На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды прав и свобод человека и гражданина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ  ГОУ ВПО «ИГУ» В Г.БРАТСКЕ
КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ВИДЫ  ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИИ 
 
 
 
 
 

Студент Юз 2 курс-группа №2                                                        А.В.Забелина 

Преподаватель, к.с.н., доцент                                                         Ю.Л. Воробьев  

                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Братск 2010 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
    1. ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ ………………… 9
    2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ……………………………...16
    3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА
    И СВОБОДЫ………………………………………………………………...26
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 35
    СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
      Институт  прав и свобод является центральным  в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
      В России развитие института прав человека и гражданина оказалось сложным и трудным процессом. В дореволюционный период сказались запоздалая отмена крепостного права и утвердившиеся на его основе стереотипы отношений властей и подданных, законодательное закрепление сословных и национальных различий. При советской власти личность и ее права были оттеснены на задний план классовым подходом, приоритетом интересов коллектива и государства над личными; в первые десятилетия советской власти само понятие “права человека” было исключено из политического и юридического словаря как буржуазное. Появившаяся в Конституции СССР 1936 г. глава о правах и обязанностях личности носила в условиях тоталитарного режима и массовых политических репрессий сугубо декларативный характер. Воздействие международного права нашло известное отражение в Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. Однако господствовала концепция, согласно которой само государство наделяет своих граждан определенными правами и свободами, которые должны осуществляться исключительно в соответствии с целями государства: идея неотчуждаемых нрав человека отрицалась. Только в ходе перестройки с признанием необходимости формирования правового государства ситуация стала меняться. Незадолго до распада СССР была принята Декларация прав человека и гражданина, а позднее Российская декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., инкорпорированная затем в текст Конституции РФ.
      Конституция РФ 1993 г. исходит из того, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” (статья 2). Эта принципиальная установка является одной из основ конституционного строя страны; она предопределяет роль и значение, которое Конституция придает правам и свободам человека и гражданина. Ее общие положения в этой связи таковы:
    - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина  - обязанность государства;
    - в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в особо оговоренных Конституцией целях (статья 55, часть 3), а также частично (за исключением прав и свобод, перечисленных в статье 56, часть 3) в условиях чрезвычайного положения;
    - каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международно-правовым стандартам;
      - права и свободы человека принадлежат ему от рождения;
    - в соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
    - нормы Конституции о правах и свободах человека являются непосредственно действующими;
    - права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления; им гарантирована судебная защита;
    - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
     Глава 2 Конституции «Права и свободы  человека и гражданина» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам человека и гражданина. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на следующие группы: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные, хотя жестких границ между этими группами прав нет.
     Зафиксированные в международных документах права  и свободы принято делить на четыре поколения:
      -гражданские, личные и политические права и свободы;
      -социально-экономические и культурные;
    -комплекс прав, включающих право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на развитие, право на природные ресурсы своей страны, право на общее наследие человечества и др.;  
     -права в сфере технологии.
     Классификация основных прав и свобод человека и  гражданина в Конституции РФ характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство1.
     В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность прав и свобод во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.2
     В российском законодательстве такая  последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., и отражена в Конституции РФ 1993 года. Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные на последнее место.
     В литературе существуют самые различные  классификации прав человека. Можно насчитать более 10 критериев их классификации. Некоторые из них отражают официальные, т.е. закрепленные законодательно, разграничения прав, другие – доктринальные, сложившиеся в юридической науке. Чаще всего в качестве критериев классификации используются такие, как: уровень юридического оформления прав; сфера реализации прав; исторические этапы утверждения прав; субъекты осуществления прав.
     Необходимо  подчеркнуть, что классификация прав должна быть основана на системном подходе. Она заключается в выделении по тому или иному критерию структурных элементов современной системы прав и свобод человека и гражданина. В современной государственно признанной системе прав и свобод прежде всего можно выделить по уровню юридического оформления основные (фундаментальные) и иные (производные от основных) права. Основные права обычно отождествляются с конституционными. При этом основными признаются права, закрепленные не только в конституции, но и в международно- правовых актах. Все международные нормы в области прав человека принято называть международными стандартами прав человека. Термину «международные стандарты» иногда предпочитается термин «общепризнанные права человека». Однако оба термина употребляются и как взаимозаменяемые.
