На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Краеведческая деятельность детских библиотек белгородской области: динамика развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Н. К. Быкадорова
(Белгород) 

Краеведческая деятельность
детских библиотек белгородской области:
динамика  развития 

      Традиционная  культура, народное искусство, промыслы, ремесла пронизывают каждого из нас, являются неотъемлемой и гармонизирующей частью нашего «Я». «Человек живет не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная…»(Д.С.Лихачов)1. Национальная культура – мощное средство воспитания. Она помогает сохранить пластичный контакт с окружающим миром, раскрывает ребенку непреходящие ценности – истину, добро и красоту. Вместе с тем в современном мире существует риск исчезновения национальных особенностей, традиций в силу стремительных изменений, глобализации, процесса усвоения чужой культуры как следствия возрастающей открытости культурным влияниям чужих народов. Особенно неустойчивы  к такому влиянию дети.
      Именно  поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народное искусство есть отражение народного взгляда на жизнь в ее основах. Дети должны увидеть важность этих основ для современного человека.
      Белгородчина  наша – уникальный заповедник народной культуры, а учреждения культуры: выставочные  залы, музеи, культурные центры,  кружки народного творчества, библиотеки способствуют ее сохранению и возрождению. В области на достижение этих целей были направлены: постановление главы администрации №80 от 1 февраля 1996 года «О дополнительных мерах по изучению, сохранению и развитию традиционной народной культуры и областная целевая Программа «Развитие культуры и искусства Белгородской области в 1997 –1999 годах», она уточнялась и утверждалась каждые три года, последняя программа рассчитана на пять лет, до  
 

      1  Лихачев Д.С. Письма о добром  и прекрасном.- М., 1998.-с.204
2005 года, которые и сыграли главную  роль в активизации работы  всех учреждений культуры по  воспитанию детей на традициях  народного творчества 
и культуры России и Белгородской области. Систематичность активной работы в краеведческом направлении обеспечили степень укоренения культурных традиций и истории культуры Белгородской области; совершенство в демонстрации навыков и технических возможностей.
        Рассмотрим краеведческую деятельность  с детьми в стенах библиотеки. Детские библиотеки Белгородчины, их 47 в области, являясь информационными центрами, одним из главных направлений работы считают краеведение.
      В государственной детской библиотеке А. А. Лиханова эта работа началась с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Маленьких читателей мы знакомили с истоками русской культуры, начиная с таких тем как «Волшебный мир сказок» «Дети и фольклор», «Что такое декоративно-прикладное искусство». Даже небольшой опыт был замечен управлением культуры, и мы получили социально-творческий заказ на организацию специализированного читального зала народного творчества и традиционной культуры «Копилка памяти России», который существует с 1991 года. Финансовая поддержка позволила стать региональным центром информации по теме: «Дети и фольклор».
      Приобретены уникальные произведения по фольклору, серия «Обрядовая поэзия», колыбельные  песни «Материнская поэзия», аудиокассеты, видеоматериалы по темам: Народные песни России и Белгородской области», журналы «Народное творчество», «Русская традиционная культура» (с аудиокассетами по русскому фольклору), Дымковские игрушки, поделки из Хохломы, керамические изделия белгородских мастеров, куклы в народных костюмах Белгородской области, рушники. Читатели подарили старинные предметы быта.
      Дети  не только читали книги, но и могли  воочию увидеть предметы быта, одежды, утвари. Это дало возможность глубже осознать необходимость и сложность  возрождения народной культуры и активнее сотрудничать с другими структурами.  Накопленный опыт работы позволил сделать  государственную детскую библиотеку творческой лабораторией по теме: «Библиотека – организатор детского творчества по возрождению народной культуры» для всех категорий библиотечных работников, обслуживающих детей. Была разработана областная целевая программа «Детская библиотека как центр возрождения и сохранения национальной культуры и семейных традиций».
