Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление: 
 

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и правовая природа принудительных мер медицинского характера:
1.1 Понятие, цели, основания применения и прекращения принудительных мер медицинского характера………………………………………………….6
      Виды принудительных мер медицинского характера…………………..13
Глава 2. Процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера:
2.1 Производство предварительного расследования………………………..21
2.2 Рассмотрение дела в судебном заседании……………………………….26
2.3 Правовой статус и обеспечение прав лиц, изолированных по медицинским показаниям……………………………………………………..32
Заключение …………………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
          Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, свободу и личную неприкосновенность, защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, обеспечивается конституционными положениями, которые имеют и непосредственное действие.
Реализации  прав и законных интересов лица, нуждающегося в применении принудительных мер медицинского характера, служат уголовно-процессуальные нормы, которые  закрепляют порядок производства по такой категории дел, права и  обязанности участников уголовного процесса.
         Основания применения принудительных мер медицинского характера определяются содержанием этих соединяющих в себе юридическое и медицинское начала мер, сочетание которых обеспечивает их законное и обоснованное применение.
          Юридическими принудительные меры являются потому, что как основания, так и цели, виды, порядок применения и прекращения этих мер определяются уголовным законом; процедура их назначения регламентирована уголовно-процессуальным законом; принудительные меры в отношении конкретных лиц, совершивших общественно опасные деяния, а также преступления, назначаются судом; судом рассматриваются и дальнейшие решения по продлению, изменению и прекращению принудительных мер; надзор за законностью применения принудительных мер возложен на прокуратуру; правовой статус лиц, которым назначены принудительные меры, определен законодательством.
         Медицинскими принудительные меры являются потому, что как основания, так и цели, виды, условия назначения, изменения и прекращения этих мер по своему содержанию зависят от психического состояния лица, в отношении которого они применяются. Рекомендации по применению принудительных мер дает комиссия врачей-психиатров либо в предусмотренных законом случаях - судебно-психиатрическая экспертиза, включая выводы о диагнозе заболевания, о невменяемости или ограниченной вменяемости, об алкоголизме и наркомании, назначении и проведении лечения и профилактики психических расстройств, а также о необходимых социально-реабилитационных мероприятиях.
          Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что среди вопросов процессуального порядка применения принудительных мер медицинского характера основным является вопрос о правовом положении лиц, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости и лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.
          Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера существуют в рамках единого порядка уголовного судопроизводства и их введение продиктовано необходимостью учета специфики рассматриваемого субъекта уголовно-процессуальных отношений в целях обеспечения защиты его прав и законных интересов.
          Условия и порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяются уголовно-исполнительным законодательством, Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г., ведомственными актами органов здравоохранения.
         Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере применения законодательства о принудительных мерах медицинского характера.
     Предмет исследования - уголовно-правовые нормы, предусмотренные ст.ст. 19 - 23, 97 - 104 УК РФ и практика их применения.
           Основной целью курсовой работы является исследование вопросов производства о применении мер медицинского характера.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать  определение понятию принудительных  мер медицинского характера и  рассмотреть их виды.
2. Охарактеризовать  обстоятельства, подлежащие доказыванию.
3. Раскрыть  процессуальный порядок применения  принудительных мер медицинского  характера.
          Учеными, проводившими исследования по обозначенной проблеме, являются: А.В. Беловодский, Н.А. Зелинская, Г.В. Назаренко, А.П. Овчинникова, А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский, Ю.К. Якимович и др.
          Научная новизна работы заключается в том, что исследование -комплексный, межотраслевой, обобщающий анализ института принудительных мер медицинского характера. Исследованы возможные пути совершенствования правового регулирования принудительных мер медицинского характера, что позволит, усиливая социально-правовой контроль над преступностью и общественно опасными деяниями, осуществлять этот процесс в строгих рамках законности и свести к необходимому минимуму неизбежные ограничения прав и свобод лиц с психическими расстройствами.
          Методологическая основа исследования построена исходя из ее понимания как комплексного, межотраслевого подхода к принципам и способам теоретического освещения фактического материала при создании целостной концепции принудительных мер медицинского характера. Она опирается на диалектико-материалистический и конкретные специальные (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический и иные)  
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность и правовая природа принудительных мер медицинского характера
      Понятие, цели, основания применения и прекращения принудительных мер медицинского характера
 
     Принудительные  меры медицинского характера выражаются в принудительном психиатрическом  наблюдении и лечении. Они предусмотрены  уголовным законодательством и  применяются судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы к лицам, страдающим определенными психическими расстройствами и совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, а также к алкоголикам и наркоманам, совершившим преступления.
