На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы воздействия государственных финансов на науку и инновации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
  стр.
    ВВЕДЕНИЕ
3
        ГЛАВА 1.   ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА  И СОСТОЯНИЕ   НАУКИ И ИННОВАЦИЙ  В РФ
 
5
                    1.1.  Основные понятия и структура  науки и инноваций  в РФ                                                                                                                                                                  
 
5
                    1.2.  Нормативно – правовое регулирование воздействия государственных финансов на науку и инновации в РФ
 
 
7
                    1.3.  Современное состояние науки  и инноваций в России
 
10
        ГЛАВА 2.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА НАУКУ  И ИННОВАЦИИ В  РФ
 
 
17
                    2.1.  Формы воздействия государственных  финансов на      науку  и инновации в РФ
 
17
                    2.2.  Методы воздействия государственных финансов  на науку и инновации в РФ
 
22
        ГЛАВА 3.  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА НАУКУ  И ИННОВАЦИИ В  РФ
 
 
 
27
                   3.1.   Проблемы воздействия государственных финансов на науку и инновации в РФ
 
27
               3.2.   Перспективы развития науки и инновации в РФ
28
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
33
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы  социального и экономического развития организаций.
     Инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития. Инновационный сектор - один из самых опасных и рискованных.
     Сегодня конкурентоспособность на отечественном  и мировом рынках все больше зависит  от той продукции, в основе которой  лежит новое знание. И если в  прошлом успех и развитие организации  во многом зависели от доступа к  природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.
     В настоящее время вся ответственность  по осуществлению инноваций легла  на плечи руководителей отдельных  хозяйствующих субъектов. Однако сегодня  не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.
     Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется, прежде всего, существующей на сегодняшний день потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
     Целью данной работы является рассмотрение воздействия государственных финансов на науку и инновации в Российской Федерации.
     Для достижения указанной цели в работе последовательно поставлены и решены следующие задачи:
    рассмотрены основные понятия и структура науки и инноваций
    рассмотрено современное состояние отрасли
    рассмотрено нормативно – правовое регулирование данной отрасли в России
    определены формы и методы воздействия государственных финансов на науку и инновации в РФ
    выявлены проблемы и перспективы воздействия государственных финансов в данной отрасли
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА  И СОСТОЯНИЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РФ
                    1.1. Основные понятия и структура науки и инноваций в РФ 

     Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
     Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
     Инновация — это не всякое новшество или  нововведение, а только такое, которое  серьезно повышает эффективность действующей  системы.
     Термин  «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем[34].
     Он  впервые рассмотрел вопросы новых  комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в  развитии, т.е. вопросов инноваций:
    использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
    внедрение продукции с новыми свойствами;
    использование нового сырья;
    изменения в организации производства и его материально технического обеспечения;
    появление новых рынков сбыта.
     К инновационной деятельности относятся:
    выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;
    комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;
    технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
    проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;
    управление процессами коммерциализации технологий;
    деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
    создание и развитие инновационной инфраструктуры;
    передача либо приобретение прав Российской Федерацией или другими правообладателями на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот;
    экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта.
 
      Нормативно  – правовое регулирование  воздействия               государственных финансов на науку и инновации в РФ
 
     Для развития инновационного предпринимательства  необходимо правовое регулирование  инновационной деятельности. Необходимо законодательное закрепление статуса  научной и инновационной деятельности, прав научных работников и новаторов, механизм выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В Российской федерации действуют следующие законы о науке и инновациях:

     1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии». Данный закон регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту Российской Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту Российской Федерации и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов[4].

     2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных». Данный закон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации регулирует отношения, связанные с деятельностью на территории Российской Федерации патентных поверенных, определяет требования к патентным поверенным, устанавливает порядок их аттестации и регистрации, а также определяет права, обязанности и ответственность патентных поверенных[5].

     3.  Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»[6].

     4. Федеральный закон от 27.07.2010 №  220-ФЗ «О национальном исследовательском  центре «Курчатовский институт»». Данный закон определяет особенности создания, правового положения и порядок финансового обеспечения национального исследовательского центра "Курчатовский институт"[7].

     5. Федеральный закон от 23.08.1996 №  127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О науке и государственной научно-технической политике». Данный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг)[8].

