На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная политика предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Теоретические  основы оценки инновационной  политики предприятия
1.1 Современные подходы  к управлению инновационной деятельностью  промышленного предприятия
1.2 Инновационный  потенциал организации
1.3 Методологические  подходы к оценке инновационного  потенциала промышленного предприятия
2. Исследование проблем  инновационной деятельности промышленных  предприятий
2.1 Анализ инновационной  деятельности предприятий Алтайского  края
2.2 Характеристика  инновационной деятельности ФПГ  «Сибагромаш»
3. Исследование и  оценка инновационного потенциала  ФГП «Сибагромаш»
3.1 Разработка системы показателей оценки инновационного потенциала промышленного предприятия
3.2 Совершенствование  системы управления инновационной  деятельностью ФПГ «Сибагромаш»
Заключение
Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение
 В современном  мире инновационная составляющая  развития предприятий является  основным источником роста. Мировая  практика показывает, что устойчивое  развитие производства и поддержание  его конкурентоспособности в  долгосрочной перспективе зависит  от инноваций. П. Друкер утверждает, что «единственная вещь, имеющая значение - это инновации». Инновацион-ность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.
 Определение стратегии  развития предприятия и текущее  управление инновационной деятельностью  тесно связаны с величиной  и структурой инновационного  потенциала предприятия, который  является необходимым условием  осуществления инноваций. Для  адекватной оценки текущей ситуации  и выбора перспективных направлений  инновационного развития на предприятии  необходимо проведение систематической  оценки имеющегося инновационного  потенциала. Это будет способствовать  выявлению резервов повышения  эффективности его использования,  что, в свою очередь, даст  возможность корректировать направления  инновационного развития и прогнозировать  вероятность и характер результатов  инновационной деятельности. Немаловажным  моментом является и тот факт, что в условиях сокращения  бюджетного финансирования сферы  науки и технологий государственная  поддержка направлена, прежде всего,  на предприятия с высокими  инновационными возможностями. При  этом возникает проблема отсутствия  общепринятой методики оценки  таких возможностей, свободной от  субъективных суждений. 

 Предметом исследования  в данной работе является разработка  проблем активизации инновационной  деятельности и развития инновационного  потенциала промышленного предприятия.  Данная область исследования  представляется весьма актуальной, поскольку возрастающая роль  инновационной деятельности предъявляет  новые требования к вопросам  о выборе наиболее эффективных  механизмов использования и оценки  инновационного потенциала, управления  инновационной деятельностью предприятия.
 Все большее  внимание отечественных и зарубежных  ученых сосредотачивается на  роли инновационного потенциала  в развитии предприятия. Состояние  и проблемы инновационной деятельности  на российских предприятиях рассмотрены  в работах В.М. Аньшина, В.А. Бородина, М.А. Бендикова, Ф.Ф. Глисина, Н.П. Иващенко, С.В. Кудинова, В.В. Титова и ряда других.
 Исследованию  инновационного потенциала посвящены  многочисленные работы отечественных  и зарубежных авторов: А.И. Анчишкина, И.В. Афонина, В.Д. Андрианова, Л.С. Бляхмана, К.А. Багриновсого, С.Ю. Глазьева, П. Друке-ра, Г.И. Жица, П.Н. Завлина, Д.И. Кокурина, В.И. Кушлина, Д.С. Львова, И. Шумпетера, Ю.В. Яковца и других.
 Вопросы оценки  инновационного потенциала освещены  в литературе значительно меньше  и требуют более глубоких исследований. Так, оценке инновационного потенциала  промышленного предприятия посвящены  работы И.А. Аренкова, В.Н. Гунина, И.М. Степнова, А.Н. Плотникова, А.А. Трифиловой.
 Несмотря на, значительное количество исследований по рассматриваемой теме, недостаточно освещенными остались вопросы объективной оценки величины инновационного потенциала промышленных предприятий, не обоснованы критерии и показатели для такой оценки; отсутствует единое мнение по вопросу о содержании и структуре инновационного потенциала; практически отсутствует инструментарий для принятия эффективных управленческих решений, связанных с инновационной деятельностью предприятий.
 В связи с  вышеизложенным, целью представленной  работы является разработка теоретических  и прикладных аспектов совершенствования  управления инновационной деятельностью  промышленного предприятия на  основе системы показателей оценки  его инновационного потенциала.
 Задачи: рассмотреть  современные подходы к управлению  инновационной деятельностью предприятия,  функции инновационного потенциала  и др.в заключительной части работы «Исследование и оценка инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш» разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия; на основе предложенной системы показателей проведена оценка инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш»; привести рекомендации по развитию инновационного потенциала рассматриваемой группы, сформулировать основные принципы построения эффективной системы управления инновационной деятельностью ФПГ «Сибагромаш».
1. Теоретические  основы оценки инновационной  политики предприятия
1.1 Современные подходы  к управлению инновационной деятельностью  промышленного предприятия
 Ключевой проблемой  современного этапа развития  экономики России является разработка  путей и механизмов развития  реального сектора, его оживления  и подъема как основы экономического  роста. В связи с этим перед  российской экономической наукой  стоят задачи теоретического  обоснования и практического  решения проблем адаптации и  развития промышленных хозяйствующих  субъектов в условиях рыночного  реформирования.