     Действующее уголовное законодательство не содержит определения понятия принудительных мер медицинского характера. Поэтому  в правовой литературе даются различные  его определения, которые с разной степенью полноты раскрывают существенные признаки указанных мер, подчеркивая их юридическое и медицинское содержание1.
     Определение принудительных мер медицинского характера  как социально-правовых и медико-реабилитационных мер безопасности имеет место  и в монографии Р.И.Михеева, А.В.Беловодского и др2.
     Подобное  определение весьма пространно и нечетко. "Меры безопасности" не являются уголовно-правовым понятием. Применение таких терминов противоречит ч. 2 ст. 2 УК РФ, где в качестве средств осуществления задач Уголовного кодекса РФ наряду с наказанием называются иные меры уголовно-правового характера. Принудительные меры медицинского характера именно к таким мерам и относятся.
     Авторы  монографии «Принудительные меры медицинского характера как социально-правовые и медико-реабилитационные меры безопасности» не считают меры безопасности - принудительные меры медицинского характера - мерами государственного принуждения, полагая, что эти понятия принципиально отличаются. Это также нельзя признать правильным, поскольку данные меры применяются принудительно на основании определения суда.
     Наконец, название принудительных мер медицинского характера мерами социальной безопасности приводит к расширению круга лиц, к которым возможно их применение, за счет ВИЧ-инфицированных, страдающих венерическими заболеваниями, больных  открытой формой туберкулеза и т.д., к которым согласно ст. 18 УИК РФ применяется обязательное лечение. Эта позиция также противоречит уголовному законодательству3.
     УК  РФ 1996 г. достаточно определенно сформулировал  основания применения принудительных мер медицинского характера.
     Согласно  ст. 97 УК РФ такими основаниями являются: а) совершение деяния, предусмотренного Особенной частью УК, и б) определенная категория лиц. К числу таких  лиц относятся:
    те, которые признаны невменяемыми. Эти лица в силу болезненного состояния психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 21 УК). Применение наказания к лицам, признанным невменяемыми, было бы несправедливым и нецелесообразным, так как своих целей - достижения социальной справедливости, исправления и специального предупреждения - наказание в данном случае не достигает. Судебная практика свидетельствует, что среди лиц, направляемых на принудительное лечение, невменяемые составляют подавляющее большинство.
    принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, которые совершили преступление в состоянии вменяемости, а затем до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания заболели психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение в отношении них наказания.
     Если  у лица после совершения им преступления наступило хроническое (необратимое) расстройство психической деятельности, суд выносит определение о  прекращении уголовного дела или  освобождении этого лица от наказания и о применении к нему принудительной меры медицинского характера с указанием, какой именно. При этом после прекращения принудительного лечения вследствие изменения состояния здоровья вопрос о возобновлении производства по уголовному делу или исполнении неотбытой части наказания не ставится.
     В том же случае, когда у лица после  совершения им преступления наступило  временное психическое расстройство, например, реактивное состояние в  связи с расследованием уголовного дела и угрозой наказания, принудительная мера медицинского характера назначается до выхода лица из болезненного состояния, т.е. до восстановления способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. При выздоровлении лица, и прекращении применения принудительного лечения, суд возобновляет приостановленное уголовное дело или принимает решение о продолжении исполнения неотбытой части наказания, к которому лицо ранее было приговорено4.
     В соответствии со ст. 103 УК РФ время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в стационаре за один день лишения свободы. К сожалению, вопрос о зачете пребывания в психиатрическом стационаре в срок наказания, не связанного с лишением свободы, в уголовном законодательстве не регламентирован5.
    принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 22 УК РФ). Такие лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительное наблюдение и лечение применяется к указанным лицам наряду с уголовным наказанием. Осужденным к лишению свободы - в местах лишения свободы, а осужденным к иным видам наказания - в учреждениях органов здравоохранения, где им оказывается амбулаторная психиатрическая помощь.
    категорией лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, являются лица, совершившие преступление во вменяемом состоянии, но нуждающиеся в принудительном лечении.
     Принудительные  меры медицинского характера четырем указанным категориям лиц назначаются только в случае, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ). 
