На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Риск менеджмент на примере ОАО "Манрос М"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РИСКОВ
1.1. Общие  понятия риска, вероятность возникновения……………….6
1.2. Подходы  к анализу рисков успешной  деятельности……………....8
1.3. Методы  оценки снижения рисков…………………………………..22
ГЛАВА 2. Анализ экономической деятельности…………………...28
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РИСКА В ООО «МАНРОС-М»
3.1. Характеристика предприятия……………………………………….25
Рекомендации………………………………………………………..….35
Заключение……………………………………………………………….39 
Список  литературы………………………………………………………41
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Возрастающая  сложность и вероятностная структура  современной экономической, социальной, экологической, политической, культурной и другой среды, в которой действуют торговые предприятия, конкуренция, быстро меняющаяся конъюнктура рынка, несовпадение интересов участников рынка, необходимость качественного преобразования всех сфер жизни порождают риск и повышенное внимание к его проблемам.
    Цель курсовой работы: рассмотреть риски в деятельности предприятия.
    Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в условиях построения социально ориентированной экономики риск превращается в неотъемлемый элемент социально-экономических отношений и становится органической частью стратегии и тактики социально-экономической политики предприятий. В связи с этим возникает необходимость выяснения сущности понятия «риск» в сфере предпринимательства, его места и роли в структуре коммерческой деятельности, социально-экономических аспектов его формирования, измерения степени риска и возможных последствий принятых в ситуации риска решений, а также выявления критериев, определяющих меру того или иного риска. Все это связано с разработкой методов анализа и управления рисками, с их внедрением.
    Теория  риска занимает в экономической  теории и предпринимательской практике важное место. Проблема риска широко обсуждается в зарубежной и отечественной экономической литературе. Со второй половины 1990 г. в нашей стране начался переход к рыночным отношениям. Происходящие коренные изменения экономики, связанные с качественными изменениями в общественно-экономической жизни, внедрением в народное хозяйство различных форм собственности, подрядных, арендных отношений, созданием совместных предприятий, развитием предпринимательства и проведением приватизации, привнесли новые виды рисков, ранее не присущих экономике страны. В рыночной экономике государство не несет ответственности за обязательства предприятий, и последствия риска ложатся на предпринимателя.
    Гражданское законодательство1 регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предприниматель является самостоятельным, осуществляющим на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом2 порядке.
    В настоящее время в связи с  движением к саморегулируемому  обществу, многообразию форм собственности, активному использованию рыночных механизмов, созданию социально ориентированной экономики значение категории «риск» возрастает. Но механический перенос западных методик на отечественную почву является нерациональным и ошибочным. Даже тот небольшой опыт, который накоплен в области риска и его применения в предпринимательстве отечественной наукой, не используется или используется крайне неэффективно.
    Задачами, для рассмотрения данной темы можно определить:
    1. Рассмотрение общих принципов анализа рисков;
    2. Показать подходы к анализу рисков;
    3. Определить этапы оценки риска на предприятиях;
    4. Исследовать методику оценки риска;
    5. Осветить вопросы, связанные со страхованием рисков.
    Для решения поставленных задач были использованы учебно-методические издания, законодательные акты и материалы СМИ.
    Курсовая  работа состоит из двух глав, включающих параграфы. В первой главе нами рассматриваются  теоретические аспекты проблемы рисков, методику их оценки и управления. Вторая глава посвящается оценке риска в ООО «Манрос-М». Предоставленный материал данной компании используется с разрешения руководства предприятия. 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИСКОВ 

    1.1. Общие понятия  риска, вероятность возникновения 

    В некоторых экономических журналах, у авторов А.П. Альгиной, В.А. Абчук, Б.А. Райзберг и др3. встречаются следующие трактовки понятия «риск», например: риск - это событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском; или риск отождествляют с опасностью того, что цель предпринимательского проекта не будет достигнута в намеченном объеме; или риск сопоставляют с опасениями, что реализация проекта приведет к убыткам; или риск рассматривают как меру рассеивания (дисперсию) полученных в результате множественного прогноза оценочных показателей рассматриваемого проекта (прибыль, рентабельность, капитал и т.д.); или риск определяется как вероятное распределение результатов хозяйственных действий субъекта. Приведенные примеры выявляют важные черты риска, однако не охватывают всего содержания риска применительно к деятельности в условиях неопределенности, связанной с регулированием различных сторон экономической жизни на основе учета интересов, потребностей, целевых установок субъектов рынка.
