На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная стратегия предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
 
Кафедра «Финансы и банковское дело»
 
 
Курсовая работа
По дисциплине: Инвестиционная стратегия
На тему: «Инвестиционная  стратегия предприятия»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уфа 2011
Содержание 
    Введение………………………………………………………………………….3
     1.Теоретические основы……………………………………………………...5
      Инвестиционная стратегия, как элемент общей стратегии предприятия.5
      Принципы инвестиционной стратегии предприятия…..8
      Этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия12
     2. Проблемы  развития и инвестирования российских  предприятий…..….15
     2.1.Особенности  развития корпоративного управления  в РФ…………….15
     2.2 Российские  предприятия как открытые и  закрытые системы……..….17
      3.Финансово-инвестиционная стратегия предприятия……………………21
     Заключение  ……………………………………………………………..….…53
     Список использованной  литературы…………………………………..……55
    Приложение …………………………………………………………………...56
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Деятельность любого предприятия, так или иначе, связана с вложением  ресурсов в различные виды активов, приобретение которых необходимо для  осуществления основной деятельности этой фирмы. Но для увеличения уровня рентабельности фирма также может  вкладывать временно свободные ресурсы  в различные виды активов, приносящих доход, но не участвующих в основной деятельности. Такая деятельность фирмы  называется инвестиционной, а управление такой деятельностью – инвестиционным менеджментом фирмы.
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой  страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический  рост государства, занятость населения  и составляет существенный элемент  базы, на которой основывается экономическое  развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время  – время укрупнения субъектов  рыночных отношений и передела собственности.
Инвестиции это процесс  вложения капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты  предпринимательской деятельности или финансовые инструменты. С целью  получения текущего дохода (прибыли) и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной формой, реализующей стратегию развития предприятия.
Инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятия и  позволяют решать следующие задачи:
    расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
    приобретение новых предприятий;
    диверсификация (освоение новых областей бизнеса).
Инвестиции представляют собой применение финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала (капиталовложений). Осуществление  инвестиций – протяженный во времени  процесс. Поэтому для наиболее эффективного применения финансовых ресурсов предприятие формирует свою инвестиционную политику. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей предприятия. Именно с помощью инвестиционной стратегии предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Основной целью написания курсовой работы является поиск наиболее эффективных подходов к формированию инвестиционной политики для последующего обоснования важности инвестиционной стратегии предприятия.
В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи:
    определить сущность инвестиционной стратегии и актуальность ее разработки;
    выявить основные принципы и этапы разработки стратегии;
    рассмотреть методы разработки стратегии
    изучить инвестиционную стратегию предприятия и способы ее формирования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теоретические  основы
 
1.1 Инвестиционная  стратегия, как элемент общей  стратегии предприятия
 
Инвестиционная стратегия  — система долгосрочных целей  инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также  выбор наиболее эффективных путей  их достижения. Инвестиционная стратегия  является эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью предприятия, представляет собой концепцию ее развития и  в качестве генерального плана осуществления  инвестиционной деятельности предприятия  определяет:
• приоритеты направлений  инвестиционной деятельности;
• формы инвестиционной деятельности;
• характер формирования инвестиционных ресурсов предприятия;
• последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей предприятия;
• границы возможной инвестиционной активности предприятия по направлениям и формам его инвестиционной деятельности;
• систему формализованных  критериев, по которым предприятие  моделирует, реализует и оценивает  свою инвестиционную деятельность.
Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной  частью общей системы стратегического  выбора предприятия и включает:
• постановку целей инвестиционной стратегии;
• оптимизацию структуры  формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения;
• выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности;
• поддержание взаимоотношений  с внешней инвестиционной средой.
Необходимость разработки инвестиционной стратегии предприятия определяется изменениями условий внешней  и внутренней среды.
Эффективно управлять  инвестициями возможно только при наличии  инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, иначе  инвестиционные решения отдельных  подразделений предприятия могут  противоречить друг другу, что будет  снижать эффективность инвестиционной деятельности.
Изменение факторов внутренней среды предприятия может быть связано с кардинальными изменениями  целей его операционной деятельности или с предстоящими изменениями  в стадии жизненного цикла. Открывающиеся  новые коммерческие возможности  меняют цели операционной деятельности предприятия. В этом случае разработанная  инвестиционная стратегия обеспечивает прогнозируемый характер возрастания  инвестиционной активности предприятия  и диверсификации его инвестиционной деятельности.
Поскольку каждой стадии жизненного цикла предприятия присущи характерные  ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов, инвестиционная стратегия позволяет адаптировать инвестиционную деятельность предприятия  к изменениям его экономического развития.
Процесс разработки инвестиционной стратегии требует выделения  объектов стратегического управления предприятия. К таким объектам относится  инвестиционная деятельность:
• предприятия в целом;
• стратегической зоны хозяйствования;
• стратегического центра.
Стратегическая зона хозяйствования представляет собой самостоятельный  хозяйственный сегмент в рамках предприятия, осуществляющий свою деятельность в ряде смежных отраслей, объединенных общим спросом или общностью используемого сырья, технологий. [11;c10-12]
Стратегический инвестиционный центр — самостоятельная структурная  единица предприятия, специализирующаяся на выполнении отдельных функций  или направлений инвестиционной деятельности и обеспечивающая эффективную  хозяйственную деятельность отдельных  стратегических зон хозяйствования. В современных условиях хозяйствования инвестиционная стратегия становится одним из определяющих факторов успешного  и эффективного развития предприятия. Разработанная инвестиционная стратегия:
• обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия;
• позволяет реально оценить  инвестиционные возможности предприятия;
• позволяет максимально  использовать инвестиционный потенциал  и активно маневрировать инвестиционными  ресурсами;
• обеспечивает возможность  быстрой реализации новых перспективных  инвестиционных возможностей, которые  неизбежно возникают в процессе изменений факторов внешней рыночной инвестиционной среды;
• позволяет прогнозировать возможные варианты развития внешней  инвестиционной среды и уменьшить  влияние негативных факторов на деятельность предприятия;
• обеспечивает четкую взаимосвязь  стратегического, тактического (текущего) и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия;
• отражает преимущества предприятия  в конкурентном окружении;
• определяет соответствующую  политику инвестиционной деятельности в рамках реализации наиболее важных стратегических инвестиционных решений.
Внутри инвестиционной стратегии  формируется значение основных критериальных оценок выбора реальных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования. Разработанная инвестиционная стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления предприятием и его организационной культуры.
 
