На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Разработка бизнес-плана организации производства новой продукции

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Разработка  бизнес-плана организации производства новой продукции
                                   РЕФЕРАТ 
 

       СТР. 108, РИС. 9, ТАБЛ. 22, ИСТОчНИКОВ 30.
       Стратегическое управление, планирование, бизнес-план,  мукомольное  и
хлебопекарное производство, инвестиционный проект, финансовое  оздоровление,
эффективность проекта.
       Объектом  исследования   является   открытое   акционерное   общество
"Белореченское хлебоприемное предприятие".
       Целью  дипломной  работы  является  разработка  бизнес-плана   проекта
организации производства муки и  хлеба  на  базе  реконструкции  мельницы  и
пекарни  данного  предприятия.  Для  этого  были  рассмотрены  теоретические
аспекты организации управления  производственно-хозяйственной  деятельностью
предприятия, изучены принципы составления,  структура,  содержание  и  сфера
применения  бизнес-плана  как   основного   документа,   позволяющего   дать
целостную оценку  перспектив  и  результатов  инвестиционных  управленческих
решений.
       В   работе    представлена    технико-экономическая    характеристика
производственно-хозяйственной  деятельности  предприятия  за  1995-1997 гг.,
дана  оценка уровня производственного потенциала комбината,  проанализирована
существующая  система управления обществом.
       В качестве основного мероприятия  по улучшению финансово-хозяйственной
деятельности  предприятия предложен проект организации  производства  муки  и
хлеба,  технико-экономическое  обоснование  которого  представлено  в   виде
бизнес-плана. 
 

                                 СОДЕРЖАНИЕ 
 

  ВВЕДЕНИЕ  5 

  1. Теоретические  основы управления предприятием  в 

    рыночных условиях хозяйствования   7 

    1.1. Методы организации и управления  производственно- 

         хозяйственной деятельностью предприятия   7 

    1.2. Планирование как важнейшая  функция современной 

         модели управления   12 

    1.3. Понятие бизнес-плана, сфера  его применения и условия разработки
         18 

  2. Технико-экономическая  характеристика производственно- 

    хозяйственной деятельности ОАО  "Белореченское ХПП"  34 

    2.1. Оценка уровня производственного  потенциала предприятия на
         современном этапе   34 

    2.2. Технико-экономическая характеристика  основных показателей
         производственно-хозяйственной деятельности 

         ОАО "Белореченское ХПП"  41 

    2.3. Оценка современного состояния  системы управления обществом  51 

  3. Технико-экономическое  обоснование проекта организации 

    производства муки и хлеба  на ОАО "Белореченское ХПП"      58 

    3.1. Информационное обеспечение бизнес-плана  организации 

         производства муки и хлеба      58 

    3.2. Стратегия реализации и эффективность  инвестиционного проекта    67 

  4. Охрана  окружающей среды на ОАО "Белореченское ХПП"  89 

  5. Безопасность  жизнедеятельности     95 

  Заключение     105 

  Список  использованной литературы      107 
 

                                  Введение 

       С  РАЗВИТИЕМ  РЫНОчНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ  СТАНОВИТСя  ВСЕ   БОЛЕЕ
ОчЕВИДНЫМ,  чТО  НЕЛЬЗя  ДОСТИчЬ  СТАБИЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО  УСПЕХА,
ОСТАВАяСЬ  В РАМКАХ  ПРЕЖНЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИя  ПРЕДПРИяТИЕМ.  ПОВЫШЕНИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   ПРЕДПРИяТИЙ,   ВЫХОД    ИЗ    СОЗДАВШИХСя    СЛОЖНЫХ
ЭКОНОМИчЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРЕБУЕТ РАЗРАБОТКИ  И ПРИМЕНЕНИя  НОВЫХ ПОДХОДОВ  И
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИя, БОЛЕЕ АДЕКВАТНЫХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИчЕСКОЙ  СИТУАЦИИ  В
РОССИИ.
       Управление  в  условиях  рынка   означает,  прежде  всего,  ориентацию
предприятия на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к  повышению
эффективности  производства,  поиск   новых   возможностей   для   получения
наилучших результатов с наименьшими затратами. Переход  от  административно-
командной модели управления к  модели  рыночной  невозможен  без серьезного
изменения содержания и направленности  такой  важнейшей  функции  управления
предприятием  как планирование.
       Планы помимо инструментов распределения  ресурсов, средства контроля и
оценки  деятельности  предприятий  должны  выполнять  функции  экономического
прогнозирования, служить основой  выработки  долгосрочного  курса  действий,
поиска  наиболее   эффективных   путей   достижения   стратегических   целей
предприятия.
       В настоящее время в связи  с  постепенно  возрастающей  инвестиционной
активностью предприятий, связанной  с  решением  их  долгосрочных  программ,
возрастает  роль и значение методики и  принципов  составления  бизнес-плана,
как основного  документа,  позволяющего  дать  целостную,  системную  оценку
инвестиционного проекта. Ведь совершенствование методов  оценки вариантов  не
менее  важно,  чем  поиск  самих  вариантов  капиталовложений.  В   условиях
рыночной  экономики  возможностей  для  инвестирования  довольно  много,   и
предприятие может прорабатывать большое  количество инвестиционных  проектов.
Благополучие  же фирмы  зависит  от  того,  насколько  грамотно  и  корректно
составлен   бизнес-план    проекта,    насколько    достоверно    определена
экономическая эффективность инвестиций. Этим определяется актуальность  темы
данной  дипломной  работы,   в   которой   рассмотрены   основные   принципы
составления бизнес-плана инвестиционного проекта.
       Целью дипломной работы является  разработка  бизнес-плана  организации
производства  новой продукции - муки и хлеба  на базе  реконструкции  мельницы
и пекарни  ОАО "Белореченское хлебоприемное предприятие".
       Дипломная работа состоит из  пяти глав. В  первой  главе   раскрываются
теоретические и методические аспекты организации  управления производственно-
хозяйственной  деятельностью  предприятия,  представлены  основные  принципы
составления бизнес-плана как важнейшей  формы  стратегического  планирования
на предприятии.
       Во   второй    главе    проведен    финансово-экономический    анализ
производственно- хозяйственной деятельности исследуемого  объекта,  освещена
его производственная и организационная структура.
       В третьей главе предложено  технико-экономическое обоснование   проекта
организации производства муки и хлеба на основе ОАО  "Белореченское  ХПП"  с
оценкой  экономической  эффективности  внедрения   данного   инвестиционного
проекта.  В   дипломной   работе   также   раскрыты   вопросы   безопасности
жизнедеятельности и охраны окружающей среды на предприятии.
       В заключение  работы  сформированы  основные  выводы  по  результатам
проведенных исследований. 

