На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Правовые гарантии качества аудита

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
  Введение………………………………………………………………………….3
1. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудитора………………4
2. Лицензирование  аудиторской деятельности………………………………….8
3. Конкурсный  отбор аудиторов при проведении  обязательного аудита…..12
4. Правила  (стандарты) аудиторской деятельности……………………………14
5. Страхование  ответственности в аудиторской  деятельности………………..16
6. Система  контроля качества аудита……………………………………………19
  Заключение……………………………………………………………………….22
  Список  литературы………………………………………………………………23 

Введение
    Повышение качества аудита имеет важное экономическое  и социальное значение. Представляется, что качество работы аудитора зависит  от следующих обстоятельств:
    1) квалификации аудиторов;
    2) опыта работы аудитора и аудиторской  организации на рынке аудиторских  услуг, в том числе в конкретной  области аудита;
    3) конкуренции на рынке аудиторских  услуг;
    4) контроля за качеством аудита;
    5) установления ответственности за  некачественное проведение аудиторских  услуг.
    Аудиторы  должны обладать современными знаниями в области права и бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности, финансов предприятий, налогообложения  физических и юридических лиц. Профессиональный уровень аудитора должен поддерживаться и развиваться, поскольку развиваются  общественные отношения, появляются новые  виды деятельности, изменяется законодательство. В связи с этим важное значение приобретает организация системы обучения и профессиональной подготовки аудитора, аттестации уровня профессиональных знаний, повышения квалификации специалиста, а также опыт практической деятельности аудитора в своей профессии.
    Законодательство  об аудите предусматривает определенные гарантии, направленные на обеспечение  качества аудиторских работ. К ним  относятся аттестация аудиторов, организация  их обучения и повышения квалификации, лицензирование аудиторской деятельности, введение конкурсов для заключения договоров проведения обязательного  аудита и страхование ответственности  за нарушение договорных обязательств, установление единых требований к проведению аудиторской проверки, система контроля за качеством аудита. 

1. Аттестация, обучение  и повышение квалификации аудитора
    Отечественная и мировая практика показывает, что  важнейшим элементом обеспечения  качества являются действенный контроль, который включает не только проверку выполнения требований законодателя в  отношении профессиональных участников, их аттестации, соблюдения ими лицензионных требований и условий, но и обязательных правил, содержащихся в стандартах аудиторской деятельности и применяемых  аудиторами в своей работе. При  этом контроль должен сочетать в себе элементы государственного контроля и  общественного контроля.
    Сформулированные  положения представляются принципиально  важными: по сути, это гарантии, предоставляемые  государством для надлежащего осуществления  субъективного права.
    Анализ  отечественного законодательства об аудите позволяет утверждать, что система  аттестации аудиторов в России организована с учетом зарубежного опыта и развития российского рынка аудиторских услуг.
    Аттестация  аудиторов в России проводится с  целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской  деятельностью. Установленной формой аттестации является квалификационный экзамен на получение аттестата  аудитора, по итогам которого выдается квалификационный аттестат соответствующего типа из четырех установленных:
    - в области общего аудита;
    - аудита бирж, внебюджетных фондов  и инвестиционных институтов;
    - аудита страховых организаций  и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
    - в области аудита кредитных  организаций, банковских групп  и банковских холдингов (банковского  аудита).
    Аттестат  действует без ограничения срока.
    Закон об аудите устанавливает высокие  требования к претендентам на получение  квалификационного аттестата аудитора. К экзаменам допускаются лица:
    - имеющие высшее экономическое  или юридическое образование,  полученное в российских учреждениях  высшего профессионального образования,  имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем  экономическом или юридическом  образовании, полученном в образовательном  учреждении иностранного государства  и свидетельство об эквивалентности  указанного документа российскому  документу государственного образца  о высшем экономическом или  юридическом образовании;
    - имеющие стаж работы по экономической  или юридической специальности  не менее трех лет из последних  пяти на территории Российской  Федерации (либо в российских  или совместных с российскими  организациях и учреждениях на  территории иностранных государств).
