На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политическая мысль Древней Греции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
     Введение  ……………………………………………………………….2
    Ранний период политической мысли Древней Греции…........3
    Период расцвета политической мысли Древней
     Греции…………………………………………………………………..6
      Демокрит…………………………………………………. 6
      Софисты……………………………………………….......7
      Сократ……………………………………………………..8
      Платон…………………………………………………......9
      Аристотель………………………………………………..11
    Период эллинизма политической мысли Древней                       Греции………………………………………………………………… 14
     Заключение…………………………………………………………….16
     Список  используемой литературы…………………………………..18  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В  ней сконцентрирован большой  политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
     Одну  из главенствующих ролей в истории  формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики.
     Усилиями  древнегреческих исследователей был  совершён переход от мифологического  восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения.
     Развитие  политической мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
    ранний период (IX - VI века до нашей эры)  связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
    период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
    период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.
     Задача  этой работы рассмотреть три вышеуказанных  периода развития политико-правовой мысли Древней Греции. 

     
    Ранний  период политической мысли древней  Греции
     На  ранней стадии своего развития воззрения  древних народов на мир носят  мифологический характер. В эти времена  политические и правовые взгляды  ещё не выделились в самостоятельную область, и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
     Политические  и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования  раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. Но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.
     Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки  рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции. Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Многие их них сами были активными участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.1
     С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления «лучших» - умственной и нравственной элиты.
     Определяющую  роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из этого они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.
     Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в  воздаянии равным за равное.
     Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью.
     Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.
     Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.
     Автором одной из таких идеальных моделей  полиса был Фалей Халкедонский, который  утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.2
     Мнения  противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых  и неразумных, лучших и худших.
     Принципиально общим для подходов Пифагора и  Гераклита является выбор ими  интеллектуального критерия  для  определения того, что есть «лучший», «благородный» и т.п.
     Социально-политическое неравенство оправдывается Гераклитом как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению, для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (все управляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.
    Период расцвета политико-правовой мысли древней Греции
      Демокрит
     Развитию  политико-правовой мысли в V веке в  значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа  проблем общества, государства, политики и права. В учениях Демокрита  встречается одна из первых попыток  рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
     Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, законодательство, полис созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.
     В государстве, по Демокриту, представлено общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.
     Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную  жизнь людей в полисе, но чтобы  действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.3
      
      Софисты
     В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-правовая тема широко обсуждалась и связывалась с  именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе  и в вопросах государства и  права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.
     Софисты не составляли какой-то единой школы  и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).4
     Именно  софистам принадлежит ключевая роль в переориентации древнегреческой  политико-правовой теории с космоса  на человека. Славой многознающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовался Протагор. Основное положение Протагора, разделявшееся многими софистами, звучит так: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».5 Из этого положения Протагор делал выводы о правомерности и справедливости демократического строя.
     Протагор  в принципе признавал равенство  всех людей – по их одинаковой причастности к мудрости, добродетелям и искусству  государственной жизни.
     Демократическая идея Протагора и вместе с тем максима его политико-правовой концепции состоят в том, что существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие.
     Младшее поколение софистов представлено в первую очередь Фрасимахом из Халкедона. Политика, по Фрасимаху, - область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования. Реальный критерий практической политики и принцип властвования Фрасимах видел в выгоде сильнейшего. Ему принадлежат также слова: «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему».6 Таким образом, Фрасимах отметил роль насилия в деятельности государства, авторитарный характер политики и закон и, кроме того, высказал ту мысль, что в области нравственности господствует представление тех, в чьих руках находится сила и государственная власть. 