Применение принудительного лечения является правом суда, а не его безоговорочной обязанностью. Оно может применяться только в двух случаях: когда лицо, помимо совершения им общественно опасного деяния в связи с психическим расстройством, способно причинить еще и другой существенный вред (например, уничтожить имущество, поджечь дом, лишить жизни) или по своему состоянию и поведению представляет опасность для самого себя или других лиц (вспышки агрессивности, неуправляемость, бредовые состояния, расстройство влечений и т.п.). Таким образом, суды, решая вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, должны исходить не только из оценки психического состояния лица в момент совершения общественно опасного деяния, но и уметь прогнозировать его поведение с точки зрения потенциальной общественной опасности (или отсутствия таковой)6.

     Если  перечисленные выше лица по своему психическому состоянию не представляют опасности для себя или других лиц, суд может принять решение  о нецелесообразности применения к  ним принудительных мер медицинского характера и передать необходимые материалы о состоянии их здоровья в органы здравоохранения для решения вопроса о добровольном лечении таких лиц или помещении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения (интернаты) в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении.
     Так, Судебная коллегия по уголовным делам  Верховного Суда РФ признала правильным решение районного суда г. Рязани, который прекратил дело без применения принудительной меры медицинского характера  в связи с тем, что лицо по характеру совершенного им общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 130 УК РФ (клевета, соединенная с обвинением в совершении тяжкого преступления), и своему болезненному состоянию (временное расстройство психической деятельности), не представляло опасности для общества и не нуждалось в принудительном лечении7.
     Принудительные  меры медицинского характера содержат в себе два критерия - юридический  и медицинский.
     К юридическому относятся основания, цели, виды, порядок назначения, исполнения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера, которые регламентируются уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.
     Медицинский критерий определяется самим содержанием  этих мер, задачами излечения нуждающихся в принудительном лечении лиц или улучшения их психического состояния, а также тем, что выводы о диагнозе психического расстройства, о наличии алкоголизма или наркомании, рекомендации по назначению и проведению лечения, профилактике психических расстройств и необходимых социально-реабилитационных мероприятий дают врачи-психиатры.
     Таким образом, хотя юридический аспект в  принудительных мерах медицинского характера преобладает, они по своей  сути остаются медицинскими и целей  уголовного наказания не преследуют8.
     Несмотря  на то, что принудительные меры медицинского характера являются разновидностью мер государственного принуждения  и назначаются судом, к мерам  уголовного наказания они не относятся, поскольку применяются на основании  определения суда, а не приговора, не содержат элемента кары, не выражают отрицательной оценки от имени государства общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, не направлены на исправление указанных лиц и восстановление социальной справедливости, длительность их применения зависит от состояния больного, они не влекут судимости.
     В УК РФ 1996 г. (ст. 98) впервые в уголовном  законодательстве нашей страны сформулированы цели применения принудительных мер  медицинского характера. К ним относятся, во-первых, излечение лиц, совершивших общественно опасное деяние, или такое улучшение их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность; во-вторых, предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК.
     Следовательно, принудительные меры медицинского характера  направлены на защиту как интересов  лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступление или  общественно опасное деяние, излечение  таких лиц или как программу-минимум - улучшение их психического состояния и социальную адаптацию, так и интересов общества - предупреждение возможных общественно опасных действий с их стороны в будущем.
     Важным звеном в системе применения принудительных мер медицинского характера является порядок продления этих мер, изменения их вида, а также прекращения (отмены).
     В отличие от наказания, время исполнения принудительных мер медицинского характера  заранее не устанавливается и  не ограничивается каким-либо сроком. Прекращение (отмена) принудительных медицинских мер возможно лишь тогда, когда достигнуты цели их применения, предусмотренные ст. 98 УК РФ. Основания отмены и изменения вида рассматриваемых мер определены законом (ст. 102 УК РФ)9.
     Не  имея заранее определенного срока, принудительные медицинские меры должны вместе с тем периодически продлеваться. Согласно ст. 102 УК каждое лицо, находящееся на принудительном лечении, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для прекращения назначенной меры или изменения ее вида. При отсутствии необходимости в отмене или изменении вида принудительного лечения администрация учреждения, осуществляющего это лечение, представляет в суд врачебное заключение о его продлении. Первое продление производится судом по истечении шести месяцев, а последующие — ежегодно.
