На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекциий "налог и налогооблажение в Казахстане"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
     Налог - одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.
     Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.
     Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора.
     Эк. сущность налогов - присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.
     Налогообложение - взимание налогов.
      Функции налогов:
     Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.
     Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
     Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
     Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
     Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
     Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.
      Элементы налогообложения
     Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.
     К элементам налогообложения относятся:
     o Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог
     o Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например - стоимость имущества.
     o Налоговый период. Налоговый период - период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например - один год.
     o Налоговая ставка - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы
     o Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.
     o Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.
      Принципы и методы налогообложения
     Принцип - базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения. Основные принципы:
     Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.
     Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.
     Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.
     Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.
     Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.
     Принцип гибкости налога. При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.
     Принцип политической ответственности. Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.
     Методы налогообложения:
     Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.
     Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога (налог на прибыль организации)
     Прогрессивный. С ростом налоговой базы растёт базовая ставка
     Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога. 

      Способы уплаты налога:
     Уплата по декларации. Декларация - документ, в котором налогоплательщик приводит налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Особенность этого способа, является то, что выплата налога производится после получения налога.
     Кадастровый способ. Кадастровый налог взимается в том случае, если когда объект налогообложения дефиринцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп указывается в специальных кадастрах. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Такой способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортные налоги)
     Уплаты налога у источника. Здесь налог вноситься лицом, выплачивающим налог, по этому уплата налога производиться до получения люлей. (налог на доходы физических лиц). Он удерживается работодателем за физическое лицо и перечисляется в бюджеты, а налогоплательщик получает заработную плату уже уменьшенную на величину налога.
     Уплата в момент расходования. Такой способ характерен для косвенного налога.
     Классификация налогов
     Существует множество подходов классификации налогов, основные из них следующие:
     o По субъектам налогообложения:
     § Налоги с организации
     § Налоги с физических лиц
     § Универсальный налог.
     o По объектам налогообложения:
     § Прибыль или доходы
     § Налоги на добавленную стоимость
     § Налоги на отдельные виды деятельности
     § Налоги на пользование природных ресурсов
     § Налоги на имущество
     o По видам налоговых ставок:
     § Представленные процентной ставкой
     § Взимаемые в абсолютной сумме с единицы налогообложения
     § Комбинированные ставки.
     o По уровню восстановления:
     · Государственные налоги. Они устанавливаются государственным законодательством и обязательны к уплате на всей территории РК. Государственные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней а также в государственные внебюджетные фонды.
     · Региональный налог. Налоги, которые устанавливаются государственным законодательством и вводятся в действия законами субъектов РК, после чего становятся обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта РК. Органы власти субъектов государства в праве вводить эти налоги, регулировать налоговые ставки в определённых налоговым кодексом пределе, а также устанавливать налоговые льготы и порядок взимания этих налогов. Всего 3 таких налога.
     · Местные налоги. Налоги, которые устанавливаются законодательством государства РК, производные действия решения местных органов управления, после чего они становятся обязательными к уплате на территории соответствующего муниципального образования. В настоящий момент два таких налога.
     o По способу взимания:
     · Прямые. То есть налоги, которые взимаются с доходов или имущества налогоплательщика, организации или физических лиц.
     · Косвенные налоги. Налоги на товары, работы и услуги, которые взимаются путём включения налога в цену товара. Уплата налогов осуществляется продавцом, но он «перекладывается» на покупателя товара. 

     Тема 2. НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РК.