 Новая рыночная  среда, новые условия хозяйствования, в которых оказались российские  предприятия, неизбежно вызывают  к жизни новые системные свойства  хозяйственных структур, которые  в прежних условиях не были  востребованы. Для выживания, адаптации  и развития в рыночной среде  предприятия должны быть способны  к самостоятельному, рациональному  и целенаправленному экономическому  поведению, ориентированному на  конкурентный рынок, и самостоятельно  вести расширенное воспроизводство  в условиях рыночного хозяйства  [9, с.125].
 Необходимость  акцентирования внимания на инновационной  составляющей промышленного предприятия  состоит в том, что его мотивация  и поведение определяются экономическими законоерностями, характерными для рыночной экономики инновационного типа.
 Как бы успешно  ни функционировало предприятие,  но если его руководство не  нацелено на освоение новых  технологий, позволяющих производить  новые виды продукции более  высокого качества и с наименьшими  затратами, оно через определенный  промежуток времени рискует стать  неконкурентоспособным. В таких  условиях ни одно предприятие  не сможет сколько-нибудь долго  существовать, не внося заметных  усовершенствований в свою работу.
 В связи с  этим инновационная деятельность  становится главным условием  выживания предприятия в условиях  рынка. Целенаправленное осуществление  инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности.
 В литературе  приводится множество различных  определений понятия «инновационная  деятельность».
 В концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы [4; с.208] инновационная деятельность рассматривается как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
 Балабанов И.Т. [8; с.89] отмечает, что инновационная  деятельность включает весь без  исключения инновационный процесс,  начиная появлением идеи и  заканчивая диффузией продукта. На основании этого им уточняется  приведенное выше определение.  Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки» [9, с.174].
 В трактовке приложения к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» инновационная деятельность представляет собой деятельность по воспроизводству поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта [7; с.279]. Такое определение сводит инновационную деятельность к воспроизводству исследований и разработок, а также маркетинговых действий, что является только частью инновационной деятельности.
 Более корректным, является определение инновационной деятельности, приведенное в кратком терминологическом словаре ЦИСН - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам [8; с.213].
 В работе уточняется  определение ЦИСН и инновационная деятельность рассматривается как совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.
 Интересен подход  к определению инновационной  деятельности на основе социально-психологической  концепции. Так, Оголева Л.Н. рассматривает инновационную деятельность как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий [2].
 В официальной  статистике [2] под инновационной  деятельностью подразумевается  совокупность всех мероприятий  по созданию, приобретению, освоению  и распространению новых и  усовершенствованных видов продукции,  услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства  и управления.
 Рассмотренные  определения не имеют серьезных  принципиальных различий, для всех  определений характерно рассмотрение  инновационной деятельности как  определенной последовательности  действий, в процессе которой  реализуется система мероприятий,  направленных на создание новых  и усовершенствованных продуктов  и процессов, имеющих коммерческю ценность.
 Придерживаясь системного подхода, в данной работе под инновационной деятельностью предприятия будем понимать целенаправленную систему мероприятий по разработке и практическому освоению технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг [4; с.205].
 Цель управления  инновационной деятельностью состоит  в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создавать  условия для скорейшего вывода  инновационной продукции на рынок.
 Инновационная  деятельность как бизнес-процесс  состоит из следующих основных  стадий [4; 32]:
 • поиск инновационных  идей;
 • отбор наиболее  перспективных идей;
 • оценка жизнеспособности  отобранных идей;
 • разработка  детального бизнес-плана инновационного  проекта;
 • оценка бизнес-плана;
 • экспериментальное  производство инновационного продукта;
 • корректировка  схемы производства;
 • продвижение  инновационного продукта;
 • массовое  производство инновационного продукта.
 Инновационная  деятельность носит альтернативный, многовариантный характер. Она может  осуществляться не только на  любой из перечисленных выше  стадий (исследования - разработки - производство - распространение (использование  на практике)), но и вне их, в  процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных  идей и т.д.
 К инновационной  деятельности относятся:
 • выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  или технологических работ по  созданию инновационного продукта;
 • комплексное  научно-технологическое, индикативное  планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое  обеспечение работ по созданию  инновационного продукта;
 • технологическое  переоснащение и подготовка производства  для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
 • проведение  испытаний и освоение потребителем  инновационного продукта;
 • управление  процессами коммерциализации технологий;
 • деятельность  по продвижению инновационного  продукта, включая правовую защиту  результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
 • создание  и развитие инновационной инфраструктуры;
 • передача  либо приобретение прав на  объекты интеллектуальной собственности,  включая их вовлечение в гражданско-правовой  оборот,
 • экспертиза, консультационные, информационные, юридические  и иные услуги (включая организацию  финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового  и усовершенствованного инновационного  продукта.
