На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковский аудит

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  общего и профессионального  образования 
Российской  Федерации
Хабаровская государственная академия экономики  и права
Кафедра банковского дела    
 
 
 

Курсовая  работа
по курсу
 «Банковский  аудит » 
 
 
 

Выполнила: __________________
___________________
__________________
____________________
вариант № 1
Проверил: _________________
___________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Биробиджан 2004 
 

Содержание  

Введение 
    Банковский аудит: сущность, виды, стандарты                            стр.
    Аудит  собственного капитала                                                        стр.
    Практическое задание                                                                      стр.
    Заключение                                                                                        стр.
    Список используемой литературы                                                 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

         Роль банковской системы в  экономике трудно переоценить.  Развиваясь параллельно с товарным производством и тесно переплетаясь с ним, банковская система практически обеспечивает его функционирование через выполнение денежных платежей и расчетов, кредитование, посредничество и перераспределение капитала.
Можно сказать, что процесс первичного становления рынка банковских услуг уже закончился, данная область экономики насыщена и представляет собой двухуровневую систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций (НКО). С момента начала развития банков в постсоветской России до настоящего момента банковская система проделала огромный путь. И вполне обоснованно встает вопрос не о наличии банков как таковых, а о качестве услуг, ими предоставляемых, о наличии гарантий, что банк стабилен и работает успешно. В этом контексте важной частью деятельности ЦБ являются контрольные функции.
     Ведь если раньше составлялся единый баланс для всех 4000 отделений Госбанка СССР и, соответственно, не было необходимости пересылать платежи, т.к. достаточно было сделать проводки на месте, то создание широкой системы кредитных организаций обусловило разделение всех их балансов. И хотя по закону ЦБ России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность банков, он может следить за их деятельностью путем установления нормативов, разработки нормативных актов, проведения проверок, анализа отчетности и применения штрафных санкций, причем отслеживание деятельности банков осуществляется все более системно и детально. В то же время главным ограничением здесь является тот факт, что всю отчетность представляет сам банк и как следствие возникают проблемы с достоверностью информации. Для выхода из такой ситуации ЦБ проводит проверки на местах или поручает это аудиторским фирмам, которые лицензируются ЦБ в соответствии со ст. 4, п. 6 Федерального закона «О Центральном  банке». К сожалению, имеют место случаи, когда аудиторское заключение играет роль «проездного билета», дающего право на еще один год работы, или же проводится «черный» аудит, т.е. подтверждение отчетности без углублённой проверки. Что  же касается акционеров, прочих собственников банка, его клиентов, контрагентов и инвесторов, то с их стороны заключения аудиторов пока не востребуются в полном объеме. Однако вместе с аудиторами развиваются и потенциальные потребители аудиторских услуг. Сложившиеся на рынке тенденции говорят о том, что к аудиторам стали прислушиваться, в них начали видеть не аналог налоговой инспекции или ревизии, а реального партнера.
  И  здесь особенно остро встает  вопрос о достижении максимального качества услуг. В условиях рынка ориентироваться на итог работы в форме вывода «подтверждаем — не подтверждаем» уже нельзя, т.к. банки интересует реальное состояние дел, которое, как это ни парадоксально, часто нельзя объективно оценить изнутри. Кроме того, клиенты аудиторов все больше интересуются тем, как выявить ошибки, исправить их и не допустить сбоев в последующей работе.
   Пытаясь отвечать всем требованиям  рынка и запросам клиентов, на  практике аудиторы постоянно сталкиваются со многими проблемами, начиная от таких глобальных, как недоработанность стандартов аудита, недостаточная проработанность принципов материальной ответственности, до таких, как отсутствие учебной литературы, низкий уровень материального обеспечения учебных центров и т.д., что затрудняет подготовку квалифицированных специалистов в области аудита.
   Нельзя сказать, что нет необходимой  информации, т.к. доступна законодательная база РФ, которая служит предметом изучения и рассмотрения аудиторов, публикуются различные аналитические издания в области банковского аудита, однако зачастую они либо пересказывают содержание законодательных актов, либо не имеют практического значения для аудиторов.    Безусловно, много работ на тему аудита, но в них:
•  нет целостности;
• нет привязки к реальной практике, т.е. часто они сводятся к изложению законодательных актов;
•  нет рекомендаций по выявлению и описанию наиболее вероятных ошибок;
• нет способов и подходов к исправлению выявленных ошибок;
• не рассматриваются  имеющие место недостатки и неоднозначные  трактовки законодательных актов.
    Именно по этой причине целью данной курсовой работы было поставлено описание основных блоков аудиторской проверки с акцентом на практические аспекты. При этом особое внимание уделяется основным принципам построения деятельности отдельных секторов банка, т.е. своеобразных правил игры, понимание которых позволит комплексно подходить к рассмотрению проблем аудита. Действительно, могут меняться размеры резервов на возможные потери по ссудам и т.д., однако это лишь оформление банковских операций, содержание и суть которых остаются прежними. Таким образом, для аудитора одним из основных требований является формирование знаний на уровне понимания сущности и логики банковских операций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Банковский аудит:  сущность, виды, стандарты  

    Аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций.
В российской практике различают следующие виды банковского аудита:
    Внешний аудит  проводится на договорной основе аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на осуществление банковского аудита, с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности банка.
     Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в банке по проверке и оценке его работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам банка эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данном банке. В небольших банках может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
    Инициативный  аудит - это аудит, который проводится по решению руководства банка или его учредителей. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
    Обязательный аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах.
    Обязательный  аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
    В соответствии со ст.13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в ред. Федерального закона от 23.07.1998 N 123-ФЗ) бухгалтерская  отчетность коммерческих организаций состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной  записки.
    В соответствии со ст. 7 Закона "Об аудиторской деятельности", ст.42 Законе «О банках и банковской деятельности» от   2 декабря 1990г. N 395-1     определено осуществление обязательного аудита всех кредитных организаций, а также что деятельность кредитной  организации  подлежит   ежегодной проверке  аудиторской    организацией, имеющей в соответствии с          законодательством       Российской Федерации    лицензию на    осуществление таких     проверок.                 Аудиторская проверка   кредитной организации   осуществляется в     соответствии с     законодательством    Российской Федерации.   Аудиторская организация обязана составить       заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о   достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных  нормативов,    установленных Банком    России, качестве        управления кредитной    организацией, состоянии внутреннего контроля и  другие положения,       определяемые   Федеральными законами и уставом кредитной    организации.  Аудиторское заключение   
направляется в Банк     России в трехмесячный   срок со дня       Представления в Банк    России годовых отчетов  кредитной организации

    Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.
   В соответствии с Законом "Об аудиторской  деятельности" аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
 Аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие  аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии. Она может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. При этом не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.
    Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность либо в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско - правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
    Вопросы аттестации определены в ст.15 "Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности" и Правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Образование аудитора".
    В соответствии со ст.15 определено: «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия».
    Обязательными требованиями к претендентам на получение  квалификационного аттестата аудитора являются:
- наличие документа о высшем экономическом и / или юридическом образовании, полученном в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и / или юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и / или юридическом образовании;
- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
   Дополнительные  требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
   Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
    Вопросы лицензирования аудиторской деятельности определены ст.17 Федерального закона об аудиторской деятельности и следующими двумя документами:
    - Федеральным законом "О лицензировании  отдельных видов деятельности" (от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ);
    - Постановлением Правительства РФ N 190 от 29 марта 2002 г. "О лицензировании аудиторской деятельности".
    Лицензирование  аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Лицензия на осуществление аудиторской деятельности (далее - лицензия) выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом.
    Лицензионные  требования и условия осуществления  аудиторской деятельности сформулированы следующим образом:
    а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской  организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
    б) наличие в штате аудиторской  организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора
    в) осуществление предпринимательской  деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
    г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
    ж) участие в обязательном аудите кредитных  организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;
    з) наличие у аудиторской организации  при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;
    и) наличие у аудиторской организации  при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.
   Протоколом  N 16 от 28 августа 2003 г.  принят советом по аудиторской  деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации «Кодекс этики аудиторов России», согласованный с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров Протоколом от 25.07.2003 №2, который
   Настоящий Кодекс этики аудиторов  России    подготовлен с учетом  требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров (IFAC) с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов.
    Кодекс признает, что целью профессии  аудитора является работа в  соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества, он устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности. Положения Кодекса являются базовыми принципами, поскольку не представляется возможным ввести этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться аудиторы в своей работе. В Кодексе подразумевается, что если нет прямых указаний на специальные требования, то цели и фундаментальные принципы в одинаковой мере действительны для всех аудиторов, оказывающих услуги как в коммерческой, так и в некоммерческой деятельности, как в частном, так и в государственном секторе, в любой отрасли экономики.
        
