На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит движения и использования материалов в производстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
Введение                                                                                                                  3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета и аудита
               материально-производственных запасов                                              5

           1.1 Законодательные и нормативные акты по аудиту и

                 контролю производственных запасов                                                  5

1.2 Цель, задачи и источники информации аудита МПЗ                          9

        1.3 Методика проведения аудиторской проверки
            материально-производственных запасов                                           17                                
Глава 2. Аудит МПЗ на примере НГДУ «Федоровскнефть»                           25
          2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
                НГДУ «Федоровскнефть»                                                                    25
          2.2 Планирование аудита материально-производственных
               запасов:  составление общего плана и программы                           32                                     
         2.3 Проверка движения и использования производственных запасов   38
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации
               бухгалтерского учета                                                                            51                                                                                                    
Заключение                                                                                                           54     
Список литературы                                                                                              56 
Приложения                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
          Актуальность данной темы состоит в том, что одной из наиболее значимых статей бухгалтерского учета с позиции проведения аудита производственных предприятий являются материалы.
          Ввиду многообразия форм учета материалов, постоянно изменяющейся законодательной базы в этой области, а также целого ряда особенностей учета материалов существуют различные трудности и проблемы в бухгалтерском учете. Это определяет актуальность аудиторских проверок данных вопросов финансово-хозяйственной жизни предприятия как возможность снижения ошибок и улучшения работы бухгалтерских служб.
         Если их удельный вес составляет более 5% актива баланса, то следует очень внимательно отнестись к проверке, так как стоимость материалов занимает существенную часть в себестоимости, выпускаемой продукции. Зачастую финансовый результат деятельности всего предприятия напрямую зависит от решения вопросов по закупке и доставке материалов. Кроме того, ошибки, допускаемые в учете, ведут к неправильному формированию себестоимости готовой продукции, к искажению финансового результата, налогооблагаемой прибыли.
         Поэтому важно выявить все особенности синтетического и аналитического учета материалов на проверяемом предприятии. Необходимо отметить, что аналитическая информация о составе, стоимости, движении материалов, используемых в производстве, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, а также для принятия оптимальных управленческих решений.
Целью исследования является изучение порядка проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов на предприятии НГДУ «Федоровскнефть».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение целей, задач, объекта аудита учёта материально-производственных запасов и источники информации для их проверки;
- разработка порядка проведения аудита на предприятии НГДУ «Федоровскнефть»;
- непосредственно изучен аудит фактического наличия и использования производственных запасов;
- разработка рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета МПЗ на предприятии.
         Объектом исследования в курсовой работе является НГДУ «Федоровскнефть», которое является структурным подразделением ОАО «Сургутнефтегаз».
         Источниками получения аудиторских доказательств являются Положения об учетной политике предприятия, ведомости сводных учет затрат на производство, учетные регистры по счетам, главная книга, бухгалтерская отчетность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.Теоретические аспекты бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов.

1.1 Законодательные и нормативные акты по аудиту и контролю производственных запасов.

         При учете и аудите материально-производственных запасов необходимо руководствоваться законодательно-нормативными документами.
          Система нормативного регулирования аудиторской деятельности, которыми следует руководствоваться аудиторам при осуществлении проверки достоверности информации учета материалов в бухгалтерской отчетности, а соответственно, и аудируемым лицам при организации этого участка бухгалтерского учета можно подразделить на четыре уровня документов:
Первый уровень – Федеральные законы, Кодексы РФ, Указы Президента РФ. Конкретно к данному уровню относятся:
?   Гражданский кодекс РФ. [1] В нем закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации (в том числе и учета материалов) – наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязанность утверждения годового отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д.;
?   Налоговый кодекс РФ (часть 1и 2) [2]. Он определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета (в том числе и учета материалов) при определении базы для расчета налогов;
?   Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996), с изменениями и дополнениями [3]. В законе определены понятия бухгалтерского учета материалов, его объекты, основные правила и требования, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета материалов, правила организации аналитического и синтетического учета материалов, его регистров, порядок оценки материалов, их инвентаризации.
?   Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307- ФЗ принят ГД ФС РФ 24.12.2008, согласно которому аудиторские организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, при проведении аудиторской проверки организации выражают мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета материалов законодательству РФ [4].
           Второй уровень – Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов. К данному уровню относятся следующие нормативные документы:
?   Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44?н. (в ред. Приказов Минфина от 26.03.2007 № 26н). [5] Этот документ содержит основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета материалов, а так же раскрывает другие вопросы бухгалтерского учета материалов;
?   Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 № 26н.) [6].
?   Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 г. № 154н) (в ред. От 25.12.2007 №147н) [7];
           Третий уровень – правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. К ним относятся:
?   Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. №119?н (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 N 33н, от 26.03.2007 N 26н); [9]
?   Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49; [10]
?   Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации (протокол №25 от 23.04.2004 г.); [11]
?   Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н); [12]
?   Порядок отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе (письмо Минфина России от 30 октября 1992 г. № 16-05/4).
?   Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н; (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) [8]
           Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. Такие как:
– внутрифирменные правила (стандарты);
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– должностные инструкции;
– инструкции по проведению инвентаризации и т.д.
         Приведенный выше перечень документов, регламентирующих учет материалов и его аудиторскую проверку в Российской Федерации, основан на их юридической значимости для формирования системы бухгалтерского учета и его аудита.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цель, задачи и источники информации аудита МПЗ