     Государственная налоговая служба - сеть государственных организаций единых по своей структуре, функциональному назначению, целям и задачам, деятельность которых организована государством в соответствии с законами «О Государственной Службе в РК», «Кодексом о налогах и других обязательных платежах в бюджет», «О борьбе с коррупцией» и др. Органы налоговой службы в нашей стране представлены двумя уровнями: на республиканском (центральном) уровне налоговый орган представлен Налоговым комитетом Министерства финансов, на местном уровне - территориальными налоговыми комитетами (областными, городскими, районными). На органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств. Органы налоговой службы состоят из уполномоченного государственного органа и налоговых органов. К налоговым органам относятся налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах. Налоговые органы подчиняются непосредственно но вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к органам местной исполнительной власти. Уполномоченный государственный орган осуществляет руководство налоговыми органами. Первые руководители налоговых органов назначаются на должности первым руководителем уполномоченного государственного органа. Органы налоговой службы вправе:
     *           разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные налоговым Кодексом;
     * в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств;
     *           осуществлять налоговый контроль в порядке, установленном налоговым Кодексом;
     * производить у налогоплательщика проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств;
     * требовать от налогоплательщика предоставления документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обязательных платежей в бюджет по формам, установленным уполномоченным государственным органом, пояснений по их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;
     * в ходе осуществления налоговой проверки производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;
     * обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений);
     * получать от налогоплательщика по утвержденному перечню, информацию в виде электронных документов в установленном порядке;
     * по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика - юридического лица и индивидуального предпринимателя, получать от банков сведения о наличии и номерах его банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
     * предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан и другие. Органы налоговой службы обязаны:
     * соблюдать права налогоплательщика; * осуществлять налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств, а также за своевременностью удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов внакопительныепенсионные фонды;
     * вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учет начисленных и уплаченных налогов и платежей в бюджет;
     * разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;
     * проводить налоговую проверку строго попредписаииям;
     * соблюдать налоговую тайну;
     * вручать уведомление налогоплательщику по исполнению налогового обязательства в сроки и в случаях, предусмотренных Кодексом;
     * по заявлению налогоплательщика не позднее трехдневного срока предоставлять выписку из его лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств;
     * обеспечивать в течение пяти лет сохранность выдаваемых налогоплательщику копий квитанций, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства по уплате налогов платежей в бюджет;
     * осуществлять контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства, а также за полнотой и своевременностью поступления в бюджет денег от его реализации;
     * применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке в соответствии с Кодексом;
     * налагать на налогоплательщика административные штрафы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. При выявлении в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также фактов преднамеренного, ложного банкротства, указывающих на признаки преступления, налоговые органы направляют соответствующим правоохранительным органам материалы, относящиеся к их подследственности, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Таможенные органы в соответствии с налоговым Кодексом и J3I таможенным законодательством Республики Казахстан осуществляют взимание налогов и платежей в бюджет при перемещении товаров через таможенную границу Казахстана. Органы налоговой службы взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, принимают совместные меры контроля, обеспечивают взаимный обмен информацией. Государственные органы обязаны оказывать содействие органам налоговой службы в выполнении задач по осуществлению контроля за исполнением налогового законодательства. Органы налоговой службы и таможенные органы исполняют возложенные на них задачи по осуществлению налогового контроля во взаимодействии между собой. 

     Тема 3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: типы, цели и задачи.
     Налоговая политика - болевая точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условий экономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частью комплексных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, правительство Республики Казахстан столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность её в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо, чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней.
     Недостатки налоговой системы, перед принятием нового налогового законодательства, лежат на поверхности. Это и слишком большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и, как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов, которые из-за этого вынуждены искать пути выхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сфера коммерции, где значительно шире возможности для быстрого оборачивания средств. Но и здесь в нестабильных финансово-кредитных условиях, налоги настолько повышают вероятность банкротства, что выталкивают предпринимателей в теневую сферу. Таким образом, налоговая политика лежит в основе интенсивного наращивания теневых операций. В результате, так называемые "недоборы" планируемых поступлений в бюджет, имеют на только криминальную основу, но и являются результатом естественной самозащиты хозяйствующих субъектов от налогового давления. Руководители любого предприятия и предприниматели поставлены перед выбором: либо они платят все налоги и обретают себя на банкротство, либо прячут всё, что могут, и продолжают жить. Ясно, что предпочтение отдаётся другому.
      Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
     Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
     Задачи:
    экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
    социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
    фискальные - повышение доходов государства;
    международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.
     Можно выделить три типа налоговой политики.
     Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом "взять все, что можно". При этом государству уготовлена "налоговая ловушка", когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
     Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
     Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
     При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Казахстана характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
     Государственная финансовая политика -- элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика Казахстана направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
     Цели налоговой политики:
     1)   обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы РК, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
     2)   содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
     3)   обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц. 

     Тема 4. НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ: содержание, структура и характеристика элементов.
     Налоговая политика и оздоровление экономики
     С точки зрения науки об управлении, государство, как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
     Если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может выбирать одну из двух следующих стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя, соответственно, высокую ответственность за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане должны сами заботиться о своем благополучии, не уповая на поддержку государства. При этом важное значение имеет уровень потребностей населения, и в соответствии с этим на начальных этапах экономического развития государства тяготеют к относительно низким налогам, на более поздних же этапах, с развитием форм общественного потребления, происходит переход к более высоким ставкам налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции разные государства по-разному строят свою финансовую систему: одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и обязательных платежей, в том числе и взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% (от ВВП).
