Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Федеральное собрание рф

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Иркутский Государственный Технический Университет 
 
 
 
 
 

Кафедра Государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:
«Федеральное  собрание РФ» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
Студент гр. УПК-08-1
Моргорова Ю.Г.
Проверил:
Деранжулина Е.Г. 
 
 
 
 
 
 

Иркутск
2010 г.
 

    Содержание.

 
1. Конституционно-правовой  статус Федерального Собрания  РФ. 
 
2. Структура Федерального Собрания. Состав палат. 
 
3. Порядок выборов депутатов Гос.Думы. Формирование Совета Федерации. 
 
4. Внутренняя организация палат. Регламент. 
 
5. Компетенция Федерального собрания. 
 
6. Статус депутата Гос.Думы и члена Совета Федерации.

 

     Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. 
 
Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом 
общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в 
государстве. Правовой статус парламента определяется существующей в государстве 
формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание 
как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в 
РФ. 
 
Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что 
Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской 
Федерации. Народное представительство реализуется путём проведения 
периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление 
интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, 
обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти 
от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного 
волеизъявления избирателей. 
 
Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа 
означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом 
принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один 
закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не 
принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной 
компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным 
Конституцией РФ к ведению в РФ и совместному ведению 
Российской Федерации и ее субъектов. 
 
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и 
Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного 
представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство 
субъектов Федерации. 
 
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает 
самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в 
различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в 
различной компетенции каждой из палат, разной роли в законодательном 
процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального 
Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и 
Государственной Думы. Конституция РФ предусматривает только три случая, 
когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: 
для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, 
выступлений руководителей иностранных государств. 
 
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из 
совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в 
системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус 
Федерального Собрания включает в себя следующие элементы: 
 
1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов 
Государственной Думы и формирования Совета Федерации; 
 
2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания; 
 
3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы 
Федерального Собрания.

 

     Структура Федерального Собрания. Состав палат. 
 
Как уже отмечалось Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета 
Федерации и Государственной Думы. 
 
Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию 
того, что одна палата признается первой, а другая - второй или одна 
нижней, а другая - верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что 
первая, или нижняя палата играет более значимую роль в законодательном 
процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого 
парламента и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат 
неодинаковы. В то же время нельзя не отметить, что основная тяжесть в 
принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с 
нее начинается законодательный процесс), которая поэтому более заметна в 
общественной жизни.  
 
Это очевидное обстоятельство привело к тому, что, и в неофициальных, так 
порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй 
палатой, или сенатом. Широко признано также, что Совет Федерации как 
орган менее политизирован. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по 
одному от представительного и исполнительного органов государственной 
власти (всего 178 членов). При этом одно и то же лицо не может 
одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом 
Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно 
установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока 
своей легистатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета 
Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы 
устанавливаются федеральными законами. Этими законами являются 
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального 
Собрания Российской Федерации" от 24.06.1999 года № 121-ФЗ и Федеральный 
закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Российской 
Федерации" от 05.12.1995 года. 
 

 

Порядок выборов депутатов ГосДумы Федерального собрания РФ 
 
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума состоит из 450 
депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов 
Государственной Думы устанавливается федеральным законом. 
 
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ "О выборах депутатов 
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 
определил порядок избрания депутатов Государственной Думы. 
 
Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении 
выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее 
чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах 
депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, 
когда истекает конституционный срок, на который была избрана 
Государственная Дума прежнего созыва. 
 
В случае, если Президент РФ не назначит выборы депутатов Госдумы в срок, выборы депутатов Госдумы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Госдумы. 
 
При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных 
Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы 
депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом 
случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три 
месяца со дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления 
избирательных действий при этом сокращаются на четверть. Решение о 
назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах 
массовой информации. 
 
Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной 
Думы проводятся на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) 
избирательной системы. 
 
- 225 (половина) депутатов Государственной Думы избираются по 
одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), 
образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на 
одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, 
образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей 
меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства 
избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем 
деления общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных избирательных 
округов; 
 
- 225 (другая половина) депутатов Государственной Думы избираются по 
федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, 
поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые 
избирательными объединениями, избирательными блоками. 
 