     1 Теоретические основы управления  предприятием в рыночных условиях
                               хозяйствования 
 

      1.1 МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИя ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗяЙСТВЕННОЙ
ДЕяТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИяТИя 

       Экономическое положение отдельного  предприятия и состояния  экономики
в целом  определяют в конечном итоге три  основных фактора:
        - уровень техники и технологии;
        - качество рабочей силы и широкое  использование мотивации к труду;
        - организация и управление производством  (менеджмент).
       Третий из перечисленных факторов  имеет  системообразующий  характер.
Как показывают специальные исследования, состояние  менеджмента влияет  и  на
уровень техники и  технологии,  и  на  качество  рабочей  силы.  Современный
менеджмент - это особая сфера экономических  отношений,  имеющая  собственную
логику  развития. Не случайно выдающийся экономист  нашего  столетия  Альфред
Маршалл выделил управление в отдельный  фактор производства  наряду  с  тремя
традиционными - капиталом, трудом и землей /1/.
       Термин менеджмент пошел от  американского "management"  -  управление.
Менеджмент  -  это  самостоятельный   вид   профессиональной   деятельности,
направленный  на достижение в ходе любой  хозяйственной  деятельности  фирмы,
действующей  в рыночных  условиях,  определенных  намеченных  целей   путем
рационального использования материальных и трудовых ресурсов  с  применением
принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента /2/.
       Практика  управления  пережила  достаточно  длительную   и   глубокую
эволюцию. На ранних стадиях капиталистического производства предприниматель-
 собственник,  как правило, сам управлял предприятием, руководствуясь  опытом
и  чутьем.  Но  развитие  производства  на  рубеже  XIX-XX  веков  по-новому
поставило вопрос об управлении. Развитие техники  и  новые  технологии,  рост
масштабов производства резко усложнили управление,  выделили  его  в  особую
сферу деятельности,  требующую  специальных  знаний.  Необходимость  решения
проблем привела к активному обобщению  опыта, к поискам  эффективных  методов
управления  производством и трудом. Возникла наука управления.
       Технический  прогресс,   развитие   производства,   иные   социально-
экономические и политические  условия  ставили  перед  теорией  и  практикой
управления  все новые проблемы. Специалисты  в области менеджмента в  западных
странах находили на каждом этапе достойные решения этих  проблем.  Эволюция
теории  и  практики  менеджмента  нашла  свое  отражение   в   многообразных
проявлениях. На первый план выдвигались то одни, то другие проблемы.  В 50-
60-е  годы в центре внимания стояла  организационная структура  управления.  В
60-70-е  годы возникает стратегическое  планирование. 80-е  годы  ознаменованы
переходом  передовых  западных  фирм  от  стратегического   планирования   к
стратегическому управлению.  В  ходе  эволюции  в  рамках  науки  управления
выделились  различные направления, произошло  ее слияние с  другими,  близкими
к ней  науками. Рубежным в  развитии  менеджмента  стало  объединение  теории
управления  и теории маркетинга, породившее рыночную концепцию управления.
       Основные исходные посылки новой  концепции сводятся к следующим:
       - ставка  делается  на  человека  самореализующегося  (в отличие от
человека  экономического и человека социального);
       - фирма рассматривается  как   живой  организм,  состоящий   из  людей,
объединяемых  совместными ценностями, как "клан";
       - фирме  должно  быть  присуще   постоянное   обновление,   питающееся
внутренним  стремлением и нацеленное на приспособление  к  внешним  факторам,
главным из которых является потребитель.
       Новая парадигма основана на  системном, ситуационном подходе.  Фирма  -
"открытая  система". Главные предпосылки  ее успеха лежат не внутри, а во  вне
ее. Успех  связывается с тем, насколько  удачно фирма вписывается  во  внешнюю
среду   (экономическую,   научно-техническую,   социально-политическую)    и
приспосабливается к ней. То  есть  главный  критерий  эффективности  системы
управления  состоит в следующем: сумеет  ли  предприятие  вовремя  распознать
угрозы  для своей деятельности, будет  ли оно устойчиво  к  изменениям  рынка,
не упустит  ли возможности, возникающие во внешней  среде, сможет  ли  извлечь
максимальную  выгоду для себя из данных возможностей.
       Раньше внешняя среда оказывала   довольно  устойчивое  воздействие   на
отечественные предприятия, а  они,  в  свою  очередь,  выбирали  в  качестве
приоритетов    в     управлении     внутренние     переменные,     стратегию
внутриорганизационного  совершенствования. В настоящее  время  внешняя  среда
стала более  подвижной,  быстро  меняющейся.  В такой ситуации  приоритеты
следует  отдавать  системе  управления,  основанной  на  гибких  решениях  в
условиях неопределенности информации.
       Однако функционирование предприятия  в условиях рынка - это не  просто
отклик  на внешние воздействия, а подвижное  внутреннее  равновесие,  достичь
которого  можно лишь в результате  приспособления  к  неопределенным  внешним
воздействиям  за  счет  обмена  с  внешней  средой  информацией.  Для  этого
необходимо  проводить  анализ  внешних  факторов,  а  также   анализ   того,
насколько поднимается эффективность производства при  совершенствовании  его