    Порядок предаттестационного (или предквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационного аттестата определяется федеральным Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Образование аудитора".
    Закон об аудите закрепил за аудиторами обязанность  повышать свой профессиональный уровень. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого  календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения  квалификации аудиторов, утверждаемым Минфином России (п. 3 ст. 15).
    Минфин  России организует регулярные проверки правильного проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого средств, а также проведения повышения квалификации аудиторов, и по результатам проверки выносятся соответствующие решения. Минфин России вправе отменить решение учебно-методического центра о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления центром недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации.
    Минфин  России один раз в три года подтверждает повышение квалификации аудитора: на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата делается соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более четырех лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.
    Применяемые процедуры квалификационных экзаменов  аудиторов и повышения их профессионального  уровня тщательно регламентированы, определены права и обязанности  всех возможных участников: от претендентов на квалификационный аттестат до уполномоченного  федерального органа, в функции которого входят организация системы аттестации аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности.
    В настоящее время рынок аудиторских  услуг не испытывает недостатка в  профессиональных субъектах. По данным Департамента государственного финансового  контроля и аудита Минфина России, за восемь лет работы Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте РФ была выдана 8601 лицензия и аттестованы 42 тысячи аудиторов.
    На  данном этапе развития рыночных отношений  важным представляется вопрос перехода количественного наполнения профессиональными  субъектами рынка аудиторских услуг  на более высокий качественный уровень  аудита. Решение этого вопроса  было связано не только с четкой организацией и эффективной работой  системы аттестации аудиторов, но также с установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов. Необходимость в образовательной системе аудитора элемента повышения квалификации не может вызывать сомнений: развитие рыночных отношений, появление новых видов предпринимательства, установление их правовой регламентации, изменчивость законодательства - все это может создавать для аудиторов значительные трудности при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.
    В этой связи представляется чрезвычайно  важным закрепление правила об обязательном повышении квалификации аудиторов на уровне Закона. Необходимо также определить органы, которые выполняли бы соответствующие функции по организации системы обучения и повышения квалификации аудиторов, объем их полномочий (разработка учебных программ, формы обучения, порядок проведения обучения и повышения квалификации, сроки и т.п.). Едва ли данные полномочия должны быть прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти, призванного решать стратегические вопросы регулирования аудиторской деятельности [3].
 


2. Лицензирование аудиторской  деятельности
    Лицензирование  представляет собой прежде всего  форму контроля со стороны государства  за осуществлением того или иного  вида деятельности, выполнением обязательных требований и условий субъектами, осуществляемыми конкретную деятельность. Введение лицензирования определенного  вида деятельности означает применение в отношении организации, ведущей  такую деятельность, режима, близкого к режиму специальной правоспособности. Однако это обстоятельство не отражается в уставе соответствующего хозяйствующего субъекта; вопрос решается лицензией, выдаваемой лицензирующим органом.
    Применительно к деятельности аудиторов лицензирование можно рассматривать как правовую гарантию качественного проведения аудиторских работ. За последнее  время лицензионные требования и  условия для аудиторов были существенно  повышены. Так, введенное правило  о минимальном количестве аудиторов  в аудиторской организации для  многих явилось серьезной преградой  для получения лицензии; действие лицензий аудиторских фирм, не выполнивших  указанное условие, было приостановлено Минфином России.
    Первоначально лицензирование аудиторской деятельности было введено Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации". В нем предусматривалось, что  юридические лица (аудиторские фирмы) и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудиторской деятельностью самостоятельно, обязаны получить соответствующие  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности. При этом порядок получения  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при  Президенте РФ утверждался Правительством РФ .
    В настоящее время введение лицензирования допускается только на основании  закона, что представляется весьма важным.