Для проведения выборов депутатов Государственной Думы образуются два 
вида избирательных округов: одномандатные избирательные округа и 
федеральный избирательный округ.

 
Для проведения выборов по пропорциональной избирательной системе 
образуется федеральный избирательный округ, включающий в себя всю 
территорию РФ. 
 
Право выдвижения кандидатов принадлежит непосредственно избирателям, 
избирательным объединениям, избирательным блокам. 
 
Инициатива выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу 
принадлежит гражданину или гражданам РФ, обладающим активным 
избирательным правом на территории данного избирательного округа. 
 
Кроме того, каждый гражданин РФ, обладающий активным избирательным 
правом и достигший на день голосования 21 года, вправе выдвигать свою 
кандидатуру по одномандатному избирательному округу. 

Федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых 
избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным 
избирательным округам, представляются в Центральную избирательную 
комиссию РФ, которая рассматривает представленные документы и выдает 
заверенные копии федерального списка кандидатов и списка кандидатов, 
выдвинутых по одномандатным избирательным округам. либо выносит 
мотивированное решение об отказе в выдаче таковых. Со дня заверения 
Центральной избирательной комиссией РФ копии федерального списка 
кандидатов начинается сбор подписей в его поддержку. Избирательное 
объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тысяч 
подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходится не 
более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей.

 
В Федеральном законе предусматривается  возможность внесения 
избирательного залога вместо представления подписей избирателей для 
регистрации кандидата, списка кандидатов. Избирательный залог для 
кандидата равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты 
труда, установленному федеральным законом на день официального 
опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов 
депутатов Государственной Думы. Избирательный залог для избирательного 
объединения, избирательного блока равен умноженному в 25 тысяч раз 
минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на 
день официального опубликования (публикации) решения о назначении 
(проведении) выборов депутатов Государственной Думы. 
 
Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает 
два избирательных бюллетеня различной формы, утверждаемой Центральной 
избирательной комиссией РФ. 
 
Избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу содержит 
в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных 
по этому избирательному округу кандидатов. В случае, если кандидат 
выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются 
наименования этого избирательного объединения, избирательного блока. 
 
Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая 
передает протоколы об итогах голосования в вышестоящие комиссии. 
Результаты выборов по одномандатным избирательным округам определяются 
окружной избирательной комиссией. Результаты выборов по общефедеральному 
избирательному округу определяются Центральной избирательной комиссией. 
 
При проведении выборов по одномандатным избирательным округам 
используется мажоритарная избирательная система относительного 
большинства. Избранным по одномандатному избирательному округу 
признается кандидат, который получил наибольшее количество голосов 
избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе 
полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, 
зарегистрированный раньше. При проведении выборов по общефедеральному 
избирательному округу, применяется пропорциональная избирательная 
система. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип 
распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым 
списком кандидатов числу голосов избирателей. 
 
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта 
Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного 
органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федерации 
устанавливается федеральным законом. 
 
5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон "О порядке формирования 
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", который 
предусматривает, что в Совет Федерации Федерального Собрания Российской 
Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской 
Федерации: глава законодательного (представительного) и глава 
исполнительного органов государственной власти, по должности. Поскольку 
в ряде субъектов законодательный (представительный) орган состоит из 
двух палат, то установлено, что представитель от этого органа в Совете 
Федерации определяется совместным решением обеих палат. 
 
Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 
субъектов РФ.  
 
Совет Федерации не имеет определенного срока легислатуры (полномочий). 
Его состав обновляется по мере проведения выборов в органы 
государственной власти субъектов РФ.

 

Внутренняя  организация палат. Регламент. 
 
Правовым основанием организации и порядка деятельности Федерального 
Собрания Российской Федерации является гл. 5 Конституции РФ, Регламенты 
палат Федерального Собрания: Регламент Совета Федерации Федерального 
Собрания Российской Федерации, Регламент Государственной Думы 
Федерального Собрания Российской Федерации. 
 
Совет федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Председатель 
Совета Федерации избирается из числа членов Совета Федерации тайным 
голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него 
проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. 
 
Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей 
Председателя Совета Федерации. Порядок избрания вышеперечисленных 
должностных лиц урегулирован Регламентом Совета Федерации. Регламент 
Совета Федерации устанавливает, что Председатель и его заместителя не 
могут быть представителями от одного субъекта РФ.  
 
Председатель Совета Федерации наделен многочисленными полномочиями, 
которые условно можно разделить на организационные и представительские. 
Председатель Совета Федерации ведет заседание палат, ведает внутренним 
распорядком деятельности палаты, подписывает постановления Совета 
Федерации, распределяет обязанности между заместителями, осуществляет 
контроль за деятельностью Аппарата Совета Федерации, направляет для 
рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральные законы, принятые 
Государственной Думой, законопроекты, которые предполагается внести в 
Государственную Думу в качестве законодательной инициативы и т.д. 
 
Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета 
Федерации в его отсутствие, по поручению Председателя имеют право 
подписывать постановления палаты, организуют взаимодействие комитетов, 
осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка 
деятельности палаты. 
 
Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются 
комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на 
Совет Федерации. 
 
Комитеты Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, 
осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым 
Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации; 
организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают и 
предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести 
в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; решают 
вопросы организации своей деятельности; решают другие вопросы, 
относящиеся в ведению палаты. 
 
Совет Федерации образует следующие комитеты: 
 
- по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; 
 
- по вопросам безопасности и обороны; 
 
- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному 
регулированию, банковской деятельности; 
 
- по социальной политике; 
 
- по вопросам экономической реформы, собственности, имущественным 
отношениям; 
 
- по международным делам; 
 
- по делам СНГ; 
 
- по аграрной политике; 
 
- по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; 
 
- по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; 
 
- по делам Севера и малочисленных народов. 
 
Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя и его 
заместителей, входят в состав комитетов. При этом член Совета Федерации 
может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав 
каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав 
комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета 
утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета 
Федерации. 
 
Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. В 
Совете Федерации образована одна постоянная комиссия- Комиссия Совета 
Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Ее основное 
назначение состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента 
Совета Федерации. 
 
Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания. 
Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 
месяц. Они могут проводится непосредственно в субъектах Федерации. 
 
Другая форма работы комитетов- парламентские слушания. Они проводятся по 
вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, 
комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, 
депутаты Государственной Думы, представители государственных органов, 
общественных объединений и другие. 
 
К структурным подразделениям Совета Федерации относятся также Основные 
задачи Аппарата Совета Федерации заключаются в осуществлении правового, 
информационно-аналитического, организационного, документационного и 
финансово-хозяйственного обеспечения деятельности Совета Федерации, его 
органов, членов Совета Федерации. 
 
Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы, 
который избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным 
голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, 
чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов 
Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума 
избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной 
Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы. 
 
Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый 
заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями 
одной фракции, депутатской группы. 
 
Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Совета 
Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной думы определен 
Регламентом Государственной Думы. 
 
Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган 
палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения 
организационных вопросов деятельности палаты. 
 
В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной 
Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. 
Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов 
Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с 
правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной 
Думы входят: формирование проекта примерной программы законопроектной 
работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта 
календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной 
месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное 
заседание. Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с 
техническим обеспечением законотворческой деятельности.  
 
В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские 
фракции и депутатские группы. 
Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат 
Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатской 
объединении. 
 
Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются 
комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам. отнесенным к их 
ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их 
подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку 
заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступивших на 
рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты 
подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; 
организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают 
заключения и предложения по соответствующим разделам проекта 
федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. 
 
Государственная Дума образует комитеты: 
 
- по законодательству и судебно-правовой реформе; 
 
- по труду и социальной политике; 
 
- по делам ветеранов; 
 
- по туризму и спорту; 
 
- и др. 
 
Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий 
Государственной Думы данного созыва. 
 
Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В 
отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - 
деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной 
задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. 
Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, 
для дачи заключения предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и 
другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок 
полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета. 
 
Работа палат Федерального Собрания РФ строится на следующих принципах: 
 
- законность (легитимность) деятельности парламента; 
 
- постоянная деятельность палат; 
 
- раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 
ст. 100 Конституции РФ); 
 
- открытость работы палат; 
 
- коллегиальность работы палат. 
 