 Инновационная  деятельность базируется на системном  подходе. Системный подход к  рассмотрению инновационной деятельности  раскрывается через реализацию  следующих принципов [5; 320]:
 • системный  подход к управлению инновационной  деятельностью предполагает рассмотрение  перемещения результатов научного  труда в рамках полного цикла  «наука-производство», т.е. от  возникновения научных идей до  их применения на практике;
 • при проведении  научных исследований должна  обеспечиваться взаимосвязь всей  совокупности работ и мероприятий  во всем единстве экономических,  информационных, социально-психологических  и организационных связей;
 • процесс  достижения цели инновационной  деятельности следует рассматривать  как упорядоченную совокупность  характеристик промежуточных состояний  исследования и прогнозирования  путей его дальнейшего развития;
 • все уровни  управления инновационной деятельностью  должны быть строго ориентированы  на достижение единой цели, должно  обеспечиваться единство управления  и взаимосвязь всех его функций;
 • обеспечение  инновационной деятельности (состояние  инновационного потенциала) должно  соответствовать формируемым целям.  На основании рассмотренных принципов  можно говорить о том, что  система управления, инновационной  деятельностью предполагает осуществление  комплекса целенаправленных действий, обеспечивающих функционирование  взаимосвязанных подразделений  предприятия (научно-исследовательских,  опытно-конструкторских, экономических,  производственных и других).
 Система управления  инновационной деятельностью предприятия  должна обеспечивать оптимальное  управление всеми видами работ  инновационной деятельности и  их распределение между подразделениями  предприятия, рациональное использование  различного вида ресурсов при  выполнении работ на любой  стадии инновационного процесса, своевременно представлять информацию  руководству предприятия и подразделениям  для принятия решений. Важным  моментом является необходимость  децентрализации принятия оперативных  решений и централизации координации  и контроля при управлении  инновационной деятельностью. Стратегическое  инновационное предпринимательство  основано на децентрализации  в управлении. Это усложняет управление, но способствует повышению эффективности  инновационной деятельности за  счет вовлечения в процесс  принятия решений и ответственности  за результаты различных подразделений  предприятия, способствует проявлению  личной инициативы сотрудников,  повышает эффективность деятельности  предприятия в целом. В то  же время централизованная координация  инновационной деятельности в  рамках предприятия в целом  обеспечивает комплексный подход  к разработке единой инновационной  стратегии предприятия (согласование  целей и направлений развития, разработка планов и программ  инновационной деятельности и  др.) 

 При управлении  инновационной деятельностью создаются  интенсивные информационные потоки, удовлетворяющие информационные  потребности различных подразделений  предприятия, участвующих в инновационной  деятельности. В систему управления  инновационной деятельностью предприятия  необходимо закладывать подход [2], основанный на использовании  интегрированной информационной  системы, обеспечивающей единую  информационную базу для всех  подразделений предприятия. В  этом случае обеспечивается полная взаимоувязка работ и устраняется дублирование или сосредоточение непрофильных для подразделения видов работ.
 Данный подход  очень важен, поскольку инновационная  деятельность может эффективно  осуществляться только при наличии  прямых и обратных связей между  ее участниками - подразделениями  предприятия, участвующими в инновационной  деятельности. Нарушение принципа  обратной связи приводит к  нарушениям в осуществлении инновационного  процесса и, следовательно, к  снижению эффективности развития  предприятия в целом.
 Базой для развития  инновационной деятельности промышленного  предприятия являются подразделения  предприятия, способствующие осуществлению  различных видов инновационной  деятельности, и совокупность характеристик  предприятия, определяющих возможность  предприятия к осуществлению  деятельности по созданию и  практическому использованию нововведний.
 Принятие решений  по любому направлению инновационной  деятельности должно основываться  не только на научной значимости  полученных результатов исследований, но и с учетом имеющихся  технологических возможностей предприятия  и возможности реализации инновационной  продукции на рынке. Немаловажное  значение при этом имеет эффективное  функционирование сложившейся на  предприятии системы управления  инновационной деятельностью.
 «Практике известно  немалое число случаев, когда  высокоэффективные разработки не  приносили ожидаемых результатов  именно по причине недостаточного  инновационного потенциала предприятия» [23, с.53].
 Величина инновационного  потенциала предприятия является  параметром, который позволяет предприятию  оценить возможности инновационной  деятельности и определить направление  инновационного развития в стратегическом  плане.
 Таким образом,  осуществление тех или иных  направлений инновационной деятельности  на предприятии возможно при  наличии у него достаточно  инновационного потенциала.
1.2. Инновационный  потенциал организации
 Любое изменение  в организации связано с выявлением  проблем развития фирмы и формированием  видения будущего организации,  которые невозможны без оценки  имеющегося потенциала.
 Потенциал организации  — это ресурсы всех видов,  которые могут быть использованы  для достижения целей предприятия.
 Оценка потенциала  осуществляется по всем сферам  деятельности организации: производственной, научно-технической, маркетинговой,  ресурсной, организационной и  т. д. Для его оценки может  использоваться методика SNW-анализа  (выявление сильных, нейтральных  и слабых сторон организации  по всем видам и областям  деятельности).
 Любые изменения,  связанные с совершенствованием  технико-технологического уровня  производства, освоением производства  принципиально новой продукции,  изменением направления бизнеса  основаны прежде всего на определении инновационной составляющей имеющегося потенциала. При этом следует различать:
 • научно-технический  потенциал;
 • инновационный  потенциал.