1.2 Принципы инвестиционной  стратегии предприятия
 
В процессе разработки инвестиционной стратегии предприятия подготовку и принятие стратегических инвестиционных решений обеспечивают следующие  основные принципы.
Принцип инвайронментализма. В противовес конституционализму (закрытой организации, деятельность которой не предполагает инвестиций и каких-либо отношений с внешней средой) инвайронментализм рассматривает предприятие как открытую для активного взаимодействия с внешней инвестиционной средой социально-экономическую систему, способную к самоорганизации, т.е. обретению соответствующей пространственной, временной или функциональной структуры. Это позволяет обеспечить качественно иной уровень формирования инвестиционной стратегии предприятия.
Принцип соответствия. Являясь общей частью стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, инвестиционная стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и поэтому должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности. Инвестиционная стратегия в этом случае рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия, оказывающий существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия.
Базовыми стратегиями  операционной деятельности предприятия, реализацию которых обеспечивает инвестиционная стратегия, являются: ограниченный рост, ускоренный рост, сокращение (сжатие), сочетание (комбинирование).
Стратегию ограниченного  роста используют предприятия со стабильным ассортиментом продукции  и производственными технологиями, слабо подверженными влиянию  научно-технического прогресса. Обычно эту стратегию выбирают в условиях относительно слабых колебаний конъюнктуры  рынка и стабильной конкурентной позиции, когда инвестиционная стратегия  направлена в первую очередь на эффективное  обеспечение воспроизводственных  процессов и прироста активов, обеспечивающих ограниченный рост объемов производства и реализации продукции. Стратегические изменения инвестиционной деятельности при этом минимальны.
Стратегию ускоренного роста  выбирают предприятия на ранних стадиях  своего жизненного цикла, функционирующие  в динамично развивающихся отраслях, которые подвержены сильному влиянию  научно-технического прогресса. Инвестиционная стратегия при этом носит наиболее сложный характер за счет необходимости  обеспечения высоких темпов развития инвестиционной деятельности, ее Глава 3 Формирование инвестиционной стратегии  предприятия диверсификации по различным  формам, направлениям, регионам и отраслям.
Стратегия сокращения (сжатия) характерна для предприятий, находящихся  на последних стадиях своего жизненного цикла, а также в фазе финансового  кризиса. По своей сути это стратегия  отсечения всего «лишнего». Она  предусматривает сокращение объема и ассортимента выпускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка  и т.п. Инвестиционная стратегия должна обеспечить высокую маневренность использования высвобождаемого капитала в объектах инвестирования, обеспечивающих дальнейшую финансовую стабилизацию.
Стратегия сочетания (комбинирования) используется наиболее крупными предприятиями  с широкой отраслевой и региональной диверсификацией инвестиционной деятельности. Она объединяет в себе различные  типы частных стратегий стратегических зон хозяйствования или стратегических хозяйственных центров. Инвестиционная стратегия предприятий дифференцируется по отдельным объектам стратегического  управления в зависимости от стратегических целей их развития.
Принцип сочетания. Этот принцип состоит в обеспечении сочетания перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью. Разработанная инвестиционная стратегия предприятия по существу является лишь первым этапом процесса стратегического управления инвестиционной деятельностью предприятия. Такая стратегия ложится в основу тактического (текущего) управления инвестиционной деятельностью путем формирования инвестиционного портфеля предприятия (инвестиционной корзины, программы). В свою очередь тактическое управление является базой оперативного управления инвестиционной деятельностью путем реализации отдельных реальных инвестиционных проектов и реструктуризации портфеля финансовых инструментов.
Формирование инвестиционного  портфеля является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих  инвестиционных возможностей предприятия.
Оперативное управление реализацией  реальных инвестиционных проектов и  реструктуризацией портфеля финансовых инструментов является краткосрочным  управленческим процессом и предусматривает  разработку и принятие оперативных  решений по отдельным инвестиционным проектам и финансовым инструментам, а в необходимых случаях подготовку решений о пересмотре портфеля.
Принцип преимущественной ориентации на предпринимательский  стиль стратегического управления. Различают два стиля инвестиционного поведения предприятия в стратегической перспективе: приростной (рассматривается как консервативный) и предпринимательский (рассматривается как агрессивный, ориентированный на ускоренный рост).
Основу приростного стиля  составляет постановка стратегических целей от достигнутого уровня инвестиционной деятельности с минимизацией альтернативности принимаемых стратегических инвестиционных решений. Кардинальные изменения направлений  и форм инвестиционной деятельности осуществляются лишь при изменении  операционной стратегии предприятия. Приростной стиль характерен для  предприятий, достигших стадии зрелости жизненного цикла. Основу предпринимательского стиля инвестиционного поведения  составляет активный поиск эффективных  инвестиционных решений по всем направлениям и формам инвестиционной деятельности. Направления, формы и методы осуществления  инвестиционной деятельности при этом стиле постоянно меняются с учетом изменяющихся факторов внешней инвестиционной среды.
Принцип инвестиционной гибкости и альтернативности. Инвестиционная стратегия должна быть разработана с учетом адаптивности к изменениям факторов внешней инвестиционной среды. Помимо прочего в основе стратегических инвестиционных решений должен лежать активный поиск альтернативных вариантов направлений, форм и методов осуществления инвестиционной деятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основе общей инвестиционной стратегии и формирование механизмов эффективной ее реализации.
Инновационный принцип. Формируя инвестиционную стратегию, следует иметь в виду, что инвестиционная деятельность является главным механизмом внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции предприятия на рынке. Реализация общих целей стратегического развития предприятия в значительной степени зависит от того, насколько его инвестиционная стратегия отражает достигнутые результаты научно-технического прогресса и адаптирована к быстрому использованию новых его результатов.
Принцип минимизации  инвестиционного риска. Практически все инвестиционные решения, принимаемые на предприятии в процессе формирования инвестиционной стратегии, изменяют уровень инвестиционного риска. В зависимости от различного инвестиционного поведения по отношению к риску уровень его допустимого значения в процессе разработки инвестиционной стратегии на каждом предприятии должен устанавливаться дифференцированно.
Принцип компетентности. Какие бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров инвестиционной стратегии предприятия, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные, профессиональные специалисты — финансовые (инвестиционные) менеджеры, владеющие не только знаниями, навыками и опытом управления, но и инвестиционной культурой.[18;c184]
 