Постановления Гос.Думы принимаются большинством голосов от общего числа 
депутатов Гос.Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или 
Регламентом. По процедурным вопросам решение принимается большинством 
голосов депутатов, принявших участие в голосовании. 
 
Наряду с общим порядком работы Гос.Думы, Регламент Гос.Думы 
устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ее 
ведению Конституцией РФ. 
 
Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены 
вследствие ее роспуска. 
 
Согласно Конституции РФ Гос.Дума может быть распущена Президентом РФ в 
случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. 
 
Конституция РФ содержит три основания для роспуска Государственной Думы: 
 
1) Гос.Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей 
Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; 
 
2) Гос.Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель 
Правительства РФ поставил перед Гос.Думой вопрос о доверии 
Правительству, а она откажет Правительству РФ в доверии; 
 
3) Гос.Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех 
месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. 
 
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых 
выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос.Дума собралась не позднее чем 
через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

 

Компетенция Федерального Собрания. 
 
Компетенция парламента складывается из функций (основных направлений 
деятельности) и полномочий (конкретных прав и обязанностей), которыми он 
обладает как орган, призванный осуществлять законодательную и 
представительную власть в конституционном механизме разделения властей. 
 
Мировая практика функционирования парламентских институтов выработала 
три классические функции, свойственные парламентам: 
 
1) принятие законов; 
 
2) утверждение бюджета; 
 
3) контроль за правительством. 
 
Контрольные функции Федерального Собрания Российской Федерации в 
отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, 
сводятся к следующему: Государственную Дума вправе решать вопрос о 
доверии Правительству РФ, однако выражение недоверия Правительству РФ не 
влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ 
решает Президент РФ; Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на 
назначение Председателя Правительства РФ; Совет Федерации и 
Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля 
за исполнением бюджета ; Правительство РФ представляет Государственной 
Думе отчет об исполнении федерального бюджета ; депутаты Государственной 
Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с 
депутатским запросом. Члены Правительства РФ обязаны по приглашению 
палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечает 
на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в 
порядке, определенном Регламентом палат. 
 
Компетенция Федерального Собрания, кроме законотворческой функции, 
которая является исключительным полномочием Федерального Собрания в 
целом, реализуется через раздельную (специальную) компетенцию его палат 
- Государственной Думы и Совета Федерации. Специальная компетенция 
предусматривает право одной палаты принимать решение по тому или иному 
вопросу в полном объеме. 
 
В ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ содержится перечень вопросов, которые 
находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной 
Думы.

 

 Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. 
 
Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата 
Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом 
от 08.05.1994 года (в редакции от 05.07.1999 года) "О статусе члена 
Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания 
Российской Федерации". 
 
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, 
уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные 
полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. 
Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, 
уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и 
иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. 
 
Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата 
Государственной Думы возможно в случаях: 
 
1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного 
государства (таким образом, закон не поощряет приобретение членами 
Совета Федерации и депутатами Государственной Думы двойного 
гражданства); 
 
2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора 
суда; 
 
3) признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в 
законную силу; 
 
4) смерти; 
 
5) призыва на военную службу с его согласия. 
 
Закон устанавливает также дополнительные основания прекращения 
полномочий для депутата Государственной Думы: 
 
1) письменное заявление о сложении своих полномочий; 
 
2) избрание депутатом законодательного (представительного) органа 
государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, 
выборным должностным лицом иного органа государственной власти или 
местного самоуправления; 
 
3) поступление на государственную или муниципальную службу, вхождение в 
состав органа управления коммерческой организацией, занятие  
предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, 
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; 
 
4) роспуск Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 111 
и 117 Конституции РФ. 
 
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на 
профессиональной постоянной основе и не вправе быть депутатом 
законодательного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, 
выборным должностным лицом иного органа государственной власти или 
местного самоуправления; находиться на государственной или муниципальной 
службе; заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью; 
состоять членом органа управления коммерческой организации. 
 
