Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Благотворительность в Древней Греции и Древнем Риме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      содержание 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
      Благотворительность: понятие и сущность.
5
    1.2 Основные теоретические подходы к анализу благотворительности.
13
2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 19
    2.1 Общественная благотворительность. 19
    2.2 Складывание государственной благотворительности.
23
3 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 27
    3.1 Благотворительность в дохристианскую эпоху. 27
    3.2 Благотворительная деятельность в церкви и христианских общинах.
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

         Актуальность выбранной  мной темы для данной курсовой работы состоит в том, что феномен  благотворительности в исторической ретроспективе недостаточно изучен. Нет достаточного количества специальной литературы, и вопрос об истории благотворительности изучен не во всех плоскостях истории. Благотворительная деятельность в Античности выбрана мной потому, что этот исторический период времени является источником всей европейской культуры, которой относится и современная Россия.
         Объектом курсовой работы является благотворительность как социально-культурный феномен, предметом – эпоха античности.
         Целью курсовой работы является выявление особенностей благотворительности в Древней Греции и Древнем Риме. Цель курсовой работы нашла отражение в следующих исследовательских задачах:
         - определение понятия  «благотворительности»;
         - выявления основных теоретических подходов к анализу благотворительности;
         - анализ общественной благотворительности в Древней Греции;
         - изучение государственной благотворительности в Древней Греции;
         - освещение благотворительности в дохристианскую эпоху в Древнем Риме;
         - изучение благотворительной деятельности в церкви и христианских общинах в Римской Империи.
         Данной проблеме в своих трудах уделяют значительное внимание теоретики и практики социальной деятельности и философской мысли.
         К.В.Кузьмин и Б.А.Сутырин в учебном пособии для вузов уделили немало внимание вопросам, возникновения и развития благотворительности. Так же этот вопрос рассматривался и на региональном уровне такими учеными как П.Я Циткилов, Е.П. Агапов, которые в своих учебных пособиях для вузов уделяют большое внимание и более детально изучают данную проблему.
         В курсовой работе использованы такие исследовательские методы, как исторический метод, метод анализа исторических документов, сравнительный анализ.
         Материалы курсовой работы могут быть использованы в качестве материалов для подготовки к семинарам, а так же как материал для дальнейшего изучения истории развития феномена благотворительности.
         Цель и задачами курсовой работы определяется ее структура, которая включает введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
 
      Благотворительность: понятие и сущность
         В самом общем  виде благотворительность – оказание безвозмездной помощи. Благотворительность – это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь не имущему.1 Древний философ Аристотель говорил о том, что это явление с жертвами и святилищами, организацией празднеств и священных участков, которое развращает народ.2 По определению Д.Берлингема, это «деятельность, посредствам которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни». Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство. Немалую роль в неоднородности понимания термина «благотворительность» играет и устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным, а потому сакральным и жертвенным. Так, «корпоративная благотворительность» приобрела свое название скорее за неимением другого определения социальной деятельности коммерческих организаций.
         Это явление, опирающееся  на традиции шефства и социальных программ организаций советского времени, широко распространено, но в настоящий  момент переживает стремительные изменения.
          Именно этими  изменениями вызван интерес бизнеса  к понятиям и технологиям социальной ответственности, социального партнерства, социальных инвестиций и т. д. Необходимость поиска новых путей в развитии благотворительности продиктована чисто экономическими причинами. Находясь в экономической модели социализма, бизнес не являлся чем-то отчужденным от общества, он выполнял производственные функции и являлся базисом для всеобщей социальной надстройки. Являясь шефом какого-либо социального или культурного объекта, предприятие ничего не требовало взамен. В условиях частной собственности и конкуренции предприятия не могут придерживаться такой модели благотворительности, которая описывается двумя словами «отдал и забыл». «Государственный рэкет» (общепринятый термин, обозначающий выдавливание государственным аппаратом средств бизнеса на реализацию общегородских или общерегиональных социальных программ) начал утрачивать свою эффективность прямо пропорционально уменьшению зависимости бизнеса от государства. Сегодня уже на принятие решения о социальных программах большее воздействие имеют инвестиционные, нежели административные рычаги. Итак, сегодня, термин «благотворительность» обозначает весь спектр социальной активности компаний. Именно поэтому стимулирование благотворительности проводится одновременно в нескольких направлениях. Если бы терминологическая база успевала за жизнью, мы могли бы разделить стимулирование программ социальной ответственности, программ социальных инвестиций, внутренних корпоративных социальных программ и благотворительности.