     
      Сократ
     Сократ  являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни  он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала теоретического исследования в данной области.
     Сократ  различал естественное право и закон  полиса, но в отличие от софистов он считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.7
     В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного  правления, а в теоретическом  плане - попытку выявить и сформулировать  нравственно-разумную основу и сущность государства.
     «Цари и правители не те, которые носят  скипетры, не те, которые избраны  известными вельможами, и не те, которые  достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые  умеют править». Подобный практический идеал правления знающих критически расходился как с принципами демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании, что не однократно приводило его к конфликтам с властями.
     Основу  государственного порядка Сократ видел  в законе и праве. Верховенство закона и права должно принести людям справедливость. Принцип соблюдения законов исходил не из каких-то внешних факторов, не из принуждения, а из философских глубин сознания, из морали. Политические решения, по Сократу, должны быть свободны от страстей и эмоций, ни в коем случае не должны приниматься под их влиянием. 
 

     
      Платон
     Учеником  и последователем Сократа был  Платон. До наших дней сохранилось много произведений Платона8 – это его учение о государстве и праве изложенное в диалогах «Государство», «Политик» и другие.
     По  Платону политика – это активная человеческая деятельность, имеющая  целью достижение общего блага и  удовлетворение социальных потребностей людей, направляемая теми, кто владеет  высшим, «царским искусством» управления в рамках законности.9 
     В своём диалоге «Государство» философ трактует понятие идеальное государство как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.
     Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное  общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение  этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.10
     Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших, т.е. теми, кто владеет высшим, «царским искусством» управления в рамках законности. По учению Платона в идеальном государстве должно быть три сословия:
    правители государства – философы воплощающие мудрость,
    стражи государства – войны, олицетворяющие мужество,
    земледельцы и ремесленники, которым присуща умеренность.
     Дружба  этих трех сословий делает государство  прочным, стабильным и благополучным. Справедливость и состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.
     Для сохранения гармонии в государстве и закрепления такого деления на сословия нужно убедить всех его членов в том, что именно такое устройство является наилучшим. Возникает необходимость в идеологии, которая в трудах Платона названа мифами. Именно мифы призваны объяснить людям, что все они братья, но боги, производя их на свет из глины, одним подмешали золото, и они стали правителями, другим – серебро, и из них получились воины, а третьим – железо, и так появились торговцы, крестьяне и ремесленники. Платон подробно описывает жизнь правителей и воинов, от которых в принципе и зависит судьба государства. Для того, чтобы правящее сословие было сплоченным, Платон предлагает для него особый образ жизни. Представителей правящего сословия (философов и воинов) он предложил освободить от частной собственности и семьи. В идеальном государстве Платона предполагалась строгая цензура над мыслями людей. Свою философию он провозглашал единственно верной, спасительной. Все остальные варианты поиска правды, истины и справедливости обрекались на запрет.
     Платоновский  проект идеального государства справедливо  расценивается как утопия. Живущие  сегодня обладают достаточным историческим опытом, чтобы понимать, что построение «рая земного» всегда связано с подавлением  человеческой воли, с насилием над личностью, и, в конце концов, приводит совершенно не к тем результатам, которые предполагались изначально. Известно, что Платон трижды пытался реализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Сицилии. Однако все эти попытки не увенчались успехом, к тому же его направили на рынок рабов (друзья и ученики выкупили его). 

