На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование системы мотивации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

        ГОУ ВПО «Благовещенский государственный  педагогический университет»

Психолого-педагогический факультет
Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 
 
 

       Курсовая  работа 
 
 
 

       на  тему: Совершенствование системы мотивации персонала на примере ОАО «Амурдормаш» 
 
 
 

Исполнитель: студентка 5 курса отделения менеджмент организации
 
 
_____________           дата
 
 
________________ подпись
 
 
Н.Г. Якунина
Руководитель: старший преподаватель  кафедры экономики и управления           
 
  
  _____________
        дата
 
 
 
________________     подпись
 
 
 
Е.Ю.Руденко
 
 
 
       Благовещенск  2011 год
        СОДЕРЖАНИЕ 

 
ВВЕДЕНИЕ 1.Теория мотивации  ……………………………………………………………...6
      Возникновение и развитие теории мотивации……….……………...…..6
История развития мотивации……………………………………………9
Роль и значение мотивации персонала………………………………….12
Теоретические основы управления мотивацией……………………….16
Содержание торий мотивации……………………………………...……17
Процессуальные теории мотивации………………………………..........21
Необычные теории мотивации………………………………………..…27
2.Специфика деятельности  предприятия и организация мотивации  персонала…………………………………………………………………………34 2.1. Организационно-правовая  характеристика ОАО «Амурдормаш»………34
2.2. Ресурсообеспеченность  и производственные возможности  организации
2.3. Анализ  маркетинговой деятельности  предприятия……………………...48
2.4. Анализ  существующей системы мотивации  ОАО «Амурдормаш»…….53
2.5.Недостатки  системы стимулирования персонала  ОАО «Амурдормаш»..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………61
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..63 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время ни у кого не  вызывает  сомнения,  что  самым  важным ресурсом любой  компании  являются  её  сотрудники.  Однако  далеко  не  все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом.  От  того,  сколь эффективным  окажется труд сотрудников, зависит  успех любой компании.  Задача менеджеров  состоит  в  том,  чтобы  максимально   эффективно   использовать возможности персонала. Какими бы сильными  не  были  решения  руководителей, эффект от них может  быть получен только тогда, когда  они удачно воплощены  в дела сотрудниками компании. А это может  произойти  только  в  случае,  если работники  заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека как-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим  фактором  является заработная  плата,  однако,  существует множество и  других факторов, заставляющих человека работать. На сегодняшний день  имеется  большое количество способов воздействия  на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.
     Мотивация  персонала  является  основным   средством   обеспечения оптимального  использования  ресурсов,  мобилизации   имеющегося   кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации -  это  получение  максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет  повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью  управления  персоналом  при  переходе  к  рынку   является возрастающая   роль   личности   работника.   Соответственно    и   меняется соотношение стимулов и потребностей, на  которые   может  опереться  система стимулирования. Для мотивации  сотрудников компании  сегодня  используют  как финансовые, так  и нефинансовые методы вознаграждения.
     Эволюция  применения различных методов мотивации  показала  как положительные,  так  и  отрицательные   аспекты   их   применения,   и   это  естественный процесс, так как в  теории и практике управления  нет  идеальной модели  стимулирования,  которая  отвечала  бы  разнообразным   требованиям. Существующие модели мотивации весьма  различны  по  своей  направленности  и эффективности.
       В   России   существует   множество   проблем,   связанных   с мотивационной   политикой:  проблема   взаимоотношений  с  руководством неудовлетворенность  размером заработной платы,  условиями  быта  и  труда  в целом на предприятии. Главным препятствием на пути решения этих вопросов  –  нежелание управленческого персонала  задумываться об условиях жизни  и  труда людей,  непосредственно  создающих  прибыль.  В  рыночных  условиях  следует уделять особое  внимание  нематериальному  стимулированию,  создавая  гибкую систему льгот  для работника. Но для России традиционно  идти своим путем, иметь свою специфику. Изучение мотивов и ценностей  современных работников, особенно менеджеров, помогает ответить на вопрос, насколько  традиционно и естественно вхождение  России в рынок. Осуществляемые в  России экономические реформы существенно  изменили статус предприятия как  основного звена народного хозяйства.
      Отсутствие  разработанной системы мотивации  и стимулирования качественного  и эффективного труда создает  предпосылки снижения конкурентоспособности  фирмы, что негативно скажется на всех сферах деятельности фирмы при  решении текущих, тактических и стратегических задач управления. Управление человеческими ресурсами в такой ситуации, повышение его качественных характеристик, приобретает особую значимость, позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления трудовым коллективом.
     Актуальность  проблем  мотивации  не  оспаривается  ни  наукой,  ни практикой, так  как  от  четкой  разработки  эффективной  системы мотивации  зависит не только повышение социальной и творческой  активности  конкретного  работника (менеджера,  рабочего),  но  и  конечные  результаты  деятельности предприятий   различных    организационно-правовых    форм    собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
      Объект исследования системы мотивации  персонала, ОАО «Амурдормаш», лидер на Дальнем Востоке по обустройству автодорог. В организации за период работы сформировались своеобразные производственные принципы, благодаря которым он занимает одно из первых мест. Не смотря на эффективную работу, система стимулирования персонала развита не в полной мере, и трудовые ресурсы используются не достаточно эффективно.
     Предмет исследования – система мотивации  персонала в ОАО «Амурдормаш».
     Целью курсовой работы  является разработка путей совершенствования систем стимулирования персонала, в современных условиях на примере ОАО «Амурдормаш». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
      Изучение теоретических основ и современных тенденций  мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
      Анализ организации стимулирования персонала ОАО «Амурдормаш».
      Разработка мероприятий  по совершенствованию стимулирования персонала ОАО «Амурдормаш».
     При написании работы были использованы законодательные акты, монографии, научные и учебные издания  по менеджменту и управлению персоналом,  материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации  персонала, формирования систем оплаты труда и  управления карьерой. 

