На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система в России: особенности, противоречия и пути их преодоления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ  ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА 
 
 
 

        Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине: экономическая теория
На тему: Налоговая система в России: особенности, противоречия и пути их преодоления 
 
 
 
 
 

                                        Выполнил: студент факультета очного
                                                             обучения по специальности «Финансы и кредит»
                                                          Плюснин Ян Игоревич
                                                         Шифр: Фк-596-2010
                                 Руководитель: доцент Чуклина Светлана
    Александровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь  2011 

Содержание 

Введение 3
1. Налоговая система России 4
2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 10
2.1. Налоговая ответственность 10
2.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 12
3. Особенности и противоречия действующей налоговой системы в России 15
4. Перспективы и развития налоговой системы России 21
Заключение 25
Приложения 27
Приложение 1 27
Список литературы 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
В истории  России, как и в истории любого государства, можно заметить эволюцию двух ее составляющих: финансовой системы  и армии. Приоритетной здесь, безусловно, является финансовая система. В виду того, что основа любой финансовой системы - налоги, можно сказать, что в истории государства не маловажную роль занимает история его налоговой политики. 

В настоящее  время во всем мире наблюдается тенденция  к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги.
Только в нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются, что характерно для государства в период его становления. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего организация платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
Переход экономики России на рыночные отношения  потребовал системы налогообложения предприятий и граждан. Принятые Верховным Советом Российской Федерации в 1991-1992 годах новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.[4] 

Созданная целостная система налогообложения  четко и недвусмысленно устанавливает  перечень налогов, которые могут  применяться на территории Российской Федерации, права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых  органов, разграничены полномочия органов  государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей  территории, установлению ставок налогов  и льгот по ним. 

Цель  данной работы – теоретическое исследование, анализ проблем связанных с налоговой системой и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России. 
 
 
 
 

      Налоговая система России
 
Созданная в Российской Федерации налоговая  система по своей общей структуре  и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с  рыночной экономикой.
Рассмотрим  исторические аспекты формирования современной налоговой системы  Российской Федерации. В её развитии выделяют следующие этапы: становления, неустойчивого налогообложения, подготовки налоговой реформы, реформирования налоговой системы.
Первые  признаки формирования налоговой системы  появились во второй половине 80-х  годов прошлого столетия, когда существовало еще союзное государство, но началось постепенное изменение экономического строя общества. Кроме государственных  начали образовываться предприятия  других форм собственности: акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие.
Основы  становления современной налоговой  системы в Российской Федерации  были заложены в конце 1991 года. Был  принят Закон РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками с середины 90-х годов начинается этап подготовки налоговой реформы. С 1996 года последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов власти устанавливать новые налоги. Одновременно с этим шла разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса, как единого налогового документа.[10]
После названного этапа начался этап реформирования налоговой системы. В 1998 году была принята  и с 1 января 1999 года начала действовать  первая часть Налогового кодекса. Это  общая часть, которая регламентирует важнейшие положения налоговой  системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и  отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с  налогоплательщиками и их агентами.
Этот  закон впервые в новейшей истории  России установил общие принципы построения налоговой системы, определил  перечень налогов, сборов, пошлин и  других обязательных платежей, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.
В Налоговом  Кодексе РФ дается следующее определение  налога: «…обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Основными чертами налога являются: односторонний  характер установления; безвозмездность; принудительность.[10]
Налоги  являются важнейшим элементом экономической  политики государства и выполняют  следующие функции:
    фискальную;
    регулирующую;
    социальную;
    контрольную;
Фискальная  функция – собственно изъятие  средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством этой функции  налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета  для выполнения общегосударственных  и целевых государственных программ. Благодаря фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов  – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах и  необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Регулирующая  функция налогов означает, что  налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические процессы в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом. Регулирующая функция налогов способствует:
    регулированию спроса и предложения;
    побуждению сбережения граждан;
    выравниванию доходов отдельных социальных групп;
    развитию малого и среднего предпринимательства;
    регулированию экспортно-импортной деятельности;
    стимулированию научно-технического прогресса;
 
Социальная  функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания  неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается  между домашними хозяйствами  и фирмами. С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, пенсионеров, инвалидов), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышения косвенных налогов на предметы роскоши.
Контрольная функция налогов создает условия  для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом  и предложением, между доходами отдельных  социальных групп, между темпами  экономического развития регионов, между  трудом и капиталом, а также между  крупным, средним и малым бизнесом.[4]
Для более  детального рассмотрения проблем налоговой  системы России необходимо также  рассмотреть понятие “налоговое бремя”.
Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать  вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части  валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который  осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных  финансов.
Главная цель государства – создание налогового права и финансового аппарата, способного контролировать, четко и  жестко, все стороны хозяйственной  жизни страны, используя все функции  налог
В соответствии с Налоговым Кодексом от 31 июля 1998 №146-ФЗ в России вводится трехуровневая  система налогообложения. Налоги и  сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.
Федеральными  налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены  Налоговым Кодексом и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. 

К федеральным  налогам и сборам относятся:
    налога на добавленную стоимость;
    акцизы;
    налог на доходы физических лиц;
    страховые взносы (с 2010 года, ранее назывался единый социальный налог);[7]
    налог на прибыль организаций;
    налог на добычу полезных ископаемых;
    водный налог;
    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    государственная пошлина;
 
Региональными налогами признаются налоги, которые  установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации.[9] 

К региональным налогам относятся:
    налог на имущество организаций;
    транспортный налог;
 
Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований 

К местным  налогам относятся:
    земельный налог;
    налог на имущество физических лиц;
 
Специальные налоговые режимы устанавливаются  Налоговым Кодексом и применяются  в случаях и порядке, которые  предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные  налоговые режимы могут предусматривать  особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных  налогов и сборов. 