элементов с учетом информации по изменению  влияния внешних факторов.
       Воплощением нового подхода стало  стратегическое  управление,  которое
предполагает  дополнение планирования  потенциала  предприятия  планированием
его  стратегии  на  основе  будущего  состояния  среды.  Изменение  ситуации
вызывает  изменение возможностей  и  изменение  стратегии.  Предусматриваются
специальные меры для уменьшения сопротивления  переменам.
       Новая концепция управления требует  новых установок  персоналу,  новой
управленческой  культуры (стремления к радикальным  переменам,  готовности  к
риску, ориентации на творческое освоение новых  возможностей и т.п.).
       Специалисты справедливо считают,  что не существует единой,  идеальной
модели  управления, поскольку каждая фирма  уникальна. Она должна искать  свою
собственную модель. Среди факторов, которые  определяют выбор  управленческой
модели, можно выделить следующие:
        - размер фирмы;
        -  характер продукции;
        -  характер среды, в которой  она действует.
       С  точки  зрения  последнего  фактора,  выделяют   следующие   модели
управления:
       - модель  рационального  внутрифирменного  управления   в   спокойной
внешней среде;
       - модель   управления   в   условиях   достаточно    динамичного    и
разнообразного  рынка;
       - модель  управления  в  условиях   динамичного   научно-технического
прогресса;
       - модель  приспособления  к   спонтанно,  неожиданно  возникающим  под
воздействием  внешней среды фирмы проблемам.
       Предприятия находятся в  процессе  постоянного  поиска  своей   модели
управления. Это непрерывный процесс, ибо  меняются сама  фирма  и  ее  среда.
Поэтому для того, чтобы организация управления соответствовала  потребностям
предприятия, она должна развиваться вместе  с  предприятием  и  его  внешней
средой.   Большинство   американских   компаний    осуществляют    отдельные
организационные изменения не  реже  раза  в  год,  а  крупные  реорганизации
проводят  каждые 4-5 лет. Общее же направление  эволюции - переход  от  модели
управления  в условиях массового производства и относительно  низкого  уровня
конкуренции  к  модели  управления  в  условиях   в   значительной   степени
индивидуального производства и обострившейся конкуренции.
       Современная система управления  должна  быть  простой  и   гибкой.  Ее
главным     критерием     является     обеспечение      эффективности      и
конкурентоспособности деятельности предприятия. По мнению специалистов,  она
должна  иметь следующие основные характеристики:
       - небольшие подразделения, укомплектованные  меньшим числом, но  более
квалифицированных людей;
       - небольшое число уровней управления;
       - структура, основанная на группах  (командах) специалистов;
       - характер  и  качество  продукции,  графики  и   процедуры   работы,
ориентированные на потребителя.
       Необходимость изучения в нашей  стране в современных условиях  теории и
практики  менеджмента очевидна. С переходом к рыночной экономике предприятия
начинают  действовать в качественно других условиях. Что производить,  как  и
для кого - эти вопросы они решают самостоятельно. Иначе  должны  решаться  и
проблемы  организации и управления производством.
       Для  эффективного  функционирования  предприятия  необходимы  прочные
внутренние  связи. Объединение различных частей предприятия  в  единое  целое
обеспечивается  его   организацией   и   управлением.   Теория   менеджмента
рассматривает  организацию   как   множество   связанных   между   собой   и
определенным   образом   упорядоченных   компонентов,    которое    обладает
целостностью  и  образует  единство  с  внешней  средой.  Ключевым  моментом
организации является ее структура, то есть  сравнительно  устойчивые  связи,
которые существуют между элементами  организации,  конструкция  организации,
на основе которой управляется фирма. Эта конструкция включает каналы  власти
и  коммуникации  между  различными  административными  службами,   а   также
информацию, которая течет по этим  каналам.  На  организационное  построение
фирмы оказывает влияние  ряд  факторов:  научно-технические,  экономические,
социально-политические.
       Обеспечение эффективности  управленческого   процесса  в  значительной
степени  определяется  рациональным  распределением  полномочий  в  принятии
решений   между   различными   уровнями   управления,   т.е.    соотношением
централизации  и  децентрализации  в   управлении.   Централизация   -   это
концентрация  в принятии решений, сосредоточение  власти  на  высшем  уровне.
Децентрализация  -   делегирование   (передача)   прав   и   ответственности
нижестоящим  уровням  управления.  Эти  понятия  выражают   разную   степень
распределения власти, ответственности и контроля по "вертикали"  управления.
Оптимальное  соотношение  централизации   и   децентрализации   обеспечивает
оперативность  и  реалистичность  управленческих  решений.  Решения   должны
приниматься  быстро  и  вблизи  источника  информации,  которую   при   этом
необходимо  всесторонне учесть.
       Организационные    структуры    управления    должны     обеспечивать
маневренность производства, необходимость  которой  может  быть  обусловлена
изменением  уровня  спроса  или  действиями  конкурентов:   снижением   цен,
падением  доли фирмы на рынке, непредвиденным успехом нового вида  продукции. 

