Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие МОТ и России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение
1 Понятие, содержание и основные характеристики рынок труда……………………….......5
 1.1 Понятие, содержание рынка труда и механизм его функционирования……………...5
 1.2 Безработица, как социальное явление на рынке трудовых отношений………….......15
 1.3 Рынок труда и безработица в России, оценка статистических данных………………20
2 Опыт зарубежных стран в  регулировании трудовых отношений......................................28
 2.1 Государственное регулирование трудовых отношений в США……………………...28
 2.2 Опыт регулирования рынка труда в Германии ……………………………………......32
3 Взаимодействие МОТ и России…………………………………………..............................43
 3.1 Международная организация труда и ее деятельность в регулировании
   трудовых отношений…………………………………..........................................................43
 3.2 Конвенции МОТ, ратифицированные  Россией………………………….....................47
 3.3 Перспективы взаимодействия России с международными организациями………....51
Список литературы……………………………………………………….................................56
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В системе экономических отношений  рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные  организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности  большинства населения различных  стран.
     Существенным  следствием, происходящих процессов  на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически  неизбежное явление общественной жизни. Которое на прямую влияет на развитие рыночных отношений в стране и на функционирование экономики в целом.
     Через механизм регулирования рынка труда  устанавливаются уровни занятости  населения и оплаты труда. В чем содействуют различные законодательные акты, принятие конвенций в области защиты труда, трудовых отношений. Принятие Деклараций об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
     Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических  преобразований. И поэтому насколько эффективней будет осуществляться политика его регулирования, настолько благополучнее будет положение экономики в целом в стране.
     Исходя  из этого, вопрос о международном  регулировании рынка труда и  трудовых отношений является актуальным для экономики стран и актуален для его рассмотрения.
     Учитывая  различия специфик управления рынком труда в разных странах, с их подходом к рабочей силе в целом и  моделям построения трудовых отношений в нутрии своего государства. А так же сходные либо совместные меры, разработанные в политике регулирования рынка труда и трудовых отношений, может дать нам четкую характеристику положения на сегодняшний момент в этой области экономического рынка, для анализа наиболее эффективных способов регулирования и управления им. А так также понять какие из стран добились больших успехов. Для последующего возможного перенятия  их опыта в решении проблем на рынке труда.
   Целю данной работы, является изучение и анализ международного опыта регулирования рынка труда и трудовых отношений. Для выполнения поставленной цели определены задачи:
    осветить вопросы, связанные с понятием и содержанием рынка труда, его характеристиками;
    безработицей, как явлением;
    провести оценку положения безработицы в России, с учетом проанализированных данных с периода 2007 – 2011 гг.;
    рассмотреть и изучить опыт зарубежных стран в  регулировании 
    трудовых отношений, таких как Германия и США;
    на основе которого разработать рекомендации для регулирования трудовых отношений в России;
    так же рассмотреть вопросы правового аспекта, взаимоотношение Международной Организации Труда и России. И дать анализ продуктивности их совместной работы в будущем.
     В данной работе объектов исследования является рынок труда в России и за рубежом, специфика его регулирования.
     Для изучения данных вопросов в работе были использованы нормативно-правовые акты, монографии, научные статьи, учебные пособия и электронные источники. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, содержащих по 3 пункта, каждая, списка литературы и приложения.
    Понятие, содержание и основные характеристики рынка  труда
      Понятие, содержание рынка труда и механизмы его функционирования
     В самом общем виде рынок - система  экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.
     Среди рынков особое место занимает рынок  труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает, прежде всего, управление трудовой деятельностью. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.
     Существует  несколько научных определений  рынка труда, например:
     Рынок труда — это совокупность экономических  и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги. 1
     Рынок труда – это сфера контактов между продавцами и покупателями, трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Он включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы.2
     Выведем одно, наиболее обобщающее понятие. Итак, рынок труда — это социально-экономическая  система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных  с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. 3
     Рынок труда можно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда,  основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.
     Текущий рынок труда состоит из отдельных  элементов:
    открытый рынок труда – это экономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;
    скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время, в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.
     Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.
     Функционирование  рынка труда имеет ряд следующих  особенностей, связанных с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:
    неотделимость прав собственности на товар — рабочую силу от владельца. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда4, поэтому покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностью к труду (рабочей силой), функционирующей в течение определенного времени;
    значительная продолжительность по времени контакта продавца и покупателя рабочей силы, что накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в обеспечении жизнеспособности организации;
    наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости и т.д.);
    высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным   профессионально-квалификационным   уровнем   рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.;
    своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любого другого, вещного товара. Первый обмен начинается и сфере обращении товара — рабочей силы, т.е. на рынке труда, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг. Второй — начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара;
    значимость для работника не денежных аспектов сделки: содержания и условий труда, микроклимата в коллективе, возможности продвижения по службе и т.д.
     Рынок труда как система включает следующие  элементы: субъекты рынка труда: правовые акты и документы, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; конъюнктура рынка труда; инфраструктура рынка труда.
     Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и их объединения — профсоюзы, работодатели (предприниматели) и их союзы, государство.
     Для нормального функционирования рынка  труда необходимы законодательные  акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы определены в Конституции Российской Федерации, в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в генеральных, региональных и отраслевых соглашениях, в коллективных договорах предприятий.
     Конъюнктура рынка труда это соотношение спроса и предложения рабочей силы. Она может быть трех типов:
    трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;
    трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;
    равновесной, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.
     Инфраструктура  рынка труда это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, банки данных о рабочих местах, статистическая информация и др.).
     Наличие и взаимодействие всех элементов  рынка труда необходимы для его нормального функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К таким функциям относятся:
    организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;
    обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
    установление равновесных ставок заработной платы;
    содействие решению вопросов занятости населения;
    осуществление социальной поддержки безработных.
     Важнейшим компонентом рынка труда является механизм функционирования рынка труда, который представляет собой взаимодействие и согласование социально различных  интересов разнообразных групп  работодателей и трудоспособного  населения, нуждающегося в работе и  желающего работать по найму. Механизм рынка труда имеет определенную структуру, которая включает следующие  элементы: цена рабочей силы, спрос  на рабочую силу, предложение рабочей  силы, конкуренция. Взаимодействие указанных  элементов получило название механизма  спроса и предложения, или ценового механизма.
     Цена  рабочей силы – это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Но она не автоматически  выплачивается  наемным работникам, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате, каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник (продавец) старается по дороже продать, а работодатель (покупатель) стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше цены покупателя.
     Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. На изменение спроса на рынке труда влияют различные факторы: цена на рабочую силу (заработная плата), спрос на продукт, объем производства, используемые технологии.5
     Рассмотрим  зависимость спроса на рабочую силу от его цены. Допустим, что в некоторой  отрасли промышленности выросла  заработная плата при неизменных технологии, используемом оборудовании и других факторах. В результате возрастут себестоимость продукции и, как следствие, цена на эту продукцию. Покупатель реагирует на более высокие цены тем, что покупает меньше, и производитель продукции вынужден сократить ее выпуск, а следовательно, спрос на работников. Таким образом, в результате повышения заработной платы (при всех прочих равных условиях) сокращается занятость. Такое изменение занятости называется эффектом масштаба.
     Возможен  другой вариант: производители, повысив  заработную плату, будут искать пути снижения себестоимости продукции  через капиталоемкое производство, трудосберегающие технологии, в результате применения которых также уменьшится занятость работников. Подобное сокращение занятости называют эффектом замещения, так как в процессе производства капитал заменяет рабочую силу.6
     Взаимосвязь между заработной платой и занятостью может быть представлена кривой спроса (рис. 1.1).
     Как видно из этого графика, кривая спроса — снижающаяся. Она показывает, что  по мере роста заработной платы спрос  на рабочую силу уменьшается, а также  каким образом численность работников меняется в связи с изменением стоимости рабочей силы при прочих неизменных факторах, влияющих на спрос. 