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои 
полномочия в различных формах: 
 
1) участие в заседаниях соответственной Совета Федерации, 
Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий палат 
Федерального Собрания, в работе согласительных комиссий, создаваемых 
Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном 
регламентами палат Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат 
Государственной Думы участвуют в заседаниях соответствующей палаты лично 
и пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым 
соответствующей палатой, комитетом, комиссией, согласительной комиссией. 
 
Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 
устанавливает такую форму деятельности членов Совета Федерации и 
депутатов Государственной Думы, как совместные заседания (заслушивания 
выступлений) палат Федерального Собрания.  
 
2) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, 
Государственной Думы и их органов; 
 
3) участие в парламентских слушаниях; 
 
4) внесение законопроектов в Государственную Думу; 
 
5) внесение парламентского запроса, депутатского запроса. Под 
парламентским запросом понимается запрос палаты Федерального Собрания 
принятый большинством голосов членов (депутатов) соответствующей палаты 
и обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам входящим 
в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский 
запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей 
палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня 
получения запроса или в иной установленный соответствующей палатой срок. 
Депутатский запрос - запрос члена Совета Федерации, депутата 
Государственной Думы (инициатора запроса), обращенный к указанным в 
законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. 
Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в 
письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в 
иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет 
право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им 
в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих 
органов; 
 
6) обращение с вопросам к членам Правительства РФ на заседании 
соответствующей палаты Федерального Собрания; 
 
7) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять 
меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. 
 
Депутат Государственной Думы также осуществляет свои полномочия в 
следующих формах: 
 
1) работа с избирателями. Депутат, избранный по одномандатному округу, 
поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат, избранный по 
общефедеральному списку - с избирателями в субъекте (субъектах) РФ, 
определенном (определенных) соответствующей фракцией в Государственной 
Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был 
избран. В рамках работы с избирателями депутат рассматривает их 
обращения, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие 
органы государственной власти, органы местного самоуправления, 
общественные объединения, информирует избирателей о своей деятельности 
во время встреч с ними, а также через средства массовой информации; 
 
2) участие в работе депутатских объединений (фракций и депутатских 
групп) в Государственной Думе. 
 
Члены Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладает 
неприкосновенностью (парламентским иммунитетом) в течение всего срока 
полномочий. Неприкосновенность означает, что член Совета Федерации, 
депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, 
подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); 
повергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это 
предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других 
людей. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом 
Совета Федерации, депутатом Государственной Думы жилые и служебные 
помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, 
средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. 
 
Конституционных Суд РФ в своем Постановлении от 20.02.1996 года, указал, 
что парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата 
при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации 
депутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). 
Неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от 
ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или 
административное, если такое правонарушение совершено не в связи с 
осуществлением собственно депутатской деятельности. 
 
В отношении действий, не связанных с осуществлением полномочий депутата 
Государственной Думы, члена Совета Федерации, указанные лица могут быть 
без согласия соответствующей палаты привлечены к уголовной или 
административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также 
подвергнуты допросу. Иные действия, перечисленные в ст. 98 Конституции 
РФ (задержание, арест, обыск, личный досмотр), не могут быть произведены 
без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. 
 
Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы 
неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ 
соответствующей палатой Федерального Собрания в соответствии со своим 
регламентом. Палата принимает по данному представлению мотивированное 
решение, о котором в течение трех дней извещает Генерального прокурора 
РФ. Отказ палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации, 
депутата Государственной Думы неприкосновенности является 
обстоятельством, исключающим производство по делу и влекущим прекращение 
такого дела. Решение о прекращении дела может быть отменено лишь при 
наличии вновь открывшихся обстоятельств. 
 
Частью парламентского иммунитета является также "свидетельский 
иммунитет" - право отказа члена Совета Федерации, депутата 
Государственной Думы от дачи свидетельских показаний по гражданскому или 
по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известным в связи с 
осуществлением ими своих полномочий. 
 
Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 
также устанавливает широкий круг социальных, финансовых и 
организационных гарантий деятельности членов Совета Федерации и 
депутатов Государственной Думы. 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 
 
Конституционное право, Д.Б. Каткова, Е.В. Корчиго, ответственный 
редактор Ю.А. Веденеев, Москва, Юриспруденция, 1999 год; 
 
Конституционное право Российской Федерации, М.В. Баглай, Москва, Инфа-М,  и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.