На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Нормы экологического права. Понятие и классификация норм экологического права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Бурятский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного и международного права 
 
 
 

     Нормы экологического права. Понятие и классификация  норм экологического права.
(Контрольная работа) 
 
 
 

                    Выполнила студентка 
                    заочного  отделения
                    12503 группы
                    Н.М. Братенькова  

                    Проверил:
                    к.ю.н., доцент
                    Ю.Г.  Хамнуев  
                     

                    Оценка
                    «___»________ 
                     

Улан-Удэ
2011
 

 

     Оглавление
Введение. 3
1. Понятие норм экологического права 4
2. Классификация норм  экологического права. 8
Заключение. 14
Список  использованной литературы 16 
 

 


     Введение.

     Экологическое право - одна из отраслей российского  права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
     Под правовой экологией понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
     Актуальность  темы заключается в том, что характерной чертой современного периода правового регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является недостаточно высокая степень эффективности принципов и норм, принимаемых в этой специфической области. Как результат, мы являемся свидетелями двух процессов, развивающихся как бы независимо друг от друга и автономно: с одной стороны, продолжается дальнейшая деградация окружающей среды, все ближе приближающая нас к экологической катастрофе, а с другой стороны - ежегодно принимаются все новые и новые нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы экологического права.
     Объект  исследования – нормы экологического права.
     Предмет исследования – классификация норм экологического права.
     Целью работы является определить понятие  норм экологического права, и требования к ним, привести классификацию норм по различным основаниям. Задачи:
    Изучить понятие и признаки нормы экологического права.
    Рассмотреть классификацию норм экологического права.
     Источниками информации для написания работы по теме " Нормы экологического права. Понятие и классификация норм экологического права" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
 


    Понятие норм экологического права
 
     Норма права –  это элементарная частица  права,  относящаяся к нему как часть к целому. Обоснованно, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственным содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом1. С этих позиций норме права, как части системы в той или иной степени, свойственны существенные признаки, присущие праву,  поэтому ей можно дать определение,  идентичное по своему значению определению права в целом.  Так,  норма права – это общеобязательное,  установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить2.
     Норма права обычно формируется в результате постепенного выявления признаков  поведения, способного разрешить социальное противоречие. Непосредственным ее социальным основанием оказывается социальная потребность в установлении определенного  правила поведения людей в  условиях конкретной сферы общественных отношений. Содержание этого правила  составляет сформировавшаяся в общественном сознании модель нормы справедливого  поведения людей в конкретных условиях общественной жизни (модель нормы  социальной справедливости). Определяющую роль в ее формировании играют представления  о справедливости доминирующих в  обществе слоев населения.3
     Следует отметить,  что определение правовой нормы приводится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 г. № 781-II ГД  «Об обращении в Конституционный суд РФ»4,  согласно которому  «под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного и временного характера,  рассчитанное на многократное применение». Тем самым  подтверждается ее законодательное закрепление.
     Нормы права относятся к разряду  социальных норм5. Норма права - это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права - это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.   В теории права под нормами права понимаются общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные и обеспечиваемые обществом и государством, закрепленные и опубликованные в официальных актах, направленные на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
     Л.А. Тихомирова выделяет общие признаки, которыми должна обладать любая правовая норма: 
- государственное  происхождение; 
- общеобязательность; 
- обеспеченность  государством;
- формальная  определенность. 6
     Признак государственного происхождения означает, что правило поведения устанавливается  органом государственной власти и это демонстрирует государственно-властное происхождение нормы. Общеобязательность представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей. Формальная определенность выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов. Норма устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием.
     Говоря  об общих признаках нормы права, следует отметить, что есть ученые, которые либо добавляют норме  какие-либо дополнительные признаки, либо,  наоборот,  исключают некоторые  из перечисленных как излишние.
     У С. А. Боголюбова мы находим следующие  признаки7:
      - предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
     - системность (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция). В теории права главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные.
     Механизм  экологического права (исполнения) в  области охраны окружающей природной  среды содержит много общего с  механизмом исполнения юридических  нормативных актов в целом. В  то же время он отличается рядом  особенностей, вытекающих из эколого-правовых отношений. Цель механизма — обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит  из четырех звеньев: природоохранные  нормы права; экологизированные правовые нормы и нормативы. Главная функция — конкретизировать экологический императив и привязаться к определенной хозяйственной или иной деятельности, воздействующей на природную среду; гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных норм и нормативов; завершающий этап движения нормы, который реализует себя в правоотношении.
     Помимо  обязательных для соблюдения и исполнения правил поведения или норм твердого права, экологическое право, по мнению специалистов, нельзя рассматривать без учета огромного числа рекомендательных норм, которые хотя и не являются правом в собственном смысле, но оказывают довольно сильное регулирующее воздействие на поведение субъектов экологического права.
     Нормы, которые в отличие от строго обязательных правовых норм именуются мягким правом, содержатся в резолюциях конференций, декларациях и совместных заявлениях глав государств, решениях органов  международных организаций. Разновидностью таких норм являются нормы, содержащиеся в ожидающих вступления в силу договорах. Последние, хотя и не ратифицируются, направляют развитие политики и законодательства государств, обеспечивают предварительное, до-правовое регулирование международных отношений.
     Совокупность  экологических правовых норм обладает внутренней организацией и структурной упорядоченностью. Помимо распределения норм по юридической силе (твердое и мягкое право), в структуре экологического права нормы объединяются в относительно самостоятельные группы по своей предметной характеристике.
     Эколого-правовые нормы служат одним из средств реализации экологического права. Их принципиальной особенностью является тот факт, что они призваны отражать не только социальные параметры общественного развития, но и закономерности экологического порядка, которые лежат в основе системы «общество-природа». Следовательно, эколого-правовая норма в отличие от иных норм права является согласованным и упорядоченным единством социальных и экологических закономерностей8.
     Таким образом, нормами экологического права следует считать правила поведения, установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные, регулирующие отношения субъектов права по поводу охраны и использования окружающей природной среды. 