1.3 Этапы разработки  инвестиционной стратегии предприятия
 
Процесс разработки инвестиционной стратегии предприятия складывается из следующих этапов:
• определение общего периода  формирования инвестиционной
стратегии;
• формирование стратегических целей инвестиционной деятельности;
• обоснование стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности;
• определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов;
• формирование инвестиционной политики по основным направлениям инвестиционной деятельности;
• оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии.
Период формирования инвестиционной стратегии зависит:
• от продолжительности  периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия  — инвестиционная стратегия предприятия  не может выходить за пределы этого  периода;
• возможностей прогнозирования  состояния развития экономики и  инвестиционного рынка — инвестиционная стратегия крупнейших компаний Запада разрабатывается на 10—15 лет; в условиях нестабильности экономической и  политической ситуации в России этот период не может превышать в среднем 3—5 лет;
• отраслевой принадлежности предприятия — в сфере розничной  торговли, услуг, производства потребительских  товаров период формирования инвестиционной стратегии короче (на Западе 3—5 лет); в сфере производства средств производства, в добывающих отраслях — дольше (5—10 лет); самый длительный период характерен для институциональных инвесторов (свыше 10 лет);
• размеров предприятия. Чем  крупнее предприятие, тем на более  длительный срок разрабатывается инвестиционная стратегия.
Формирование стратегических целей, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегических направлений  и форм инвестиционной деятельности, а также определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов являются важнейшими этапами  разработки инвестиционной стратегии  предприятия. Их сущность и содержание будут рассмотрены подробно в  следующих разделах. Инвестиционная политика представляет собой форму  реализации инвестиционной стратегии  предприятия в разрезе наиболее важных направлений инвестиционной деятельности на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от инвестиционной стратегии инвестиционная политика формируется только по конкретным направлениям деятельности, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели.
В рамках инвестиционной стратегии  предприятия разрабатывается политика:
• управления реальными  инвестициями;
• управления финансовыми  инвестициями;
• формирования инвестиционных ресурсов;
• управления инвестиционными  рисками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Проблемы развития и инвестирования российских предприятий
      Особенности развития корпоративного управления в РФ
Этика и принципы корпоративного управления в РФ пока только формируются. Высокие налоги, значительный сектор теневой экономики, бюрократизация и криминализация экономики мешают повышению эффективности управления предприятиями и корпорациями, делают функционирование их пока мало прозрачными. Вместе с тем открытость экономики России поставила перед ней задачу перехода на лучшие методы и мировые стандарты корпоративного управления на общегосударственном уровне. В то же время и перед российскими предприятиями встала задача повышения инвестиционной привлекательности и получения ими от ведущих мировых компаний инвестиционных рейтингов. Только в этом случае они могут получать кредиты за рубежом по невысоким ставкам. Поэтому одной из главных государственных задач в России являются обеспечение прозрачности экономической деятельности российских предприятий и внедрение ими на базе общепринятой мировой практики и стандартов.
Необходимым условием обеспечения  устойчивого экономического роста  является также формирование эффективных  механизмов частно-государственного партнерства, направленного на расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам, на развитие предпринимательства содействие выходу на внешние рынки. Причем частно-государственное партнерство в России в силу перехода от нерыночной экономики в рыночной в исторически очень короткие сроки особенно чрезвычайно важно, поскольку рыночная экономика в стране формируется в основном сверху, а не снизу, длительным эволюционным путем.
Современная система корпоративного управления и эффективная инвестиционная стратегия служат весомым конкурентным преимуществом предприятия в  глазах инвесторов и рейтинговых  агенств. Инвестиционный рейтинг присваивается предприятиям, которые ввели у себя стандарты корпоративного управления (переход на МСФО, наличие прозрачной стратегии развития, создание при советах директоров специализированных комитетов, стандартный инвестиционный анализ проектов и др.).
Таким образом, на повышение  эффективности и прозрачности деятельности крупных российских предприятий  существенное влияние оказывает их внешнеторговая деятельность. Другим важнейшим фактором должно служить частно-государственное партнерство или, другими словами, государственное регулирование деятельности предприятий.
Основные задачи госрегулирования в этой области:
-повышение инвестиционной  привлекательности предприятий;
-повышение эффективности  управления;
-развитие частно-государственного партнерства;
-информационное обеспечение  развития бизнеса;
-повышение прозрачности  деятельности предприятий (ликвидация  двойной бухгалтерии и теневого  сектора на предприятиях);
-разработка эффективных  инвестиционных стратегий развития;
-развитие инновационного  сектора экономики, включая венчурный  бизнес;
-обоснование основных  фондов предприятий.
 
 
2.2. Российские  предприятия как открытые и  закрытые системы
В соответствии с современной  экономической теорией существует спектр предприятий по степени их способности адаптироваться к требованиям  и потребностям потребителей и рынка.
    Открытые системы - это системы, способные перестраивать свою работу на основе данных обратной связи об изменениях внешней и внутренней среды. Предприятия, относящиеся к открытым системам, являются рыночными в том смысле, что они активно изучают потребности рынка и перестраиваются под них. А также опережающе формируют и производят новые полезные для населения услуги и товары.
    Закрытые системы - это системы без положительной обратной связи с внешней средой (потребностями населения и фирм). Подобных предприятий в чистом виде не существует. Поэтому используют термин « закрытые и открытые» системы. Более точный термин-
« полузакрытые агрессивные  системы» и «полузакрытые пассивные  системы». Первые системы развивают в себе негативно-деструктивную функцию, которая ставит своей целью принуждение к перестройке под себя других структур или организаций.(таб 1.). полузакрытые агрессивные системы стремятся перестроить под себя внешнюю среду, подмять для этой цели себя и власть. Полузакрытые пассивные системы решают частные задачи их собственников и менеджеров, решают, как правило, антикризисные задачи, реструктуризации с переходом на технологии более низкого уровня, слияния или банкротства или распродажи собственности.
 