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н, к материально-производственным запасам (МПЗ) относятся активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
К таким активам относятся сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, товары, готовая продукция.
Целью аудита МПЗ является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения, действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Основными задачами аудита материально-производственных запасов на предприятии является проверка:
- состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
- соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
- выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
- полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания МПЗ;
- обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам ревизии решений. [20]
Для достижения целей аудита в соответствии с федеральным Правилом №3 «Планирование аудита» составляется программа аудиторской проверки по разделу «Материально-производственные запасы», являющаяся частью общей программы аудита.
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита МПЗ:
1) Оценка эффективности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ:
- обоснованность и оптимальность выбора в учетной политике организационно-технических и методических аспектов данного участка учета;
- представление финансовой информации наиболее эффективным образом в целях ее оптимального использования уполномоченными лицами;
- проверка объективности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, об имеющихся в наличии МПЗ;
- проверка организации системы утверждений (наличие приказа об установлении круга лиц, которым дано право подписывать документы на отпуск МПЗ со склада).
2) Проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью МПЗ:
- организация складского хозяйства для различных видов МПЗ;
- соблюдение условий хранения (обеспечение измерительными приборами);
- правильность классификации и группировки МПЗ (сырье, основные и вспомогательные материалы, запчасти и т.д.);
- правильность хранения собственных МПЗ и находящихся в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на комиссии, давальческое сырье);
- организация материальной ответственности за МПЗ;
- организация аналитического учета МПЗ;
- организация проведения инвентаризации МПЗ;
- соблюдение сроков проведения инвентаризации МПЗ согласно учетной политике;
- правильность отражения в учете результатов инвентаризации (проверка материалов о результатах годовой инвентаризации МПЗ).
3) Проверка правильности документального оформления движения МПЗ:
- наличие первичных документов, подтверждающих движение МПЗ;
- применение унифицированных форм первичной учетной документации;
- особенности документального оформления (соответствие содержания первичного документа сути хозяйственной операции).
4) Проверка полноты и своевременности оприходования материальных ценностей:
- наличие и правильность оформления договоров;
- соответствие поступающих МПЗ условиям договоров;
- реальность кредиторской задолженности по МПЗ;
- правильность учета неотфактурованных поставок и МПЗ в пути.
5) Проверка правильности оценки МПЗ при их оприходовании и списании в производство:
- правильность оценки МПЗ в текущем учета и в балансе;
- правильность формирования учетной стоимости отечественных и импортных материальных ценностей и соблюдение условий договоров и учетной политики.
6) Проверка использования материальных ценностей на производственные и другие цели:
- законность и целесообразность расходования МПЗ;
- использование МПЗ по различным направлениям деятельности;
- правильность оценки МПЗ при их списании.
7) Проверка правильности отражения материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета:
- отражение операций оприходования и списания МПЗ в регистрах синтетического учета;
- вопросы налогообложения, связанные с оприходованием и списанием МПЗ;
- сверка данных синтетического и аналитического учета;
- правильность списания недостач и порчи МПЗ.
          Поставленные задачи решаются путем выполнения определенного набора аудиторских процедур, которые выбираются при планировании аудита и в ходе проверки уточняются. Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 23 апреля 2004г. утверждены Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности (протокол от 22.04.04 №25). Данные методические рекомендации содержат описание основных аудиторских процедур, выполнение которых позволит получить необходимые доказательства достоверности показателей отчетности в отношении наличия и движения МПЗ. Методика носит рекомендательный характер и может быть принята за основу при разработке внутрифирменных стандартов аудита МПЗ. К каждой процедуре разработаны свои рабочие документы. Они представлены в виде таблиц. Профессиональное сообщество аудиторов рекомендует в ходе проведения аудита МПЗ осуществить 40 процедур. Все они разбиты на три этапа. На первом этапе выполняются процедуры подготовки и планирования аудита (9 процедур). Здесь производится оценка степени надежности внутреннего контроля. Для этого аудитор должен использовать тесты внутреннего контроля учета МПЗ и получить от работников бухгалтерии ответы на вопросы, которые позволят ему определить, какие процедуры необходимо использовать при дальнейшей проверке. На втором этапе осуществляются процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу (29 процедур). И, наконец, третий этап носит заключительный характер, связанный с анализом ошибок и их влиянием на показатели отчетности (2 процедуры).
Конкретный порядок проведения процедур и их содержание должны определяться исходя из особенностей хозяйственной деятельности проверяемой организации [16].
Информационной базой для проверки материально-производственных запасов являются:
- нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей;
- приказ об учетной политике;
- первичные документы по оформлению операций с МПЗ;
- организационно-правовые документы и материалы;
- бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ.
В качестве приложений к учетной политике предприятия в составе информации организационно-технического направления должны содержаться:
-                     документооборот по материально-производственным запасам;
-                     рабочий план счетов (применяемые счета для учета материальных ценностей);
-                     количество и сроки планируемых инвентаризаций МПЗ.
Первичные документы, которыми оформляют операции с МПЗ, зависят от видов и групп материальных ценностей, которыми владеет организация. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся: доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета.