     Среди первых в основном богатые страны с уровнем среднедушевых валовых доходов в диапазоне 25-30 тыс. долл. США, их налоговые изъятия составляют весьма значительные суммы: в Дании - 17 тыс. долл. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - примерно 33%), в Норвегии-14 тыс. долл.(доля налогов в ВВП - 42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно).
     Действующая сейчас в Казахстане налоговая система не просто выступает тормозом для инвестиций, но является и одной из причин - возможно, главной - кризисного состояния экономики. Отсюда можно считать установленным, что: налоговое бремя в РК явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития.
     Принимаемые в последнее время "пожарные" меры по ужесточению налоговых процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых доходов они вызывают лишь прирост задолженности. Сейчас большую часть всех налоговых доходов в бюджетную систему обеспечивает ТЭК и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли, реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения.
     Кажется, уже ни у кого не остается сомнений, что далее такое положение нетерпимо и что перемены в налоговой системе неизбежны. Разногласия существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой последовательности и в какие сроки. Если взять налоговую систему в целом, то перемены возможны и необходимы - и в налоговой политике, и в налоговой технике, и в налоговом праве.
     В настоящее время налоговая политика как таковая в стране отсутствует, или, точнее сказать, она формируется стихийно, в результате чего отдельные меры налоговой политики не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой.
     Основные факторы динамики налоговых поступлений
     В РК на динамику налоговых поступлений негативное влияние оказывают как микроэкономические факторы (эрозия традиционно высокой налоговой дисциплины в секторе бывших государственных предприятий, изменение поведения предприятий в связи с ростом частного сектора, характеризующего отсутствием традиций добровольной уплаты налогов, рост сферы услуг, в которой степень собираемости налогов также меньше, чем в сфере производства товаров и т.д.), так и макроэкономические (снижение высокого уровня инфляции, кризис взаимной задолженности предприятий, рост задолженности предприятий бюджету).
     В первую очередь, при анализе суммарных налоговых поступлений, следует выделить характеристики уровня экономической активности, определяющего облагаемую базу для прямых подоходных и косвенных налогов. В качестве такого показателя рассматривается месячный реальный ВВП.
     При рассмотрении динамики налоговых поступлений важно принимать во внимание такой фактор, как инфляция. Если предположить абстрактную ситуацию равномерного роста всех цен и издержек, отсутствие межвременного перераспределения доходов и запасов, линейного характера связи между ростом цен и номинальными доходами, то инфляция не оказывала бы воздействия на реальные доходы, и ее влияния на величину реальных налогов сводилось бы к воздействию на эффективную ставку подоходного налога при наличии прогрессивности налоговой шкалы. Однако в действительности цены росли неравномерно, что привело к несимметричному воздействию на издержки производства и выпускаемую продукцию, а соответственно инфляция искажает налоговую базу, причем делает это множеством способов, зависящим от конкретной техники взимания отдельных налогов. Так, разрешенные к вычету из базы налога на прибыль затраты предприятий на приобретение используемых в производстве материальных ресурсов и основных средств обесцениваются в условиях инфляции за период времени между их покупкой и моментом, в который фиксируется прибыль от реализации готовой продукции. Из-за прогрессивного характера шкалы налогообложения рост цен вызывает повышение эффективной ставки подоходного налога, т.к. налогоплательщики с неизменным уровнем реального дохода переходят в номинально более доходные группы. Все специфические ставки для различных налогов в реальном исчислении снижаются пропорционально инфляции.
     Второй механизм воздействия инфляции на налоговые доходы бюджета заключается в инфляционном обесценении налоговых поступлений за промежуток времени между возникновением налоговых обязательств плательщика и поступлением налога в бюджет. Действие этого механизма существенно усиливается тем, что большинство предприятий использовало метод учета реализованной продукции и прибыли по кассовому методу, а не общепринятый в странах с рыночной экономикой метод начислений. Фактором, несколько смягчающим отмеченное явление обесценения величины прибыли, стоимости реализованной продукции и, соответственно, налоговых поступлений является предоплата за поставляемую продукцию. При этом начисление конкретных налогов зависит от оформления договора: если производятся авансовые платежи, НДС начисляется в момент поступления платежа.
     Различия в механизмах взаимосвязи между налоговой базой, эффективной ставкой налога и инфляцией для разных налогов приводят к неодинаковой степени чувствительности отдельных налогов к инфляционным процессам, однако четко выявить воздействие инфляции на реальные поступления налогов чрезвычайно трудно.
