Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория рациональных ожиданий и эффективность стабилизационной политики государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию
ГОУ ВПО "Сибирский  государственный технологический  университет"
               Лесосибирский филиал 
           

Кафедра: Экономики  природопользования и охраны окружающей среды 
 
 

ТЕОРИЯ  РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ  СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

           
      Пояснительная записка
      (ЭПООС 000000.006 ПЗ)
             
             
                                  

                                                                       Руководитель:
                                                                        __________________Т.В. Дьяченко
                                                                                                                                    (подпись) 

_______________________________
                                                                                                                 (оценка, дата) 
                                                                                                    
                                                                        Разработал:
                                                                        Студент группы 81-1 

_________________А.И.Чуруксаева
                                                                                                                                  (подпись) 
 
 
 
 

2009

     Реферат

 
 
     В курсовой работе на тему «Теория рациональных ожиданий и эффективность стабилизационной политики государства» представлены основные положения теории рациональных ожиданий, понятия о стабилизационной политики. Также описаны инструменты фискальной и денежно-кредитной политики, а также статистические данные, показывающие их изменение в течение предыдущих лет.
     ТЕОРИЯ  РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ, МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СТАВКА РЕФЕНАНСИРОВАНИЯ, НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ.
     Цель  данной курсовой работы – закрепить теоретические знания по этой теме, изучить статистические данные и на их основе сделать вывод о том, эффективна ли политика или нет. При написании курсовой я опиралась на теоретический и статистический материал.
     Курсовая работа содержит расчетно-пояснительную записку из 28 страниц машинописного текста, 3 таблиц, 8 рисунков, 11 литературных источников.
 


     Содержание

 
 
Введение 4
1 Теория рациональных ожиданий 5
2 Стабилизационная политика государства 9
   2.1 Денежно-кредитная политика 9
   2.2 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика 14
3 Эффективность стабилизационной политики государства 17
4 Изменение инструментов денежно-кредитной и фискальной политики в России 22
Заключение 27
Библиографический список 28 

 



     Введение

 
 
     Одной из важнейших закономерностей функционирования рыночной экономики является макроэкономическая нестабильность, проявляющаяся в  периодических колебаниях общего объема производства, уровня безработицы и уровня цен. Безработица и инфляция, входя в круг важнейших макроэкономических проблем, являются ярчайшими проявлениями макроэкономической нестабильности. В то же время и безработица, и инфляция оказывают сильное воздействие на социально-экономическое развитие общества в целом, являясь объектом государственной стабилизационной политики.
     Проблема  эффективности стабилизационной политики государства в настоящее время  очень актуальна. Так как наблюдается  мировой финансовый кризис, то очень  важно понимать направленность государственной  политики и последствия, которые  она может принести, для того, чтобы по возможности понять какое  будущее нас ожидает.
     В своей курсовой работе «Теория рациональных ожиданий и эффективность стабилизационной политики государства» я поставила  следующие цели:
    рассмотреть теорию рациональных ожиданий и выделить основные тезисы этой теории;
    выявить взаимосвязь между данной теорией и политикой государства;
    описать виды стабилизационных политик государства и отметить с помощью, каких инструментов государство влияет на экономику;
    сделать вывод о том, какая же политика наиболее эффективна.
     Выполнив  заданные цели, я решила на примере  статистических данных прошлых лет  проанализировать изменение некоторых  инструментов денежно-кредитной и  фискальной политики, а затем посмотреть какой эффект это дало. То есть, были ли эти изменения направлены на достижение целей стабилизационной политики или  нет.
 



     1 Теория рациональных ожиданий

 
 
