На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности социальнопсихологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального  образования
«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  социальной психологии 

     Тема: Особенности социально–психологической адаптации
     и самоактуализации студентов, живущих
в родительской семье  и вне ее 
 
 

Выполнил:
Студентка 4 курса  группы СП-072
специальность «Психология»
Конева  Е.В. 

Научный руководитель:
Ассистент Серый Н.А.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово 2011
     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3 

     Глава I. Теоретический анализ изучаемой  проблемы…………........…5 

     Глава II. Организация и методики исследования:
     2.1. Организация исследования………………………………………...11
     2.2. Методики исследования…………………………………………...11
     2.3. Используемые показатели и их  условные обозначения………...13 

     Глава III. Результаты исследования и их обсуждение:
    3.1. Исследование  различий в степени выраженности  социально-психологической адаптированности  и самоактуализации личности у студентов, живущих в родительской семье и вне ее………………..14
    3.2. Исследование  специфики показателей социально-психологической  адаптированности и самоактуализации у студентов живущих в родительской семье и в не ее……………………………………….....15 

     Заключение……………………………………………………………….21 

     Список  литературы………………………………………………………23
     Приложение 1…………………………………………………………....25
     Приложение 2……………………………………………………………30
     Приложение 3……………………………………………………………35
            Приложение 4……………………………………………………………..47
          Приложение 5……………………………………………………………..48
          Приложение 6……………………………………………………………..49
 

      Введение 

     Нынешняя  российская система образования  переживает разные этапы изменений. Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. В настоящее время проблема самоактуализации и адаптации личности на таком важном возрастном этапе, как молодость, недостаточно разработана; базовые и дополнительные конструкты, составляющие структуру потребности самоактуализации, не изучены.
     Научная и практическая актуальность проблемы адаптации и самоактуализации заключается  в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека, помочь ему развить  свой потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации  и самоактуализации человека в разнообразных  социальных условиях на различных уровнях  приобретает в настоящее время  фундаментальное значение. Научная  новизна данной работы заключается  в том, что предпринята попытка  взглянуть на адаптацию и самоактуализацию современного студента с учетом проживания в родительской семье и вне  ее.
     Объект  данной работы – особенности социально-психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее.
     Предмет исследования – специфика особенностей социально-психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее.
     Гипотеза  исследования: существуют особенности в адаптации и самоактуализации среди студентов, живущих в родительской семье и вне ее.
     Цель  исследования: изучение особенностей социально – психологической адаптации и самоактуализации студентов, проживающих с родителями в сравнении со студентами, которые живут самостоятельно.
     Задачи  исследования:
    Изучить существующие теоретические положения об социально-психологической адаптации и самоактуализации личности в отечественной и зарубежной литературе.
    Выявить различия и особенности социально – психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих с родителями, от студентов, живущих самостоятельно.
 

      Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы 

     В отечественной и зарубежной психологии существует множество подходов к  исследованию адаптации и самоактуализации личности.
     Понятие «адаптация» - одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [3]. Существуют различные подходы к понятию «психологическая адаптация». Ее рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, «которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них» [1].
     В период всей жизни человека – с  момента рождения (то есть выделения  из утробы матери как автономного, самостоятельного организма) и до самой смерти - его  непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим  понятием «жизнь»: немыслима жизнь  без адаптации, равно как и  адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.
     Налчаджян А.А. рассматривал адаптацию, как процесс приспособления к условиям среды с целью установления определенного состояния, и как само состояние, при котором потребности организма удовлетворены с учетом требований со стороны среды [11].
     В психоанализе толчком к началу процесса адаптации и достижения адаптивности является конфликт. В рамках этого направления психологии отмечают две разновидности адаптации (современный психоанализ):
    аллопластическая адаптация, осуществляемая посредством тех изменений во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями;
    аутопластическая адаптация, осуществляемая за счет изменений личности (структуры, умения, навыков и т.д.), с помощью которых она приспосабливается к среде .
     По  мнению Розум С.И., эффективность  психической адаптации впрямую  зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных  ситуациях в семейной или служебной  сфере, затруднениях в построении неформального  общения нарушения механической адаптации отмечались значительно  чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств окружающих как фактора  привлекающего в подавляющем  большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как  фактора отталкивающего – с её нарушениями [13].
     Исследования  отечественных ученых Будякиной  М.П., Русалиновой А.А., Верршининой  Т.Н., Таранова Е.В. внесли существенный вклад в изучение взаимосвязи  производственной и социально-психологической  адаптации. Акцент в их исследованиях - личность индивидуума в рабочем  коллективе. Некипелов М.И., Кухлова  Г.Г. и др. исследовали динамику работоспособности, психических и физиологических  состояний у студентов. Однако большинство  авторов ограничиваются только констатацией тех или иных изменений, не пытаясь  подойти к трактовке полученных знаний с системной позиции.
     В исследованиях Петровского В.А. и  Полевой М.В. показано, что на положительное  развитие личности в плане дальнейшей социально-психологической адаптации большое влияние оказывает лояльное отношение родителей к неординарной активности ребенка.
       Проблема адаптации молодежи  хотя и привлекает большое  внимание исследователей, но еще  пока плохо изучена.
     Исследование  проблемы адаптации, в конечном счете, сводится к раскрытию той совокупности факторов, которые предопределяют сравнительно быструю, полную и устойчивую адаптивности, и тех предпосылок, которые выступают причиной неадаптивности.
     Анализ  многочисленных исследований, посвященных  различным аспектам самоактуализации, показывает, что, с одной стороны, это явление подвергается всестороннему  рассмотрению, а, с другой стороны, явно прослеживается разноречивость представлений, особенно касающихся состава и структуры  самоактуализации (Г.А. Альбуханова-Славская, А.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл).
     Понятие «самоактуализация» было введено в  психологию Абрахамом Маслоу (1908-1970). Этим термином А. Маслоу обозначил особенность  людей, которые отличаются от большинства  тем, что они более полно реализуют  в жизни свой потенциал, используют свои силы и способности. Синонимами понятия «самоактуализация» нередко  выступают понятия «развитие  личности», «психологическое здоровье», «личностный рост».
     3. Фрейд — один из первых, кто  попытался увидеть в доминантных  инстинктах человека потребность  в самоактуализации. Самоактуализация, по 3. Фрейду, локализуется в бессознательном  слое человеческой психики и  проявляется в «стремлении к  удовольствию», присущем человеку  с рождения. Этой инстинктивной  потребности в самоактуализации  противостоят названные обществом  императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит  в цензуре за бессознательным,  в подавлении инстинкта подобных  потребностей.
     Немало  страниц посвящает характеристике потребности в самоактуализации Э. Фромм. Он связывает ее с потребностями  человека в идентификации и целостности. Идентификация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с  полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда  активно влияет на эту потребность. Потребность в самоактуализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность  — психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы ее удовлетворения: она может найти выход в творчестве ив разрушении, в любви и в преступлении и т.д.
     Базовыми работами по проблеме самоактуализации личности считаются работы двух американских психологов Маслоу А., Роджерса К., основоположников основных направлений в гуманистической теории личности.
     Согласно  К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная  им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом  виде будущие свойства человека. Вторая — «организмический отслеживающий  процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «я», которая  включает «идеальное я» и «реальное  я». Эти подструктуры структуры «я»  находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. [5]
     В контексте теории Роджерса, тенденция  самоактуализации — это процесс  реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью  стать полноценно функционирующей  личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную  смыслом, поисками и волнениями. К  тому же самоактуализирующийся человек  живет экзистенциально, непринужденно  наслаждаясь каждым моментом жизни  и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуя каких-то особых мотивационных  конструктов (то есть специфических  влечений), чтобы понять, почему человек  активен; каждый человек исходно  мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Нужно  подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
     Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший  этого уровня развития, добивается полного использования своих  талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться —  значит стать тем человеком, которым  мы можем стать, достичь вершины  нашего потенциала.
     Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.
     Маслоу свободно определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» [10]. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [7].
     Достижение  самоактуализации означает идеальный  стиль жизни. По Маслоу, эти люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Он также  полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который  потенциально заложен в каждом из нас. Конечно, как и в случае любого абстрактного образа идеального психического развития, нельзя достичь самоактуализации, просто следуя предписаниям. Напротив, это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.
     Маслоу  пришел к заключению, что самоактуализирующиеся  люди имеют следующие характеристики.
     1. Более адекватное восприятие  реальности.
     2. Приятие себя, других и природы. 
     3. Непосредственность, простота и  естественность.
     4. Центрированность на проблеме.
     5. Независимость: потребность в  уединении. 
     6. Автономия: независимость от культуры  и окружения. 
     7. Свежесть восприятия.
     8. Вершинные, или мистические переживания. 
     9. Общественный интерес. 
     10. Глубокие межличностные отношения. 
     11. Демократичный характер.
     12. Разграничение средств и целей. 
     13. Философское чувство юмора.
     14. Креативность.
     15. Сопротивление окультуриванию.
     По  итогам проделанной работы можно  сделать вывод, что проблема адаптации  и самоактуализации личности в современной  психологии занимает не последнее место  и ей уделяется немало места и  времени в работах исследователей и психологов. 
 