     Изменение вида принудительного лечения происходит в случаях, когда отпадает необходимость  в применении ранее назначенной  меры и ее надлежит заменить другой. При этом допускается замена как более строгой меры на менее строгую, так и менее строгой на более строгую (при ухудшении психического состояния больного и повышении степени его общественной опасности). Изменение вида принудительного лечения, как и его отмена, производится только судом на основании заключения врачебной комиссии.
     Отмена  принудительных мер медицинского характера  производится в случаях полного  выздоровления больного или при  сохранении болезни (психического расстройства), но таком изменении его характера, когда исчезает опасность больного для себя или окружающих либо возможность причинения больным иного серьезного вреда.
     Для решения вопроса о необходимости  изменения или отмены принудительных мер медицинского характера необязательно  дожидаться истечения шести месяцев или года со дня предыдущего комиссионного освидетельствования. При изменениях психического состояния пациента, дающих основания ставить вопрос об отмене или изменении вида применяемой меры, врачебная комиссия осуществляет психиатрическое освидетельствование, даже если указанный выше срок к тому времени еще не истек10.
     Досрочное освидетельствование лица может  производиться по инициативе лечащего врача, констатировавшего изменение  психического состояния, а также  по ходатайству самого пациента, его законного представителя и (или) близкого родственника (ч. 2 ст. 102 УК РФ). Ходатайство подается ими через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования11.
     Порядок судебного рассмотрения дел о продлении принудительного лечения, его прекращении или изменении его вида установлен ст. 445 УПК РФ. Соответствующее ходатайство подается в суд администрацией учреждения, осуществляющего принудительное лечение. К ходатайству прилагается заключение врачей, проводивших психиатрическое освидетельствование. Дело рассматривается судом, вынесшим постановление о применении принудительной медицинской меры или судом по месту ее применения с обязательным участием прокурора и защитника.  

      Виды принудительных мер медицинского характера
     Действующий уголовный закон (ст. 99 УК) называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера12:
     1)  амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
     2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
     3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
     4) принудительное лечение в психиатрическом  стационаре специализированного  типа с интенсивным наблюдением.
     По  сравнению с УК РСФСР 1960 г. перечень видов принудительных мер медицинского характера более дифференцирован. Указанные меры различаются степенью ограничений, вводимых для больного в зависимости от его состояния, а также интенсивностью лечения и мерами безопасности.
     Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.
     Законность  и обоснованность выбора судом вида принудительного лечения обеспечивается обязательностью проведения по делу предварительного следствия и судебного разбирательства с учетом предусмотренных УПК особенностей. Весьма важное значение имеет и заключение судебно-психиатрической экспертизы о психическом состоянии лица и прогнозе его поведения. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами.
     Отметим, что необходимо различать применение принудительных мер по отношению  к лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, и лицам с психическими расстройствами, не относящимися к разряду тяжелых. Тяжелое психическое расстройство исключает возможность назначения и отбывания наказания, тогда как к лицам с психическими расстройствами, которые не являются тяжелыми, принудительные медицинские меры применяются наряду с наказанием и по месту его отбывания13.
     К тяжелым относятся психические  расстройства (болезненные нарушения  психики), лишающие больного способности  к осознанно-волевой регуляции  поведения. В законе утрата указанной способности выражена формулировкой о невозможности лица «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».
     Чрезвычайно важная роль при назначении принудительных медицинских мер принадлежит правильному выбору вида принудительного лечения. Наиболее общие положения по этому вопросу содержатся в законе. Вид принудительного лечения выбирается судом на основании экспертных рекомендаций.
     Амбулаторное  принудительное наблюдение и лечение  у психиатра (ст. 100 УК) назначается в случаях, когда больной по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар, а все лечебные и иные психиатрические меры, необходимые для достижения целей принудительного лечения, можно реализовать в амбулаторных условиях. Исполняется этот вид принудительного лечения по месту жительства или постоянного пребывания больного. Психиатрическое наблюдение осуществляется путем регулярных осмотров больного — на дому или в психиатрическом учреждении, оказывающем амбулаторную психиатрическую помощь. Больному оказывается также терапевтическая и иная помощь, рекомендуемая ему по состоянию здоровья. Решение об амбулаторном принудительном лечении принимается судом на основании экспертных рекомендаций.
     Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК). Стационары общего типа — это обычные стационары (больницы и стационарные отделения), оказывающие психиатрическую стационарную помощь населению. Принудительное лечение проводится в них наряду с лечением психически больных, не совершивших общественно-опасных деяний, в тех же условиях содержания и наблюдения.14
     Принудительному лечению в психиатрическом стационаре специализированного типа подлежат лица, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного  наблюдения (ч. 3 ст. 101 УК). «Специализированностъ» стационара означает, что он предназначен для содержания и лечения исключительно лиц, находящихся на принудительном лечении; пребывание в нем иного контингента психически больных не допускается. Характер наблюдения и ухода в специализированном стационаре ориентирован на особенности поступающих туда пациентов, которые по своему психическому состоянию представляют повышенную опасность. Стационар специализированного типа — это, как правило, специализированное отделение обычной психиатрической больницы.
     Принудительное  лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением назначается лицам, которые по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст. 101 УК). Под «особой опасностью», являющейся отличительной чертой данного контингента больных, в соответствии с научной доктриной (правовой и судебно-психиатрической), а также сложившейся практикой понимается высокая вероятность совершения особо опасных деяний — убийств, тяжких телесных повреждений и пр. Дополнительными признаками «особой опасности» могут служить также систематичность совершения больным опасных деяний, несмотря на применявшиеся в прошлом меры медицинского характера, а также невозможность содержания некоторых больных в иных условиях, кроме условий специально организованного постоянного и интенсивного наблюдения. Поэтому в стационарах специализированного типа обеспечение безопасности возложено помимо врачебного и медицинского персонала также на немедицинскую службу охраны. Она находится в оперативном управлении администрации стационара, но подчинена органам юстиции15.
     В настоящее время стационары специализированного  типа с интенсивным наблюдением  — это самостоятельные психиатрические  учреждения (больницы), хотя закон не запрещает создавать такие стационары и в виде специализированного отделения в структуре обычной психиатрической больницы. Всего насчитывается семь таких стационаров, каждый из которых обслуживает несколько регионов (краев, областей и пр.).
     Таким образом, в качестве основного признака, положенного в основу выбора вида принудительных мер медицинского характера выступает степень опасности больного для себя и окружающих по принципу — чем выше опасность, тем строже должен быть вид принудительного лечения. Вместе с тем «опасность» является здесь категорией прогностической: опасность психически больного понимается как риск (высокая степень вероятности) совершения этим больным нового общественно-опасного деяния. Тяжесть самого деяния, в связи с которым ведется само производство по применению принудительных мер медицинского характера, должна оцениваться не изолированно, а в общем контексте психического состояния больного. Выбор строгой меры принудительного лечения лишь потому, что больным было совершено тяжкое деяние, неправомерен, ибо такой подход привносит в принудительное лечение элементы наказания, кары за содеянное.
     Принудительное  лечение, соединенное с исполнением  наказания.
     Уголовное законодательство России предусматривает  возможность применения принудительных мер медицинского характера в отношении совершивших уголовно наказуемые деяния лиц, чье психическое расстройство не является настолько тяжелым, чтобы исключить возможность применения уголовного наказания. Названные меры могут применяться к таким лицам в случае осуждения последних во время отбывания ими наказания и по месту его отбывания. Принудительному лечению подлежат, в частности:
     1. Вменяемые лица, которые во время  совершения преступления в силу  психического расстройства не  могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, и нуждаются в психиатрическом лечении (ст. 22 и ч. 2 ст. 99 УК);
     2. Лица, осужденные за совершение  преступления и нуждающиеся в  лечении от алкоголизма или  наркомании (ч. 2 ст. 99 УК).
     Данную  категорию лиц, в юридической  и судебно-психиатрической литературе, часто именуют «ограниченно вменяемыми», хотя само это понятие в законе отсутствует16. В отличие от невменяемых, «ограниченно вменяемые» полностью не лишаются способности к осознанию и регуляции своего поведения; данная способность у них лишь ослабляется. Поэтому рассматриваемая категория лиц подлежит уголовной ответственности, однако, имеющееся у них психическое расстройство должно учитываться судом при назначении наказания, при выборе вида наказания, определении его срока и т. п.
     Действующий УК предусматривает только один вид  принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания  — принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра. По своему наименованию этот вид принудительного лечения совпадает с амбулаторным принудительным лечением, применяемым к лицам с тяжелым психическим расстройством (п. «а» ч. 1 ст. 99 УК), однако по содержанию они существенно различаются, поскольку во втором случае принудительное лечение, применяемое к лицам с тяжелым психическим расстройством, не может исполняться в процессе отбывания наказания17.
