобытная культура. Это самая древняя и самая длительная эпоха в человеческой истории. Несмотря на то что жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного общества (их описание, а также характеристики других исторических типов культуры см. ниже, темы 9--14).  

     Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития и более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному. При всем многообразии ранних цивилизаций можно сказать, что сложились два принципиально различных типа культуры -- Восток и Запад. Для всех восточных социокультурных миров характерны высокая степень нормативности культуры, авторитет традиции, консервативная стабильность. Из-за традиционного характера цивилизаций Востока, а также европоцентристского взгляда на мировую культуру, присущего культурологической мысли, более проработанной является историческая типология культуры европейского региона. Принято выделять следующие исторические типы европейской культуры: античная культура; средневековая культура; культура Возрождения; культура Нового времени; современная культура.  
 

     2. Содержание понятий «менталитет» и «национальный характер» в культурологии.  
 

     Менталитет (фр. Mentalite) -- образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В культурологии обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры.  

     Менталитет -- весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого.  

     Менталитет -- мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, -- интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д. 
 
 

     Национальный характер - компонент психического склада нации менталитета. Национальный характер представляет собой структурированное единство наиболее устойчивых особенностей поведения и психологии, присущих большинству представителей данной нации. Он выражается в специфических чертах индивидуального и группового поведения, настроениях, способах освоения мира, соблюдении традиционных норм существования, взаимоотношений и общения. В национальном характере воплощается единство исторических, социокультурных и биологических факторов, влияющих на жизнь и преемственность поколений нации. 
 

     Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l'esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё. Под влиянием Монтескьё Фридрих Карл фон Мозер выпустил книжечку (56 страниц) «О немецком национальном духе» (Von dem deutschen Nationalgeist, 1765), вызвавшую обширную дискуссию.[1] Учение Гердера о народном духе с одной стороны развивает просветительское, с другой стороны уже предвосхищает романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. В романтическом учении о продуктивном духе народов братьев Гримм, которое было в целом узким и националистическим, этому духу надлежит из темного лона породить все своеобразие нации. Впоследствии романтическое учение исторической школы права (Савиньи) привело к недооценке наднациональных связей и влияний в исторической жизни и было связано пуповиной с естественно-правовым пониманием истории, поскольку это понимание истории заменяло веру в стабильную, всеобщую природу человека верой в стабильную природу народов. Это учение изолировало отдельный народ и игнорировало воздействия на его духовное бытие, возникавшие из политического и культурного сосуществования народов -- своего рода аберрация зрения, дававшая себя знать едва ли не до конца XIX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Что входит в понятие «информационная культура» 

     Термин «информационная культура» появился в первой половине 1970-х годов. Первыми этот термин стали использовать библиографоведы, библиотековеды, книговеды. В публикациях А. А. Виноградова, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула понятие «информационная культура» приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте (Семенюк, Э П , Урсул, А Д Информатика: Достижения, перспективы, возможности: /Семенюк, Э П , Урсул, А Д , -Наука, 1988. -176 c.). По мнению этих авторов, информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, а также различных социальных групп и отдельной личности в частности. По определению Э.П. Семенюка, "информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры" (Семенюк, Э. П. Глобализация и социальная роль информатики//Науч.-техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 2003 . N 1. - С. 1-10)  
 

     Критериями сформированности информационной культуры можно считать:
     умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
     эффективно осуществлять поиск нужной информации;
     умение перерабатывать информацию и создавать новую;
     умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
     наличие компьютерной грамотности ( Семенюк, Э.П.).  
 
 
 

     С этих позиций информационная культура рассматривается исследователями не только как результат приобретения новых инструментов деятельности, но и как общее представление человека об информационных процессах в окружающем мире, источниках той или иной информации, системе морально-этических и юридических норм, значимости ценностной ориентации в информационной среде, информационной картине мира и т.д.  
 

     Анализ приведенных определений позволяет увидеть, что понятие «информационная культура» подчеркивает связь информационного мира с духовной культурой личности, целостность единого понимания культуры, отдельные аспекты которой привлекают внимание исследователей в различные периоды развития человеческого общества.  
 

     Основная тенденция, которая просматриваются в динамике формирования понятия "информационная культура" связана с фундаментальностью и многоаспектностью ее рассмотрения не только как феномена, определенного условиями научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, а прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей все эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все ступени развития человека как социального существа.  

     Информационная культура формируется как интегральное понятие, включающее следующие компоненты:
     аудиовизуальная культура,
     логическая культура,
     семиотическая культура,
     понятийно-терминологическая культура,
     технологическая культура,
     коммуникационная культура,
     сетевая культура.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Раздел 2: 

     1. Общее и особенное в культуре древних цивилизаций. 

     Многообразие мира древних цивилизаций 

     Одни цивилизации мы изучали в курсе древней истории: это "Дар Нила" - цивилизация Древнего Египта; Месопотамия - одна из древнейших в мире цивилизаций. Загадочный Древний Китай; цивилизация Древней Индии, названной ещё в древности "страной мудрецов"; древнегреческая цивилизация, чьи достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация Эллинизма, в которой как бы встретились Запад и Восток, породив высочайшие проявления культуры; Древний Рим с его особой системой ценностей.  

     Другие цивилизации тесно переплетаются с историей нашей страны. Это цивилизации Средней Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место занимала цивилизация скифов, которые не имели собственной письменности, а память о них сохранилась в литературных памятниках других народов, в археологических находках.
     Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации Африки и Южной Аравии, традиции которых сохранялись много веков и повлияли на развитие Египта; цивилизации Древнего Ирана, Древнего Афганистана, Малой Азии, которая была естественным мостом в передаче культурных достижений между Европой и Азией; древние цивилизации Юго-Восточной Азии - региона неповторимой культуры, сравнительно поздно открытой европейскими учеными и относительно мало изученной; древнеяпонская цивилизация, и сейчас поражающая своей загадочностью, доказывающая, что ее культурные ценности обладают достаточной устойчивостью во времени и пространстве; цивилизации Нового Света, где представлены почти все стадии развития человечества. 
 

