На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Историческое значение принятия христианства на Руси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский  государственный технический университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и финансов предприятий 
 
 
 

Реферат по дисциплине история
на тему «Историческое значение принятия христианства на Руси» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст. гр. ЭФП-1.2
Рафекова  Г.Г.
Проверил: Ситникова О.В. 
 
 

Волгоград 2011
Содержание 

Введениие………………………………………………………………………….3
Предпосылки принятия христианства на Руси………………………………...4
Причины, повлиявшие на выбор официальной религии Руси……………..…10
Крещение Руси…………………………………………………………………...13
Историческое  значение принятия христианства……………………………....20
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список литературы…………………………………………………………..….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       IX-XI века - важнейший период истории славянских народов, в который складывалось древнерусское государство.
       Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Для утверждения Руси, как современного государства на политической карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был принят в большинстве цивилизованных государств, как Европы, так и Азии, а в те времена главным просветительским и объединяющим фактором являлась именно Церковь. И в Х веке Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни. С самого начала хотелось бы оговорить, что  история не знает быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы.
       Н.М. Карамзин1, акцентирует внимание на недостаточном просвещении Руси до принятия православия. По его мнению, это главная причина принятия христианства. Политические и экономические причины он считает менее важными. Это и понятно, ведь Н.М. Карамзин представляет нам развитие истории, как усилия отдельных личностей, глав государства с их сильной государственной властью (самодержавием).
       Целью написания реферата является изучение процесса принятия Русью Христианства и влияние этого события на историческую судьбу России. В ходе написания реферата мною решались следующие задачи: 1) дать краткую характеристику предпосылок принятия христианства на Руси; 2) раскрыть причины, повлиявшие на выбор религии; 3) рассмотреть процесс крещения Руси; 4) дать краткий анализ влияния принятия Русью Христианства на историческую судьбу России.
Глава 1. Предпосылки принятия христианства на Руси.
      Обстановка в Киевской Руси перед официальным принятием христианства
     В Х веке продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны, необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны, перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства. 
В этой связи вся стремительная деятельность Великого Князя Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси была направлена на решение больших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача - создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Черного) моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена не была, т.к. здесь Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги. 
         Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям, была открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на "месяц конного пути" от Дуная до Жигулей. Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался побочный сын Святослава - Владимир. 
            В г. Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине Х в. некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. Во всяком случае в былинах сохранилась память о том, что он был при княжеском дворе "конюхом да приворотчиком", а позже стал придворным - " стольничал-чашничал девять лет". Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили его происхождением, называя "робичичем" и "холопищем".

     Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед очередным и, как потом окажется, трагическим  походом 970 г., Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу - Древлянская земля. В то же время Новгородцы, недовольные, может быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители. Ни Ярополк, ни Олег не согласились княжить в Новгороде. Так юный "робичич" стал князем-наместником в Новгороде. Через несколько лет после трагической гибели Святослава между братьями началась усобица, подогреваемая боярским окружением. В результате Олег Древлянский был убит, а Владимир, сбежав из Новгорода и три года пробыв за морем, привел с собой наемную варяжскую дружину и в 980 г. двинулся на Киев. Но кроме того, что он шел войной на Ярополка, он еще решил отбить у него невесту. Дело в том, что, будучи женат на гречанке-красавице, которую привез ему из похода отец, Ярополк сватался и к Рогнеде, дочери Полоцкого князя Рогволода (не Рюрикова рода). Владимир, чтобы склонить Полоцкого князя на свою сторону,также послал сватов к Рогнеде. Летописец говорит, что в таких затруднительных обстоятельствах Рогволод отдал дело на решение дочери. Но Рогнеда обидно отказала Владимиру, сказав, что не хочет идти за сына рабыни.
     Дружина Владимира захватила Полоцк. Князь Рогволод с двумя сыновьями был убит, а Рогнеда взята Владимиром в жены. 
Из Полоцка Владимир двинулся уже непосредственно на Киев. Не без предательства людей из собственного окружения Ярополк был убит. Таким образом, Владимир сел на киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Первым его делом была женитьба на вдове убитого брата - гречанке (поскольку многоженство в язычестве не возбранялось)2.

     Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью  злодеяний и храбрых Варягов  овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть Государем  великим". Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно теснить христиан, которых в Киеве к тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен Игоря они имели свой соборный храм - Святого Ильи. По княжескому приказу был изготовлен новый истукан Перуна - бога грозы и войны - с серебряной головой и золотыми усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими истуканами. Там, говорит летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью жертв. Таким образом, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.  