 Если научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству новых знаний и технических решений (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау), то инновационный потенциал — степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т. д.).
 Оценка инновационного  потенциала основана на следующих  положениях.
1. Обобщающая оценка  инновационного потенциала является  комплексной и многоуровневой. Она основана на показателях, отражающих специфику конкретной организации, ее сферы деятельности, масштаба производства и т. д. Например, такие показатели деятельности, как количество патентов, затраты на НИОКР, затраты на покупку лицензий на изобретения и ноу-хау, время емкость внедрения новшеств и т. д., будут важны для оценки инновационного потенциала крупной компании-лидера, но не будут отражать возможности небольшой фирмы. Таким образом, для каждой организации должен быть разработан свой состав показателей, характеризующих инновационный потенциал.
2. Оценка инновационного  потенциала не сводится к одному  абсолютному показателю и основана  на сопоставлении комплекса показателей  организации с соответствующими  характеристиками инновационного  потенциала предприятия-лидера, основных  конкурентов или со средними по отрасли и т. д.
 Методика оценки  инновационного потенциала основана  на выделении инновационной составляющей  во всех сферах деятельности  организации, т. е. оценка проводится  как непосредственно подразделений  НИОКР, так и производственной  сферы, маркетинга, финансовой деятельности  и т. д. Выделяются следующие  блоки оценочных показателей:
 • продуктовый;
 • функциональный;
 • ресурсный;
 • управленческий; *
 • организационный. 

 В качестве  базовой оценки для промышленного  предприятия выступает характеристика  продуктового блока, позволяющая  оценить научно-технический уровень  выпускаемой продукции (услуг)  на основе динамики следующих  показателей:
 • удельный  вес продукции, находящейся на  стадии выведения на рынок  и стадии роста;
 • удельный  вес продукции, соответствующей  мировым стандартам качества;
 • удельный  вес конкурентоспособной продукции;
 • уровень  обновления ассортимента продукции;
 • удельный  вес продукции, имеющей патентную  защиту, и т.д.
 В целом данный  блок должен показать, насколько  организация «привыкла» к обновлениям  и изменениям и носит ли  эта деятельность целенаправленный  и системный характер.
 Анализ других  блоков необходим в том случае, если появились какие-либо благоприятные  возможности внешней среды (проводится  конкурс проектов, грантов) или  имеются симптомы негативных  процессов, например, на протяжении  ряда лет практически не происходит  выпуска новой продукции или  ее удельный вес крайне незначителен  и т. д.
 Функциональный  блок определяет инновационные  возможности маркетинга, НИОКР и  производства, эффективность их  взаимодействия.
 Ресурсный блок  определяет наличие различных  ресурсов для создания и внедрения  новшеств:
 • материально-технические  ресурсы — совокупность средств  научно-исследовательского труда  (в том числе научное оборудование, приборы и установки, экспериментальные  лаборатории, вычислительные центры  и т. д.), их структура и эффективность  использования;
 • трудовые  ресурсы: численность и структура  кадров подразделений НИОКР; удельный  вес высококвалифицированных рабочих  в структуре промышленно-производственного  персонала; состав и квалификация  руководителей подразделений; удельный  вес работников — инициаторов  новшеств; удельный вес работников, участвующих в программах по  обучению, переподготовке и повышению  квалификации и т. д.;
 • информационные  ресурсы: доступ к базам данных  научно-технической информации, прежде  всего к заявкам на изобретения,  выданным патентам, публикациям  о проводимых НИР в отрасли  и смежных отраслях и т. п.;
 • финансовые ресурсы: доля направляемых денежных средств на развитие; обеспеченность затрат на НИОКР собственными средствами; удельный вес привлеченных средств в общем объеме и их эффективность; максимально возможный объем долгосрочных привлеченных средств для инновационных целей и т. д. Управленческий блок определяет эффективность деятельности руководителей всех уровней по управлению процессами создания и реализации инноваций:
 • общее функциональное  и проектное руководство: отклонения  в сроках, затратах, результатах  осуществляемых инновационных проектов; удельный вес времени на согласования  в общей продолжительности процесса  принятия решения о нововведении  и т. д.; 

 • стиль управления: целенаправленная работа с персоналом  по разъяснению целей нововведений, методов их реализации, системы  стимулирования и т. д.; наличие  на предприятии системы по  работе с предложениями персонала  в любой сфере деятельности  и др. Организационный блок характеризует  соответствие организационной структуры  инновационным целям и может  быть оценен в наиболее общем  виде как:
 • удельный  вес подразделений, участвующих  в инновационной деятельности, состав  и количество исследовательских,  конструкторских и других научно-технических  подразделений, экспериментальных  и испытательских комплексов;
 • наличие  обособленной структуры управления  инновационной деятельностью, состав  и количество совместных предприятий,  занятых использованием новых  технологий и созданием новой  продукции; состав и число творческих, инициативных временных бригад  и групп, стратегические альянсы.
 • эффективность  коммуникационных связей в системе  «НИОКР — производство — маркетинг», и т. д.
 Перечень показателей  на практике может изменяться, дополняться в зависимости от  целей оценки, наличия необходимой  информации, вида организации (предприятие,  научно-исследовательский институт, венчурная фирма и т. д.).