          Но на сегодняшний  момент мы лишены возможности провести такое разделение, а потому практики стимулирования благотворительности рассматриваем вкупе, так, как они выявлены в муниципальных документах.
          Корпоративная благотворительность  – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся категориям или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании. В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг. Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды.
         Частная благотворительность – наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели, как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.
         Кроме этого горизонтального  деления благотворительности есть также деление вертикальное – по масштабам деятельности и объему средств. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения – детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты – для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).
         Филантропия – слово греческого происхождения (philanthropia), означающее «любовь к людям». В словарях говорится, что «филантропия» – то же самое, что благотворительность, то есть это – полные синонимы.3 С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать «любовью к людям», то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью. С одной стороны, такое вложение средств стратегически направлено на общественное благо в целом (сохранение экологического баланса), с другой – благотворительность помогает отнюдь не людям, а животным. Если так, то разница между филантропией и благотворительностью лежит не в конкретных формах действия, а исключительно в сфере мотивации. Хотя по большому счету, помощь не конкретным людям и их группам, а вложение средств в природу, искусство, науку рано или поздно «дойдет» до общества в виде улучшения экологической обстановки, новых открытий, произведений искусства и т.д.
         Меценатство. Изначально меценат – имя собственное. Возникновение меценатства как формы социальной помощи предполагает не только развитие творческих профессий, но и наличие людей, обладающих огромными состояниями. Среди древних греков, давших миру такие профессии, не было очень богатых людей, хотя между ними существовали, конечно, имущественные различия. Так, все граждане Афин разделялись Солоном на четыре группы, принадлежность к которым определялась их годовым доходом, составлявшим для первой из них 500, для второй – 300, для третьей – 200, а для четвёртой – менее двухсот медимнов зерна, масла или вина. Люди с огромными состояниями появились в Древнем Риме: ими были, прежде всего, представители сословия, называвшегося всадниками. В отличие от сенаторов, которые пользовались большим политическим влиянием в древнеримском обществе, всадники создавали себе положение в финансово-экономической сфере, занимаясь главным образом торговлей и откупом налогов с провинций. В рамках корыстной помощи нуждающимся возникло такое явление римской культуры, как меценатство. Его название произошло от имени Гая Цильния Мецената – богатого римского всадника, жившего в I в. до н. э., который прославился благодаря своему покровительству искусству. Год рождения Гая Цильния Мецената точно не установлен (около 74 - 64 гг. до н.э.). Как ни странно, но о жизни этого человека мы знаем очень мало. Родиной Мецената является город Арретия, находящийся в Центральной части Италии. Гай Цильний Меценат был энергичным, умным, талантливым человеком. Он имел вес при дворе императора Августа, способствовал его восшествию на престол. В окружении императора он играл роль дипломата и посланника мира, поэтому Август со спокойной душой оставлял Мецената вместо себя в Риме, когда его покидал. Вместе с тем Гай Цильний Меценат официально не состоял на государственной должности, хотя по своей сути и был вторым человеком в Риме.
         Основой его отношений  с Октавианом была настоящая, крепкая  дружба, Гай был единственным человеком, который мог влиять не только на поведение императора, но и на принятие им важных решений. Все действия Мецената носили только искренний характер, что было исключением в Риме для человека такого ранга.