1.2. Первые христиане.
       История  христианства  на   Руси   начинается   с   предания,   глубоко укоренившегося в народной памяти, - сказания о путешествии на Русь  св. апостола Андрея Первозванного3. О достоверности этого факта в исторической науке ведутся споры.
          Первые   сообщения   византийских   источников,    в    которых рассказывается об обращении руссов ко Христу, следует рассматривать  скорее не как свидетельства о первых христианах среди наших  предков,  но  лишь  в качестве  первых  дошедших  до  нас   письменных   источников,   отразивших определенный этап распространения святой веры на Руси.
          Крещение русских дружин в Константинополе в 860 г. имело необычайно важное  значение для распространения христианства в  Русской  земле.  Можно  с  уверенностью говорить не только о наличии  среди  руссов  отдельных  христиан,  но  и  о существовании среди них христианской  общины,  помимо  Киева,  и  в  других центрах  Руси.
          Принесенное из Византии первоначальное  христианство не  исчезло  и   после того, когда в Киев пришел  из Новгорода князь Олег. Приблизительно  во второй половине IX в. - начале X в., христианская Церковь на  Руси  Киевской  уже имела некоторое устроение: в каталоге императора Льва VI (885 -  912)  она, как митрополия Константинопольского патриарха,  считалась  на  61-ом  месте,  а  несколько позже, в перечне императора Константина Багрянородного, русская  митрополия была записана 60-ой.
       Выдающуюся роль в деле просвещения Руси светом Благовестия сыграли и  ряд следующих важнейших обстоятельств.
          Как известно, в 864 году принимает  благодать крещения Болгария, с  которой Древнерусское государство начинает поддерживать самые  тесные  отношения  с конца IX - начала X века. Именно оттуда, по утверждению ряда историков, на Русь поступали богослужебные книги и богатая духовная литература.
          Согласно хронологии А.В. Карташова4, в 855 - 56 гг. трудами «просветителей языков словенских» св. равноапостольных братьев  Кирилла  и  Мефодия  было положено начало славянской письменности. Как убедительно доказал  Карташов, Хазарская миссия (861г.) св. Константина Философа и Мефодия стоит в тесной связи с нападением русских на Константинополь в 860 г. «Константин Ф.  с  Мефодием,  - говорит историк, - отправляясь в  Хазарию, ехали по  благословению патриарха Фотия к той Руси, которая нападала на Константинополь и затем просила о посылке к  ним христианского учителя».  Таким образом   русские   христиане   уже к   началу существования собственной   епископии   имели   на   руках    большинство богослужебных книг и почти всё Святое Писание на родном языке, что в огромной степени способствовало  развитию  зачатков  христианства,  заложенных  св. братьями.
          О раннем распространении письменности на Руси свидетельствует  и  договор князя Олега с Византией, датированный 911 годом и дающий основание говорить о существовании уже в то время при киевских князьях особой канцелярии,  где хранились и письменные документы.
          Дальнейшее   распространение   веры   Христовой    в    Русской    земле засвидетельствовано прежде  всего знаменитым  договором князя Игоря   с Византией, заключенным в 944 году.    Его ценность состоит в том,  что он  дает  отчетливое  представление, насколько уже христианская  община  в Киеве в середине  X  века   была многочисленна по  своему  составу и пользовалась  огромным  влиянием   в государственной жизни Руси.
         После смерти Игоря (945) до совершеннолетия Святослава  правительницей становится  княгиня  Ольга.   Время правления св. Ольги отражает существенно новый этап в исторической и религиозной жизни русского народа. Благодаря ее заботам  были  прекращены грабежи покоренных племен, а также  введено  правильное  налогообложение  и административное деление Русской земли. Но кроме величия  св.  княгини  как правительницы государства, летописцев удивляло в ней и то,  что,  оставшись вдовой,  она,  вопреки  языческим  обычаям,  не  вышла  второй  раз  замуж, «уподобившись горлице единомужней».
          Примечательно, что при крещении  Ольга была наречена христианским  именем Елена. Вполне вероятно, что это имя ей  было  дано  в честь св. Елены,  матери  Константина   Великого,   так   много   потрудившейся   для распространения веры в Римской империи. Не случайно именно с ее трудами все русские  письменные  источники  справедливо  сравнивают  духовные   подвиги княгини Ольги.
             Во время своих многочисленных  миссионерских путешествий, св. княгиня удостоилась видеть, как многие из ее подданных, внимая ей, «любезно принимали от уст ея слово Божие и крестились». Но    проводить     политику     христианизации,   заниматься храмостроительством Ольга могла только в пределах своих  личных  дворцов  и поместий, т.к. в то время еще сильны были позиции партии язычников, которым сочувствовал воинственный Святослав.
             Период, отделяющий кончину св. Ольги (969) от крещения Руси при св. кн. Владимире,  характеризуется  в  истории  нашего  христианства  наступлением языческой реакции.
          В  наивысшую  фазу  обострения   отношений   официального   язычества   и развивающегося христианства, после некоторого затишья во времена  «кроткого и милостивого» Ярополка и Олега, Киевская Русь  вступает  с  воцарением  их младшего брата Владимира (978г.). «Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев подпал под ее влияние; потом он, тоже еще  в детстве, увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и  вырос  там  под  влиянием  старой  веры»,  -  сообщает  нам  А.В. Карташов.   
 

