На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Несовершеннолетние матери как феномен социальной работы

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Аннотация
         Дипломная работа посвящена теме «Несовершеннолетние матери как феномен социального неблагополучия в современной семье».
        В данной работе проанализированы причины несовершеннолетнего материнства. Исследовано социальное положение несовершеннолетних матерей. А  также дан сравнительный анализ форм социальной поддержки несовершеннолетних матерей в России и  за рубежом.
        Структура работы представлена введением, тремя главами, восемью параграфами, заключением, списком литературы.
        Во введении определены: актуальность темы, цели и задачи, поставленные в работе, а также объект и предмет исследования.
        В первом разделе раскрывается подростковое материнство как социокультурный  феномен. Рассматривается исторический контекст юного материнства несовершеннолетних, социальный портрет юной матери, а также правовые основы несовершеннолетнего родительства в России.
        Во втором разделе раскрываются медико- социальные и психологические аспекты юного материнства включающее в себя состояние репродуктивного здоровья подростков, а также психо- физические особенности ранней беременности.
       Третий  раздел посвящен  исследованию форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в России. В исследовании раскрываются проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом и в России и пути их решения.
В заключение подведены итоги  проделанной работы и сделаны  выводы.
Список используемой литературы содержит 20 источников.
Общий объем дипломной  работы         листов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение.
Раздел 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен.
1.1. Исторический и социально-культурный  контекст юного материнства.
1.2 Женский опыт сексуальных  отношений, материнства и супружества  несовершеннолетних.
1.3. Социальный портрет  юной матери.
1.4. Правовые основы несовершеннолетнего  родительства в Российской Федерации.
Раздел 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материнства.
2.1. Состояние репродуктивного  здоровья подростков.
2.2. Психологические особенности  ранней беременности и их влияние  на развитие репродуктивного  поведения.
Раздел 3. Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации.
3.1. Проблемы подростковой  беременности в практике социальной  работы за рубежом.
3.2. Социальная работа  с несовершеннолетними родителями в России.
Заключение.
Список литературы.
 
 
Введение
        Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет, и статистику случаев беременности среди несовершеннолетних девушек уменьшить не удается. Сегодня в мире становятся роженицами более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности (1). В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро- и микросреды в целом.
         В сегодняшней России также наблюдается снижение возраста "взросления". Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек (3). Но раннее начало сексуальной жизни российских подростков происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, отсутствие специальной подготовки педагогов. Результатом этого являются, в частности, незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка. Эксперты ООН выделяют как наиболее актуальные в этом отношении аборты и сложности выживания для несовершеннолетних матерей (3).
         Таким образом, юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем (2), устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, т.к. эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.
       Специфической особенностью подавляющего большинства исследований подросткового материнства является ретроспективный анализ факторов- этого феномена и разработка предложений по его профилактике, которые сводятся, в основном, к требованиям повышения контрацептивной грамотности подростков. Сам же феномен в его актуальном аспекте – условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами, - остается вне поля зрения ученых.
       Социальная роль матери для несовершеннолетних воспринимается общественностью скорее как девиация, экстремальная ситуация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией. Подобная практика вступает в диссонанс с социальной реальностью, повседневными практиками, потому что когда дело доходит до свершившегося факта рождения ребенка несовершеннолетней, то обнаруживается, что она незащищена как социально, так и юридически.
 Цель дипломной работы: анализ феномена юного материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей в Санкт-Петербурге.
 Задачи:
- изучение исторического  и социально-культурного контекста  юного материнства;
- изучение медико-социальных  и психологических составляющих  юного материнства;
- изучение правовых и  социально-статусных позиций несовершеннолетних  матерей в российском обществе;
- изучение существующих  направлений в организации социальной  работы с юными матерями.
Объект исследования: несовершеннолетние матери.
Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами.
Методы исследования:
- анализ литературы по  проблемам репродуктивного поведения  молодежи и подросткового материнства;
- анализ нормативных документов  Семейного кодекса Российской  Федерации;
- сравнительный анализ и обобщение опыта организации социальной работы в сфере подросткового родительства в России и за рубежом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 1. Подростковое материнство как социально-культурный феномен.
 
 
      Исторический и социально-культурный контекст юного материнства.
 
        Довольно распространенное мнение о том, что подростковое материнство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств.
        Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее материнство связывали со временем вступления в брак. А для европейской части России ранние браки издавна считались типичным и всеобщим явлением. По свидетельству Николая Костомарова, в 16-17 веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым…». Однако против слишком ранних браков возражало и государство, и, главным образом, церковь.