     Относительно невысокая степень открытости казахстанской экономики приводит к необходимости рассмотрения влияния на налоговые поступления такого фактора, как внешнеэкономическая деятельность.
     Величина экспорта и импорта, внешнеторговое сальдо и прочие макроэкономические факторы могут оказывать определенное влияние на поступление отдельных видов налогов (наибольшее - на экспортные и импортные пошлины), тем не менее здесь следует учитывать, как чрезвычайно сильное воздействие нормативных изменений порядка налогообложения на получаемые доходы, так и весьма противоречивое воздействие макроэкономических факторов на отдельные виды налогов, наиболее тесно связанных с внешнеэкономической сферой.
     Одним из важнейших макроэкономических факторов, воздействующим на многие экономические процессы, в том числе на государственные доходы является динамика задолженностей и неплатежей предприятий. Проблема платежного кризиса в переходных экономиках, несмотря на ее чрезвычайную важность, изучена крайне недостаточно. Среди основных факторов развития кризиса задолженности выделяют такие, как мягкость бюджетных ограничений предприятий, неплатежи предприятиями со стороны государственного бюджета, а также важной причиной является криминальная составляющая.
     В качестве показателей, отражающих развитие платежного кризиса, используется величина дебиторской задолженности предприятий и недоимок по платежам в бюджет.
     Во-первых, обязательства по уплате налога на прибыль и НДС появляются у предприятий после оплаты их клиентами поставленных им товаров и услуг, поэтому рост дебиторской задолженности приводит к сокращению объема реализации и прибыли, и как следствие, к падению реальных налоговых поступлений.
     Во-вторых, общая величина дебиторской задолженности воздействует на динамику реальных налоговых поступлений из-за обесценения этой задолженности под влиянием инфляции. Чем больше величина дебиторской задолженности, тем при данных темпах инфляции больше ее обесценение и, соответственно, меньше реальный объем реализованной продукции, прибыли и уплаченных налогов. Чем выше инфляция, тем приданной величине дебиторской задолженности больше ее обесценение и, соответственно, меньше объем налоговой базы и налоговых поступлений.
     В-третьих, от размеров просроченной дебиторской задолженности (взаимных неплатежей предприятий) существенно зависит общая величина неплатежей предприятий бюджету. Это объясняется тем, что неплатежеспособность предприятий непосредственным образом сказывается на платежеспособности их кредиторов и взаимоотношениях последних с бюджетом.
     Важным фактором, характеризующим платежный кризис и оказывающим непосредственное воздействие на налоговые поступления, являются налоговые недоимки. Задолженность предприятий перед бюджетом включает в себя сумму начисленных налогов, не перечисленных в бюджет, штрафные санкции, наложенные на налогоплательщика в связи с допущенными налоговыми нарушениями и пени за просрочку уплаты налога и штрафов. Динамика недоимки в бюджет в значительной мере может определяться политическими процессами в стране.
     Важнейшим путем противозаконного сокращения налоговых обязательств является использование неучтенных в бухгалтерии наличных денег для осуществления многих хозяйственных операций, таких, как реализация продукции, приобретение товаров и услуг, выплата заработной платы и т.д.
     Масштабы наличного оборота, позволяющего осуществлять хозяйственные операции без их оформления в бухгалтерском учете предприятия и, соответственно, без возникновения налоговых обязательств, приобрели в 90-е годы чрезвычайно существенные масштабы. В тоже время такого рода экономические операции, связанные с уклонением от налогов, занимают важное место в теневой экономике, которая кроме разрешенных законом операций, скрываемых от налогообложения, включает противозаконные операции. 

     Тема 5. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
     Виды налога на имущество
     - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
     - физических лиц.
     Плательщиками налога:
    юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан,
    индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан.
    юридические лица-нерезиденты Республики Казахстан по объектам обложения, находящимся на территории Республики Казахстан.
    не являются плательщиками налога на имущество - плательщики единого земельного налога в пределах установленных нормативов потребности, религиозные объединения и прочие. 
     Что является объектом обложения налогом на имущество и налоговой базой?
     Объект налогообложения  - являются здания, сооружения, жилые строения, помещения, а также иные строения, прочно связанные с землей (далее - здания), находящиеся на территории Республики Казахстан, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость.
     Налоговая база -  среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей объектов обложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.
