На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели социальной политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики государства
1.1. Происхождение и понятие социальной политики……………………………………………………………………………...5
1.2. Сущность  социальной политики и ее основные  показатели……………………………………………………………………………8
Глава 2. Опыт социальной политики зарубежных стран и России
2.1. Анализ  моделей социальной политики зарубежных стран…………………………………………………………………………………11
2.2. Особенности социальной политики России: проблемы и пути их решения…………………………………………………………………………..…19
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………34
Приложение №1……………………………………………………………………35
Приложение №2……………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих  защиту интересов человека, его прав и свобод - особое место принадлежит социальной политике государства.
     Рыночная  экономика предполагает эффективную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная модель развития не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость в проведении государством активной социальной политики.
     Одна  из главных задач социальной политики на современном этапе – защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений  в экономике. Это предполагает поддержание  баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий  для улучшения жилищных условий  граждан; развитие сферы услуг для  населения, расширение материальной базы укрепления здоровья населения. Эффективная и результативная социальная политика способствует утверждению социальной справедливости в обществе.
     Степень проработанности данной темы в отечественной  и зарубежной науке довольно высока. Например, можно выделить работы, С.Н. Смирнова, Т.Ю. Сидориной, Н.А. Исаева, Е.И. Холостовой.1 Тем не менее, большая часть российских работ строится исключительно на опыте западных ученых, где данную проблему начали исследовать намного раньше.
     Современная ситуация в экономической и социальной сферах России показывает актуальность проблемы социальной политики: в настоящее  время усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, сохраняется задолженность по выплате заработной платы, в стране сложная демографическая ситуация, существует проблема  приобретения жилья, доступности бесплатной медицинской помощи и качества оказываемых услуг.
     Всё выше сказанное определяет актуальность изучения социальной политики, особенно сейчас, в период выхода страны из экономического кризиса.
     Цель  курсовой работы - изучить теоретические  основы социальной политики государства  и исследовать социальную политику зарубежных стран и России.
     Поставленная  цель предопределила необходимость  решения следующих задач: изучение сущности и происхождения социальной политики государства; характеристика функций и моделей социальной политики; выявление основных направлений социальной политики в России; исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.
     Объектом исследования является система социальной политики государства. Предмет исследования – особенности социальной политики России.
     Курсовая  работа состоит из двух глав, введения и заключения.
     В первой главе основное внимание уделяется  рассмотрению теоретических аспектов исследуемой темы. Раскрывается смысл  понятия «социальная политика», его происхождение и сущность, а также рассматриваются наиболее важные показатели социальной политики.
     Во  второй главе «Опыт социальной политики зарубежных стран и России» рассматриваются модели социальной политики России и зарубежных странах (Швеция, Германия, США). Анализируются способы реализации социальной политики этих стран и выделяются особенности каждой из них.
     Методы  исследования - контент–анализ, описание, анализ вторичной информации, сравнение. 
 

Глава 1. Теоретические  основы изучения социальной политики.
1.1. Происхождение и  понятие социальной  политики.
     Исследователи, изучающие историю становления  социальной политики, называют разное время её происхождения. Некоторые  считают, что социальная политика появилась  недавно - во второй половине XX века.2 Однако история показывает, что вопросы социальной деятельности вставали перед государствами ещё в конце 18 века. 
     По  мнению большинства учёных, повернуться  к социальным проблемам государство  заставили две причины: во-первых, обнищание пролетарского населения (люмпенизация рабочего класса), усиление социальной напряженности, сопровождающееся открытыми протестами рабочих против сложившегося общественного порядка; во-вторых, осознание необходимости государственного регулирования условий воспроизводства населения.
     Перемены, вызванные индустриализацией, трансформацией большой семьи в малую (нуклеарную), а также активизация рабочего движения потребовали новой модели социальной защиты, основывающейся на государственном регулировании  вопросов найма работников, введения институциональных форм социального  обеспечения престарелых, больных  и инвалидов, а также с поддержки  семьи.