     
Рисунок 1.1 – Кривая спроса на рабочую силу 

     При этом, когда меняется заработная плата, спрос на рабочую силу движется вдоль кривой.
     Проследим, как влияют на изменение спроса другие факторы. Предположим, что происходит увеличение спроса на продукт, при этом прочие факторы остаются неизменными. Тогда очевидно, что уровень производства будет расти и это повысит  спрос на рабочую силу при любой  ставке заработной платы. Эффекта замены в данном случае не возникает, так  как цены на рабочую силу и капитал  не меняются. Произошедшее изменение иллюстрирует кривая спроса на рабочую силу, которая в целом сдвигается вправо (рис. 1.1). Данный сдвиг указывает, что при любой возможной ставке заработной платы число требующихся работников растет. Если же происходит падение цены капитала, то возникает два противодействующих эффекта. С одной стороны, эффект масштаба (цена капитала и себестоимость падают, стимулируется рост производства и повышается уровень занятости) смещает кривую спроса на рабочую силу вправо. С другой стороны, эффект замещения (используются капиталоемкие технологии, снижается потребность в рабочей силе) смещает кривую спроса влево. Повышение цены капитала ведет к такой же неопределенности в спросе на рабочую силу, но в этом случае эффект масштаба сдвигает кривую спроса на рабочую силу влево, а эффект замещения — вправо. Таким образом, экономическая теория не дает абсолютно точного ответа на вопрос о том, как модификация цены капитала изменяет спрос на рабочую силу.
     Можно сделать следующие выводы: если меняется заработная плата, то спрос на рабочую  силу движется вдоль кривой вверх  или вниз, а если действуют другие факторы, такие, как спрос на продукт, изменение объемов производства, цена капитала, то тогда сдвигается сама кривая спроса на рабочую силу.
     Предложение рабочей силы — это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе — источника средств существования. Предложение рабочей силы обусловливается следующими факторами:
    численностью населения, прежде всего трудоспособного;
    средним количеством рабочих часов за определенное время (неделя, месяц, год);
    количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.
     Рассмотрим  механизм предложения на рынке труда  на примере отдельной должности. При росте заработной платы по какой-либо должности (при этом заработная плата по другим должностям остается неизменной) следует ожидать, что появится больше людей, желающих работать на такой должности, и наоборот, при низкой заработной плате никто не захочет этого. Таким образом, предложение рабочей силы на каком-то определенном рынке должностей прямым образом связано со ставками заработной платы, доминирующими на этом рынке. Зависимость предложения рабочей силы от ее цены представлена на рисунке 1.2.
     Кривая  предложения показывает, сколько  работников может выйти на рынок  труда соответственно каждому уровню ставки заработной платы. Как и кривая спроса на рабочую силу, кривая предложения здесь построена без учета прочих факторов.
       