    Аудиторская деятельность подлежит лицензированию в целях осуществления государственного контроля за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации. Наличие аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему права заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимательской.
    Лицензия  на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет, причем срок действия лицензии может быть продлен  по заявлению лицензиата неограниченное число раз. Каждый раз срок продлевается на пять лет.
    В случае наличия в кадровом составе  аудиторской организации иностранных  граждан представляются сведения о  кадровом составе (для всех штатных  сотрудников организации-заявителя: ФИО, занимаемая должность, данные квалификационного аттестата (если имеется), страна гражданства, страна постоянного (более 183 календарных дней в году) проживания).
    При отсутствии в кадровом составе аудиторской  организации иностранных граждан  и граждан Российской Федерации, не проживающих постоянно на территории России, в лицензирующий орган  представляются:
    - сведения (документ, составленный в  произвольной форме) о руководителях  организации, их заместителях  и состоящих в штате соискателя  лицензии аттестованных аудиторах  с указанием для каждого из  перечисленных лиц ФИО, занимаемой  должности, данных квалификационного  аттестата (если имеется);
    - письменное подтверждение (документ  в произвольной форме) факта  отсутствия в кадровом составе  иностранных граждан и граждан  Российской Федерации, не проживающих  постоянно на территории России.
    Под кадровым составом аудиторской организации  в данном случае понимаются все штатные  сотрудники организации, за исключением  хозяйственного и обслуживающего персонала. В перечне не расшифрованы понятия  хозяйственного и обслуживающего персонала, однако есть основания утверждать, что в лицензирующий орган  нет необходимости подавать сведения о работниках бухгалтерии (бухгалтерской службы), секретариата, маркетинговой службы (службы продаж), водителях и иных сотрудниках, занимающих аналогичные должности.
    Большинство крупных аудиторских компаний имеют  в штате помимо собственных аудиторов  специалистов, оказывающих сопутствующие  аудиту услуги (например, юристов и  консультантов), и если среди указанных  лиц имеются граждане иностранных  государств, их нужно учитывать при  определении кадрового состава, и сведения о них также должны подаваться в лицензирующий орган.
    Представленные  для лицензирования документы принимаются  по описи.
    Уполномоченный  федеральный орган выносит решение  о предоставлении или об отказе в  предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления  заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется  приказом уполномоченного федерального органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или  об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности.
    Лицензирующий орган обязан в указанный срок письменно уведомить соискателя лицензии о принятии решения о  предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
    В течение трех дней после представления  соискателем лицензии документа, подтверждающего  уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно  выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет  право на получение дубликатов указанного документа, которые предоставляются  ему за плату, равную плате, установленной  за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.
    Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
    За  рассмотрение лицензирующим органом  заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб. За предоставление лицензии взимается  лицензионный сбор в размере 1000 руб. Суммы указанных лицензионных сборов зачисляются в соответствующие  бюджеты.
    При неуплате лицензионного сбора за выдачу оформленного документа в  течение установленного срока лицензирующий  орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд.
    Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения  о выдаче соответствующей лицензии.
    Отказ в предоставлении лицензии должен содержать  причины отказа. Основаниями для  отказа являются: наличие в документах, предоставленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям  и условиям.
    Не  допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой  для производства соискателем лицензии.
    Соискатель  имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, отказ уполномоченного  федерального органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
    Лицензирующий орган ведет реестр, в котором  указываются сведения о лицензиате. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган  об изменениях данных, внесенных в  реестр лицензий. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления и предоставляется  физическим и юридическим лицам  за плату, а органам государственной  власти и местного самоуправления бесплатно [4].
 


    3. Конкурсный отбор  аудиторов при  проведении обязательного  аудита
    Поскольку конкуренция аудиторских организаций  на рынке аудиторских услуг призвана способствовать качеству проведения обязательных проверок, законодатель ввел правило  об открытых конкурсах на проведение обязательных аудиторских проверок юридических лиц, доля участия государства  в которых составляет не менее 25%. Порядок проведения таких конкурсов  утверждается Правительством РФ .
