На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Определение инструментов антикризисного управления компании. Разработка и реализация бизнес-стратегии развития предприятия ООО ТехЭнергоРемонт в условиях кризисной ситуации на основе SWOT-анализа и сопоставления сильных и слабых сторон компании.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Теоретические предпосылки использования бизнес-стратегии в качестве инструмента антикризисного развития компании
1.1 Инструменты антикризисного развития компании
1.2 Классификация и характеристика бизнес - стратегий компании
1.3 Разработка бизнес-стратегий, применяемых в компаниях
2. Использование бизнес - стратегий как инструмент антикризисного развития компании
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО "ТехЭнергоРемонт"
2.2 Анализ финансовой деятельности ООО "ТехЭнергоРемонт"
2.3 Анализ возможности использования бизнес - стратегий в качестве инструмента антикризисного развития компании
3. Практика применения различных бизнес-стратегий для антикризисного развития компании (на примере ООО "ТехЭнергоРемонт")
3.1 Опыт использования бизнес - стратегий зарубежными компаниями….
3.2 Применение бизнес-стратегии как инструмента антикризисного развития компании (на примере ООО "ТехЭнергоРемонт")
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А Опыт работы ООО "ТехЭнергоРемонт" в России
Приложение Б Работы по строительству нефтепродуктопроводов, зданий и сооружений
Приложение В Работы по разработке, внедрению, комплектации систем автоматизации управления
Приложение Г Краткая номенклатура и стоимостные объемы продукции (работ, услуг) по производственной базе
Приложение Д Матрица SWOT - анализа
Приложение Е Тепловая схема ИМВ "ЭКОТЕХ"
Введение

Процесс создания и внедрения стратегий обсуждается уже много лет. Стратегическое планирование сконцентрировано на рыночной среде, в которой осуществляет свою деятельность организация.
Современный бизнес действует в постоянно изменяющейся внешней среде, не существует ничего неподвижного. Сложность - важнейшая проблема, с которой сталкивается организация.
Для успешного функционирования организации в условиях постоянно изменяющейся окружающей ее среды, имеет смысл вести деятельность по заранее спланированной стратегии. Только при соблюдении этого условия у компании есть вероятность, что она выживет и будет процветать.
Стратегическое мышление и стратегическое управление являются важнейшей стороной любой организации. От того, насколько умело они осуществляются, будет, в конечном счете, зависеть результат деятельности организации: либо ее долговременный успех, либо банкротство.
Основная управленческая задача руководства фирмы при использовании планирования состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях. Эффективная реализация всех функций на должном уровне мало реальна без продуманного и всеобъемлющего планирования.
Требуются огромные усилия, большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации было введено стратегическое управление. Для этого в первую очередь необходимо организовать стратегическое планирование.
Стратегия должна быть гибкой, должна реагировать на изменения внутри и вне организации.
Процедура планирования стратегии должна представлять собой диалог между высшими уровнями руководства, занятыми стратегическими проблемами, и низшими, решающими тактические задачи. Высшее руководство не может предусмотреть все частные ситуации на рынках, от которых оно к тому же и достаточно далеко отделено в пространстве, однако такой предусмотрительности от руководителей высшего уровня и не требуется. Они обязаны лишь помнить и действенно учитывать в своей работе частные идеи и планы низших руководителей и оперативных работников, поскольку эти идеи и планы обычно хорошо отражают сильные и слабые стороны местных условий торговли и вообще рыночной деятельности.
При формировании рыночной стратегии необходимо определить цели организации, или ее миссию, как причину деятельности организации, далее, чтобы определить возможность осуществления целей - провести анализ, как внутренний, так и внешний, При наличии таких данных необходимо специальное изучение сопряжения внутренней и внешней среды. С помощью специалистов необходимо разработать альтернативные стратегии и выбрать ту, которая наиболее подходит для организации с учетом ее внутренних возможностей и положения на рынке.
Необходимую информацию о внешней среде можно почерпнуть из исследований рынка, которые и должны быть проведены. Информация о внутреннем и внешнем состояниях фирмы при формировании бизнес - стратегии имеет очень важную роль, поскольку все решения, принимаемые при формировании и выборе стратегии опираются именно на нее.
Осуществленные российскими и зарубежными экономистами научные разработки, опыт послужили исходной теоретической базой данной работы.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения и применения основных бизнес - стратегий, применяемых в компаниях, инструментов антикризисного развития компании.
Цель дипломной работы состоит в том, что бы на основе SWOT-анализа и сопоставлении сильных и слабых сторон предприятия с рыночными возможностями и угрозами разработать и реализовать бизнес - стратегию развития предприятия в условиях кризисной ситуации. В связи с этим ставятся следующие задачи исследования:
- изучить бизнес - стратегии, применяемые в компаниях, рассмотреть их классификации и характеристики;
- определить инструменты антикризисного развития компании
- провести анализ финансовой деятельности ООО "ТехЭнергоРемонт" за 2006, 2007, 2008 года;
- составить матрицу SWOT-анализа ООО "ТехЭнергоРемонт";
- сопоставить сильные и слабые стороны предприятия с рыночными возможностями и угрозами;
- внеси предложения по реализации бизнес - стратегии, направленной улучшения финансовой деятельности ООО "ТехЭнергоРемонт"
Предметом дипломной работы является бизнес - стратегия предприятия, как инструмент антикризисного развития ООО "ТехЭнергоРемонт".
Объектом исследования выступает предприятие ООО "ТехЭнергоРемонт".
Бизнес - стратегии, применяемые в компаниях, как инструменты антикризисного развития нашли отражение во многих источниках научной литературы. Но наличие большого числа изданий по различным аспектам стратегического планирования не снижает потребности на специальную методическую литературу, в которой последовательно шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логический целостная процедура составления бизнес - стратегий предприятий применяемых к Российским экономическим условиям.
Существующий вклад в развитие стратегического планирования и антикризисного развития внесли Юн Г.Б. "Методы антикризисного управления", Клейнер, Г.Б. "Стратегия предприятия" и др.
Среди отечественных экономистов, обеспечивающих значительный вклад в разработку бизнес - стратегий и методов антикризисного развития компании, применительных к современным российским условиям и российской системе стратегического планирования, следует отметить: Анискин Ю.П., Круглов М.И., Курошева Г.М.и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы могут использоваться в качестве методологической базы для дальнейшей разработки бизнес - стратегии предприятия, внесения предложений по улучшению её конкурентоспособности, внедрению новейших технологий, а также в практической деятельности финансовых отделов предприятий.
Структурно данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения.