         Как раз в эти  годы совершался социальный переворот: на смену выродившейся сенатской  олигархии к власти шли «новые люди» из незнатных семей, такие, как Меценат. После убийства Юлия Цезаря в 44 году до н.э. у них было два вождя-соперника: старший Антоний и младший Октавиан, будущий Август. С самого начала мы видим Мецената в войске Октавиана; потом он мирит раньше времени поссорившихся Октавиана и Антония; потом во время отлучек Октавиана управляет от его имени Римом. Но в отличии от своих товарищей по политике он не ищет карьеры, не занимает никаких должностей. Он - эпикуреец, а правилом эпикурейства было: избегай забот, наслаждайся жизнью и не бойся смерти. Когда Октавиан одолел Антония, стал единовластным правителем государства и принял имя Августа, Меценат уходит от политики. Он живет в Риме, в роскошном доме с огромным парком, держит толпу челяди, бравирует изнеженностью и причудами, а в ответ на насмешки пишет книжку «Так я живу». Как и все другие его сочинения, она не сохранилась; а писал он и о резных камнях, и о водяных растениях и животных, и стихи, и диалоги обо всем на свете. Стиль его был вычурен и возбуждал насмешки. Но это не помешало ему перезнакомиться со всеми молодыми поэтами и писателями и стать их другом и покровителем. Главными фигурами в этом «кружке Мецената» были трое. Один - Варий Руф, эпик свои сборники стихов - и «Оды», и «Эподы», и «Сатиры», и «Послания»4.
         Меценату очень  хотелось, чтобы кто-нибудь из его  поэтов написал о победах Августа, он предлагал это и Вергилию, и молодому Проперцию, - но Вергилий вместо этого написал «Энеиду», а Проперций - только любовные элегии. И умный Меценат не настаивал. Мы знаем имена и десятка других литераторов, которых можно посчитать членами его кружка, но они нам мало что говорят. Отношения, связывавшие Мецената с ними, в Риме назывались «дружбой», и часто - как с Горацием - это была дружба без всяких кавычек. Но потомки уверенно видели в этой «дружбе» прежде всего покровительство и вещественную помощь. Впоследствии оказалось, что жена его - любовница Августа, а брат ее - заговорщик против Августа; отношения с императором стали остывать. Вергилий умер, Горация Август переманивал на собственную службу; тот уклонялся, но Меценат нервничал, и Горацию приходилось писать ему в стихах: «Если твои подарки сковывают мою свободу - возьми их назад!». Здоровье становилось все хуже: лихорадки, нервное расстройство, бессонницы, длившиеся годами, - он задремывал лишь под плеск фонтанов в саду. Эпикурейское «не бойся смерти» не давалось ему. И он всячески их оберегал, создавая тем самым условия для творения их великих произведений. Например, когда Вергилий писал свою «Энеиду» Меценат полностью оградил его от вмешательств Августа. Умер великий покровитель искусства в восьмом году до н.э. от тяжелой болезни. Но даже будучи больным, он не переставал думать о своих подопечных, беспокоился о судьбе бесценных творений. Все свое состояние и наследие Гай Цильний Меценат завещал императору Августу.
         Деятельность Гая  Цильния Мецената является и сейчас примером для людей, которым не безразлично искусство, которые помогают его развитию и от своего родителя получила имя – меценатство.
         Конкретных примеров его деятельности до нас дошло  не много, но о том, что таковая  имела место, мы можем судить хотя бы по высказыванию Марциала: «Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!»5. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.
          Спонсорство– этот вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Между тем это не совсем верно. Благотворительность – безвозмездная помощь. Это означает только то, что компания не должна получать от этой деятельности непосредственной финансовой выгоды. Но это не значит, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой бренд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.
         Социальная ответственность  бизнеса. Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция – на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества.
         Если суммировать  эти определения и вывести  из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность  бизнеса – это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений. В определении особое значение имеет слово «ответственность» – нельзя быть ответственным за то, что от тебя не зависит, или за то, что не имеет к тебе никакого отношения.
         Социальная ответственность  бизнеса чаще всего выражается в  поддержке местных сообществ  в регионах присутствия компании (что приобретает наибольшие масштабы в случае с градообразующими предприятиями, когда компании фактически выполняют функции местной администрации: строят школы, больницы, котельные, ремонтируют дороги, коммуникации и так далее). Нередко бизнес считает для себя необходимым хотя бы отчасти нейтрализовать вредное влияние, которое оказывает выпускаемая им продукция. Например, табачные компании занимаются изданием и распространением информационных брошюр о вреде курения и поддержкой научных исследований в области рака легких. 