    С этой точки зрения риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно определить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
    В риске можно выделить следующие основные элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность4:
    ? вероятность получения желаемого результата;
    ? вероятность наступления нежелательных результатов;
    ? вероятность отклонения от выбранной цели;
    ? отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
    ? материальные, экономические, финансовые, нравственные и другие потери, связанные с осуществлением выбранной альтернативы;
    ? возможные благоприятные и негативные последствия при осуществлении тех или иных действий в условиях неопределенности для субъекта, идущего на риск.
    Риск  в деятельности предприятия представляет собой характеристику деятельности осуществляемой предприятием в ситуации неизбежного выбора, отображающую неопределенность будущих результатов его деятельности и вероятность благоприятных и негативных последствий его действий. Источники возникновения неопределенности многообразны. Основными источниками являются:
    ? факторы присущие обществу;
    ? факторы, порождаемые спонтанностью природных явлений и процессов, стихийными бедствиями;
    ? факторы, связанные с неполнотой, недостатком информации;
    ? факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса;
    ? факторы, обусловленные воздействие субъектов на экономическую жизнь;
    ? факторы, связанные с ограниченность ресурсов (материальных, трудовых и пр.).
    Если  раньше неопределенности в сфере  товарного обращения были связаны с количеством товаров, величиной затрат, то теперь неопределенность, в большей степени, связана с новыми технологиями, социальными следствиями, социальным контролем, что выдвигает на передний план потребительские свойства товаров и оценку их субъектами потребления.
    Таким образом, вероятностная структура  среды, в которой находится предприятие, статистический характер и многовариантность, присущие большинству явлений окружающей действительности, порождают риск.
    Риск  предприятий выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потери прибыли, нереализованные запасы товаров, снижение эффективности капитальных вложений по сравнению с запланированным уровнем, возникновение убытков при заключении какой-либо сделки, сокращение ресурсной базы и т.д. 

    1.2. Подходы к анализу рисков успешной деятельности 

    Как уже отмечалось, вероятность возникновения  риска и его величина воздействуют на эффективность предпринимательства, регулируя движение ресурсов.
    Эффективное управление рисками предприятия  обеспечивается, прежде всего, за счет достоверного и своевременного анализа  рисков, с которыми предприятие торговли может потенциально или реально  столкнуться.
    Под анализом понимается процесс выявления возможных альтернатив решения конкретной проблемы и определения наличия риска в имеющихся альтернативах, а также потенциальных последствий, которые могут наступить в результате реализации каждой из альтернатив.
    Общими  принципами анализа риска являются5:
    ? всеобщность покрытия исследовательского поля;
    ? учет стратегии торгового предпринимательства;
    ? учет временного фактора;
    ? достоверность получаемой информации;
    ? экономичность применяемых методов выявления риска.
    Процесс анализа риска включает в себя следующие этапы:
    1. Постановка цели и задач анализа риска. Определение необходимого массива информации и разработка форм отчетности;
    2. Сбор информации:
    ? Анализ и прогноз внешней среды предприятия;
    ? Анализ и прогноз внутренней среды предприятия.
    3. Предоставление собранной информации в специализированных формах отчетности для проведения анализа;
    4. Анализ полученной информации:
    ? Проведение укрупненного и детального анализа;
    ? Выявление источников возникновения конкретных видов рисков;
    ? Выявление и анализ внутренних и внешних факторов, увеличивающих (уменьшающих) конкретный вид риска.
    6. Выявление возможных альтернатив решения конкретной проблемы;
    7. Определение наличия риска в имеющихся альтернативах;
    8. Составление перечня результатов анализа с целью их определения и классификации. Отбор и ранжирование альтернатив решений.
    Цель  и задачи анализа риска должны соответствовать выбору оптимального решения в ситуации риска, чтобы обеспечить существование предприятия в непредвиденных обстоятельствах.
