На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические основы бизнес-планирования инвестиций на предприятии. Способы и источники привлечения инвестиций. Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению. Мероприятия по повышению эффективности бизнес-планирования инвестиций в компании.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 18.04.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА и МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра менеджмента организации

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Основы менеджмента
Тема: «Бизнес-планирование инвестиций на предприятии»
Выполнил студент
дневного отделения
группы МО-06-11
Дроздов Д.Ю.

г. Краснодар
2009г.
Введение
Успех любого бизнеса зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предпринимателя.
Принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента фирмы. При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересует, что они получат при успешной реализации проекта, и каков риск потери вложенных ими денег. Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат.
Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.
Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план, который представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы.
Планирование инвестиций - важная составляющая бизнеса и в самом начале, на этапе бизнес-плана и тогда, когда он уже работает. Реализация бизнес-проекта охватывает период от принятия решения об его инвестировании до начала коммерческого производства. Планирование инвестиций и будущих денежных поступлений и расходов дает возможность не только оценить инвестиционные проекты, но и представляет собой документ, обязательный к исполнению, независимо от формы собственности будущего производства. Актуальность данной курсовой работы обосновывается, тем, что в процессе своей операционной деятельности многие компании, имея достаточный потенциал развития, не имеют ресурсов, для обеспечения своей операционной деятельности, в связи с чем предприятиям и организациям необходимо привлекать внешнее финансирование и инвестирование. Задачи, которые стояли при написании данной курсовой работы: рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования на предприятии;
раскрыть основные этапы разработки и методы оценки инвестиционных проектов;
показать методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов;
показать перспективы использования бизнес-планирования на предприятии;
разработать бизнес-план открытия дочернего предприятия на исследуемом объекте.
Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «Кавказрегионгаз».
Предметом исследования является инвестиционная программа ООО «Кавказрегионгаз» по совершенствованию и автоматизации систем коммерческого учета газа.
При написании данной работы были использованы учебные пособия, методическая и справочная литература, материалы периодической печати, статистическая информация и нормативная база, на которую сделаны соответствующие ссылки.
1. Теоретические основы бизнес-планирования инвестиций на предприятии
1.1 Основы инвестирования
1.1.1 Понятие об инвестиционной деятельности предприятий
Под инвестициями или капиталовложениями в самом общем смысле понимается временный отказ экономического субъекта от потребления имеющихся у него в распоряжении ресурсов (капитала) и использование этих ресурсов для увеличения в будущем своего благосостояния.
Инвестиционная деятельность различных организаций, предприятий и компаний может осуществляться за счет:
-собственных средств (прибыли, денежных накоплений, амортизационных отчислений и др.);
- заемных средств (заемных средств различных организаций, кредитов банков);
- привлеченных средств (от продажи ценных бумаг);
- средств из бюджета и внебюджетных фондов. Зелль А. Бизнес-план: инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. - М.: Ось-89, 2002.
Основными признаками инвестиционной деятельности, определяющими подходы к ее анализу, являются:
- необратимость, связанная с временной потерей потребительской ценности капитала;
- ожидание увеличения исходного уровня благосостояния; - неопределенность, связанная с отнесением результатов на относительно долгосрочную перспективу. Стадии менеджмента инвестиционной деятельности включают Бизнес-планирование: учебник / под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. : - планирование, т. е. формулирование цели, исследование рынка идентификацию возможных проектов, экономическую оценку, рассмотрение вариантов в условиях различных ограничений, формирование инвестиционного портфеля;
- реализацию проекта, которая состоит из фазы инвестирования (производство, сбыт, затраты, финансирование) и фазы ликвидации последствий проекта;
- контроль в процессе инвестирования, в процессе действия и в процессе ликвидации;
- оценку и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей.
Принято различать два типа инвестиций: реальные и финансовые (портфельные). Следует отметить, что в случае реальных инвестиций условием достижения намеченных целей, как правило, оказывается использование (эксплуатация) соответствующих внеоборотных активов для производства некоторой продукции и последующей ее реализации. Сюда же, к примеру, отн осится использование организационно-технических структур вновь образованного бизнеса для извлечения прибыли в ходе уставной деятельности созданного с привлечением инвестиций предприятия.
1.1.2 Принципы инвестирования
Одной из важнейших целей управленческой деятельности в сфере производства является повышение эффективности производства, которое основывается, в том числе, на таком факторе, как увеличение рентабельности инвестиций. Для достижения намеченных целей необходима разработка принципов инвестиционной политики для фирмы в целом, определение приоритетных областей инвестиций.