     Ставки исчисления налога на имущество:
     Исчисление налога производится самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе по следующим ставкам:
     1,5 %  к среднегодовой стоимости объектов налогообложения применяют юридические лица, работающие по общеустановленному режиму
     0,5 % применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, работающие на основе упрощенной декларации, по объектам обложения, переданным в пользование или аренду исчисляется налог поставке 1 %.
     0,1 % применяют некоммерческие организации и организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере и т д.
     По объектам налогообложения, приобретенным в течение налогового периода, текущие платежи по налогу на имущество определяются путем применения налоговой ставки к налоговой базе на момент приобретения объектов налогообложения
     Налоговый период (согласно Налоговому кодексу Республики Казахстан) - календарный год
     Сроки уплаты налога на имущество:
     Плательщики налога обязаны уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по налогу на имущество. Суммы текущих платежей налога вносятся налогоплательщиком равными долями не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября налогового периода.
     По вновь созданным налогоплательщикам и юридическим лицам первым сроком уплаты текущих платежей является очередной срок, следующий за датой образования налогоплательщика (датой передачи объектов обложения в пользование или в аренду).
     По объектам налогообложения, приобретенным в течение налогового периода, текущие платежи по налогу на имущество определяются путем применения налоговой ставки к налоговой базе на момент приобретения объектов налогообложения. Сумма текущих платежей уплачивается равными долями в установленные сроки, при этом первым сроком уплаты текущих платежей является очередной срок, следующий за датой приобретения объектов налогообложения.
     По объектам налогообложения, выбывшим в течение налогового периода, текущие платежи уменьшаются на сумму налога, определяемую путем применения налоговой ставки к налоговой базе выбывших объектов обложения на момент выбытия. Сумма налога, подлежащая уменьшению, распределяется равными долями на оставшиеся сроки уплаты налога.
     Окончательный расчет и уплата налога на имущество производится в срок не позднее десяти дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.
     Когда подаются расчет и налоговая декларация?
     Расчет сумм текущих платежей по налогу на имущество представляется не позднее 15 февраля отчетного налогового периода.
     Вновь созданные налогоплательщики представляют расчет сумм текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем постановки в налоговых органах на регистрационный учет.
     По объектам налогообложения, переданным в пользование или в аренду, представляют расчет сумм текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем передачи объектов в пользование или в аренду.
     При изменении налоговых обязательств по налогу на имущество в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам обложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.
     Декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
     Кто является плательщиком налога на имущество физических лиц?
     Физические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, при этом установлены определенные категории лиц, не являющихся плательщиками налога на имущество (в том числе военнослужащие срочной службы, отдельно проживающие пенсионеры, герои Советского Союза, Соцтруда, и прочие).
     Объект обложения налогом на имущество - принадлежащие им на праве собственности и не используемые в предпринимательской деятельности жилые помещения, дачные строения, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также объекты незавершенного строительства, находящиеся на территории Республики Казахстан, - с момента проживания (эксплуатации).
     Налоговая база - стоимость объектов налогообложения, устанавливаемая по состоянию на 1 января каждого года уполномоченным органом, определяемым правительством Республики Казахстан.
     Каков порядок исчисления и уплаты налога?
     Исчисление налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения независимо от места жительства налогоплательщика путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе в срок не позднее 1 августа налогового периода.
     Ставки налога на имущество физических лиц составляют от 0,05 до 0,5 процента от стоимости объекта налогообложения по прогрессивной шкале. Уплата налога производится в бюджет по местонахождению объектов обложения не позднее 1 октября отчетного налогового периода (календарный год). 

     Тема 6. НАЛОГ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.
     Плательщики налога на транспортные средства
     Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности.
     Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.
     Не являются плательщиками налога на транспортные средства:
     1) плательщики единого земельного налога по следующим транспортным средствам, принадлежащим его членам на праве общей собственности, на праве собственности и непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции:
     один легковой автомобиль с объемом двигателя включительно до 2 500 кубических сантиметров;
     грузовые автомобили с предельной суммарной мощностью двигателя в размере 1000 кВт на 1000 гектаров пашни с соблюдением соотношения 1:1.
     При этом в случаях, если по итогам расчета количество транспортных средств составит более одной единицы с дробным значением от 0,5 и выше, такое значение подлежит округлению до целых единиц, если ниже 0,5 - округлению не подлежит.
     В случае, если по итогам расчета количество грузовых автомобилей составит менее одной единицы, освобождению подлежит один грузовой автомобиль с наименьшей мощностью двигателя;
     2) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
     3) инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
     4) герои Советского Союза и герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халы? ?а?арманы», «?аза?станны? Е?бек Epi», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын ал?а», «К?мiс ал?а», - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
     5) физические лица - по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования.