     Глава II. Организация и  методики исследования

     2.1. Организация исследования

 
     Исследование  проводилось 2011 году.
     Эмпирическим  объектом являлись студенты КемГУ г. Кемерово. Общая выборка была разделена на две группы: 7 студентов, проживающих в родительской семье, и 7 студентов, живущих отдельно от родителей. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет. Испытуемые были выровнены по половому признаку.
     В соответствии с задачами работы, для  выявления особенностей социально  – психологической адаптации  и самоактуализации студентов, были применены статистические методы. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики посредством  пакета программ Stat Soft Statistika 6.0 (русская  версия). Использовался t-критерий Стьюдента  для независимых выборок. Для  обнаружения особенностей взаимосвязей показателей адаптации и самоактуализации применялись корреляционный анализ по Пирсону.

     2.2. Методики исследования

 
     Психодиагностический  комплекс состоял из 3 стандартизированных методик, отбор которых проводился в соответствии поставленным целям, а именно получения информации об особенностях социально – психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее. 

     
    Методика  «Исследование уровня субъективного контроля (УСК)» [5]. Данная методика разработана отечественными психологами Е.Ф.Бажиным, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткинд и позволяет оценить сформированность у испытуемых уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Опросник УСК состоит из 44 утверждений, с каждым из которых можно согласиться (выбрать ответ «Да») или не согласиться (ответ «Нет»).
 
     
    Методика «Социально-психологическая адаптированность личности (СПА)» [13]. Опросник СПА был разработан К. Роджерсом и Р.Даймондом для выявления степени адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений. В качестве оснований для дезадаптации они предполагают ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень принятия себя, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.
 
     
    Методика  «Самоактуализационный  тест (САТ)» [6]. Авторы - Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман и др. Тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения. Тест измеряет самоактуализацию по двум базовым и 12 дополнительным шкалам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.3. Используемые показатели  и их условные  обозначения 

    1 Коэффициент социально-психологической  адаптированности
    2 Коэффициент социально-психологической  дезадаптированности
    3 Общая интернальность
    4 Интернальность  в области достижений
    5 Интернальность  в области неудач
    6 Интернальность  в семейных отношениях
    7 Интернальность  в области производственных отношений
    8 Интернальность  в области межличностных отношений
    9 Интернальность  в отношении здоровья и болезни
    10 Ценностная  ориентация
    11 Гибкость поведения
    12 Сензитивность
    13 Спонтанность
    14 Самоуважение
    15 Самопринятие
    16 Представление о природе человека
    17 Синергичность
    18 Принятие агрессии
    19 Контактность
    20 Познавательные  потребности
    21 Креативность
 

      Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

      3.1. Исследование различий  в степени выраженности  социально-психологической  адаптированности  и самоактуализации личности у студентов, живущих в родительской семье и в не ее

 
     С целью установления значимых различий в группах студентов, живущих  в родительской семье (гр.2) и студентов, проживающих самостоятельно (гр.1), был  проведен сравнительный анализ достоверных  различий всех личностных показателей  по Т-критерию Стьюдента (табл.1). 

     Таблица 1.
     Различия  средних значений показателей в  группах студентов, живущих в родительской семье (гр.2) и студентов, проживающих самостоятельно (гр.1) 

Переменная Среднее Среднее   Уровень
  Группа 1 Группа 2 t-критерий значимости
Коэффициент социально-психологической адаптированности 57,43 52,14 3,04 0,005
Коэффициент социально-психологической дезадаптированности 7,21 12,5 -3,25 0,003
 
     При сравнении результатов диагностики  с помощью Т - критерия Стьюдента  обнаружены статистически достоверные  различия по следующим шкалам:
    Шкала «Коэффициент социально–психологической адаптированности» (Методика «Социально-психологическая адаптированность личности» К.Роджерс и Р.Даймонд)
    Шкала «Коэффициент социально–психологической дезадаптированности» (Методика «Социально-психологическая адаптированность личности» К.Роджерс и Р.Даймонд)
     Полученные  результаты позволяют сделать следующие  вывод:
     Студенты, проживающие в не родительской семьи, по сравнению со студентами, живущими с родителями, имеют более высокий  коэффициент социально-психологической  адаптированности. То есть, студенты, живущие  самостоятельно, противостоят различным природным и социальным факторам, и активно и целенаправленно воздействуют на них. Возможно так же, что ситуация самостоятельности способствует развитию этих свойств личности.

      3.2. Исследование специфики  показателей социально-психологической  адаптированности  и самоактуализации  у студентов живущих в родительской семье и в не ее

 
     Анализ  особенностей характера  взаимосвязи. Для выявления специфики взаимосвязи показателей, сопоставим результаты корреляционного анализа, полученные по данным группы студентов, живущих в родительской семье, и студентов, проживающих самостоятельно. Исходя из цели и задач исследования, анализ картины корреляционных данных осуществлялся нами по следующей схеме:
    Описание корреляционных связей общих для 2-х групп.
      Описание корреляционной структуры в группе студентов, живущих в родительской семье
      Описание корреляционной структуры в группе студентов, проживающих самостоятельно.
      Описание различий корреляционных связей специфических для каждой группы.
      Сравнение характера взаимосвязей корреляционных показателей обеих групп.
     В результате корреляционного анализа в каждой группе были выявлены как общие, так и специфические связи.
     Рассмотрим  характер корреляционных связей показателей  адаптированности и самоактуализации личности (рис.1,2). 

21
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
19
11
20
12
13
14
15
18
16
17

     Рис.1 Схема взаимосвязей показателей  социально-психологической адаптированности и самоактуализации в группе студентов, живущих самостоятельно.
21
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
19
11
20
12
13
14
15
18
16
17

     Рис.2 Схема взаимосвязей показателей  социально-психологической адаптированности и самоактуализации в группе студентов, живущих в родительской семье. 

