На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Биржа труда, ее определение, возникновение, организационная структура, функции, преимущества в деятельности, роль в регулировании рыночных отношений. Права, финансовое обеспечение деятельности и организационное построение государственной биржи труда.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 16.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
Введение
1. Возникновение и развитие биржевого движения в мире
2. Определение понятия биржи труда
3. Организационная структура биржи труда
4. Функции и преимущества в деятельности бирж труда
5. Государственные биржи труда и их функции
5.1 Права государственной биржи труда
5.2 Финансовое обеспечение деятельности государственной биржи труда
5.3 Организационное построение государственной биржи труда
6. Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений
Заключение
Список литературы
Введение
Следствием перехода к рыночной экономике практически во всех странах явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. С ликвидацией убыточных и малорентабельных предприятий и производств усилились дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перераспределение между видами занятости, сферам и отраслям экономики.
Начавшийся процесс формирования биржи труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о бирже труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация биржи труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и др. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.
Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена и тем, что она связана с важнейшим аспектом экономической жизни. В данной связи особую значимость приобретает изучение и обобщение накопленного мировой и отечественной практикой опыта регулирования биржи труда с учетом возможности его использования в условиях российской экономики.
Целью исследования является экономический анализ функций, структуры и задач биржи труда.
Задачи курсовой работы:
- провести анализ литературы по теме исследования;
- проанализировать возникновение и развитие биржевого движения в мире;
- рассмотреть различные подходы к понятию биржи труда;
- выявить организационную структуру биржи труда;
- выделить функции и преимущества в деятельности бирж труда;
- рассмотреть права, финансовое обеспечение деятельности и организационное построение государственной биржи труда;
- проанализировать роль биржи труда в регулировании рыночных отношений.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические и практические проблемы становления биржи труда, занятости и использования трудовых ресурсов, а также вопросы регулирования биржи труда.
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились работы ведущих представителей отечественной экономической мысли и зарубежных авторов по вопросам анализа особенностей функций, структуры и задач биржи труда, законы РФ, а также материалы периодической печати.
Цели и задачи работы обусловили ее логику и структуру. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Во ведении обоснована актуальность выбранной темы, дана оценка современного состояния решаемой проблемы, степень ее разработанности в экономической литературе, поставлены цель и задачи работы. В основной части рассмотрены теоретические основы темы исследования. В заключении подведены итоги курсовой работы, сформулированы основные выводы, обобщены результаты исследования.
1. Возникновение и развитие биржевого движения в мире
БИРЖА ТРУДА - это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржа труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общества и т. п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе: филантропические, общественные и государственные. Биржи труда, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направления бирж труда не обязательны для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность бирж труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. В дореволюционной России биржи труда существовали во всех губернских и во многих уездных городах до конца 1919 г., когда потребность в них отпала с введением всеобщей трудовой повинности. На смену им Наркоматом труда была создана сеть отделов учета и распределения рабочей силы. В период новой мономической политики биржи труда были восстановлены; их деятельность направлялась комитетами, состоявшими из представителей профессиональных союзов и хозяйственных органов на паритетных началах. Первоначально наем рабочей силы обязательно осуществлялся через биржи труда за некоторыми исключениями. Затем процедура трудоустройства претерпела изменения в направлении смягчения и упрощения условий найма. В 1925 г. деятельность бирж труда была реорганизована на основе государственного трудового посредничества, причем частные посреднические бюро были запрещены. К концу 1930 г. биржи труда прекратили свое существование. Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневров и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания бирж труда с учетом современных требований. Их функции не могут ограничиваться регистрацией безработных и поисками для них рабочего места. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры бирж труда. Программа перехода к рынку и концепция социальной защищенности населения предусматривают такие меры, как создание специальных центров занятости, информационной системы учета вакантных рабочих мест, переподготовки и переобучения кадров, формирование единой системы социальной помощи незанятым трудоспособным гражданам и др. [13]
Если проследить вопрос о возникновении биржи в широком понимании, то сама биржа возникла в ХIII-ХV веках в Северной Италии, но широкое применение в деловом мире получила в ХVI веке в Антверпене, Лионе и Тулузе, затем в Лондоне и Гамбурге. С ХVII века биржи уже действовали во многих торговых городах европейских государств [24].
Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и заключения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.
Говоря о России, надо отметить, что становление биржевых учреждений напрямую связано с Петром I, ознакомившимся с деятельностью голландских бирж во время своего "стажерства" в качестве корабела на верфях Нидерландов. Именно по инициативе царя в России возникли первые торгово-маклерские учреждения. И воля реформатора предварила тот период, когда объективная необходимость расширения товарно-денежных отношений загодя создает механизм, который будет способствовать этим процессам в Отечестве [1].
Первая биржа была учреждена еще в 1703 году, но объективные условия не способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 года государь предписывал "приневолить" купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений.
Таким образом, в отличие от Запада инициатива создания биржи принадлежала не торговцам, а государству.
Первая российская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1724 году. Создание же Московской биржи связано с декретом Екатерины II "Об утверждении плана построения Гостиного двора с биржей при нем", подписанного императрицей в 1789 г. Однако практическая деятельность Московской биржи, расположенной на Ильинке, началась лишь после войны 1812 года. В числе первых российских бирж была Одесская, основанная в 1796 году.
Заметное развитие биржевого движения в России произошло в 30-40-х прошлого столетия, когда рост фабрично-заводских и кустарных предприятий стимулировал расширение торгово-рыночных отношений. В эти годы возникли биржи в Кремчуге, Рыбинске, Нижнем Новгороде и других торговых центрах России [16].
Основным же периодом утверждения биржевой деятельности в России были 60-70-е годы, что непосредственно было связано с всплеском экономического подъема в стране в связи с реформами 1861 года, когда биржи возникли практически во всех крупных городах России.
Вся деятельность биржевых учреждений регламентировалась положениями Устава. В нем строго определялась процедура, условия и правила заключения сделок, права и обязанности участников.
К 1917 году в России было зарегистрировано 115 торговых и универсальных бирж и соответствующее число биржевых комитетов.
После Октябрьской революции деятельность биржевых комитетов, как и самих бирж, была прекращена: они не вписывались в теорию и практику "военного коммунизма". Однако НЭП восстановил биржи в правах. Первые биржи труда в стране Советов возникли в конце 1924 года (Вятская, Нижегородская), четыре месяца 1925 года были периодом наиболее быстрого роста их числа [20].
Большинство бирж, в соответствии с резолюцией IX съезда Советов, возникли как государственные, кооперативные или государственно-кооперативные. Однако в некоторых случаях в зарождении участвовала частная деятельность (так, Воронежская биржа возникла как "Объединенная биржа государственных, кооперативных и общественных учреждений и организаций и частных предприятий").
Поскольку юридическая природа советских бирж труда вызывала споры, разъяснениями комвнуторга от 18.01 и 17.02.23 года, биржи были признаны общественными организациями.
Как организации общественные, в частности, биржи труда пользовались относительной независимостью, устанавливая внутреннюю организацию и распорядок работы биржевых институтов - маклериата, котировальной, арбитражной комиссии и др.
Основным принципом организации биржи труда была выборность ее органов. Комвнуторгу сообщались данные о личном составе избранного биржевого комитета. В целом конкретные мероприятия деятельности бирж труда можно разбить на следующие группы: деятельность бирж как органа защиты интересов торговли на рынке труда; создание центрального рынка; выявление состояния рынка и цен; содействие развитию более высоких форм торговли трудовыми ресурсами [5].
В 1930 г. деятельность советской биржи прекратилась. Утверждавшаяся в стране тоталитарная командно-распределительная система не нуждалась более в механизме свободного рыночного регулирования. За плановыми основами народного хозяйства стояла железная регламентная принудительная система контролируемого производства и распределения, держащая в руках свободу и права человека, его материальные и духовные потребности.
Очередное возрождение бирж труда в наши дни диктуется жизненными требованиями возвратиться наконец к разумным методам хозяйствования, апробированным опытом истории человечества. Первой Мосгорисполкомом 19 мая 1990г. была зарегистрирована МБТ. Сегодня в России уже около 400 бирж различной специализации, в том числе биржи труда в наиболее крупных городах. В нашей стране самое большое количество бирж, но обороты их коммерческой деятельности самые малые. Однако среди действующих бирж много и крупных, с относительно большим торговым оборотом. В числе членов этих бирж крупные промышленные предприятия и зарубежные фирмы.