        Ранние браки существовали на многих территориях России до конца ХIХ – начала ХХ века. Кое-где они существовали в скрытой форме. Отцы сосватывали своих детей-подростков в 12-15 лет, в 14-16 лет объявляли их женихом и невестой, а в 16-17 лет венчали. На юге и западе России иногда устраивали свадьбу 12-14-летних подростков со всеми необходимыми обрядами, кроме брачной ночи, и до наступления совершеннолетия «молодые» жили порознь в доме своих родителей.
         В подавляющем большинстве случаев молодые женщины рожали первенца через девять месяцев после вступления в брак.
        Сейчас понятия «ранее материнство» и «подростковое материнство» тождественны. И связано это с тем, что некоторые исследователи связываю появление понятия «подросток» с формированием индустриального общества.
       Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе.      
      Ранний брак - это брак, заключенный до наступления брачного возраста по специальному разрешению административных органов. Основанием для получения подобного разрешения в подавляющем большинстве случаев является беременность. Процедура снижения брачного возраста предусматривает разрешение родителей несовершеннолетнего на вступление в брак. Демографические исследования убедительно свидетельствуют, что наименее устойчивыми являются браки, заключенные в раннем возрасте и стимулированные добрачным зачатием, которая вносит в такой союз элемент вынужденности. Достаточно жестко режим принуждения действует в случаях беременности несовершеннолетней. Тогда замужество является необходимой данью нормам морали. До недавнего времени в судах довольно часто рассматривались иски родителей несовершеннолетних к отцам будущего ребенка с требованием заключения брака. С 2001 года наблюдается более дифференцированный подход к этим проблемам, и юный возраст беременной не всегда рассматривается как обязательное условие вступления в брак.
        Одна из причин ранних браков состоит в том, чтобы избавиться от опеки родителей. Подростки стремятся уйти из семей, где основой психологического климата является жесткая половозрастная субординация, где родители не считаются с индивидуальными особенностями своих детей, где в порядке вещей тотальный контроль и унижение человеческого достоинства, отсутствуют взаимопонимание и эмоциональная привязанность. Выросшие дети уходят от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских распрей или от вечной войны между родителями. До сих пор существует тенденция регистрации брака для того, чтобы получить право на интимную жизнь. И нередко самым простым выходом кажется ранний брак, причем в силу наших традиций чаще это делают девушки, потому что, как правило, жена уходит жить к мужу.
        Для малолетних невест замужество неизменно означает раннюю беременность. Ранние браки, особенно для девочек, могут быть эмоционально и физически вредны. Выходя замуж в 15-16 лет, девушка еще не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс, и вследствие этого она может либо родить ребенка неполноценным, либо потерять его.
       По мнению социологов, ранние браки лишают девушек одного из основных прав - права на образование, которое необходимо для полноценного вступления во взрослую жизнь.
      Юная девушка, став матерью, меняет многие позиции своей статусной системы. Рождение ребенка всегда сопровождается серьезными материальными затратами и возникает вопрос, где взять эти средства. Как свидетельствует статистика, наблюдается тенденция к нисходящей социальной мобильности, когда все статусные позиции юной женщины ухудшаются.
        Юное материнство как социальный феномен имеет гендерный характер. Гендерная стратификация юных матерей может рассматриваться и как оппозиция «мужского к женскому», так и изучаться внутри социальной группы. Социальная категория несовершеннолетних матерей может быть разделена на две обобщенные социальные группы по критерию наличия или отсутствия родительской семьи. Иными словами, есть группы женщин, чья социализация прошла в родительской семье и вне её. На эти группы воздействовали разные институты и агенты социализации, что выразилось в формировании разных ценностных ориентаций, взаимоотношений с социальной средой, ролевом поведении юной матери, её жизненных стратегиях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Женский  опыт сексуальных отношений, материнства  и супружества несовершеннолетних.
         В сегодняшней России можно наблюдать снижение возраста «взросления», что исторически достаточно закономерно - в сложные периоды социально-экономического развития ожидается, что дети «взрослеют» раньше. С одной стороны, это положительное явление. С другой стороны, из общественного мнения часто выпадает то обстоятельство, что раннему социальному взрослению должно сопутствовать просвещение подростков по многим вопросам, включая развитие их правового сознания, а также создание системы служб помощи для их адаптации к взрослой жизни.
       Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек (3). По данным репрезентативного опроса, проведенного в РФ в конце 2007г , средний возраст первого сексуального контакта для поколения 41-49 летних женщин составил 20,2 лет, мужчин - 19 лет; 31-40летних – соответственно 19,3 и 18,4; 21-30 летних - 17,8 и 17,1; 14-20 летних – 16,2 и 15,6 .
        Результаты исследования повседневных репродуктивных практик несовершеннолетних показали следующее (7).
       Сценарии первого сексуального контакта. Известно, что половое созревание девочек начинается в среднем на два года раньше в сравнении с мальчиками, хотя внутри половые вариации очень широки. Это позволяет выделить рано и поздно созревающих мальчиков и девочек. Исследования, проведенные за рубежом, показали, что «степень созревания» и соответствующий уровень гормонов влияет на мотивацию первого сексуального опыта у мальчиков, у девочек же главными являются социальные причины: социальный контроль, поведение подруг, отношение к партнеру.
        Можно говорить, по крайней мере, о четырех типах сценариев вступления в первый сексуальный контакт несовершеннолетних девушек по основанию добровольности и инициативы.
        Виктимный сценарий – девушки становятся жертвой насилия, поскольку заранее к этому предрасположены. Росли в социально неблагополучных семьях, часто без отцов и социально неуспешной матерью, самооценка занижена. По имеющимся данным, такой сценарий чаще актуализируется после принятия алкоголя или наркотиков. Только в 14% случаев насилия девушки никогда не знали мужчину – случайное насилие. В остальных – они были знакомы, хотя бы в течение одного вечера, а часто и длительное время.
        Понятно, что подобные опыты оставляют психологическую травму и не способствуют формированию здоровой женской сексуальности. Однако, ряд факторов, среди которых и незнание своих прав, и дистанцированные отношения с родителями, и отсутствие в ближайшем окружении взрослых, которым можно было бы доверить свои проблемы, не позволяет предать эти опыты огласке и тем более установить их в судебном порядке.
       Пассивный сценарий – девушка уступает партнеру для того, чтобы не потерять его или не испортить отношения. Она может считать, что «влюблена». По сути, часто эксплуатируется просто желание нравиться, повысить свою самооценку. Даже, если пылкой влюбленности нет, норма, которой придерживаются ее сверстники, диктует необходимость «иметь парня» - любой ценой.
       Инновационный сценарий. Девушка сознательно инициирует сексуальные отношения. Она думает, что время уже пришло, т.е. все равно это случится. Она рационально сама определяет партнера для таких отношений и сама проявляет инициативу.
        Официальная позиция по соответствующим вопросам сегодня пока складывается в основном в рамках изменения законодательства по вопросам, касающимся несовершеннолетних. Согласно последней (2009) редакции ст.134 Уголовного Кодекса РФ,  уменьшен возраст подростков (до 14 лет), сексуальные отношения с которыми лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, наказываются ограничением или лишением свободы. Вступление в сексуальные отношения с подростками старше 14 лет, строго наказуемо только в том случае, если оно квалифицировано как изнасилование (ст.131). Понятно, что доказательство изнасилования - достаточно сложная процедура.
       Потерпевшие практически не обращаются в специальные органы, для того, чтобы наказать преступника по многим причинам. Поэтому увеличение возраста "сексуальной доступности", вероятно, не приведет к увеличению числа наказанных, а только лишь зафиксирует в сознании некие границы сексуальной дозволенности и в отношении девушек и юношей.
        Аборты. Право на анонимный аборт без согласия родителей после исполнения 15 лет девушки получили в 1993 г. (закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). Согласно данным статистики, число абортов постепенно снижается, в том числе и в возрастной группе 15-19лет (1). Но, вероятно, говорить о резком снижении числа абортов, в частности, среди несовершеннолетних пока явно рано, т.к. сохранились и аборты «по знакомству», официально бесплатные, а в реальности в обмен на подарок или деньги. Часто после такой операции наступает посттравматический стресс, депрессии и понятно, что даже посторонний человек в лице социального работника, психолога мог бы быть в этой ситуации очень кстати. Однако, пока девушки в лучшем случае сталкиваются с сочувствием врача-гинеколога, чаще с безразличием. В худшем случае – с осуждением, когда стресс усугубляется оскорблениями или плохим обращением со стороны персонала, транслирующего худшие образцы советских практик с беременными и роженицами.
       Рождаемость среди несовершеннолетних – «дети рожают детей». Рост числа рождений среди юных женщин (15-19 лет) наблюдался уже с конца 60-х годов и остановился в 1990 г. в связи с общей тенденцией снижения рождаемости. В любом случае, хотя число детей, рожденных несовершеннолетними не так велико, эту категорию необходимо учитывать при разработке программ социальной политики.