       Организационные  принципы  построения  предприятия  определяются  его
целями  и стратегией. Цель - это желаемое состояние  предприятия  в  будущем.
Как  только  определены   цели,   вырабатываются   руководящие   направления
действий, то есть политика фирмы. Основная задача политики состоит в  четком
определении  стратегических  концепций,  с   помощью   которых   принимаются
решения, соответствующие краткосрочным  и  долгосрочным  целям  предприятия.
Достижение  целей организации зависит от  трех  главных  факторов:  выбранной
стратегии, организационной структуры и  от того, каким образом эта  структура
функционирует.
       Стратегия - это средства достижения  целей,  широкая  концепция   того,
как должны быть использованы ресурсы для максимального  достижения целей.
       Задача предприятия состоит в  достижении целей,  для  решения   которых
оно было создано. Однако под влиянием  быстрого  изменения  потребительского
спроса, научно-технического прогресса и  других  факторов  характер  целей  и
способы их достижения могут  меняться.  Поэтому  система  управления  должна
быть  гибкой. Для этого  предприятию  необходимо  располагать  информацией  о
внутреннем  состоянии дел и о конкурентах, четко и  быстро  решать  различные
вопросы.  Быстрая  реакция  на  изменение  внутренних  и   внешних   условий
обеспечивается  передачей права принятия решений  на  месте,  где  совершаются
действия. Гибкость необходима и в вопросах стратегии. В случаях  устаревания
продукции,   изменения   технологий,   изменения   социальных   и   правовых
ограничений фирма должна  быстро  и  четко  реагировать  -  совершенствовать
номенклатуру, менять рынки и т.д. В этой связи  на первый план выходит  такая
функция  управления  как  планирование  (текущее,   стратегическое),   целью
которого  выступает  устранение  отрицательного  эффекта  неопределенности  и
изменчивости  среды функционирования предприятия, сосредоточение внимания  на
главных  задачах,  достижение  экономичного  функционирования  и облегчение
контроля. 
 

      1.2 Планирование как важнейшая  функция современной модели управления 

       В рыночной экономике любое  предприятие в своей деятельности  неизбежно
сталкивается  с  неопределенностью.  Предприятие  не   обладает   достаточно
полными данными о своем настоящем  и будущем, оно не в состоянии  предугадать
все изменения, которые могут произойти  во  внешней  среде.  Планирование  и
является  одним  из  способов  "прояснения"  внутренних  и  внешних  условий
деятельности.
       Планирование в своем развитии  прошло несколько этапов.
       В период формирования  крупных   корпораций  предвидение  как   функция
планирования  рассматривалось  исходным  моментом  управления.  На   крупных
фирмах, как правило,  в  составе  финансовых  служб  появляются  структурные
подразделения,   которые   регулярно   занимаются   текущим    планированием
производственно-хозяйственной  деятельности.  Высшее  руководство  корпораций
регулярно  обсуждало  и  намечало  перспективы  развития  бизнеса  в   общем
постановочном  плане,  исключая  при   этом   формальное   планирование.   В
дальнейшем  финансовые  планы   (внутрифирменные   сметы   бюджета)   начали
составляться  по наиболее крупным  производственно-хозяйственным  функциям  в
отдельности: маркетингу, НИОКР, капитальному строительству  и  по  отдельным
структурным  подразделениям  внутри  корпорации.  Аналогичные  планы  и   до
настоящего  времени служат основным  инструментом  распределения  ресурсов  и
контроля    за    текущей    производственно-хозяйственной     деятельностью
предприятий.
       В  рамках  текущего  финансового  планирования  появлялись  различные
модификации, например, такие  как  "программное  бюджетирование".  При этом
планировании  финансовые  планы  разрабатываются  для  достижения   конечных
результатов на программно-целевой  основе,  или  же  на  основе  "разработки
бюджета  на  нулевой  основе",   когда   каждый   из   видов   деятельности,
осуществляемых  в  рамках  той  или  иной  функции   или   же   структурного
подразделения, в начале годового цикла  планирования  должен  доказать  свое
право на дальнейшее существование путем  обоснования  будущей  экономической
эффективности выделяемых средств /3/.
       Все  эти  модификации  (годового  или  среднесрочного)   планирования
сопряжены с традиционными методологическими принципами,  направленными на
внутреннюю  среду фирм, то есть фирмы рассматриваются  как "закрытие  системы"
и представляют собой инструмент распределения  внутрифирменных  ресурсов,  а
также   рациональной   организации,   координации,   контроля   деятельности
предприятий.
       Кардинальные изменения в развитии  функций планирования произошли  в 60-
70-е   годах.  Этот  период  назван  "бумом стратегического   планирования".
Предприятия начали разрабатывать планы, направленные не внутрь  предприятия,
а во вне его, то  есть  в экономическое,  научно-техническое и социально-
политическое  пространство. В  условиях  сравнительно  недавнего  прошлого  с
относительно  слабым рынком, сравнительно медленными  изменениями  в  научно-
техническом  прогрессе  и   довольно   слабой   международной   конкуренцией
предприятиям (особенно гигантским) удавалось строить  свою  деятельность  без
специальных прогностических  разработок  и  обоснований.  По  мере  усиления
динамичности,  повышения   сложности   и   неопределенности   среды   многие
предприятия  (и  не  только   крупные)   понесли   финансовые   потери,   не
воспользовались  возможностями  и  оказались  на  грани  прекращения  своего
экономического  существования.
       В настоящее время большинством  западных фирм принята  и используется
новая  парадигма  планирования,  основанная  на  системном  и   ситуационном
подходах  к управлению.  Данная  форма   планирования   получила   название
стратегического   планирования.   Идеи   стратегического   планирования    и
управления  приняты и большинством предприятий  отечественной  экономики.  Они
в большей  своей массе уже столкнулись  с новыми угрозами и  возможностями,  а
поэтому должны своевременно реагировать на угрозы и  не  упускать  имеющиеся
возможности. В стратегическом управлении планируется  потенциал  предприятия
(на  ситуационной основе) и его стратегия.  Схематично суть и  основные  этапы
стратегического  планирования  представлены  на  рисунке  1.1.  В   условиях
внешней  нестабильности  возможен  ряд   стратегий,   обеспечивающих   успех
деятельности  предприятия. Пользуясь методом  анализа  отклонений  от  целей,
предприятие выбирает ту стратегию, которая лучше  всего отвечает  его  целям.
Успех стратегии фирмы зависит от  ее  возможностей:  функциональных  (НИОКР,
маркетинг, производство и др.) и общеуправленческих. 