Рисунок 1.2 – Кривая предложения рабочей  силы 

     Допустим, что заработная плата по другой должности  увеличится при неизменности прочих факторов. Тогда, скорее всего, часть работников изменят свое намерение работать на предыдущей должности, а выберут для себя ту должность, по которой повысилась заработная плата. Это приведет к смещению кривой предложения влево, что показано на рисунке 1.2.
     Механизм  взаимодействия спроса и предложения  на рынке труда графически представлен на рисунке 1.3.  

       

Рисунок 1.3 – Механизм взаимодействия спроса и предложения 

     Точка пересечения кривых (согласно классической теории, «крест Маршалла») отражает совпадение спроса и предложения, а заработная плата, которая соответствует этому  пересечению, называется заработной платой рыночного равновесия (We). Все стороны удовлетворены, рынок находится в равновесии.
     Если  же рыночная заработная плата устанавливается  в точке W1 (заработная плата ниже рыночного равновесия), то спрос будет высоким (точка D1), а предложение – низким (точка S1) и спрос будет превышать предложение. В таких условиях работодатели будут конкурировать та работников, что может привести к определенному увеличению заработной платы на рынке. При этом возможны два варианта:
     1)  большее число работников решает  выйти на рынок и приступить к поиску работы (т.е. движение будет вдоль кривой предложения);
     2) возросшая заработная плата заставляет  работодателей ограничить прием числа работников (т.е. движение будет вдоль кривой спроса).
     Если  заработная плата повысится до точки  W2 (заработная плата выше рыночного равновесия), то предложение превысит спрос (точка D2), образуется избыток работников и у работодателей появится возможность нанять квалифицированных людей за более низкую заработную плату, причем в большем количестве. Некоторые из получивших работу (например, безработные) будут рады, другие же станут искать работу в новых местах. Таким образом, когда заработная плата пойдет вниз с уровня точки W2, спрос и предложение будут приближаться к равновесию. Заработная плата рыночного равновесия (Wе) обычно превалирует на рынке труда и становится общепринятой заработной платой, что должны учитывать как работодатели, так и работники.
     Наиболее  существенным фактором, влияющим на спрос  и предложение на рынке труда, является уровень жизни (населения  и конкретного индивида), воздействующий определенным образом на решение  человека о предложении своего труда. Для совокупности индивидов на рынке  труда в целом зависимость предложения от ставки вознаграждения будет иметь классический вид, поскольку уровень заработной платы, за которым следует эффект дохода, сугубо индивидуален (рис. 1.4). 


Рисунок 1.4. Предложение рабочей силы индивида 

     Неотъемлемой  частью механизма рынка труда  является конкуренция. Конкуренция — это соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкуренция на рынке труда есть соперничество между независимыми покупателями и между продавцами рабочей силы. Она может быть различных видов: за привлечение работников, за замещение вакантных должностей, за изменение условий труда и т.д. 