Разработка принципов инвестирования имеет крайне важное значение для повышения эффективности производства. К числу важнейших принципов инвестирования можно отнести:
- следование долгосрочной перспективе в определении портфеля инвестиций, поскольку никто не может точно определить тенденции развития рынка, а следовательно, проведение соответствующих операций;
- покупку по низшей цене и продажу по самой высокой цене; планирование деятельности на рынке с учетом таких факторов воздействия на рынок, как операции различных фондов, которые оказывают существенное влияние на рыночные механизмы;
- наличие всех видов информации, которая имеет важнейшее значение для принятия правильных инвестиционных решений Герчикова И.Н. Менеджмент:Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000..
1.1.3 Способы и источники привлечения инвестиций
Рассмотрим традиционные способы финансирования проекта.
В качестве потенциальных инвесторов могут выступать частные лица, располагающие свободными средствами и доверяющие инвестиционному проекту. В качестве стратегических инвесторов может выступать корпорация, специализирующаяся в аналогичной или смежной области бизнеса, объединение усилий с которой позволит значительно укрепить позиции предприятия на рынке или расширить его возможности. В качестве финансовых инвесторов могут выступать фонды венчурного капитала, которые специализируются на достаточно рискованных проектах, но имеющих значительный потенциал роста в перспективе.
Другим способом привлечения капитала является переход предприятия на положение публичной компании, осуществляющей открытую подписку на акции. К такому шагу прибегают успешно действующие компании, которые желают привлечь дополнительный капитал для расширения своего бизнеса.
Одним из важнейших источников финансирования является финансирование посредством получения займов. Финансирование за счет заемных средств может быть направлено как на долгосрочные инвестиционные расходы (например, на приобретение активов), так и на краткосрочные издержки на покрытие дефицита оборотных средств. Однако, ни один банк не пожелает кредитовать предприятие, которое планирует реализовать проект только за счет кредита. Рекомендуется, чтобы соотношение между заемным и собственным капиталом не превышало трех к одному.
В настоящее время динамично развивающейся формой инвестирования в нашей стране является вложение капиталов через инвестиционные фонды. Инвестиционные фонды - это финансовые посредники. Они привлекают средства инвесторов - акционеров фонда и приобретают на них финансовые активы. В свою очередь, инвесторы получают определенные права в отношении приобретенных компанией финансовых активов и получаемой от них прибыли. Инвестиционные фонды по объекту использования средств инвесторов подразделяются на венчурные фонды, фонды прямых инвестиций и фонды портфельных инвестиций. Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 году по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (EBRD). Лидирующие позиции в портфельных иностранных фондах занимают следующие эмитенты: Сургутнефтегаз; Лукойл; Норильский никель; Сбербанк; Газпром Бизнес-планирование: учебник / под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009..
Одним из распространенных способов финансирования инвестиционных проектов является лизинг (аренда). Сегодня в России работают около ста иностранных лизинговых компаний из более чем двадцати стран. В большей степени в России представлены американские и немецкие лизинговые компании (AT&T Capital, Hewlett Packard, Xerox, Delta Leasing). Предметом договоров международного лизинга являются, как правило, телекоммуникационное оборудование и автотранспортные средства. Инвестиционные займы и финансовый лизинг являются основными способами превращения финансовых инвестиций в реальные инвестиции.
На российском рынке присутствует довольно большая категория иностранных компаний, которые инвестируют путем налаживания производства своей продукции в России. К основным причинам организации производства в нашей стране можно отнести: величину рынка сбыта продукции, близость к необходимым сырьевым ресурсам и относительно дешевую квалифицированную рабочую силу. В качестве примера можно привести компании “Coca-Cola”, British American Tobacco, Unilever, Nestle, Shell и многие другие, оперирующие в основном в пищевой, топливно- энергетической и автомобильной промышленности. Эти компании осуществляют инвестиции в модернизацию оборудования и налаживают производство по собственной технологии.
К отдельной категории операторов на инвестиционном рынке относятся инвестиционные компании и банки, которые осуществляют связующие функции, создают механизмы для перехода средств от инвесторов к компаниям, нуждающимся в инвестициях. Роль инвестиционного бизнеса заключается в организации и структурировании сделки. Инвестиционные компании совместно с предприятием разрабатывают варианты как финансовой схемы, так и договорной структуры, учитывая специфику конкретного проекта. При этом финансовый институт принимает на себя ответственность за реализацию выбранного варианта. Клиентом инвестиционного банка может стать любая компания, обладающая необходимым для вложения количеством ресурсов или нуждающаяся в каких-либо внешних услугах и способная их оплатить.