       Выработка  стратегии  развития  предприятия  предполагает  знание   и
использование основных принципов планирования и  управления.
       Принципы планирования определяют  характер и  содержание  деятельности
хозяйствующего  субъекта.  Правильное  соблюдение   принципов   планирования
создает  предпосылки  для  эффективной  работы   предприятия   и   уменьшает
возможность отрицательных результатов планирования.
       Еще А.Фойль определил четыре основных принципа  планирования,  назвав
их общими чертами хорошей программы действия. Это  единство,  непрерывность,
гибкость, точность.  Р.Акофф  гораздо позже обосновал еще один  ключевой
принцип планирования - принцип участия.
       Принцип  единства  предполагает,  что   планирование   должно   иметь
системный характер. Понятие система означает:
       - существование совокупности элементов;
       - взаимосвязь между ними;
       - наличие   единого   развития    элементов    системы,    поведения,
ориентированного  на общие цели (то есть  единства  в  рамках  управленческой
иерархии, например: организация в целом - подразделение - цех - бригада).
       Координация плановой деятельности  отдельных подразделений  выражается
в том, что деятельность ни одной организации  нельзя планировать  эффективно,
если  планирование не  связано  с  плановой  деятельностью  отдельных  единиц
данного уровня. Таким  образом,  взаимосвязь  и  одновременность  -  главные
черты координации планирования.
       Принцип участия тесно связан  с принципом  единства.  Принцип   участия
означает, что каждый член фирмы становится участником плановой  деятельности
, независимо  от  должности  и  выполняемой   им  функции.  То  есть  процесс
планирования  должен привлекать к себе  всех  тех,  кого  он  непосредственно
затрагивает. Каковы выгоды реализации принципа участия?
       Во-первых, каждый из участников  получает  более  глубокое  понимание
организации, знание различных сторон ее жизни.
       Во-вторых, личное участие членов  организации,  в  том  числе   рядовых
работников, в процессе планирования приводит к  тому, что  планы  организации
становятся  личными  планами  работающих,  а  участие  в  достижении   целей
организации приносит удовлетворение собственным  потребностям  работников.  У
каждого работника появляются новые мотивы к эффективному труду,  укрепляется
командный дух.  При  этом  следует  помнить,  что  нельзя  заинтересовать  в
активной  работе сотрудников только за счет  денежного  вознаграждения.  Даже
если  этот метод поощрения дает на первых порах положительные результаты,  то
в последствии возможности его применения резко снизятся, так как финансовые
ресурсы организации, особенно молодой, только пробуждающей  себя  в  частном
бизнесе, весьма ограничены. Поэтому, более целесообразным является  активное
вовлечение  своих  сотрудников  в  планирование  деятельности  предприятия  и
реализацию  этих планов. Пусть каждый работник  почувствует,  что  он  вносит
серьезный вклад в определение и решение  основных  задач  своей  организации,
что его  мнение уважают, что он  несет  высокую  ответственность  за  решение
деловых вопросов, тогда повышение  производительности  труда  превратится  в
удовлетворение  личных потребностей работников,  потребностей  в  интересной,
насыщенной  и ответственной работе.
       Смысл  принципа  непрерывности   заключается  в   том,   что   процесс
планирования  должен осуществляться постоянно в  рамках установленного  цикла.
Неопределенность  внешней среды и наличие непредусмотренных  изменений  делают
необходимой постоянную корректировку  ожиданий  фирмы  относительно  внешних
условий и соответствующее исправление, и уточнение планов.
       Принцип гибкости взаимосвязан  с принципом непрерывности и  заключается
в  придании  планам  и  процессу  планирования   способности   менять   свою
направленность  в связи с возникающими непредвиденными  обстоятельствами.  Для
осуществления принципа гибкости планы составляют  так,  чтобы  в  них  можно
было  вносить изменения, указывая их с  изменяющимися внутренними и внешними
условиями.  Поэтому  планы  обычно  содержат  "резервы",  иначе   называемые
надбавки  безопасности.  Однако  существуют  определенные  пределы  резервов
планирования. Резервы, заложенные в  показателях,  не  должны  быть  слишком
большими, иначе планы окажутся неточными. Слишком низкие пределы  влекут  за
собой  слишком  частые  изменения  в   планах,   что   размывает   ориентиры
деятельности  фирмы. С финансовой точки зрения обеспечение принципа  гибкости
нуждается в дополнительных  затратах,  причем  уровень  этих  затрат  должен
соотноситься  с  вероятным  будущим  риском.  Придание  гибкости  планам  при
помощи  дополнительных затрат также имеет  свои  ограничения.  Затраты  могут
оказаться  настолько  высокими,  что  гибкость  плана  и  связанные  с   ней
преимущества  не окупят их.
       Принцип точности предполагает, что всякий план должен быть  составлен
с такой  степенью точности, какая только совместима с  нависшей  над  судьбой
фирмы неизвестностью. Другими словами, планы  должны быть конкретизированы  и
детализированы  в  той  степени,  в  какой  позволяют  внешние  и  внутренние
условия 

деятельности  фирмы.  Стратегическое,  долгосрочное  планирование  вынуждено
ограничиваться  определением  основных  целей  и  самых  общих   направлений
деятельности, потому что количество достоверной  информации о  будущем  очень
невелико, а диапазон  и  скорость  изменения  постоянно  растут.  В  планах,
рассчитанных  на короткие промежутки времени и  для  отдельных  подразделений
организации, конкретность и проработка деталей  должна  стать  обязательными
чертами,  поскольку  такие  планы   являются   инструкциями,   определяющими
действия  людей и коллективов, реализующих  эти планы.
       Внутрифирменное   планирование   как   составная   часть   управления
отличается  большим  разнообразием  организационных   форм.   В   фирмах   с
централизованным  управлением   производства   планирование   обычно   также
централизовано. Эта схема используется, как правило, в  фирмах  с  небольшим
числом  предприятий одинакового или  близкого производственного профиля.
       В крупных децентрализованных  корпорациях  работа  по  перспективному
планированию  сосредоточена в производственных отделениях и производственных
группах  (см.  рис.1.2).  Высшая   администрация   определяет   лишь   общее
направление развития: размещение и структуру  капиталовложений,  общий  объем
производства  и прибыли.  Центральная  плановая  служба  разрабатывает  форму
планов  и  доводит  до  отделений  те  ограничения,  которые   накладываются
общекорпоративными  целями  (например,  лимиты  капиталовложений).   Перенос
центра  тяжести в перспективном  планировании  на  отделения  объясняется  их
большой  самостоятельностью  и  спецификой   производства.   Координацию   и
контроль  за  работой  плановых  служб  отделений  осуществляет  центральная
служба  планирования. Таким  образом,  процесс  планирования  охватывает  все
уровни  управления и создает предпосылки  для  обеспечения  достижения  целей
корпорации. Результатом планирования является система  планов  долгосрочных,
среднесрочных и краткосрочных. В последнее  время  в  практике  отечественных
предприятий  широкое  распространение  получила  такая  форма   современного
планирования  как  бизнес-план.  Остановимся  более  подробно  на  принципах
составления и сферах применения бизнес-плана. 
 