      Характерной особенностью краеведческой работы детских библиотек области в 80-90 годы стало создание на их базе мини-музеев, комнат, уголков традиционной народной культуры и пополнение фондов библиотек предметами старины, книгами по народной культуре.  Заслуживает особого внимания опыт работы центральных детских библиотек Корочанского, Краснояружского, Прохоровского, Грайворонского, Волоконовского районов по воспитанию у детей интереса к историческому, культурному,  прошлому. С помощью читателей – детей и их родителей созданы   настоящие музеи; оформлены уголки. Там наряду с книгами представлены, бережно сохраненные старинная одежда: мужские, женские костюмы, лапти; домашняя утварь: гребни деревянные, прялки, керосиновые лампы, чугунки, деревянная и глиняная посуда, валек, рубель, донце, тканые дорожки,  а также предметы декоративно-прикладного искусства народных умельцев и мастеров: первая игрушка и матрешка, выточенная из дерева; дымковские игрушки, с любовью вылепленные детьми; русский рушник, вышитый бабушкой одной из читательниц. Быт людей прошлых веков – величайшее богатство нации, неотъемлимая часть культуры.  Как показал опыт, наилучшей базой организации краеведческой работы в библиотеке может служить краеведческий или этнографический музей, который является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и активности детей в процессе исследования  материалов и источников по истории родного края. Комнаты и уголки, оформленные в русском стиле, привлекали внимание детей, которые проводили досуг в библиотеке и  занимались  в кружках, клубах по интересам, к примеру «Настенька» в Краснояружской  центральной детской библиотеке, «Мастерицы» в Белгородской районной детской библиотеке, «Ларец мудрости» в Уразовской детской библиотеке. Из 100 клубов и  кружков, работающих в детских библиотеках, половина работает по краеведческой тематике «Родной край», «Живая память».  Осознание своей причастности к Родине, ее народу, культуре начинается у ребенка с любви к своим родным, семье, родному дому и  наоборот, отсутствие привязанности к родному очагу приводит к ощущению оторванности от Родины, духовному одиночеству, потере исторической памяти.
      Наряду  с другими в библиотеках организованы и действуют клубы «Семья». Заседания проводятся по самым разным темам способным объединить детей и родителей, несколько были посвящены теме «Моя родословная: корни мои на этой земле. Участники составили свое генеалогическое дерево, рассказывали о своих близких и дальних родственниках, делились фирменными рецептами, передающимися из поколения в поколение, познакомили присутствующих со своими увлечениями. В рамках заседания проводился конкурс рисунков «Я и моя семья» и разгадывание кроссворда, узнали кто такие свояченица и деверь. В библиотеках организованы постоянно действующие выставки «Когда все вместе – душа на месте», «Крепка семья –крепка Россия», проводятся обзоры «Ступени общения», «Азбука гражданского воспитания». Стали традиционными «Дни дошкольника», главной особенностью которых является атмосфера доброты, творчества и веселья. Именно это помогает детям открыть мир, постичь тайны науки.
      Проведенное анкетирование «Семья и фольклор»  показало, что в семье родители редко говорят с детьми о фольклоре, об играх своего детства мало знают колыбельных песен, потешек, закличек, плохо знакомы с устным народным творчеством. Афористическое наследие, как и вся народная культура, - не только выражение философских и педагогических знаний, неназойливо нацеливающих ребят на восприятие человека как творца и создателя добра, на передачу жизненного опыта, а также на профилактику ошибок, индивидуальных и социальных бед.
            Поэтому предусмотрены  мероприятия и для руководителей детского чтения и родителей читателей. Это беседы «Фольклор от самой колыбели», выступления на родительских собраниях, устные консультации по вопросам возрождения народных семейных традиций: семейные чтения, семейные праздники, вечера воспоминаний «Да не прервется  наша память», «История одной фотографии», «Твоя родословная», проводятся Дни семьи. Составлена памятка «О русском фольклоре».
      Отличительной особенностью конца 90-х годов и  начала 1-х годов XXI века стало разработка авторских программ и работа по ним: такие как «Край мой – гордость моя» (Губкинский, Чернянский  районы), «Библиотека –среда сохранения национальной культуры, наследия, творчества» (Волоконовский район), «Русский дом» (Грайворонский район), «Возрождение традиционной культуры» (г. Губкин), «Детская библиотека: русская старина и традиции»(Ракитянский, Староскольский  районы).
        Разработанная авторская программа  «Копилка памяти России» (воспитание детей 7-10  лет на традициях народного творчества и культуры России и Белгородской области) специалистами государственной детской библиотекой А. А, Лиханова решает  задачу: возрождение и сохранение самого ценного достояния – культурного и духовного наследия  народа, выраженного в традициях, обрядах, обычаях Белгородчины. Обратиться к истокам национальной культуры и искусства, показать связь традиций Белгородского края с другими регионами России, установить духовную связь поколений. Приблизить читателей к корням региональных традиций народно-художественной культуры. Познакомить с характерными особенностями культуры края, быта, обрядов, ремесел, одеждой, верованиями, поверьями, фольклором.
      Программой  определены следующие приоритеты.
      Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
      Во-вторых, широкое использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). Применяется методика известная традиционной народной педагогике и этнопедагогике: это народная игра – наиболее приемлемая форма приобщения детей к фольклору, предоставляющая библиотекарю неограниченные возможности в приобщении к культурным традициям народа.