    1. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ

 
      Возникновение и развитие теорий мотивации
 
      Истинные  побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, определить не просто. Они чрезвычайно сложны. Упрощенно, в теории менеджмента  выделяют такие основания, необходимые  для участия человека в трудовой деятельности:
    наличие необходимости трудиться;
    объективные (физиологические) возможности;
    наличие профессиональной квалификации и способностей;
    наличие мотивации.
      При рассмотрении мотивации работника  предполагается, что у него уже  в той или иной степени наличествуют первые три условия участия в  трудовой деятельности, так как эти  условия трудно инициировать или  управлять ими со стороны. Задача менеджера состоит, таким образом, в управлении четвертым фактором, применении мотивирования к человеку, в принципе готовому и способному трудиться.
      В самом общем виде мотивацию человека к деятельности можно представить в виде  совокупности внутренних и внешних по отношению к человеку сил, которые, непрерывно воздействуя на него, побуждают к совершению тех или иных действий. При этом связь между этими силами и конкретными действиями человека определяется очень сложной системой взаимодействий, индивидуальной для каждого человека, поэтому различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил, то есть влияние мотивации на конкретного человека зависит от многих факторов и индивидуально.
      Понимая вышесказанное, можно дать более  детализированное определение мотивации.
      Мотивация ? совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей1.
      "Суть  мотивации состоит в том, чтобы давать людям то, что они больше всего хотят получать от работы. Чем полнее вы сможете удовлетворить их желания, тем больше у вас шансов получить то, что нужно вам, а именно: производительность, качество, обслуживание".2
      Стимулирование - метод управления трудовым поведением работника, внешнее воздействие со стороны управленца3.
      Необходимо  заметить, что между мотивацией и  результатом деятельности нет однозначной  зависимости, ибо на него влияет множество  случайностей и субъективных моментов, таких как способности человека, непонимание им ситуации, настроение в данный момент, третьи лица.
      Конечно же, существуют различные факторы  мотивации, которые определяют, что  является наиболее ценным, важным для  человека. Как правило, это не один фактор, а несколько и вместе они  составляют карту мотиваторов. Факторы  мотивации делятся на внешние  и внутренние.
      Внутренние  факторы мотивации:
      Мечта, самореализация.
      Идеи, творчество.
      Самоутверждение.
      Убежденность.
      Любопытство.
      Здоровье.
      Нужность кому-то.
      Личный рост.
      Потребность в общении.
      Внешние факторы мотивации:
      Деньги.
      Карьера.
      Статус.
      Признание.
      Престижные вещи.
      Эстетика быта.
      Возможность путешествовать.
      Первые  обусловлены стремлением человека получить удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он, поэтому  желает сохранить, или избавится  от объекта, приносящего ему неудовлетворение. Внешние мотивы нацелены на приобретение отсутствующего объекта или, наоборот, избежание этого. Таким образом, мотивы различаются ещё и по характеру: они могут быть позитивными (приобрести, сохранить) или негативными (избавиться, избежать). Так, позитивным внешним  мотивом поведения является премия, которую человек может получить за хорошую работу, а негативным - наказание за её невыполнение; позитивный внутренний мотив - увлекательность  дела, которым он занимается, а негативный - его рутинный характер, вследствие чего от занятия человек, наоборот, стремится избавиться.
      Мотивация не является реально наблюдаемым  фактом, это сконструированное понятие, то есть ее нельзя непосредственно  наблюдать или измерить эмпирическим путем.
      Изучение  мотивации необходимо для решения  многих практических задач. Знания о  мотивационном процессе, потребностях человека, стимулировании и т.п. многие годы широко применяются на практике. И прежде всего, эти вопросы интересуют менеджеров, занятых в управлении персоналом фирмы, которым очень  важно знать мотивы поведения  людей и их групп с тем, чтобы  активно применить эти знания в повседневной работе для активизации  деятельности персонала фирмы, для  повышения эффективности труда  коллектива. 