      1.3 Понятие безнес-плана, сфера его применения и условия разработки 

       С  развитием  рыночных  отношений   в  нашей  стране  бизнес-план  как
документ,  в  котором   по   определенной   схеме   суммированы   результаты
прединвестиционных исследований,  становится  одним из  ключевых  элементов
метода  проектного финансирования инвестиционной  деятельности.  Он  является
одной из основных составных частей прединвестиционной документации,  которую
должно  предоставить  предприятие  в  любое  кредитное  учреждение  или  иную
организацию,  оказывающую  техническое  и  финансовое  содействие  внедрению
инвестиционного проекта.
       Бизнес-план    представляет    собой    документ     внутрифирменного
планирования, излагающий все основные аспекты планирования  производственной
и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми
оно может  столкнуться,  а  также  определяющий  способы решения финансово-
хозяйственных задач /1/.
       Бизнес-план разрабатывает предприниматель  (лицо или  группа  лиц).  В
нем  речь  идет  о  сущности  проекта  (вид  деятельности,  предлагаемые   к
производству  и реализации товары  и  услуги),  его  обосновании  (результаты
рыночных  исследований  -  состояние  спроса  и  предложения,   потребители,
конкуренты, НТП и  т.д.),  обеспечении  (производственный,  маркетинговый и
организационный  планы),  необходимых для реализации   проекта   средствах
(объем,  график и направления  использования   капитальных  вложений,  текущие
издержки) и конечных финансовых итогах осуществления проекта.
       В отличие от крупномасштабных  экономических программ  в   бизнес-плане
основное  внимание сконцентрировано на  финансово-экономических  показателях,
тогда  как   научно-технические,   производственно-технологические   стороны
представлены  в нем менее выпуклым образом, они как бы уже известны,  заданы.
Ориентируясь  на них, надо так поставить  дело,  чтобы  обеспечить  получение
прибыли.  Лишь  в  тех  случаях,  когда  непосредственным  объектом  бизнеса
являются  научно-технические достижения, инновации, особое  качество  товара,
главным в бизнес-плане становятся технико-технологические  показатели.
       В  зависимости  от  целей   потребность  в  разработке   бизнес-планов
выявляется  при решении финансовых и управленческих задач в различных  сферах
хозяйственной деятельности. Обобщение пока еще  небольшого опыта  составления
бизнес-плана  отечественными  предприятиями  позволяет  выделить   следующие
области их применения:
       - подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми
предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;
       - обоснование предложений по  приватизации предприятий государственной
и муниципальной  собственности;
       - разработка проектов создания  частных фирм, без чего риск  разорения
новых предпринимателей оказывается чрезмерным;
       - выбор  экономически  выгодных  направлений  и  способов  достижения
положительных финансовых результатов предприятиями  и  фирмами,  находящимися
сегодня    в    новых    условиях    работы,    сбыта    продукции,    общей
неплатежеспособности  хозяйствующих субъектов;
       - составление  проектов  эмиссии   ценных  бумаг  (акций,   облигаций)
предприятий;
       - привлечение иностранных инвестиций  для развития предприятия.
       Законодательство Российской Федерации   не  закрепляет  обязательность
разработки  бизнес-плана.  Зарубежный  опыт  и  пока  еще   небольшой   опыт
отечественных   предприятий   показывают,   что   составлять    бизнес-планы
заставляет  сама жизнь. Составление бизнес-плана  позволяет при  краткосрочном
планировании рационально организовать оперативную финансовую  работу  путем
взаимосвязи всех  источников  поступлений  с  расходами  предприятия.  Кроме
того, бизнес-план может иметь и стратегические цели, а также  решать  задачи
по  внешнехозяйственной  деятельности  предприятия при   установлении   или
расширении деловых контактов с поставщиками  и потребителями продукции.  В
этой  сфере хозяйственных  интересов  предприятия  бизнес-план  может  решить
проблему  финансирования. В  условиях  рыночной  экономики  возможностей  для
инвестирования  довольно  много.  Вместе  с  тем  любое  предприятие   имеет
ограниченные  свободные финансовые  ресурсы,  доступные  для  инвестирования.
Поэтому при заключении договоров с банком, инвестиционным фондом или  другим
потенциальным  инвестором  бизнес-план  позволяет  убедить  их  в  том,  что
предприятие имеет перспективные возможности  развития производства, что  есть
последовательная  и реальная программа проведения предпринимательской идеи  в
жизнь.
       Хозяйственные партнеры  предприятия,  прежде  чем  установить  с   ним
договорные  отношения, могут  с  помощью  бизнес-плана  убедиться  в  наличии
шансов   на   коммерческий   успех   и   обеспечение   достаточного   уровня
прибыльности. Таким образом, можно строить  хозяйственные  взаимоотношения  с
поставщиками  сырья, материалов,  топлива,  оборудования;  с  посредниками  в
реализации  собственной  продукции  предприятия;  с  фирмами,   с   которыми
предполагается     осуществлять      кооперирование      научно-технической,
производственной,  инвестиционной  и  иной  хозяйственной  деятельности.   С
другой   стороны,   процесс   составления   бизнес-плана   позволит   самому
предпринимателю еще раз оценить  коммерческую  эффективность  проекта,  даст
возможность убедиться в правильности выбранной  инвестиционной стратегии.
       Таким образом, круг пользователей  бизнес-плана весьма широк.
       Во-первых, это  сами  разработчики,  для  которых  полезным  является
процесс разработки, когда им  приходится  продумывать  и  решать  конкретные
вопросы,  связанные  с  налаживанием  производства,  разработкой   комплекса
маркетинга,  организаций  управления  и  контроля,   поиском   партнеров   и
источников  финансирования и т.д.
       Во-вторых,  это  сотрудники  предприятий,  которые  могут   принимать
участие  в  подготовке  бизнес-плана.  Знакомство  с  документом   позволяет
получить  им четкое представление о стратегических направлениях  развития,  а
также о тактических приемах. На этой  основе  каждый  специалист  определяет
свой  диапазон рабочих обязанностей в  решении общих проблем предприятия.
       В-третьих,  это  потенциальные   инвесторы.  Для  реализации   проекта
необходима  перспективная  идея,  программа  действий  по  ее  реализации   и
источники финансирования. Первые два элемента являются  результатом  поисков
и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у  них  есть  необходимые
денежные  средства,  как  отмечалось  выше.  Тогда   приходится   привлекать