     6. Федеральный закон от 18.12.2006 №  231-ФЗ (ред. от 12.04.2010) «О введении  в действие части четвертой  Гражданского кодекса Российской  Федерации»[9].

     7. Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ (ред. от 31.05.2010) «О Российской корпорации нанотехнологий». Данный закон устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Российской корпорации нанотехнологий[10].

     8. Федеральный закон от 07.04.1999 №  70-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О статусе наукограда Российской Федерации[11]».

     9. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О коммерческой тайне». Данный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну[12].

     Также основные вопросы науки и инноваций  рассмотрены в актах Правительства  РФ:

    О мерах  по привлечению ведущих ученых в  российские образовательные учреждения высшего профессионального образования.
    Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации.
    О присвоении статуса наукограда Российской Федерации.
    Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций.
    Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.
    Устав Российской академии наук.
    О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы».
    О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы.
    О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы».
    О мерах по государственной поддержке молодых российских учёных - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских учёных - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации.
    Об утверждении Порядка предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации.
    О Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
    Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий.
    О Правилах зачисления в доход федерального бюджета и использования средств, получаемых от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
    О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности.
    Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.
    Об использовании результатов научно-технической деятельности.
 
 
      Современное состояние науки и инноваций в России
 
     Качественно новые социально-экономические и  политические условия, сформировавшиеся в результате системных преобразований 90-х годов в России, выявили определенный застой в сфере научной и инновационной деятельности, сложившаяся модель которой не соответствовала требованиям нового рыночного уклада. В настоящее время назрела необходимость спокойно и взвешенно проанализировать данную ситуацию с разных точек зрения.
     Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих  стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов[31]. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.
     Место России в мировых инновационных  процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.
     «По-настоящему инновационного у нас по-прежнему немного», - констатировал Владимир Путин, отметив необходимость перехода от целепроговаривания к конкретике дел[35]. В финансировании науки предполагается уйти от принципа «безликих смет» - государство, отметил Владимир Путин, не может себе позволить «содержать «вывески», за которыми нет ничего, кроме громкого названия или, может быть даже, достойного прошлого, оплачивать исследования, которые неактуальны, дублируют друг друга, а порой и просто достаются из пыльных шкафов прошлого века».
     В России есть 4 тыс. научные организации и 6 государственных академий наук; нет ожидаемого перехода количества в качество.
     Россия  отстаёт от других стран БРИК (Бразилия, Индия, Китай, России)[29]. К сожалению, упоминание России чаще всего вызывает у них усмешку или зевок, а фактические показатели подтверждают, что Россия больше не является конкурентом.
     Доля  промышленных предприятий в России, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает пока 10 процентов. При этом  «доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5 процентов». Решение этих проблем лежит в русле активизации отечественных инновационных разработок и стимулирования ввоза в страну не только готовой продукции, но и перспективных технологий.
     Однако  по сравнению с 2000 годом можно  проследить рост инновационной активности в России.
     
        Рис. 1.1. Изменение инновационной активности в динамике в период с 2000    года 

     В настоящий момент времени практически  все промышленно-развитые государства мира перешли на государственное участие инновационной политики. Это относится в разных формах и к России.
     Но  следует подчеркнуть: в этих обстоятельствах  инновация изначально нацелена только практический коммерческий результат.
     Сама  идея, дающая ей толчок, имеет исключительно меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске, необходимость выживания даже простого воспроизводства. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
     Приступая к разработке и осуществлению  идеи создания новой потребительской  стоимости, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного  капитала.
     Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит  в том, что она связана с  резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер.
     Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом  продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.
Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет  крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал  в банке или дивиденда на акции.
 

     Рис. 1.2. Расходы на науку (% от ВВП страны) 

     Ни  о какой модернизации и инновационном  пути развития России при таком финансировании НИОКР речи быть не может.
     В графике отражены не только государственные, но все совокупные расходы на науку. В 2006 г. А.Фурсенко озвучил цель довести объем финансирования науки до 2% от ВВП. Как и большинство других прожектов власти, цель не достигнута. Как подчеркивает президент Д.А.Медведев, «привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие». Сегодня почти половина (примерно 40%) ВВП России создается за счет экспорта сырья. У нас почти исчезла конкурентоспособная наукоемкая промышленность. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8% нашего ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3% промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет 32,9%, в Китае – 32,8%[6]. Удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3%. На долю отечественного производства приходится не более 1% всех станков, закупаемых российским бизнесом. Степень износа основных фондов в 2009 году достигла 46%, а по машинам и оборудованию превышает 50%. Отсюда и техногенные катастрофы[32].
     