    1.2.История развития мотивации 

      За  тысячи лет до того, как слово  «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить4.
      Это было обычным явлением в странах  Запада в конце XIX в. В течение  почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры наводняли города и буквально выпрашивали как милостыню возможность работать по 14 ч. в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. Ещё со времён  Адама Смита традиционно считалось, что если работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. Труд часто рассматривался лишь как средство заработка. Между тем, результаты исследований свидетельствуют о том, что оплата труда является необходимым, но недостаточным условием мотивации трудовой деятельности.5
      Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.
      Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли  достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей в конце концов начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.
      Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие - приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, определяемых другими факторами, такими, например, как привычка.
      Уже давно идентифицированы потребности и влечения как основные элементы в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий Чарлза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Первая состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода, стремления к продолжению рода и т. д.). Вторая заключается в эволюционной роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к мотивации, - такой же, как роль характеристик физических.
      Уильям  Мак-Дугал считал инстинкты основополагающими в поведении человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями: человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами, и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за действия индивида. Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин «влечение» как замену противоречивому термину «инстинкт». Влечение - это сила, снабжающая организм энергией для действия. Зигмунд Фрейд  также видел основу человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях и был чрезвычайно заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). Однако тезис Фрейда о том, что люди не всегда поступают рационально, был слишком радикальным.
      Хотя  попытки применить в управлении психологические мотивы были и раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной. Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 - 1924 гг. Это и последующие исследования показали, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда.
      Эти идеи позволили основать новое направление  менеджмента - концепцию "человеческих отношений", которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов.  

    1.3.Роль и значение мотивации персонала. 

      Основной  особенностью  управления  персоналом  при  переходе  к  рынку является  возрастающая роль личности работника. Ситуация  которая  сложилась  в настоящее время в нашей  стране  несёт  как  большие  возможности,  так  и большие  угрозы для каждой личности в плане  устойчивости  её  существования. То есть сейчас существует крайне высокая  степень  неопределенности  в  жизни каждого человека.  Следовательно,  необходимо  разработать  новый  подход  к управлению персоналом.
      Этот  подход заключается в следующем:
            1) Создание философии управления  персоналом.
            2) Создание совершенных служб  управления персоналом.
            3) Применение новых технологий  в управлении персоналом.
            4) Создание  и  выработка   совместных  ценностей,  социальных   норм, установки поведения, которая  регламентирует поведение отдельной  личности.
      Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к  целям  развития  предприятия.  В  таких  условиях мотивация  трудовой  деятельности  сотрудников  фирмы  приобретает  особенно важное значение. Для того  чтобы  человек  выполнял  порученную  ему  работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован  или,  иначе говоря, мотивирован6.
      В  управлении  персоналом мотивация   рассматривается   как   процесс  активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания  стимулов (внешняя мотивация) для  их побуждения к эффективному  труду.  В  этой  связи как  синонимичные   термину   мотивация    используются    также    термины стимулирование и мотивирование.  Целью  мотивации  является  формирование комплекса  условий,   побуждающих   человека   к   осуществлению   действий, направленных на достижение цели с  максимальным эффектом. Представления  о возможностях  мотивации  труда  работников  претерпели большие  изменения  в  практике  управления.  Долгое  время  считалось,  что  единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к  эффективному труду  является  материальное  вознаграждение.  Тейлор,   основатель   школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда  работников, убедительно  доказывающую  связь  между  производительностью  труда  и   его оплатой. Со  временем появились различные психологические  теории мотивации,  пытающиеся  с  разных позиций  рассмотреть  определяющие  факторы   и   структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и  пряника»  сменилась выработкой  более  сложных  систем  стимулирования  мотивации  работников  к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.
      В  основе  современных  теоретических  подходов  к   мотивации   лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей  причины и механизмы целенаправленного  поведения человека. С этих  позиций  мотивация определяется как движущая сила человеческого  поведения,  в  основе  которой находится  взаимосвязь потребностей, мотивов  и целей человека. Общую  характеристику  процесса  мотивации  можно  представить,   если определить используемые для его  объяснения  понятия:  потребности,  мотивы, цели.
      Потребности - это состояние человека, испытывающего  нужду  в  объекте, необходимом  для  его   существования.   Потребности   являются   источником активности человека, причиной его  целенаправленных действий7.
      Мотив – это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель)1.
      Цели - это желаемый объект или  его  состояние,  к  обладанию  которым  стремится человек1.
      Мотивация – управленческая функция, использующая мотивы поведения человека для наиболее успешного его функционирования в организации1.    
      Мотивация как функция управления реализуется  через  систему  стимулов, т.е. любые  действия подчиненного должны иметь  для  него  положительные  или  отрицательные последствия с  точки  зрения  удовлетворения  его  потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может  позволить  руководителю создать  мотивационную структуру, с помощью  которой он осуществит  воспитание коллектива в нужном направлении.
      Типичными  проблемами  в  организациях,  связанными  с  низкой мотивацией персонала являются:
      Высокая текучесть кадров.
      Высокая конфликтность.
      Низкий уровень исполнительской дисциплины.
      Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения.
      Халатное отношение к труду.
      Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников.
      Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных.
      Низкий уровень межличностных коммуникаций.
      Проблемы при создании согласованной команды.
      Слабая перспектива  карьерного  роста,  отражающаяся  на  рабочем  тонусе сотрудников.
      Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником.
      Неудовлетворенность работой сотрудников.
      Безынициативность сотрудников.
      Деятельность руководства негативно оценивается персоналом.
      Неудовлетворительный морально психологический климат.
      Недостаточное оснащение рабочих мест.
      Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва.
      Неразвитость соцкультбыта предприятия.
      Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию.
      Не налаженность системы стимулирования труда.
      Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником.
      Низкий моральный дух в коллективе.
      В  настоящее  время  организация  эффективной  системы стимулирования персонала  является  одной  из   наиболее   сложных   практических   проблем менеджмента.  