1.2 Основные теоретические подходы к анализу благотворительности
         Феномен благотворительности привлекает внимание историков, социологов, психологов, философов, культурологов, экономистов, юристов и других специалистов. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества.
         Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления — его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством. Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России ХІХ-ХХІ вв.
         Одним из первых подходов изучения благотворительности является философское обоснование милосердия, благотворительности, имеющее несколько взаимодействующих аспектов (религиозный, социально-этический и др.). Это обусловлено тем, что благотворительность имеет давнюю историческую традицию в философских и религиозных идеалах человечества. Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. В ходе диссертационного исследования осуществляется анализ этимологических и семантических аспектов исследования благотворительности.
         Для этого были выделены понятия, являющиеся родственными понятию благотворительности.
         «Творение блага» или «делание добра» в русском языке обычно сопрягаемо с понятием помощи «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Добрый, сострадательный, а также снисходительный, ласковый и доброжелательный человек назывался милосердным. Ближайшие родственные понятия — это жалость и альтруизм. Соловьев, строя свою нравственную философию добра на анализе концепции Шопенгауэра, доказывает рядоположенность понятий взаимности с понятиями «жалости», «милосердия» и «альтруизма». «Как стыд выдает человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его со всем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание, или сонаслаждение. В основном проявлении сострадания — материнском инстинкте животных ясна реальная теснейшая связь между существом, жалеющим и тем, кого оно жалеет». В унисон этому звучат исторические труды В. В. Розанова и В. О. Ключевского, которые считали нищенство, состоящее при церкви и бывшее практическим институтом общественного благонравия, одним из главных средств нравственного воспитания народа на Руси.
         Теоретическому осмыслению подвергают философы и основополагающий постулат милосердия - благотворительность. Он предлагает различать духовную благотворительность и материальную, показывая их соотношения в жизни, дают нравственную оценку этим действиям. В книге «Оправдание добра» Соловьев разъясняет, что блага духовные, которые по самому понятию своему исключают возможность дурных средств для их приобретения, так как нельзя украсть нравственные достоинства, или награбить справедливость, или оттягать человеколюбие, - эти блага желательны, безусловно.
         Напротив, блага материальные, которые по природе допускают дурные средства, желательны под условием неупотребления таких средств, т. е. под условием подчинения материальных целей цели нравственной.
         Так же выделяется и нравственно-этический подход. Это связано с тем, что благотворительность рассматривается многими исследованиями как общечеловеческая ценность. Милосердие, благотворительность, являются нравственной древнейшей и гуманистической традицией. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не могущим самостоятельно ее преодолеть, это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освящаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.
         С возникновением классового общества и появлением древнейших цивилизаций в Древнем Египте, Китае, Индии понятия гуманности, человечности, милосердия наполняются новым содержанием.
         У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники Древнего Египта донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: «Я давал хлеб голодному, одевал нагого», а в «Поучении Птахотепа» говорится» «Не буду алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы».
         В древнекитайской цивилизации, насчитывающей около трех тысячелетий, любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были важнейшими нравственными заповедями. Это входило у древних китайцев в понятия «гуманность» (Жень), справедливости и долга» разработанных великим китайским мыслителем Конфуцием.
         Они органически входили в китайскую этическую систему «пяти постоянств», обозначавших гуманные отношения между ближними: «отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами». Согласно Конфуцию, «сыновняя почтительность и уважение к старшим - это и есть корень милосердия». «Как может благородный муж добиться имени, если отвергает милосердие?! Благородный муж даже на время трапезы не забывает о милосердии». Конфуций считал, что «милостивый человек умеет и любить людей, и ненавидеть», что «если стремиться к милосердию, не будет зла».