1.3 Методологические  подходы к оценке инновационного  потенциала промышленного предприятия
 В рамках данного  исследования наиболее актуальным  представляется вопрос оценки  инновационного потенциала на  промышленном предприятии. Анализ  публикаций по проблеме оценки  потенциала выявляет слабую ее  проработку на уровне отдельной  отрасли и особенно на уровне предприятия. В некоторых публикациях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценки потенциала отдельных предприятий остались в стороне от внимания исследователей.
 В современных  условиях перспективы развития  любой экономической системы  определяются на основе оценки  особенностей ее инновационного  потенциала.
 Считаю целесообразным  проанализировать, насколько это  возможно в рамках данной монографии, имеющиеся методологические наработки  по оценке инновационного потенциала  и использовать их элементы  в соответствующем виде для  целей оценки инновационного  потенциала промышленного предприятия.
 Целью оценки  инновационного потенциала является  возможность определения направлений  инновационного развития, обеспечивающих  условия перехода промышленных  предприятий на выпуск конкурентоспособной  продукции, существенно повысив  свою устойчивость и гибкость  по отношению к переменам во  внешней среде.
 Оценка показателей  инновационного потенциала предприятия  позволяет:
 • адекватно  оценить состояние и готовность  предприятия к инновационным  преобразованиям;
 • проанализировать  и спрогнозировать тенденции  развития, выявить основные преимущества  и «слабые» места; 

 • подготовить  рекомендации по формированию  инновационной стратегии предприятия  и механизмам ее реализации, которая  позволит укрепить позиции на  рынке;
 • создать  и развивать информационные потоки  для принятия эффективных управленческих  решений.
 Аналитический  обзор существующих методик показал,  что существует явно недостаточное  количество разработок для анализа  и оценки непосредственно инновационного  потенциала промышленного предприятия.
 Так, Степнов  И.М., для практических целей предлагает  методику, оценивающую состояние  инновационного потенциала на  предприятии. Оценку Степнов И.М.  предлагает осуществлять в виде  системы показателей. Ключевое  назначение данных показателей  заключается в оценке инновационного  прогресс; и поиске путей улучшения  эффективности инновационного прогресса  в будущем[23, с.128].
 Предложенная  автором методика включает 12 показателей,  которые в конечном итоге направлены  не столько на оценку собственно  инновационного потенциала предприятия,  сколько на мониторинг инновационного  процесса на предприятии, поэтому  не совсем понятно, как на  основе данных показателе оценить  состояние именно инновационного  потенциала предприятия.
 Большинство работ  по проблемам инновационного  развития современных производственных  систем, так или иначе затрагивают оценку инновационного потенциала, чаще всего предлагая лишь общий набор параметров для такой оценки, не всегда подкрепляя это соответствующим инструментарием [17, с.291].
 Авторами используется  большое количество показателей,  характеризующих уровень инновационного  потенциала. Однако за характеристики  инновационного потенциала часто  выдают показатели, относящиеся  к научно-техническому, производственно-технологическому, кадровому или иным компонентам  общего потенциала предприятия.  В подобных случаях собственно  инновационный потенциал не вычленяется,  не замеряется и, как следствие,  целенаправленно не развивается. В итоге не достигается результат — прирост новых конкурентоспособных товаров и услуг.
 Часто необходимость  оценки инновационного потенциала  предприятия возникает тогда,  когда перед руководством предприятия  возникает проблема осуществления  инновационного проекта, связанного  с реализацией и внедрением  определенного нововведения. Иначе  говоря, инновационный потенциал  организации оценивается относительно  возможности осуществления конкретного  проекта. В этом случае цель  оценки — определить готовность  и способность организации к  реализации инновации. Для непосредственной  оценки инновационного потенциала  для данной цели используется  детальный подход к анализу  внутренней среды предприятия.
 Схема оценки  инновационного потенциала предприятия  при детальном подходе такова:
 • описание  проблемы развития предприятия;
 • постановка  задачи, входящей в программу  решения проблемы;
 • описание  системной модели деятельности (раскрывается  внутренняя среда, внешняя среда,  факторы, влияющие на инновационную  деятельность);
 • оцениваются  ресурсы относительно поставленной  инновационной задачи;
 • оценивается  организационная составляющая;
 • оценивается  способность достигать заданные  результаты деятельности;
 • устанавливается  интегральная оценка потенциала  предприятия, ее возможности решить  поставленную задачу, формулируются  общие выводы по анализу;
 • определяются  основные направления проекта  подготовки предприятия для достижения  требуемого потенциала, составляется  задание на разработку проекта.
 Применение детального  подхода позволяет предприятию  оценить состояние собственной  ресурсной базы для реализации  нового проекта. При этом установление  нормативных значений, соответствующих  конкретному нововведению, ограничивает  анализ возможностей для принятия  других инновационных проектов. Кроме того, не понятно, что  представляет собой нормативная  модель, на основании которой  базируется экспертная оценка, на  основании каких показателей  проводится оценка параметров  отдельных блоков, что будет представлять  собой интегральная оценка инновационного  потенциала и в чем заключается  ее целесообразность.