    1.4.Теоретические основы управления мотивацией 

      В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно  или же не осознанно совершать  некоторые поступки. При этом связь  между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной  системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в  результате чего может меняться как  степень влияния воздействия, так  и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
     Принимая  во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение  мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к  деятельности, задают границы и формы  деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей8. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально, и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. 
 

    1.5.Содержательные теории мотивации 

     Теория  мотивации по А. Маслоу:
     Первая  из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и  Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
      физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
      потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
      социальные потребности – необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
      потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
      потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
       Первые две  группы потребностей первичные, а следующие  три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно  расположить в строгой иерархической  последовательности в виде пирамиды, представленной на рисунке 1, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
      Смысл такого иерархического построения заключается  в том, что приоритетны для  человека потребности более низких уровней и это сказывается  на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких  уровней.
      Самая высокая потребность – потребность  самовыражения и роста человека как личности – никогда не может  быть удовлетворена полностью, поэтому  процесс мотивации человека через  потребности бесконечен.
      Долг  руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения  по их реализации с целью повышения  эффективности работы сотрудников.
     Теория  мотивации Дэвида Мак Клелланда.
     С развитием экономических отношений  и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится  потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его  утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
      стремлению к успеху,
      стремлению к власти,
      стремление к признанию.
      При таком утверждении успех расценивается  не как похвала или признание  со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в  принятии сложных решений и нести  за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию –  его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное  мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
     Согласно  теории Мак Клелланда люди стремящиеся  к власти, должны удовлетворить эту  свою потребность и могут это  сделать при занятии определенных должностей в организации.
      Управлять такими потребностями можно, подготавливая  работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью  их аттестации, направления на курсы  повышения квалификации и т.д. Такие  люди имеют широкий круг общения  и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
      Теория  мотивации Фредерика  Герцберга.
      Эта теория появилась в связи с  растущей необходимостью выяснить влияние  материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая  показывает удовлетворенность работой.
Таблица 1
Факторы, влияющие на удовлетворенность в  работе.
      Гигиенические факторы       Мотивация
      Политика фирмы  и администрации       Успех
      Условия работы       Продвижение по службе
      Заработок       Признание и одобрение результата
      Межличностные отношения       Высокая степень ответственности
      Степень непосредственного  контроля за работой       Возможность творческого и делового роста
 
      Первая  группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями. а  также с окружающей средой, в которой  осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с  характером и сущностью самой  работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения  содержательной части работы. Гигиенические  факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям,. потребности в безопасности и уверенности в будущем.
      Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна. Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
      Таблица 2
      Оценка  характеристик своей работы самими рабочими.
Факторы повышения производительности Заставляют работать интенсивнее Делают более  привлекательной И то и другое
Хорошие шансы продвижения по службе       48       22       19
Хороший заработок       45       27       22
Оплата, связанная с результатами труда       43       31       16
Признание и одобрение хорошо выполненной  работы       41       34       17
Работа, которая заставляет развивать свои способности       40       27       20
Сложная и трудная работа       38       30       15
Работа, позволяющая думать самостоятельно       37       33       17
Высокая степень ответственности       36       35       18
Работа, требующая творческого подхода       35       31       20
Работа  без больших напряжений и стрессов       15       61       13
Удобное расположение       21       56       12
На  рабочем месте нет шума и чистая окружающая среда       21       56       12
Хорошие отношения в коллективе       17       54       13
Хорошие отношения с непосредственным начальником       19       52       12
Достаточная информированность о ходе дел  в фирме       20       49       16
Гибкий  график работы       20       49       12
Значительные  дополнительные льготы       27       45       18
 
 
 
      Процессуальные теории мотивации
 
     Теория  ожиданий В. Врума.
      Согласно  теории ожиданий не только потребность  является необходимым условием мотивации  человека для достижения цели, но и  выбранный тип поведения.
        Процессуальные теории ожидания  устанавливают, что поведение  сотрудников определяется поведением:
      руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
      сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
      сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
      сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
      Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в  преобладании повышения качества труда  и уверенности в том, что это  будет отмечено руководителем, что  позволяет ему реально удовлетворить  свою потребность.
        Исходя из теории ожиданий  можно сделать вывод, что работник  должен иметь такие потребности,  которые могут быть в значительной  степени удовлетворены в результате  предполагаемых вознаграждений. А  руководитель должен давать такие  поощрения, которые могут удовлетворить  ожидаемую потребность работника.  Например, в ряде коммерческих  структур вознаграждение выделяют  в виде определенных товаров,  заведомо зная, что работник в  них нуждается.  

