На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние эмпатии на конфликтность личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Влияние эмпатии на конфликтность личности.
 
 
 
 
 
 
Выполнила: Дыптан Юлия
                                                                      Сергеевна, студентка специальности
                                                                      «Педагогика дополнительного
                                                                      образования»
                                                                      со специализацией «Инструктор
                                                                      детского и молодежного
                                                                      движения» группы 133          
                                                                      Руководитель: Естоева Екатерина 
                                                                      Викторовна,
                                                                      преподаватель психологических
                                                                      дисциплин ППК.
 
Петрозаводск
2010
Содержание
 
 
Введение                                                                                                                          3
Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии                                          5
и  конфликтности личности                                                                                   
1.1. Психологические характеристики эмпатии                                   
1.2. Общая характеристика конфликта                                                       10               
1.3. Конфликтность как характеристика личности                                             17
Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности              26
2.1. Методы исследования
2.2. Описание результатов исследования                                                                      27
Заключение                                                                                                                                            43
Список литературы                                                                                                                              45
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В современных условиях нашей жизни, когда нестабильность всех областей существования оказывает на человека сильное психологическое и эмоциональное давление, выявление факторов влияющих на поведение человека в конфликте приобретает особую значимость с целью усиления позитивных сторон конфликта и как следствие, минимизации негативных последстий.
Конфликты сопровождают человеческую жизнь и деятельность всегда и везде. Станет конфликт импульсом к развитию или наоборот снизит социальную активность человека, во многом зависит от восприятия конфликта и конфликтной ситуации, психологического состояния и личностных особенностей человека.
К числу личностных особенностей, которые могут оказывать влияние на успешность общения, традиционно относят и эмпатию.
В настоящий момент проведено множество исследований эмпатии, касающихся разных аспектов ее изучения: определения, разработки методов оценки, связи с личностными чертами; однако в этой сфере по-прежнему остаётся необъятное пространство для изучения. В частности, недостаточно изучено влияние эмпатии на такое свойство личности как конфликтность.
В связи с этим, мы определили тему нашей выпускной квалификационной работы: «Влияние эмпатии на конфликтность личности».
Цель исследования: выявить характер влияния эмпатии на конфликтность личности.
Объект: психологические характеристики эмпатии.
Предмет: влияние уровня развития эмпатии на конфликтность личности.
Гипотеза: Люди, имеющие высокий уровень развития эмпатии менее конфликтны, чем люди, имеющие средний и низкий уровень развития данной способности.
Цель достигается решением следующих задач:
1.      Выявить психологические характеристики эмпатии.
2.      Рассмотреть имеющиеся в литературе данные о сущности конфликта, конфликтности личности.
3.      Исследовать уровень развития эмпатии и конфликтности личности студентов;
4.      Разработать и апробировать занятия, направленные на развитие эмпатии.
Методы исследования:
?      Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
?      Тестирование с использованием следующих методик:
?      «Эмоциональная чувствительность»,
?      «Насколько Вы конфликты»,
?      «Диагностика акцентуаций характера».
База исследования: ГОУ СПО Петрозаводский строительный техникум.
 
 

Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии на конфликтность личности.
1.1 Психологические характеристики эмпатии.
Способность к сопереживанию, к пониманию внутреннего мира другого живого существа, умение глубоко проникнуть в этот внутренний мир и готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека есть характеристики эмпатии.
Как отмечается на сайте «ПСИ-ФАКТОР» термин «эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии  описано в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) [14].
К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии (Борисенко, Гаврилова, Джркаэян и др.)
Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению, различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах сравнение, аналогия и т.п.. и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии Е. Н. Емельянов выделяет сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого [5, с. 237].
В литературе предлагаются модели эмпатийного процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначимость термина эмпатия порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание», «конгруэнтная эмпатия» и др.
Первоначальный смысл термина " Эмпатия" был буквальным, он означал процесс вчувствования, т.е. эмоционального проникновения в состояние другого.
В концепциях эмоциональной эмпатии (Гавриловой Т.П.) говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:
L Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.
Z, Сопереживание и сочувствие как более сложные формы сочувствия в эмоциях другого, разделения их [3, с.147].
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.
В советской психологии термин «эмпатия» был введен только в начале 70-х годов Т.П.Гавриловой. Специальные исследования её были посвящены роли эмоционального компонента в общении и социальном познании в контексте целостного акта общения.
Так же Т.П. Гавриловой был изучен феномен эмпатии, как способности человека сопереживать, откликаться на эмоциональное состояние другого. Она выделила две формы эмпатии: сопереживание (низшую, первичную форму) и сочувствие (высшую форму) [3].
Более непосредственной и более импульсивной формой эмпатии является сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается, более опосредованной раздумьями по поводу состояния другого человека и несущей в себе большое желание действенно помочь ему оказывается другая сторона эмпатии – сочувствие. Сочувствуя человеку, личность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания. и свое отношение к объекту эмпатии, а также и способ выхода из ситуации ,которую она наблюдает. Сочувствие, помимо его большой осознанности и обобщенности отличается от простого сопереживания ещё и большей инициированностью его мотиваций, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической по своей сути морали.
Очень часто роль эмпатии, в которой необходим интуитивно-эмоциональный элемент, оценивается невысоко и даже негативно. Иногда эмпатию расценивают, как «эффективное подражание». Отмечают, что она может вызвать пагубные последствия, если она настолько сольется в своих чувствах, с другим, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему. Но человек никогда не станет раскрывать свой внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Необходимым началом процесса эмпатии является презумпция тайны. Но эмпатия не расшифровка подлинного содержания души человека на основе результатов регулируемой деятельности (совместный труд, учение, совместная игра, разговор). [12, с. 158]
Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.
В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.
Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.
Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости [10, с. 123].
Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе  находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).
Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий.  Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).
Возможны дефектные (ошибочные) применения эмпатии. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие тех чувств партнера по общению, которых индивид избегает в самом себе), неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, в крайних случаях принимающее патологические формы (в художественной литературе образом такого типа эмпатии является поведение князя Мышкина в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение эмпатии  (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения) [14].
По мнению Хелен Корнелиус эмпатия является одним из важнейших качеств обеспечивающих успех общения, т.к. эмпатия - способность понимать мотивы и чувства другого человека по ходу их проявления, способность к сопереживанию. [11, с. 91].
Эмпатия - это не только способ бытия с другими, как отмечает Роджерс, но также и коммуникативный навык, необходимо понимание технологии этого навыка.
Эмпатия включает в себя внимательное слушание собеседника и последующее сообщение понимания чувств, а также лежащих в их основании переживаний и поведения.
Базисная эмпатия - это способ, благодаря которому человек может сказать собеседнику: "Я с Вами. Я очень внимательно слушаю, то, что вы хотите сказать и выразить. Я сверяю своё восприятие, проверяя правильно ли моё понимание". Базисная эмпатия - это отнюдь не попытка докопаться до того, о чем собеседник сказал лишь отчасти или в неявной форме. Технология базисной эмпатии включает в себя умение трансформировать понимание опыта, поступков и чувств собеседника в отклик, с помощью которого можно разделить это понимание с ним.
Эмпатия - это средство вежливости. Попытка проникнуть во внутренний мир другого несет послание уважения. Эмпатия также является ненавязчивым средством помощи собеседнику в исследовании себя и своей проблемной ситуации. Человек, которого поняли, сдвигается с точки, что позволяет ему продвигаться дальше, расширяя и углубляя знание о себе.
Эмпатия может играть важную роль в установлении контакта с людьми, и поскольку она представляет собой возможность оставаться в контакте с человеком и их опытом, поведением и чувствами, эмпатия может обеспечить поддержку на протяжении всего помогающего процесса. Никогда не лишне убедиться, что вы находитесь в контакте с внутренней системой координат человека. В конечном итоге эмпатия действует как своего рода смазочный материал, она поощряет и облегчает диалог [17, с. 182].
Таким образом, эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Выделяют две формы эмпатии: сопереживание и сочувствие. Эмпатия может рассматриваться как процесс (механизм) и включает когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты, которые также часто рассматриваются как ее уровни. Между тремя уровнями эмпатии существуют сложные взаимозависимости. Эмпатия является одним из важнейших качеств обеспечивающих успех общения.
 