     Объекты налогообложения
     Объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан.
     Не являются объектами налогообложения:
     1) карьерные автосамосвалы грузоподъемностью 40 тонн и выше;
     2) специализированные медицинские транспортные средства.
     Исчисление налога производится по следующим ставкам, установленным в месячных  расчетных показателях:
     № п/п Объект налогообложения Налоговая ставка (МРП=1512)
     1.Легковые автомобили с объемом двигателя (куб. см):
     до 1100 включительно 1
     свыше 1100 до 1500 включительно 2
     свыше 1500 до 2000 включительно 3
     свыше 2000 до 2500 включительно 5
     свыше 2500 до 3000 включительно 8
     свыше 3000 до 4000 включительно 15
     свыше 4000 117
     2.Грузовые, специальные автомобили грузоподъемностью (без учета прицепов):
     до 1 тонны включительно3
     свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно 5
     свыше 1,5 до 5 тонн включительно 7
     свыше 5 тонн 9
     3. Самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, за исключением машин и механизмов на гусеничном ходу 3
     4.Автобусы:
     до 12 посадочных мест включительно 9
     свыше 12 до 25 посадочных мест включительно 14
     свыше 25 посадочных мест 20
     5. Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда, мощность двигателя которых:
     до 55 кВт включительно 1
     свыше 55 кВт 10
     6. Катера, суда, буксиры, баржи, яхты (мощность двигателя в лошадиных силах):
     до 160 включительно 6
     свыше 160 до 500 включительно 18
     свыше 500 до 1000 включительно 32
     свыше 1000 55
     7. Летательные аппараты4 процента от месячного расчетного показателя с каждого киловатта мощности
     8. Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый:
     для вождения поездов любых категорий по магистральным путям;
     для производства маневровой работы на магистральных, станционных и  подъездных путях узкой и (или) широкой колеи;
     на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на  магистральные и станционные пути.1 процент от месячного расчетного показателя с каждого киловатта общей мощности транспортного средства.
     Мотор-вагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок  пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи. 1 процент от месячного расчетного показателя с каждого киловатта общей мощности транспортного средства. При этом для исчисления налога применяется месячный расчетный показатель, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.  

     Тема 7. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ.
     Плательщиком земельного налога является - физические и юридические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, на праве постоянного землепользования и на праве первичного безвозмездного временного землепользования, кроме плательщиков единого земельного налога, религиозных объединений и прочих.
     Объектом земельного налога и налоговой базой является:
     Налогооблагаемый объект - земельный участок, за исключением земельных участков общего пользования населенных пунктов, земельных участков, занятых сетью государственных автомобильных дорог общего пользования, и земельных участков, занятых под объекты, находящиеся на консервации по решению правительства Республики Казахстан, земельные участки, приобретенные и используемые для реализации инвестиционного проекта.
     Налоговая база - площадь земельного участка.
     Ставки земельного налога:
     в целях налогообложения в зависимости от целевого назначения все земли распределяются по категориям. При этом обложению земельным налогом подлежат только земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и земли промышленности. Остальные категории земель облагаются только в случае их передачи в постоянное или первичное безвозмездное временное землепользование.
     На основании такого распределения устанавливаются базовые ставки земельного налога. Так, например, базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются пропорционально баллам бонитета в расчете на 1 гектар и дифференцируются по качеству почв от 0,48 тенге до 202,65 тенге.
     Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки, устанавливаются в следующих размерах:
     при площади до 0,50 гектара включительно - 20 тенге за 0,01 гектара;
     на площадь, превышающую 0,50 гектара, - 100 тенге за 0,01 гектара.
     Земельные участки, входящие в состав земель населенных пунктов, промышленности, особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фондов, используемые для сельскохозяйственных целей, облагаются налогом   по   базовым ставкам, установленным статьей 378 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 387 настоящего Кодекса.
     Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков) устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади в зависимости от расположения и названия населенного пункта, например в г.Астане ставка равна 19,3 тенге, а в Шымкент - 9,17 тенге, поселки - 0,96 тенге, села - 0,48 тенге.(см. ст. 381 НК РК).
     Придомовым земельным участком считается часть земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенная для обслуживания жилого дома и не занятая жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем.
     Придомовые земельные участки подлежат налогообложению по следующим базовым налоговым ставкам:
     1) для городов Астаны, Алматы и городов областного значения:
     при площади до 1000 квадратных метров включительно - 0,20 тенге за 1 квадратный метр;
     при площади, превышающей 1000 квадратных метров, - 6,00 тенге за 1 квадратный метр.