1. Теоретические предпосылки использования бизнес-стратегий в качестве инструмента антикризисного развития компании

1.1 Инструменты антикризисного развития компании

Антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами [14, с. 114].
Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
При разработке и реализации антикризисных программ важно обращать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использование выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений [8, с. 351].
Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.
Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.
Традиционно в комплексных социально-экономических программах на первом месте были мероприятия в области производства, в настоящее же время не менее важная роль принадлежит сфере обращения. Поэтому в антикризисных программах целесообразен раздел по маркетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям [28, с. 278].
Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее реструктуризации. Нередко это выдвигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса производства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.
Острой проблемой является ресурсное обеспечение программ, что вызвано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских кредитов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложений. Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:
- попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
- антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
- в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.
В последние годы различным аспектам конкурентоспособности посвящены многие разработки, при этом основной акцент делается на внедрение в практику новых методов деятельности предприятий в сегментах рынка, разработку маркетинговых программ, создание новых видов товаров и внедрение прогрессивных, как правило, западных технологий [24, с. 75].
Для обеспечения качественного управления на предприятиях должны быть разработаны перспективные стратегии в области конкурентоспособности, а также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления. Стратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим характеристикам, но их главная задача - обеспечение предприятию определенных рыночных преимуществ перед конкурентами. Как показывает практика, в области современного менеджмента это в первую очередь способность служб аппарата управления своевременно и точно оценивать состояние конкурентной среды, сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы, опасности и возможности, которые предоставляет производству рынок. Непрерывный мониторинг конкурентной среды - необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее эффективным способом. В результате выводы о состоянии конкурентной среды должны быть основой инновационной политики предприятия.
Как показывает опыт реформирования хозяйственной деятельности производственных комплексов, реструктуризация является действенным инструментом интенсивного повышения конкурентоспособности предприятий. При этом она рассматривается как органичный набор мер по приведению деятельности предприятий и компаний в соответствие с внешними рыночными условиями хозяйствования и выработанной конкурентной стратегией функционирования и развития производства.
Реструктуризация направлена на рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, а также на улучшение их инвестиционной привлекательности. Часто она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры и функций управления: модернизацию технических и технологических аспектов производства; совершенствование финансово-экономической политики; снижение производственно-сбытовых затрат; лучшее использование материальных и трудовых ресурсов; создание современной информационной системы и документооборота. Имущественные, ресурсные и другие преобразования редко бывают связаны с разрешением только внутрипроизводственных проблем. Как правило, реструктуризация адаптирует процессы хозяйствования предприятия к изменениям во внешней среде и в корпоративных отношениях с партнерами [7, с. 108].
Возможности проведения ее непосредственно влияют на воплощение выработанной конкурентной стратегии предприятия, и, наоборот, требования повышения конкурентоспособности производства и выпускаемых товаров формируют содержание, этапы и сроки проведения необходимых мероприятий. Такое единение целей и методов достижения конкурентоспособности позволяет создать действенный механизм реструктурирования для первичной перестройки хозяйства и дальнейшего его поддержания в оперативном режиме.
При анализе общей проблемы повышения конкурентоспособности на базе проведения реструктуризационных мероприятий чаще всего используют двухэтапную схему подготовки и реализации мер по реформированию предприятий. На первом этапе формируются ключевые положения конкурентной стратегии производства и сбыта, охватывающие цели, подцели и задачи, а также базовые и оперативные показатели. На втором - разрабатываются процедуры реструктуризации. В состав подготавливаемых мер целесообразно включить: анализ хозяйственной деятельности предприятия с оценкой состояния внешней и внутренней среды, который заканчивается комплексной оценкой бизнеса и разработкой требований по реформированию; разработку общей концепции реструктуризации, ее направления и формы; мероприятия по проведению реструктуризации; оценку результатов и внесение корректив [37, с. 204].
В результате на предприятии формируется единая система проведения преобразований для достижения конкурентоспособности как самого производства, так и выпускаемой продукции.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:
-устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.
- восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
- обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.
Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический [19, с. 317].