      Теория  справедливости.
        Согласно этой теории эффективность  мотивации оценивается работником  не по определенной группе  факторов, а системно с учетом  оценки вознаграждений, выданных  другим работникам, работающим в  аналогичном системном окружении. 
        Сотрудник оценивает свой размер  поощрения по сравнению с поощрениями  других сотрудников. При этом  он учитывает условия в которых  работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом  оборудовании, а другой – на  старом, у одного было одно  качества заготовок, а другого  – другое. Или например руководитель  не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.д.
     Теория  мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
      Эта теория построена на сочетании элементов  теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения  между вознаграждением и достигнутыми результатами.
      Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
      Среди отечественных ученых наибольших успехов  в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
      Теория  Выгодского утверждает, что в психике  человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые  и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются  параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью  средств другого невозможно.
      Например, если в определенный момент времени  человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. По всему мнению, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.
      Исходя  из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что  человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и  самоорганизации. Соответственно и  потребности должны быть реализованы  на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются  параллельно и совокупно и  управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и  нематериальное стимулирование.
     Теория  мотивации Дугласа  Мак-Грегора
      Дуглас  Мак-Грегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
      задания, которые получает подчиненный;
      качество выполнения задания;
      время получения задания;
      средства, имеющиеся для выполнения задачи;
      коллектив, в котором работает подчиненный;
      инструкции, полученные подчиненным;
      убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
      размер вознаграждения за проведенную работу;
      Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его  труда. Дуглас Мак-Грегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y».
      «Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.
      «Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
      Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в  чистом виде на практике не встречаются. Как правило в реальной жизни  имеет место комбинация различных  стилей управления. Эти теории оказали  сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня  можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.
      Теории  Мак-Грегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с тем развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе.
      Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название «Теория Z» и «Теория A», чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках.
      Оучи  отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб  человеческому фактору. Поэтому  «Теория Z» базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
      В целом японский и американский подходы  разнонаправлены (таб. 3). 

      Таблица 3
      Японский  и американский подходы к управлению
              США       Япония
«Человеческий капитал» Малые вложения в обучение, обучение конкретным навыкам,  формализованная  оценка
Крупные вложения в обучение, общее обучение, неформализованная  оценка
«Трудовой рынок» На первом месте  – внешние факторы Краткосрочный наем
Специализированная  лестница продвижения
На первом месте  – внутренние факторы Долгосрочный  наем
Неспециализированная  лестница продвижения
«Преданность  организации» Прямые контракты  по найму Внешние стимулы
Индивидуальные  задания
Подразумеваемые контракты по найму Внутренние  стимулы
Групповая ориентация
 
      Однако  можно видеть, что управление развивалось  большей частью в сторону идей, заложенных в «Теории Y», демократического стиля управления.
      Таким образом, с определенными допущениями  «Теорию Z» можно назвать развитой и усовершенствованной «Теорией Y», адаптированной прежде всего под Японию. «Теория A» в большей степени характерна для США.
      Однако  некоторые компании западных стран  успешно применяют у себя принципы «Теории Z». 