К основным направлениям деятельности российских инвестиционных банков и компаний относятся:
- выполнение функций брокеров, дилеров, депозитариев;
- организация расчетов по операциям с ценными бумагами;
- формирование эмиссионных портфелей ценных бумаг для отдельных инвесторов;
- консалтинговые услуги по вопросам инвестирования, поиска инвесторов и объектов инвестирования Ковалев В.В. Инвестиции. - М.: Проспект, 2003..
В отличие от коммерческо-банковского бизнеса, который собирает и анализирует информацию о заемщике исключительно для собственных нужд, инвестиционно-банковская структура проводит независимый анализ и оценку ценных бумаг, позволяя инвесторам самостоятельно принимать решения.
Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния и тенденций развития, доступности тех или иных источников финансирования, способности предприятия подготовить все требуемые документы и представить проект финансирующей стороне, а также от условий финансирования (стоимости привлекаемого капитала).
Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на Вашем рынке (в стране, отрасли, регионе). Получить полное представление о существующих на рынке условиях финансирования можно без особых проблем и в кратчайшие сроки, опросив ключевые финансовые институты или обратившись к консультантам по корпоративным финансам. При этом следует оценить как существующие условия финансирования, так и вероятность успешного привлечения капитала из предполагаемого источника.
На рис.1 представлен алгоритм выбора способа финансирования предприятия. Финансирование предприятия, обычно, осуществляется различными способами. При этом, чем выше риски инвестора, тем выше ожидаемый инвесторами доход. Фактор времени в современной экономике, характеризуемой высокой степенью глобализации и повышенными требованиями к способностям предприятия оперативно реагировать на изменения на рынке, является наиболее значимым. При этом собственники и менеджмент предприятия должны давать себе отчет, что предприятие может быть профинансировано только из тех источников и только на тех условиях, которые реально представлены на финансовом рынке. Данный алгоритм позволяет проанализировать различные формы финансирования, оценить вероятность привлечения капитала с использованием данных инструментов.
1.2 Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций
1.2.1 Бизнес-проект как инвестиционный замысел
В связи с ростом потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающих современным требованиям и важнейшим тенденциям международного бизнеса. Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес проекта, зависит от масштаба, длительности и сложности проекта.
Инвестиционный бизнес-проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации Бизнес-планирование: учебник / под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.. К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли.
В соответствии с приведенным выше системным определением проекта одним из центральных понятий, связанных с проектом, является понятие его цели. Цель - желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Следует отметить, что цели проекта должны быть четко определены: они должны иметь ясный смысл; результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования должны быть выполнимы. При этом однажды сформулированные цели проекта не должны рассматриваться как нечто неизменное. Также необходимо помнить, что при установлении завышенных целей предприятию может не хватить ресурсов еще до того, как эти цели будут достигнуты. Однако если цели занижены, то не будет задействован и использован весь потенциал предприятия, что не позволит добиться наилучшего по сравнению с конкурентами положения.
Инвестиционные проекты различаются по степени риска: наименьший риск имеют проекты, выполняемые по государственному заказу; наибольший риск вызывают проекты, связанные с созданием новых производств и технологий. Идентификация рисков позволяет определять, как управлять ими и минимизировать их. Если это неосуществимо, то решение инвестировать принимать не следует. Разработка проекта требует разумного баланса между различными рисками, включая риски, относящиеся к рынку, поставкам, технологии и вопросам политики.
Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Инвестиционный проект - это документ, который предназначен для того, чтобы передать идеи и перспективы развития бизнеса потенциальным инвесторам. Это важнейший документ, обеспечивает возможность профессионального взаимодействия предпринимателей и инвесторов. Если инвестиционный проект не предоставляет потенциальному инвестору возможность легко и быстро понять потенциал Вашего проекта, вероятнее всего его знакомство закончится прочтением Резюме. Важнейшей задачей инвестиционного проекта является привлечение внимания потенциальных инвесторов к бизнесу. Очень важно, чтобы инвестиционный проект содержал исчерпывающую и правдивую информацию требуемого объема и с необходимой степенью детализации, демонстрирующую опыт, знания и квалификацию в той области деятельности, которой принадлежит бизнес.