 
 
 
 
Таб 1.
 
 
Открытые и  полузакрытые агрессивные системы1
Открытая система
Полузакрытая  агрессивная система
Принцип развития
Принцип развития
Эволюционное развитие: (как  крайние позитивные проявления-преуспевающие  организации на конкурентных рынках, лидеры отраслей на рынках. Как крайне негативные проявления-организации-банкроты на конкурентных рынках).
Консервативное функционирование: (как крайне позитивные проявления-преуспевающие  стабильные организации, базирующие свое благополучие на естественной или временно приобретенной монополии, как крайне негативные проявления- «консервативное паразитирование», «организации крысы», « организации-тараканы» криминального сектора).
Отношение к ресурсам:
Оптимизация используемых ресурсов
Отношение к ресурсам:
Экстенсивная эксплуатация ресурсов
Характер и  целевая направленность обратной связи:
Позитивно-конструктивная обратная связь, нацеленная на разработку программы  действий по изменению организации  в направлении удовлетворения посылов потребителей и рынков
Характер и  целевая направленность обратной связи:
Негативно-деструктивная  обратная связь, нацеленная на разработку репрессивно-карательных мер с  целью принуждения других перестроить свою деятельность под себя.
Внутренняя коммуникационная открытость:
Избирательная и целенаправленно  активная
Внутренняя коммуникационная открытость:
В высшей степени избирательная
Внешняя коммуникационная открытость:
Присутствует в значительной степени
Внешняя коммуникационная открытость:
Отсутствует полностью или  в  весьма значительной степени
 