В системе мер по антикризисному управлению, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. Санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию) осуществляется при более тяжелых масштабах кризисного финансового состояния предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, обеспечивающих более эффективные организационные формы его хозяйственной деятельности. Как правило, этот вид санации связан с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия.

1.2 Классификация и характеристика бизнес-стратегий компании

Стратегия организации - это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас туда, где она хочет находиться. Иначе говоря, это средство достижения желаемых результатов [5, с. 21].

Выстраивание бизнес - стратегии - это не только задача высшего руководства. На крупных предприятиях решения по вопросам методов управления новыми направлениями развития принимается корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных финансовых отделов корпорации в целом или её подразделений, менеджерами заводов, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления.

На формирование бизнес - стратегии организации оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной бизнес - стратегии. К основным факторам, формирующим бизнес - стратегии, можно отнести следующие:
- социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;
- привлекательность отрасли и условия конкуренции;
- специфические рыночные возможности и угрозы;
- сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;
- личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;
- ценности и культура компании [16, с. 198].
Следовательно, бизнес - стратегия - это собирательное понятие, объединяющие различные аспекты деятельности компании и находящие свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации. Кроме того, это комплекс мероприятий по достижению намеченных целей, уточненных через правила и процедуры.
В диверсифицированной компании бизнес - стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях. С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:
- корпоративную стратегию (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом);
- деловую стратегию (для каждого отдельного вида деятельности компании);
- функциональную стратегию (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.;
- операционную или линейную стратегию (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов).
Таблица 1.1 - Виды стратегических действий
Уровень стратегии
Ответственные лица
Мероприятия, характерные для каждого уровня.
Корпоративная стратегия
Управляющие высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров)
· Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности не соответствующей управленческим планам).
· Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество.
· Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности.
Деловая стратегия
Генеральные директора, руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров)
· Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ.
· Формирование механизма реагирования на внешние изменения.
· Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений.
· Усилия по решению специфических вопросов и проблем компании.
Функциональная стратегия
Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделений)
· Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения.
· Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах.
Операционная стратегия
Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб)
· Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения.
Компании, деятельность которых не диверсифицирована, часто ограничиваются разработкой бизнес - стратегии лишь на двух организационных уровнях, формируя функциональную и операционную или линейную стратегию.
В таблице 1.1 содержатся виды стратегических действий, которые соответствуют каждому из четырех уровней разработки бизнес - стратегии [12, с. 418].
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе [10, с. 125].
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что в действиях организаций стратегичность, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:
- анализ среды;
- определение миссии и целей;
- выбор стратегии;
- выполнение стратегии;
- оценка и контроль выполнения.
Все многообразие бизнес - стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды, поэтому важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию. Приведем характеристики стратегий [17, с. 109].
Ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются "от достигнутого" и корректируются на изменяющиеся условия.
Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
Сокращение. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив - ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.
Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.
Для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии. Во-вторых, руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели.
В процессе реализации стратегий каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции [23, с. 111].

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

В стратегическом управлении и планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе. Планирование вызывает все больший интерес у развивающихся фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий.

В настоящее время компании демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей, реализуя бизнес - стратегии, но все они являются производными от двух типичных противоположных стилей - приростного (инкременалистического) и предпринимательского.

Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной.

Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение. Такое поведение исповедует большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохранения, религии и т.п. Многие коммерческие организации, придерживающиеся приростного стиля, одновременно стремятся к эффективности своей деятельности, к обеспечению рационального использования ресурсов, в то время как некоммерческие организации склонны к бюрократизации, к сохранению определенного статус-кво.

Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.

Организации гораздо реже прибегают к предпринимательскому стилю поведения, чем к приростному. Некоммерческие организации используют предпринимательский стиль только на ранних стадиях своего развития, когда они определяют круг своих задач, формируют организационную структуру, т.е. в тот период, когда они формируют свою социальную значимость. На следующем этапе они, как правило, переходят к приростному поведению. Предпринимательского поведения чаще придерживаются частные коммерческие организации, эффективность деятельности которых прямо связана с рыночными испытаниями. Частные коммерческие организации постоянно ведут предпринимательский поиск возможностей роста за счет изменений [26, с. 84] .

Организации, придерживающиеся разных стилей поведения, существенно отличаются по своим характеристикам. Например, фирма, придерживающаяся приростного стиля поведения, видит свою цель в оптимизации прибыльности, ее организационная структура сравнительно стабильна, работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса переработки ресурсов, экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности, а сами ее виды слабо увязаны между собой, управленческие решения представляют собой реакцию организации на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления. Те же характеристики у организации, придерживающейся предпринимательского стиля поведения, выглядят по-другому: цель - оптимизация потенциала прибыльности, организационная структура гибкая, изменяющаяся адекватно условиям среды управленческие решения принимаются через активный поиск возможностей путем предвидения проблем. Существенные отличия имеют и другие организационные характеристики.