     Назначение  принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, осуществляется не в особом порядке, установленном главой 51 УПК РФ, а в общем порядке, в котором расследуются, а затем рассматриваются в суде уголовные дела. Само решение о назначении принудительного лечения содержится в обвинительном приговоре18.
     Принудительное  лечение осужденных продлевается в том же порядке, что и принудительное лечение лиц, с тяжелыми психическими расстройствами. В первые шесть месяцев от начала лечения, а в последующем — ежегодно, лечение продлевается судом. На продление принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, распространяются, в частности, нормы об обязательном освидетельствовании осужденного комиссией врачей-психиатров каждые шесть месяцев, о возможности досрочного проведения такого освидетельствования и пр.
     Отмена  принудительных медицинских мер, соединенных с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, ведающего его исполнением (т.е. соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной инспекции Минюста РФ) на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч. 4 ст. 104 УК РФ). По окончании отбывания наказания прекращается и принудительное лечение (если оно к тому времени не было отменено судом), а лицо, отбывшее наказание может получать необходимую ему психиатрическую (наркологическую) помощь «на общих основаниях», т. е. добровольно19.
     Необходимо  отметить, что проблема принудительного  лечения, соединенного с исполнением  наказания, уже давно является предметом  дискуссии. Немало специалистов (правоведов и психиатров) сомневаются в его  правомерности и целесообразности. При этом в качестве одного из основных выдвигается довод о неэффективности такого лечения, если оно осуществляется вопреки желанию пациента. Упоминается и о том, что лечение в принудительном порядке лица, способного к осознанно-волевой регуляции поведения, порождает немало этических и правовых проблем и коллизий. Тем более, что в общей психиатрии, имеющей дело с пациентами, не совершившими общественно-опасное деяние, недобровольные психиатрические меры применяются только к больным с тяжелым психическим расстройством. В этой связи систему принудительного лечения осужденных предлагают заменить другой, при которой осужденному предоставляется возможность выбора и самостоятельного решения вопроса о прохождении либо непрохождении курса психиатрического (наркологического) лечения. При этом, по мнению сторонников данной точки зрения, получение согласия и формирование «позитивной установки на лечение»20 должны активно стимулироваться разъяснением необходимости лечения, предоставлением согласившемуся каких-то льгот и т. п. Такая система организации лечения, полагают ее сторонники, обещает быть более эффективной, способной снять остроту этических и правовых коллизий, а также снизить риск возможных злоупотреблений психиатрией в данной сфере.
     Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что по правовой природе принудительные меры медицинского характера являются уголовно-правовыми мерами безопасности, сущность которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших уголовно-противоправные деяния и представляющих по своему психическому состоянию опасность для общества. Принудительные меры медицинского характера представляют собой комплексный институт материального и процессуального права, содержание которого включает как юридическую, так и медицинскую составляющую. Государство в лице специально уполномоченных органов вправе назначить лицу принудительные меры медицинского характера. Лицо, совершившее общественно опасное деяние, страдающее психическим расстройством, имеет право на тот вид принудительных мер медицинского характера, который соответствует его психическому состоянию и опасности причинения вреда самому себе и окружающим, иного существенного вреда. После восстановления способности этого лица к осознанно волевой регуляции поведения принудительные меры медицинского характера прекращаются. 
 
 

Глава 2. Процессуальный порядок  применения принудительных мер медицинского характера
2.1 Производство предварительного  расследования
Выделение уголовного дела
          Если в ходе предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления, то уголовное дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство в порядке, установленном статьей 154 УПК. 21
         Необходимость выделения уголовного дела в отдельное производство может быть вызвана тем, что в отношении невменяемого необходимо проведение стационарной судебно-психиатрической экспертизы в условиях Государственного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, что связано с длительными сроками проведения такой экспертизы, выходящими за рамки сроков расследования и содержания под стражей других соучастников совершенного преступления. Это может быть связано и с длительным лечением лица, у которого возникло психическое расстройство после совершения преступления, но в ходе предварительного расследования.