 Для оценки  инновационного потенциала системы  может применяться диагностический  подход. В данном случае в качестве  системы может выступать как  предприятие в целом, так и  его подсистемы.
 Определенный интерес представляет методика вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот, в которой автор предлагает два методических подхода к оценке управления инновационным развитием предприятия:
1. Оценка инновационной  активности, направленная на анализ  текущего состояния предприятия  и определяющая его дальнейшие  возможности инновационного развития;
2. Оценка инновационного  потенциала, позволяющая осуществить  контроль обеспеченности предприятия  финансовыми ресурсами, необходимыми  для покрытия затрат текущей  производственно-хозяйственной деятельности  и расходов по управлению инновационным  развитием предприятия. Оценка  инновационной активности предприятия  должна строиться на совокупности  определенных экономических показателей,  характеризующих возможности предпрития в освоении определенных видов инноваций [24, с.55].
 Оценку инновационной  активности предприятий с целью  выявления резервов реализации  того или иного направления  технологического развития автор  предлагает проводить в виде  расчета ряда коэффициентов и  сравнения полученных значений  с установленными базисными величинами.
 Далее, в зависимости  от текущего состояния предприятия  и его достигнутых результатов  в инновационной сфере, а также  их сравнения с эталонными  показателями осуществляется выбор  либо внедрения принципиально  новых продуктов и услуг, либо  освоения улучшающих технологий. 

 Эталонными величинами  для осуществления анализа могут  быть показатели за прошлый  период, среднеотраслевые значения  или соответствующие показатели  у конкурентов [27, с.258].
 Для того чтобы  управление процессом вовлечения  новых технологий в хозяйственную  деятельность стало комплексным  и системным, необходимо осуществление  оценки инновационного потенциала  предприятия [27, с. 259].
 Для оценки  инновационного потенциала автор  предлагает оценить достаточность  собственных оборотных средств,  долгосрочных кредитов и краткосрочных  займов для формирования запасов  и нормального обеспечения затрат  текущей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Такая  оценка необходима для установления  динамичного финансового соответствия  между текущей и стратегической  инновационной деятельностью предприятия.  Другими словами, есть ли у  предприятия оборотные средства  и достаточно ли их для текущей  производственной деятельности  и для осуществления инновационных  мероприятий.
 С учетом вышеизложенного,  считаю необходимым, систематизировать  показатели инновационного потенциала  в соответствии с его составляющими,  характеризующими его важнейшие  стороны. Такая система показателей  должна соответствовать требованию  универсальности и простоты ее  использования, но в то же  время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.
 Важной задачей,  связанной с созданием эффективной  системы управления инновационной  деятельностью предприятия, является  накопление определенного теоретического  и практического опыта в области  оценки инновационного потенциала  предприятия. Со стороны предприятий  повышается внимание к методам  оценки инновационного потенциала, управления инновационным развитием  в связи с чем, необходима  разработка инструментария для  принятия эффективных управленческих  решений.
2. Исследование проблем  инновационной деятельности промышленных  предприятий
2.1 Анализ инновационной  деятельности предприятий Алтайского  края
 Как свидетельствует  мировой опыт, в условиях современной  экономики основанной на использовании  достижений НТП, альтернативы  инновационному пути развития  просто нет. Создание, внедрение  и широкое распространение новых  продуктов, услуг, технологических  процессов становятся ключевыми  факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового  оборота. Именно здесь кроются  наиболее существенные резервы  улучшения качества продукции,  экономии трудовых и материальных  затрат, роста производительности  труда, совершенствования организации  производства и повышения его  эффективности. Все это, в конечном  счете, предопределяет конкурентоспособность  предприятий и выпускаемой ими  продукции на внутреннем и  мировом рынках, улучшение социально-экономической  ситуации в стране.
 В данной части  работы рассмотрим общую характеристику  инновационной деятельности промышленных  предприятий Алтайского края  с целью выявления основных  тенденций в направлении инновационного  развития края. 

 Промышленность  Алтайского края является одной  из крупных отраслей его экономики  по объему продукции и услуг  (20,8%) и наряду с сельским хозяйством (21,1%) является важнейшей частью  экономики края, определяющим доходную  часть его бюджета и занятость  населения [20; c.16]. Тем не менее,  следует подчеркнуть, что «состояние  экономики края, в том числе  в промышленности можно охарактеризовать  как депрессивное» . По индексу физического объема промышленного производства по итогам 2007 года край переместился с 7-го на 12-е место в Сибирском федеральном округе, по физическому объему инвестиций в основной капитал - с 4-го на 10-е место, по объему иностранных инвестиций с 7-го на 9-е место. В 2008 году негативные тенденции получили дальнейшее развитие.
 «Продолжающаяся  структурная перестройка в промышленности  происходит на фоне снижения  доли машиностроения и металлопереработки. Доля этой отрасли снизилась с 26,9% в 1999 году до 19,9% в 2008 году. Особенно это выражено в сельхозмашиностроении. Причина - неконкурентоспособность продукции. В то же время увеличилась с 11,2 до 14,8% доля черной металлургии и медицинской промышленности» [21, с.21].
