На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основы конституционного права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение……………………………………………………………………………................2
1. Основы  конституционного строя…………………………………………………………3
1.1 Понятие  конституционного строя и его  основ………………………………………….3
1.2 Классификация  основ конституционного строя………………………………..............5
2. Характеристика  основ конституционного строя  Российской Федерации….................13
2.1 Россия - демократическое федеративное  правовое государство с республиканской
      формой правления……………………………………………………………………….13
2.2 Социальное  и светское государство……………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………………..22
Список  литературы………………………………………………………………………….23 
 
 
 
 

     Введение 

     Каждое  государство характеризуется определенными  чертами, в которых выражается его  специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.
     Понятие "основы конституционного строя" является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано  в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Основы конституционного строя 

     1.1 Понятие конституционного строя и его основ 

     Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.
     Конституционный строй РФ включает целую систему  складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.
     Понятие конституционного строя обладает двумя  основными признаками:
     1) Это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);
     2) Это такой способ организации  государства, который ставит его  (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.
     Также, необходимыми признаками конституционного строя являются:
     -народный  суверенитет — исключительное  право народа как основного  носителя власти;
     -разделение  властей на законодательную, исполнительную, судебную;
     -нерушимость  и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека — права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.
     Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского  права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя.
     Основы  конституционного строя  – находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно правового регулирования. Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.
     Конституция РФ устанавливает целостную систему  принципов конституционного строя:
     - права и свободы человека и  гражданина как высшая ценность;
     - народовластие;
     - разделение властей;
     - государственный суверенитет;
     - верховенство права;
     - политическое и идеологическое  многообразие;
     - единство экономического пространства  и свобода экономической деятельности;
     - социальный характер государства;
     - светский характер государства;
     - признание и гарантирование местного самоуправления.
     В Конституции РФ указывается, что  все эти положения составляют основу конституционного строя РФ, которым не могут противоречить  другие положения настоящей Конституции.
     Особая  значимость основ конституционного строя определяет и особый порядок внесения изменений в главу Конституции, в которой они закреплены.
     Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической  силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции  РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.
     Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт “Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающий ведущее место в системе государственного права России.
     Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она  обеспечивает провозглашение этих основ  от имени народов России их государственной  волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается их активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качества связи, которые свойственны ее организации.
     Именно  благодаря конституционному закреплению  основ конституционного строя в  систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством. 

     1.2 Классификация основ конституционного строя 

     Политические  основы конституционного строя РФ
     Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления.
     Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается прежде всего в народовластии (см.вопрос 21) а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина (см.вопрос 23), разделении властей (см.вопрос 29), местном самоуправлении (см.вопрос 51), политическом многообразии, многопартийности, (см.вопрос 22), свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.
     Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
     Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).
     Российская  Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно:
    верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;
    реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;
    взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства;
    строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.
     Российская  Федерация, согласно ст. 5 Конституции  РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равноправия всех субъектов Федерации в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации именовались суверенными государствами. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации, и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила правовые гарантии сохранения целостности России.
     В состав РФ на текущий момент входит  83 (восемьдесят три) равноправных субъекта РФ, в их числе 21(двадцать одна) республика, 9 (девять) краёв, 46 (сорок шесть) областей, 2 (два) города федерального значения, 1 (одна) автономная область, 4 (четыре) автономных округа.
     Федеративное  устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями. Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.
     Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закреплённые в Конституции  РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст.5 п.3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст.5 п.4 Конституции РФ).
     Принципы  конституционного строя:
     - человек, его права  и свободы - высшая ценность государства (ст. 2, 6, 7 Конституции РФ). Государство признает, соблюдает, защищает права и свободы человека и гражданина. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Политика России направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
     - народовластие  (ст. 3 КРФ). Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
     - разделение власти (ст. 10, 11 КРФ). Государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную, судебную. Органы всех трех властей самостоятельны. Признается также разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе Конституции РФ, Федеративного и иных договоров;
     - государственный  суверенитет (ст. 4 КРФ). Россия на основе воли своего многонационального народа самостоятельно и независимо от власти других государств осуществляет свои внутренние и внешние функции государства. Суверенитет представляет собой верховенство, единство, независимость государственной власти внутри и вне страны;
     - верховенство права  (ст. 1,4, 15 КРФ) Россия правовое государство, на всей территории которого Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство в системе законодательных актов государства, высшую юридическую силу, прямое действие;
     - политический и  идеологический плюрализм  (ст.  13 КРФ). Признается политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
     - единство экономического пространства и многообразие форм экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 КРФ). Закреплены, в качестве экономической основы развития российского общества, рыночные отношения и осуществление в их рамках производства и распределения материальных благ. При этом признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности и на такие объекты, в частности, как земля и другие природные ресурсы;
    социальный характер государства (ст. 7 КРФ). Государство в объеме своих возможностей берет на себя обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей: охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, поддерживает семью, материнство и т. д. и т. п.;
    - светский характер государства (ст. 14 КРФ). Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
    - признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12 КРФ). Являясь самостоятельным в пределах своих полномочий, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Местному самоуправлению гарантируется судебная защита и компенсация расходов в случае незаконного ограничения его конституционных прав органами государственной власти;
    запрет насильственного изменения конституционного строя и разрушения российского государства (ст. 3, п. 5 ст. 13 КРФ). Никто, включая граждан, должностных лиц, общественные объединения, не может присваивать власть в Российской Федерации, вести деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, подрывать безопасность государства, создавать вооруженные формирования, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.
     Это далеко не весь перечень принципов, которые  содержит Конституция РФ, но названные составляют основу конституционного строя.
     Экономические основы конституционного строя РФ
     Экономической основой конституционного строя  России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
     Экономические  основы  конституционного  строя РФ включают:
    разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии  предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);
    свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;
    добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);
    единство экономического пространства - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.
     Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное  регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.
     Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст.8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.
     Гарантия  свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.
     Социальные  основы конституционного строя РФ
     Согласно  ст.7 Конституции РФ Россия провозглашается  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
     Социальное  государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный  человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.
     Одной из важнейших целей социального  государства является сглаживание  социального неравенства, преодоление  его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение.
     Наиболее  характерные черты социального  государства отражаются в его  социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
     Социальная  политика представляет собой часть  общей политики государства, которая  касается отношений между социальными  группами, между обществом в целом  и его членами, связанных с  изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
     В п.2 ст. 7 указываются основные направления  социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
     Духовные  основы конституционного строя
     Духовной  основой конституционного строя  Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
     Светским  государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
     Светский  характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных  объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)
     Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях» См.: СЗ РФ от 29.09.1997, № 39. Ст. 4465.
     Экономической основой конституционного строя  России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и  распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
     2 Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации 

     2.1 Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления 

     "Российская  Федерация, согласно статье 1 Конституции, - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления"
     Россия - демократическое  государство
     Демократизм РФ базируется прежде всего на конституционном  закреплении народовластия, всеобщих прав и свобод человека, разде­ления  властей, выборности основных государственных органов, свободы общественной самоорганизации и самодеятельности, политического плюрализма и идеологического многообразия, местного самоуправления и др. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; ст. 2 — что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; ст. 10 — что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы этих властей самостоятельны. В Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны (ст. 12, 130—133), а также признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13). Как уже подробно говорилось в главе 4 учебника, в Конституции РФ закрепляется и гарантируется широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. В целом ряде других статей (ст. 81, 96, 97 и др.) четко определяются демократические принципы избирательной системы РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.