      1.7.Необычные способы мотивации 

      Даже  если сотрудники работают хорошо, возможно, это не предел, и они могут сделать  намного больше... Чтобы мотивировать подчиненных к работе с полной отдачей, порой бывает достаточно и  нематериального стимулирования. Поэтому  каждому руководителю стоит иметь  в своем арсенале как можно  больше таких методов. И вот несколько  удачных примеров.
      Мотивация развлечением. Часто бывает, что даже интересная работа становится рутиной. А что уж говорить о достаточно однообразной повседневной деятельности, требующей, тем не менее, весьма ответственного отношения? Даже молодой и полный энтузиазма сотрудник через несколько лет на такой должности начинает чувствовать себя подавленно. Ему кажется, что он не развивается, что он всю жизнь будет заниматься только этим. В подобных случаях поможет такой вид мотивации как развлечение.
      К примеру, в страховой компании DPmann каждый сотрудник ежегодно получает возможность реализовать любую  свою идею — пусть даже коллеги  сочтут ее сумасшедшей — за счет фирмы, если сумеет доказать, что это  конкретное сумасбродство пойдет ему  на пользу.
      Так, одному из подчиненных руководство  оплатило учебу в театральном  колледже (он признался, что это его  детская мечта и ее реализация даст ему мощный стимул для работы). Еще один сотрудник этой компании осуществил свое желание подняться  на вершину Килиманджаро.
      Некоторые фирмы используют в целях мотивации  персонала еще более оригинальные развлечения. Например, руководство  юридической компании Mishcon de Reya приняло  на работу «офисного» поэта. Розничная  сеть Marks & Spencer организовала форум  по науке и искусству, благодаря  чему сотрудники могут все время  быть в курсе культурных событий, лекций и концертов. А продавцы супермаркетов Sainsbury's имеют возможность учиться  языку жестов у актеров театра пантомимы, специально приглашенных руководством компании.
      В массачусетском подразделении компании Cognex, разрабатывающей приборы «зрения» для роботов, есть должность директора  по развлечениям. В обязанности занимающей этот пост Кимберли Уиллард и ее троих коллег входит придумывание развлечений  для 275 сотрудников, многие из которых  ежедневно проводят на работе по 12–15 часов.
      Один  из годовых отчетов этой компании был оформлен в желто-черных цветах, как издания «для чайников». А  на традиционном празднике в честь  утверждения отчета была устроена лотерея, где разыгрывались книги из этой серии. Еще одно мероприятие по случаю окончания года организовали по школьным мотивам: отчет сделали в виде книжки-раскраски, менеджеры приехали на школьном автобусе, а во время  фуршета еду подавали в упаковках  для школьных завтраков.
      Благодаря такой политике в компании Cognex текучесть  кадров составляет 2,8%, в то время  как у многих ее конкурентов — 11,5%. Однако стоит помнить, что чрезмерное увлечение такой формой стимулирования может дать обратный эффект — превращение  работы в бесконечную веселую  тусовку негативно отразится  на производительности труда.
      Мотивация искусством. У многих людей есть склонность изо дня в день общаться только с теми, с кем они непосредственно связаны по работе — что не лучшим образом сказывается на результатах. Искусство может стать для таких людей средством, инициирующим обсуждение общих проблем, стать тем, что сводит их вместе. Например, компания Akzo Nobel, работающая в химической индустрии, покупает картины молодых перспективных художников и спонсирует музыкальные мероприятия. Подразделения этой фирмы, расположенные в разных странах, могут обмениваться приобретенными картинами, благодаря чему их сотрудники знакомятся и вступают в более тесное взаимодействие, а также расширяют свой кругозор.
      Компания-производитель  перьевых ручек Montblanc также использует в качестве мотивирующего фактора  культурные мероприятия. Все ее сотрудники получают «культурную карту», с помощью  которой они могут посещать театры и концерты, оплачивая всего лишь 20% стоимости билетов. Остальные  расходы берет на себя фирма.
      А в издательстве Random House, входящем в  немецкую медиагруппу Bertelsmann, работает программа оплачиваемых творческих отпусков для «старожилов» (их стаж в компании — не менее 10 лет). Несмотря на проблемы, связанные с поиском  замены «отпускникам», компания выигрывает от этой системы не меньше чем сами сотрудники. Ведь в творческом отпуске  они смогут придумать множество  интересных идей и, вернувшись, немедленно приступить к их реализации. Похожую  систему ввели издатели американского  журнала Newsweek. Любой сотрудник, проработавший  в этой компании 15 лет, имеет право  уйти в творческий отпуск на полгода, в течение которых он будет  получать 50% своей зарплаты.
      Интерес. Для многих людей важно, чтобы работа была интересной. Вызовы и преграды их не пугают, а скорее воодушевляют. Но таких видов деятельности не очень много. Поэтому руководителю нужно приложить немало усилий к тому, чтобы сделать работу подчиненных как можно более увлекательной.
      Казалось  бы, что интересного в работе сотрудников  отеля? Однако Клаус Кобьёлл, автор  книги «Мотивация в стиле экшн»  и владелец отеля Schindlerhof, умеет подбирать интересные для подчиненных и нужные для компании поручения. Например, его сотрудники периодически составляют отчеты о конкурирующих фирмах. Для этого они сначала посещают эти заведения: если это отель, то останавливаются в нем на ночь, если ресторан — обедают в нем, причем могут взять с собой друга или подругу. Такая «повинность» должна выполняться три-четыре раза в год, а фирма оплачивает все расходы. Сотрудники чувствуют себя «шпионами», выполняющими тайные задания, и при этом приятно проводят время. Кроме прочего, побывавший «в тылу врага» человек, может увидеть не замечаемые ранее недостатки своей компании. Например, если в процессе телефонного заказа столика в каком-то ресторане его будут несколько раз переключать с одного менеджера на другого, то он может вспомнить, что в его ресторане происходит то же самое, и предложить руководству организовать тренинг для персонала, чтобы устранить этот недостаток. Разумеется, начальник не останется в долгу и отблагодарит инициативного подчиненного за хорошую идею.
      Кадровые  перестановки. Распространенным видом мотивации является продвижение по службе, помогающее сотруднику почувствовать, что его ценят как профессионала. Однако повышение — не единственно возможный вариант мотивации человека, который засиделся на своем месте и которому уже поднадоела его работа.
      Если  горизонтальная ротация не всегда возможна или руководитель считает ее слишком  рискованной, то, чтобы разнообразить  деятельность подчиненных, он может  организовать рабочую группу из сотрудников  разных отделов для решения той  или иной проблемы. Это позволит им переключиться на новые вопросы  и наладить взаимодействие с новыми людьми — с пользой для компании. А если такая группа будет влиять на работу руководителя (например, на принятие им важных решений), то входящие в нее  сотрудники почувствуют себя мотивированными  вдвойне. Однако следует иметь в виду, что такой прием срабатывает только в том случае, если участие в работе группы не повысит резко нагрузку сотрудника.
      Интересно, что для многих людей практически  любая кадровая перестановка, связанная  с повышением (даже если только в  собственных глазах!) их профессионального  или должностного статуса, дает позитивный эффект. И порой достаточно лишь изменить сотруднику название должности  и надпись на визитке, чтобы он некоторое время чувствовал себя мотивированным.
      Признание достижений. Не обязательно заваливать человека грамотами, и уж тем более использовать для обнародования его успехов надоевшие «доски почета» — можно найти и более интересные способы поощрения сотрудников за особые достижения. Например, в компании Walt Disney в честь ключевых сотрудников оформляют окна кафе, выходящие на центральную улицу парка Disneyland. А в салоне одного из самолетов Southwest Airlines размещен перечень имен лучших сотрудников компании. Подобные приемы не составляют особого труда, зато эффект может быть значительным. Скажем, Southwest Airlines выделяется (вероятно, во многом благодаря этому) самой низкой в своей отрасли текучестью кадров.
    Руководителям очень важно попытаться понять, почему подчиненные ведут себя именно так, а не иначе. Многие руководители полагают, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность больше заработать.
    Таким образом, считается, что мотивация  — это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих  денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия.
    Однако  мотивация является результатом  сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Позитивная мотивация активирует способности  человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.
    Для того чтобы создать реальную и  эффективную мотивацию своим сотрудникам, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и найти способ их удовлетворения.
      Чтобы создать высокую мотивацию, надо создать условия для удовлетворения потребностей. Нужно превратить работу из занятия по производству продукции  в занятие по реализации потребностей работника».
      Растущая  конкуренция предъявляет все  большие требования к производителям товаров и услуг. Из-за неверной направленности труда реально возникновение  конфликта между собственными потребностями  человека и целями коллектива, организации  в целом, что создает существенный барьер для роста эффективности  труда.
        В результате в мире бизнеса  наиболее жизнеспособными оказываются  сплоченные команды профессионалов. Сегодня опытный руководитель  ключевой вопрос жизни организации  видит в проблеме поиска компетентных  специалистов, принимающих цели  и задачи организации как свои  собственные. Однако, пожалуй, даже  кадровое агентство с трудом  подберет таких сотрудников. 
      И только потому, что внутреннее желание  работать с полной отдачей в любом  человеке нужно воспитать, заразив  его рабочей атмосферой дружного коллектива и блестящей идеей  производства нужного клиентам продукта или услуги, апеллируя к его  компетентности и доверяя ему  ответственную работу, предоставив  ему достаточно полномочий для решения  стоящих перед ним задач и  удобное рабочее место.
      Как же воспитать сплоченный коллектив  единомышленников, грамотно построить  работу сотрудников, вселить в них  уверенность в востребованности производимого товара или услуги и поддержать среди персонала  желание работать с полной отдачей?
      Рецепт  прост: «нужно превратить работу из занятия  по производству продукции в занятие  по реализации потребностей работника». Для этого руководителю необходимо понимать, каковы потребности его  сотрудников и как организовать жизнь фирмы, чтобы удовлетворить  их в реальной ситуации.
      Общеизвестна  модель иерархии потребностей, созданная  Абрахамом Маслоу, который полагал, что человеком движут физиологические  потребности и потребность в  безопасности, социальные и личностные потребности, а также потребность  в самоактуализации.
      Рабочая среда (удобство рабочего места и  его техническая оснащенность, уровень  шума, чистота), вознаграждения (зарплата и премии, оплаченные питание и  отдых, компенсация транспортных расходов и оплата культурных мероприятий) —  все это средства удовлетворения физиологических потребностей сотрудников.
      Осведомленность о происходящем в компании, партнерские  отношения в коллективе дают работникам ощущение защищенности. Социальные потребности  любого сотрудника проявляются в  желании принадлежать к данному  коллективу, представлять перспективы  своего карьерного роста, а также  сознавать, что окружающие считают  его компетентным и признают его  достижения.
      Желание развиваться в профессиональной сфере, испытывать гордость и самоуважение от своих достижений и творческих находок также движет людьми, и  в этом проявляются личные потребности  работников.
     Стремление  к самоактуализации выражается в  желании реализовать свой собственный  потенциал именно в этой работе и  появляется тогда, когда сотрудник  связывает свое будущее с работой  в данной организации, и отчасти  соотносит свои личные цели с целями компании. 
 