Инвестиционный проект является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации инвестиционных проектов для разных компаний не совпадают. При составлении инвестиционного проекта необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры инвестиционного проекта и общепризнанные принципы его разработки. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. Учебник. - Спб.: Изд. Михайлова В.А., 2006.
Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг, как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.
1.2.2 Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению
Бизнес-план - это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнёров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана должна быть чёткой, ёмкой, но в тоже время относительно краткой.
Ключевыми моментами при составлении бизнес-плана являются обоснование возможности, необходимости и объема выпуска продукции фирмы или предоставляемых ею услуг; определение конкурентоспособности продукта на рынках и рыночного сегмента для него; оценка критериев эффективности работы предприятия; обоснование достаточности капитала фирмы и выявление возможных источников финансирования. В связи с этим бизнес-план разрабатывается на перспективу.
Бизнес-план целесообразно составлять на 3-5 лет: для первого года основные показатели рекомендуется рассчитать по месяцам, для второго - по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение которого действует бизнес-план, зависит от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложенных финансовых средств и их рентабельности.
Разработке бизнес-плана предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая включает:
- сбор и анализ информации о продукции, которую фирма предполагает производить или уже производит;
- сбор и анализ информации о рынке сбыта продукции фирмы;
- анализ состояния и возможностей компании вести конкурентную борьбу на рынке и оценку состояния и перспектив развития соответствующей отрасли общественного производства;
- определение потребностей и возможностей обеспечения компании площадями, оборудованием, кадрами, другими факторами производства;
- расчет требований финансовых ресурсов и определение источников их привлечения;
- подготовку отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, прогнозный баланс фирмы, другие финансовые документы;
- определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;
- разработку организационной структуры управления компанией, правового обеспечения и графика реализации проекта;
- решение вопросов оценки риска и гарантий.
Жecткo peглaмeнтиpoвaнныx фopм и cтpyктypы бизнec-плaнa нe cyщecтвyeт.
Примерный макет бизнес-плана можно представить в следующем виде:
Титульный лист: название фирмы, фамилия главы фирмы, адрес, номер телефона и факса фирмы.
Концепция бизнеса (резюме).
Цель деятельности.
Характеристика товаров (услуг), производимый фирмой.
Описание вида деятельности.
Оценка рынка сбыта.
Конкуренция и конкурентное преимущество.
Организационная структура управления.
Стратегия маркетинга.
План производства.
Оценка риска.
Финансовый план.
Приложения к бизнес-плану.
В титульном листе отражается название фирмы и самого документа, кратко и четко формулируется цель бизнес-планирования, адрес фирмы и другие ее реквизиты, а также указывается составитель бизнес-плана, данные по экспертизе и согласованию. При запланированном получении кредита следует указать наименование банка или иного источника финансирования. Информация на титульном листе должна быть минимальной, но привлекательной и аккуратной по оформлению.
1. Концепция бизнеса (резюме)
По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес - плана.
Цель первого раздела бизнес-плана - дать сжатый, краткий обзор делового предложения, показать цель и возможности бизнеса, стратегию их реализации, перспективы деятельности фирмы, прогнозируемые результаты, возможные рынки сбыта, конкурентные преимущества фирмы, компетенцию и профессионализм управленческой команды, требуемый размер инвестиций.
В этом разделе обычно дается подробная характеристика направления деятельности предприятия, его место в технологической цепочке изготовления конечной продукции, оказываемых предприятием торговых, посреднических, сервисных и других услуг, краткое описание планируемых к производству продукции и услуг, способы организации сбыта.
Важное место занимает также общая оценка состояния спроса на данную продукции, для чего предварительно проводится анализ рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем.
Определяются начало реализации проекта, период строительства (для нового предприятия), срок выпуск пробной продукции, выход предприятия на проектную мощность.
В конечном итоге, задача резюме - доказать целесообразность знакомства с бизнес-планом, привлечь к нему внимание инвестора, дать четкое предварительное представление о проекте, убедить в его значимости и обоснованности, заинтересовать у инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению бизнес-плана.
2. Цель деятельности
Этот раздел бизнес-плана посвящается целям предпринимательской деятельности, формулировке стратегии фирмы и ее подразделений. Здесь во внимание принимаются последние изменения на рынке, новейшие тенденции и перспективы на будущее. Для этого менеджеры собирают и анализируют необходимую информацию, что дает возможность сформировать, обосновать и утвердить цели компании.
