На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Коммуникативные барьеры. Правила проведения эффективной коммуникации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Российский  государственный университет физической культуры, спорта и туризма 
 
 

Реферат:
Коммуникативные барьеры. Правила проведения эффективной коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 3 курса 5 группы
Специализация «Менеджмент в спорте»
Митрофанова Александра
Проверила: Объедкова Л.П.
 
 
 
 
Москва 

2011 

Оглавление
1. Введение 2
2. Структура коммуникации. 4
3. Основные коммуникативные барьеры 5
4. Преодоление барьеров 12
5. Заключение 14
 


    Введение
Коммуникации  являются важнейшей составляющей в  деятельности руководителя, поскольку  коммуникации - это обмен информацией  между людьми. Без обмена информацией  они не могут вместе работать, формулировать  задачи и решать их.
Коммуникации - важнейший элемент обеспечения  эффективности управления. Руководитель тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра  и другая информация, которая может  быть представлена письменно или  графически, занимает основное место  и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) являются определяющими с позиций оценки эффективности управления.
Огромное  количество контактов, в которые  ежедневно вступает человек, требует  от него выполнения целого ряда условий  и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию  по отношению к другим людям.
В целом  взаимодействие с обществом сегодня  должно строиться на глубоком анализе  и понимании всех факторов, способных  повлиять на людей и на их отношение  к компании, к ее товару или услугам.
В последние  годы многие предприятия и организации  получили право непосредственного  выхода на внешний рынок, что заставляет фиксировать внимание на особенностях общения, связанных с этническими  особенностями.
В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы  не совершать ошибок, необходимо изучать  психологические особенности своих  партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов.
Деловое общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Однако  в процессе общения нередко возникают  затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения. 

