На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Философия и религия спенсера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
    Спенсер Герберт
    Философская система Герберта Спенсера
    Герберт Спенсер о науке и религии
Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Идея  прогресса, разрабатываемая первоначально  в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими дисциплинами, нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т. д. Поэтому в качестве представителей этого направления в социологии выступали не только чистые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательных дисциплин истории. Но какое бы предпочтение эмпирическому материалу ни отдавали исследователи, все они придерживались более или менее однозначной теоретической установки, а именно стремились установить общие законы эволюции, что и позволяет отнести их к сторонникам эволюционизма. Таковыми, в частности, являются Льюис Г. Морган (1818-1881), Джон Ф. Макленнон (1827-1881), Иоган И. Боховен (1815-1887), Эдвард Б. Тайлор (1832-1917), Джеймс Фрезер (1854- 1941). Но особое значение в пропаганде идей эволюционизма сыграли работы Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) - выдающийся английский философ и социолог.
     Спенсер отличался необыкновенной эрудицией  и работоспособностью. Оставленное  им наследие огромно. Фундаментальный  десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896 годах. Этот труд включал: "Основные начала" (1862), "Основания биологии" (1864-1867), "Основания психологии" (1870-1872), трехтомный труд "Основания социологии" (1876 1896), "Социология как предмет изучения" (1903), "Основания этики" (1879-1893).
     Творчество  Спенсера с наибольшей полнотой воплотило  основные идеи эволюционизма, оказало  большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, Спенсер высоко оценил "Происхождение видов" Ч. Дарвина. Большое влияние на Спенсера оказали также труды А. Смита и Р. Мальтуса, английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Придерживаясь крайней версии либерализма, Спенсер горячо защищал принципы индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению "худших за счет лучших". Спенсер выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал он и колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Спенсер Герберт
     Спенсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837-41), затем сотрудничал в журнале "Экономист" ("Economist") (1848-53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа.
     Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое - "мир явлений", Непознаваемое - "вещь в себе"). Наука, по мысли С., способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального"1. Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина", в признании наличия которой сходятся наука и религия2
     В теории познания С. развивал концепцию  т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий ("иероглифизм"). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.
     Специфическая особенность позитивизма С. - его  учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации  эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции С. пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции - к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции С. не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании С. биологической эволюции - как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования3 С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов С. понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность "дифференцированного" (т. е. разделённого на классы) общества. С. - противник социализма, считавший революцию "болезнью" общественного организма.
     В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность, по С., связана с пользой, которая и  есть источник наслаждения. Эстетические воззрения С. сочетают различные  мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизического параллелизма и генетической психологии. Педагогические идеи С. были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. С. внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.
               Философия С. была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Философская система Герберта Спенсера
     Непосредственной  целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений  действительности, составляющих предмет  ее изучения, на основе открываемых  ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
     Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и  нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали  большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.
     Первую  попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
     В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.
     В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные  суждения о величии науки и  неполноценности философии. В это  время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий.
     Ко  всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет, что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
     Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют  между собой. Научно-философское  мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями  как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
     На  основе общих принципов рационального  понимания философская мысль  группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
     Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных  представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
     Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
     Основные  идеи "синтетической философии" Спенсера звучат сейчас как анахронизм, но в свое время они были популярны. Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Идея всеобщей эволюции - центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи.
     Эволюция  любого объекта характеризуется  переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. Спенсер предлагает следующее определение  центрального понятия своей философской  системы: "Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение". Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.
     В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит  в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.
     Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим  законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены  к законам низших фаз. Так, в надорганической  эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате "общественного договора" или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоббса о том, что человек в естественном состоянии "в значительной мере антисоциален". Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.
     На  этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему  Спенсера. 
 

    Герберт Спенсер о науке  и религии
     Современные защитники религии не хотят ссориться  с наукой, они боятся ее огромного, постоянно растущего авторитета. Лидеры католической церкви ныне заявляют, что преследования ученых инквизицией  были трагической ошибкой, а сейчас церковь якобы уважает науку и ученых.
     Русская православная церковь ставит себе в  заслугу тот факт, что она в  меньшей степени, чем католическая церковь и католическая инквизиция, повинна в преследованиях передовых  ученых. При этом замалчивается основное - коренная мировоззренческая противоположность научного знания и религиозных догм. Ведь знание освобождает человека, дает ему возможность гармонично развиваться, перестраивать общество на подлинно гуманистических принципах. Религиозная же идеология напротив, порождена господством над человеком чуждых ему природных и общественных сил, она сковывает творческую энергию, усиливает несвободу человека.
