Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды собственности на природные ресурсы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

Введение……………………………………………………………….....................3
    Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы……………………………………………………………………………...4
2. Объекты  права собственности на природные  ресурсы……………………...6
3. Субъекты  права собственности на природные  ресурсы …………………..7
4. Право частной  собственности на природные ресурсы………………….......8
5. Право государственной  собственности на природные ресурсы……………..9
6. Право муниципальной  собственности на природные ресурсы………..……12
7. Основания  возникновения и прекращения  права собственности на природные ресурсы……………………………………………………………….13
8. Защита права  собственности на природные ресурсы……………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
 

Введение 

      Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой — собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
      В соответствии с российским правом природные  ресурсы и предметы социальной среды как объекты собственности могут находиться в гражданском обороте. В то же время нельзя не видеть разницы между богатейшими российскими недрами и металлургическим заводом, перерабатывающим добытые ресурсы недр, как объектами права собственности и как имуществом, находящимся в гражданском обороте. Один объект создан природой, без малейшего приложения труда человека, другой — гением человека.
      Правовой режим природы должен быть особенным, отличным от режима материальных объектов социальной среды. Теоретически он должен быть таким, чтобы, удовлетворяя некий оптимальный объем потребностей человека, природа сохранялась в благоприятном состоянии.
 

       1. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы 

      Собственность как экономическая категория  является наиболее эффективным и  гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.
      Право собственности на природные ресурсы  в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.
      Право собственности на природные ресурсы  как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.
      Основы  права собственности на природные  ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.
      Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.
      Под правом собственности на природные  ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.
      Субъективное  право собственности на природные  ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства, ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
      Наряду  с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.  

      2. Объекты права  собственности на  природные ресурсы 

      Согласно  ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.
      В природоресурсном законодательстве право  собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности. |
      В отличие от земли, недр, объектов животного  мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из важнейших правомочий собственника. 

      3. Субъекты права  собственности на  природные ресурсы 

      Действующее законодательство достаточно полно  определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:
      а) значительно расширен перечень субъектов  за счет введения многообразия форм собственности — частной, государственной, муниципальной и иной;
      б) предусмотрено структурирование государственной  собственности по уровням — федеральная и субъектов РФ.
      Таким образом, субъектами права собственности  на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования
      В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительств, субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.
      Помимо  государства, появились три новых  вида субъектов права собственности на природные ресурсы — физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.
      4. Право частной  собственности на  природные ресурсы 

      Статья 9 Конституции России установила, что  земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В статье 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. 
      Согласно  ст. 39 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.
      Лесной  кодекс РФ также предусматривает  в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
        Правовое регулирование отношений  частной собственности развито в основном применительно к земле.
        Право частной собственности  на землю регулируется многими  законодательными и иными нормативными актами. Основным является Земельный кодекс РСФСР ог2б апреля 1991 г.
      Наряду  с земельным законодательством  право собственности и другие вещные права на землю регулируются в гл. 17 ГК РФ В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Кроме того, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
      В указанной главе ГК РФ регулируется порядок совершения сделок с землей (купли-продажи, залога, дарения, наследования).
      Земельный кодекс РСФСР содержит некоторые  условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 58). В частности, право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. При необходимости отбор граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, производится уполномоченным на то органом, в ведении которого находится земельный участок, на конкурсной основе. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован гражданином в суд.
      Таким образом, в части регулирования  российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие Рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. 

      5. Право государственной  собственности на природные ресурсы 

      Государственная собственность на природные ресурсы  является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.
      Право государственной собственности  установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.
      В соответствии с Конституцией РФ Федерация  и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ. В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик (ст. III). В Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы.
      Указом  президента РФ « О федеральных  природных ресурсах « установлены  некоторые критерии отнесения природных  ресурсов к федеральной собственности.
      К федеральным природным ресурсам могут относиться:
      • земельные участки и другие природные  объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
      • земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
      • земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
      • виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
      • виды животных, ценные в хозяйственном  отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, под дающим под действие международных договоров;
      • месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
      • водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
      • иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
      Исключительно к федеральной собственности  в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации» отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует ст. 71 Конституции РФ.
      Согласно  ст. I Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
      Водные  объекты признаются федеральной  собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
      Управление  федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.
      В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности
      "Что  касается лесов, то они в  соответствии со ст. 19 Лесного  кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ. 

      6. Право муниципальной  собственности на  природные ресурсы 

      Право муниципальной собственности на природные ресурсы устанавливается в общем виде ст. 9 Конституции России и рядом законов.
      Согласно  п. 3 ст. 37 Закона РСФСР «О местном  самоуправлении в РСФСР» в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и др) 
      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в ст. 29, что в состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципал ной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду в установленном порядке
      В земельном законодательстве объекты  муниципальной земельной собственности не определены. Вне федеральной земельной собственности земли принадлежат субъектам РФ.
      Водный  кодекс РФ прямо установил право  муниципальной собственности на водные объекты. Согласно ст. 39, муниципальной собственностью являются обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. Лесной кодекс РФ не устанавливает права муниципальной собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (ст. 19).
      В собственности муниципальных органов  могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения, к такого рода территориям Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения (ст. 2). 

      7. Основания возникновения  и прекращения  права собственности на природные ресурсы 

      Основания возникновения и прекращения  права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.
      В статье 218 ГК РФ, устанавливающей общие  основания приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
      Право частной собственности на природные  ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.
      Природные ресурсы, находящиеся в частной  собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:
      • обращения взыскания на имущество  по обязательствам;
      • изъятия для государственных  нужд путем выкупа;
      • изъятия объекта, используемого  с нарушением требований законодательства;
      • перехода наследства государству;
      • реквизиции. Реквизиция — это изъятие  у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;
      • конфискации. Конфискация — это  безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкций совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке;
      • национализации, т.е. обращения в  государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.
      Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом.
      Общие основания прекращения права  собственности определены в гл. 15 ГК РФ. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
      • обращение взыскания на имущество  по обязательствам;
      • отчуждение имущества, которое в  силу закона не может принадлежать данному лицу;
      • реквизиция;
      • конфискация;
      • отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 235).
      Согласно  ст. 278 ГК РФ, обращение взыскания  на земельный Участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда.
      Гражданский кодекс РФ предусматривает также, что  земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (ст. 279). Решение об изъятии принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до получения собственником такого уведомления допускается только согласия собственника. Статья 280 устанавливает права собственника земельного участка, подлежащего изъятию. 

      8. Защита права собственности  на природные ресурсы 

      Способы защиты права собственности на природные  ресурсы определяются законодательством. Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
      Наиболее  широкий выбор способов защиты гражданских  прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Разновидностью гражданских прав являются права собственности на природные ресурсы. Защита таких прав осуществляется путем:
      • признания права;
      • восстановления положения, существовавшего  до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
      • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
      • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
      • самозащиты права;
      • присуждения к исполнению обязанности  в натуре;
      • возмещения убытков;
      • взыскания неустойки;
      • компенсации морального вреда;
      • прекращения или изменения правоотношения;
      • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
      • иными способами, предусмотренными законом.
      Защита  прав собственности регулируется также  в специальной — гл. 20 ГК РФ. Здесь устанавливаются правила истребования имущества из чужого незаконного владения (ст. 301), истребования имущества от добросовестного приобретателя (ст. 302), расчетов при возврате имущества из незаконного владения (ст. 303) и защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. 304), а также относительно последствий прекращения права собственности в силу закона (ст. 306).]
      При истребовании имущества (природных  ресурсов) из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца — возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества. Владелец — как добросовестный, так и недобросовестный — в свою очередь, вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.