1.2 Общая характеристика конфликта.
Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Однако обще принятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных отношении индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Следовательно, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения [18, с. 79].
Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Достаточно незначительного повода – и конфликт может вспыхнуть. [20, с. 53]
Существует несколько видов конфликта: По сфере функционирования: социальные, политические, организационные, трудовые. По направленности действия: вертикальные (преподаватель – студент), горизонтальные (преподаватель – преподаватель; студент – студент), смешанные. По составу участников: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. По степени выраженности: открытый, скрытый, потенциальный. В зависимости от последствий: конструктивные и деструктивные. [7, с. 64]
Традиционно принято различать конфликтную ситуацию и инцидент.
Конфликтная ситуация – это накопившееся противоречие, которое возникло и существует задолго до возникновения конфликта.
Инцидент – это повод, стечение обстоятельств. Действие, направленное на создание конфликта, если другая сторона воспринимает как угрозу. Конфликт возникает, когда есть действие – инцидент. [20, с. 54]
В конфликтологии выделяется несколько стадий развития конфликта:
1 стадия. Зарождение конфликта, включает в себя возникновение проблемы, ее осознание; попытки разрешить проблему неконфликтным способом; возникновение инцидент – первая проба сил.
2 стадия. Формирование конфликта, это определение интересов и позиции сторон; происходит манифестация конфликта (озвучивание).
3 стадия. Зрелость. Эскалация конфликта, включает в себя пик эмоциональной напряженности; сужение рациональной зоны; переход от аргументов к претензиям; применение насилия (психологического); увеличение числа участников; потеря первоначального предмета разногласий; формирование образа врага.
4 стадия. Завершение, это переоценка сил; балансировка сил; поиск решения проблемы. [1, с. 237]
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю. ?»,  «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку [21, с. 73].
Рассмотрим различные стратегии поведения в конфликте, которые описаны Емельяновым С.М.
Принуждение (борьба, соперничество) Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.
Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
3. Уступка
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.
При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.
• Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.
• Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.
• Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
4. Компромисс
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.
• Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.
• Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность.• Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия.
Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.
Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства:
• Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
• Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему [5, с.38].
Таким образом, конфликт традиционно рассматривается как столкновение противоположных взглядов, мнений. Принято различать различные виды конфликтов по сфере функционирования; по направленности действия; по составу участников; по степени выраженности, и которые зависят от последствий. Так же конфликт имеет четыре стадии развития, и каждый человек, вступая в конфликте, выбирает определенную стратегию поведения. В большинстве случаев это сотрудничество (компромисс).
 
1.3             Конфликтность как характеристика личности.
Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей.
Мы общаемся с людьми разного уровня культуры, с разными привычками и правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди, просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются источниками повышенной опасности возникновения конфликтов.
По мнению М.С. Миримановой, людей, создающих вокруг себя проблемные ситуации и конфликтные отношения, причем в любых обстоятельствах и при любых условиях, психологи называют конфликтными или конфликтогенными личностями.
Как правило, конфликтность – это неосознаваемая установка личности. Конфликтная личность обладает индивидуальными и характерологическими особенностями, которые влияют на ее статус (положение) в группе и социальные роли. Убеждения такой личности основываются на уверенности в том, что «все люди злы», « мир опасен», «вселенная не дружественна», все для них являются понанциальными врагами, которых следует либо обвести вокруг палица, либо победить. Человек понимается такими личностями как изначально плохой,  а неизменные инстинкты стремятся взять верх. Интересы такой личности связаны, прежде всего, с удовлетворением эгоистических потребностей в самоутверждении и вытеснении внутренних страхов (например, страх возможных ошибок общения). [9, с. 75]
Как считает Балыхина Т.М. под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации [11, с.  431]
 