Разделение предприятий  на открытые и полузакрытые агрессивные, особенно в отношении российских предприятий, хорошо согласуется с изложенной выше концепцией положительного и отрицательного человеческого капитала.
Открытые предприятия - это предприятия с накопленным положительным человеческим капиталом, значительным  интеллектуальным капиталом в его составе, которые когда-то начинали, как правило, с малого бизнеса и накапливали положительный человеческий капитал параллельно с ростом фирмы.
Полузакрытые  агрессивные предприятия – предприятия с накопленным отрицательным человеческим капиталом. Как правило, к ним относятся государственные унитарные предприятия с государственным участием в капитале, олигополии и монополии, в прошлом или настоящем опирающиеся на поддержку государства, муниципальные предприятия, предприятия с двойной бухгалтерией, контролируемые криминалом.
Разделение на открытые и  полузакрытые агрессивные предприятия, а также на предприятия с положительным  и отрицательным накопленным  человеческим капиталом (ЧК) актуально для развивающихся стран и стран с переходными экономиками ( стран с индустриальными экономиками). Это разделение отражает существование рыночного и нерыночного секторов в экономике и их острую конкуренцию во всех сферах.
Одной из главных особенностей экономики России переходного периода  является одновременное существование  крупного нерыночного сектора экономики, включающего в себя полузакрытые агрессивные структуры, и рыночного. И их, в определенном смысле, противостояние. В нерыночный сектор экономики входили  и входят предприятия ОПК, государственные  унитарные предприятия, монополии  и олигополии, областные и муниципальные  предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Финансово-инвестиционная  стратегия предприятия
Под финансово-инвестиционной стратегией предприятия понимается совокупность стратегических решений, охватывающих выбор, приоритеты и размеры  использования возможных источников привлечения и расходования финансовых средств. В зависимости от сферы принятия стратегических решений они различаются на технические (I), маркетинговые (II), социальные (III) и управленческие (IV) (рис. 1).(см. приложение 1)
Этот вид стратегии  можно считать важнейшим, так  как реализация товарно-ресурсной, технической, социальной и других компонент  комплексной стратегии предприятия  требует поддержки в виде совокупности базисных решений в сфере финансов.
Из представленных на данном рисунке сфер принятия стратегических решений центральное место занимает товарно-рыночная (маркетинговая) стратегия, которая, как правило, в значительной степени индуцирует соответствующие  стратегии и решения в других сферах (технической, социальной и управленческой). Однако эти сферы принятия решений  могут быть реализованы также  и автономно.
Как уже говорилось, важной характеристикой стратегического  решения является его масштабность: в большинстве случаев она тесно коррелирует с необратимостью последствий принятого решения, что и делает его стратегическим, важным для деятельности предприятия. В контексте финансово-инвестиционной стратегии это означает, что величины планируемых финансовых потоков должны быть значительными (например, по отношению к размеру предприятия), хотя в редких случаях возможны также и низкозатратные стратегические решения. Стратегические финансово-инвестиционные решения обычно связаны с привлечением внешних (по отношению к предприятию) источников финансирования, но в любом случае должны определять и расходование собственных средств. Потребность в финансовых ресурсах отражена на нижнем уровне рис. 4.6.1 с помощью стрелок двух видов: пунктирными характеризуется незначительная потребность в финансовых ресурсах, которая часто удовлетворяется за счет собственных средств предприятия; двойными – значительная потребность, требующая привлечения внешних источников. В этой же схеме предусмотрена деятельность предприятия на финансовых рынках, предполагающая вложения средств для расширения будущих финансовых возможностей (формула «деньги делают новые деньги», реализуемая, например, путем дополнительной эмиссии акций).