         С возникновением религий, сначала национальных, а впоследствии мировых, забота о больных и нищих, призрение сирот, облегчение участи униженных и оскорбленных - словом, все акты милосердия и благотворительности, проявления гуманности стали рассматриваться как религиозно обязательные поступки. Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что милосердие и благотворительность являются общечеловеческими ценностями, имеющими глубокий нравственный и гуманистический смысл, связанный со становлением духовности человека. Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных структур, а с появлением последних стала одним из важнейших направлений их социальной политики, направленной на обеспечение стабильности общественных структур, предотвращение социальных конфликтов. Со временем эта деятельность получила религиозное освящение. Она закреплена в канонах и заповедях всех религий. Милосердная благотворительная деятельность всегда была одной из самых важных сфер деятельности религиозных организаций различных направлений. Христианством (православием, католицизмом, протестантизмом), мусульманством, иудаизмом и другими конфессиями накоплен громадный опыт благотворительной деятельности, исчисляемый многими веками.
         Особое место занимает социологический подход, который условно можно разделить на два направления: с точки зрения прагматизма и с точки зрения институционализма. Критика благотворительности имеет прагматическое значение. Под влиянием этой критики менялись взгляды на филантропию и, соответственно, деятельность филантропических организаций.
         Можно выделить три направления критики благотворительности: негативистское, утилитаристское и этическое. Характерными представителями негативистского направления были марксистские мыслители и деятели. Согласно взглядам марксистов, филантропия как таковая бессмысленна и безнравственна, поскольку она не исправляет, но только усугубляет положение бедных и обездоленных людей. Организованная представителями высших классов, филантропия оборачивается разновидностью бизнеса, инструментом политического и идеологического влияния или средством организованного для буржуазии развлечения, так что сплошь и рядом сама организация благотворительного акта стоит больших денег, чем те, что идут на реальную помощь страждущим. Следовательно, за филантропическими актами могут просматриваться разные цели, в них используются разные средства, а люди, их реализующие, могут руководствоваться разными мотивами и т. д.
         Иной подход демонстрирует утилитарная критика. В частности, она ставит вопрос о справедливости и благотворительности, опираясь при этом на принцип полезности. Суть этого принципа состоит в том, чтобы предоставить возможность любому остро нуждающемуся удовлетворить его право на помощь, но одновременно дать ему же надежду на решение его проблем собственными силами.
         Этическая критика филантропии производит сдвиг в рассуждении с прагматических вопросов на ценностные и подводит тем самым к темам более человеко ориентированным.
         Сознание того, что принципы и методы филантропии должны отвечать нравственным критериям, актуализировалось в последней четверти XIX века в связи с распространением социалистических идей. Социалисты, марксисты и другие радикалы видели смысл справедливости в установлении равенства.
         Таким образом, можно констатировать, что исследование благотворительности как объекта социальной реальности, характерного для современного общества, происходит в рамках диатропической модели познания. Это объясняется тем, что в рамках этой модели удается преодолеть взаимоисключения и противостояния в теоретических подходах не путем отказа от какой либо их части, а выяснением общих свойств социального разнообразия, отраженного в них. Эта тенденция характерна сегодня для социологической науки в целом, так как в рамках диатропической модели познания осуществляется способность аккумулировать накопленное социологическое знание путем не простого его суммирования, а переработки на принципиально иной методологической основе.
         Итак, благотворительность можно определить как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь не имущему. Так же как разновидность благотворительности, можно выделить корпоративную благотворительность, меценатство,  частную благотворительность и филантропию. Основными теоретическими подходами к исследованию феномена благотворительности являются философский, морально-нравственный и социологический. 
 
 

          ЭВОЛЮЦИЯ  ФОРМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ  В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
 
2.1 Общественная благотворительность
         Первые греческие  города-протогосударства возникли в 3-2 тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова  и на островах Эгейского моря. В 8 веке до н.э. на территории Греции возникают  полисы – небольшие по размеру  и изолированные друг от друга города – государства.  С точки зрения своей внутренней организации полис представлял собой закрытое государство с особой политической организацией. Верховным органом власти в большинстве  полисов было народное собрание свободных граждан, которое называлось агора. Сложилось три основных класса: граждане, метеки и рабы. Древняя Греция стала регионом, где сложилось классическое рабство. Здесь рабы являлись основной производительной силой7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.