     И борьба научной и религиозной  идеологии в России была столь  же острой и подчас не менее драматичной, чем в Западной Европе.
     Читая дореволюционную литературу, довольно часто встречаешь примеры неприязненного отношения церкви к науке и техническому прогрессу. Там где церковь была в состоянии затормозить научно-техническое развитие, помешать росту образовательного и культурного уровня населения, она всеми силами стремилась это сделать.
     Иногда  неприязнь защитников православия  к научно-техническому прогрессу  приводила к курьёзам. Даже железные дороги и те вызывали когда-то неприязнь  высших иерархов Русской православной церкви. Сейчас в это трудно поверить, но митрополит Московский Филарет (1782-1867гг.) пытался противодействовать постройке в России железных дорог, утверждая, что они наносят ущерб религиозному рвению богомольцев: пешее хождение к «святым местам», по мнению этого религиозного деятеля, гораздо полезнее для спасения души верующего, нежели поездка по железной дороге....
     В 1898 г. Религиозные фанатики сожгли на Нижегородской ярмарке один из первых в России кинематографов, объявленных  ими «творениями дьявола».
     Бурю  возмущения среды духовенства вызвал проект сооружения в Москве метро, рассматривавшийся городской думой еще в 1903 году. Реакционное и косное духовенство решительно осуждало саму мысль о строительстве подземной дороги, называя ее «греховной мечтой» и заявляя, что, оказавшись под землей, в «преисподней», пассажиры могут попасть в царство сатаны и погубить свои души. Позиция, занятая московским духовенством в немалой степени способствовала отклонению проекта постройки метро городской думой.
     И хотя современные русские православные богословы пытаются создать впечатление, будто бы православная церковь в отличие, например, от католической никогда не враждовала с наукой и не преследовала передовых ученых, реальные исторические факты свидетельствуют о ее настороженном, неприязненном отношении к просвещению, науке и ученым. Русская православная церковь, хотя и в меньших масштабах, чем католическая, в дореволюционный период запрещала и сжигала научные книги, организовывала травлю крупнейших естествоиспытателей - материалистов, преследовала атеистов и свободомыслящих, тормозила развитие образования и науки.
     Рассуждения Г.Спенсера о религии и науке  мы находим в главном труде  его жизни под многообещающим названием «Синтетическая философия», который включает в себя пять больших частей: основные начала, основания биологии, основания психологии, основания социологии и основания науки о нравственности. «Основные начала» и «Основания социологии» - вот те разделы, где содержатся мысли английского философа о религии. Если в разделе «Основания социологии» он анализирует религию через призму церковных учреждений в их историческом развитии, то есть как один из социальных институтов, то в <Основных началах> Спенсер раскрывает нам свое видение религии и науки, а так же их соотношение в процессе поиска истины.
     Труд  Спенсера <Основные начала> состоит  из двух частей: непознаваемое и  познаваемое. Несмотря на то, что первая глава значительно уступает в  своем объеме второй главе, именно первая глава под интригующим названием <Непознаваемое> содержит принципиальные, мировоззренческие установки Спенсера, определяющие характер и содержание их философско-социологических построений. Несмотря на сложность предмета, Спенсер четко излагает свои соображения, что свидетельствует прежде всего о том, что для него этот вопрос решен и совершенно ясен. А лаконичностью формулировок он, видимо, подчеркивает настоятельную необходимость принятия его идей.
     Спенсер признает существование таинственной непознаваемой силы, образующей основные начала бытия. Он пишет: «только вера в Абсолютное, превосходящее не только человеческое познание, но и человеческое понимание, может привести к согласию Религии и Науки»4. Данное утверждение английского мыслителя не есть свидетельство его религиозности. Религиозное мировосприятие скрыть невозможно. Также трудно скрыть и антирелигиозную направленность. Характер воззрений Спенсера по любому интересующему его вопросу свидетельствует о совершенном отсутствии и того, и другого.
     В своих рассуждениях о религии  Спенсер добросовестно старается  опираться только на факты. Одним из таких фактов, неоспоримым в его представлении, является то, что религиозные верования получили <широкое распространение>. Спенсер полагает, что они возникли из <действительного опыта>, то есть имеют реальное основание, и потому содержат, как минимум, <долю истины>. Невозможно, по мнению Спенсера, игнорировать и то обстоятельство, что существует религиозное чувство во множестве своих проявлений. Наконец, для английского мыслителя имеет большое значение тот исторический факт, что «знание не может монополизировать сознание и что для нашего ума остается постоянная возможность заниматься тем, что лежит за пределами знания»5.