 Такое положение  вещей в машиностроении и металлообработке  связано с резким ростом цен  на металлы, топливо, рост тарифов  на энергоресурсы. Так, в 2008 году цены на металл увеличились  более чем в два раза по  сравнению с 2007 годом, стоимость  энергоресурсов выросла в среднем  на 15% [21; c.19].
 Кроме того, износ  фондов таких предприятий составляет  от 75 до 90% , а фактический объем  инвестиций не решает проблемы  обновления ОПФ в кратчайшие  сроки, темпы обновления технологического  оборудования существенно отстают  от их нарастающего физического  износа [16, с.37].
 Приведенные выше  данные обусловливают низкую  инновационную активность промышленных  предприятий края.
 По результатам  ежегодного статистического обследования, проводимым Алтайским краевым  комитетом по статистике, инновационной  деятельностью в крае в 2006 году  занималась 51 организация (11,4 % от  числа обследованных), в том числе  49 промышленных предприятий (рис. 2/1). В 2007 году в обследовании  приняло участие 482 предприятия,  из них инновационной деятельностью занимались 44 организации (9,1 %) в том числе 44 промышленных предприятия. Уровень инновационной активности (отношение количества организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, к общему числу обследованных) в 2007 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 2,3 %. В 2008 году инновационной деятельностью занимались 49 предприятий из 487 обследованных, в том числе 46 промышленных предприятий. Уровень инновационной активности в 2008 году повысился по сравнению с предыдущим годом на 1 % и составил 10,1 % [22; c.23]. 

 

Рис. 2/1. Уровень инновационной  активности предприятий Алтайского края в 2006-2008 гг.
Инновационная деятельность промышленного предприятия включает в себя исследования и разработки, приобретение технологий, производство продукции по патентам и патентным  лицензиям, производственно-конструкторские  работы, приобретение программных средств, обучение и подготовку персонала, маркетинговые  исследования, приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, связанных с внедрением инноваций, и т.д.
Инновационный спрос  предприятия зависит от того, насколько  актуальна решение тех или иных его проблем с помощью инноваций. Определение приоритетности проблем связано с их вкладом в укрепление факторов устойчивости предприятия с точки зрения получения конкурентных преимуществ при производстве или продаже товаров и услуг. Цели инновационной деятельности инновационно-активных предприятий связаны с решением следующих типичных проблем:
• создание и обновление товара, в том числе замена снятой с производства устаревшей продукции, улучшение качества продукции услуг, расширение ассортимента продукции  и видов услуг;
• сохранение традиционных и создание новых рынков сбыта;
• повышение кооперационных интеграционных возможностей, в том  числе обеспечение соответствия продукции современным стандартам, повышение гибкости производства;
• сокращение издержек производства, включая сокращение материальных затрат, энергозатрат, затрат на заработную плату;
• снижение уровня загрязнения  окружающей среды;
• улучшение условий  труда.
Результаты инновационной  деятельности могут влиять на устойчивость предприятия в двух аспектах. Во-первых, собственные и приобретенные  инновации-продукты и инновации-процессы позволяют решить производственные, сбытовые, социальные, экономические  проблемы, которые возникли у предприятия  и затрудняют ему конкуренцию  на различных рынках. В этом случае результатом инноваций считаются  организационные и экономические  последствия их применения. Во-вторых, результатами инноваций могут выступать  созданные научными подразделениями  инновационно-активных предприятий образцы новых продуктов, новые технологии, изобретения и т.д., которые могут быть товарами на рынке инноваций и соответственно продаваться другим организациям. В этом случае финансовый результат, характеризующий коммерческий успех продаж, также отождествляется с результатами инновационной деятельности.
Как уже упоминалось, инновационные процессы на предприятиях не системны, не взаимосвязаны в  достижении общих стратегических целей, управление инновационными процессами осуществляется локально и поэтому  не дает ощутимых результатов.
В крае совершенно не развита инновационная инфраструктура, предприятия не используют результаты исследований, проводимых внешними источниками, что зачастую приводит к субъективной оценке внешней среды, не позволяет  учитывать потребности и отслеживать  изменения в инновационной деятельности конкурентов, контрагентов и других субъектов рынка.
Положительным моментом является тот факт, что доля инновационной  продукции в общем объеме промышленной продукции увеличилась до 28% в 2008 году против 5,3% в 2006 году, что по пороговым  значениям научно- технологической безопасности регионов характеризуется как нормальное состояние (пороговое значение - 6% [1, c.9]). Кроме того, более 85% инновационной продукции - принципиально новая, на предприятиях больше внимания уделяется маркетинговым исследованиям, все больше предприятий отмечают качестве важнейших результатов инновационной деятельности - снижение загрязнения окружающей среды.
В предельно жестких  условиях предприятия в меру имеющегося у них реального инновационного потенциала начинают переходить на выпуск тех изделий, которые имеют больший  спрос, находить и осваивать на рынке  новы ниши, уделять больше внимания снижению затрат на производство продукции  и повышению ее качества.
Тем не менее, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, инновационный потенциал Алтайского края остается невысоким. Выходу из подобной ситуации может способствовать активизация  инновационной деятельности на микроуровне, это требует разработки и реализации соответствующих мер по активизации инновационной активности, применения стратегического управления инновациями в промышленности.