Опыт реорганизации систем управления коммерческими организациями показывает, что переход от одного стиля поведения к другому связан с глубокими изменениями, требует много времени и средств, психологически чрезвычайно труден для людей, так как требует перераспределения власти. В свою очередь, перераспределение власти в организации связано с необходимостью перестройки ее организационной структуры, изменением должностных функций, перераспределением прав и ответственности принимать решения между разными уровнями управленческой иерархии. Попытки соединить оба стиля поведения в одной организации ведет к возникновению напряженности внутри нее и к конфликтным ситуациям. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо решать задачу, какому типу поведения следует отдать предпочтение.

Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому поведению, и современное толкование его представляет приростное поведение как консервативное, а предпринимательское как агрессивное, ориентированное на рост. Вместе с тем, приростный стиль поведения является более органичным и естественным для крупных организаций. Например, если крупная многоотраслевая организация, придерживающаяся приростного поведения, успешно функционировала на протяжении ряда лет, то с большой степенью вероятности можно предположить, что и на будущее ее руководство предпочтет тот же стиль организационного поведения.

На изменения руководители могут пойти лишь в том случае, если организация столкнется с непреодолимыми проблемами в окружающей среде, и эти проблемы вынудят их искать новые возможности поддержания эффективности фирмы.

1.3 Разработка бизнес-стратегий, применяемых в компаниях

Принятие нестратегических, оперативных решений без опоры на стратегические установки лишает оперативные решения обоснованности и последовательности. Это и привело многих руководителей предприятий к необходимости вычленения стратегического планирования как отдельной сферы управленческой деятельности.

Целью и результатом стратегического планирования является формирование бизнес - стратегии предприятия - системы взаимосогласованных стратегических решений по основным направлениям деятельности и развития предприятия, определяющих его внутреннее и внешнее поведение [4, с. 54].

Рассмотрим и представим основные бизнес - стратегии, успешно зарекомендовавшие себя.

Анализ "пяти сил Портера" представляет собой методику для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанную Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году.

Методикой выделяются пять сил, которые определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли.

Привлекательность отрасли, в данном контексте, имеет отношение к достаточной рентабельности отрасли. "Не привлекательной" отраслью является такая, в которой сочетание сил снижает рентабельность. Самой "не привлекательной", является отрасль, которая приближается к "совершенной конкуренции".

Портер называет эти силы "микросредой", противопоставляя ее большому количеству факторов, включенных в термин "макросреда". Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил "микросреды", обычно требует, чтобы компания пересмотрела свое место в отрасли и на рынке.

Достаточная привлекательность отрасли не означает, что любая компания в ней будет получать одинаковую прибыль. Компании должны так применять свои ключевые компетенции, бизнес-модели или сбытовые сети, чтобы получить прибыль больше, чем средняя прибыль по отрасли. В отрасли, в которой рентабельность достаточно низкая, находятся компании, которые за счет уникальных бизнес-моделей, получают прибыль выше, чем в среднем по отрасли.

Консультанты по выработке стратегии иногда используют структуру "Анализа пяти сил Портера", при качественной оценке стратегической позиции компании в отрасли. Тем не менее, для большинства консультантов, эта методика является только отправной точкой в перечне инструментов или методик, которые они могут использовать. Как и все обобщающие методики, анализ который не учитывает исключений и частностей, рассматривается, как упрощенный.

"Анализ пяти сил Портера" включает в себя три силы "горизонтальной" конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы; и две силы "вертикальной" конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей.

Согласно Портеру, модель пяти сил нужно использовать только для отрасли в целом. Модель не предназначена для использования для группы отраслей или какой-то части одной отрасли. Компания, которая ведет бизнес в одной отрасли, должна разработать минимум один "анализ пяти сил Портера" для этой отрасли.