К специальным  налоговым режимам относятся:
    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    упрощенная система налогообложения;
    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
 
Разнообразие  налогов и сборов в России требует  их классификации, в основу которой  положены различные признаки. Так, в  зависимости от характера использования  налоги подразделяются на общие и целевые.
Общие налоги обезличиваются и поступают  в общий доход государства  на финансирование общегосударственных  мероприятий.
Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).
В зависимости  от механизма уплаты налоги и сборы  делятся на прямые и косвенные.
Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно  с дохода или имущества. Отличительная  особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой  базы. 

Среди прямых налогов выделяются:
    реальные налоги.
Они построены  без учета личности плательщика  и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Например, налог на ценные бумаги;
    личные.
Уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие физическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество). 

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф  услуг. Владелец товара или услуг  относит налог - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев. 

По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:
    на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);
    универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).[8]
 
Система налогообложения Российской Федерации  базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип  всеобщности налогообложения и  принцип равенства прав налогоплательщиков  – каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы;
2) принцип  недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3) принцип  недопустимости создания препятствий  реализации гражданами своих  конституционных прав – недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав; налоги и  сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;
4) принцип  единства экономического пространства  – не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия для не  запрещённой законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций;
5) принцип  определённости правил налогообложения  – при установлении налогов  должны быть определены все  элементы налогообложения; акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен уплачивать; ни на  кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы, а также иные взносы  и платежи, обладающие установленными  НК РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ.
6) принцип  истолкования всех неясностей  в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика –  все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу плательщика налога  или сбора. 

В экономической  литературе встречается и ряд  других организационных принципов  налогообложения, которые носят  объективный характер. К ним можно  отнести:
1) принцип  подвижности (эластичности) – суть  его заключается в том, что  налоговая нагрузка может быть  оперативно изменена в соответствии  с объективными потребностями  государства;
2) принцип  стабильности – этот принцип  предполагает постоянство налоговой  системы, что важно для субъектов  налоговых отношений (для государства  при формировании доходной части  бюджета, а для плательщиков  – при планировании своих доходов,  в том числе налоговом планировании);
3) принцип  исчерпывающего перечня региональных  и местных налогов – суть  его заключается в исключении  возможности установления и введения  дополнительных налогов субъектами  РФ и органами местного самоуправления.
В мировой  практике имеет место использование  и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип  доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип  создания максимального удобства для  налогоплательщиков; принцип обложения  чистых доходов налогоплательщика  и др.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Виды  ответственности  за нарушение налогового законодательства в  Российской Федерации
      Налоговая ответственность
 
Правовое  регулирование ответственности  в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные  интересы государства по обеспечению  доходной части бюджета.  

Как известно, метод налогового права носит  комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования  являются государственно-властные предписания  со стороны органов власти в области  налогообложения. Этот метод применяется  относительно субъектов налоговых  отношений, которые находятся в  административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых  отношений, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических  и физических лиц, государственных  органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового  метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень  защиты каждой из них. 

О налоговой  ответственности, как новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции  правовой природы правоотношения, являющегося  объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения при ответственности  за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права. Выделению налоговой ответственности в отдельный вид юридической ответственности способствует установлению налоговым кодексом Российской Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.[8] 

В Налоговом  кодексе имеет место попытка  установления самостоятельной налоговой  ответственности, т.е. нового правового  режима. В настоящее время только создаются определенные научные  подхода для выстраивания системы  институтов, как налогового права, так  и налогового законодательства. С  точки зрения правовой теории ответственности  следует отметить, что в Налоговом  кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для  дальнейшего правотворчества, они  определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных  ситуациях, когда возможно неоднозначное  толкование правовых предписаний. Для  уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе  также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект  правонарушения  и субъективная сторона правонарушения.
Основополагающий  принцип юридической ответственности  «без вины и нет ответственности». Применимость этого принципа к ответственности  за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 г. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 «Закона Российской Федерации» от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции » указал, что налоговое правонарушение есть «предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности».   

При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика. 

Таким образом, налоговую ответственность  можно определить как реализацию налоговых санкций за допущение  в налоговых правоотношениях  нарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
 
Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в  уплате налога: «Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы».
Следовательно, в сферу налогового регулирования  должны включаться отношения, связанные  с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства. 

Невыполнение  налогового обязательства состоит  в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения  налогового законодательства. В недополучении  бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причиненный правонарушением. 

Ст. 13 Закона Российской Федерации « Об основах  налоговой системы в Российской Федерации » устанавливает ответственность  налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном  законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. 

Однако  вызывает сомнение утверждение, что  за налоговые правонарушения может  наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность дисциплинарную и  материальную лицо понесет перед  предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов и пени. Данные отношения  лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная  и налоговая.
В настоящее  время вопрос о конкретных видах  и размерах ответственности участников налоговых отношений решается в  целом ряде нормативных актов. Прежде всего, это Закон РФ от 27 декабря 1991 г. « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » (ст. 13,15), Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР » (п. 12 ст.7), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »). Две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства, содержатся в Уголовном кодексе РФ (ст. 198 «Уклонение гражданина от уплаты налога », ст. 199 « Уклонение от уплаты налогов с организаций »). [10] 

Налоговый кодекс РФ вводит понятие налогового правонарушения  (ст. 119), налоговой  санкции (ст. 128) и закрепляет права  налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы.[1] Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений.[5] В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.