 
 
 

    СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ  ОАО «АМУРДОРМАШ»
 
     2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия 

     По  своей организационно-правовой форме  предприятие «Амурдормаш» является Открытым Акционерным Обществом.
     Право на собственность предприятия разделено  на части по акциям, поэтому владельцы  предприятия называются держателями  акций, а само предприятие – акционерным  обществом. Владельцы акционерного общества несут ограниченную ответственность  по долгам предприятия: только в пределах стоимости принадлежащих им акций.
     Основные  положения устава – общество является юридическим лицом, имеет право  совершать сделки, является собственником, создавать филиалы, дочерние предприятия, представительства. Общество самостоятельно устанавливает цены на свою продукцию. Общество обладает самостоятельностью в распределении прибыли. Основной целью общества является получение  прибыли. На все виды деятельности общества существует лицензия.
     Уставной  капитал общества составляет 17,8 млн. рублей. В соответствии с уставом  общество может увеличить или  уменьшить свой уставной капитал.
     Если  общество выпускает или продает  имеющиеся акции, у акционеров имеется  право преимущественной покупки.
     Высшим  органом управления общества является его общее собрание акционеров, которое  созывается 1 раз в год или по необходимости. Генеральный директор избирается общим собранием акционеров сроком на 5 лет.
     Ликвидация  общества: общество может быть ликвидировано  добровольно по решению общего собрания акционеров или по решению суда в  случае и порядке, предусмотренных  действующим законодательством  РФ.
     Целями  организации является максимальное удовлетворение потребности дорожных организаций в технике и  элементах обустройства автодорог,  получение  максимальной прибыли, четкое выполнение всех нормативных  требований, при заинтересованном внимании к человеческим нуждам.
     Организационная структура управления построена  по линейно-функциональному принципу. Такая структура обеспечивает прямое воздействие руководителя, в руках которого сосредоточены все виды полномочий. Такой структуре свойственны четко выраженные линии полномочий и ответственности. Она обеспечивает оперативность и точность управленческих реакций, и полную ответственность первого лица. Недостатком такой структуры управления является чрезмерная загруженность информацией руководителя предприятия, что может приводить к несвоевременности принятия важных управленческих решений.
     Высшим  органом управления общества является его общее собрание акционеров. В  компетенцию собрания акционеров входит внесение изменений и дополнений в Устав общества. Решение о  реорганизации общества, о ликвидации, избрание членов Совета директоров, избрание Генерального директора, совершение крупных  сделок, связанных с приобретением  и отчуждением имущества общества.
     Общество  имеет следующие органы управления:
         -  общее собрание акционеров  Общества;  
         - Совет директоров Общества;