Глава 2. Причины, повлиявшие на выбор официальной религии Руси.
       Для Владимира принятие той или иной религии было делом прежде всего политическим.
         Поэтому иудаизм не рассматривался серьезно претендентом на государственную религию так как иудаизм был религией побежденного народа (в 965 году Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича).
       Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать  официальной религией Русского государства, но здесь существуют две точки зрения на то, почему Владимир отказался от ислама.
       Первой  причиной послужившей отказом от ислама, как считают, это то, что  Коран запрещает вино. Хотя история Востока дает массу примеров нарушения этой заповеди (султан Селим 2 получил прозвище “маст”, что означает пьяница). Владимир же как известно любил устраивать пышные пиры и празднества по любому поводу, в частности по поводу побед в военных походах. Более достоверной и достаточной мне видится другая причина.
       Это слабость исламского мира в 80-е г.г. 10 века. “Правители Сирии в 70-е годы 10 века получили ряд серьезных поражений от Византии... Некогда могущественную державу Саманидов на востоке мусульманского мира в правление Нуха 2 (976-997 г.) постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов. Подобное состояние мусульманских государств в 80-е годы 10 века, дали основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную власть.” Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье.
       Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина и Василия - Анну. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.
       Среди сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта христианства Русью времен князя Владимира Святославовича, на одном из первых мест стоит культурно-историческая значимость государственного соседства с Византией. Принятие же Западного варианта христианства означала для Владимира подчинение Папской власти, следовательно об укреплении власти на месте не могло быть и речи.
       Из  всей массы всемирно-исторического  материала, доступного для наших  предков, история Византии представлялась наиболее пригодной для практического приложения, для заимствования и справок и примеров в нужных случаях. Дух нетерпимости, которым предки хотели оградить свою святую православную веру от чужой примеси, не позволял им искать образцов ни в истории языческого мира, ни в истории латинского запада.
       Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверняка, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что некоторые эпизоды его греховной жизни, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, о таком деянии, которое могло бы оставить о нем добрую память.
           Гумилев сказал: "Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивлении крещению оказывали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла»5. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 3. Крещение Руси. 

3.1. Крещение князя Владимира. 

       В первые годы своего правления князь  Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980 год).
       В "Слове о Законе и Благодати" святитель Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство".
       Понять  превосходство христианства над  язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
       Относительно  вопроса о времени и месте  Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987 году в Васильеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова.
       Приняв  христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси6.
3.2 Крещение киевлян князем Владимиром
       Прежде  всего князь Владимир крестил 12 своих  сыновей от прежних жен. Теперь, по христианскому закону, он стал жить с одной супругой Анной. Других жен оставил. Не известно что с ними сталось. Только о Рогнеде говорили, что она крестилась и постриглась в монахини под именем Анастасия. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
       "На  следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу".
       Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989- 990 годах. 

     3.3 Крещение Руси 

       Введение  христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением, тем не менее в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.
       Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются  епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.
       Есть  известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда с Добрыней, дядей Владимира ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоком и Ловатью, до северного конца этого пути - Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всей вероятности, путем водным и шекснинским, проповедники оправились к востоку до Ростова. Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году; в 991-м он умер; легко представить, как смерть его легко должна была опечалить Владимира в его новом положении; князя едва могли утешить другие епископы и бояре; скоро, впрочем, был призван из Царьграда новый митрополит – Леон.
       Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение»; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против этого с оружием; Добрыня стал, было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (порски) и поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покорятся главный между жрецами то есть волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем. Епископ Иоаким со священниками стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня успели окрестить несколько сот. Между тем на другой стороне новгородский тысятский Угоняй ездя сюду, кричал: «Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание»; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение убил жену и еще некоторых из родни. Тогда Тысятский Владимиров Путята, приготовил лодки и выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки, и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Путята дошел до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить дома христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча перестала. Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить идолов - деревянных сжечь, а каменных изломав, побросать в реку.
       Мужчины и женщины, видя это, с воплем и  слезами просили за них, как за своих богов. Добрыня с насмешкою  отвечал им: «Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить  не могут, какой пользы вам от них  ждать? - и послал всюду с объяснениями, чтоб шли креститься. Посадник Воробей сын Стоянов, воспитанный при Владимире, человек красноречивый, пошел на торг и сильнее всех уговаривал народ; многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех войны тащили, и крестились: мужчины выше моста, женщины ниже. Тогда многие язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что крещены, для этого Иоаким велел всем крещеным надеть на шею кресты, а кто на будет иметь на себе креста тому не верить, что крещен, и крестить. Разметанную церковь Преображения построили снова. Окончив это дело, Путята пошел в Киев; вот почему есть бранная для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем».
       Крещение  Руси создало необходимые условия  для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".
       С помощью греческих мастеров в  Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества  Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".
       

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.