капиталы  извне, для  чего  необходимо  убедить  потенциальных  инвесторов  в
высокой степени надежности, перспективности, проработанности  и  окупаемости
проекта.
       Бизнес-план могут запросить и   официальные,  государственные   органы,
без разрешения,  согласия  которых  предприниматель  не  может  осуществлять
замысленный проект операции.
       В то же  время  предприниматели,  фирмы  вовсе  не  заинтересованы  в
широком  распространении  и разглашении   своих   планов   действий.   Ведь
конкуренты, выяснив намерения фирмы, расходящиеся с их интересами,  способны
затруднить  проведение бизнес-плана в  жизнь.  С  этих  позиций  бизнес-план,
будучи  собственностью предприятия и представляя  коммерческую  тайну,  должен
охраняться  от посторонних глаз. Так что  круг  лиц  и  организаций,  которых
бизнесмен знакомит с планом своих операций, надлежит  ограничивать.  Правила
ведения бизнеса  предусматривают,  что  знакомиться  с  бизнес-планом  можно
только  с разрешения предпринимателя.
       Обобщая  вышесказанное,  можно   сформулировать   следующие   основные
задачи, которые решает предприятие при  помощи бизнес-плана:
       - определение емкости и перспектив  развития рынка сбыта продукции   по
основному производству;
       - оценка возможных затрат по  изготовлению и  реализации  продукции  и
услуг;
       - соизмерение  затрат  с   возможными   ценами   для   прогнозирования
прибыли;
       - обнаружение  в  планировании  финансово-хозяйственной  деятельности
возможных просчетов и ошибок;
       - определение  целесообразности  развития  данного   производства   в
сложившихся экономических условиях.
       Овладение искусством  составления   бизнес-планов  сегодня  становится
крайне  актуальным в силу трех  причин.  Во-первых,  в нашу  экономику идет
новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не  руководили  хоть
каким-либо коммерческим предприятием, и  поэтому  очень  плохо  представляют
весь  круг ожидающих их проблем, особенно в  рыночной  экономике.  Во-вторых,
меняющаяся  хозяйственная среда ставит и  опытных  руководителей  предприятий
перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться  к
непривычному  делу - борьбе с конкурентами, в которой  не бывает  мелочей.  В-
третьих, рассчитывая  получить  иностранные  инвестиции  для  подъема  нашей
экономики,  необходимо  уметь  обосновывать   свои   заявки   и   доказывать
инвесторам, что мы  способны  просчитать  все  аспекты  использования  таких
инвестиций  не хуже бизнесменов из других стран.
       При этом  личное  участие   руководителя  в  составлении   бизнес-плана
настолько  важно,  что  многие  зарубежные  банки  и  инвестиционные   фирмы
отказываются  вообще  рассматривать  заявки  на  выделение   средств,   если
становится  известно, что бизнес-план с начала и  до  конца  был  подготовлен
консультантом со стороны, а руководителем  лишь  подписан.  Это не  значит,
конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов - совсем  наоборот,
привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.  Речь  о  другом  -
составление бизнес-плана требует  личного  участия  руководителя  фирмы  или
человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично,  он
как бы моделирует свою будущую деятельность,  проверяя  на  крепость  и  сам
замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту  и  двинуться
дальше?
       При составлении бизнес-плана  необходимо иметь в виду, что  специальная
литература, где рассматриваются  методические  вопросы  составления  бизнес-
планов,  в  основном  переводная.  В   ней   подробно   излагаются   вопросы
составления бизнес-плана  применительно  к  фирмам,  работающим  по  законам
развитой  рыночной экономики.
       Отечественные предприятия имеют  пока небольшой опыт работы  в условиях
рынка, да и рыночные отношения еще далеки от их уровня в  развитых  странах.
Экономическая и социальная ситуация, в которой  работают  наши  предприятия,
не  позволяет  осуществлять  прямое  использование  зарубежных  методических
разработок  при   составлении   бизнес-планов   российскими   предприятиями.
Необходима  их адаптация к  реальным  экономическим  условиям  нашей  страны.
Поэтому   разработка   методики   составления   бизнес-плана    предприятия,
адекватной  сложившимся в настоящее время  в  России  экономическим  условиям,
является  довольно актуальной проблемой. В любом  случае, в виду  многообразия
целей,  сфер  применения  не  существует  общепринятой,  единой  для   всех,
регламентированной  формы  и  структуры  бизнес-плана.  В  то  же  время  при
значительных  внешних различиях  бизнес-планов  методы  их  разработки  имеют
общие корни. Это позволяет для  решения  проблем  методического  обеспечения
разработки  бизнес-плана  пользоваться  наиболее  типичными   методами   его
составления. Как правило, в бизнес-плане описывается  организационная  форма
предприятия,  продукция  и   услуги,   которые   планируется   предоставить,
предполагаемое  или фактическое местоположение предприятия,  план  управления
и контроля, требуемое количество персонала  и  возможные  риски.  Бизнес-план
включает  в  себя  описание  отрасли  и  тенденций  ее  развития,  данные  о
потенциале предприятия. В нем рассматриваются целевые рынки,  конкуренция,
вопросы  сбыта  продукции,  рекламы,  ценообразования.  Бизнес-план   должен
включать  план приобретения (привлечения) необходимого  капитала  и  описание
того, как  эти деньги будут использоваться, примерный  балансовый  отчет  для
обеспечения соответствующего денежного потока.
       Таким образом, состав бизнес-плана   и  его  детализация  определяется
спецификой  и  сферой  его  деятельности,  размерами  предполагаемого  рынка,
наличием  конкурентов и перспективами  роста предприятия.
       Для того, чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции,
он должен отвечать ряду требований:
       - бизнес-план должен быть профессиональным. По  содержанию,  внешнему
виду  судят о компетенции предпринимателя, разработавшего  этот  бизнес-план.
Документ  должен быть написан простым  и  понятным  языком  с  использованием
кратких и четких формулировок;
       - бизнес-план должен быть разделен  на  главы  (разделы)  и  составлен
таким образом, чтобы любой инвестор мог  легко отыскать в плане  интересующие
его  разделы,  части,  пункты.  С  этой   целью   необходимо   предусмотреть
функциональное  подразделение каждой главы. Для  более  полного  и  наглядного
восприятия  информации рекомендуется использовать таблицы, схемы,  диаграммы,
графики. Объем бизнес-плана не должен превышать 20-25 машинописных  страниц; 