1.2 Безработица, как социальное явление на рынке трудовых отношений
      Анализ  рынка труда и социально-трудовых отношений был бы неполным без  исследования проблемы безработицы. Безработица  — это непременный атрибут  рыночной экономики. Проявляясь через  рынок труда, безработица все  же не является результатом функционирования только рынка труда. Подобный подход вытекает не только из того, что рынок  труда органически включен в  систему рыночных связей, а спрос  и особенно предложение услуг  рабочей силы формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Общеэкономический характер безработицы обусловлен еще и  тем, что собственно рынок труда, пропорции между спросом и  предложением труда формируют занятость, а не безработицу. Безработица, с  одной стороны, является как бы «изнанкой» занятости, с другой стороны, испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость.
      Тем не менее, безработица всегда рассматривается  в контексте занятости: увеличение занятости, как правило, снижает  безработицу, тогда как сокращение — увеличивает ее. По определению, безработица — это количество незанятого трудоспособного населения, желающего работать. В макроэкономическом плане безработица — это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства. В этом смысле безработица равносильна избыточным производственным мощностям или неиспользуемым земельным угодьям, но, в отличие от избытка других факторов производства, «лишняя» рабочая сила — явление постоянное в рыночной экономике.
      Зарубежные  экономисты разных школ и направлений  давно уже пытаются выявить причины  безработицы. В последнее время  и отечественные исследователи  уделяют все больше внимания этому  вопросу.
      На  Западе пик изучения проблем безработицы  приходится на период Великой Депрессии, опровергнувшей классический взгляд на безработицу как на временное  явление, автоматически устраняемое  рыночным механизмом равновесия.
      Зарубежные  экономисты никогда не отрицали наличия  безработицы вообще, даже классики и неоклассики. Более того, они  считают, что определенный уровень  безработицы жизненно необходим  для рыночной экономики в силу циклического характера ее развития: в период подъема фирмы быстро находят на рынке труда необходимую  рабочую силу, которая была выброшена  туда в период спада. Однако современный  уровень производства, основанный на научно-техническом прогрессе, делает такую «резервную армию труда» малоэффективной  для экономики,— фирмам нужна  не просто рабочая сила, а труд определенного  качества, определенной квалификации.
      Поэтому понятие «естественной», т.е. нормальной и даже необходимой для рыночной экономики безработицы трактуется, сегодня по-разному (Другие виды безработицы представлены в таблице А1). Одни экономисты определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция устойчивы: снижение безработицы ниже этого уровня вызовет рост инфляции. По существу, это определение естественной безработицы принадлежит неоклассикам, которые связывают инфляцию с заработной платой и уровнем занятости. Другие исследователи естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный характер, — это так называемый равновесный уровень безработицы. Третьи определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором количество вакансий равно количеству безработных, Четвертые — по неизменному уровню безработицы и нормальной ее продолжительности.
      Таким образом, естественный уровень безработицы  — это как бы безработица в  «нормальные» времена, характеризующиеся  умеренной инфляцией и стабильными  темпами роста. Поэтому конкретное определение уровня естественной безработицы  — дело сложное и в немалой  степени умозрительное: ведь для  расчета этого показателя необходимо создать модель «нормально функционирующей  экономики». Представляется, что сегодня, особенно в условиях российской экономики, речь должна идти не о естественной безработице, а о ее социально приемлемом уровне, который учитывал бы уровень текучести кадров и продолжительность поиска работы, и демографический состав рабочей силы, и уровень напряженности на рынке труда (соотношение безработицы с количеством вакансий), и социальную напряженность.
      Но  как бы, ни определялся естественный уровень безработицы, настоящую проблему для экономики представляет массовая, «неравновесная», или «вынужденная» — циклическая безработица.
      Экономисты  до сих пор спорят о том, каковы же действительные причины массовой безработицы.
      В целом можно отметить, что в  экономической теории выделяют пять основных причин безработицы:
     1) структурные сдвиги в экономике,  выражающиеся в том, что внедрение  новых технологий, оборудования  приводит к сокращению излишней  рабочей силы;
     2) экономический спад или депрессия,  которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
     3) политика правительства и профсоюзов  в области оплаты труда: повышение  минимального размера заработной  платы снижает спрос на рабочую  силу;
     4) сезонные изменения в уровне  производства в отдельных отраслях  экономики;
     5) изменение в демографической  структуре населения, в частности,  рост численности населения трудоспособного  возраста.
      В мировой практике безработицу можно  структурировать в зависимости  от ее причин на:
     — безработицу от потери работы в результате увольнения;
     — безработицу вследствие добровольного  отказа от работы;
     —безработицу, связанную с выходом на рынок труда после перерыва;
     — безработицу в связи с выходом  на рынок труда впервые.
      Статус  безработного определен в ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней»; далее говорится, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.
      Это положение не полностью совпадает  с определением безработных, данным международными организациями и  другими странами. Так, по определению  МОТ, безработные — это люди, не имеющие работы, готовые к ней  приступить и ищущие ее в течение  последних четырех недель, или  люди, которые уже устроились на работу, но еще не приступили к ней. В Великобритании и Японии к безработным  относятся те, кто не работал в  течение недели обследования ни одного часа. В США безработными считаются  лица, которые не были заняты в течение  недели обследования, хотя имели возможность  работать, стремились найти работу в течение предыдущих четырех  недель, обращались к услугам государственной  службы занятости или непосредственно  к работодателю.
      Таким образом, те, кто желает получить статус безработного в стране с рыночной экономикой, должны удовлетворять следующим  критериям:
     1) они как минимум должны зарегистрироваться  в учреждении службы занятости;
     2) чтобы считаться безработным,  человек должен активно искать  работу;
     3) статус безработного и право  на пособие по безработице  может иметь только тот, кто  прежде работал. Обычно претендент  должен иметь работу в течение  зафиксированных законом трех  из предыдущих 12 месяцев; 
     4) безработица не должна начинаться  добровольно, т.к. это не позволяет  трудящимся вести себя безответственно,  увольняться без особых причин;
     5) безработный не должен отклонять  предложения о трудоустройстве,  которые служба занятости находит  для него подходящими; 
     6) безработные не должны иметь  других источников доходов;
     7) безработный получает пособие  по безработице определенное, число  месяцев, после чего его размер  сокращается либо выплата прекращается  вовсе. Предполагается, что перспектива  потери пособия по безработице  заставляет безработного сконцентрировать  свои усилия на поисках работы.
      Жесткость перечисленных критериев приводит тому, что пособие по безработице  получают не все действительно безработные. В США — 30%, во Франции— 39%, в ФРГ — 55%, Швеции—68%. Длительность выплаты пособия колеблется от 26 недель в США, 50— в Канаде и 52 — во Франции, Великобритании и ФРГ до 130 в Дании и Голландии. В России численность безработных, получающих пособие по безработице, также невысока.
      Необходимо  отметить, что определение статуса  безработного в России более жесткое, чем в других странах: во-первых, необходимо быть зарегистрированным в  службе занятости, во-вторых, безработными не могут считаться лица моложе 16 лет и пенсионеры по старости, хотя они желают и могут работать. При этом даже те, кто официально признан безработным, не всегда имеют право на получение пособия по безработице: этого права лишены те, кто уволился по собственному желанию, кто потерял работу в течение трех месяцев и получает зарплату по месту работы, пенсионеры, лица, уволенные с работы за нарушение трудовой дисциплины, из-за участия в забастовках, отказавшиеся от работы соответствующей специальности. 