        Таким образом, рождение ребенка в несовершеннолетнем возрасте и брак – события чаще не совпадающие, к тому же и удельный вес браков среди несовершеннолетних снижается.
        Какие опыты несовершеннолетних женщин стоят за данными цифрами? Если еще несколько десятилетий лет назад считалось, рождаемость среди несовершеннолетних чаще всего встречается в среде «рабочих и неквалифицированных служащих» (6). Сейчас матерями становятся в несовершеннолетнем возрасте и девушки из статусных и обеспеченных в материальном отношении семей.
       Принятие решения о рождении ребенка.
       Медицинские соображения. Некоторые из девушек уже делали аборты и в результате имели заболевания, создающие риск невозможности забеременеть еще раз.
       Нежелание делать аборт. Такое решение является совместным, и отделить мотивацию девушки от решения ее матери довольно сложно. Отец ребенка в таких ситуациях предлагает сделать аборт, готов его оплатить, но рождение ребенка никак не входит в его планы.
       «Обещал жениться». Девушка влюбляется, а старший по возрасту партнер, часто он уже женат и даже имеет детей, поддерживает ее иллюзию будущего брака. Она «ему доверяет», что подразумевает, что если она забеременеет, то он жениться. Но, как говорят мужчины, «обещать жениться еще не значит жениться». В лучшем случае он предлагает сделать аборт, в худшем – всячески избегает продолжения отношений. Если у девушки есть возможность поделиться с родителями – они часто предлагают оставить ребенка. Девушки, похоже, заранее знают реакцию родителей и ставят их в известность в случае положительной реакции. Часто они хотят этого ребенка, так как все еще надеются, что смогут вернуть «свою любовь».
       «Обещал и женился». Если брак был зарегистрирован в период беременности, то через некоторое время он либо распался и девушка не поддерживает никаких контактов с отцом ребенка, либо отношения бесперспективны. Освоить роль супруги, матери, оставаясь при этом в сущности еще ребенком, крайне сложно. Да и мужья-отцы предпочитают более необременительный образ жизни. Регистрация брака с отцом ребенка часто создает для девушки дополнительные проблемы, подтверждая имидж «замужней» она часто ограничивает собственное социальное и личностное развитие.
        Благополучный брак. Лишь около 3% несовершеннолетних матерей проживают с мужем, отцом ребенка отдельно от родителей и вполне довольны отношениями. Мужья несколько старше жен и пока полностью материально содержат семью, а бабушки - приходящие помогают с обеих сторон. Такие ситуации могут и в дальнейшем развиваться благоприятно, если мужья не станут психологически эксплуатировать экономическую зависимость юной супруги и предоставят ей возможности для социальной самореализации.
        В большинстве случаев основным источником благополучного ухода за ребенком и материальной поддержки являются родительские семьи (чаще мать и бабушка, мать и отчим, нежели мать и отец). Такой феномен «бабушек-матерей» достаточно распространен в российской культуре.
        Проблемы проживания в родительской семье фактически возникают в ситуации социального неблагополучия – многодетность, пьянство, бедность, низкий культурный уровень, конфликты и постоянные упреки создают для юной матери проблемы выживания с ребенком. Отношения с матерями в таких семьях можно квалифицировать как крайне напряженные. Именно эта категория юных матерей нуждается в специальных программах помощи - психологической, юридической, получении элементарных практических умений для трудоустройства, образования, а в идеале и во временных приютах. 
        Можно утверждать, что само по себе несовершеннолетнее материнство не может исключительно квалифицироваться как проблема. Не возраст, а маргинальность социальной среды не позволяет молодой маме социально адаптироваться и выработать для себя, а значит и для будущего ребенка положительный жизненный сценарий. Вероятность, успешного брака в этом возрасте крайне низка, но если юная мать преодолевает трудности первых лет, она вполне может адаптироваться в будущем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Социальный  портрет юной матери.
         Анализ демографической и социальной структуры несовершеннолетних пациенток женских консультаций показывает, что определить какой-то один социальный слой, из которого рекрутируются юные мамы, невозможно. Семьи, как правило, немногочисленны. Интересным является тот факт, что в больших семьях, состоящих из 6 и более человек, в которых проживают представители старшего поколения, бабушки и дедушки, несовершеннолетние матери встречаются довольно редко. Если в семьях есть представители старшего поколения, то они, как правило, занимаются воспитанием внуков и являясь в этом отношении более консервативными, они менее терпимы к добрачным половым связям.