     По решению местных представительных органов ставки налога на земельные участки, превышающие 1000 квадратных метров, могут быть снижены с 6,00 до 0,20 тенге за 1 квадратный метр;
     2) для остальных населенных пунктов:
     при площади до 5000 квадратных метров включительно - 0,20 тенге за 1 квадратный метр;
     при площади, превышающей 5000 квадратных метров, - 1,00 тенге за 1 квадратный метр.
     По решению местных представительных органов ставки налогов на земельные участки, превышающие 5000 квадратных метров, могут быть снижены с 1,00 тенге до 0,20 тенге за 1 квадратный метр.
     Налоговые ставки на земельные участки, занятые под:
     автостоянки, автозаправочные станции - земли населенных пунктов подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов увеличенным в 10 раз
     казино - земли населенных пунктов, занятые под казино, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов увеличенным в 10 раз.
     Каков установленный налоговый период?
     Календарный год
     Каков порядок исчисления и уплаты земельного налога?
     Исчисление налога производится налогоплательщиками (за исключением юридических лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции) путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку.
     Юридические лица обязаны исчислять и уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по земельному налогу. Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями в сроки не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года. Окончательный расчет и уплата земельного налога производится в срок не позднее десяти дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.
     Когда подается налоговая отчетность?
     Декларация по земельному налогу представляется (за исключением юридических лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для производителей сельскохозяйственной продукции) в налоговый орган по местонахождению объектов обложения не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
     Расчет текущих платежей по земельному налогу представляется не позднее 15 февраля текущего налогового периода. Вновь созданные налогоплательщики, за исключением налогоплательщиков, созданных после последнего срока уплаты текущих платежей, представляют расчет текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации налогоплательщика.
     При изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам обложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно
     Налогообложение физических лиц
     Исчисление земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы в срок не позднее 1 августа. Физические лица уплачивают в бюджет земельный налог не позднее 1 октября текущего года. 

     Тема 8. АКЦИЗЫ.
     Акциз (фр. accise, от лат. accido -- обрезаю) -- косвенный государственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной Казахстан акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
     Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как:
     спиртосодержащая продукция
     табачные изделия
     автомобили
     горюче-смазочные материалы
     Плательщиком акцизов является:
     Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары или осуществляют подакцизные виды деятельности на территории Республики Казахстан, импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан.
     Подакцизные товары - все виды спирта, алкогольная продукция, пиво  с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 поцентов, табачные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), сырая нефть, газовый конденсат.
     Объектом обложения акцизов является:
     Операции, осуществляемые плательщиком акциза с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами: реализация и передача на переработку на давальческой основе подакцизных товаров, взнос в уставный капитал,  использование подакцизных товаров при натуральной оплате, отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям, использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд, оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров, порча, утрата подакцизных товаров, акцизных марок.
     Налоговая база ставки акциза определяется:
     Ставки акцизов устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.
     Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи либо в зависимости от объемного содержания в ней безводного (стопроцентного) спирта.
     На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.
     На спирт и виноматериал, реализуемые для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт и виноматериал, реализуемые лицам, не использующим их для производства алкогольной продукции.
     Каков порядок исчисления акциза?
     Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе согласно ст. 280 НК РК.
     Какие сроки уплаты акцизов?
     Акциз на подакцизные  товары   подлежит   перечислению  в бюджет не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
     По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акциз уплачивается в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.
     При передаче сырой нефти, газового конденсата, добытых на территории Республики Казахстан, на промышленную переработку акциз уплачивается в день их передачи.
     Акциз на   подакцизные   товары, установленные   в подпункте 2) статьи 279 настоящего Кодекса, за исключением виноматериала и пива, уплачивается до получения учетно-контрольных марок.
     Какой установлен налоговый период?
     Календарный месяц.
     Когда подается налоговая декларация?
     По окончании каждого налогового периода налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по месту своей регистрации декларацию по акцизу не позднее 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом.
     Ставки акцизов
     1. Ставки акцизов устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.
     2. Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи либо в зависимости от объемного содержания в ней безводного (стопроцентного) спирта.
     3. На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала. На спирт и виноматериал, реализуемые для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт и виноматериал, реализуемые лицам, не использующим их для производства алкогольной продукции.