    Структура коммуникации.
Процесс коммуникации включает 7 основных структурных компонентов:
    отправитель — лицо (или группа), являющееся источником сообщения для коммуникативного обмена;
    сообщение — собственно информация, подлежащая передаче получателю;
    получатель — адресат (лицо или группа), которому предназначено сообщение;
    канал коммуникации — средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения;
    «шум» — вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации;
    обратная связь — информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения;
    коррекция — изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю.
В любой  коммуникационной ситуации всегда есть как минимум два субъекта - отправитель  и получатель. Первый отправляет сообщение, второй его получает (адресатов может  быть несколько, если взять в качестве примера презентацию, когда один оратор обращается к целой аудитории). Передаются не только слова или звуки, но и визуальный ряд, эмоциональный  фон, интонации, жестикуляция, пантомимика  и т.д. Любое сообщение передается с помощью того или иного канала коммуникации. Канал коммуникации - это своеобразное средство передачи информации. Слова передаются с помощью  вербального канала; звуки, интонация, тон и тембр - с помощью вокального; внешний вид, жестикуляция, пантомимика  и микромимика - с помощью невербального  и т.д. Таким образом, с помощью  каналов коммуникации отправитель  передает сообщение получателю.
В результате на получателя оказывается воздействие - эффект. Это может быть обдумывание  информации, согласие, несогласие, агрессия, непонимание. Так или иначе, все  это выражается в обратной связи - в ответной реакции или сообщении. При этом роли у субъектов меняются. Получатель, давая обратную связь, становится отправителем, а отправитель - получателем. Вообще разделение на отправителя и получателя является достаточно условным, так как любая из сторон попеременно является и тем и другим.
В своем  развертывании процесс коммуникации проходит 4 основных этапа:
    возникновение намерения, зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением;
    оформление идеи — кодирование и выбор способа (канала) для ее передачи;
    сама передача как таковая, т.е. собственно коммуникативный акт;
    декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.
Основные  компоненты и этапы процесса коммуникации имеют стабильную последовательность. Благодаря обратной связи и коррекции  она приобретает замкнутый —  кольцеобразный характер.
«Принцип  кольца» важен и организационно, и психологически. Он обеспечивает результативность коммуникаций в целом. Благодаря ему, обеспечивается контроль ее эффективности и возможность повтора «кольца», т.е. всего коммуникативного цикла в случае неэффективности его первой реализации.
Особенности содержания каждого из компонентов  и этапов коммуникативного процесса наиболее полно отражены в требованиях  к «хорошей коммуникации» (в принципах  и правилах реализации коммуникативной  функции), а также — в наиболее типичных для них ошибках и  «барьерах» коммуникации. Трудности  и источники ошибок («барьеры») коммуникаций столь же разнообразны, как многообразна сама психика. Вместе с тем среди  них выделяются наиболее типичные и  повторяющиеся. Их преодоление составляет неотъемлемую часть коммуникативной  функции деятельности руководителя.
    Основные  коммуникативные  барьеры
Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению.
Это помехи и препятствия, которые искажают исходный смысл сообщения, мешают конструктивному  и грамотному диалогу. Выделяют два  основных вида барьера - объективные  и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, медленный интернет при online-конференции - все это относится  к независящим от субъектов общения  объективным барьерам. Субъективные барьеры – барьеры, возникающие  из-за неправильного понимания оппонентами друг друга.
В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных  барьеров и их различных модификаций:
    «авторитет»;
    «избегание»;
    «непонимание».
Первые  два обеспечивают защиту от источника  информации, последний — защиту от самого сообщения.
1) Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:
    социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе;
    привлекательного внешнего вида;
    доброжелательного отношения к адресату воздействия;
    компетентности;
    искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
Чем выше уровень  организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных.
Наиболее наглядно это проявляется в выделении  морального (нравственного, персонализированного, личного), функционального (делового) и  формального (должностного) авторитета.
Должностной авторитет  связан с оценкой престижа должности. Чем больше объем власти и полномочий руководителя, тем сильнее психологический эффект его должности.
Более устойчив функциональный авторитет, формирующийся  на основе компетентности, разнообразных  деловых качеств, отношения к  профессиональной деятельности. Но надо понимать, что основой успешных действий крупных руководителей всегда был моральный авторитет, базирующийся на глубоко нравственном отношении к людям, на системе взглядов и убеждений.
Практика руководства  знает немало примеров, когда руководители как формальные лидеры, понимая значение авторитета в управлении коллективом, прибегают к разнообразным приемам  его искусственного создания. Приемы и способы создания искусственного авторитета всесторонне раскрыты советским  педагогом А. С. Макаренко:
    авторитет расстояния. Руководитель считает, что чем он дальше от подчиненных, чем реже с ними видится и официальнее держится, тем значительнее его влияние на них.
    авторитет доброты проистекает из ложного понимания руководителем чуткого отношения к подчиненным.
    авторитет подкупа
    авторитет резонерства, использование пространных рассуждений нравоучительного характера
    авторитет педантизма проистекает из склонности к мелочной опеке, излишне жесткой регламентации деятельности подчиненных
    авторитет горделивости строится на высокомерии руководителя, раздутой тщеславной гордости за действительные или мнимые заслуги
    авторитет лидера основывается не на постоянном напоминании подчиненным о своем положении, а на налаживании с ними позитивных отношений, создании так называемого эффекта обаяния руководителя.
Наиболее сложная  проблема — предъявление требований. Но именно требовательность — подлинная, обоснованная — лежит в основе авторитета как одно из необходимых  качеств личности руководителя.
К слагаемым  делового авторитета руководителя относятся  и такие качества личности, как  инициативность, компетентность, настойчивость, пунктуальность, дисциплинированность, деловитость, требовательность, критичность, настойчивость в реализации распоряжений и требований, решительность, уверенность  в себе, твердость, аккуратность, владение современными способами принятия решений, планирования, контроля.
2) Барьер «избегание».
Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все  усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит  на собеседника, использует любой предлог  для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при  просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
Избежать  этого барьера можно управляя вниманием собеседника, аудиторией. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:
    привлечь внимание;
    удержать внимание.
На наше внимание больше всего влияют следующие  факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его  модуляция.
Привлечь  внимание можно при использовании  трех основных приемов. К ним относятся:
    прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих;
    прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается- говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания.
    прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и обращается им и т.д.
Не менее  важна и проблема поддержания  внимания. Она решается рядом приемов:
    прием «изоляции» (обращение речи к одному человеку);
    прием «навязывания ритма» (постоянное изменение характеристик голоса и речи как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания);
    прием «акцентировки» (употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание).
3) Барьер «непонимание». Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический.
Фонетический  барьер непонимания возникает в следующих случаях:
    иностранная речь;
    использование специальной терминологии;
    невнятная речь, речь с акцентом.
Преодолеть  фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:
    разборчивая и достаточно громкая речь;
    учет аудитории и индивидуальных особенностей людей;
    наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.
Семантический барьер
Семантические барьеры - неправильное или неоднозначное  толкование смысла слов, смысловых  оттенков вербальных средств.
Следовательно, они допускают возможность неоднозначного понимания говорящим и слушающим, что усиливается при различиях  в их установках, целях, статусе.
Для преодоления  семантического барьера необходимо:
    говорить максимально просто;
    заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.
Стилистический  барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем, чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.
Существуют  два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.
Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом - начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.
Для эффективности  общения, целесообразно вначале  указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце  разговора — подвести итоги, и  отметить степень достижения целей.
Правило цепи основано на том, что содержание общения имеет определенную последовательность.  Цепь упорядочивает, связывает и выполняет сразу две задачи:
    позволяет улучшить запоминание;
    помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.
Барьер  логического непонимания
Возникает, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется  ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. Для одних  людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для  других то, что соответствует долгу  и морали. От психологических пристрастий  реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств  или сочтёт её не убедительной.
Преодоление логического барьера возможно при  соблюдении следующих условий:
    учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника, а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
    правильная аргументация.
Существуют  различные виды аргументации:
    возрастающая (сила аргументов к концу общения возрастает). К ней целесообразно обращаться при высокой заинтересованности в разговоре собеседника и при его высоком образовательном уровне;
    убывающая (сила аргументов к концу сообщения ослабевает). К ней целесообразно обращаться при необходимости пробудить внимание и интерес и при низком образовательном уровне;
    односторонняя (следуют аргументы только положительные или только отрицательные). К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень;
    двусторонняя (используются различные — как положительные, так и отрицательные — аргументы). К ней целесообразно обращаться, когда слушатель, собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации, т.е. когда аргументы противоречат его сложившимся представлениям, установкам, когда у собеседника высокий образовательный уровень.
Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия  информации. Их действие противоречиво.
 Если говорить  про бизнес-коммуникацию или организационную  коммуникацию, то тут можно выделить  следующие виды барьеров:
    Искажение информации - то тем же причинам, что мы рассматривали выше. Это может быть в результате семантических барьеров, просто боязни переспросить или быть наказанным вышестоящим начальством.
    Некомпетентность персонала. Нехватка компетентных, опытных и знающих сотрудников снижает эффективность всех бизнес-процессов.
    Неэффективная или сложная организационная структура - сложная, многоуровневая организационная структура компании мешает быстрой и качественной передаче информации
    Информационная перегрузка - отделы и сотрудники, работающие с большим количеством информации не справляются с коммуникационным потоком.
    Личностные конфликты
    Несовершенство технических средств - плохой интернет, отсутствие корпоративной почты, нехватка курьерских служб, плохая телекоммуникационная связь и т.д.
    Преодоление барьеров
Все рассмотренные  типы ошибок и «барьеров» являются негативными факторами, препятствующими  реализации коммуникативной функции. Еще более действенным средством  этого выступает соблюдение некоторых  общих правил и принципов построения эффективных коммуникаций. В настоящее  время существует большое число  различных перечней таких правил. Это связано как с важностью  данной проблемы, так и с ее широтой. Наиболее значимые из этих правил состоят  в следующем.
Наиболее  общим является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна или не до конца понятна самому себе.
Правило «постоянной готовности к непониманию». Многообразие семантических и личностных «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений. Это требует дополнительных разъяснений.
Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециальными терминами, перегружать сообщение «профессионализмами».
Правило контроль невербальных сигналов. Необходим  контроль внешнего «сопровождения» — мимики, жестов, интонации, поз.
Правило адресата. Необходимо стремиться говорить понятно для собеседника, т.е. учитывать его жизненный и профессиональный опыт, индивидуальные особенности, культурно-образовательный уровень, его ценности и интересы.
Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это очень часто предостерегает от очень серьезных ошибок и грубых просчетов.
Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения, а в особенности — руководящего распоряжения, резко возрастает в случае их своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, обстановки, в которой они реализуются.
Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
Правило активного и конструктивного  слушания — умение выслушивать предложения - одно из основных условий эффективных коммуникаций. Однако именно оно наиболее часто и нарушается — причем, чем выше уровень руководителя и авторитарнее его методы, тем эти нарушения больше.
Правило обратной связи. Именно он, в конечном итоге, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания. Существует ряд принципов обеспечения эффективной обратной связи, являющихся конкретными средствами реализации коммуникативной функции. Эффективная обратная связь:
    направлена на изучение действий членов организации;
    обнаруживает тенденцию к специфичности, точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения;
    носит незамедлительный характер;
    основывается не столько на оценке сказанного, сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано;
    предоставляет способы улучшения работы;
    характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;
    для того чтобы обратная связь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее.
Наконец, следует отметить, что в теории управления сформулированы три наиболее общих принципа эффективной коммуникации.
Принцип ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и передано таким образом, что может быть понято получателем.
Принцип целостности: цель управленческих сообщений — содействовать установлению взаимопонимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия.
Принцип стратегического  использования неформальной организации: наиболее эффективной коммуникация бывает тогда, когда руководитель использует неформальную организацию в дополнение к каналам коммуникации формальной организации.
Необходимость соблюдения этих общих принципов, равно  как и рассмотренных выше правил, задает, таким образом, основные ориентиры  для реализации коммуникативной  функции в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.
    Заключение
Исследования  показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно  может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное  деловое общение. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения. 
Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоление коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого. 
На протяжении всей жизни человек интуитивно осваивает нормы и правила общения. Но для руководителя этого явно недостаточно. Поэтому необходимо систематическое обучение руководителей тем аспектам делового общения, которые имеют более или менее надёжную научную базу.  
Таким образом, общение объекта и субъекта управление представляет собой неразрывную взаимосвязь и рассматривать её надо целиком, в непосредственной близости. 

    Список литературы
    Полукаров В. Л. « Основы менеджмента: учебное пособие» Кнорус-2008
    Семенов А.К., Набоков В.И. «Основы менеджмента»
    Элитариум: Центр дистанционного образования www.elitarium.ru
    Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.М., 2000.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.