1.3 Рынок труда и безработица в России, оценка статистических данных
     Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) в феврале 2011 г. составила 75,2 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны (На рисунке 1.5 показан уровень безработицы, по методологии МОТ, за период 1999-2010гг). В численности экономически активного населения 69,5 млн. человек классифицировались как занятые и 5,7 млн. человек - как безработные с применением критериев международной организации труда (не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы в феврале 2011г. составил 7,6% экономически активного населения.7
   
 

Рисунок 1.5 - Уровень безработицы в России, по методологии МОТ (без коррекции сезонных колебаний; в % от экономически активного населения) 

     В кризисный 2008 год на рынке труда  остро проявилось противоречие между спросом и предложением на рабочую силу по профессиональному, половозрастному составу, по уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы. Более 80 % вакансий на рабочие места – для мужчин, тогда как около 70 % состоящих на учете в службе занятости – женщины. Более 35 % вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума, не хватает специалистов рабочих профессий.
     В этой обстановке служба занятости должна была не только помогать адаптации граждан к рыночным условиям, быть не только флюгером, показывающим направление рыночных ветров, но и координатором, связующим элементом всех заинтересованных сторон в работе по решению проблем занятости населения.
     В РФ имеется опыт взаимодействия Департамента ФГСЗН с организациями, министерствами и ведомствами. Тому пример – план совместных первоочередных мероприятий  по реализации постановления Правительства РФ № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения», подписанный в октябре 2008 года Департаментом ФГСЗН, Министерством образования и Министерством по делам молодежи и спорту. В рамках этого плана с целью оказания содействия в трудоустройстве, социальной адаптации студенческой и поствузовской молодежи проводится совместная работа по внедрению в учебных заведениях студенческих кадровых агентств, целевых программ содействия трудоустройству выпускников. Технический университет при поддержке департамента принял участие в объявленном Минобразованием России и Минтрудом России конкурсе проектов «Создание системы содействия трудоустройству и переподготовке незанятых выпускников учреждений профессионального образования». При Центре занятости молодежи совместно с Министерством по делам молодежи и спорту создано Бюро вторичной занятости студентов, которое осуществляет координационную работу, взаимодействие со студенческими кадровыми агентствами.
     В настоящее время необходимо более  гибкое регулирование объемов и  профилей подготовки кадров, в первую очередь, это касается отраслевых учебных  заведений. В условиях отсутствия долгосрочных прогнозов развития экономики, потребности  отраслей в специалистах сделать  это крайне сложно. И все же мы должны исходить из принципа разумного  подхода. На сегодняшний день большинство  состоящих на учете в службе занятости  выпускников имеет экономическое  образование, тогда как в банке  данных вакансий для них практически  нет. По специальности службе занятости  удается трудоустраивать не более 20 % от состоящих на учете выпускников  вузов, имеющих специальность экономического профиля, до 10 % выпускников средних специальных учебных заведений и лишь 5 % выпускников профтехучилищ. Поэтому совместно с Министерством образования пришли к решению создать координационную группу по рассмотрению вопросов об упорядочении подготовки специалистов с учетом требований рынка труда.
     В связи с реформированием частей и соединений Вооруженных Сил  РФ возникают серьезные проблемы по трудоустройству граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей. С целью обеспечения их занятости создана система координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон.
     В России активно используется институт социального партнерства. Между  Правительством, Федерацией профсоюзов и Союзом товаропроизводителей ежегодно заключается трехстороннее соглашение, в мероприятиях по реализации данного  соглашения отражены разделы по занятости  населения РФ. Всесторонний комплексный  подход, подключение заинтересованных структур к решению проблем занятости  населения дают положительные результаты. Все показатели активной политики занятости  населения на 2007 год выполнены  и перевыполнены. В 2008 году службой занятости в России трудоустроено на 21,3 % больше показателя прошлого года. С начала года численность регистрируемой безработицы сократилась на 20,4 %. Динамику численности безработных можно пронаблюдать на рисунке 1.6. 