Сам факт вторичного возрождения биржи после ее ликвидации в 1930 г. - достаточное основание для утверждения, что оно идет от самой жизни как безотлагательное явление насущных экономических потребностей общества. Биржевая торговля трудовыми ресурсами - проверенная веками прогрессивная форма коммерческого посредничества. По этому пути идут все цивилизованные народы. Нет сомнения, что, преодолев все трудности и препятствия, и Россия не только практически реализует эту форму коммерческих отношений, но и сама включится в мировую систему биржевой торговли трудовыми ресурсами [10].
2. Определение понятия биржи труда
Биржа труда - это организация, действующая на основе самоокупаемости для: оказания посреднических услуг по заключению трудовых соглашений; упорядочения торговли трудовыми ресурсами; регулирования торговых операций в сфере трудового найма и разрешения торговых споров; сбора и опубликования сведений о ценах на рынке труда, состояния производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. Предметом сделок на бирже труда является желание и профессиональная пригодность человека к работе и договоры на заключение трудовых соглашений [2].
Биржа труда, как правило, не является коммерческим предприятием. Получение большой прибыли - это не ее цель. С определенной долей условности биржи труда можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и посредническими фирмами для осуществления совместного проекта - организации регулируемого рынка трудовых ресурсов, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.
Выгода участников обеспечивается экономией расходов на проведение коммерческой работы. Возможно создание биржи труда и как коммерческого предприятия акционерного типа. Но при этом организаторов - участников должно быть в значительной мере меньше, чем клиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажется прибыльной работа биржи за счет предоставления разного рода посреднических услуг.
Высшим органом управления биржи труда служит собрание акционеров. Текущее руководство деятельностью биржи осуществляет комитет, состав и председателя которого выбирает собрание акционеров [23].
Основные лица, действующие на бирже труда, - это специалисты по кадрам, представляющие участников трудовых соглашений и дающие рекомендации на заключение договоров от их лица. В этом случае специалисты по кадрам выступают в качестве агентов. Если же какая-либо организация производит операции по найму за собственный счет, на свой страх и риск, то она выступает в качестве принципала.
3. Организационная структура биржи труда
Организационная структура биржи труда носит более упрощенный характер, чем обычная товарная или фондовая биржа. Так, в частности, при организации биржи труда основополагающее влияние на ее структуру оказывает тесная связь работы биржи труда с потребностями государства и проводимой ею социально-экономической политикой. Биржи труда, пожалуй, наиболее тесно, чем остальные биржевые объединения, сливаются с государственными структурами, и нередко за внешней оболочкой, носят полные фактические признаки госучреждения. Но рассмотрим все же внешнюю организационную структуру биржи труда, не вдаваясь в вопрос, насколько фактически данное заведение является орудием правящих на местах государственных структур. Биржа труда состоит из следующих управленческих звеньев [8]:
Общее собрание членов биржи - ревизионная комиссия - биржевой комитет - арбитражная комиссия котировальная комиссия - президиум биржевого комитета
Биржевой аппарат -
Управляющий биржевым аппаратом
1 зам. управляющего
2 зам. управляющего
3 зам. управляющего
старший маклер
центр экономического анализа
информационный центр
АХО
маклериат
дог.-прав.отдел с арбитражем
отдел орг-ии и обеспечения
биржевой музей
транс.-тариф. отдел
биржевое издательство
отдел соверш. биржевой торговли
Конечно же, далеко не каждая биржа труда, за столь внешне громоздкой организационной структурой имеет реальное строительство в управлении, как показано в схеме выше. На практике, данная структура нередко сводится к управляющему биржей и 3-4 инспекторам, особенно в небольших городах или административных центрах [21].
Остановимся на основных задачах структурных подразделений биржевого аппарата в биржах труда, там где он имеет настоящее реальное место.
1. Центр экономического анализа осуществляет:
- контроль за конъюнктурой на рынке труда;
- подготовку конъюнктурных обзоров;
- анализ социологических, экономических и других факторов, способных повлиять на конъюнктуру рынка;
- конъюнктурные прогнозы;
- бесплатные консультации по трудовым вопросам.
