На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Производственные запасы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

     Содержание 

     ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………….3 

    Характеристика, классификация и оценка производственных запасов………………………………………………………………………5
       Понятие материально-производственных запасов и организация их учета………………………..…………………………………….5
      Оценка  материальных запасов……...………………………………8
 
 
    Учет запаса материалов……………………………………………..……11

                2.1  Первичные документы по учету материалов…………………   11

                2.2. Синтетический и аналитический учет производственных запасов  …………………………………………….…………………………….14
     3. Организация учета материально-производственных запасов на предприятии ООО «Индиго»…………………………………………………..19 

     3.1. Организационно-экономическая характеристика  и организация бухгалтерской  службы ООО «Индиго»………………………………………..19 

     3.2 Материалы, используемые в ООО «Индиго»……………………....21 

        3.3 Учет материалов в ООО «Индиго» …………………………………23
          3.4 Организация инвентаризации материалов на предприятии ООО «Индиго» ………………………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………..26 

Приложения 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Материально-производственные запасы – это часть имущества:
     а)    используемая при производстве продукции (сырья и основные материалы);
     б)     предназначенная для продажи;
     в) используемая для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы топливо, запасные части и другое).
     Основная  часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производственной продукции.
     Материалы - вид запасов. К материалам относятся  сырье, основные и вспомогательные  материалы, покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
       В настоящее время определяющее  значение приобретают качественные  показатели, такие, как снижение  удельных затрат сырья, материалов  и топлива. Это значит, что необходимо  увеличить применение прогрессивных конструкционных материалов, заменить дорогостоящие материалы более дешевыми, синтетическими без снижения качества продукции; сократить отходы производства. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы. Широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты. Понятно, что использование таких основных направлений экономии ресурсов, как внедрение новых технологий, повышение качества сырья и материалов, снижение отходов, использование вторичных ресурсов, позволяет создать надежно действующий противозатратный механизм функционирования народного хозяйства. С целью экономии материалов и ресурсосбережения необходимо шире применять в практике такой экономический стимул, как премирование рабочих. Для этого необходимо внедрение системы лицевых счетов экономии на рабочих местах и строгое нормирование расхода материалов, чему способствует переход на нормативный метод планирования и учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Занимаются этими вопросами технологические службы предприятия, материально-технического снабжения и бухгалтерского учета - как контролирующий орган. Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм (расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности).
     Основные  задачи бухгалтерского учета в этой области:
    контроль за сохранностью материальных запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
    систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов;
    своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
    формирование фактической себестоимости запасов;
    правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
    своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
    проведение анализа эффективности использования запасов.
 
 

1. Характеристика, классификация и оценка производственных запасов
        Понятие материально-производственных запасов и организация их учета.
 