       

Рисунок 1.6 – Динамика численности экономически активного населения (без коррекции сезонных колебаний млн. человек) 

     По  сравнению с 2007 годом в 2008 году количество участвующих в общественных работах возросло на 78,2 %, в программе «Молодежная практика» – на 16,7 %, в программе «Временная занятость подростков» – на 11,1 %. Число лиц, направленных на профессиональное обучение, возросло по сравнению с предыдущим годом на 14,8 %. Почти в два раза возросло количество вакансий, поступивших в службу занятости от работодателей. Напряженность на рынке труда уменьшилась за год в два раза, и коэффициент составляет на сегодняшний день 1,1. На 60 % увеличилась сумма поступления страховых взносов, что позволило в одиннадцать раз сократить в 2008 году задолженность по выплате пособий.
     По  данным Федерации независимых профсоюзов России, с начала экономического кризиса, были уволены около двух миллионов россиян, сообщил председатель ФНПР Михаил Шмаков на заседании генерального совета ФНПР.
     По его словам, которые приводит «Интерфакс», этот показатель вдвое превышает данные мониторинга Минздравсоцразвития, в соответствии с которыми с начала кризиса было уволено около одного миллиона человек. 
Профсоюзный лидер отметил, что уровень общей безработицы в России, рассчитываемый по методике Международной организации труда, превышает показатели 1994 года, когда в стране отмечался значительно больший спад производства. Следовательно, высвобождение рабочей силы происходит более активно, чем в 90-е годы, уверен он. 
По оценке лидера ФНПР, тенденция роста безработицы сохранится и в перспективе: «Сокращение спроса на труд в Российской Федерации продолжается, поскольку факторы, способствующие снижению безработицы, пока не действуют».

     По  прогнозам ФНПР, дефицит рабочей  силы в стране к 2020-2025 годам может  составить около 10 млн человек. «Через 10-15 лет в стране образуется нехватка рабочей силы в объеме около 10 млн  человек, закрыть которую будет крайне сложно», - заявил он.
     По  данным Минздравсоцразвития РФ, численность  безработных, зарегистрированных в  органах службы занятости России, составила к 17 февраля 2,263 млн человек.
     C начала 2010 года численность зарегистрированных  безработных росла в среднем  на 1,25% в неделю (в тот же период 2009 года этот показатель составлял 4%).
     Статистическое  ведомство в конце февраля  также обнародовало свои данные, подведя  итоги федерального статистического  наблюдения о неполной занятости  и движении работников. Общая численность безработных в России в январе 2010 года составила 6,841 млн человек.
     В начале февраля вице-премьер РФ Александр  Жуков заявил, что около 500 тысяч  российских граждан скоро могут  лишиться работы. По его словам, не уменьшается  и число тех, кто находится  в вынужденном отпуске. На ключевых предприятиях России в системообразующих организациях готовятся уволить 30 тысяч работников, в градообразующих - 62 тысячи.
На рисунке  1.7 представлен перечень резюме и вакансий на октябрь 2010 года.
     В конце февраля 2011г. в государственных  учреждениях службы занятости населения  было зарегистрировано в качестве безработных 1666 тыс. человек. Сезонно скорректированные показатели общей и зарегистрированной безработицы по итогам февраля снова снизились. Исходные данные (без сезонной корректировки) говорят о росте числа зарегистрированных безработных более чем на 10% с середины ноября прошлого года (см. рис. 1.8).
     Всего по итогам прошлого года в региональных программах дополнительных мероприятий  по снижению напряженности на рынке  труда приняли участие 1,92 млн. чел (данные Минздравсоцразвития). В общественных и временных работах приняли участие чуть менее полутора миллионов человек. Однако, судя по опросам руководителей предприятий, проводимых ИЭП (Институт Экономической Политики) им. Е.Т.Гайдара,