2. Договорно-правовой отдел с арбитражем осуществляет:
- оформление договоров между партнерами по сделке;
- юридическое оформление трудовых сделок, контролирует правильность их осуществление инспекторами кадров на местах;
- контроль правомерности действий участников трудовых соглашений;
- подготовку дел к рассмотрению их в арбитражной комиссии, в случае трудового спора.
3. Транспортно-тарифный консультационный отдел осуществляет:
- организацию и обеспечение доставки трудовых соглашений и документации;
- консультирование по вопросам, связанным с оформлением договоров;
- подготовку предложений по эффективным способам реализации соцзаказов на необходимые трудовые ресурсы;
- оформление расчетов за выполненные заказы.
4. Отдел совершенствования биржевой деятельности осуществляет:
- анализ уровня развития и состояния дел на данной бирже;
- поиск путей повышения эффективности и качества работы биржи;
- разработка и внедрение нововведений, побуждающий биржевой аппарат к более активной деятельности;
- изучение опыта организации аналогичной биржевой деятельности в стране и за рубежом.
5. Информационный центр обеспечивает:
- получение, хранение и обработку всей циркулирующей информации;
- оказание членам и посетителям биржи услуг по проведению необходимых расчетов, а также по информационному обслуживанию.
6. Отдел организации и обеспечения биржевой деятельности осуществляет:
- содержание биржевого здания в надлежащем порядке;
- обеспечение биржи коммерческой информацией;
- обеспечение членов биржи необходимыми материалами и условиями для заключения договоров.
7. Административно-хозяйственный отдел осуществляет:
- традиционные хозяйственные задачи;
- решение задач, связанных с ведением бухгалтерских дел, решение вопросов по оплате труда и кадрам.
8. Инспекторы по трудоустройству обеспечивают:
- осуществление запросов на трудовые соглашения в биржевом помещении;
- предоставление сотрудников членам биржи для осуществления ими трудовых договоров в случае необходимости
- оформление договоров по просьбе обеих сторон
- контроль выполнения обеими сторонами договорных обязательств/
4. Функции и преимущества в деятельности бирж труда
В своем развитии биржи труда прошли несколько ступеней от зыбкого рынка, где договора совершаются с долей случайности до современного рынка труда с современными каталогами и сотнями ежедневными посетителями [4].
Среди преимуществ, которые представляют биржевые контракты, можно выделить [19]:
1) улучшение планирования вопросов пропорционального решения кадровых вопросов;
2) выгода;
3) надежность;
4) конфиденциальность;
5) быстрота;
6) гибкость;
7) ликвидность;
8) возможность арбитража.
Биржа труда может:
а) находить заинтересованные организации каждый месяц или каждый квартал, дающие заказы на те или другие вакантные места;
б) выполнять все количество заказов организации, которая делает кадровый запрос;
в) обратиться к традиционным рынкам труда, воспользовавшись механизмом трудовой подготовки на необходимые в данной местности потребности.
Хотя трудовая биржа и не является прямым участником торговой операции, она фиксирует и подтверждает всякий трудовой контракт.
Когда на бирже труда производится подписание какого-то трудового соглашения, то биржа получает от заказчика соответствующее обеспечение этой сделки. Контракт, реализуемый через посредство расчетно-договорной палаты, во многих отношениях надежнее контракта с любым конкретным партнером, так как имеет за собой негласный государственный надзор.
Конфиденциальность. Еще одна важная черта в деятельности бирж труда - анонимность, если она желательна для продавца или покупателя. В таких случаях биржевые трудовые соглашения незаменимы [7].
Быстрота. Большинство бирж труда, особенно имеющих дело с широкими массами безработных, могут позволить быструю реализацию контрактов и трудовых соглашений без особого изменения условий найма. Благодаря этому подписание трудовых соглашений совершается очень быстро.
Гибкость. В деятельности трудовых бирж заложен колоссальный потенциал осуществлять с их помощью бесчисленное множество вариантов трудовых соглашений. Ведь и наниматель, и безработный имеют возможность широкого выбора по самым разным качествам и аспектам [3].