    При проведении анализа и прогноза внешней  и внутренней среды предприятия анализируются текущее социально-экономическое положение предприятия, его финансовая устойчивость и способность предпринимать рискованные действия сегодня и в перспективе. Для этого эффективно применять моделирование. Оно позволяет изучить динамику состояния внешней внутренней среды предприятия еще до ее реального воплощения, воспроизвести действие различных факторов и условий среды, вскрыть возможные ошибки и исправить их, не неся при этом реальных материальных потерь6.
    В научной литературе представлены различные  подходы к моделированию7:
    1. модель движения оборотных средств, которая отражает кругооборот средств, но не показывает движения различных источников средств;
    2. модель кругооборота оборотных средств, описывающая отдельные аспекты движения источников средств, но не отражающая балансовую взаимосвязь движения средств и их источников;
    3. имитационная модель, представляющая финансовое состояние предприятия в виде балансового соотнесения средств и источников, но не дающая представления о математическом обобщении преобразований баланса, отражающих изменение финансового состояния и др.
    Прежде  чем идти на риск, предприятие должно проанализировать свое финансовое состояние. Устойчивое финансовое положение - это необходимое условие эффективной деятельности предприятия торговли. Анализ хозяйственной деятельности позволяет правильно оценить эффективность использования экономического потенциала, выработать стратегию и тактику развития, выявить проблемы экономического и социального развития, перспективы, разработать альтернативные варианты управленческих решений.
    Оценка  финансового состояния сводится к двум основным моментам. Для анализа применяется группа показателей, на базе которых вычисляются коэффициенты, характеризующие отдельные стороны деятельности предприятия. Затем полученные значения сравнивают с рекомендуемыми в качестве нормативных. Чем больше показателей рассчитывается, тем более подробный анализ можно провести, но задачи анализа при этом усложняются. Поэтому необходимо выделить коэффициенты, анализ которых обязателен. Сегодня компьютерные программы упрощают анализ, снижают вероятность ошибок при сборе и передаче данных.
    Именно  значения показателей рентабельности и оборачиваемости служат информационной базой для анализа, оценки, выбора методов управления рисками, а также индикаторами для изменения рисковой политики на предприятии и корректировки менеджмента.
    Рентабельность  является качественным показателем  работы предприятия торговли, в котором обобщается состояние доходов, затрат, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов.
    Все виды показателей рентабельности подразделяются на 3 группы:
    1. рентабельность товарооборота (продаж);
    2. рентабельность фондов (капитала, активов);
    3. рентабельность вложений в предприятие торговли, которые с разных позиций отражают эффективность хозяйственной деятельности предприятия.
    Рентабельность  товарооборота (продаж) можно рассчитать по всем реализуемым товарам и отдельным ассортиментным группам.
    В первом случае она определяется как  отношение прибыли от реализации к товарообороту и отражает зависимость между прибылью и товарооборотом, а также показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Рентабельность товарооборота (продаж) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к товарообороту; чистой прибыли к товарообороту8:
    
  (1)

    где Рm - рентабельность товарооборота (продаж);
    П - прибыль;
    Т - товарооборот
    Во  втором случае определяется рентабельность товарных групп. Она зависит от цены, по которой товар реализуется потребителю. Более высокий уровень товарной надбавки и значительная цена товара в большинстве случаев вызывает снижение количества продаж товаров и, соответственно, скорости возврата вложенных средств. Поэтому количество продаж товара выражается в скорости уменьшения суммы замороженных в товаре средств, и влияние этого процесса на размер конечной прибыли связано со снижением доли издержек, приходящихся на остаток этих средств, а также суммы амортизации на остаток капитала.
    Для повышения индивидуальной рентабельности продаж товара и рентабельности торгового процесса в целом, необходимо гибко и оптимально устанавливать розничные цены на отдельные виды товаров. На процесс ценообразования оказывает влияние тот факт, что деятельность предприятия торговли связана с закупкой и реализацией товара.
    Рентабельность  производственных фондов (капитала, активов) определяется по соотношению суммы прибыли (балансовой, чистой) и средней стоимости основных, оборотных средств и нематериальных активов.