    - единоличный  исполнительный орган (Генеральный  директор) Общества;                                          
     - ревизионная комиссия Общества.
     Совет директоров Общества состоит из пяти членов. Члены Совета директоров Общества ежегодно избираются годовым Общим  собранием акционеров. Срок полномочий членов Совета директоров исчисляется  с момента избрания их годовым  Общим собранием до следующего годового Общего собрания акционеров. Общее  собрание акционеров в праве принять решение о досрочном прекращении полномочий членов Совета директоров. При этом такое решение может быть принято только в отношении всех членов Совета директоров одновременно. В случае досрочного прекращения полномочий Совета директоров полномочия нового состава Совета директоров действуют до ближайшего по срокам годового Общего собрания.
     Генеральный директор Общества назначается его  Общим собранием акционеров сроком на 5 лет. Общее собрание акционеров вправе в любое время досрочно прекратить полномочия Генерального директора  Общества. Права и обязанности, размер оплаты услуг Генерального директора  определяются договором, заключаемым  им с обществом. Договор от имени  Общества подписывается Председателем  Совета директоров Общества. Генеральный  директор принимает решения по вопросам, не отнесенным настоящим Уставом  к компетенции Общего собрания акционеров, Совета директоров.
     Генеральным директором напрямую  контролируется работа отделов  снабжения, сбыта, маркетинга, капитального строительства, отдела технического контроля,  технического отдела,  юриста, отдела кадров, энерго - механического отдела, бухгалтерии, специалиста по технике безопасности,  планового отдела и руководителей  трех цехов.
     Главный бухгалтер предприятия  возглавляет  совет директоров, занимается вопросами  инвестиций. В подчинении каждого  из начальников цехов имеются  самостоятельные подразделения  и участки,  разбросанные по территории в различных корпусах. 
     Количественный  состав бригад    ниже  или  выше  установленных норм управляемости, это объясняется   многопрофильностью предприятия, большим количеством  мелких подразделений.
     Функции планирования на предприятии осуществляет планово-производственный отдел. Им осуществляется  оперативное и стратегическое планирование  посредством выбора целей и решений, необходимых для их достижения обеспечивая  адаптацию своих ресурсов  к  постоянному  изменению внутренних и внешних условий.  Планово-производственный отдел осуществляет координацию  производства и взаимодействие с  отделами снабжения, сбыта, маркетинга, технического отдела и финансовых служб. Совместно с отделом маркетинга и снабжения производится анализ  внешней среды с целью выявления  наиболее вероятных угроз и выработкой мер по их преодолению.
     Для данного предприятия такая структура  достаточно эффективна, она позволяет  в полном объеме получать информацию, необходимую для принятия решений, хотя скорость принятия решений не высока в силу того, что генеральный  директор сосредоточил все полномочия в своих руках и предпочитает не делегировать их своим подчиненным.   

     2.2. Ресурсообеспеченность и производственные возможности организации 

     Акционерное общество «Амурдормаш» специализируется на выпуске  продукции производственно-технического назначения, под которой понимается продукция, относящаяся к средствам  производства. Предприятие производит  продукцию для    дорожной отрасли  Дальневосточного региона, предприятий  дорожного и коммунального хозяйства, строительных организаций, сельскохозяйственных и фермерских хозяйств, золотодобывающего  и энергетического комплекса, строительных и транспортных организаций. Основными  видами выпускаемой продукции являются дорожная техника и оборудование, металлическое барьерное ограждение, дорожные знаки и информационные щиты, а так же  выпускаемая для предприятий жилищно-коммунальных служб техника, оборудование и запасные части для  ремонта котельных.  Ассортимент  выпускаемой продукции  за последние годы  значительно расширился.
     Возможность дальнейшего увеличения объемов  производства во многом связана с  уровнем ресурсообеспеченности  фирмы. Рассмотрим наличие и использование  основных факторов производства применительно  к объекту исследования.
     Данные  таблицы 1 свидетельствуют, что в  рассматриваемой динамике размер ресурсообеспеченности  ОАО «Амурдормаш» имеет тенденцию  к увеличению. Так в отчетном году по сравнению с базовым произошло  увеличение основных производственных фондов на 4017 тыс. руб.  

Таблица 3
 Ресурсообеспеченность предприятия ОАО «Амурдормаш»
Показатели Годы Отклонение 2010 к 2009г,
%
2008 2009 2010
Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб. 116992 97242 98126 100,9
Среднегодовая численность работников, чел.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.