       Юными мамами чаще становятся единственные или старшие дочери в семье. С появлением последующих детей им уделяется все меньше внимания, они вынуждены ухаживать за младшими членами семьи, приобретать взрослые навыки, что в конечном счете делает их в социальном плане старше своих сверстников. Среди самых младших дочерей в семьях несовершеннолетние матери встречаются очень редко - в 4,3% случаев.
        Несовершеннолетние матери, как правило, учатся в школе, в редких случаях в училище или техникуме. На момент рождения ребенка они, как правило, не имеют общего среднего образования, так как во время беременности были вынуждены оставить учебное заведение. Большинство девушек довольно спокойно относятся к факту своей беременности, не испытывают ни шока, ни страха. Они спокойно перекладывают все проблемы, связанные с рождением ребенка, на своих родителей, будучи уверенными, что те будут помогать. Отцы детей, родившихся у юных матерей, в большинстве случаев участвуют в воспитании ребенка, либо сразу отказываются от него, либо даже не знают о его существовании. Юные мамы проживают со своими родителями и полностью находятся на их иждивении, т.к. сами не имеют средств существования. Моральная и материальная ответственность за ребенка ложится на родителей девушки. В связи с этим нет ничего удивительного, что большинство девушек ответили, что их жизнь складывается удачно, и на данном этапе трудностей они не испытывают.
       Социальный портрет несовершеннолетней матери не содержит каких-либо специфических особенностей. В общем, это обыкновенные девушки из вполне нормальных семей, они не употребляют алкоголь и наркотические вещества и почти не курят. Однако причиной ранней беременности стало, прежде всего, отсутствие ответственного отношения к своему здоровью, включая половое воздержание, неумение сказать «нет», а так же полная контрацептивная безграмотность.
       С рождением ребенка, юные матери оказываются в ситуации полной и длительной психологической и социально-экономической зависимости от родителей. В  вынужденной изоляции от сверстников и привычного круга общения; с сомнительной перспективой относительно будущей семейной жизни, возможностей образования и профессионального выбора, обеспечивающих удовлетворительные материально-бытовые условия. Вследствие множества кажущихся неразрешимыми проблем юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.
      Система ценностей юных матерей в силу психологической и социальной незрелости еще не сложилась и для них материнство не представляет отдельную ценность. На решение юной матери о сохранении беременности ведущее влияние оказывают такие факторы, как семейное положение, образовательный уровень, наличие работы, жилищно-бытовые условия, психологическая и экономическая поддержка со стороны родителей, а также отношение общества к подростковому материнству.
 
1.4 Правовые  основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации.
 Искусственное прерывание беременности несовершеннолетней.
       Необходимым предварительным условием проведения операции по искусственному прерыванию беременности является добровольное согласие женщины, основанное на информации о состоянии ее здоровья, сроке беременности, возможных последствиях ее прерывания и т.п., предоставленной медицинскими работниками.
       Для проведения данной операции в отношении несовершеннолетней, не достигшей 15 лет, необходимо заручиться согласием ее законных представителей после сообщения им сведений о состоянии ее здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболеваний, риске, связанном с проведением аборта, и т.п. информации. Таким образом, несовершеннолетняя моложе 15 лет должна будет сохранять беременность даже против воли, если ее родители согласия на аборт не дадут.
        При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум врачей, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач, который обязан впоследствии уведомить об этом должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.
       В жизни бывают ситуации, когда по медицинским показаниям существует настоятельная необходимость в прерывании ранней беременности, несмотря на желание сохранить ребенка. В случае если сама беременная или ее законные представители отказываются от медицинского вмешательства, несовершеннолетней беременной (а если ей нет 15 лет, также ее родителям) в доступной форме должны быть разъяснены возможные неблагоприятные последствия ранней беременности и связанный с отказом от прерывания беременности риск для жизни и здоровья, если такой существует. Отказ от медицинского вмешательства в этом случае оформляется записью в медицинской документации с указанием возможных последствий и подписывается несовершеннолетней либо ее законным представителем, а также медицинским работником.
        Бывает и так, что родители (или иные законные представители) несовершеннолетней беременной настаивают на проведении операции по искусственному прерыванию беременности вопреки ее воле. Основополагающим в разрешении этой коллизии выступает конституционный принцип физической неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). В соответствии с указанной нормой Конституции РФ, ст. 34 Основ законодательства о здравоохранении РФ закрепляет право гражданина отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Несовершеннолетняя в возрасте 15 лет и старше решает вопрос о прерывании беременности вполне самостоятельно на общих основаниях.