     В ходе исследования были выявлены корреляционные связи, характерные для обеих  групп:
     - высокая контактность связана  с высокой спонтанностью и  сензитивностью; высокая сензитивность  в свою очередь связана с  креативностью;
     - высокое самоуважение связано  с высоким самопринятием и  спонтанностью;
     - познавательные потребности пропорциональны  ценностной ориентации;
     - коэффициент социально-психологической  адаптированности обратно пропорционален  коэффициенту социально-психологической  дезадаптированности.
     Наличие этих связей, возможно, говорит о  том, что современные студенты способны к быстрому установлению глубоких контактов  с людьми и принятию себя; ценят  свои чувства и спонтанно выражают их. Высокая степень самоактуализации связана со стремлением к приобретению знаний об окружающем мире.
       Наибольшая плотность взаимосвязей  наблюдается в выборке студентов,  живущих в родительской семье.  Выявились следующие показатели:
     - Ценностная ориентация
     - Принятие агрессии
     - Контактность
     - Самоуважение
     - Спонтанность
     - Гибкость поведения
     -Сензитивность
     - Креативность
     Исходя  из результатов, можно предполагать, что данные свойства являются ключевыми  в данной группе. Рассмотрим взаимосвязи  каждого из этих факторов (рис.2)
     Высокая степень самоактуализации связана  с выраженной творческой направленностью  личности, со способностью ценить свои чувства и свободно их выражать, отдавать отчет в своих потребностях и чувствах, гибкостью человека в реализации своих ценностей и способностью реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
     Способность принимать свою агрессивность как  естественное проявление человеческой природы связана с высоким  уровнем субъективного контроля над значимыми ситуациями, высоким  коэффициентом социально психологической  адаптированности. Принятие собственной  агрессии так же связанно с гибкостью  поведения и высоким самоуважением.
     Способность к быстрому установлению контактов  связана с самопринятием, самоуважением, высокой степенью самоактуализации и сензитивности.
     Высокая креативность связана со стремлением  к приобретению новых знаний, с  высокой ответственностью за собственную  жизнь, высокой самоактуализацией  и гибкостью поведения.
     То  есть специфической особенностью студентов, живущих в родительской семье, является то, что самоактуализация взаимосвязана  с блоком чувств; показатель «принятие  агрессии» находится в более  тесной взаимосвязи с другими  показателями адаптированности и самоактуализации.
     Наибольшее  количество связей в группе студентов, живущих самостоятельно (рис.1) выявлено у показателей:
     - Спонтанность
     - Сензитивность
     - Самоуважение
     Вышеобозначенные показатели являются значимыми для обеих групп, но в каждой группе они вступают в разные симптомокомплексы. Принятие агрессии в группе студентов, живущих самостоятельно, связано, с одной стороны, с низкими представлениями о природе человека, с другой стороны, самоуважением и высокой спонтанностью поведения. Высокая адаптивность в группе студентов, проживающих самостоятельно, связана с высокой ответственностью за свое здоровье и развитым чувством субъективного контроля. Тогда как в группе студентов, проживающих с родителями, этот показатель коррелирует с контактностью и принятием агрессии. Отличительной особенностью группы студентов, проживающих самостоятельно, является и то, что показатель «интернальность в семейных отношениях» связан с показателем «интернальность в области здоровья». И чем выше в данной группе ответственность в области межличностных отношений, тем ниже самопринятие и самоуважение. В группе студентов, живущих в родительской семье, таких взаимосвязей не наблюдается.
     Таким образом, сравнительный анализ характера взаимосвязей показателей социально-психолигической адаптации и самоактуализации  студентов, живущих в родительской семье и в не ее, дает возможность сделать несколько выводов:
    Наибольшая плотность взаимосвязей наблюдается в выборке студентов, живущих в родительской семье.
    Для студентов, живущих в родительской семье, характерны более тесные взаимосвязи показателя «принятие агрессии» с другими показателями адаптированности и самоактуализации.
    Адаптированность студентов, проживающих самостоятельно, зависит от развитости чувства субъективного контроля и высокой ответственности за свое здоровье.
    Адаптированность студентов, живущих в родительской семье, зависит от контактности и способности принять свою агрессивность.
    Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих с родителями, связана с творческой направленностью личности, принятием своих чувств.
    Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих самостоятельно, зависит от стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
 