     Для осуществления основной деятельности помимо помещения и оборудования и других основных средств  предприятию  необходимо иметь определенные производственные запасы.
     Производственные  запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силы производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.
     В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие — изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи — входят в изделия без каких — либо внешних изменений (запасные части), четвертые — только способствуют изготовлению изделий.
     К производственным запасам относятся:
    сырье и основные материалы;
    вспомогательные материалы;
    покупные полуфабрикаты;
    возвратные отходы;
    топливо;
    тара и тарные материалы;
    запасные части.
     Сырье и основные материалы — это  те предметы, из которых изготавливают  продукт. К сырью относят продукцию  добывающей промышленности (зерно, полезные ископаемые, скот, продукты животноводства и т.п.). К материалам относится  продукция обрабатывающей промышленности (ткань, мука, пластик и т.п.).
     Вспомогательными  называют материалы, которые используют для воздействия на сырье и  основные материалы, для придания продукции  определенных потребительских свойств (пищевые красители, вкусовые добавки) или для обслуживания и ухода за орудиями труда (смазочные материалы).
     Покупные  полуфабрикаты — это сырье  и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще  готовой продукцией, которые приобретаются  у других предприятий и организаций. Их роль в производственном процессе идентична роли сырья и основных материалов.
     Возвратные  отходы производства — это остатки  сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую  продукцию и утратившие полностью  или частично потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т.п.).
     Топливо подразделяется на технологическое (для  технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (для отопления).
     Тара  и тарные материалы — предметы, используемые для упаковки и транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, бочки, коробки).
     Запасные  части служат для замены износившихся деталей машин и механизмов.
     Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят  на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
     Указанные классификации производственных запасов  используют для построения синтетического и аналитического учета, а также  составления государственного статистического  наблюдения (отчета) об остатках, поступлении  и расходе сырья и материалов в производственно-эксплутационной деятельности.
     Учет  производственных запасов регламентируется Положением о бухгалтерском учете  материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н (далее — ПБУ 5/01).
     Для успешного выполнения задач, стоящих  перед бухгалтерским учетом материалов, необходимо:
    иметь номенклатуру — ценник;
    установить четкую систему документации и документооборота;
    проводить в установленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатков материалов, своевременно отражать в учете их результаты.
     Внутри  каждой из перечисленных групп производственные запасы подразделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры.
     Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник.
     Номенклатура  — систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующие данные о каждом материале: технически правильное наименование (в соответствии с общесоюзными стандартами — ГОСТ); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и пр.); номенклатурный номер — условное обозначение, заменяющее по существу перечисленные признаки. Если же в номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.
     Впоследствии  при выписке каждого документа  по движению материалов в нем указывается  не только наименование материала, но и его номенклатурный номер, что позволяет избежать ошибок и при записях в складском и бухгалтерском учете материалов.  

     Требования  к учету МПЗ.
     Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов являются:
    Сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов.
    По общему правилу все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами
    Учет количества и оценка запасов;
    Оперативность (своевременность) учета запасов;
    Достоверность;
    Соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
    Соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.
     В соответствии с п.8 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н применение организациями  программных продуктов по учету  запасов должно обеспечить получение необходимой информации на бумажных носителях, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетности организации и других документах.
     При построении учета материальных запасов  следует учитывать необходимые предпосылки действенного контроля за сохранностью запасов, которые предусмотрены п.9 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н:
    наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
    размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо - сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
    оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
    применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
    организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
    определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
    установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
    установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
    определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
     В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями (п.56 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и (или) должностными лицами (п.56 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).
    определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
    наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
     Единица бухгалтерского учета материально - производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально - производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально - производственных запасов может быть:
    номенклатурный номер,
    партия,
    однородная группа и т.п..
 

     1.2 Оценка материальных запасов.

 
     В соответствии с ПБУ 5/01 материально — производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
     Фактической себестоимостью материально — производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     Фактическими  затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:
    суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
    суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально — производственных запасов;
    таможенные пошлины и иные платежи;
    невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
    вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
    затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
    иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
     Не  включаются в фактические затраты  на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.
     Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации определяется, исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
     Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал  организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости  на дату принятия их к учету.
     Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
     Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных настоящим Положением.
     Материально-производственные запасы, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.
     Готовясь  к следующему году, организации выбирают способы оценки сырья и материалов при их списании в производство.
     В соответствии с ПБУ 5/01 при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих методов:
    по себестоимости каждой единицы;
    по средней себестоимости;
    по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);
    по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).
     Применение  одного из методов по виду (группе) запасов  производится в течение отчетного года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Учет запаса материалов.

     2.1 Первичные документы по учету материалов.