Возможность арбитражного вмешательства в спорах по трудовому договору. Благодаря гибкости рынка и точно определенных стандартов этих договоров, открываются широкие возможности. Они позволяют вести дела нанимающим организациям с необходимой гибкостью операций и маневренностью политики фирм в изменяющихся рыночных условиях.
Во всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с банковской и денежной системой служат объектом государственного регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства в предпринимательскую деятельность именно биржи являются инструментом косвенного, но весьма существенного воздействия на бизнес. Несмотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество трудовых контрактов, большинство из них носит решающий характер для организации, рискнувшей обратиться к помощи биржи.
Сегодня между крупнейшими биржами труда налажены информационные связи. Это способствует выравниванию возможностей в удовлетворении заказов и формированию единого мирового рынка [22].
Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам.
Организаторы бирж одну из своих задач видят в привлечении как можно большего числа представителей таких групп населения, которые особо нуждаются в социальной защите. Не секрет, что безработные - это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут найти себе работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена.
К примеру, рассмотрим из практики российских бирж труда небольшой эпизод деятельности одной из бирж, в котором ясно видны заботы и насущные проблемы подобных организаций [6].
Одиннадцатого ноября сего года Комитет по занятости населения Петербурга при участии Молодежной биржи труда провел в выставочном павильоне Лен-экспо на пр. Просвещения 14-ю городскую ярмарку вакансий рабочих и учебных мест.
Ярмарка привлекла огромный поток горожан, чей интерес к такому способу поиска работы вполне понятен.
Их расчет оправдался: из числа посетителей 54.2 % были женщины, 47.1% - молодежь, 56 % составили неработающие граждане. Большинство пришедших (61%) никогда прежде в таких мероприятиях не участвовали.
Ярмарка работала в привычном режиме. В ней приняли участие 62 предприятия, которые предложили вакантные места для специалистов различного профиля и квалификации. Среди участников - АО Ленинградский металлический завод ”Красный треугольник”, Санкт-Петербургская телефонная сеть, АОЗТ Полиформ, фирмы Купер, Петрокровт. В ярмарке приняли участие обучающие организации: Санкт-Петербургский институт менеджмента, учебные центры Веди, Чароит, колледж Станкоэлектрон, фирма Катюша, Институт управления и экономики IME и другие.
По оценке организаторов, ярмарку посетили 23 тыс. петербуржцев. Необходимые консультации им давали шестьдесят специалистов из Комитета по занятости населения. Обслуживали посетителей пятьдесят компьютеров.
Как сообщили в оргкомитете ярмарки, из предложенных предприятиями и организациями более двадцати тысяч вакансий многие были закрыты. При этом выявились некоторые любопытные и неожиданные тенденции.
Скажем, были выбраны практически полностью такие специальности, как менеджер, бухгалтер, брокер, юрист, продавец, агент и т. п. По словам специалистов, это объясняется неуменьшающимся интересом к работе в коммерческих структурах, а также тем, что таких мест было предложено значительно меньше, чем рабочих и инженерных должностей на государственных и муниципальных предприятиях, у которых и после ярмарки остались кадровые проблемы [15].
Например, Санкт-Петербургская телефонная сеть предложила 50 вакансий. Некоторые были заполнены, но кабельщиков-спайщиков найти не удалось. Из 210 вакансий на Октябрьской железной дороге 205 - это рабочие специальности. Закрыть их полностью не удалось. Адмиралтейские верфи не нашли таких специалистов, как сборщики-достройщики, корпусники. По мнению социологов, причина в производственной специфике, высоких требованиях к претендентам. Хотя и это не всегда отпугивало претендентов. Несмотря на трудную физическую работу и умеренную заработную плату, очень многие стремились устроиться именно в акционерное общество Самсон, которое предложило 69 вакансий. Причина, думается, понятна.
Не полностью удовлетворены потребности в газоэлектросварщиках, рабочих строительных специальностей. Остались невостребованными и некоторые инженерно-технические профессии. В частности, НИИ системотехники не смог заполнить все 50 вакансий для специалистов по радиоэлектронике. Тем не менее, по данным предварительного социологического анализа, 80% посетивших ярмарку горожан остались довольны полученными результатами, поскольку 30% из них определились с возможным местом работы, 12% - с предполагаемым вариантом обучения [9].