     Признав за религией право на существование, Спенсер пытается взглянуть на мир  с точки зрения религиозного мировосприятия. Ему представляется, что в рамках последнего <существование мира со всем его содержанием есть тайна, вечно требующая объяснения>.
       Спенсер считает эту тайну  трансцендентной, абсолютной. Отсюда  он делает вывод о непознаваемости  вселенной. Для английского философа это - <глубочайший, обширнейший и достовернейший из всех фактов>6.
     Далее Спенсер предлагает на суд читателя свои соображения о невозможности  познания как внешнего, так и внутреннего  мира в их сущностном бытии. В качестве примеров внешнего мира он рассматривает такие реалии как время, пространство, материя, движение. Рассуждая о внутреннем мире, Спенсер касается вопроса о сущности и состояниях сознания. Свои рассуждения он заключает следующими словами: <Объяснение того, что может быть объяснено, только показывает еще яснее необъяснимость того, что лежит позади объяснимого>.
     Однако  Спенсер не довольствуется одними общими рассуждениями, полагая, что в основе их лежит вера, хотя и имеющая  реальные основания в виде вышеперечисленных  фактов. Он, как истинный ученый, ищет рациональные соображения, которые могли бы поддержать его веру в существовании непознаваемого, и находит их в самом процессе мышления. <Так как мышление,- пишет Спенсер, - есть установление отношений, то никакая мысль не может выразить ничего, кроме отношений>.
     Сама  природа мысли такова, что сущность вещей нам недоступна. Поэтому, заключает  Спенсер, наши знания о мире носят  относительный характер. Доказывая  относительность нашего знания, Спенсер  полагает, что тем самым доказывает существование Абсолютного.
     Для английского философа непознаваемое - это реальная действительность, лежащая  за пределами видимого мира и доступная  религиозному созерцанию. Познаваемое - это окружающий нас видимый мир, который доступен научному познанию. Подчеркивая относительный характер нашего знания о мире, Спенсер, тем не менее, предстает перед нами как познавательный оптимист, периодически возвращаясь к мысли о прогрессе научного знания. Именно прогресс науки, полагает он, приближает к области непознаваемого. Более того, Спенсер видит в несовершенстве науки оду из причин столкновения науки с религией.
     Спенсер постоянно напоминает, что существует непознаваемое. <Мы вынуждены,- заявляет он,- рассматривать каждое явление  как проявление безграничной и непостижимой силы. Этим выводом религия согласуется с наукой>7.
     Таким образом, именно в принципиальной непознаваемости  мира Спенсер обнаруживает основание  для согласования религии и науки.
     Главная установка философии Спенсера - примирить веру и знание, науку и религию на почве агностицизма. Согласно Спенсеру, история религии показывает, что всякая религия покоится на признании абсолютной непостижимости той высшей силы, которая лежит в основе мира. Признание того, что ни религия, ни наука не в состоянии дать ответ на коренной вопрос бытия, позволит, по мнению Спенсера, устранить конфликт между ними.
     Эволюция, согласно Спенсеру, это тот всеобщий элемент опыта, который обеспечивает требуемое философией единство знания и дает возможность понять любые  явления и природы, и общества. Такая постановка вопроса представляет собой определенную заслугу Спенсера. Однако развитие Спенсер понимает сугубо метафизически и механистически.
     В эволюции Спенсер различает три  момента:
     1) переход от простого к сложному (интеграция или концентрация);
     2) переход от однородного к разнородному (дифференциация);
     3) переход от неопределенного к  определенному (возрастание порядка).
     Идея  эволюции, в общей форме разработанная  Спенсером в главном его философском  труде «Основные начала», была им распространена на области биологии, психологии, социологии и этики. Главной конкретной наукой, изучающей законы, действующие в этих областях, Спенсер считал биологию. Он ошибочно полагал, что жизнь во всех ее более сложных и высоких психологических и социальных проявлениях, в конечном счете, управляется биологическими законами.
     В целом философия Спенсера явилась  завершением первой формы позитивизма. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение
     Социология  Спенсера была подвергнута острой критике, что не составило труда, поскольку  вся система опиралась на общий принцип эволюционизма. С опровержением этого принципа рушилась вся теоретическая конструкция. В истории социологии творческое наследие Спенсера часто оценивается односторонне. Однако в отличие от многих эволюционистов Спенсер никогда не придерживался крайних биологизаторских трактовок общественных явлений. Большое значение имели разработанные им принципы системного анализа общества, несмотря на несовершенный понятийный аппарат. Спенсер способствовал росту интереса к исследованиям первобытного общества, исследованию истории социальных институтов и развития культуры. В современной западной социологии
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.