Портер уточняет, что для диверсифицированных компаний, основным фундаментальным вопросом корпоративной стратегии есть вопрос выбора отраслей (направлений бизнеса) в которых компания будет конкурировать; и для каждого направления бизнеса, должен производиться собственный, специфический для отрасли, анализ пяти сил.
Анализ пяти сил Портера является только частью всей стратегических моделей Портера. Остальными элементами являются "цепочка добавленной стоимости" и "типовые стратегии" ("generic strategies").
Пять сил Портера включают в себя (рисунок 1.1):
- Угроза появления товаров - заменителей;
- Угроза появления новых конкурентов;
- Зависимость от поставщиков;
- Зависимость от потребителей;
- Уровень конкурентной борьбы.
Рисунок 1.1 - Модель пяти сил Портера
Применимость анализа пяти сил по Портеру требует условий:
- Покупатели, конкуренты и поставщики не связаны, не взаимодействуют и не сговариваются.
- Цена определятся структурными преимуществами (создавая входной барьер).
- Нестабильность на рынке достаточно низка и позволяет участникам рынка планировать и осуществлять реакцию на действия конкурентов.
PEST -- анализ является инструментом исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа внешней среды. Для каждого конкретного сложного объекта существует свой особый набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на него. Анализ каждого из выделенных аспектов проводится системно, т.к. эти аспекты тесным и сложным образом связаны между собой. Значимое изменение любого из аспектов, как правило, влияет на всю цепочку.
Такие изменения в каждом конкретном случае могут стать угрозой развитию объекта, или, наоборот, новой стратегической возможностью его будущего успешного развития.
При проведении PEST-анализа необходимо проанализировать возможное влияние на деятельность предприятия четырех основных факторов макроэкономической среды (Рисунок 1.2):
Political - политический
Economic - экономический
Social - социальный
Technological - технологический.
Рисунок 1.2 - PEST - анализ
Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику. Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.
Изучение социальной компоненты внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др. [9, с. 287] .
Анализ технологической компоненты позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Говоря о GAP-анализе, как правило, понимают набор мероприятий, позволяющих делать выводы о несоответствии внутренней среды маркетинга внешнему окружению. Это может быть несоответствие ассортимента структуре спроса, несоответствие продукции аналогичной продукции конкурентов, несоответствие восприятия продукции и её отдельных: качеств по сравнением с восприятием продукции конкурентов, можно говорить также и о GAP-анализе различии между идентичностью бренда и его восприятием.
Цель GAP-анализа в том, чтобы выявить те рыночные возможности, которые могут стать для компании эффективными рыночными преимуществами. По методам проведения это могут быть экспертные интервью или тестирование.
GAP-анализ это сравнение существующей ситуации в организационной структуре предприятия с желаемым положением дел в бизнесе. На основе собранной информации производится оценка возможности для организации понимания путей достижения задач и собственно их принципиальной достижимости. Сначала намечается схема улучшений, затем разрабатывается желаемое состояние (с точки зрения внешних и внутренних покупателей). На следующем этапе разрабатывается детальная программа развития компании в желаемом направлении. В простых случаях достаточно разработать последовательность действий, в более сложных приходится задействовать более сложные организационные формы - проектные группы, тестирование решении, разработка различных вариантов, макетов и т.д.
Сначала разрабатывается прогноз касательно изменений объемов спроса и (или) поставок сырья, материалов в будущем. Если прогнозы неоднозначны и допускают множественность вариантов развития событии, то для каждого варианта необходимо разработать отдельный сценарий.
Наиболее часто применяется вариант GAP-анализа с тем, чтобы преодолеть разрывы между поставками сырья и продажами [ 9, с. 293].
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ -- это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
- Сильные стороны (Strengths) -- преимущества вашей организации;
- Слабости (Weaknesses) -- недостатки организации;
- Возможности (Opportunities) -- факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Угрозы (Threats) -- факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину "поля боя", принимать взвешенные решения, касающиеся развития вашего бизнеса [ 9, с. 299] .
SWOT-анализ -- это промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности (Рисунок 1.3):
- Определяется основное направление развитие предприятия (его миссия);
- Затем взвешиваются силы и оценивается рыночная ситуация, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать;
- После этого ставятся перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).
Рисунок 1.3 - SWOT-анализ
Итак, после проведения SWOT-анализа появляется возможность более четко представлять себе преимущества и недостатки предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 1.4.
В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны (Strengths)
Рыночные возможности (Opportunities)
Слабые стороны (Weaknesses)
Рыночные угрозы (Threats)
Рисунок 1.4 - Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны предприятия -- то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности вашей торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия -- это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит организацию в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности -- это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать конкретное предприятие.
Рыночные угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Необходимо обратить внимание на то, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса [ 9, с. 312].