     Национальное  законодательство, и, прежде всего конституционные нормы о правах человека, должно соответствовать международным стандартам. Вместе с тем, как отмечается в литературе, полное совпадение правового статуса личности в национальном законодательстве и международно-правовых актах вряд ли достижимо. Международные нормы регламентируют правовой статус личности наиболее общим образом, оставляя за национальным законодателем право уточнять, детализировать данные положения, вписывая их в уже существующую систему национального права.
     Тема  курсовой работы постоянно будет  актуальной, так как признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
      Актуальность  проблемы функционирования исследуемого института обусловлена тем, что в современных условиях развития Российского государства без реализации прав и свобод невозможно устойчивое и эффективное демократическое развитие страны, благополучие граждан, высокий авторитет России в мировом сообществе.
     Объектом  курсового исследования является конституционный  институт прав и свобод граждан России, предметом – системный анализ правовых аспектов реализации прав и свобод граждан России.
     Целью курсового исследования является системный анализ видов прав и свобод граждан России. Эта цель реализуется посредством решения следующих основных исследовательских задач:
       - изучить личные (гражданские) права и свободы;
       - проанализировать политические права и свободы;
                - рассмотреть экономические, социальные и культурные права и свободы.
       В процессе исследования автором в  числе доминирующих использованы методы историко-правового, сравнительно-правового, структурно-функционального, а также дефинитивного анализа.
    В числе основных категорий, автор использовал такие категории и понятия, как правовой статус личности, конституционные права и свободы, личные права и свободы, политические права и свободы, экономические права и свободы, социальные права и свободы и др.
    В процессе исследования автор опирался на анализ таких базовых юридических источников, как Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.), Конституция Российской Федерации (принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993г) как Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»  от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008), Федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008), «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 21.12.2009), «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008), «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009), «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007), «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 17.12.2009), Законы РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009), «О праве граждан на свободу пере движения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008), и др.
    Исследуемая тема, на взгляд автора, нашла достаточно глубокое и всестороннее раскрытие в научных трудах ведущих российских специалистов в области конституционной теории и практики, исследующих правовой статус личности. Автор в свою очередь опирается на научные труды таких авторов, как М.И. Абдулаев, М.В. Баглай, Т.С. Гусева Т.С. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.Н.Суворова и др.
    Результаты  исследования позволяют  автору всесторонне изучить такой важнейший институт как права и свободы человека и гражданина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ
     В действующей Конституции личные (гражданские) права и свободы (ст. 20-293) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
     Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в                следующем:
               -эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
               -эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
               -это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
     Основным  личным правом человека является право  на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, наркотиков и проч.
     Важное  значение имеют и мероприятия  медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
     Подход  к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие др.
     Однако  практическая реализация задач, связанных с жизнеобеспечением населения, пока не отвечает во многих сферах нормативным требованиям. Имеется в виду плохое состояние окружающей среды, качества медицинского обслуживания, борьбы с пьянством, наркоманией, беспризорностью и т. п. Подобные факторы приводят к уменьшению продолжительности жизни в России, падению рождаемости и тем самым к сокращению (причем по данным аналитиков в возрастающем объеме) количества населения. В борьбе с этими явлениями свою роль призваны сыграть федеральные целевые программы в сфере здравоохранения, молодежной политики, заботы о детстве, окружающей среды и проч. Имеет значение и стремление самого человека вести здоровый образ жизни.
     Впервые в Конституции было установлено, что государством охраняется достоинство личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21). Понятие «достоинство личности» имеет специфическое по сравнению с другими личными правами содержание. Впервые оно было применено во Всеобщей декларации прав человека. В ней понятие «достоинство» выделяется как особая категория наряду с правами и трактуется как присущее всем членам человеческой семьи. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». В Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам.
     Понятие «достоинство личности» применимо ко всем людям. Достоинством обладает как человеческий зародыш, так и осужденный к пожизненному заключению. Содержание понятия «достоинство личности» в теории прав человека пока не определено, но в практике защиты достоинства оно используется широко.
     Значительное  место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений4.
     Неприкосновенность  личности (ст. 22 Конституции) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мир человека. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.
     Гарантия  неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.
     Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.
     Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.
     Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется  в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения  информации о его частной жизни (ст. 24).
     Важное  место в числе прав и свобод личности занимает свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 Конституции указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
     В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. Так, существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства. В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»5. Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27). Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»6 по содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу. Федеральный закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну. Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней. Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе7.
     К личным правам и свободам относится  право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).
     Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.
     Важной  дополнительной правовой гарантией  равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26 Конституции). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.
     Важное  место в системе личных прав и  свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
     Основополагающей  гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя
     Российской  Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.
     В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»8 предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону9.
     Важной  сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).
     Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Человек не должен подвергаться никакому неправомерному воздействию на его мозг и сознание – медикаментами, техническими средствами, незаконными экспериментами. Законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг человека. Так, Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» содержит соответствующие положения охранительного характера.
     Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры. В ст. 29 (ч. 4 и 5) Закона РФ «О средствах массовой информации»10 установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным образом. Гарантируется свобода массовой информации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В Законе РФ от 6 октября 1992 г. «О государственной тайне» запрещается засекречивание сведений в области здравоохранения, демографии, сельского хозяйства, о привилегиях, о нарушениях прав, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами11.
     Таким образом, можно прийти к выводу, что  личные права и свободы, бесспорно, занимают ведущее место в системе прав и составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т.е являются  не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
     В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции12) связаны, как правило, с обладанием гражданством (ст. 30, 31, 33). Вместе с тем право на объединение (ст. 30), свобода мысли и слова (ст. 29) адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.
     Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо вытекает из ст. 2 Конституции РФ. Естественный характер прав и свобод гражданина обусловлен тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.
     В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма касается и политических прав и свобод.
     Наиболее  общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами – неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу. Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).
     Рассматриваемое право осуществляется гражданами в  различных формах как непосредственно, так и через представителей.
     Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»13 подробно определен порядок реализации инициативы. По сравнению с ранее действующим законодательством этот порядок стал значительно более сложным, что обусловлено необходимостью выявить реальную поддержку данной инициативы достаточно широкими слоями граждан страны.
     Референдумы в Российской Федерации по своему характеру различаются на виды: консультативный и императивный; обязательный и факультативный; конституционный и законодательный.
     Референдум и выборы имеют общие черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равном прямом и тайном голосовании граждан; их результаты, решения обладают юридической силой. Отличия между выборами и референдумом заключаются в характере решаемого вопроса. При выборах избираются депутаты всех уровней представительных органов и Президент; при референдуме решается конкретный вопрос (вопросы) государственного или местного значения. Выборы проводятся строго периодически в установленные Конституцией, законами сроки; референдумы – в зависимости от наличия инициативы граждан или в иных, оговоренных в Конституции и законах случаях. При выборах депутатов действует пропорциональная система выборов (в субъектах не менее половины депутатов избирается по пропорциональной системе, остальные по мажоритарной системе), по спискам кандидатов от политических партий. При референдуме каждый участник голосует «за» или «против» по вопросу референдума.
     При федеральных выборах требуется для признания их состоявшимися участие не менее 25% избирателей (при выборах Президента – не менее 50%). Референдум считается состоявшимся при условии участия в голосовании 50% участников референдума. При выборах в Государственную Думу списки кандидатов от политических партий разбиваются на региональные части. При референдуме результаты определяются по единым данным голосования по федеральному округу, охватывающему территорию всей страны, и вопрос референдума считается решенным положительно, если за это проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
     При выборах допускается в случае необходимости повторное голосование (второй тур), при референдуме вопрос решается окончательно и повторно при отрицательном решении он может быть вынесен не ранее чем через год.
     Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней – своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.
     Важной  формой участия граждан в осуществлении  власти на местах является местное самоуправление.
     Эффективность реализации названных политических прав связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение.
     Граждане  Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4 Конституции) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»14 определены виды федеральной государственной службы: гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, государственная гражданская служба субъектов Федерации.
     Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»15 закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
     Формой  привлечения граждан к решению  государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.
     Конституционно  закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих социальных и общественно-политических проблем. Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения.
     Важным  правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.
     Общественные  объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).
     В Российской Федерации Федеральный  закон «Об общественных объединениях» был принят 19 мая 1995 г.16 Закон определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных). Он предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных обществах).