Совокупность стратегических решений в маркетинговой, технической, социальной и управленческой сферах, локализованных во времени и подчиненных  определенной цели или задаче, образует проект развития предприятия, который является объектом финансирования. Увязка конкретного проекта развития предприятия со стратегическими решениями по источникам финансирования позволяет разработать соответствующийинвестиционный проект.
Понятие финансово-инвестиционной стратегии шире понятия инвестиционного  проекта: в рамках одной комплексной  социально-экономической стратегии  может быть реализовано (последовательно  или параллельно) несколько инвестиционных проектов. Кроме того, часть инвестиционно-финансовой деятельности предприятия протекает  вне сферы конкретных проектов и  направлена на поддержание непрерывности  функционирования (жизнедеятельности) бизнеса.
В рамках финансово-инвестиционной стратегии могут быть выделены основные направления инвестиционной деятельности предприятия. К ним относятся : 1) инвестиции на поддержание простого воспроизводства (в основном из амортизационных фондов с привлечением дополнительных средств в случае инфляции и обесценения накоплений); 2) вложения в капитальное строительство; 3) инвестиции на прирост оборотных средств; 4) финансирование инновационных разработок и НИОКР.
Эти направления представляют стратегические ориентиры при формировании финансово-инвестиционной стратегии  предприятия в ином разрезе, не совпадающем  с проектным. Например, один инвестиционный проект расширения предприятия может включать в себя направления по финансированию капитального строительства, инвестиции на прирост оборотных средств, вложения в НИОКР. В то же время стратегическое решение об ориентации на инвестирование в строительство дополнительного здания (офисного или производственного назначения) означает, что преобладающая сумма средств (или преобладающее число инвестиционных проектов) будет в течение достаточно продолжительного времени связана именно с этим направлением инвестирования.
Итак, описание финансово-инвестиционных стратегий должно базироваться, с  одной стороны, на основных направлениях предпринимательской активности предприятия  и портфеле инвестиционных проектов, а с другой, – на анализе главных  источников получения финансовых ресурсов – их доступности, уровне риска и  эффективности использования, а  также оценки их потенциальной емкости.
Ввиду особой важности анализа  источников финансирования в современных  условиях, характеризующихся хроническим  дефицитом финансовых средств на производственных предприятиях, остановимся  на этом виде анализа более подробно. На рис. 2 представлена классификация основных источников финансовых средств предприятия, к числу которых относятся: 
(1) – фонды развития предприятия (нераспределенная прибыль, амортизация, резервы, неиспользованная часть социальных фондов и т.д.); 
(2) – ресурсы, привлеченные за счет дополнительной эмиссии ценных бумаг предприятия; 
(3) – ресурсы, привлеченные в качестве консолидированных средств других предприятий (в рамках договоров интеграции); 
(4) – коммерческие и вексельные кредиты; 
(5) – банковские кредиты и ссуды различных видов; 
(6) – государственные (льготные) кредиты (в рамках централизованной инвестиционной программы); 
(7) – прямые государственные инвестиции (в рамках централизованной инвестиционной программы).

Следует заметить, что кроме  перечисленных источников финансирования предприятий, в условиях переходного  периода предприятиям в принципе доступны так называемые квазиинвестиционные ресурсы. Их существование обусловлено особым феноменом российской экономики, получившим название системы взаимных неплатежей. Вызывая острейший дефицит оборотных средств, неплатежи останавливают нормальный ход воспроизводства не только на уровне предприятия, но и на уровне экономики в целом.
 