 
     Учет  производственных запасов осуществляется на основании следующих первичных  документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.
     Унифицированные первичные учетные документы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
     Доверенность (формы № М-2 и № М-2а) применяются  для оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
     Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит  массовый характер. Выдачу этих доверенностей  регистрируют в заранее пронумерованном  и прошнурованном журнале учета  выданных доверенностей.
     Приходный ордер (форма № М-4) применяется  для учета материалов, поступающих  от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное  лицо в день поступления ценностей  на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей
     Письмом Минфина России от 29.10.2002 № 16-00-14/414 разъясняется порядок оформления поступающих  материалов.
     В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, вместо приходного ордера (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а) приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.
     Акт о приемке материалов (форма №  М-7) применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также  расхождение по ассортименту с данными  сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
     Лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется  при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17) (см. Приложение №4). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.
     По  лимитно-заборной карте ведется  также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
     Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних  видов материалов другими допускается  только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это  уполномоченных.
     Изменение лимита производится теми же лицами, которым  предоставлено право его установления.
     Требование  — накладная (форма № М-11) применяется  для учета движения материальных ценностей внутри организации между  структурными подразделениями или  материально ответственными лицами (см. Приложение №5).
     Накладная на отпуск материалов на сторону (форма  № М-15) применяется для учета  отпуска материальных ценностей  хозяйствам своей организации, расположенным  за пределами ее территории, или  сторонним организациям, на основании договоров и других документов (см. Приложение №6).
     Карточка  учета материалов (форма № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала  и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
     Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже  зданий и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
     Карточка  учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2) применяется для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику для длительного пользования.
     Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-4) применяется  для оформления поломки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
     Акты  выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма №  МБ-8).
     Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви  и предохранительных приспособлений (форма № МБ-7) применяется для  учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)
     Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-8) применяется  для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
     Жизненный цикл производственных запасов на предприятии  состоит из трех этапов: поступление  — выдача в производство — возврат  из него.
     В этой связи в учете производственных запасов выделяются следующие группы учетных операций:
    учет поступления
    учет отпуска в производство и возврата из него
     Учет  материальных ресурсов на любом производственном предприятии возложен на материально  ответственное лицо или бригаду материально ответственных лиц. Материально ответственным лицом может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полной материальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77г. № 447/24 «Об утверждении Перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности».
     Если  численность работников Вашего предприятия  невелика и номенклатура производственных запасов небольшая, можно не содержать штатных складских работников, а их функции по приемке и отпуску материалов, обеспечению сохранности производственных запасов возложить на работников, чья деятельность непосредственно связана с использованием материалов в порядке совмещения.
     С этими работниками необходимо заключить  договор о полной материальной ответственности. По мере поступления материалы закрепляются за материально ответственным лицом.  
 
 