     Рис. 1.3. Расходы на науку в России 

     Сравнительное увеличение расходов на науку в последние годы объясняется введением «инновационных проектов» типа Роснано Чубайса. Впереди еще Сколково. Для других научных организаций в перспективе - только сокращение финансирования. К 2010 году расходы на науку вырастут в два раза.
     «К 2010-му году совокупные расходы на науку удвоятся и составят около 400 миллиардов рублей, а с учетом затрат отечественного бизнеса эта сумма вырастет до 600 миллиардов рублей. Как вы понимаете, это - весомые ресурсы, и они должны послужить дальнейшему серьезному развитию отечественной науки», - заявил  Владимир Путин на заседании Совета при президенте по науке, технологиям и образованию.
     Больших сюрпризов в плане финансирования сектора исследований и разработок в представленном варианте закона нет. Как и следовало ожидать, отдельной  статьи, отписывающей деньги «на науку», не появилось; общая сумма, предназначенная  на решение фундаментальных и прикладных задач, так и не дотянула до пресловутых четырёх процентов от расходной части бюджета. В то же время нельзя сказать, что Минфин совсем некорректно отнёсся к чаяниям учёных, поскольку увеличены ассигнования на оплату труда научным работникам федеральных бюджетных учреждений, на выплаты за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук, доплаты за учёную степень докторам и кандидатам наук Российской академии наук, а также на приобретение научного оборудования для вузов, выполнение НИОКР по госконтрактам и т.д.
     Если  говорить о конкретных статьях, существенную заботу государства (в денежном выражении 450 миллионов рублей) в последующие  три года получит на развитие научной  деятельности ГУ «Высшая школа экономики»; порядка 127 миллионов рублей будет направлено Российской академии наук на издание фундаментальных научных трудов «Всемирная история» и «Историческая энциклопедия»; более двух миллиардов рублей выделили в 2009 году на создание суперкомпьютера в Научно-исследовательском вычислительном центре МГУ им. М.В. Ломоносова. На обеспечение деятельности создаваемого в г. Кемерово Исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний Сибирского отделения РАН предполагается направить в ближайшие три года 563 миллиона рублей, на создание Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в 2009 году затрачено 2,5 миллиарда рублей[37].
     В итоге в проекте бюджета расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объёмах: 2009 год — 251,4 миллиарда рублей, 2010 год — 269,2 миллиардов рублей, 2011 год — 306,6 миллиардов рублей, что больше уровня предыдущих лет соответственно на 49, 7 и 13 процентов. То есть при номинальном росте расходов динамика роста значительно снизится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ                     ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ НА НАУКУ И ИННОВАЦИИ В РФ
                             2.1.   Формы воздействия государственных финансов на науку и инновации в РФ 

     В настоящее время государство в нашей стране ответственно в основном только за блок фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны.
     Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение  конкурентоспособности отечественных  товаров, работ и услуг. И в  этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной деятельности.
     К основным направлениям государственного регулирования науки и инноваций относятся следующие:
    Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ.
    Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.
    Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ. Например, Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения (1996-2000 годы)».
    Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития.
    Установление правил учета, оценки инноваций. Так, п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации.
    Определение порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации.
    Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов.
    Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.
    Информационное обеспечение инновационной деятельности.
    Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства, в частности через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

     Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: экономическое, организационное, финансовое, нормативно -правовое. Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

    развитие  рыночных отношений;
    проведение  налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения  на рынке инноваций;
    создание  выгодных налоговых условий для  ведения инновационной деятельности всеми субъектами;
    обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;
    расширение  спроса на инновации;
    предоставление  финансовой поддержки и налоговых  льгот российским предприятиям, осваивающим  и распространяющим инновации;
    содействие  модернизации техники;
    активизация предпринимательства;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.