Рисунок 1.7 – Соотношение резюме и вакансий, октябрь 2010 года 

        

      Рисунок 1.8 – Диаграмма иллюстрирующая снижение безработицы (без учета сезонных факторов)  

сезонное  сжатие рынка труда вот-вот должно смениться расширением. Планы предприятий по найму рабочей силы в марте-апреле вышли на кризисный максимум - т.е. никогда с III кв. 2008 г. в промышленности не было столь значительного преобладания намерений увеличить численность занятых над намерениями сократить ее. Самый масштабный набор прогнозируется в промышленности строительных материалов, легкой и черной металлургии.
     Рынок труда в России находится пока в стадии становления. Принятие Трудового  кодекса, развитие системы социального  партнерства, работа трехсторонних  комиссий – важные шаги на пути к  его формированию, однако пока они  не позволяют судить о том, будет  ли он гибким, эффективным, обеспечивающим рациональную занятость.
     Разумеется, при создании механизмов регулирования  рынка труда в России необходимо знать западные аналоги с их позитивными  и негативными сторонами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Опыт  некоторых стран  в  регулировании  трудовых отношений
      2.1 Государственное регулирование трудовых отношений в США
     В США общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 - 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений. В связи с чем, в 2009-2010 гг. в США действует программа «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.
     План  заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта  составляет 800-900 млрд. долларов США.
     Блок 1в программе регулирования рынка труда  и трудовых отношений – это финансовая поддержка людям потерявшим работу.
     Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий в  США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие  получают также и безработные  ранее не работающие, но желающие ее найти.  
     Расчет  уровня пособия определяется путем  оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате  Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее  зарабатывать не менее 600 долларов США  в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется  указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в  месяц) за оцениваемое время.
     Кроме того, во многих штатах шансов на пособие  не имеют люди свободных профессий  и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие  в осуществлении выплат в России и США.
     Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении  размеров выплат учитывается наличие  в семье безработного детей и  иждивенцев.
     Также существует финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.
     Блок 2 заключается в инфраструктурных проектах.
     Здесь предусматривает такие проекты, как строительство новых дорог, развитие общественного транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые не только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность  политики по борьбе с безработицей  в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.
     Блок 3. Налоги
     Президент США Барак Обама предложил снизить налоговое бремя на малый бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.
     В частности, предприятия малого бизнеса  могут списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных  в качестве инвестиций.  Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).
     Кроме того, президент США обратился  к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для малого бизнеса  с 2 млн. долларов США до 5 млн. долларов США. Налоговая инициатива помогает в создании рабочих мест (3 августа, 2010). Приблизительно 5,6 миллионов ранее безработных американцев получили постоянную работу, а работодатели сэкономили более 10 миллиардов долларов в качестве налоговых выплат в результате принятия администрацией страны в 2010 году законодательного акта «О стимулах найма для восстановления занятости».
     Эти цифры были озвучены Аланом Крюгером, главным экономистом Министерства финансов США, выступившим 2 августа на пресс-конференции, посвященной подведению первых итогов применения акта «О стимулах найма для восстановления занятости». Вновь опубликованные данные значительно превосходят предварительные оценки, опубликованные несколько недель назад и предполагающие создание лишь 4,5 миллионов новых рабочих мест в первые четыре месяца.
     Уточненные  цифры, приводимые в отчете Министерства финансов, показывают, что наибольшее количество рабочих мест за период с февраля по июнь текущего года в количестве более 756 тысяч было создано в Калифорнии. Далее следует штаты Техас, Нью-Йорк и Флорида, в которых зафиксировано создание соответственно более 364 тысяч, 339 тысяч и 303 тысяч долговременных новых рабочих мест. Северная Дакота и федеральный округ Колумбия оказались наименее активными, и в них лишь чуть более 9 тысяч безработных получили рабочие места за тот же период. Неквалифицированные и низко квалифицированные рабочие с невысоким образовательным уровнем статистически составили основную массу занятых на новых рабочих местах.
     Акт «О стимулах найма для восстановления занятости» изначально был ориентирован на оказание помощи тем слоям населения, которые оказались менее всего защищены от последствий спада в экономике США. В качестве основного стимула для создания новых рабочих мест администрация страны использовала значительное снижение уровня выплат в фонды социального страхования, которые работодатели должны делать за своих новых работников. Такая мера позволила не только обеспечить работой людей, не имеющих ее в течение продолжительного времени, но и уже сэкономила работодателям 10,4 миллиарда долларов на снижении налоговых выплат.
     Чарльз  Шумер, сенатор от штата Нью-Йорк и один из инициаторов принятия нового законодательного акта, подводя итоги  первых четырех месяцев, отметил, что  акт был принят в нужное время  и стал эффективным и направленным механизмом по созданию рабочих мест, и что он будет добиваться продления  его действия еще на полгода.
     Также в Америке для решения проблем  с занятостью стали работать и  над улучшением структуры рабочих  мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в США является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному  плану и консультирование по вопросам карьеры.
     Поддержка малого бизнеса действует и в  России, однако комплекс мероприятий  сводится только к предоставлению кредитов. Подобное направление на снижение налогового бремени необходимо использовать и  в нашей стране.
     В отличие от российских методов, политика занятости в США подчинена  ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену  общества не просто любой работы, а  возможности в наибольшей степени  развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное  вознаграждение за свой труд.
     Изучение  российских и американских методов  борьбы с безработицей показало, что  в сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и  местной власти в развитых странах, в частности у США, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные  органы в России для разработки и  проведения политики занятости, крайне ограничены.
     Политика  по борьбе с безработицей в США  происходит эффективнее, поскольку  она способна не только снизить уровень  безработицы до естественного уровня, но и обеспечить устойчивый экономический  рост. Следующие направления американской политики должны быть взяты на вооружение и в нашей стране:
     1) применение инфраструктурных проектов  как основного способа снижения  безработицы; 
     2) снижение налогового бремени  в момент кризиса как способ  поддержания малого бизнеса; 
     3) индивидуальный подход к каждому  безработному, предоставлению каждому  трудоспособному члену общества  не просто любой работы, а возможности  в наибольшей степени развить  и реализовать свой потенциал,  получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд;
     4) дифференциация уровня пособия  по безработице в зависимости от наличия в семье безработного детей и иждивенцев.
     Крайне  важно корректировать  общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив  региональных рынков труда.
     Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости.  