Главной целью предприятия является получение прибыли. Из общей цели фирмы вытекают основные задачи каждого ее структурного подразделения. Естественно, что в процессе бизнес-планирования задачи различных уровней взаимоувязываются в пределах структурных подразделений и в масштабах всей фирмы.
3. Характеристика товаров (услуг), производимый фирмой.
Этoт paздeл - oдин из нaибoлee вaжныx в мexaнизмe coздaния и фyнкциoниpoвaния фиpмы, в котором пpeдпpинимaтeлю нeoбxoдимo cдeлaть пoлнoe вcecтopoннee oпиcaниe вcex тoвapoв (ycлyг), кoтopыe фиpмa нaмepeнa пpeдлaгaть пoкyпaтeлям (нa pынкe).
Поэтому основная часть бизнес-плана фактически и начинается с раздела, посвященного подробной характеристике продукции и услуг, которые предлагаются покупателям на рынке. Здесь требуется так же описание формы, эстетического вида, физико-химических свойств материалов, из которых изготовлено изделие, технического уровня, качественных параметров производимой продукции, ее уникальных свойств, экологичности, безопасности, удобства обслуживания. По этим параметрам продукция фирмы сопоставляется с имеющимися и разрабатываемыми аналогами.
В этом же разделе бизнес-плана приводятся сведения о наличии у продукции различного рода сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками. Очень важно, чтобы продукция предприятия характеризовалась именно с точки зрения определенных преимуществ и выгод, которые получает потребитель в результате покупки данной продукции.
4. Описание вида деятельности
Характеристика направлений деятельности компании предполагает описание видов деятельности, которых у предприятия может быть несколько: маркетинг, производство, финансы, торговля, сфера услуг, венчурный бизнес или др.
Несмотря на кажущуюся простоту содержательной части данного раздела, ему следует уделять серьезное внимание. По каждому направлению расставляются свои приоритеты, определяются цели и задачи, характер и механизм их достижения, ориентация на рентабельность, которая должна быть присуща даже некоммерческим организациям - для их выживания в рыночных условиях.
5. Оценка рынка сбыта
Пpeдпpинимaтeльcкaя фиpмa paбoтaeт нa пoкyпaтeлeй, пoэтoмy пpeждe чeм пpoизвecти тoвap, нyжнo выявить eгo пoтeнциaльныx пoкyпaтeлeй, пpoвecти aнaлиз pынкa, нa кoтopый дaнный тoвap бyдeт «выбpacывaтьcя».
Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия. Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы, влияющие на это.
6. Конкуренция и конкурентное преимущество
Конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. Поэтому возможность коммерчески выгодного сбыта товара на конкурентном рынке можно определить только с помощью сравнительной оценки продукции данной фирмы с продукцией конкурентов. Разработчикам бизнес-плана фирмы необходимо также учитывать индивидуальный оттенок конкурентоспособности продукции, поскольку у каждого потребителя свои критерии оценки и мотивации удовлетворения собственных потребностей.
7. Организационная структура управления
В этом разделе бизнес-плана обосновывается та форма, в которой предприниматель предполагает вести свой бизнес. Указываются дата образования и начала деятельности предприятия, рабочий график компании, сезонность (если деятельность носит соответствующий характер).
В бизнес-плане нужно четко определить основные управленческие должности на предприятии, указать работников, которые эти должности займут, кто кому подчиняется, кто принимает окончательные управленческие решения.
В бизнес-плане рекомендуется отразить принципиальную схему управления, а в некоторых случаях нелишне указать и состав управленческого аппарата с информацией об образовательном уровне, опыте работы, профессиональных достижениях каждого.
Поскольку партнеры фирмы, а тем более инвесторы и кредиторы, заинтересованы в полноте информации, разработчики бизнес-плана включают в этот раздел подраздел «Персонал», в котором характеризуют штат сотрудников фирмы, работу руководства по организации их деятельности.
8. Стратегия маркетинга
Необходимость этого раздела бизнес-плана - плана маркетинга определяется тем, что он закладывает основу для эффективного управления деятельностью фирмы и для привлечения партнеров, инвесторов и кредиторов к сотрудничеству с ней.
