На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рассмотреть характерные черты семейного воспитания, его проблемы. Ознакомиться с творческим мышлением с проблемами и условиями успешного

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Макеевский  экономико-гуманитарный институт
Кафедра: " Психологии и педагогики " 
 

Индивидуальное  контрольное задание по психологии и педагогики
На темы: " №1 Рассмотреть характерные черты семейного воспитания, его проблемы.
№2 Ознакомиться с творческим мышлением с проблемами и условиями успешного решения творческих заданий.
№3 Рассмотреть эмоции и чувства." 
 

                  Выполнила студентка 1 курса
                  Экономического  факультета
                  Специальности « УА»
                  Группы  «18-А»
                  Тарасюк Т.Л. 

                  Проверила : Волженцева И.В. 
                   

                   Макеевка, 2009 г. 

        Содержание
№1 Рассмотреть  характерные черты семейного  воспитания, его проблемы.
      Влияние семьи на становление личности
      Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
      Типы семейных взаимоотношений.
      Переходный возраст.
      Выводы.
№2 Ознакомиться с творческим мышлением с проблемами и условиями успешного решения  творческих заданий.
2.1Проблемное  обучение.
2.2Основа  творческого процесса.
2.3Логические  и дидактические правила.
2.4Выводы.
№3 Рассмотреть  эмоции и чувства.
3.1Эмоции  и чувства.
3.2Тип  личности.
3.3Различия  эмоций и чувств.
3.4Тест: "Подвержены ли вы стрессу?"
3.5Высшие  эмоции – чувства.
3.6Выводы.
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


1.1Влияние семьи на становление личности
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи  с особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека –  достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
1.2Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Необходимо  сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети  быстро «схватывают» сказанное и  довольно легко маневрируют между  родителями, добиваясь сиюминутных  выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место  ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Возможно, родители любят его, когда ребенок  соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).
1.3Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система  воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат  в семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства  у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять  требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая  своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его  от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более не приспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте.
Если  диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека –  заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может  порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредствованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
От условий  воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у  которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность  также может проявляться с  завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное  представление – здесь нужна  гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
1.4Переходный возраст
Многие  родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного  возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я».
Подростковая  самостоятельность выражается, в  основном, в стремлении к эмансипации  от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его  выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
Родители  регулярно указывают детям, что  им делать;
Ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его  голосу не прислушиваются;
Ребенок может принимать отдельные решения  сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти  равные права, принимая решение;
Решение часто принимает сам ребенок;
Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
1.5Выводы
Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда  находить время, чтобы поговорить с  ребенком;
Интересоваться  проблемами ребенка, вникать во все  возникающие в его жизни сложности  и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать  на ребенка никакого нажима, помогая  ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное  мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты  и относиться к ребенку как  к равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим  жизненным опытом;
С уважением  относиться к стремлению всех остальных  членов семьи делать карьеру и  самосовершенствоваться.
2.1Проблемное  обучение
Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является определенным сдерживающим фактором для развития теории педагогики, а, с другой стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит и системосохраняющий характер.
Проблемное  обучение обеспечивает возможности  творческого участия обучаемых  в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов  и творческого мышления, высокую  степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.
  Проблемному образованию приписываются также  следующие специальные функции:
воспитание  навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов  и способов творческой деятельности);
воспитание  навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование  и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
формирование  мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
2.2Основа  творческого процесса
Фактически  основой для этого является моделирование  реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения  проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности  учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного  взаимодействия.
От уровня развития творческих способностей человека, от степени его привыкания к наличию  проблемных ситуаций, суть которых  – вся окружающая действительность, и возможности их логического  разрешения, зависит не только его  развитие как личности, но и, при  некотором утрировании, даже уровень  его психологической устойчивости.
Знания, умения и навыки, полученные в процессе решения проблемных ситуаций, более  эффективно фиксируются в памяти.
Проблемная  ситуация имеет абстрактную ценность - для развития творческих способностей учащихся. Наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
А также  проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие  положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных  и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью  большей эффектности проблемной ситуации.
2.3Логические  и дидактические  правила
Для достижения максимальной эффективности учебного процесса постановка проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил: отделения неизвестного от известного, локализации (ограничения) неизвестного, наличия в формулировке проблемы неопределенности, определения возможных условий для успешного решения и т.д. Необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки учащихся, их мотивационные критерии. В связи с этим, можно сформулировать следующие правила создания проблемных ситуаций.
2.4Выводы
В современной  педагогике на основе психологической  особенностей процесса обучения выделяются четыре главные условия эффективности  проблемного обучения:
Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем  в процессе обучения;
Обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций, рациональное соотношение  известного и неизвестного (по Л.С. Выготскому - ориентация на зоны ближайшего развития);
Значимость  для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;
Необходимость «диалогического доброжелательного  общения педагога с учащимися, когда  со вниманием и поощрением относятся  ко всем мыслям, гипотезам, высказанным  учащимися».
3.1Эмоции  и чувства
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический  процесс импульсивной регуляции  поведения, основанный на чувственном  отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности  или вредности для жизнедеятельности  индивида.
Эмоции  возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы  поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям  организм оказывается чрезвычайно  выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя  форму, тип, механизм и другие параметры  воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или  вредно для него данное конкретное воздействие" 