Родительские права несовершеннолетних.
        Впервые права и обязанности несовершеннолетних родителей были специально оговорены в Семейном кодексе (СК) Российской Федерации, принятом в 1996 г. (ст.62). Помимо этой статьи, права и обязанности несовершеннолетних родителей определяются рядом других нормативных актов.
        Права и обязанности родителей возникают в результате установления происхождения их ребенка. При этом в свидетельство о рождении, выдаваемое органами ЗАГС, вносится запись о родителях. Вне зависимости от возраста матери малыша, в свидетельстве о рождении ребенка делается запись, удостоверяющая факт ее материнства. Запись об отце (в том числе несовершеннолетнем) заносится в свидетельство о рождении на основании заявления в органы ЗАГС, сделанного им совместно с матерью (п.4 ст.48 СК). Никаких возрастных ограничений в российском праве на этот счет не существует. Не требуется на это и согласия законных представителей несовершеннолетних (родителей или лиц, их заменяющих: опекунов, попечителей, представителей детских учреждений).
       В случае если добровольное установление отцовства по каким-то причинам не может быть осуществлено, несовершеннолетняя мать имеет право обратиться в суд с иском об установлении отцовства. Такой иск  вправе предъявить и несовершеннолетний отец в случаях, предусмотренных п.4 ст. 48 СК. При этом истцами в суде могут выступать несовершеннолетние родители, достигшие 14 лет. Если несовершеннолетнему родителю нет 14 лет, истцами по делам об установлении отцовства выступают его родители в соответствии со ст. 64 СК. Отцовство может устанавливаться и в отношении несовершеннолетнего, однако лишь в том случае, если ему уже исполнилось 14 лет.
        Вне зависимости от возраста, несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании (п. 1 ст. 62).
        Со времени вступления в брак несовершеннолетние граждане признаются полностью дееспособными, и несовершеннолетние родители любого возраста, если они состоят в браке, осуществляют родительские права самостоятельно. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних, желающих вступить в брак, вправе разрешить им вступить в брак, если они достигли 16 лет (ст. 13 СК).
        Иначе обстоит дело, когда брака нет, и несовершеннолетние родители не являются полностью дееспособным. Несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста 16 лет, а до этого времени ребенку может быть назначен опекун (обычно это происходит, если родители не состоят в браке между собой), который будет осуществлять воспитание совместно с несовершеннолетними родителями. Чаще всего роль опекуна берет на себя кто-либо из членов семьи.
        Разногласия, возникающие между несовершеннолетней матерью и её родителями ребенка, разрешаются органами опеки и попечительства, которые в таких случаях дают рекомендации, обязательные для исполнения. В частности, никто не может лишить юную мать права на жилище. Если юной матери уже исполнилось 14 лет, она может сама отстаивать свои права в суде. Если девушка не получила статус дееспособности, вступив в брак, родители по-прежнему должны содержать её до совершеннолетия. Если же они уклоняются от выполнения своих обязанностей, по достижении 14 лет она может обратиться с иском в суд о взыскании с них алиментов на свое содержание. Если возраст меньше 14 лет, её интересы будут защищать органы опеки и попечительства. Более того, родители обязаны содержать и её ребенка.
        Чтобы юная мать могла продолжать образование отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может взять бабушка новорожденного или любой другой член семьи. Когда родители берут на себя ответственность за образование дочери, по их заявлению она может перейти на семейное обучение и в школу приходить только для аттестации. Беременность и рождение ребенка не являются основанием для лишения несовершеннолетней права на образование.
Помещение детей несовершеннолетних родителей в детский дом.
        Несовершеннолетние родители, как и все родители, не имеющие возможности воспитывать своего ребенка по состоянию здоровья либо в связи с длительным отъездом и т.д., а также одинокие матери (отцы) могут ходатайствовать о принятии своего малыша в Дом ребенка. При временном устройстве в Дом ребенка детей, имеющих родителей, органы здравоохранения или по их поручению администрация Дома ребенка составляют соглашение о сроке пребывания ребенка. В соглашении оговариваются также участие родителей (одинокой матери) в уходе за ребенком и его воспитании.
Лишение несовершеннолетних родительских прав.