2.2  Опыт регулирования рынка труда в Германии
      Регулирование рынка труда становится одной  из наиболее сложных и важных задач  экономической политики. Труд –  это не только хозяйственный ресурс, но и важнейший социальный институт, а требования субъектов, реализующих  трудовую функцию или продающих  свой труд, многообразны и не сводятся только к эквивалентному вознаграждению. Но рациональное, с позиций предприятия, использование данного ресурса, часто не представляется таковым с общественной и социально-политической точек зрения. Поэтому нередко предпринимаются попытки вывести рынок труда из сферы обычных рынков и применять по отношению к нему особый тип регулирования.
      Однако  механизмы рыночного хозяйства  очень чутко реагируют на пренебрежение, принципом эффективности, создавая новые проблемы там, где используемые способы регулирования, будучи, казалось бы, достаточно дееспособными и приемлемыми  для всех, не вполне соответствуют  требованиям рынка. В условиях мирохозяйственной  глобализации рыночное давление становится особенно жестким. Исправить же ситуацию в сфере труда непросто, поскольку  экономической необходимости противостоят политические соображения и часто  мощные группы интересов.
      Система социально-трудовых отношений, формировавшаяся  в Германии с конца XIX в. (во многом усилиями тогдашнего канцлера Отто фон Бисмарка8) и получившая свое завершение в 70-х годах ХХ столетия, всегда считалась компромиссной, что в большой мере обусловливалось политическими факторами. Государство рано осознало, что без решения «социального вопроса», т.е. преодоления нищеты рабочих масс, капиталистическая система не будет устойчивой. Основными условиями, необходимыми для этого, являлись преодоление массовой безработицы и установление взаимоприемлемой для работника и работодателя заработной платы. Не полагаясь на «патернализм» предпринимателей, государство брало заботу о наемных работниках на себя. Это привязывало их к нему, и неслучайно тот же Бисмарк видел в них «государственных пенсионеров».
      После долгих поисков методом проб и  ошибок была выработана система, включавшая страхование от безработицы (закон 1927 г., принятый накануне мирового экономического кризиса); государственные меры по содействию занятости; переговорный механизм между профсоюзами и союзами работодателей, или так называемую тарифную автономию, введенную в 1948 г.. Последняя предполагала, что отраслевые профсоюзы и союзы работодателей заключали соглашения о тарифных ставках и других обязательных выплатах по категориям работников и иногда по регионам без участия государства, которое контролировало лишь соблюдение законодательных актов.
      В конце 60-х – начале 70-х годов  работал (хотя не всегда удачно) механизм «согласованного действия» («концертная акция»), суть которого заключалась в том, что представители профсоюзов, союзов работодателей и государства должны были согласовывать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками в рамках страны. В последние годы некоторое подобие «согласованного действия» пытается возродить правительство Г. Шрёдера, создавшее «Союз за труд» с аналогичными участниками и близкими функциями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.