2.2 Характеристика  инновационной деятельности ФПГ  «Сибагромаш»
Финансовые аспекты  деятельности предприятия имеют  важное значение для обеспечения его инновационной активности. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии. Основная проблема, связанная с инновационным развитии ем, чаще всего состоит именно в обеспечении финансирования инновационных преобразований. Поэтому устойчивое финансовое состояние предприятия является важнейшим условием реализации эффективной инновационной деятельности.
Приведем краткую  характеристику объекта исследования.
ФПГ «Сибагромаш» была создана в 1996 году. История предприятия начинается с 1941 года, когда в г. Рубцовск был эвакуирован из Одессы завод сельскохозяйственного машиностроения имени великой Октябрьской социалистической революции. В течение этого времени завод претерпел ряд изменений: был преобразован в производственное объединение, затем в концерн, под контролем холдинговой компании ОАО «Алтайсельмаш-холдинг». Действуя в рамках концерна, входящие в него предприятия смогли сохранить технологические связи между предприятиями, остановить спад производства и решить ряд других проблем, возникших перед российскими предприятиями в первые годы рыночных преобразований. Постепенно выявились недостатки организационно-хозяйственной структуры концерна, возникли сложности с привлечением финансовых ресурсов. В 1993 году на основе вкладов участников концерна был создан акционерный коммерческий банк «Алтайбизнесбанк», что фактически придало «Алтайсельмаш-холдингу» статус финансово-промышленной группы. В 1996 году была осуществлена государственная регистрация финансово-промышленной группы «Сибагромаш» [7; c.65].
ФПГ «Сибагромаш» сформирована в целях объединения материальных и инвестиционных ресурсов ее участников для укрепления и развития отечественного производства конкурентоспособной сельскохозяйственной техники; разработки нового корпоративного механизма, повышающего мотивацию работников группы; обеспечения условий для самофинансирования всех организаций, входящих в состав ФПГ; увеличения производственного, инновационного, экспортного потенциалов ФПГ; создания рациональных технологических кооперационных связей, позволяющих наиболее эффективно использовать преимущества финансово-промышленной интеграции.
Каждое предприятие, чтобы успешно функционировать  в сложных условиях перехода к  рынку, должно непрерывно решать важнейшие  вопросы: как продукцию выпускать, какова должна быть степень ее обновления, как более эффективно использовать производственные возможности, в какой  мере организационно-технический уровень  предприятия отвечает жизненной  необходимости выпуска исключительно  конкурентоспособной продукции.
Рассмотрим, как решаются эти вопросы в рамках ФПГ «Сибагромаш».
Непосредственно инновационной  деятельностью в группе занимается блок технического директора, в который  входит конструкторско-технологический  отдел» являющийся структурными подразделением Центральной компании ФПГ «Сибагромаш». Конструкторско-технологический отдел является своеобразным научно-техническим центром ФПГ. В состав конструкторско-технологического отдела входят следующие подразделения: бюро новых машин, бюро запасных частей, бюро подготовки производства и нормативно-технической документации, опытный цех, группа испытаний. Сопровождает деятельность конструкторско-технологического отдела технический отдел, выполняющий общетехнические функции. Данные подразделения наделены определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью и выполняют закрепленные за ними производственные функции. В настоящий момент в данных отделах работают 28 человек, из них 7 - руководители и 21 - специалисты. Конструкторско-технологический и технический отделы подчиняются непосредственно техническому директору ФПГ.
В функции КТО  входит разработка принципиально новой  максимально унифицированной техники, создание перспективных проектов новых  сельхозмашин и их модификаций, обеспечивающих комплексную механизацию технологических  процессов с широким диапазоном технических возможностей, а также  совершенствование производимой техники, модернизация конструкций действующих  комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов, обеспечение их высокого технического уровня, конкурентоспособности, соответствия современным достижениям  науки и техники и обеспечение  наиболее экономичной технологии производства.
Главный конструктор  руководит разработкой новой  продукции, организует проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новой техники, конкурентоспособной, соответстующей стандартам качества и безопасности. Обеспечивает соответствие действующим техническим условиям, стандартам и нормативам, а также применение новых более экономичных, эффективных и безопасных основных и вспомогательных материалов. Определяет эффективность разработок, возглавляет работу по изысканию наиболее совершенных методов исследований и сокращению затрат труда при проведении исследовательских работ. Разрабатывает; перспективные и годовые тематические планы проектов. Обеспечивает составление технических отчетов по законченным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, а также разработку рекомендаций по их использованию, оказывает методическую помощь в их внедрении и составляет отчетность об их выполнении. Организует изучение передового отечественного и зарубежного опыта в области проектирования новой продукции.
Руководители бюро работают над модернизацией конструкторских  разработок, новейших материалов, обеспечивают соответствие модернизируемых конструкций  техническим заданиям, стандартам, нормам техники безопасности. Разрабатывают  перспективные и текущие планы  по новой и усовершенствованной  технике, запасным частям, ведут конструкторскую  подготовку производства, обеспечивают внедрение систем автоматизированного  проектирования, своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разрабатываемой конструкторскими бюро по направлениям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.