     Условием, при котором вмешательство государства  в социальную сферу становится действенным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место  в аграрных обществах, а удовлетворяется  высокоразвитым промышленным производством.
     В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов  между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт.
     Ограниченный  и конфликтный характер отношений  между индивидами, как результат  ограниченного производства, порождает  такие группы людей, которые могут воспроизводиться при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне.
     Все выше названные факторы требовали  от государства четкой регламентации  трудовых отношений, что, в свою очередь, было связано с потребностью в  нормативном упорядочении социальной защиты наемных работников и членов их семей.
     Великобритания  – первая капиталистическая страна, которая ещё в 70-е годах ХIХ  века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных  категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производств, а 80-е годы ХVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства. Начиная с 60-х годов ХIХ века аналогичные виды фабричного законодательства формируются и в других западноевропейских странах – Германии, Франции, Австрии, а с 80-х годов - и в России.
     Дальнейшее  развитие социальная политика получила в конце ХIХ века, когда германское правительство ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение в случае болезни, несчастных случаев на производстве , по инвалидности и старости.
     С начала ХХ века примеру Германии последовали  такие европейские страны как  Австрия, Франция, Италия, Россия, столкнувшиеся  с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса. Проблематика социальной политики оформлялась в течение ХIХ-ХХI веков и с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы и способствовала выделению социальной политики в самостоятельное направление, охватывающее специфическую сферу человеческой жизнедеятельности.
     Появление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во второй половине XIX века теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы с целью  их регулирования и стабилизации. Новые функции государства были объединены термином "социальная политика".
     В научной литературе существуют различные  подходы к трактовке понятия  «социальная политика». В узком смысле слова социальная политика – это, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. В широком смысле социальная политика - одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.
     А.А. Кочетков считает, что социальная политика – это система экономических  отношений, обеспечивающая каждому  члену общества гарантии определенного  уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования  его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его  при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети).3
     С точки зрения И.П.Николаевой, социальную политику можно понимать в широком  смысле этого слова, как систему  экономических отношений между  государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. В узком смысле, социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем.4
     Чаще  всего используется следующее определение  социальной политики и ее сущности: социальная политика государства –  политика, направленная на изменение  уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между  участниками рыночной экономики  и предотвращение социальных конфликтов.
     Следует отметить, что социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.5
     Таким образом, существует множество терминов, определяющих это явление, но одно остается неизменным – социальная политика является важной частью политики государства, без проведения которой многие люди просто не могли бы выжить.  

1.2. Сущность социальной  политики и ее  основные показатели.
    Суть  социальной политики государства заключается  в поддержании отношений, как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий  для повышения благосостояния и уровня жизни, создании социальных гарантий и формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.6
     Содержание  социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций, важнейшими из которых являются: защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов; оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством; интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка; прогностическая; социальная защита населения; управление социальными процессами и др.7
    По  мнению В. В. Колкова, на основе анализа  деятельности современных государств можно выделить следующие элементы социальной политики - социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.8
    В.М. Капицин, к числу ее основных направлений  относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку  семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое  обслуживание населения; 4) поддержку  престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов.9
     Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование  и общественное вспомоществование, направленное на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые  другие сферы. 
     Существуют  различные классификации моделей  социальной политики, но так или  иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан.
     Ряд исследователей выделяют следующие принципы социальной политики, выражающие характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
    гуманизм, социальная справедливость;
    системность, непрерывность, преемственность;
    сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
    открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
    адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.10
    В социальной сфере проявляются и  оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и  способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и  проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистический  смысл направленности общественного развития.11
    По  мнению большинства исследователей, основными индикаторами общественного  развития, находящимися под воздействием социальной политики, являются доходы, как материальные источники существования, занятость населения, здоровье и продолжительность жизни, обеспеченность жильём, уровень культуры и образования, состояние окружающей среды и т.д.
    Таким образом, социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста становится главной целью экономической деятельности. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. То есть, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы. 