     
      Аристотель
     Дальнейшее  развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано  с именем его ученика и критика – Аристотеля, которому принадлежат слова: «Платон мне друг, но больший друг - истина». Философия Аристотеля основана на признании реальности материального мира, в отличие от объективного идеализма Платона. Все, что Аристотель писал о политике, связано с развитием идей Платона, либо с опровержением его идей.
     Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное  государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и  причины государственных переворотов. Главное политическое произведение Аристотеля – «Политика», в котором происхождение и существование государства объясняется естественной потребностью людей общаться, взаимодействовать, помогать друг другу. Вне государства - либо боги, либо звери, не разумные существа.11
       Основой государства должна быть  разумная природа человека, а  главную роль должна играть  власть, которая сплачивает общество  и не дает ему распасться  на отдельные группы или семьи.
     Государства, по мнению Аристотеля, отличаются между собой формой организации власти. Проделав огромнейшую работу - проанализировав и обобщив знания о 158 полисах - Аристотель выделил шесть основных форм управления. В основу его типологии были положены три критерия: количественный (государства различаются в зависимости от количества властвующих лиц: один человек, небольшое количество или много людей); качественный (т.е. в чьих интересах осуществляется власть – в общих или частных); имущественный (т.е. правят богатые или бедные).
     Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Правильными он считал царскую власть (правление одного наилучшего для всеобщей пользы), аристократию (власть лучших в интересах общества), политию (власть большинства в интересах общей пользы).
     Неправильным  – такой строй, при котором преследуются частные цели правителей. К ним относятся демократия (поскольку тут выдвигается принцип равенства во всем и государством правит неорганизованное большинство), олигархия (форма власти богатого меньшинства, основанная на неравенстве во всем) и тирания (власть тут осуществляется деспотично, тиран правит всем).
     Наилучшим государственным устройством из существующих Аристотель считал политию, которая, как он замечал, встречается редко. Это «средний государственный строй», сочетающий качество демократии и олигархии, но преодолевшие их недостатки. Полития, писал Аристотель, соединяет интересы состоятельных и неимущих; она смешивает все три принципа государственного устройства: свободу, богатство и добродетель. Социально-классовой основой политии является стабильный «средний класс» - зажиточное рабовладельческое крестьянство  и состоятельные ремесленники.12
     Из  неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии как наиболее сносной.
     В трудах Аристотеля подводится итог классическому  периоду развития политико-правовой идеологии Древней Греции. Попытки  Платона создать идеальное государство и реалистические рекомендации Аристотеля о совершенствовании общественного и государственного строя существовавших полисов не привели к успеху. Хотя разработанные ими доктрины права и государства оказали и оказывают существенное влияние на историю политических и правовых учений. 

     
    Период  эллинизма политической мысли древней  Греции
     С середины IV в. до н.э. древнегреческие  государства попадают в зависимость  от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся  в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческих отношений. Развитие рабовладения требовало создания крупных военно-бюрократических монархий, наподобие Македонии. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма – период греческой экспансии на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи.
     В этот период в Афинах возникает философская  школа стоиков.13  Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.
     В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение  людей друг к другу, их природная  связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.
     Идеалом стоиков было всемирное государство и единые естественные законы.14
     Учение  стоиков оказало сильное влияние  на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля. Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.
     Историю возникновения государственности  и последующей смены государственных  форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону  природы». Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
     Обычаи  и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.15
     Полибий считал, что смешанная форма правления в государстве,  является совершеннейшей, так как в ней соединяются особенности всех форм – царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой формы правления Полибий видит в обеспечении надлежащей устойчивости государства, предотвращающий переход к извращенным формам правления.
     Продолжателем атомистического учения Демокрита  по своим философским воззрениям был Эпикур. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов.
     Этика - связующее звено между его  физическими и политико-правовыми представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
     Главная цель государственной власти и основания  политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, не причинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
     В политическом плане эпикуровской этике  более всего соответствует такая  форма умеренной демократии, при  которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.16
     Учения  Эпикура, стоиков и Полибия являлись отражением политико-правовой мысли  этого периода. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Исходя  из выше изложенного видно, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.
     Громадное влияние на последующее  развитие политико-правовой идеологии оказало  учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков и других представителей античной политической мысли.
     Далеко  за пределы античности вышло влияние  политико-правовых идей Аристотеля. Широкое распространение в последующей   политической мысли получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради общего блага.
     Античная  политико-правовая идеология сделала  первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в  Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.
     В прошлом и ныне представители  различных теоретических и идейно-политических направлений, школ и движений постоянно  черпали и продолжают черпать  из истории древнегреческой философской и политико-правовой мысли разнообразные сведения, знания и аргументы для обоснования отстаиваемых ими позиций, критики в адрес своих противников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.