     Виды подакцизных товаровСтавки акцизов (в тенге за единицу измерения) 1234
     1.Из 2207 Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных процентов или более; этиловый спирт и прочие виды спирта, денатурированные, любой концентрации (кроме спирта, реализуемого для производства алкогольной продукции, лечебных и фармацевтических препаратов, а также отпускаемого государственным медицинским учреждениям в пределах установленных квот) 600 тенге/литр
     2.Из 2207 Спирт этиловый (этанол) денатурированный топливный (не бесцветный, окрашенный для потребления на внутреннем рынке)0,1 тенге/литр
     3.Из 2208 Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 объемных процентов; спиртовые настойки и прочие спиртные напитки (кроме спирта, реализуемого для производства алкогольной продукции, лечебных и фармацевтических препаратов, а также отпускаемого государственным  медицинским учреждениям в пределах установленных квот)750 тенге/литр 100% спирта
     4.Из 2207 Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных процентов или более; этиловый спирт и прочие виды спирта, денатурированные, любой концентрации, реализуемые для производства алкогольной продукции60 тенге/литр
     5.Из 2208 Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 объемных процентов; спиртовые настойки и прочие спиртные напитки,  реализуемые для производства алкогольной продукции75 тенге/литр 100% спирта
     6.2208 Алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала и пива)500 тенге/литр 100% спирта
     7.2208 Коньяк, бренди (кроме коньяка, бренди, произведенных из коньячного спирта отечественного производства)325 тенге/литр 100% спирта
     8.2208 Коньяк, бренди, произведенные из коньячного спирта отечественного производства170 тенге/литр 100% спирта
     9.из 2204, 2205, 2206 00 Вина35 тенге/литр
     10.из 2204, 2205, 2206 00 Виноматериал (кроме реализуемого для производства этилового спирта и алкогольной продукции)170 тенге/литр
     11.из 2204, 2205, 2206 00 Виноматериал, реализуемый для производства  этилового спирта и алкогольной продукции20 тенге/литр
     12. из 2203 00 Пиво26 тенге/литр
     13.из 2203 00 Пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5  процента0 тенге/литр
     Действие строк 14-18 подпункта 1) пункта 4 статьи 280 приостановлено до 1 января 2011 года в соответствии со статьей 21 Закона РК от 10 декабря 2008 года №100-IV
     14.из 2402Сигареты с фильтром 1000 тенге/1000 штук
     15.из 2402Сигареты без фильтра, папиросы 600 тенге/1000 штук
     16.из 2402Сигариллы 1220 тенге/1000 штук
     17.из 2402Сигары 95 тенге/ штука
     18.из 2403
     Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный,  кальянный и прочий, упакованный в потребительскую тару и предназначенный  для конечного потребления, за исключением фармацевтической продукции,  содержащей никотин1220 тенге/ килограмм
     19.из 2709 00Сырая нефть, газовый конденсат природный0 тенге/тонна
     Строка 20 изложена в редакции Закона РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в  действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.) 20.из 8702моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 куб. см, за исключением  микроавтобусов, автобусов и троллейбусов100 тенге/куб. см из 8703автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей с объемом двигателя более 3 000 куб. см (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером  ручного управления, специально предназначенных для инвалидов)  из 8704моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека  жесткой стационарной перегородкой
     2) на подакцизные товары, указанные в подпункте 5) статьи 279 настоящего Кодекса:
     п/п Ставки акцизов на 1 тонну (в тенге)
     Бензин (за исключением авиационного) (код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2710 11410 0-2710 11590 0)
     Дизельное топливо (код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2710 19 3100-2710 19 490 0) 1234
     1.Оптовая реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива собственного производства4500540
     2.Оптовая реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива00
     3.Розничная реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды5000600
     4.Розничная реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды50060
     5.Импорт4500540 

     Тема 9. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА.
     Таможенные пошлины -- налоги (сборы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза
     С 1 июля 2010 года вошел в силу новый закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:
     Импортные (ввозные) пошлины -- наиболее распространенный как в мировой практике, так и в Казахстане вид пошлин;
     Экспортные (вывозные) пошлины -- встречается значительно реже импортных, в Казахстане применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
     Транзитные пошлины -- в настоящее время в РК установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
     В Казахстане действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:
     Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Казахстаном предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
     Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
     В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
     Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
     В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на[4]:
     Адвалорные -- (от латинского ad valorem -- от стоимости) -- определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
     Специфические -- устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
     Комбинированные -- при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
     Особые виды таможенных пошлин:
     Специальные -- могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.