 (2)

    где Рк - рентабельность капитала, активов;
    П - прибыль;
    К - капитал;
    Оосн - основные фонды;
    Ооб - оборотные средства;
    НА - нематериальные активы;
    Т - объем реализации;
    З - затраты текущие;
    Зп - затраты на закупку товаров;
    Зз - затраты на заработную плату;
    За - амортизационные отчисления по основным фондам;
    Зан - амортизационные отчисления по нематериальным активам;
    Зпк - проценты за кредит;
    Зпр - прочие издержки обращения.
    Формула 2 позволяет произвести углубленное толкование понятия рентабельности с использованием различного количества факторов разного вида: абсолютных факторов (прибыль, капитал); относительных факторов (рентабельность продаж, фондоотдача) и таких показателей интенсификации использования ресурсов:
     - затратоемкость;
     -зарплатоемкость;
     - амортизациемкость основных фондов;
     - скорость оборачиваемости основного капитала;
     - скорость оборачиваемости оборотного капитала;
     - скорость оборачиваемости нематериальных активов;
     - амортизациемкость нематериальных активов.
    Рентабельность  вложений в торговое предприятие  рассчитывается как соотношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений.
    Рв=   (3)
    где Рв - рентабельность вложений в торговое предприятие;
    Д - доходы от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях;
    ДВ - долгосрочные финансовые вложения.
    Рост  величины данного коэффициента свидетельствует  об увеличении эффективности вложений в торговое предприятие.
    Наряду  с показателями товарооборота капитала, основных и оборотных средств для расчета рентабельности применяются и другие показатели. Особое значение среди них имеют издержки обращения. Сопоставление прибыли с затратами показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов.
    К другим показателям эффективности  можно отнести отношение прибыли к торговой площади, численности персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
    Приведенные показатели не имеют нормативных  значений, зависят от множества факторов и существенно варьируются по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.
    Для наиболее полного представления  об эффективности деятельности торгового предприятия и способности его идти на риск показатели рентабельности дополняются показателями оборачиваемости.
    Оборачиваемость является показателем эффективности  использования оборотных средств.
    Оборачиваемость оборотных средств обычно исчисляется  в днях оборота делением средних  остатков оборотных средств на среднедневной  товарооборот или умножением средних остатков оборотных средств на число дней анализируемого периода и делением на товарооборот за это период:
    
  (4)

    где Z - оборачиваемость оборотных средств в днях;
    О - средний остаток оборотных средств, руб.;
    t - число дней анализируемого периода (90, 360);
    В - объем реализации за анализируемый период, руб.
    Рост  коэффициента оборачиваемости свидетельствует  о более эффективном использовании оборотных средств.
    На  эффективность использования оборотных  средств торгового предприятия влияет множество факторов, нередко в противоположных направлениях (Приложение 1).
    К основным факторам, влияющим на эффективность  использования оборотных средств, относятся: соотношение между спросом и предложением товаров, местонахождение торговых предприятий, сложность ассортимента товаров, организация и частота завоза товаров, потребительские свойства товаров, организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, квалификация кадров и уровень руководства, организация труда и пр.
    Предприятиям  торговли необходимо разрабатывать  меры по ускорению оборачиваемости  оборотных средств, что даст возможность  изъять из оборота часть средств и направить их на другие цели, осуществлять хозяйственную деятельность при наименьшей сумме оборотных средств, сократить издержки обращения и повысить доходность. Но нельзя допускать ускорения оборачиваемости оборотных средств за счет снижения товарных запасов в торговой сети и объединения ассортимента.
    Обеспечение ускорения оборота денежных активов определяет необходимость поиска резервов такого ускорения на торгового предприятии. Основными из этих резервов являются:
    1. ускорение инкассации денежных средств, при котором сокращается остаток денежных активов в кассе;
    2. сокращение расчетов наличными деньгами (наличные денежные расчеты увеличивают остаток денежных активов в кассе и сокращают срок пользования собственными денежными активами на период прохождения платежных документов поставщиков);
    3. сокращение объема расчетов с поставщиками с помощью аккредитивов и чеков, т.к. они отвлекают на продолжительный период денежные активы из оборота в связи с необходимостью предварительного их резервирования на специальных счетах в банках.
    Рассмотрев  показатели оценки финансовых результатов деятельности предприятия торговли, можно перейти к вопросу непосредственного анализа риска.