           Нормативное регулирование аудита в банковской системе прежде осуществлялось Банком России. При этом был издан ряд документов, которые в совокупности регламентировали деятельность банковских аудиторов достаточно детально и подробно. В связи с принятием Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а также во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время осуществляет Минфин России. Таким образом, регулирование аудиторской деятельности по всем направлениям, в том числе и аудит кредитных организаций, теперь находится в компетенции Минфина России.
 Несмотря  на это, утрата Банком России функции органа, регулирующего осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, не приводит автоматически к недействительности ранее изданных им нормативных документов.
 Подобная  точка зрения высказана и Департаментом организации аудиторской деятельности Минфина России, по мнению которого при проведении аудиторских проверок кредитных организаций применяются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", а также стандарты, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, если последние не имеют аналогов указанных федеральных правил (стандартов). Нормативные документы Банка России применяются в части, не противоречащей Закону N 119-ФЗ и иным нормативным актам, регулирующим аудиторскую деятельность.
Рассмотрим  правомерность применения следующих  нормативных актов Банка России:
    Правило (стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год", одобренное экспертным комитетом при Банке России по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол N 4;
    Положение о порядке составления и представления  в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год от 23.12.1997 N 10-П.
    Аналогом  первого документа является вновь  утвержденное Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". Поэтому  при составлении аудиторского заключения, вполне логично применение именно федерального правила (стандарта). Положение N 10-П содержит разд.3 "Виды аудиторских заключений" и 4 "Состав и содержание аудиторского заключения. Представление аудиторского заключения в Банк России". В этой части Положение N 10-П также является аналогом вновь утвержденного Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 6.
    Особое  внимание необходимо уделить п.4.12 Положения N 10-П, в соответствии с которым кредитной организацией Банку России по его требованию представляется детализированный отчет о результатах аудиторской проверки. В этом случае разд.4 в целом, и п.4.12, в частности, ставит Банк России в привилегированное положение по сравнению с другими пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности банков и кредитных организаций, поскольку предусматривает представление Банку России не только итоговой части аудиторского заключения, предназначаемой для самого широкого круга заинтересованных пользователей, но и более подробной и конфиденциальной информации, содержащейся в аналитической части аудиторского заключения и в детализированном отчете.
   Сейчас у банков и кредитных организаций обязанность представлять Банку России аналитическую часть аудиторского заключения и детализированный отчет отсутствует, поскольку Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 прямо не предусматривает наличия в аудиторском заключении аналитической части, а также составления каких-либо дополнительных документов вроде детализированного отчета. По результатам аудиторской проверки коммерческого банка в обязательном порядке составляется аудитором и представляется банком в Банк России только аудиторское заключение, составленное в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6, без каких-либо дополнений. Представление какой-либо дополнительной информации может быть осуществлено исключительно в добровольном порядке.
    Статья  8 Закона N 119-ФЗ обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, представляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности. Кроме того, п.14 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 2 "Документирование аудита" предусмотрено, что рабочие документы являются собственностью аудитора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Аудит собственного  капитала банка 

    Показатель  достаточности капитала банка отражает адекватность имеющихся собственных источников банка уровню рисков, принимаемых на себя банком в его повседневной деятельности. Этот показатель охватывает все наиболее важные стороны деятельности банка и является ориентиром для акционеров, инвесторов. Аудитору к показателю достаточности следует отнестись как к одному из индикаторов возможности функционирования банка.
    Необходимость подтверждения значения норматива  достаточности собственного капитала (HI) обозначена в Правиле (стандарте) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год", одобренном Экспертным комитетом при Банке России по банковскому аудиту 08.09.1998, Протокол N 4 (далее - Стандарт N 1). Пунктом 4.3 Стандарта N 1 требуется подтверждение аудиторской организацией в том числе форм публикуемой отчетности. Публикации по результатам отчетного года подлежат сведения о выполнении кредитной организацией основных требований, установленных нормативными актами Банка России, в том числе фактическое значение показателя собственных средств (капитала).
    Анализируя  требования Банка России, которые, хотя и носят рекомендательный характер, тем не менее, выполняются всеми аудиторскими организациями, можно сделать вывод, что часть функций надзорного органа перекладывается на внешнего аудитора, в частности подтверждение выполнения кредитной организацией норматива HI. Перед проведением проверки расчета норматива HI аудиторы убеждаются в достоверности в существенных аспектах тех статей финансовой отчетности, которые они используют для расчета норматива. Кроме того, к моменту проведения аудита достаточности капитала обычно определены и согласованы с руководством кредитной организации основные корректировки, вносимые в публикуемую отчетность.
   Следовательно, цель, которую преследуют сегодня  большинство аудиторских организаций при проведении аудита кредитных организаций по итогам года, - подтвердить соответствие расчета показателя достаточности собственных средств (капитала) банка существующему нормативному требованию Банка России.
   Для этого необходимо убедиться, что  для расчета экономических нормативов используется достоверная в существенных аспектах информация; что расчет норматива HI осуществляется в соответствии с нормативными требованиями Банка России; что служба кредитной организации, занимающаяся расчетом норматива, формирует достаточное количество аналитической информации для этого расчета. В случае необходимости аудитору следует пересчитать значения норматива с учетом выявленных ошибок.
    Процесс аудита достаточности капитала банка  начинается с идентификации рисков, присущих данной области аудита. Согласно основам методологии аудита все риски, связанные с аудитом достаточности капитала банка, можно разделить на риски, непосредственно влияющие на показатель достаточности капитала, и риски, косвенно влияющие на значение показателя достаточности. К рискам, непосредственно влияющим на показатель достаточности капитала, относятся риск некорректного применения существующей методики оценки достаточности капитала при его расчете и риск необнаружения аудитором ошибок при подтверждении статей финансовой отчетности. После идентификации рисков аудитор проводит процедуры, направленные на их снижение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.