Многие компании при формировании бизнес - стратегии используют Матрицу Бостонской консультативной группы (матрица БКГ).
Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса используются два критерия: темп роста отраслевого рынка и относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента. Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты - рыночные лидеры - от последователей. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы (Рисунок 1.5):
Возможности расширения отраслевого рынка
"Звезда"
"Знак вопроса"
"Дойная корова"
"Собака"
Уровень конкурентоспособности (относительная доля рынка)
Рисунок 1.5 - Матрица БКГ
В основе матрицы БКГ лежат два предположения:
- Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
- Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:
- "Знак вопроса" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
- "Звезды" (быстрый рост/высокая доля) - это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
- "Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель - "сбор урожая".
- "Собаки" (медленный рост/малая доля) - это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия - прекращение инвестиций и скромное существование.
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2-3 товара - "коровы", 1-2 - "звезды", несколько "знаков вопроса" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров - "собак". Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
В динамичном корпоративном портфеле выделяют следующие траектории (сценарии) развития:
- "Траектория товара". Инвестируя в НИОКР средства, получаемые от "дойных коров", предприятие выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место звезды.
-"Траектория последователя". Средства от "дойных коров" инвестируются в товар-"знак вопроса", на рынке которого доминирует лидер. Предприятие придерживается агрессивной стратегии наращивания доли рынка, и товар-"знак вопроса" превращается в "звезду".
- "Траектория неудачи". Вследствие недостаточного инвестирования товар-звезда, утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится товаром - "знак вопроса".
- "Траектория посредственности". Товару-"знак вопроса" не удается увеличить свою долю рынка, и он вступает в следующую стадию (товар-"собака").
Матрица БКГ помогает выполнению двух функций: принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем. Среди достоинств матрицы БКГ, прежде всего, стоит отметить ее простоту[ 29, с. 75] .
Не менее известной является и модель развития товара/рынка И. Ансоффа (матрица Ансоффа), которая позволяет использовать одновременно нескольких стратегий. Она основывается на предпосылке, что наиболее подходящая стратегия для интенсивного роста объема продаж может быть определена решением продавать существующие или новые продукты на существующем или на новом рынках. Данная матрица Ансоффа представляет собой схему, предназначенную для помощи менеджерам в принятии решения о выборе стратегии, а также служит диагностическим инструментом. Матрица Игоря Ансоффа предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка [ 4, с. 56].
По одной оси в матрице рассматривается вид товара - старый или новый, по другой оси - вид рынка, также старый или новый Таблица 1.2 - Матрица Ансоффа.
Вид рынка
Старый рынок
Новый рынок
Старый товар
Совершенствование деятельности
Стратегия развития рынка
Новый товар
Товарная экспансия
диверсификация
Рекомендации по выбору стратегии в матрице Ансоффа следующие:
- Стратегия совершенствования деятельности (проникновения на рынок). При выборе данной стратегии компании рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке.
- Товарная экспансия (Развитие продукта) - стратегия разработки новых или совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Компания может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход в данном случае обеспечивается за счет сохранения доли на рынке в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку компания действует на знакомом рынке.
- Стратегия развития рынка. Данная стратегия направлена на поиск нового рынка или нового сегмента рынка для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем обе предыдущие, но более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки трудно, так как они заняты другими компаниями.
- Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех компаний, работающих на целевом рынке или только для данного хозяйствующего субъекта.
Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость компании в отдаленном будущем, но она является наиболее рискованной и дорогостоящей.
Достоинствами использования планирования по матрице И. Ансоффа являются наглядность и простота применения. Недостатки использования планирования по матрице И. Ансоффа - односторонняя ориентация на рост и ограничения в разрезе двух характеристик (продукт - рынок). Матрица Д. Абеля, фактически, исправила недостатки модели, предложенной И. Ансоффом. Абель предложил определять область бизнеса в трех измерениях:
- обслуживаемые группы покупателей;
- потребности покупателей;
- технология, используемая при разработке и производстве продукта.
Первым важнейшим критерием оценки по матрице Абеля является соответствие рассматриваемой отрасли общему направлению деятельности компании, с тем, чтобы использовать синергический эффект в технологии и маркетинге. Другими критериями выбора являются привлекательность отрасли и "сила" бизнеса (конкурентоспособность).
Таким образом, в процессе создания бизнес-стратегий создано большое число методов и моделей стратегического анализа.
При стратегическом планировании пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономики организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов.
2. Использование бизнес-стратегий как инструмента антикризисного развития компании
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО "ТехЭнергоРемонт"