Как отмечается в книге «Социальная психология» под редакцией В.А. Лабунской, конфликтная личность, конфликтная личность характеризуется негативным самоотношением и неадекватной самооценкой (завышенной либо заниженной), самоуверенностью (неуверенностью в себе), избеганием изменений (отказ от работы над собой). Межличностные отношения характеризуются неприятием других людей такими, какие они есть, стремлением изменить окружающих, недоверием, отрицанием, неуважением, закрытостью, стремлением победить, доминированием, напористостью оценок и интерпретацией в процессе общения [17, с.  92].
Конфликтная личность не обладает предрасположением к успешному сотрудничеству, что проявляется в отсутствии: способности к диалогическому общению (слушает и слышит только себя); понимания другого человека и его позиции; коммуникативной компетентности (компетентность в общении очень низкая).
Одновременно с этим ее способы поведения и выбираемые стратегии демонстрируют агрессивные тенденции и, следовательно, позиции интолерантной личности, для которой по мнению Шейнова В.П. характерно: выбор стратегии доминирования во взаимодействии; слабый самоконтроль поведения, проявление насильственных тенденции; слабая саморегуляция эмоциональной сферы. [21, с.  134]
Обобщая различные литературные данные можно выделить личностные качества людей конфликтного типа: излишняя критичность; полярность оценок, категоричность; принципиальность, прямолинейность, правдивость; настойчивость, упрямство; эгоцентризм, высокомерие, пренебрежение; лицемерие, приспособленчество; неадекватность самооценки, самолюбие; невоспитанность, несдержанность, агрессивность; мягкотелость, авторитарность и т.п.
В настоящее время существует много классификаций поведения личности в конфликте. Н. Обозов выделяет три типа.
Практик. Его лозунг: «Лучшая защита – нападение». Потребность «практика» в преобразовании окружающего мира, в том числе влиять на позиции других людей, может создавать напряженность и провоцировать разнообразные столкновения.
Собеседник. Его лозунг «Лучше плохой мир, чем хорошая война» Потребность в общении делает невозможным длительное противостояние в конфликте. «Собеседники» чувствительны к изменению настроения партнера и изначально предпочитают сотрудничество. Часто бывают эмоциональными лидерами, «жилетками» в коллективе.
Мыслитель. Его лозунг: «Пускай думает, что он победил». «Мыслители» ориентированы на познание, в общении предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации. Попадая в конфликт, они выстраивают сложную систему доказательств своей работы, более чувствительны к конфликтам духовных ценностей и идей [10, с. 71].
Очень часто конфликтная личность порождает особый вид конфликтов – так называемые нереалистические или субъективные нецеленаправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует реальная цель достижения какого-либо результата. Для личности становится важным процесс выражения аффективных состояний, негативных эмоций. Здесь конфликт носит форму проявления состояния, эмоционального реагирования. Иными словами, реальный результат в конфликте такого типа подменяется приобретением психологической выгоды – получением необходимого общения, самоутверждением за счет других, поддержанием и укреплением своей Я-концепции, освобождением от отрицательных эмоций.
Конфликтная личность не только ограничивает собственно развитие, раскрытие своих возможностей способностей, но также оказывает значительное деструктивное влияние на участников свидетелей конфликтного взаимодействия. Последствия таких конфликтов могут проявляться в различных формах, начиная от ситуативных невротических реакций и заканчивая психическими болезнями, в частности неврозами.
В практикуме по конфликтологии С.М. Емельянов описывает пять типов конфликтных личностей:
Демонстративный: Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Ригидный: Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправля­емый: Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.[5, с. 43]
Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.
Сверхточный: Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный»: Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Эти типы выделены автором с помощью методики «Акцентуации характера» К.Леонгара, Г.Шмишека на остове десяти типов акцентуаций. Автор дает определение бесконфликтной личности как зависимой от мнения других, ориентирующееся на ситуативный успех, как неустойчивой в оценках и мнениях, внутренне противоречивой и т.д. [5, с. 99]
Ученые считают, что важно исследовать этот тип, поскольку в такую категорию могу попасть как действительно конфликтные личности, так и толерантные. Бесконфликтная личность – это, с одной стороны, личность, тяготеющая к конфликтам, но стремящаяся избежать из внешнего проявления, а с другой стороны – обладающая гибкостью, отсутствием категоричности, умением учесть другого и его интересы наравне со своими, т.е. толерантная. Возможно, здесь работает определенная исследовательская установка, определяющая бесконфликтность как негативное качество [15, с. 269].
Одной из главных причин конфликтности как отмечает Мириманова М.С. личности являются внутриличностные конфликты. Человек не способен справиться с ними самостоятельно, а при этом еще личностные особенности и используемые механизмы затрудняют осознание собственных проблем [9, с. 79].
Используя конфликт как способ разрешения своих внутренних противоречий, человек охраняет и поддерживает собственное существование в неизменном виде. При этом конфликтная личность жаждет изменить всех и вся, кроме себя. На поведение в конфликте влияют не только сами типы личности, но и их совместимость. В работе «Типы людей и бизнес» (авторы Р.Крегер и Дж.Тьюсон) выделены оппозиции четырех типов: экстравертивный – интровертивный; сенсорный – интуитивный; мыслительный – чувствующий; решающий – воспринимающий [8, с. 44].
Каждый человек, будучи предрасположенным, от рождения к определенным предпочтениям, сохраняет их на всю жизнь.