Глава 2. Опыт социальной политики зарубежных стран  и России
2.1. Анализ моделей социальной политики зарубежных стран
     Мировая экономика сформировала несколько  общих моделей социально-экономического развития, в рамках которых реализуется соответствующая модель социальной политики. Объединяет их цель, заключающаяся в наиболее полной реализации потенциала граждан и достижении социально- экономического благополучия всего населения, но в каждой модели реализуются различные средства её достижения.
     Особый  интерес представляют модели социальной политики, сложившиеся в развитых зарубежных странах, например, шведская, континентальная, американо-британская. Рассмотрим каждую из этих моделей более детально и выделим особенности каждой из них.
     Лучшим образцом социальной политики в наше время большинство теоретиков и практиков считают шведскую модель. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика полной занятости», «солидарная система зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов граждан.
     Приоритетной  целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей  численности занятых работающие по найму составляют 92%.12 Это максимальный показатель среди всех развитых стран.
     В шведской модели социальной политики значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения доходов является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. А услуги в большинстве случаев реализуются через муниципалитеты.
     Осуществление основных задач социальной политики идет через перераспределение доходов. Универсальность модели выражается во всеобщности и доступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта.13
     Отличительная черта шведской модели - широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не зависят от занятости и уплаты страховых взносов.
     Социальное  обеспечение в Швеции находится на высоком уровне. Оно предусматривает, прежде всего, выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства.
     Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается  до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми.
     Образование в Швеции охватывает все население  и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее  и высшее образование, а также  программы переквалификации и ряд  других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения  дает возможность непрерывного образования  на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования  значительно снижают уровень  безработицы и отражают политику полной занятости населения.
     Швеция  тратит на образование больше, чем  любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Высшее образование в Швеции финансируется в значительной степени от налоговых поступлений. С 2011 года плата за обучение будет введена для студентов из-за пределов ЕС/ЕЭП и Швейцарии. «Правительство полагает, что шведское высшее образование должно конкурировать с точки зрения качества и хорошие условия, а не только путем предоставления бесплатного образования».14 Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда.
     Государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государство несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действенное функционирование различных социальных служб. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.
     В дополнение к услугам государственного социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.
     Бесплатное  здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.
     Континентальная модель устанавливает жесткую связь  между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит  социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. Целью такой  социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической  сфере. Для этого требуются общие  институциональные условия, которые  регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит  не перераспределение дохода через  бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий  для трудового активного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.15
     В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь  бюджетные отчисления и страховые  взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения  являются как государственные, так  и частные (но находящиеся под  контролем государства) социально-страховые  фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
     Центральным принципом данной модели является упор на рынок и принцип социального  страхования под государственным  наблюдением. Из-за приверженности к  системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партерами», как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, эта модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь.
     Страной, где максимально полно реализованы принципы континентальной модели, является Германия. Эта страна первой в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования: Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда; Закон о страховании от несчастных случаев на производстве; Закон об инвалидности и страховании по старости. Этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня. Развитая система социальной помощи – одна из черт «социального рыночного хозяйства» в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя - «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, будет оказана помощь.
     В Германии действует четыре вида социального страхования: пенсионное, медицинское, по безработицы и от несчастных случаев.
     Социальное  страхование финансируется совместно работодателями и наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней.
     Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при  рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам  войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам.
     В системе здравоохранения действует  система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения  охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан  платит государство.
     В системе образования главным  является принцип «академической свободы», т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он соответствует всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.
     Система социальной защиты в Германии действует  по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой, организационной  независимостью от институтов государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Отдельно действуют организации по пенсионному  обеспечению, обеспечению по болезни  и в связи с несчастными  случаями на производстве. Страхование  по безработице не входит в общую  систему социальной защиты и действует  в рамках политики содействия занятости  населения, которая находится в  ведении федерального ведомства  по труду.
     Американо-британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.
     Модель  социальной защиты, используемая Великобританией  и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу. Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.