Информация для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в форме №1 «Бухгалтерский баланс» - показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса с детализацией по видам (сырье, материалы и другие аналогичные ценности, товары отгруженные, затраты в незавершенном производстве); в приложении к балансу, пояснительной записке – раскрывается информация о способах оценки МПЗ, последствиях изменений способов оценки, стоимости МПЗ, переданных в залог, величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Бухгалтерские регистры по учету МПЗ могут быть различными. Это зависит от применяемых формы и способа ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также от видов и групп имеющихся МПЗ. Но в любом случае аудитор должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета по счетам 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», сальдовые ведомости, книги, карточки складского учета, материалы инвентаризаций.
Аудиторскую проверку операций с МПЗ целесообразно проводить в такой последовательности:
-                     изучить положения учетной политики по направлениям данного участка проверки;
-                     оценить степень надежности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ, для этого: провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений; изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально-ответственных лиц;
-                     проанализировать состав МПЗ на отчетную дату;
-                     определить объем выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации;
-                     проанализировать движения МПЗ;
-                     проверить правильность оценки МПЗ;
-                     выявить состояние и организацию синтетического и аналитического учета МПЗ.
         На формирование мнения аудитора в отношении достоверности информации о МПЗ оказывают влияние следующие факторы:
-                     полнота отражения сведений о наличии у организации МПЗ в бухгалтерских записях и отчетности. Ошибки в полноте отражения операций с МПЗ приводят к занижению отчетных данных. Например, не отражены в учете товары, поступившие от поставщика, приобретенные по договору поставки или купли-продажи, так как по условиям договора они должны оплачиваться после их реализации, однако право собственности на них возникло в момент их приемки. Или, например, когда материальные ценности отправлены и получены в декабре проверяемого года, а отражены в учете в январе-феврале следующего года. На практике бывают случаи, когда такие документы могут не найти отражения в учете. Подобная ситуация может возникнуть тогда, когда материальные ценности получает одно предприятие, а оплачивает их - другое. Обнаружить такие ошибки достаточно сложно, поскольку проверка учетных регистров не содержит информации о незафиксированных фактах. Для этого аудитору потребуется сделать выборку из первичных документов или информации неучетного характера;
-                     наличие в учете операций с МПЗ без достаточных на то оснований. Например, организация включает в свой баланс имущество, на которое не имеет права собственности, - материальные ценности, полученные по договорам комиссии. Такие ошибки приводят к завышению показателей отчетности;
-                     соблюдение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Эти ошибки связаны с неправильным распределением операций по учетным периодам, т.е. отражение их в отчетности другого периода. Нередко на практике полученные материальные ценности отражают в учете до момента перехода права собственности на них, и, наоборот, материалы в пути, право собственности на которые уже перешло к покупателю, в учете не отражают или не приходуют материальные ценности по неотфактурованным поставкам. Для выявления ошибок в периодизации аудитору следует изучить учетные записи и сопоставить их с первичными документами;
-                     правильность оценки МПЗ. Например, в фактическую стоимость приобретения импортного сырья не были включены уплаченные таможенные пошлины. Такие ошибки чаще всего носят системный характер, так как являются следствием нарушения методологии учета;
-                     правильность отражения МПЗ на соответствующих счетах учета. Такие ошибки могут быть обнаружены при инвентаризации. К операциям, влияющим на правильность отражения остатков МПЗ и подсчета себестоимости реализованной продукции в результате искажения бухгалтерской отчетности относятся:
-                     случаи включения в данные инвентаризации излишних и частично или полностью потерявших свойства ценностей, которые были списаны в предшествующие периоды;
-                     двойной учет товаров в пути или уже реализованных товаров;
-                     случаи завышения данных об остатках производственных запасов, находящихся на складах третьих лиц;
-                     случаи включения в данные инвентаризации сведений о ТМЦ, полученных на условиях комиссии.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Методика проведения аудиторской проверки
материально-производственных запасов.
          Цель аудиторской проверки учета производственных запасов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.             
В методике проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов, прежде всего, необходимо проверить положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые отражены в документе «Учетная политика». При этом особое внимание следует обратить на то:
–              как учитываются материальные ценности – по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;
–              какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;
–              какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складе.
Основные элементы учетной политики, относящиеся к организации учета товарно-материальных ценностей, приведены в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п
Элементы учетной политики предприятия
Вариант выбора
1
Форма бухгалтерского учета
Упрощенная
Мемориально-ордерная
Журнально-ордерная
Компьютеризованная
2
Способ оценки мате-риалов при отпуске в производство и ином выбытии
1. По себестоимости каждой единицы запасов
2. По средней себестоимости
3. По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)
3
Приобретение МЦ
1. С использованием счетов 15, 16 и 10
2. С использованием только счета 10
4
Оценка материалов в текущем учете
По фактической себестоимости
      
          Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:
–              учет поступления материальных ценностей;
–              аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;
–              учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;
–              сводный учет материальных ценностей;
–              анализ использования материальных ресурсов.
Для выполнения проверки комплексозадач по учету материальных ценностей применяют различные методы получения аудиторских доказательств.
Так, для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.
Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.
Отражение в бухгалтером учете проведенных хозяйственных операций и реальность остатков на счетах учета ТМЦ проверяют с помощью подтверждения.
Контроль за учетными работами, выполняемые бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ проводится путем соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.
Устный спрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.
Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.
Операции, отраженные в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности, проверяются в ходе прослеживания. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.
При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применять аналитические процедуры.
Проверяя учет поступления материалов, прежде всего уточняют, какой вариант применяет проверяемый субъект: с использованием счетов 15 и 16 ил без их использования. Далее контролируют правильность оформления первичных документов на поступление материалов, их оценку, ведение аналитического учета (по номенклатурным номерам, артикулам и др.).
Одновременно устанавливают, как был выделен НДС, отнесен на счет 19 и списан в дальнейшем на счет 68 субсчет НДС.
Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути).
По операциям поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена (бартер), поступившим безвозмездно и др.
          При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах, прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.
Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей в размере номенклатурных номеров по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль – операция весьма трудоемкая.
Третий метод – наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персонального компьютера (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными [16].
Налог на добавленную стоимость списывается в соответствии с положением гл.21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» и учитывается по дебету счета 19, субсчет «НДС по приобретенным материально- производственным запасам» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Аудитору  необходимо проверить, как было образовано сальдо по счету 19 и как производилось его отнесение на счет 68. НДС по материально-производственным запасам списывается полностью на счете 68 в момент оплаты счетов.
Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки:
–              по себестоимости единицы запасов;
–              по средней себестоимости;
–              по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО);
Первый метод предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая.
Второй метод (оценка по средней себестоимости) является наиболее распространенным. При его применении важно правильно установить средние цены.
Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальные ресурсы исполняются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.
В каждом методе применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь, безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.
Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар) или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Списание сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами и отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73, 91 и др.
Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера ф. №10, ведомостей ф. №№ 10, 11, 10с, 14, 15с и Главной книги. Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.
Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и переоценке материалов в части из отражения в балансе.
При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.
Анализ использования материальных ресурсов нацелен на выявление соответствия запасов установленным нормам, расходу материалов (в натуре или по стоимости) на 1 руб. изготовленной продукции и др.
В качестве путей рационализации учета производственных запасов можно предложить: использование ПК; применение наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах [14].
К наиболее характерным ошибкам по учету ТМЦ можно отнести следующие:
–              не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);
–              неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
–              не ведется аналитический учет движения ТМЦ в бухгалтерии;
–              нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия;