     Единство мира древних цивилизаций
          Данные новейшей науки показывают, что древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии. Греки и римляне добирались до Индии, реже - до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте. Наличие этих контактов подтверждают не только археологические данные, но и результаты экспедиций Тура Хейердала на судах, скопированных с судов древних египтян (экспедиция "Ра") и жителей Междуречья (экспедиция "Тигрис").
     Исключительно важную роль в углублении связей Запада и Востока сыграли походы Александра Македонского, образование огромной державы затем эллинистических государств и Римская империя. В этих державах складывалась самобытная культура, соединившая элементы различных культур в органическое целое.
     Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства - двух важнейших элементов хозяйственной системы древнего мира.
     Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители народов с высоко развитой культурой, но и неисчислимое множество безвестных тружеников, оторванных войнами и насилием от своих очагов и брошенных в каменоломни, мастерские, на поля рабовладельческих вилл и галеры. Многие выдающиеся творцы древней культуры были рабами. Произведения раба из Фригии баснописца Эзопа были широко известны в Греции, они оказали большое влияние на творчество представителей гораздо более поздних эпох. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2. Термы римлян. 

     Известные всем римские термы вначале были творением природы, а не чудом архитектуры Древнего Рима, о чем свидетельствуют названия знаменитых итальянских термальных курортов. Monsummano Terme, Montegrotto Terme, Montecatini Terme интересны тем, что здесь природой созданы термальные лечебницы - горячая вода источников наполняет многочисленные гроты паром. Сегодня трудно сказать, где впервые появились рукотворные термы.  

     В античной Греции общественные купальные устройства были неотъемлемой частью спортивных заведений (Gymnasion). Завоевав Грецию, римляне заимствовали у греков не только различные виды искусства и науки, но и их опыт в использовании бальнеологии, но в отличие от греческих купален, использующих холодную воду, они стали строить подобные сооружения на горячих источниках и называли их термами.  

     Строительство терм было делом чести для римских императоров, каждый из них стремился превзойти предшественников в размерах и роскоши дворцов здоровья. Термы Diocleatin могли вместить 3000 человек. Роскошные термы, состоящие из нескольких зданий соединенных между собой в единый павильон, можно считать прообразом современного бальнеотерапевтического курорта.  

     Кроме многочисленных ванн, бассейнов и саун в термах были залы для занятий гимнастикой и просторные комнаты отдыха, где можно было вкусить всевозможные яства и выпить виноградного вина. Словом, это были полные комплексы удовольствия, где было все, что могло сохранить здоровым и сильным тело и принести усладу духу. В термах велись деловые переговоры, заключались сделки, вершилась история.  

     Завоевывая новые земли для своей империи, римские легионеры не могли отказаться от привычного образа жизни и на всех горячих источниках строили термы. Болгарские термы Пауталия и Аугуста считались наиболее крупными в Римской Империи. Можно сказать, что они были не только завоевателями, но и выполняли просветительскую миссию. На многих горячих источниках Европы можно познать удовольствие отдыха в роскошных термах, построенных во времена Римской Империи. Многие из них были разрушены в средние века, когда горячие источники считались дыханием преисподни, другие превратились в руины от времени (с тех пор прошло почти две тысячи лет), однако некоторые из этих храмов здоровья служат своему первичному предназначению и поныне. 

      
         3. Выскажите свое отношение к "Нагорной проповеди" Иисуса Христа. 

     Нагорная проповедь - сжатое изложение социальных и религиозно-нравственных принципов христианского учения, нормативная основа христианской этики. Проповедь эта была произнесена Христом на горе, откуда и название.
        Ее основу составляют, так называемые "заповеди блаженства", провозглашающие новый, особый, вид духовного блаженства, проистекающего из сознания собственного смирения и кротости, несовершенства и греховности, той особой силы духа, что позволяет, не ропща терпеть невзгоды и страдания во имя святости и правды. Не злоба и мстительность, не возмущение несправедливостью и надежда утвердить ее силой, а сердечность и искренность в своей готовности претерпеть все несправедливости и гонения за правду, в которых виноваты, прежде всего, мы сами, готовность к покаянию через осознание своей причастности ко злу и желание исправления, милость и сострадание к несчастному человеку - вот единственный путь для праведника, наградой которому будет Царство Небесное.
        Исторически обусловленное выражение отказа угнетенных и обездоленных людей, отчаявшихся в реальном избавлении от борьбы за улучшение своего положения, настроения безысходности и разочарования в земной жизни, получают здесь религиозное оправдание и санкцию на смирение и покорность. От имени Христа провозглашается невиданный ранее идеал смирения и всепрощения, самоуничижения и непротивление злу силой: "блаженны нищие духом", "блаженны плачущие", "блаженны кроткие, милостивые, алчущие и жаждущие правды", "блаженны чистые сердцем" и "изгнанные за правду". Ибо "их есть Царство Небесное", ибо "они утешатся", "наследуют землю", "насытятся" и "Бога узрят". Именно такие подвижники составляют "соль земли" и "свет мира", открывающие дорогу к новой праведной жизни.
        Основными положениями проповеди стали заповеди:
     "любите врагов ваших", "молитесь за обижающих вас и гонящих вас", "ищите же прежде Царства Божия и правды Его". Требования покорности и непротивления доводится до крайней степени: "кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую". В основе такого всепрощения лежит способность верующего человека любить ближнего не за что-то, не за хорошее отношение, а бескорыстно, так, как возлюбил людей Бог.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.