По механизму  происхождения эмоции связаны с  инстинктами.
В многообразных  жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции - механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного  распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного  определения полезности или вредности  внешнего воздействия, механизм стереотипного  поведения в жизненно значимых ситуация Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
3.2Тип  личности
  Эмоциональные качества определяют психический облик  индивида -образуют эмоциональный тип  личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
Люди  эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.
Люди  сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно- пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами. Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью.
Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными или незначительными и даже вредными.
Эмоционально-фригидные  типы - люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.
Эмоции  и чувства сопровождаются рядом  вегетативных явлений: изменениями  частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение  кожи). Сердце не случайно считается  символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного  давления, мышечной активности.
В состоянии  эмоционального возбуждения человек  способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически  слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.
3.3Различия  эмоций и чувств
Эмоции  и чувства различаются в зависимости  от их качества 
(положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

По содержательному  своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды: 1) эмоциональный  тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные  состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие эмоции - чувства.
Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и  т. д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный  тон ощущения - это наше отношение  к качеству ощущения, психическое  отражение потребностных свойств  объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным  раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим  по стеклу металлическим предметом).
Эмоциональная устойчивость человека при различных  эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению  других людей называется толерантностью 
(от лат. tolerantia - терпение).

В зависимости  от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует  к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми.
Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.
 
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)

Стресс  (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.
Сверхсильные  раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения 
(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

3.4Тест: "Подвержены ли  вы стрессу?"
В каждой из приведенных ниже шести групп  ответов отметьте одну букву 
(а, б или в) в позициях, которые соответствуют вашему характеру.

1. а)  В работе, в отношениях с представителями  противоположного пола, в спортивных  или азартных играх вы не  боитесь соперничества и проявляете  агрессивность. б) Если в игре  вы теряете несколько очков  или если представитель 
(представительница) противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые ваши знаки внимания, то вы сдаетесь и "выходите из игры". в) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.

2. а)  Вы честолюбивы и хотите многого  достичь. б) Вы сидите и ждете  "у моря погоды". в) Вы ищите  предлог увильнуть от работы.
3. а)  Вы любите работать быстро, и  часто вам не терпится поскорее  закончить дело. б) Вы надеетесь,  что кто-то будет вас "подстегивать". в) Когда вы вечером приходите  домой, то думаете о том,  что сегодня было на работе.
4. а)  Вы разговариваете слишком быстро  и слишком громко. В беседе  вы высказываетесь чересчур категорично  и перебиваете других. б) Когда  вам отвечают "нет", вы реагируете  совершенно спокойно. в) Вам с  трудом удаётся выражать свои  чувства и тревоги.
5. а)  Вам часто становится скучно. б) Вам нравится ничего не  делать. в) Вы действуете в соответствии  с желаниями других людей, а  не со своими собственными.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.