      Заключение 

     Результаты  проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие  общие выводы:
    Выявлены различия в особенностях социально-психологической адаптированности и самоактуализации у студентов живущих в родительской семье и в не ее, которые проявляются в степени выраженности отдельных свойств, в характере связей между ними и в представленности разных свойств в системе этих связей.
    Студенты, проживающие в не родительской семьи, имеют более высокий коэффициент социально-психологической адаптированности, по сравнению со студентами, живущими с родителями. То есть, студенты, живущие самостоятельно, противостоят различным природным и социальным факторам, и активно и целенаправленно воздействуют на них. Возможно так же, что ситуация самостоятельного существования способствует развитию этих свойств личности.
    Наибольшая плотность взаимосвязей наблюдается в выборке студентов, живущих в родительской семье.
    Для студентов, живущих в родительской семье, характерны более тесные взаимосвязи показателя «принятие агрессии» с другими показателями адаптированности и самоактуализации.
    Адаптированность студентов, проживающих самостоятельно, зависит от развитости чувства субъективного контроля и высокой ответственности за свое здоровье.
    Адаптированность студентов, живущих в родительской семье, зависит от контактности и способности принять свою агрессивность.
    Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих с родителями, связана с творческой направленностью личности, принятием своих чувств.
    Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих самостоятельно, зависит от стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
 

           Список  литературы 

      Абульханова, К.А., Енакаева, Р.Р. Российский менталитет – или игра без правил? // Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления [Текст]/ К.А. Абульханова. М., 1996.
      Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст]/ Ю.А. Александровский. М., 1976.
      Ананьев, Б.Г. О психологических аспектах социализации // Человек и общество[Текст]/ Б.Г. Ананьев. ЛГУ, 1971.
      Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности [Текст]/ В.Г. Асеев.  Иркутск, 1986.
      Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/  Ф.Б. Березин. Л., 1988.
      Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии[Текст]/ Б.В. Зейгарник. М., Издательство МГУ, 1982.
      Ионов, В.А., Максимов, С.А. О некоторых психолого-педагогических и медико-физиологических факторах адаптации студентов // [Текст]/ В.А. Максимов. Специалист, 2004, № 11, стр. 33-36.
      Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст]/ О.Н. Истратова. Ростов-на-Дону, 2005.
      Карелин, А.Н. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]/ А.Н. Карелин. М., 2006.
      Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. [Текст]/ А. Маслоу. СПб., 1997.
      Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]/ А. Маслоу. М., 2001.
      Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. [Текст]/ Под ред. А.А. Пузырея. М., 1982.
      Налчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности [Текст]/ А.А. Налчаджан.  Ереван: Изд-во АН АрмСССР, 1988.
      Петрова, Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация // Психологический журнал[Текст]/ – 2003.– №3.– С.116-120
      Психологический словарь [Текст]/под ред. В.П Зинченко, Б.Г Мещерякова. –М.: 1999.
      Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: становление человека [Текст]/ К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994.
      Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст]/ С.И. Розум. СПб., 2006.
      Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст]/ Г. Селье.  М., 1960.
      Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003
      Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]/ Н.П. Мануйлов. М., 2002.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение  1
Методика  «Исследование уровня субъективного контроля (УСК)»
Инструкция:
Ответьте пожалуйста на поставленные вопросы, используя (отмечая  на бланке) одну из градаций 7-балльной шкалы :
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
1.       Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
2.       Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
3.       Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
4.       Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
5.       Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
6.       Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
7.       Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
8.       Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
9.       Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
10.   Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
11.   Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
12.   То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
13.   Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
14.   Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
15.   То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
16.   Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
17.   Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
18.   Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало е зависит от того, как сложатся обстоятельства.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
19.   Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
20.   В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
21.   Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
22.   Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
23.   Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
24.   Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
25.   В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
26.   Я часто чувствую, что ничего lie могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
27.   Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.