–              не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ;
–              на складах хранится большое количество неиспользуемых ТМЦ;
–              неправильно производится списание ТМЦ по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.);
–              неверно ведется учет НДС по поступившим ТМЦ.
Совершенствование учета и контроля наличия и движения производственных запасов предприятия следует производить по следующим направлениям.
Во-первых, упрощать оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Отпуск материалов в производство, где это целесообразно, можно оформлять на основании установленного лимита непосредственно в карточках складского учета материалов, предусмотрев в них подпись лица, получающего ценности. Также можно на карточках складского учета производить и внутреннее перемещение ценностей. Упрощает учет и повышает контроль за использованием материалов отпуск их по  раскройным картам, комплектовочным ведомостям и др. В условиях применения персональных компьютеров можно отказаться от введения карточек складского учета, заменив их машинограммой, сортовой оборотной ведомостью или дискетой.
Во-вторых, исходя из требований рыночной экономики, совершенствовать методологию бухгалтерского учета материальных ресурсов. До настоящего времени нет единого мнения о классификации производственных запасов, их оценке в текущем учете, составе отклонений в стоимости материалов и т.д. До настоящего времени среди экономистов отсутствует единое мнение по организации учета тары. Нет единого подхода в начислении износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
В-третьих, следить за тщательным и своевременным проведением инвентаризаций, контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материалов.
Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и аудит за наличием, движение и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии [15].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Аудит материально-производственных запасов на примере НГДУ «Федоровскнефть».
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия.
     В качестве объекта исследования курсовой работы выступает нефтегазодобывающее управление «Федоровскнефть» (сокращенное название - НГДУ «Федоровскнефть»), которое является структурным подразделением ОАО «Сургутнефтегаз», то есть подразделением, деятельность которого направлена на добычу нефти и газа, обеспечение условий их добычи.
     Нефтегазодобывающее управление "Фёдоровскнефть" создано в 1977 году. Численность 3990 человек (1998 год).
     НГДУ  "Федоровскнефть" выделено на отдельный баланс, без образования юридического лица, с целью организации и ведения внутрипроизводственного учета и отчетности. Отдельный баланс составляется без наличия системы показателей, отражающих финансовые результаты деятельности подразделения, так как они являются прерогативой юридического лица.
    НГДУ «Федоровскнефть» в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, Положением НГДУ Федоровскнефть» (Приложение 1), Уставом ОАО «Сургутнефтегаз» (далее по тексту – Общество), регламентами взаимоотношений между структурными подразделениями Общества при бездоговорном выполнении работ и другими нормативными документами Общества.
     Взаимоотношения НГДУ «Федоровскнефть» и Общества строятся на основе административного подчинения. НГДУ «Федоровскнефть» является составной частью Общества, выступает в гражданском обороте от имени, по поручению и под ответственность Общества. НГДУ Федоровскнефть» обладает закрепленным имуществом, принадлежащим Обществу.
    Главной задачей НГДУ «Федоровскнефть» является обеспечение потребностей Общества в производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в целях получения Обществом прибыли.
     Основными видами деятельности НГДУ «Федоровскнефть» являются:
-  разработка нефтяных месторождений (добыча нефти и газа, закачка воды в пласт);
-изучение геологического строения разведываемых месторождений, структуры запасов нефти и газа;
- обеспечение антикоррозийной защиты резервуаров;
- энергоснабжение нефтепромысловых объектов и оборудования;
- работы по метрологическому обеспечению объектов нефтедобычи;
- пусконаладочные работы;
- осуществление разработки естественных карьеров;
- ведение учета запасов нефти и газа, участие в установленном порядке в их утверждении;
- выполнение инженерных изысканий и проектных работ для строительства, строительно-монтажных, геодезических, геологических и других работ;
- архитектурное проектирование;
- технологическое проектирование: разработка проектов обустройства и разработки нефтяных месторождений и межпромысловых нефтегазопроводов и водоводов;
- обследование технического состояния зданий и сооружений;
- рассмотрение проектной документации;
- проектные работы по всем разделам проектов  для обустройства нефтяных месторождений и отдельных его объектов;
- строительная деятельность;
- другое.