      В – третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Именно здесь фиксируются тончайшие наблюдения народа непосредственно связанные с жизнью, бытом человека во всей целостности и многообразии.
      И последнее. Ознакомление детей с народно-прикладным творчеством, которое пленяет душу и позволяет увлечь их национальным искусством. Этому способствуют встречи с мастерами и умельцами Белгородчины. Встречи проходят в рамках цикла «Добрых рук мастерство», ведется фактографическая картотека мастеров и умельцев. Воспитание через народное творчество – это воспитание у детей культурного воображения. 
      Программа предусматривает различные формы  работы: интегрированные духовные чтения, библиотечные уроки,  фольклорные  и семейные праздники. Совместное участие детей и родителей в мероприятиях библиотеки благотворно воздействует на создание творческого микроклимата в семье, когда дети и родители демонстрируют взаимопонимание, взаимоподдержку. Каждое мероприятие учит ребенка чувствовать и понимать истоки родной земли, сердцем и душой ощущать вечные ценности российской цивилизации, письменности и культуры; открывает им путь к духовному опыту человечества. Для нас  краеведение – не только познание края, но и способ сохранения исторического опыта. Цель краеведческой работы – пробудить читательский интерес к теме, приблизить читателя к тем корням, которые станут основой воспитания чувства гордости и уважения к самобытной культуре, а главное – способствовать приобщению к творческой деятельности в процессе изучения родного края. В библиотеках области краеведение становится средством для раскрытия творческих способностей детей, предметом их художественной, поисковой, исследовательской деятельности. Это немаловажный факт в развитии личности, т.к. творчество должно проявляться в духовной среде.
      В настоящее время можно выделить несколько форм краеведческой работы детских библиотек по вышеназванной  программе:
      - собирательская: продолжается сбор  предметов народного быта, документов, фотографий  в которой участвуют все читатели. Весь собранный материал пополняет фонды и используется при проведении встреч, бесед, викторин, конкурсов, праздников;
      - поисково-исследовательская, которая  стала выделяться из собирательства. В результате поисково-творческой работы, изучения источников, чтения книг фонд библиотеки пополнился кроссвордами, поделками, посвященными 200-летию Суворовского похода. Конкурс «Российское меценатство: история и современность» проходил при поддержке Гильдии купцов и промышленников Белгородской области, ребята представили рисунки, поделки, кроссворды, очерки. Областной конкурс «Белгородская губерния в истории Отечества: взгляд детей XXI века на культуру и образование     XYIII – XX века» привлек внимание детей к истории малой Родины и позволил познакомиться с культурным наследием, национальными и духовными традициями края, истории Белгородчины XYIII – XX века путем проведения исследовательской работы. О традиционных праздниках, которые отмечают в селе, читатели и библиотекари расспрашивают старожилов и подробно все записывают, записи используются при организации и проведении мероприятия, ведутся летописи села.  
      -изучение  собранных материалов, их обработка  и хранение. Во всех детских  библиотеках сформированы банки данных о народных умельцах, где отражены: фамилия, имя, отчество мастера, вид занятий, место работы, контактный телефон. Разрабатываются рекомендательные списки литературы, где читателям предлагаются книги, знакомящие с бытом, обрядами, традициями русского народа. Созданы иллюстрированные альбомы «Традиционная народная культура района», ведутся картотеки, папки-накопители: «Страницы истории», «Поэтическая лира», «Родная Белгородчина», «Фотолетопись города». В каждом районе изданы книги по истории района;
      -оформление  книжно- иллюстративных выставок: выставки – поиски «Русские обряды и праздники», выставки-диалоги «Заглянем в прошлое», выставки – вопросы «Как забавлялись в старину?», которые привлекают внимание  читателей и знакомят  с культурой русского народа. Проводятся выставки работ преподавателей, учащихся Детских школ искусств (художественная лепка из глины, хохломская роспись предметов, гравюры, флористика), выставки работ мастеров дома фольклора, созданные в каждом районе (резьба по дереву, художественная вышивка, бисероплетение), выставки местных художников.               
      - проведение массовой работы - ежемесячно  для читателей оформляются   календари народных праздников  года. В стенах библиотек области  для детей созданы театры книги,  проводятся фольклорные праздники, посиделки. Это позволяет участникам пережить всю гамму чувств к родной земле, такой красивой и талантливой. Что может быть важнее для растущей личности в  обретении духовных ценностей? Фольклорные праздники и театрализованные представления, детские библиотеки стремятся сделать яркими, незабываемыми: и
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.