     Школа рациональных ожиданий сформировалась в США. Ее представителями являлись: Р. Берроу, Р. Лукас, Н. Уоллес, Т. Саржент, Л. Лейдерман, П. Минфорд и др.  Они поставили своей целью разработать собственную теорию динамического равновесия в соответствии с принципами оптимального поведения хозяйственных агентов, которая ответила бы на вопрос о причинах и степени колебаний основных экономических показателей, включая выпуск, масштабы занятости, цену, заработную плату.
     В начале 60-х годов американский экономист  Дж. Мут ввел в экономический оборот понятие "рациональные ожидания". В отличие от адаптивных, под рациональными он подразумевал ожидания, складывающиеся не только с учетом информации прошлых периодов, а главным образом на основе всей имеющейся в определенный момент информации о современном состоянии и перспективах хозяйства. Дж. Мут исходил из того, что индивиды располагают именно всей доступной для них информацией и используют ее в такой модели экономики, какую они себе представляют и считают правильной. В своей гипотезе Дж. Мут исходит из того, что ожидания максимизирующих свое положение экономических агентов рациональны. Основу такого превращения, по его мнению, и составляют доступные в данный момент наиболее исчерпывающие сведения о состоянии экономики. В результате на базе всей полученной экономическими агентами информации формируются представления о положении в экономике, которые автор гипотезы принимает как условные математические ожидания.1
     Но  теория рациональных ожиданий содержит и другой основополагающий момент, который обуславливает ее «новую классическую» специфику. Он состоит  в том, что, подобно классической экономической теории эта теория исходит из предпосылки, согласно которой  все рынки – как товаров, так  и ресурсов  - являются в высокой  степени конкурентными. Поэтому  ставки заработной платы и цены гибки  одновременно в плане повышения  и в плане понижения. В действительности теория рациональных ожиданий, предполагая, что новая информация быстро (а в некоторых случаях мгновенно) находит отражение на кривых спроса и предложения таких рынков, и поэтому равновесные цены и объемы производства быстро приспосабливаются  к новым ситуациям (изменение технологии), рыночным потрясениям (засуха или крах нефтяного картеля ОПЕК) или к изменениям в государственной политики (неожиданный переход от политики дорогих к политике дешевых денег). Цены на товары и ресурсы высокоэластичны и быстро изменяются, когда потребители, предприниматели и владельцы ресурсов изменяют экономическое поведение под влиянием новой информации.
           
     Рассмотрим  тезис ТРО, согласно которому общая  реакция населения на свои ожидания делает бесплодной дискретную стабилизационную политику. Этот тезис можно лучше понять с помощью рисунка 1.
     
     Рисунок 1 – Рациональные ожидания и модель совокупного спроса – совокупного  предложения
     
     Представим, что политика кредитно-денежной или бюджетной экспансии смещает кривую совокупного спроса вправо — с AD1 до AD2. Почему это расширение совокупного спроса не увеличивает реального объема производства в значительной степени или хотя бы незначительно? Согласно ТРО, ответ состоит в следующем: потребители, предприниматели и рабочие предвидят, что политика экспансии означает повышение цен, и учитывают ее ожидаемые результаты, принимая решения, касающиеся товарных цен, ставок номинальной заработной платы, номинальных процентных ставок и т.д. Рынки мгновенно приспосабливаются, поднимая уровень цен с P1 до P2. В результате экономика не превышает объема производства Q1, поскольку уровень цен возрастает как раз на величину, необходимую для сведения на нет воздействия, которое политика экспансии могла бы оказать на реальный объем производства и занятости. Именно сочетание рациональных ожиданий и мгновенного приспособления рынков — в данном случае гибкости заработной платы, цены и процентной ставки в плане повышения, — обрекает политику на бесплодие. Когда совокупный спрос расширяется с AD1 до AD2, экономика перемещается вверх по вертикальной линии кривой совокупного предложения непосредственно из точки а в точку в. Единственный итог состоит лишь в повышении уровня цен; реальные доходы рабочих, предпринимателей, кредиторов и других групп остаются прежними, поскольку они разумно предсказали последствия государственной политики и в соответствии со своими ожиданиями выбрали ту линию поведения, которая вызвала последующий рост номинальной заработной платы, номинальных прибылей и номинальных процентных ставок.2
     Анализируя  результаты правительственных действий, новые классики считают принципиально  важным определить, было ли действие предвиденным или нет. В зависимости от этого  различными будут последствия. Если действия правительства по увеличению совокупного спроса будут предвиденными, например, при росте безработицы  будет проводиться политика по увеличению денежной массы, то они не повлияют на занятость и объемы выпуска даже в краткосрочном периоде. В длительном периоде занятость и объем производства вернутся к своему естественному уровню. Поэтому нет никаких оснований для осуществления макроэкономической стабилизационной политики.
     Отношение представителей новой классики к  монетарной и фискальной политике государства:
     Во-первых, в целом они отвергают активную государственную политику стабилизации производства и занятости;
     Во-вторых, подчеркивая важность информации, положительно оценивают «правило» М.Фридмена об устойчивом темпе роста денежной массы, т.к. это устранит неожиданные  изменения в денежной массе, что  могло бы способствовать нестабильности и внесет предсказуемость в темпы  инфляции: если темп роста денежной массы низкий, то и уровень инфляции также низок;
     В-третьих, отвергают фискальную политику «накачивания»  совокупного спроса. Нестабильность фискальной политики делает для экономических  субъектов трудным формирование рациональных ожиданий. К тому же монетарная политика «по правилу» не может сочетаться с широкой фискальной политикой, углубляющей бюджетный дефицит.4
     Однако  против теории рациональных ожиданий выдвигаются  разнообразные и  достаточно убедительные возражения, поэтому справедливости ради надо сказать, что в настоящий момент подавляющее  большинство экономистов не согласны с ТРО. Остановимся вкратце на трех основных возражениях.
    Поведение. Многие экономисты сомневаются в том, что люди, вообще говоря, настолько хорошо осведомлены, как предполагает теория рациональных ожиданий. Можно ли на самом деле думать, что потребители, производители и рабочие понимают, как функционирует экономика? В конце концов, экономисты, специализирующиеся на прогнозировании, часто неправильно предсказывают направление изменений объема производства, занятости и цен, не говоря уже изменения этих показателей. На это последователи теории рациональных ожиданий отвечают, что они исходят из того, что люди не делают точные предсказания, а из того, что люди не делают постоянно ошибочных предсказаний, которые могут использоваться политиками. Кроме того, теоретики теории рациональных ожиданий отмечают, что ключевые институты, принимающие решения – крупные корпорации, главные финансовые учреждения и профсоюзные организации