          Выделение уголовного дела в отдельное производство в указанных ситуациях не является обязанностью следователя, который должен решить этот вопрос, исходя из возникшей необходимости. Если такой необходимости нет и в рамках сроков расследования и содержания под стражей других соучастников, следователь успевает провести судебно-психиатрическую экспертизу и другие необходимые следственные действия, он может направить дело в суд одновременно в отношении вменяемых лиц с обвинительным заключением или обвинительным актом, а в отношении невменяемого - с постановлением о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Участие законного представителя
          В соответствии с п.4 и 12 ст.5 УПК РФ законными представителями лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, могут быть признаны супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, опекуны и попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится невменяемый. Законным представителем может быть признано и близкое лицо, которое признается таковым в силу п.3 ст.5 УПК РФ (например, лицо, состоящее длительное время с невменяемым в гражданском браке)22.
          При отсутствии близких родственников и близких лиц законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства. Это может быть орган опеки и попечительства, находящийся как по месту жительства невменяемого, по месту совершения им преступного деяния, так и по месту расследования дела.
          Привлечение законного представителя к участию в уголовном деле оформляется постановлением следователя либо суда.23 Ему разъясняются его права, о чем составляется протокол.
         Законный представитель на протяжении всего предварительного расследования и при рассмотрении дела в суде во всех судебных инстанциях представляет законные интересы лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, и защищает его права.
          В законе указано право законного представителя знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлении прокурора и подавать на них возражения.
          Право знать о жалобах и представлении должно сочетаться с обязанностью суда первой инстанции высылать законному представителю копии указанных документов для реализации им своего права подать на них свои возражения. Копии жалоб и представления могут быть вручены законному представителю и при вызове его в суд первой инстанции, если он проживает в той же местности, где находится суд.
          Поскольку в ст.437 УПК РФ изложены права законного представителя, он может распорядиться ими по своему усмотрению. Если законный представитель не пожелает воспользоваться ими, например не захочет знакомиться с материалами предварительного расследования, следователь не может обязать его это сделать.
          В этом случае от законного представителя должно быть отобрано заявление или получено от него письмо, в которых он указывает о своем отказе осуществить предоставленное ему право. Сам отказ законного представителя воспользоваться предоставленными ему правами не приостанавливает производство следственных или судебных действий и не является нарушением права на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.
Участие защитника
         В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве является обязательным, если лицо в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Полномочия защитника предусмотрены ст.53 УПК РФ. По общему правилу защитник допускается к участию в уголовном деле с того момента, который указан в ч.3 ст.49 УПК24.
          При производстве дела о применении принудительных мер медицинского характера обязательное участие защитника предусмотрено с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, при условии, что защитник ранее не принимал участия в деле.
         Если защитник не приглашен законным представителем, то следователь или прокурор обязаны обеспечить участие защиты в уголовном судопроизводстве, а защитник в лице адвоката, в свою очередь, не вправе отказаться от принятой на себя защиты.25
Окончание предварительного следствия
          В соответствии со ст. 439 УПК по окончании предварительного следствия следователь выносит постановление:
1) о  прекращении уголовного дела - по основаниям, предусмотренным статьями 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;
2) о  направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
          Первый вариант постановления возможен при наличии оснований прекращения уголовного дела, указанных в ст.24 УПК (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть лица, в отношении которого велось производство о применении принудительных мер медицинского характера, если нет необходимости в реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению; отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого лица, указанного в п.1-5, 9 и 10 ч.1 ст.448 УПК РФ). При наличии оснований прекращения уголовного преследования, указанных в ст.27 УПК (непричастность лица к совершению преступного деяния; п.1-6 ч.1 ст.24 УПК; принятие акта об амнистии; наличие постановления о прекращении уголовного дела или применения принудительных мер медицинского характера).
          Кроме того, следователь может вынести постановление о прекращении уголовного дела, если преступное деяние имело место, но его характер, а также психическое расстройство лица не связаны с опасностью, как для него, так и для других лиц. Последнее условие является оценочным и зависит от совокупности нескольких обстоятельств. Во-первых, следует оценить само преступное деяние,- оно не должно представлять большой общественной опасности (например, деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных ст.130 УК (оскорбление), ч.1 ст.158 УК (впервые совершенная кража чужого имущества), ст.200 УК (обман потребителей) и т.д.). Во-вторых, личность, совершившего деяния, не должна представлять опасности для общества. Оценка этого обстоятельства может состояться после исследования показаний очевидцев содеянного, характеризующих данных, заключения судебно-психиатрической экспертизы и других материалов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.