    Таким образом, универсальной информационной базой анализа риска являются:
    ? различные статистические данные;
    ? анализ первичных документов бухгалтерской, финансовой и управленческой отчетности;
    ? анализ ежеквартальных и годовых финансовых отчетов предприятия (баланса и отчет о финансовых результатах).
    Все источники информации являются обобщающими  носителями информации о протекании хозяйственных процессов, упорядоченных строгой системой нормативных документов.
    Анализ  риска начинается с выявления  источников и причин возникновения риска. Важно определить, какие источники являются преобладающими. Затем выявляют и исследуют внутренние и внешние факторы, увеличивающие или уменьшающие размер ущерба и вероятность наступления и реализации конкретного вида риска. Различают факторы первого и второго порядка:
    это первичные причины, вызывающие риск как таковой. Чаще всего носят объективный характер и являются неуправляемыми или трудно управляемыми (стихийные бедствия, аварии и т.д.)
    влияют на вероятность возникновения ущерба и его величину. Сами по себе они не являются причиной ущерба. Эти факторы, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные.
    Объективные - это наличие охранной сигнализации, местонахождение объекта, возраст и пол человека и др.
    Субъективные - связаны с особенностями поведения и характером человека.
    Именно  они оказывают решающее воздействие  на развитие ситуации риска.
    Анализ  риска состоит в систематическом выявлении рисков, характерных для торгового предприятия, и изучении факторов, вызывающих риск (объективных факторов) и оказывающих влияние на степень его реализации (субъективных факторов), а также побочных эффектов и последствий, которые могут иметь место при реализации той или иной альтернативы, содержащей риск или множество рисков. Поэтому предприятиям торговли к анализу риска необходимо применять два взаимосвязанных подхода: качественный и количественный.
    На  практике чаще всего к анализу риска применяется качественный подход, т.е. подход, сформированный на качественных методах. Качественные (экспертные) методы основаны на субъективном анализе риска, который позволяет разделить выявляемые риски на такие классы, как:
    1. высокий, средний, низкий;
    2. приемлемый полностью, частично приемлемый, неприемлемый;
    3. допустимый, критический, катастрофический, а также ранжировать выявленные альтернативы решения проблемы по принципу «лучше - хуже».
    Качественный  подход применяют тогда, когда требуется  скорейшее принятие решения и нет времени на розыск нужных формализованных моделей.
    Анализировать риски можно с двух противоположных сторон: во-первых, выявление риска и его возможных ближайших и отдаленных последствий идет на основе комплексного системного анализа всего предприятия и его деятельности - дособытийный анализ риска; во-вторых, когда уже рисковое событие произошло и имеются количественные размеры убытков, необходимо выяснить причины его возникновения, факторы, повлиявшие на его развитие и возможные отдаленные последствия, т.е. анализ идет от количественной оценки к идентификации рисков - послесобытийный анализ риска.
    Когда имеет место послесобытийный  анализ риска, существует необходимость применения количественного подхода.
    Качественный  и количественный подходы тесно взаимосвязаны, их трудно разделить на самостоятельные части общего процесса анализа риска.
    Таким образом, качественный и количественный подходы к анализу риска способствуют всеобъемлющему выявлению риска, влияющих на него факторов, его ближайших и отдаленных последствий и побочных эффектов, т.е. обусловливают достоверную и эффективную оценку риска.
    Под процессом оценки риска понимается сопоставление вариантов предлагаемых решений с учетом возможных выгод и потерь (негативных последствий).
    Оценка  риска имеет ряд общих положений  независимо от конкретной методики оценки и спецификации решаемых задач:
    1. Общей является задача определения допустимого уровня риска.
    2. Определение допустимого уровня риска происходит, как правило, в условиях недостаточной информации.
    3. В ходе анализа в значительной мере приходится решать вероятные задачи, что может привести к существенным расхождениям в получаемых результатах.
    4. Оценку риска нужно рассматривать как процесс решения многокритериальных задач, которые могут изменяться в ходе оценки, а конечный результат может возникнуть как компромисс между сторонами, заинтересованными в определенных результатах анализа.
    Процесс оценки риска может происходить  в несколько этапов.