А вот другой пример того, как биржи труда помогают решать прямо таки бьющие в глаза государственные проблемы, замешанные на социальной неустойчивости в обществе. В январе-апреле 2007 г. тенденции в сфере занятости и на рынке труда России носили устойчивый характер. Они характеризовались незначительным сокращением численности занятых в экономике страны, умеренным ростом безработицы и ростом скрытой безработицы.
К началу апреля 2007 г. численность экономически активного населения российской Федерации составила 73,1 млн.чел., или 49% от общей численности населения страны, в том числе 66,8 млн. чел. (91.4%) заняты в экономике и 6,3 млн.чел. (8,6%) не имели занятия и классифицировались, в соответствии с методологией ООН, как безработные. Безработица - во многом территориальное явление. Кто объясняется тем, что в различных регионах положение на рынке труда отличается по напряженности, причем эта дифференциация увеличивается. К наиболее неблагоприятным сдвигам на рынке труда России относится продолжающийся рост безработицы в "зонах бедствия" - Ивановской, Псковской, Костромской областях. Из числа вакансий надо учитывать их структуру, т.е. чьи это вакансии: рабочих или служащих. Так около 73% предлагаемых в органы службы занятости рабочих мест приходится на рабочих и только 27% - на служащих, а среди обращающихся в службу занятости граждан 53% работали по профессиям рабочих и 47% - на должностях служащих. При этом необходимо отметить, что по данным Госкомстата, только около 25% граждан, работающих ранее на должностях служащих, соглашаются на трудоустройство по рабочим профессиям [11].
Интерес при оценке положения на рынке труда представляет не только число безработных, но и продолжительность безработицы, которая увеличивается и превращается в застойную безработицу. В настоящее время средняя продолжительность безработицы составляет более 10 месяцев (в 2005 г. 10,3), а более чем в 20 регионах время нахождения безработных превышает 1 год. Продолжительность безработицы, с точки зрения отрицательных социальных последствий, имеет большую социальную значимость, чем общая численность безработных. Прирост скрытой безработицы, возникающий вследствии сокращения производства без соответствующего высвобождения (что приводит к снижению производительности) в целом по народному хозяйству за февраль 2006 г. по сравнению с февралем 2005 г. составил 0,9 млн. чел., хотя в промышленности, в связи с некоторым ростом производства, скрытая безработица немного снизилась‚ в целом по народному хозяйству наблюдается падение производительности труда и рост скрытой безработицы, проявляющейся в таких формах как неполная занятость, вынужденные неоплачиваемые отпуска и др. Кроме того, к числу безработных в не явной форме можно отнести и работников, которым предприятие в силу отсутствия средств вынуждено платить по минимальным ставкам [14].
В конце 2005 г. - начале 2006 г. резко возросло число предприятий, учреждений и организаций на которых прошли забастовки: в январе на 2108, в феврале на 1460 предприятиях (против 96 и 249 за аналогичные периоды 2005 г.) Наибольшее количество забастовок зарегистрировано в учреждениях образования и на предприятиях топливной промышленности. Значительные потери рабочего времени были в школах Кемеровской, Курганской областей, Красноярского края, а также на предприятиях топливной промышленности Кемеровской, Ростовской областей, республики Коми. Главной причиной забастовок явилась несвоевременная выплата заработной платы, низкий ее уровень и недостаточное финансирование учреждений образования.
В 1 квартале 2006 г. перед Федеральной службой занятости России остро встала проблема финансирования. С января 2006 г. взносы в фонд занятости сократились с 2% до 1,5%. Причем 20% средств подлежат перераспределению, остальные остаются в распоряжении территории. Федеральной части фонда не хватает для нормального финансирования некоторых регионов с высоким уровнем безработицы, в то время как в наиболее благополучных регионах появляются излишки неиспользованных средств.
Исходя из положения на рынке труда, сложившегося к настоящему времени, и социально-экономической ситуации можно предположить, что в ближайшие месяцы рынок труда для государства станет серьезной проблемой. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица [12].
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.
Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно - административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение усилению межреспубликанского /в пределах СНГ/ движения населения. Это негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.
Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения [17].
Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.
Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы фо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.