       - бизнес-план  должен  обладать  комплексностью,  то  есть  содержать
производственное,  маркетинговое  организационное,  финансовое  обеспечение;
иметь перспективный характер, то есть  обеспечивать  возможность  разработки
на его  основе дальнейших планов с сохранением  преемственности развития;
       - следует заручиться объективной  оценкой бизнес-плана. Прежде  всего,
необходимо  ознакомить с ним  всех  членов  предпринимательского  коллектива.
Бизнес-план должен опираться на реальные факты  и  обоснованные  предложения.
Главный бухгалтер должен тщательно  проверить  все  финансовые  расчеты.  По
возможности заключение  по  бизнес-плану  должен  сделать  аудитор.  Другими
словами, ни один потенциальный  инвестор  не  должен  обнаружить  какой-либо
ошибки  в бизнес-плане;
       - бизнес-план должен обладать  гибкостью,  обеспечивающей  возможность
внесения  корректировок в разработанные  программы;
       - необходимо контролировать распространение  бизнес-плана, так как  он
содержит  конфиденциальную информацию о бизнесе  предпринимателя  или  группы
предпринимателей.
       Следует нумеровать  каждый  экземпляр.  В  любом  случае  при   первом
знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор
или сводку данных, и если инвестор выразил  свою  заинтересованность,  только
в этом случае можно представить ему  детальный план.
       Ясно, что выполнение всех требований  возможно лишь  при  определенной
структуре и логики построения бизнес-плана.
       Обычно бизнес-план включает в  себя следующие разделы:
       - резюме;
       - описание состояния отрасли,  предприятия и предполагаемой  к освоению
продукции;
       - изучение и анализ рынка;
       - план маркетинга;
       - возможности производства (производственный  план);
       - организация реализации проекта;
       - финансовый план.
       Приведем основные рекомендации  по содержанию  разделов  бизнес-плана,
подробнее остановившись на финансовом плане. Схематично, типичная  структура
бизнес-плана  представлена на рис.1.3.
       В  первом  разделе  бизнес-плана   проводится   анализ   состояния   и
перспектив  развития отрасли, который призван решить в основном две задачи:
       1) изучить  состояние  и   тенденции  развития  отрасли   как   объекта
инвестирования; 

2) получить  исходную информацию для прогнозов  объема производства  продукции
и услуг, которые может  выпускать  данное  предприятие,  исходя  их  условий
конкуренции.
       Для  решения  первой  задачи  в   бизнес-плане   целесообразно   дать
ретроспективный анализ текущего состояния дел в  отрасли, развитие отрасли  в
предшествующий  период (5-10 лет), описать  возможные  тенденции  дальнейшего
развития:
       - отрасли в целом;
       - предприятий отрасли;
       - развития соответствующих производств в  регионах,  где  планируется
сбыт  продукции;
       - за рубежом.
       При выполнении анализа необходимо  обратить особое внимание, возникали
ли какие-либо  предприятия  в  отрасли  в  последние  годы,  планируется  ли
появление новых предприятий в ближайшее  время, в среднесрочной  перспективе. 

       Для решения второй задачи  необходимо описать основных  конкурентов  на
региональном, внутреннем и внешних рынках по следующим позициям:
       - номенклатура и объемы выпускаемой  ими продукции;
       - рынки, на которых они работают;
       - конкурентоспособность их продукции;
       - ценовая политика и политика  в области сбыта;
       - состояние производственной базы.
       Анализ  этих  данных   даст   возможность   определить   конкурентные
преимущества  исследуемого   предприятия   или   выявить   его   недостатки,
определить  методы  конкурентной  борьбы  с  предприятиями-конкурентами.  Его
результаты  будут одним из критериев,  на  основании  которого  потенциальный
инвестор  может судить о возможностях предприятия  вести успешную  конкуренцию
с аналогичными предприятиями.
       Описание предприятия в бизнес-плане  решает достаточно  узкую  целевую
задачу - дать потенциальному инвестору четкое  представление  о  предприятии
как  объекте  инвестирования   или   возможном   партнере   при   реализации
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.