Рис. 2. Схема источников финансирования предприятия
Реакцией предприятия  на этот феномен является использование  в своей деятельности особых неденежных форм инвестирования, которые с известной долей условности можно рассматривать как своеобразные инвестиционные источники финансирования. К ним относятся: взаимные зачеты долгов предприятий, бартер (натуральный обмен произведенными товарами и услугами), накопление средств на особых счетах дочерних фирм. Паллиативный, суррогатный характер этих источников, а также их ограниченность очевидны. Взаимозачеты не решают проблему наличных денег (а они необходимы, например, для оплаты затраченного труда). Сфера применения двустороннего бартера очень ограничена, а построения его многоступенчатых цепочек значительно увеличивают продолжительность кругооборота капитала (Макаров, Клейнер, 2008). Накопление средств на счетах дочерних фирм (так называемая полулегальная «вторая» экономика, получившая наибольшее распространение в сфере малого бизнеса (Егорова, Майн, 2009), хотя и может оказаться «скорой помощью» при решении острых социальных проблем (например, при выплате долгов по зарплате), но имеет временный характер. Легализация финансовых источников приводит, как правило, к самоликвидации фирм, выполнявших роль «потайного кармана».
Хотя основное целевое  назначение квазиинвестиционных ресурсов состоит в пополнении оборотных средств предприятия, отдельные их формы могут являться источниками роста и расширения предприятий. Так, средства, накопленные на счетах дочерних фирм, могут служить базой для технического перевооружения, НИОКР и расширения крупных предприятий, осуществлявших долгое время накопление этих средств (Егорова, Майн, 2009). Однако в практике российского предпринимательства такие ситуации являются эпизодическими. В большинстве случаев содержание «потайных карманов» расходуется в сфере потребления для обогащения директората предприятий и лишь в экстремальных случаях возвращается в сферу производства.
К числу таких экстремальных  ситуаций относятся, например, следующие.
1. Острое социальное напряжение, вызванное долговременной невыплатой  долгов по зарплате. В том случае, если указанные факты получают  большой общественный резонанс, а проводимая работниками забастовка  наносит значительный экономический  ущерб в масштабах страны, директорат  предприятий идет на компромисс  и использует накопленные резервные  средства.
2. Официальное установление  неплатежеспособности предприятия.  Поскольку это грозит директору  потерей должности (а, следовательно,  и потерей будущих доходов), то  под угрозой увольнения принимаются  меры по восстановлению платежеспособности  предприятия (находятся «забытые»  банковские счета, изыскиваются ресурсы дочерних предприятий, и, таким образом, финансовые средства возвращаются в производство).
3. Возможность получения  иностранных кредитов. В большинстве  своем зарубежные инвесторы не  приемлют «двойную бухгалтерию»  и «карманные структуры». Поскольку  серьезный инвестор не станет  вкладывать свои средства без  тщательной аудиторской проверки, тесные связи основного предприятия  со структурами «второй экономики»  становятся ему известны. При заинтересованности в иностранных инвестициях директор предприятия может заблаговременно использовать средства «карманной структуры» для создания благополучной картины развития.
Таким образом, хотя рассмотренные  выше формы квазиинвестиционных ресурсов и широко применяются в современных условиях, однако эти источники характеризуются, как правило, недостаточной емкостью, большой рискованностью и неустойчивостью (эпизодичностью) доступа к ним. Эти источники носят временный характер и по мере стабилизации экономики их роль будет уменьшаться. Так, развязка «гордиева узла» неплатежей будет происходить по мере стабилизации денежного обращения в целом и, в частности, может лежать в русле развития вексельного и коммерческого кредита, которое будет рассмотрено ниже более подробно.
В связи с этим далее  рассмотрим главные финансовые источники  инвестирования и возможности их использования современными предприятиями.
Следует заметить, что проблема выбора источника привлечения средств  в условиях нехватки собственных  финансовых ресурсов является достаточно типичной проблемой, встающей перед  предприятием. Лишь единицам преуспевающих  фирм (в нефтяной, газовой промышленности, в отраслях связи и некоторых  других) удается осуществлять самофинансирование проектов собственного развития. Большинство предприятий попадает в «порочный круг». Кризисное состояние, с одной стороны, побуждает их обращаться к внешним ресурсам, а с другой, – является главным препятствием получения финансовых средств, так как оно обусловливает большие риски невозврата вложений и неэффективного их использования.
Однако проблема привлечения  внешних средств характерна и  для стабильной экономики, и в  этом смысле она является классической. В связи с этим можно считать, что различные комбинации источников финансирования и стратегических решений, касающихся различных проектов развития предприятия, формируют структуру  финансово-инвестиционной стратегии предприятия. На рис. 3, где приведен пример взаимодействия финансово-инвестиционной стратегии и проектных решений, эти возможные комбинации обозначены стрелками. Заметим, что ресурсы и стратегические решения должны быть увязаны не только по приоритетам, но и по объемам и срокам.
 

Рис. 3. Пример формирования финансово-инвестиционной стратегии предприятия
На рис. 3 финансово-инвестиционная стратегия предприятия включает в себя три проекта его развития (обозначенные контуром), предполагающие: 
a) технические (I) и маркетинговые (II) стратегические решения (проект технического перевооружения предприятия в связи с переходом его на выпуск новой продукции); 
b) социальные (III) стратегические решения, обусловленные данным переходом (проект переобучения трудовых ресурсов предприятия); 
c) социальные (III) и управленческие (IV) стратегические решения (автономный проект организационной перестройки предприятия).