    Методологический  подход к оценке риска предполагает применение совокупности методов и комплекса мероприятий, которые можно разделить на несколько составляющих:
    1. Использование данных анализа риска. Составление перечня результатов анализа с целью их определения и классификации. Отбор и ранжирование альтернатив решений.
    2. Оценка конкретного вида риска с использованием различных методов, с учетом количественного и качественного аспектов.
    3. Определение финансовой состоятельности (ликвидности) коммерческой сделки (проекта), определение экономической целесообразности (эффективности вложений финансовых средств).
    4. Установка допустимого уровня рисков и оценки отдельных коммерческих сделок по выбранному уровню риска с учетом других сделок и проектов, выбор варианта действий.
    5. Применение результатов оценки риска в принятии решения в ситуации риска и разработка мероприятий по нейтрализации возможных потерь.
    Таким образом, сущность оценки риска заключается  в проведении многокритериального сравнения и выбора варианта решения, наиболее отвечающей интересам лица (или группы лиц), принимающего решение.
    Первый  этап процесса оценки риска совпадает  с конечным этапом процесса анализа риска, а его конечный этап совпадает с первым этапом процесса управления рисками. Данные процессы тесно взаимосвязаны, в реальности очень трудно отделить одно от другого.
    Исходными данными для оценки риска торговых предприятий служат:
    ? информация, полученная в результате анализа риска в виде количественных оценок, относящихся к каждой из предполагаемых решений;
    ? экономические и другие данные, относящиеся к затратам на осуществление каждой из альтернатив и предполагаемых выгод.
    Сложность оценки конкретного вида риска предприятия  обусловлена:
    ? неразработанностью методик;
    ? противоречивость объективных и личностных оценок, количественных и качественных характеристик;
    ? множеством факторов внутренней и внешней среды предприятия, оказывающих влияние на возникновение и реализацию рисков;
    ? сложностью и многоаспектностью исследуемого предмета.
    Одним из наиболее приемлемых подходов к  оценке риска, который может использоваться на практике, является интегральная оценка риска, включающая два аспекта - количественный и качественный. С экономической точки зрения эффективность управленческих усилий и выявление творческого, интеллектуального потенциалов9.
    В результате установления наличия риска  в выявленных вариантах и оценки этого риска появляется возможность ранжирования имеющихся альтернатив по принципу приемлемости содержащегося в них риска. Например, риск приемлем полностью, риск приемлем частично, риск неприемлем вообще. Большое значение в определении приемлемости риска играет субъективный или объективный подходы.
    Оценка  риска осуществляется с помощью  двух вероятностных показателей: вероятность наступления риска и возможная величина ущерба.
    Вероятность - это возможность получения определенного результата. Она представляет трудную для формулировки концепцию, т.к. может зависеть от природы неопределенных событий, от надежд, которые люди возлагают на них и пр. Тем не менее, вероятность позволяет прогнозировать случайные события (риски), давая им количественную и качественную характеристики10.
    Вероятность наступления события может быть определена объективным методом, основанном на вычислении частоты, с которой  происходит данное событие, или субъективным, основанном на мнении, логике оценивающего.
    Объективный подход чаще всего базируется на трактовке  вероятности как предельного значения частоты при бесконечно большом числе экспериментов. Оценка вероятности, согласно объективному подходу, производится посредством вычисления частоты, с которой происходит данное событие. При таком подходе использование математических ожиданий обосновывается законом больших чисел, благодаря которому в многочисленных процессах из неопределенности возникает практическая достоверность.
    Классическое  определение вероятности Р(А) сводится к формуле:
    Р(А) =  (5)
    где m - число благоприятных исходов опыта;
    n - число всех его исходов.
    Формула полной вероятности будет иметь  вид:
    Р(А) =
  (6)

    где В1, В2, … , Вn - полная группа гипотез, т.е.
    BiBj= ?, i?j, Ubi= ?, (? - достоверное событие).