  В состав НГДУ входит основное, вспомогательное производства и другие предприятия, подчиненные НГДУ. В состав основного производства помимо ЦДНГ, ЦППД, ЦППН входит также инженерно-технологическая служба (ИТС), которая занимается непосредственно оперативным управлением по добыче нефти и газа и обеспечивает выполнение производственных планов в соответствии с установленными технологическими нормами. В ее состав входит центральная инженерно-технологическая служба (ЦИТС) и районные ИТС (РИТС). Производственная структура НГДУ  "Федоровскнефть" представлена в Приложении 4.
     Оперативное руководство деятельностью НГДУ «Федоровскнефть» осуществляет начальник, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Обществом.
     В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ (ред. От 23.11.2009) ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя НГДУ «Федоровскнефть».
      Начальник НГДУ «Федоровскнефть» несет  ответственность перед Обществом за руководство и производственно-хозяйственную деятельность НГДУ «Федоровскнефть», его хозяйственно-финансовое положение, за организацию бухгалтерского и налогового учета, за использование средств фондов, соблюдение действующего законодательства РФ при выполнении хозяйственных операций, за создание безопасных условий труда на производстве, за создание условий для внедрения современных технологий, охрану коммерческой тайны  общества НГДУ «Федоровскнефть», своевременное начисление и выплату заработной платы.
     Главный бухгалтер предприятия назначается и освобождается от занимаемой должности Обществом по представлению начальника НГДУ «Федоровскнефть» и согласованию с главным бухгалтером Общества, имеет право подписи платежных документов.
     Бухгалтерская служба предприятия осуществляет свою деятельность на основании «Положения о централизованной бухгалтерии от 17.10.2001 №202» (Приложение 2). Согласно этому положению  централизованная бухгалтерия является структурным подразделением  аппарата управления НГДУ «Федоровскнефть» на правах отдела, в административном отношении подчиняется непосредственно начальнику управления, а функционально – главному бухгалтеру «Сургутнефтегаз».
     Структура бухгалтерии имеет линейную организацию, где заместитель главного бухгалтера подчиняется главному бухгалтеру, а бухгалтерские группы подчиняются непосредственно заместителю главного бухгалтера.       Структура и штаты централизованной бухгалтерии утверждает начальник управления в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов в пределах установленных лимитов по труду с учетом объемов работы и особенностей производства.
     В состав централизованной бухгалтерии управления входят следующие группы:
- группа по учету заработной платы;
- группа по учету материалов;
- группа по учету основных средств и капвложений;
- группа по учету себестоимости;
- финансово-договорная группа.
     Руководство каждой группой осуществляется руководителем группы, а непосредственное руководство производственной деятельностью отдела осуществляет главный бухгалтер. Обязанности между работниками централизованной бухгалтерии распределяются на основании соответствующих должностных инструкций.
Основные задачи:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, и внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Каждую группу централизованной бухгалтерии возглавляет ведущий бухгалтер. Структуру и штаты группы утверждает начальник управления в соответствии с типовой структурой аппарата управления и нормативами численности в пределах установленных лимитов по труду с учетом объемов работы и особенностей производства. Взаимозаменяемость работников группы устанавливается должностными инструкциями (Приложение 3).
   Взаимоотношения централизованной бухгалтерии со структурными подразделениями управления:
1. Группа по учету заработной платы:
Получает: наряды и табеля учета рабочего времени с оформленными должным образом документами, необходимыми для начисления заработной платы. Через администрацию цеха (мастер, экономист) осуществляется подача заявок на оформление различных справок для работников цеха и получение их в расчетной группе бухгалтерии для передачи работниками в цехе, проводится сверка начисленной заработной платы по расчетным листам.
Представляет: расчетные листы по заработной плате.
2. Группа по учету материалов:
Получает: отчеты по списанию МБП и материалов с визами специалистов и приложениями (расчеты, дефектные ведомости, планы работ цехов, графики ППР, ТО – как обоснование выполненных работ); акты инвентаризации, акты приема-передачи материальных ценностей в необходимых случаях (отпуск, перемещение, увольнение материально-ответственных лиц), ежемесячная сверка наличия материальных ценностей, числящихся на подотчете в бухгалтерии управления; требования на спецодежду; оформленные материалы, переданные подрядчиком для выполнения тех или иных видов работ.
3. Группа по учету основных средств и капвложений:
Представляет: сверку наличия основных средств ежемесячно; акты инвентаризации имущества, кроме того в случаях ухода в отпуск, перемещении, увольнении материально-ответственных лиц со сдачей актов приема-передачи; акты на списание по имуществу, которое непригодно к эксплуатации, украдено, сгорело и т. п. по мере необходимости сразу же после установления того или иного факта; отчеты по НКТ ежемесячно; накладные на внутренне перемещение объектов основных средств; акты по ф. 2 по подрядчикам с подтверждением объемов выполненных работ, обоснованием по претензиям, либо их отсутствием согласно действующего регламента по предприятию.
4. Группа по учету себестоимости: 
Представляет: акты по услугам и работам, выполненным для сторонних организаций (тепло, вода, эл. энергия, солевой раствор); чеки на услуги автотранспорта заполненные согласно требованиям, предъявляемым к оформлению первичных документов (дата, расшифровка, подписи); справки по объемам перевозимого груза; авансовые отчеты работников цехов по суммам, взятым в подотчет (в течение 3дней по возвращении из отпуска).
Каждая группа входит в состав централизованной бухгалтерии.
Для обеспечения рациональной работы бухгалтерии предприятия разработана учетная политика, в которой представлен план организации бухгалтерского учета, который состоит из плана документации и документооборота, плана инвентаризации, Плана счетов и их корреспонденции, плана отчетности, плана технического оформления учета, плана организации труда работников бухгалтерии.
Организация бухгалтерского учета на предприятии НГДУ «Федоровскнефть» осуществляется с применением программного обеспечения ИС SAP. Автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета обеспечивает механизацию и автоматизацию учетного процесса; высокую точность учетных данных; оперативность данных учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.
    Таким образом, централизованная бухгалтерия создана как самостоятельное структурное подразделение организации. В централизованных бухгалтериях создаются условия для совершенствования организации труда бухгалтеров, внедрения научной организации труда и образцовой постановки учета, его механизации и автоматизации, повышения квалификации кадров и сокращения штатов. Достоинством централизованной бухгалтерии является также то, что, концентрируя всю учетную информацию учреждений, она обеспечивает такую организацию учета, при которой имеются объективные условия для контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью и управления ими.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Планирование аудита производственных запасов: составление общего план и программы
      Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей "Запасы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам [5].
Основные задачи проверки материально-производственных запасов сводятся к необходимости убеждения аудитора в:
•     отражении в учете всех материально-производственных запасов, перешедших в собственность организации;
•     отражении на забалансовых счетах всех материально - производственных запасов, переданных организации во владение или пользование (на комиссию, хранение и т.д.);
•     наличии в организации материально-производственных запасов, которые, согласно данным учета, должны быть в наличии;
•     последовательности применения учетной политики в отношении выбранного метода учета материально-производственных запасов (по фактической себестоимости, по учетным ценам с использованием счетов 15 и 16);
          При аудите производственных запасов руководитель предприятия подает запрос в аудиторскую фирму. Сделав запрос в аудиторскую фирму, руководитель предприятия получает письмо - обязательство о согласии на проведения аудита материально-производственных запасов (Приложение 5).
  На основании данного письма заключен договор о проведении аудиторской проверки материально-производственных запасов НГДУ «Федоровскнефть» за период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. аудиторской фирмой «Аудит-Сервис» (приложение 1), а также составлены и утверждены общий план и программа аудита.
 

Общий план аудиторской проверки учета производственных запасов

 
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

НГДУ «Федоровскнефть»
с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г.
240
    Лычко Д.А.
4%
1)     Качественно – соответствие нор-мативным актам
2)     Количественно – 2%
 

и т.д.................



п/п
Планируемые виды работ
(комплексы задач)
Период проведения
Исполнители
1
Аудит операций по поступлению материальных ценностей
Один раз в квартал
Лычко Д.А.
2
Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складе предприятия
Один раз в квартал
Лычко Д.А.
Сидорова Е.А.
3
Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений
Один раз в квартал
Сидорова Е.А.
Курицына А.Н.
4
Аудит сводного учета материальных ценностей
Один раз в квартал
Сидорова Е.А.
5
Проведения анализа использования материальных ценностей

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.