 


2. Классификация норм экологического права.

 
     Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того, чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют различные классификации. Классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями,  выражающими совокупность родственных признаков,  в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств9.
     В.В. Петров выделяет три группы эколого-правовых норм10:
     - отраслевые (охрана и использование  отдельных природных объектов, или  компонентов природной среды  - земли, недр, вод, лесов, животного  мира и т.д.);
     - комплексные (охрана и использование  природных комплексов и территорий, природной среды в целом);
     - экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, гражданского и т.д., содержащие требования охраны природной среды).
     Им  же предложено деление норм экологического права, исходя из содержания юридического предписания, на нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила.
     Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды (приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения  благоприятных экологических условий  для жизни, труда и отдыха населения, международное сотрудничество в  области охраны окружающей среды  и т.д.).
     Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних  объектов природы перед другими  в интересах обеспечения качества природной среды. Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека.
     Выделяют  нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня:
    отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях природно-ресурсных отраслей законодательства;
    межотраслевые приоритеты Предусматриваются нормами отраслевого законодательства, при этом они устанавливают преимущества в охране определенных природных объектов;
    общие экологические приоритеты преследуют высшие пели обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды". Их действие не ограничивается какой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
     Нормы-правила  содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере  экологических отношений. По содержанию экологические нормы-правила подразделяются на: предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие. Все перечисленные выше нормы экологического права являются «первокирпичиками» отрасли экологического права, которые регулируют поведение определенного круга лиц в определенных обстоятельствах. В то же время, среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих однородный узкий круг сходных общественных отношений и получивших название институтов экологического права.
     А.Г. Нецветаев все перечисленные выше нормы экологического права называет «первокирпичиками» отрасли экологического права, которые регулируют поведение определенного круга лиц в определенных обстоятельствах. В то же время, среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих однородный узкий круг сходных общественных отношений и получивших название институтов экологического права11.
     Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:
     1) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:
     - регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие) Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.
     Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования.;
     - охранительные - предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав);
     - специализированные (нормы специального действия), т.е. нормы о нормах (дефинитивные - содержащие легальные определения терминов, коллизионные - рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и оперативные - которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).
     2) По характеру обязательности нормы подразделяются на12:
     - императивные - носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено. По содержанию экологические императивы подразделяются на: предупредительные, запретительные, обязывающие, разрешительные, восстановительные (компенсационные); карательные, управомочивающие и поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществлению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы - это основной комплекс эколого-правовых норм. Цель запретительных императивов - не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разрешается использование просроченных препаратов, применение полученных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, природа которых не выявлена.
     -диспозитивные - предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.
     3) С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию - технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.).
     4) Все нормы экологического права и содержащие их соглашения делятся на две группы по предмету правового регулирования.
     В первую группу входят нормы, направленные на охрану отдельных природных сред или природных объектов - атмосферного воздуха, трансграничных вод, животного  мира, объектов природного наследия. А  во вторую - нормы, нацеленные на регулирование  экологически вредной деятельности, например на установление требований по перемещению опасных отходов, оценке воздействия на окружающую среду, взаимных обязанностей государств по предупреждению аварий, определение  ответственности государств за ущерб.
     5) Экологическое право подразделяется на две большие составляющие13: природоохранное и природоресурсное право, которые, по нашему мнению, представляют собой его подотрасли.
     Природоохранное право составляют нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие  общие требования к субъектам  хозяйственной деятельности. Основополагающим источником права, регулирующим данную сферу общественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды.
     Нормы природоресурсного права регулируют общественные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа. Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.
     При этом необходимо помнить, что правовые нормы природоохранного и природоресурсного права подлежат применению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулирования.
     Так, например, исключительно в ФЗ «Об  охране окружающей среды» установлены  основы правового регулирования  зон чрезвычайного экологического бедствия, экологического страхования. Однако данный Федеральный закон  не регулирует отношения собственности  на природные ресурсы. Регулирование  этих отношений осуществляет природоресурсное законодательство: ЗК, ВК, ЛК, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»14.
     Третью  часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные  с охраной окружающей среды. Эти  нормы весьма многочисленны и  имеют двоякий характер. Хотя они  относятся к отраслям права, которые  имеют отличный от экологического права  предмет регулирования, эти нормы  касаются экологии, объединенные задачей  защиты окружающей среды.
     Различные авторы рассматривают регулирование  экологических правоотношений нормами  иных отраслей права либо в контексте  системы самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения  экологического права с иными  отраслями. Процесс включения норм, направленных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права можно охарактеризовать как экологизацию данных отраслей права.
     6) Восстановительные, и компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий. 
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. За совершенные экологические правонарушения предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

     Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Законом РФ "Об охране окружающей среды". Закон устанавливает, например, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов. 
 

 


     Заключение.
     Проблема  классификации норм экологического права, как и многие другие вопросы теории нрава, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического осмысления правовой действительности. Классификация норм права преследует несколько целей выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь.
     Наряду с рассмотренными в данной работе основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм. Однако следует отметить, что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.
     Своеобразие норм экологического права предопределяется особенностями предмета и методов  правового регулирования, источниками  и системой экологического права, а  также особым характером правовых предписаний  норм экологического права и заключается  в следующем:
     а) Сфера правового регулирования  экологического права в отличие  от сфер правового воздействия других отраслей права на современном этапе  его развития еще твердо не установилась. Рассматриваемая отрасль права  изменяется не только по существу входящих в нее норм, но и по кругу регулируемых общественных отношений. Предмет экологического права имеет тенденцию к расширению, что объективно предопределяет отставание его норм от динамично развивающихся  экологических отношений.
     б) Экологическое право - одна из самых  молодых отраслей в системе российского  права, которая в значительной мере формировалась под влиянием естественных наук и их представителей, не обладавших должными правовыми знаниями, преувеличивающими  роль закона в регулировании общественных отношений, возникающих в сфере  охраны окружающей среды и природопользования, что в результате привело к присутствию в нем значительного числа декларативных норм, не обеспеченных эффективным механизмом реализации.
     в) В последнее десятилетие экологическое  право развивается в период крупных  правовых реформ, восприняв все их положительные и отрицательные  стороны. Если другие отрасли имеют  «костяк правовых наработок» предыдущих десятилетий и даже столетий и потому являются более инерционными, то экологическое право, напротив, представляет собой бурно развивающуюся отрасль права, нормативная правовая база которой постоянно дополняется и изменяется.
       К сожалению, в этих условиях  российскому законодателю пока не удается создать сбалансированное экологическое законодательство и лишить его коллизий.
     г) Своеобразие и острота коллизий в экологическом праве во многом обусловлены высоким социально  значимым характером отношений, складывающихся в процессе осуществления мероприятий  по охране окружающей среды и рациональному  использованию природных ресурсов, обусловленным необходимостью сохранения окружающей среды в интересах  не только нынешних, но и будущих  поколений. 

 


     Список  использованной литературы.
    Адиханов Ф.Х. Экологический процесс: место в системе экологического права, форма систематизации // "Экологическое право", 2010, N 1;
    Анисимов А.П. Институты экологического права: комплексное исследование // "Журнал российского права", 2011, N 3;
    Боголюбов С.А. Экологическое право. – М.: Высшее образование, 2009. -  496 с.;
    Васецкий, Н.А. Российское законодательство на современном этапе. Государственная дума в формировании правового пространства России (1994-2003) / Н.А. Васецкий, Ю.Н. Краснов. – М. : Издание Госдумы РФ, 2003. – С. 15.;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.