     Учитывая  разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут  создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает различные организационно-правовые формы их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.
     Взаимоотношения государства и общественных объединений  строятся на основе взаимного невмешательства  в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку.
     По  территории действия различаются общественные объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более половины субъектов Федерации. Межрегиональное объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов Федерации, региональное – на территории одного субъекта Федерации, а местное – в пределах муниципального образования. Общественное объединение признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство.
     Многие  общественные объединения принимают участие в общественно-политической жизни страны, в защите законных прав и свобод граждан. Свою роль в этой защите играют многочисленные неправительственные правозащитные организации (НПО), объединения инвалидов, чернобыльцев, защиты прав потребителей, пенсионеров, защитников природы, окружающей среды, женские, молодежные, детские, объединения солдатских матерей и др.
     Особое  место в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем.
     Важным  принципом любого правового демократического государства является многопартийность, отрицание установления какой-либо идеологии в качестве господствующей. Отрицание этих начал свойственно тоталитарному государству. Многопартийность в СССР была признана только после отмены ст. 6 Конституции СССР в марте 1990 года. Вслед за этим было внесено и соответствующее изменение в Конституцию РСФСР. Реализация на практике принципа многопартийности шла и идет до сих пор не просто. Численность созданных партий, как правило, незначительна, слаба социальная база.
     Такая ситуация в целом закономерна. Для формирования партий требуются длительное время, многократная «обкатка» их программ и организационных структур в процессе избирательных кампаний, многолетняя работа по вовлечению в свои ряды широких слоев населения, достаточно высокий уровень политической культуры и политической активности граждан.
     В последнее время проявилась тенденция  воздействовать на нормализацию партийного строительства законодательным путем: увеличена необходимая численность членов партии, чтобы быть зарегистрированной в таком качестве; ужесточены требования к наличию региональных отделений партии, повышен процент голосов, поданных за партию и необходимых для ее участия в распределении мандатов («заградительный барьер»); только за партиями закреплено право выдвигать списки кандидатов при выборах в Государственную Думу, которая формируется теперь только по пропорциональному принципу (нет депутатов-одномандатников); введено государственное финансирование партий)17. Эти и другие меры получили отражение в изменениях Федерального закона «О политических партиях», принятого 11 июля 2001 г. 18
     Закон определяет политическую партию как  общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В Законе детально урегулирован порядок создания политической партии.
     Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и  вмешательство партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Последние не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо иной партии. Они не могут быть связаны решениями партии в своих служебных делах. Исключение составляют депутаты всех уровней представительных органов. Президент РФ вправе приостановить свое членство в партии. Хотя государство не вмешивается во внутреннюю деятельность партии, в Федеральном законе о политических партиях имеется глава IV «Внутреннее устройство политической партии», в которой имеются положения об уставе партии, программе, о членстве в партии, о руководящих органах партии, о правах и обязанностях партии, ее имуществе, о пожертвованиях партии и ее региональным отделениям, о хозяйственной деятельности партии. В этих нормах определяются основные правовые параметры, которым должно отвечать устройство политической партии, что необходимо для обеспечения единых требований ко всем партиям, установления четких правовых основ их устройства. Особое значение это имеет       в период еще не завершившегося  процесса  формирования подлинной многопартийности.
     Государство оказывает поддержку политических партий, обеспечивает им равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, в предоставлении помещений, средств связи, участия в избирательных кампаниях и др.
     Важнейшим назначением политических партий является участие в выборах. По Закону политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации. Имеются в виду выборы депутатов Государственной Думы, Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Федерации (не менее чем в 20% субъектов), в органы местного самоуправления (более чем в половине субъектов Федерации). Обязательным условием участия партии в выборах является ее государственная регистрация не менее чем за год до выборов. Деятельность политической партии может быть приостановлена и ликвидирована.
     Одной из массовых форм общественных объединений  являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»19.
     Выражением  социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.
     25 мая 1992 г. принят Указ Президента  РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»20. В нем установлено, что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Таким образом, вместо разрешительного порядка был установлен уведомительный. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» названные акции обобщил единым понятием «публичное мероприятие». Оно представляет собой открытую, мирную, доступную каждому акцию, осуществляемую по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.