       Незапланированная ранняя беременность иногда приводит к тому, что несовершеннолетняя мать отказывается от ребенка, порой еще в родильном доме. Российское законодательство не предусматривает никаких ограничений для принятия такого рода решения, в том числе возрастных. При этом несовершеннолетняя мать лишается родительских прав.
        Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Основанием для лишения родительских прав является отказ родителей без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, либо уклонение от выполнения обязанностей родителей (ст. 69 СК). Вместе с тем, лишение несовершеннолетней матери родительских прав не препятствует отцу ребенка, в том числе несовершеннолетнему, взять его на воспитание.
Усыновление (удочерение) детей  несовершеннолетних родителей.
        Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. Последние при этом теряют родительские права в отношении своего ребенка. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их законных представителей (родителей, опекунов), либо органа опеки и попечительства (ст. 129 СК).
         Таким образом, будучи родителями, несовершеннолетние имеют родительские права, предусмотренные СК и другими актами российского законодательства по вопросам охраны семьи. На несовершеннолетних родителей в полной мере распространяются также правила, касающиеся защиты родительских прав, лишения родительских прав, восстановления в родительских правах, ограничения родительских прав и отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
 
Глава 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материнства.
2.1 Состояние  репродуктивного здоровья подростков.
        На Всероссийской конференции детских и подростковых гинекологов “Сохранение репродуктивного потенциала подростков“ было выражено общее мнение врачей о том, что необходимо создание единой обязательной федеральной программы полового воспитания российских школьников, в которой были бы освещены не только собственно вопросы полового воспитания, но и принципы здорового образа жизни, вопросы личной гигиены. Первый опыт внедрения таких программ в Российских школах был неудачным, и Приказом Министерства образования России от 22.04.1997 N 781 программы полового воспитания российских школьников были приостановлены. При этом пострадало и гигиеническое воспитание.
         Статистика, представленная в отчетах главных специалистов и внештатных детских гинекологов субъектов РФ, свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций в состоянии репродуктивного здоровья девочек в большинстве регионов страны. Вместе с тем, не вызывает сомнения, что детей и подростков можно назвать поколением надежды вырастить здоровый народ. Как известно, репродуктивное здоровье мужчины и женщины во многом зависит от особенностей течения периода детства и полового созревания, соматического здоровья детей, их образа жизни. В России в настоящее время около 9,3 млн. девочек-подростков. Через несколько лет, перейдя в когорту женщин репродуктивного возраста, они будут нести основную нагрузку в воспроизводстве населения. Однако, сегодня их состояние характеризуется замедлением темпов физического развития, значительным увеличением доли заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением.
       Вместе с тем нельзя не учитывать значимость антропогенных и эпидемиологических факторов, образа жизни и условий проживания. Последние вызывают особую тревогу. Группу наибольшего риска составляют дети, чуждые навыкам здорового образа жизни, имеющие социально обусловленные вредные привычки, в первую очередь, пристрастие к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Статистические данные свидетельствуют, что алкоголь пробовали 70% подростков. Уровень наркомании среди подростков за 10 лет возрос в 13 раз.
        В настоящее время имеет место определенная деформация социального портрета современного подростка. Это связано с недостаточным вниманием государства и общества к проблемам здоровья детей и подростков, со слабой информированностью родителей о вредных привычках и о сексуальной активности их детей, а также с неконтролируемой пропагандой в Масмедиа символов «нездорового» образа жизни (табак, пиво, алкоголь, порнография, однополый секс и пр.).
        На этом фоне не меньшее беспокойство вызывает ослабление установок подростков на создание семьи и деторождение, что является результатом отсутствия должного воспитания с детства. Результат – случайная беременность, аборты, сексуальная эксплуатация, малодетность, заниженный уровень «чадолюбия».
        Отсутствие данных о сексуальной жизни подростков на национальном уровне не позволяет представить полную картину сексуального поведения подростков в России. Тем не менее, данные выборочных исследований свидетельствуют о значительном возрастании доли подростков, имеющих опыт сексуальных контактов. К середине 1990-х годов возраст приобретения сексуального опыта в России стал сопоставимым с показателями западных стран. Наиболее надежные исследования показывают, что средний возраст сексуального дебюта составляет 17,5 лет для девушек и 16,5 лет для юношей. Несмотря на активную работу врачей, педагогов, религиозных деятелей и прочих специалистов, пропагандирующих гигиенические и сексуальные нормы поведения, здоровый образ жизни и методы планирования семьи, почти каждая десятая жительница России начинает сексуальную жизнь в возрасте до 14 лет. К 18 годам доля имеющих сексуальный опыт достигает приблизительно 70-80 процентов для мужчин и более 50 процентов для женщин.