нанимают  в штат экономистов, которые помогают предсказывать результаты новой  государственной политики. Следовательно, постоянно обманывать основные, принимающие  решения институты экономики  представляется невозможным. Однако вопрос о том, ведут ли себя люди и учреждения так, как полагает теория рациональных ожиданий, остается спорным.
    Негибкие цены. Другой важный довод, направленный против теории рациональных ожиданий, состоит в том, что в действительности рынки – по крайней мере, многие рынки – не являются чисто конкурентными и, следовательно, не приспосабливаются мгновенно (или хотя бы быстро) к меняющимся рыночным условиям. Хотя на фондовой бирже и на определенных товарных рынках цены меняются ежедневно или ежеминутно, многие продавцы могут контролировать пределы назначаемой цены. Когда, скажем, сокращается спрос, эти продавцы препятствуют падению цен, поэтому импульс передается объему производства и занятости. В особенности это относится к рынкам труда, где коллективные и индивидуальные договоры обуславливают отсутствие реакции в виде изменения ставок заработной платы на меняющиеся рыночные условия в течение установленного периода времени. Критики спрашивают: если рынки приспосабливаются быстро и полностью, как полагает теория рациональных ожиданий, то чем объяснить десятилетие жестокой безработицы в 1930-х годах или высокий, от 7,5 до 9%, уровень безработицы, существовавший в период с 1981 по 1984 г.?
    Политика и стабильность. Последним возражением является то, что, в противоположность предсказаниям теории рациональных ожиданий, имеется достаточно свидетельств воздействия экономической политики на реальный ВНП. Так, в период после второй мировой войны, когда государство более активно проводило стабилизационную политику, наблюдались меньшие колебания реального объема производства, чем в предыдущие периоды. Придерживающиеся общепринятой точки зрения экономисты приводят исследования, которые показывают, что кредитно-денежная и фискальная политика действительно изменяют уровни производства и занятости, а не просто поглощаются уровнем цен, как полагает теория рациональных ожиданий.4
     Так что же такое стабилизационная политика государства и из чего она состоит? 
 

________________
1 Титова, Н.Е. История экономических учений: Курс лекций, стр.32
2 Макконел, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-ого изд. Т.I,
 стр.332- 333
3 Гоголева, Т.Н. История экономический учений(XX век), стр. 28-29
4 Макконел, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-ого изд. Т.I, стр.334
 


     2 Стабилизационная политика государства

 

     В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства  на совокупный спрос или на совокупное предложение с целью поддержания  их динамического равновесия при  желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.
     В зависимости от набора инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на монетарную (денежно-кредитную), фискальную (бюджетно-налоговую) и комбинированную.5

     2.1 Денежно-кредитная политика

 
     Денежно-кредитная  политика – совокупность мероприятий  в области денежного обращения  и кредита, направленных на регулирование  экономики.6
     Задача  денежно-кредитной политики состоит  в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению  деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.
     Хотя  денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является Центральный Банк. Он располагает  набором средств, которые часто  называют инструментами денежно-кредитной  политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.
     Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используются сразу  два инструмента или более, чтобы  соответствующие эффекты взаимно  усиливали друг друга. Мероприятия  такого рода часто называют комплексной  политикой.
     Имеющиеся в распоряжении Центрального Банка  инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложении  денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия.
     В зависимости от конкретных целей  денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция – предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.
     По  форме инструменты денежно-кредитной  политики разделяются на  

административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от Центрального Банка и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия Центрального Банка на кредитно-денежную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.
     По  характеру параметров инструменты  регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей Коммерческих Банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
     По  срокам воздействия инструменты  денежно-кредитной политики разделяются  на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются  те задачи, реализация которых может  осуществляться от одного года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся  инструменты воздействия, с помощью  которых достигаются промежуточные  цели кредитно-денежной политики.
     Основными инструментами денежно-кредитной  политики, наиболее часто используемыми  Центральным Банком являются:
      установление обязательной нормы резервирования;
      регулирование обязательной учетной ставки;
      операции на открытом рынке.
     Нормы резервирования означают, что Коммерческие Банки обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в  Центральном Банке. Центральный  Банк играет роль резервного финансового  института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы  для поддержания стабильной финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов Коммерческим Банкам в чрезвычайных обстоятельствах.
     Изменение норм резервирования – один из старейших  и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной  сферы. Впервые нормы обязательных банковских резервов были введены в  США в 1863 г.
     Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно  возрастает, поскольку Центральный Банк все большее предпочтение отдает гибкому инструменту регулирования.
     Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени «денежности» различных  компонентов денежной массы. В большинстве  случаев на депозиты до востребования  устанавливается более высокая  норма резервирования по сравнению  с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действовали единые нормы резервирования.
     Политика  установления норм резервирования в  качестве эффективного инструмента  денежно-кредитного регулирования  в последние годы утратила свое значение. В большинстве стран все большую  роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке. В  России таким инструментом пока остается ставка рефинансирования (учетная ставка).
     Учетная ставка – это процент, под который  Центральный Банк предоставляет  ссуды Коммерческим Банкам. Официальная учетная ставка – это ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.
     Посредством манипулирования учетной ставкой  ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обуславливает  уменьшение спроса на ценные бумаги и  увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кризиса в 1998 г.
     Таким образом, учетная политика ЦБ представляет собой механизм непосредственного  воздействия на ликвидность Коммерческих Банков посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.
     Операции  на открытом рынке представляют собой  куплю-продажу ЦБ государственных  ценных бумаг или первоклассных  коммерческих векселей. Посредством  них ЦБ воздействует на ликвидность  банковской системы (количество денег  в обращении) и процентные ставки. Продажа векселей и облигаций  влечет за собой уменьшение денежной массы и падения процентных ставок; покупка оказывает противоположный  эффект.
     Операции  на открытом рынке – наиболее действенный  и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной  политики ЦБ, обеспечивающий эффективное  воздействие на денежный рынок и  банковский кредит, а, следовательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования.
     Однако  операции на открытом рынке имеют  и слабые стороны. Во-первых, когда  ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит  от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сохранить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно велик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки поддерживали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.
     Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал  денежно-кредитного регулирования  экономики. В некоторых странах  ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам Коммерческих Банков, портфельные ограничения  и др. Выбор и сочетание денежно кредитных инструментов зависит, прежде всего, от задач, которые решает ЦБ на том, или ином этапе экономического развития.7
     Различают два вида денежно-кредитной политики: стимулирующую и сдерживающую.
     Стимулирующая политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Она заключается в проведении ЦБ мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: снижения нормы резервирования; снижение учетной ставки процента; покупка ЦБ государственных ценных бумаг. Эта политика носит название «дешевых денег».
     Сдерживающая  политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой  активности в целях борьбы с инфляцией. Она состоит в использовании  ЦБ мер по уменьшению предложения  денег. К ним относятся: повышение  нормы обязательных резервов; повышение  учетной ставки процента; продажа ЦБ государственных ценных бумаг. Эта политика носит название «дорогих денег».8
     Насколько успешна денежно-кредитная политика? В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики – предмет больших споров.
     Обладая такими преимуществами как быстрота, гибкость и относительная независимость  от политического влияния, кредитно-денежная политика имеет и недостатки, связанные с тем, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и. соответственно, не может напрямую заставить их сократить, или расширить кредиты. Также к недостаткам денежно-кредитной политики относятся циклическая асимметрия и изменение скорости обращения денег.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.