При этом финансирование предполагается осуществлять из следующих источников: а) из собственных фондов предприятия (1), средств, полученных в рамках интеграции (3) и банковских кредитов (5) (для реализации первых двух проектов); б) из государственных  инвестиций (6) и кредитов (7) (для третьего проекта). В данном примере стратегическое решение (II), реализуемое в рамках проекта (a), требует инвестиций в  размере W? V, поступающих из 3-го источника финансирования, стратегическое решение (IV), реализуемое в проекте (с), - инвестиций W? V+ V, финансируемых из источников 6 и 7. В то же время решения (I) и (III) реализуются одновременно в двух проектах и потому предполагают распределение средств между проектами. Это выражается неравенствами  W1+ W1? V и W3+ W3? V+ V.
Логика построения финансово-инвестиционной стратегии может быть двоякой: ресурсной (идущей от ресурсов к их реализации) или целевой (от целей к ресурсам для их реализации) и зависит от приоритетов, принятых при формировании стратегий (рис.4). Обычно процесс формирования стратегии является итеративным, причем в ходе этого процесса происходит корректировка исходных вариантов и по ресурсам и по целям, а его начальная точка определяется наибольшей достоверностью, проработанностью решений (либо это сфера источников финансирования, либо это некоторая совокупность целей).
 

Рис. 4. Целевой а) и ресурсный б) подходы при формировании финансово-инвестиционной стратегии
В зависимости от структуры  источников финансирования деятельности и развития предприятия, а также  от реализуемых инвестиционных проектов можно выделить наиболее характерные  типовые варианты финансово-инвестиционной стратегии (Клейнер, Тамбовцев, Качалов, 2007). Приводимая далее типология стратегий достаточно условна, так как не охватывает полного их набора, однако она представляется тем не менее весьма полезной для понимания основных закономерностей инвестиционного поведения предприятий, действующих в условиях рынка.
Тип 1. «Сам себе голова». Предполагает использование преимущественно собственных средств предприятия для инвестирования обычно ограниченного круга небольших инвестиционных проектов. Соответствует «веерной» структуре финансово-инвестиционной стратегии, при которой стрелки рис. 3 направлены из одного (первого) финансового источника на весь спектр стратегических решений (I) – (IV). Применение этой стратегии ограничено, так как предполагает самодостаточность предприятия и значительные возможности самофинансирования, которые имеются лишь у крупных (в редких случаях средних) компаний. При среднем уровне эффективности данная стратегия характеризуется высокой надежностью, так как ее реализация почти полностью зависит от деятельности самого предприятия (при условии его стабильности и стабильности внешней среды). Наиболее характерна для зрелой экономики и сложившихся рынков реализации товара, не требующих радикальной перестройки деятельности предприятия.
Тип 2. «Любимое чадо». Предполагает использование преимущественно централизованных источников (государственных инвестиций и кредитов). Так же, как и первый тип, характеризуется «веерной» или «квазивеерной» структурой, ориентированной на реализацию стратегических решений (I) – (IV), однако основание этого веера находится у шестого и седьмого источников финансирования (см. рис.3.). Стратегия имеет весьма узкую область применения ввиду дефицита государственных средств и недоступности их для подавляющего числа предприятий. Реализация этой стратегии в значительной степени зависит от политических рисков и структурно-промышленной политики. Наибольшее распространение имела в дореформенный период; может быть использована для реализации крупномасштабных проектов предприятий, имеющих статус особо важных и стратегических. В настоящее время реализуется в ситуациях, где руководители предприятия имеют тесные личные связи с представителями властных структур федерального или местного уровня. При удачном «раскладе» может обеспечить высокую эффективность.
Тип 3. «Консолидация». Предполагает использование более широкого спектра финансовых источников: собственного капитала (1) и внешних инвестиций (2), получаемых за счет акционирования, банковских и коммерческих кредитов (3) и (4) и др. Структура стратегии характеризуется особым конусообразным расположением стрелок рис 4.6.3; при этом образуется один–два конуса, каждый из которых имеет вершину, направленную на реализуемое стратегическое решение (проект). Данная стратегия предполагает консолидированный способ финансирования, требующий значительной предварительной подготовки для своего осуществления. Используется для крупномасштабных стратегических решений при нехватке собственных средств. Имеет широкое применение среди значительного круга современных предприятий, действующих по принципу «с мира по нитке». Эффективность и надежность стратегии зависит от структуры привлекаемых источников и может колебаться в значительных диапазонах.
Тип 4. «Консорциум». Предполагает консолидированное финансирование из различных источников
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.