Структура рынка энергоремонтных компаний строится на основе многоорбитной модели (Рисунок 2.1). Это означает, что субъекты рынка могут иметь разную степень экономико-организационных связей с энергокомпаниями. В зависимости от тесноты связей с энергокомпанией субъекты рынка как бы находятся на различных орбитах, расстояние которых от центра тем больше, чем выше их производственно-экономическая независимость по отношению к энергокомпании [40, с. 33].
Рисунок 2.1 - Модель рынка энергоремонтных компаний
Инжиниринговая компания КЭР-Холдинг - одна из крупнейших и наиболее динамично развивающихся компаний Поволжского региона.
Начав работу в 1960 году как ремонтное подразделение энергосистемы Республики Татарстан, и образовав самостоятельную структуру в 2001 году, на сегодняшний день КЭР-Холдинг представляет собой скоординированный комплекс предприятий, занимающий прочные позиции как на российском, так и на зарубежном рынке работ и услуг в области энергетики.
Холдинг специализируется на ремонтном и сервисном обслуживании предприятий энергетики, нефтегазодобычи, нефтепереработки, нефтехимии, трубопроводного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также любых промышленных предприятий, имеющих на своем балансе энергетические объекты и оборудование [2, с. 4].
Стратегия развития КЭР-Холдинг, направленная на выстраивание долгосрочных партнерских отношений с Клиентами и производителями оборудования, определяет основным принципом деятельности качество выполняемых работ за счет совершенствования своих бизнес-процессов.
Производственные базы Холдинга площадью более 50 000 кв.м., включают в себя ремонтно-механические заводы, электротехнические цеха, участки диагностики и наладки, участки по ремонту инженерных коммуникаций, сервисные подразделения. Базы располагаются рядом с объектами Заказчика для оперативного удовлетворения его потребностей.
Предприятия Холдинга укомплектованы высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом и профессионально подготовленными рабочими кадрами общей численностью порядка 4000 человек. Персонал имеет уникальный опыт работы на объектах Ирака, Кубы, Алжира, Болгарии, Пакистана, Монголии, Казахстана, России.
Система подготовки кадров Холдинга обеспечивает постоянное повышение квалификации работников, позволяющей быстро осваивать последние достижения техники и технологии - через обучение (в т.ч. зарубежное) и совершенствование навыков. Созданный совместно с одним из ведущих учебных заведений страны Институт повышения квалификации позволяет постоянно повышать компетенцию персонала, обеспечивать быстрый обмен и передачу накопленного опыта по внедрению новых технологий, готовить квалифицированные кадры, начиная с школьной скамьи.
Рисунок 2.2 - Структура КЭР-Холдинг
Плодотворное сотрудничество с производителями оборудования и комплектующих позволяет добиваться максимальной оперативности и надежности таких капиталоемких процессов как строительство новых и модернизация устаревших энергообъектов. Тесные связи с партнерами находят свое выражение, в том числе, в создании авторизованных сервисных центров на базе нашего предприятия, организации обучения на заводах-изготовителях оборудования (Рисунок 2.2).
С момента своего основания Холдинг активно двигался в направлении выстраивания взаимовыгодных контактов со своими клиентами, что позволило ему накопить большой опыт и выстроить отношения не только с российскими, но и зарубежными клиентами (Таблица 2.1), многие из которых стали постоянными заказчиками.
Таблица 2.1 - Опыт работы персонала компании "КЭР-Холдинг" за рубежом
Страна
Объект
Вид работ
Год
Ирак
ТЭС Харта
Ремонт ротора
2004
Ирак
ТЭС Аль-Мусаиб
Поставка и монтаж энергетического оборудования, ремонт существующего оборудования
2005
Ирак
ТЭС Наджибия
Поставка и монтаж энергетического оборудования, ремонт существующего оборудования
2004-2005
Пакистан
ТЭЦ Металлургического комбината г. Карачи
Поставка, монтаж систем автоматизации
2005
Казахстан
Экибастузская ГРЭС-1 (AES-Ekibastuz)
Полный цикл автоматизации пылеугольного блока 500 МВт
2004-2005
Казахстан
ТЭЦ-1 г. Актау
Полный цикл автоматизации котлоагрегата, внедрение системы коммерческого учета газа
2004-2005
Пакистан
ТЭЦ Пакистан стил, г. Карачи
Техническое обследование энергетического оборудования
2006-2007
Казахстан
Экибастузская ГРЭС-1 (AES-Ekibastuz)
Полный цикл автоматизации энергоблоков 500 МВт ст. №3, 4, 6, 7
2004-2008
Добиться такого результата было возможно только при наличии знаний и умений реализации комплексных проектов, включающих в себя как монтаж различных типов оборудования, так и его дальнейшее ремонтное обслуживание.
Накопленный опыт, наличие слаженной команды профессионалов и квалифицированного строительно-ремонтного персонала, проверенные годами отношения с поставщиками и финансовыми партнерами позволяют уверенно смотреть в будущее и браться за реализацию новых проектов любой сложности.
ООО "КЭР" было учреждено в 2001 году в результате реформирования ОАО "Татэнерго" путем выделения ремонтных предприятий в самостоятельную компанию.
Следует заметить, что татарстанская энергосистема явилась одной из первых в России, где был введен конкурентный рынок ремонтных услуг. А так называемая "традиция" КЭРа насчитывает более 20 лет - предприятие существовало в качестве камского подразделения ряда государственных экспортных предприятий, в том числе в составе "Интерэнергосервиса".
"КЭР" - одно из крупнейших энергоремонтных предприятий Республики Татарстан, специализирующееся на строительно-монтажных, ремонтных и пуско-наладочных работах на основном и вспомогательном энергетическом оборудовании на предприятиях энергосистемы, объектах нефтепереработки и нефтехимической промышленности. Система качества ООО "КЭР" сертифицирована по системе ИСО-9001-2000. Персонал фирмы имеет опыт работы в Монголии, Ираке, Кубе, Алжире.
Управление и производственная база предприятия находятся в городе Нефтекамске. Работы по ремонту и модернизации осуществляются непосредственно как в условиях предприятия Заказчика, так и на базе ООО "КЭР" и его производственных участков на территории Республики Татарстан.