В этом разделе формулируются стратегия, цели и задачи маркетинга, обосновывается выбор целевых сегментов рынка, разрабатывается прогноз продаж, стратегия рекламы и продвижения товара на рынке, определяется порядок осуществления продаж и каналы сбыта, указывается, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого потребуются средства. Все эти аспекты взаимосвязаны между собой, вследствие чего трудноразделимы.
Решаемая в этом разделе задача состоит не только в формулировании общей концепции маркетинга, но и, по возможности, в представлении самой фирмы в наиболее выгодном для нее свете, в обосновании привлекательности вложения в нее средств.
9. План производства
Производственный план включает в себя обоснование требований к помещению и оборудованию, определение потребностей в трудовых ресурсах (персонале фирмы), описание производственных мощностей и самого процесса производства, необходимости и реализации субподряда.
Производственная деятельность требует не только четкой организации, но и своего отражения в бизнес-плане. Здесь необходимо ответить на вопрос о том, как фирма предполагает выпускать свою продукцию.
В данном разделе необходимо также представить сведения о приобретаемом оборудовании, предъявляемых к нему требований с обоснованием уровня технологичности, надежности, срока безремонтной эксплуатации, безопасности труда и другим параметрам. Все это должно относиться и к эксплуатируемому оборудованию, и к намеченному к приобретению или взятию в аренду.
Потребность в сырье и информация о его поставщиках отражается в соответствии с планами производства продукции. Здесь же следует дать пояснения относительно контроля качества производства продукции.
Со ссылкой на результаты маркетингового исследования обосновываются прогнозные данные об актуальности расширения сферы деятельности и расчеты, касающиеся возможностей фирмы по увеличению производства, расширению номенклатуры товара, улучшению ее качества.
Потенциальных инвесторов и кредиторов этот раздел призван убедить в том, что проект находится в высокой степени готовности, а фирма представляет собой надежного клиента.
10. Оценка риска
Среди наиболее важных разделов бизнес-плана выделяется управление рисками. Значимость этого раздела объясняется тем, что инвесторы и кредиторы, другие партнеры хотят знать, с какими проблемами, трудностями может столкнуться фирма, как собственник и менеджеры предполагают выйти из рисковой ситуации, насколько эффективны внутрифирменные подходы к минимизации ущерба. От знакомства с различным формами проявления рисков часто зависит экономическое и финансовое положение предприятия, а порой и его существование. В бизнес-плане требуется хотя бы ориентировочная оценка ущерба для предприятия от наиболее вероятных рисков. На основе результатов проведенного анализа причин возникновения рисковых ситуаций разрабатывается программа мер по минимизации ущерба от рисков и определяются размеры расходов.
11. Финансовый план
Результирующей частью бизнес-плана является финансовый план. Финансовое планирование на предприятии заключается в планировании всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Оно осуществляется посредством разработки финансовых планов - перспективных, текущих, оперативных. Финансовый план обобщает все предыдущие разделы в стоимостном выражении и содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, сведения об источниках финансирования и назначении используемых средств, сроке окупаемости инвестиций, издержках производства и обращения, о процентном соотношении доходов и расходов, использовании собственных и заемных средств. В нем указываются также источники и сроки погашения задолженности, сроки выплаты дивидендов владельцам акций акционерных обществ.
Работа над бизнес-планом включает составление баланса с отражением в нем необходимой для планирования информации, анализ безубыточности деятельности; прогнозируется прибыль, возможность убытков и процесс движения денежных средств, а также анализ отклонений от запланированного. При составлении финансового раздела бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и иная информация.
Финансовый план должен представлять достоверную информацию относительно достигнутых и ожидаемых результатов деятельности фирмы, которые принесут ей определенную прибыль. По этим данным составляют свое мнение не только эксперт, но и инвестор или заимодавец.
В финансовом плане должны найти отражение внешние факторы, влияющие на финансовые показатели предприятия: динамика объемов реализации из-за меняющегося спроса, цен на сырье и материалы, возможное снижение производительности труда и др.
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Приложения
Содержат документы и информационные материалы иллюстрирующие, подтверждающие или дополняющие сведения, содержащиеся в разделах бизнес-плана.
1.3 Методы оценки инвестиционных бизнес-планов
1.3.1 Показатели эффективности проекта
Основными критериями, используемыми при оценке инвестиционных проектов, являются:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход (Net Present Value, NPV);
- индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности (Profitabily Index, PI);
- внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций ( Internal Rate of Return, IRR);
- срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period, PBP), мес.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.