    Объективная вероятность имеет место, прежде всего, в том случае, когда существует возможность подсчитать число благоприятных и всех исходов. Объективную вероятность торговые предприятия используют тогда, когда они располагают рядом предыдущих наблюдений за повторяющимися явлениями, т.е. у них имеется своя накопленная база данных или статистические данные, собранные профессионалами11. На практике торговые предприятия объективную вероятность используют лишь в незначительной части области экономических решений, т.к. объективная вероятность новых возможностей, обусловленных новыми направлениями торгово-хозяйственной деятельности (новыми поставщиками, контрагентами, сделками и пр.), не может быть определена на основании каких-либо статистических рядов. Они просто отсутствуют.
    Субъективный  метод основан на различных предположениях, суждениях и личном опыте оценивающего. Этот метод определения вероятности базируется на использовании критериев, которые далеки от объективных.
    Преимуществом метода является возможность их применения для неповторяющихся событий и в условиях отсутствия достаточного количества статистических данных. Но у этого похода есть существенный недостаток. В случае субъективного подхода к определению вероятности, возможно разное ее значение для одного и того же события. Это связано, прежде всего, с дифференцированной информированностью оценивающих (асимметрия информации), а также с возможностью ее восприятия и интерпретации разными оценивающими. В зависимости от этого ими делается выбор в пользу той или иной альтернативы рискового решения. Частично избавиться от этого недостатка субъективного похода помогает метод экспертных оценок, который усредняет количественные оценки опрашиваемых экспертов.
    Необходимо  помнить, что вероятность наступления  риска и возможная величина ущерба постоянно меняются. Это происходит потому, что экономические субъекты оперируют в экономически, политически, социально динамичном окружении, где условия постоянно трансформируются. Несмотря на непрерывно меняющиеся условия внутренней и внешней среды торгового предпринимательства, риск все равно необходимо оценивать с помощью количественного и качественного методов. 

    1.3. Методы оценки снижения рисков 

    При оценке риска в деятельности предприятий торговли необходимо учитывать меру опасности и степень потенциального ущерба в условиях конкретной сделки. Это связано с тем, что основной структурной составляющей коммерческой деятельности является коммерческая сделка. При разработке вариантов осуществления коммерческой сделки важной становится оценка эффективности каждого варианта с учетом факторов риска.
    В абсолютном выражении риск может  определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.
    К сожалению, в отечественной экономической  науке и практике слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным хозяйственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска. Особенно это относится к коммерческому предпринимательству, которым занимается торговые предприятия. Есть отдельные виды предпринимательской деятельности (страхование, лотерейное, игорное дело, инвестиционное проектирование), в которых риск поддается оценке и где методы определения степени риска обработаны теоретически и практически. Но эти методы оценки обычно не удается использовать в других областях и сферах предпринимательства.
    Рассматривая  риск как вероятную категорию, многие ученые считают, что наиболее обосновано характеризовать и измерять риск как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Вот несколько примеров рисков свойственных торговому предпринимательству12 (Приложение 2).
    Риск  неблагоприятного повышения покупной цены товара можно определить как сумму потерь по формуле:
Р=О?DЦ3  (7)
    где О - объем закупки товара в физическом измерении;
    ?DЦ3 - вероятное повышение закупочной цены.
    Риск  потери качества, потребительской ценности товара вычисляется по следующей  формуле:
Р=Оис?DЦn  (8)
    где Оис - количество испорченного товара;
    DЦn - снижение продажной цены
    Риск  снижения объема реализации определяется по формуле:
Р=Онепр?Цn  (9)
    где Онепр - объем непроданных товаров;
    Цn - продажная цена.
    Риск  непредвиденного снижения объема закупки  исчисляется по формуле:
Р=DО?П  (10)
    где DО - вероятное снижение объема закупки;
    П - величина прибыли, приходящаяся на единицу объема реализации товара.
    Риск  потери товара в процессе обращения  вычисляется по формуле:
Р=Оут?DЦ3  (11)
    где Оут - количество утерянного товара;
    Ц3 - закупочная цена товара.
    Риск  снижения продажной цены определяется по формуле:
Р=Ор?DЦn  (12)
    где Ор - объем реализации товара;
    DЦn - уменьшение продажной цены.
    В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой могут выступать либо стоимость основных фондов и оборотных средств предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид деятельности, либо ожидаемый подход. Выбор той или иной базы не имеет принципиального значения, но следует предпочесть показатель, определяемый с высокой степенью достоверности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.