Производственная база ООО "КЭР" оснащена современным оборудованием, зачастую не имеющим аналогов в регионе. Большое внимание уделяется развитию производственных мощностей, на предприятии постоянно внедряются новые, эффективные и экологичные технологии, закупается новое оборудование.
Полностью укомплектован парк строительной и иной специальной техники.
В состав ООО "КЭР", кроме основной производственной базы, площадью более 10000 кв.м., входят четыре производственных управления и база автокомпонентов, рассредоточенных по наиболее крупным энергетическим объектам Республики Татарстан.
Производственная база включает в себя:
- ремонтно-механический завод;
- электротехнический цех;
- цех по ремонту термоизоляции
- участок диагностики и наладки;
- лабораторию металлов и сварки;
- службу главного сварщика;
- службу главного метролога;
- конструкторское бюро;
- отдел частотно-регулируемого привода;
- отдел главного технолога;
- монтажное управление;
- производственная база автокомпонентов.
Производственные управления и участки ООО "КЭР" расположены на Заинской ГРЭС, Набережно-челнинской ТЭЦ, Нефтекамской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Нефтекамской ГЭС.
Предприятие укомплектовано высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом и профессионально подготовленными рабочими кадрами.
Рисунок 2.3 - Основные партнеры ООО "КЭР"
Сегодня ООО "КЭР" - интенсивно развивающееся предприятие, которое осуществляет работы любой сложности, причем не только на энергетических объектах Татарстана и России, но и за рубежом.
Сохранение прочных позиций в сфере производства достигается благодаря внедрению новых подходов к осуществлению производственно-хозяйственной деятельности, техническому перевооружению, качественному оказанию услуг.
Многие клиенты "КЭРа" стали постоянными заказчиками (рисунок 2.3).
2.2 Анализ финансовой деятельности ООО "ТехЭнергоРемонт"
Финансовая деятельность планово-производственного отдела ООО "ТехЭнергоРемонт" направлена на осуществление работы по экономическому планированию, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка, обеспечение работ по комплексному экономическому анализу всех видов деятельности. Анализ прибыли начинают с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в разрезе ее составляющих элементов, так называемый горизонтальный анализ. Динамика прибыли и ее составных частей изучается на основе сравнения фактических финансовых результатов за предшествующие периоды. При анализе смотрят изменение финансового результата в отчетном периоде по сравнению с базисным. Выясняется, с чем был связан рост прибыли (обычно это бывает связано с ростом прибыли от реализации продукции) [ 22, с. 184] .
Проведем анализ финансовых результатов в той последовательности, в которой ее определяет А.Н. Гинзбург [11, с. 318]. Проведем анализ динамики изменения прибыли и представим данные в таблице 2.2
Таблица 2.2 - Анализ динамики прибыли
Показатели
Код
2006
2007
2008
Отклонения
2006-2007
Отклонения
2007-2008
Выручка от реализации
010
1 233 955
1 683 295
1 556 227
449 340
-127 068
Себестоимость проданных товаров ,продукции ,работ ,услуг
020
1 069 051
1 414 549
1 217 242
345 498
-197 307
Валовая прибыль
029
164 904
268 746
338 985
103 842
70 149
Продолжение таблицы 2.2
Коммерческие расходы
030
27 358
1 926
20 341
-25 432
18 415
Управленческие расходы
040
103 001
196 921
230 139
93 920
33 218
Прибыль от реализации
050
34 545
69 899
88 505
35 354
18 606
Проценты к получению
060
683
1 834
2 038
1 151
204
Проценты к уплате
070
9 356
13 720
20 305
4 364
6 585
Доходы от участия в других организациях
080
3 728
3 946
54
218
-3 892
Прочие операционные доходы
090
167 375
193 485
276 455
26 110
82 970
Прочие операционные расходы
100
170 351
224 177
269 763
53 826
45 586
Бухгалтерская прибыль
140
26 624
31 267
76 984
4 643
45 717
Налог на прибыль
150
6 847
14 546
23 903
7 699
9 357
Чистая прибыль
190
19 782
13 624
52 496
-6 158
38 872
По данным таблицы 2.2, в динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения. Выручка от реализации по итогам 2008 года сократилась на 127 068 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом. Это прежде всего связано с мировым экономическим кризисом, настигшим нашу страну осенью 2008 года. Однако по всем остальным показателям прослеживается положительная динамика. Валовая прибыль увеличивается в 2007 году на 103 842 тыс. руб., в 2008 году на 70 149 тыс.руб. Наблюдается увеличение общей суммы прибыли в 2007 году на 4 643тыс.руб., в 2008 году на 45 171тыс.руб. Подобный рост прибыли является результатом увеличения всех ее составляющих. В большей степени выросли ее элементы, как прибыль от реализации и операционные доходы. Это происходит за счет снижения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг по сравнению с 2006 годом в 2007 году прибыль от реализации увеличилась на 35 354 тыс.руб., в 2008 году соответственно по сравнению с 2007 годом она увеличилась на 18 806 тыс.руб.
Изменения в структуре прибыли анализируемого периода характеризуются данными таблицы 2.3.

Таблица 2.3 - Анализ структуры прибыли



Показатели
Код
Удельный вес, %
Изменение удельного веса, %
2006
2007
2008
2006-2007
2007-2008
Выручка от реализации
010
100
100
100
-
-
Себестоимость реализованной продукции
020
86,67
84,02
78,25
-2,65
-5,77
Валовая прибыль
029
13,36
15,97
21,78
2,61
5,81
Коммерческие расходы
030
2,22
0,11
1,31
-2,11
1,20
Управленческие расходы
040
8,35
11,70
14,79
3,35
3,09
Прибыль от реализации
050
2,80
4,15
5,69
1,35
1,54
Проценты к получению
060
0,06
0,11
0,13
0,05
0,02
Доходы от участия в других организациях
080
0,302
0,230
0,003
-0,072
-0,227
Прочие операционные доходы
090
13,56
11,49
17,76
-2,07
6,27
Прочие операционные расходы
100
13,81
13,32
17,33
-0,49
4,01
Бухгалтерская прибыль
140
2,16
1,86
4,95
-0,30
3,09
Налог на прибыль
150
0,55
0,86
1,54
0,31
0,68
Чистая прибыль
190
1,60
0,81
3,37
-0,79
2,56

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.