        Если учесть, что более 50% абортов влекут за собой ранние или поздние осложнения, то при отсутствии действенных мер имеет место реальная угроза потери здоровья будущего населения страны.
        Ситуация усугубляется, а во многом и определяется отсутствием элементарных гигиенических знаний и информированности населения, прежде всего молодёжи, о физиологии и патологии репродуктивной системы, а так же об основах профилактики нарушений функции репродуктивной системы в периоде детства и полового созревания.
       Не вызывает сомнения, что изменение ситуации возможно только путем совершенствования специализированной образовательной и лечебной помощи детям и подросткам.
        По-прежнему среди детей и подростков регистрируются инфекции, передаваемые половым путем и СПИД. Четко прослеживается взаимосвязь между наличием вредных привычек и ранним началом сексуальной жизни.
       Задачи психопрофилактической работы:
- внушение беременной  мысли о благоприятном исходе  родов и рождении здорового,  полноценного ребенка;
- ознакомление с эмоционально-психологическими  аспектами родов и послеродового периода;
- развитие необходимых  для материнства женских качеств;
- обучение навыкам ухода  за ребенком, включая общий массаж  и гимнастику;
- подготовка будущей юной  матери к грудному вскармливанию;
- восстановление организма  матери после родов;
- обсуждение психологических  трудностей послеродового периода;
- осознание несовершеннолетними  беременными специфических забот,  конфликтов и проблем юного материнства и подготовка к ним;
- подведение юной женщины  к решению самостоятельного воспитания  ребенка;
- психологическая помощь  молодой матери;
- адаптация всей семьи  в новых условиях;
- информация о социальных  источниках поддержки юных родителей.
       Основная задача этапа подготовки несовершеннолетних - снятие страха и напряженности в связи с предстоящими родами. Необходимо считаться с нестандартностью жизненной ситуации, особенностью психоэмоционального статуса несовершеннолетних, легкой истощаемостью гомеостатических механизмов и постоянным высоким риском возникновения осложнений для матери и плода в родах, требующим готовности к оказанию экстренной помощи. Но помимо только медицинских проблем подростковое материнство несет еще и социальные проблемы как для общества в целом, так и для самих несовершеннолетних родителей.
       Проблемы, с которыми сталкиваются подростки во время беременности:
- негативное восприятие  их положения в обществе,
- социальное давление  либо игнорирование,
- испытываемые ими чувства  вины, неуверенности и страха, одиночества,  изоляции,
- трудности принятия новой  социальной роли;
- основные виды мотивации  рождения ребенка.
2.2 Психологические  особенности ранней беременности  и их влияние на развитие  репродуктивного поведения.
        Беременность у девочек-подростков (13-17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирование полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям подростков. Репродуктивная сфера включает два компонента: поведение половое и материнское. Стремление удовлетворять потребности репродуктивной сферы обеспечивается мощными мотивационными механизмами, имеющими сложное развитие в онтогенезе.        
       С возникновением сознания и общества положение меняется. Во-первых, социально-культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во-вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс. Однако их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования. Связывание в сознании образа родившегося ребенка с причиной его появления переводит целостное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от полового поведения. С этой точки зрения объясняются различия в отношении общества к законно-незаконнорожденным детям, оправдание абортов при беременностях вследствие изнасилования даже ярыми противниками абортов. Утрата ребенком абсолютной ценности может рассматриваться как одна из причин отказа женщины от новорожденного.
        Можно выделить два аспекта проблемы ранней беременности, касающихся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы.
1. Незавершенность расхождения  мотивационных основ полового  и родительского поведения, которое должно произойти в этом возрасте. К началу полового созревания формирование мотивационных основ материнского поведения в основном заканчивается. Это происходит в процессе взаимодействия с собственной матерью в пренатальном и раннем постнатальном периоде онтогенеза, в рамках игровой деятельности и т.д. В половом поведении в пубертатном возрасте происходит активное завершение формирования мотивационных основ.
       Беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение в развитии не только материнского поведения, но и многих личностных образований. Это подтверждается и случаями «благополучных» исходов ранней беременности:
- когда родители роженицы  соглашаются взять ребенка
- когда роженица состоит  в браке.
        Во всех подобных случаях наблюдаются осложнения в психологическом состоянии юной матери и в развитии эмоционального контакта с ребенком. У беременных 15-16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на обязательную помощь старших, причем свои действия рассматриваются, скорее, как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств. Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Подоб
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.