2.2. Синтетический и  аналитический учет  производственных  запасов
     Синтетический учет производственных запасов ведется  на счете 10 «Материалы». Этот счет имеет  следующие субсчета:
    «Сырье и материалы»;
    «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
    «Топливо»;
    «Тара и тарные материалы»;
    «Запасные части»;
    «Прочие материалы».
    «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
    «Строительные материалы»;
    «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета синтетический учет производственных запасов на счете 10 «Материалы» разрешается вести двумя способами:
    по фактической себестоимости;
    по учетным ценам.
     При первом способе на счете 10 «Материалы»  отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению.
     При втором способе дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
     Применение  того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается  в его учетной политике.
     Традиционным  и более упрощенным является первый способ учета материалов. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:
     76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами» – на стоимость  услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и др.;
     71 «Расчеты с подотчетными лицами»  – на стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из  подотчетных сумм;
     23 «Вспомогательные производства»  – на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
     20 «Основное производство» – на стоимость полученных из производства возвратных отходов и др.
     Если  при приемке обнаруживается их недостача  или порча, то эти операции на материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и материалов не превышает норму естественной убыли в пути, она списывается на общехозяйственные расходы производственного предприятия. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и материалов по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
     При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 «Материалы» целесообразно открыть два аналитических счета:
    материалы по учетным ценам;
    транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.
     Отпуск  сырья и материалов из центральных  складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутренние перемещения и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».
     Производственный  расход сырья и материалов в бухгалтерском  учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счетов:
    20 «Основное производство» – на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;
    23 «Вспомогательные производства» – на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;
    25 «Общепроизводственные расходы» – на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;
    26 «Общехозяйственные расходы» – на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;
    28 «Брак в производстве» – на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции и др.
     В течение месяца списание сырья и  материалов производится по твердым  учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам. При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу – способом «сторно», т.е. отрицательными числами.
     При втором способе учета материалов на их фактическую себестоимость на основе поступивших расчетных документов поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредитуются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. Записи на счетах производятся независимо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия – до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.
     На  учетную стоимость оприходованных материалов в бухгалтерском учете дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуются счета:
     15 «Заготовление и приобретение материалов» – на фактическую стоимость сырья и материалов, если она ниже учетной стоимости;
     16 «Отклонение в стоимости материалов» – на сумму разницы между стоимостью материалов по учетным ценам и их фактической себестоимостью.
     В случае же превышения фактической себестоимости  оприходованных материалов от стоимости  их по учетным ценам, на имеющуюся  разницу в бухгалтерском учете дебетуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» и кредитуют счет 15 «Заготовление и приобретение материалов».
     Остаток счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» показывает стоимость  оплаченных, но не поступивших на склад  производственного предприятия от поставщиков материалов за отчетный месяц.
     Учтенные  в течение месяца на счете 16 «Отклонение  в стоимости материалов» разницы  между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам в конце  месяца списываются на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. В случае превышения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете делается сторнировочная запись.
     При реализации материалов на сторону, синтетический  учет которых ведется по фактической  себестоимости, в бухгалтерском  учете производятся следующие записи:
     1. Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» - на  фактическую себестоимость  реализованных материалов.
     Кредит  счета 10 «Материалы».
     2. Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками» - на продажную стоимость  материалов.
     Кредит  счета 91 «Прочие доходы и расходы».
     3. Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» - на  сумму НДС по  реализованным материалам.
     Кредит  счета 68 «Расчеты с  бюджетом».
     Финансовый  результат от реализации материалов списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».
     В случае же реализации материалов на сторону, синтетический учет которых ведется  по учетным ценам, списание учетной  стоимости материалов отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 10 «Материалы». На сумму разницы между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 16 «Отклонения в стоимости материалов». При этом производится либо обыкновенная, либо сторнировочная запись.
     В бухгалтерии производственного предприятия, наряду с синтетическим учетом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.
     Сортовой  способ учета материалов предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.
     На  каждый вид и сорт материалов в  бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых  на основании первичных документов записывают операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу и в целом по предприятию составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы» и данными карточек складского учета.
     Партионный  способ учета материалов в основном применяют на предприятиях пищевой промышленности по тем видам сырья и материалов, по которым необходим строгий контроль за соблюдением сроков хранения и использования. Этот способ предусматривает составление по каждой партии поступивших материалов партионной карты. В ней в отличие от складской партионной книги (карты) указывается стоимость материала. Записи в партионной карте ведутся линейно-позиционным способом. В конце месяца партионные карты сверяются с регистрами складского учета и их данные обобщают путем составления оборотной ведомости. Итоги последней сопоставляют с данными синтетического учета.
     Оперативно-бухгалтерский  способ учета материалов предусматривает  ведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, осуществляя  прием отчетов от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовой учет движения материалов.
     В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по их отдельным видам в специальную  сальдовую ведомость учета остатка  материалов на складе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ценам по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
     Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов – один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. Его применение позволяет избегать ведения громоздкого натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и не допускает его дублирования с записями складского учета.
     На  мелких производственных предприятиях в качестве регистров натурально-стоимостного учета можно использовать материальные отчеты. В этом случае значительно сокращается трудоемкость учетно-вычислительных работ, достигается тождественность складского и бухгалтерского учета и упрощается сверка данных синтетического и аналитического учета.
     Суммовой  аналитический учет материалов на производственных предприятиях в зависимости от применяемой  формы бухгалтерского учета может  вестись в книгах, карточках, ведомостях, журналах-ордерах и машинограммах.
     Наибольший  эффект в организации учета материалов достигается при применении автоматизированной формы бухгалтерского учета, использовании  персональных компьютеров и прогрессивных  программ.
 

     
     3. Организация учета материально-производственных запасов на предприятии ООО «Индиго». 

     3.1. Организационно-экономическая характеристика и организация бухгалтерской службы
     ООО «Индиго»
     Общество  с ограниченной ответственностью «Индиго» учреждено по решению собрания учредителей 12 мая 2008г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.