Так, мыслительный тип требует внятности и четкости, которые могут быть враждебно восприняты чувствующим типом, даже в ходе простого обмена репликами. Люди мыслительного типа определяют конфликт как неизбежный процесс, который может рассматриваться ими как «творческое напряжение», а люди чувствующего типа воспринимают его как дисгармонию, и стремятся любой ценой избежать. Мыслительный тип пытается разобраться в сути конфликта, обсудить возникшие проблемы и выработать подход к разрешению, в то время как чувствующий сосредотачивается на собственных эмоциях, винит себя в том, что произошло, а зачастую реагирует даже физически – потеет, кричит, плачет.
Экстраверты стремятся вынести конфликт вовне, чтобы он мог стать предметом дискуссии, а интроверты чаще всего чувствуют, что если они услышат еще хоть слово, то просто взорвутся. Различия между сенсорным и интуитивным типами – в восприятии и информации.
Сенсорный тип больше акцентирует детали, придает особое значение словам и событиям, а для интуитивного важнее подтекст и смысл. Решающий тип любит упорядоченность. Любое незапланированное или незаявленное изменение для него стресс, что воспринимается его оппонентом как злость, несогласие. Первая негативная реакция может быть связана с тем, что вы нарушили его планы, и она может вовсе не относиться к тому, что вы сказали. Его формулировки часто заставляют думать, что от своей точки зрения он никогда не отступит, а его стремление в какой-то момент закрыться, уйти в себя для воспринимающего становится невыносимым.
Акцентуация различий в типах и стилях поведения позволяет прийти к выводу, что только расширение наших знаний о людях в конфликт, более глубокое понимание наших возможностей помогут открыть нам двери к разрешению конфликтов. Понимая, какой тип человека находится с нами в конфликте, мы сможем иначе реагировать на критику, больше сможем помочь друг другу. [9, с. 78]
Итак, под конфликтностью личности понимается людей, создающих вокруг себя проблемные ситуации и конфликтные отношения, причем в любых обстоятельствах и при любых условиях. В настоящее время существует много классификаций поведения личности в конфликте. Как правило,  она характеризуется негативным самоотношением и неадекватной самооценкой (завышенной либо заниженной), самоуверенностью (неуверенностью в себе), избеганием изменений (отказ от работы над собой), затруднениями в общении, связанными с неумением встать на позицию другого, понять его эмоциональное состояние, то есть характеристиками эмпатии.
Выводы по главе I
Несмотря на длительную историю изучения, нет единства в понимании сущности эмпатии. Чаще всего отмечается, что эмпатия предполагает понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир и включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни.
Психологический разбор конфликта предполагает анализ сущности, видов, стадий и стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликтность как характеристика личности указывает на склонность человека к вступлению и порождению конфликтных ситуаций. Различные авторы склонны выделять различные типы конфликтных личностей. При их описании часто указывают на затруднения в общении с другими людьми, связанные с центрацией на собственной личности. Можно предположить, что высокий уровень конфликтности может быть связан с недостаточным развитием  эмпатических способностей.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности.
2.1. Методы исследования.
В соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой нами было осуществлено  изучение особенностей влияние типа отношения к себе на самооценку младшего школьника.
Наше исследование было организованно и проведено в несколько этапов:
1 Этап – Диагностика уровня конфликтности личности.
2этап изучение развития эмпатии у людей с разным уровнем конфликтности
3 Этап – Разработка и апробирование занятий направленных на развитие эмпатии.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
?                        Тест: «Эмоциональная чувствительность» - [Шеламова]
Данный тест направлен на изучение эмоциональной чувствительности, которая рассматривается авторами как основной показатель развития эмпатии. Испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов.
Инструкция: Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Каждый вопрос имеет три ответа: А, Б, В. Выберете тот, который подходит именно вам. Правильных или неправильных ответов нет. Отвечайте быстро, долго не раздумывайте.
Обработка результатов проводится в соответствии с ключом. Авторы выделяют три уровня развития эмоциональной чувствительности:
?      Менее 30 баллов – высокий уровень развития эмпатии;
?      От 36 до 65 баллов – средний уровень развития эмпатии;
?      Свыше 65 баллов – низкий уровень развития эмпатии.
Текст методики представлен в Приложении 1.
?                        «Насколько Вы конфликты» - [Шеламова].
Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов, на которые дается по 3 варианта ответа. Выберете тот, который больше всего походит именно ему, и за каждый ответ «А» получает 4 балла, за каждый ответ «Б» - 2 балла и «В» - 0 баллов.
Обработка результатов так же проводится в соответствии с ключом. Авторы выделяют три уровня конфликтности:
?      От 20 до 28 баллов – низкий уровень конфликтности личности;
?      От 10 до 18 баллов – средний уровень конфликтности;
?      8 и менее баллов – высокий уровень.
Текст методики представлен в Приложении 2.
«Диагностика акцентуаций характера» (Леонгарда К. –Шмишека Г.).
Опросник состоит из 97 закрытых вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности). Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера. Сумма баллов, умноженная на соответствующий коэффициент и дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 18 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).
Наше исследование было организованно и проведено на базе Петрозаводского строительного техникума. Всего приняло участие 14 студентов из них 12 девушек и 2 молодых человека, в возрасте от 18 – 19 лет.
 
2.2. Описание результатов исследования.
В данном параграфе нами будут описаны результаты проведенного исследования.
В ходе исследования конфликтности личности были получены следующие результаты, данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень конфликтности респондентов в исследуемой группе в ( %.)

и т.д.................


Уровень конфликтности
Низкий

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.