    Организатором конкурса выступает орган управления организации, подлежащей обязательному  аудиту.
    Организатор конкурса:
    - извещает не менее чем за 45 дней до проведения конкурса  через средства массовой информации  о времени, месте, форме, предмете  и порядке проведения конкурса, в том числе о порядке оформления  участия в конкурсе, требованиях,  касающихся опыта работы аудиторской  организации в области аудита, порядке определения аудиторской  организации, выигравшей конкурс,  а также о сроке заключения  с ней договора. По своей юридической природе извещение о проведении конкурса является односторонней сделкой, порождающей соответствующие юридические последствия. В частности, между аудиторской организацией, получившей извещение, и аудируемым лицом - организатором конкурса возникает обязательство, в силу которого первая вправе требовать от организатора конкурса принятия и рассмотрения своего предложения об участии в конкурсе. Вместе с тем ГК РФ предоставляет право организатору конкурса отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса, если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов. В случае, когда организатор отказался от проведения конкурса с нарушением сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб;
    - в течение 15 дней с даты извещения о проведении конкурса осуществляет сбор заявок на участие в нем заинтересованных аудиторских организаций. В случае получения менее двух заявок на участие в конкурсе организатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о проведении нового конкурса;
    - не позднее 10 дней после поступления  заявки от претендента на участие  в конкурсе направляет ему  приглашение, которое должно содержать  техническое задание на проведение  аудита, разработанное в соответствии  с типовым техническим заданием  на проведение обязательного  аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля  государственной собственности  составляет не менее 25%, образец  договора оказания аудиторских  услуг.
    Участниками конкурса могут быть аудиторские  организации. К участию в конкурсе допускаются аудиторские организации, имеющие лицензии на осуществление  аудиторской деятельности и отвечающие установленным законодательством  Российской Федерации требованиям, предъявляемым к аудиторским  организациям. Индивидуальные аудиторы не могут участвовать в таком  конкурсе, поскольку действующее  законодательство не предоставляет  им права проводить обязательный аудит.
    Определенные  обязанности возлагаются на участников конкурса. В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки. Предложения, полученные после истечения указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторской организации в нераспечатанном виде [2].
    Оценка  технических и финансовых предложений, представленных аудиторскими организациями, производится конкурсной комиссией, создаваемой  организатором конкурса. В состав конкурсной комиссии включаются представители  организатора конкурса, Минфина России, Минимущества или органов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Минимущества.
    4. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности
    Выполнение  требований, установленных в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, является гарантией качества аудита.
    Основная  цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей  аудиторских услуг единообразным  пониманием основных принципов и  целей аудита, обязанностей и ответственности  аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения .
    Законодателем введена двухуровневая система  правил (стандартов), регулирующих порядок  осуществления аудиторской деятельности в России: Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые государством (в лице уполномоченного  федерального органа), носящие обязательный характер для аудиторов и аудируемых лиц; правила (стандарты) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, самостоятельно ими разрабатываемые и обязательные только для их членов, и правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
    Правительство РФ утвердило следующие Правила (стандарты) аудиторской деятельности:
    - Правило (стандарт) № 1. Цель и  основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    - Правило (стандарт) № 2. Документирование  аудита;
    - Правило (стандарт) № 3. Планирование  аудита;
    - Правило (стандарт) № 4. Существенность  в аудите;
    - Правило (стандарт) № 5. Аудиторские  доказательства;
    - Правило (стандарт) № 6. Аудиторское  заключение по финансовой (бухгалтерской)  отчетности;
    - Правило (стандарт) № 7. Внутренний  контроль качества аудита;
    - Правило (стандарт) № 8. Оценка  аудиторских рисков и внутренний  контроль, осуществляемый аудируемым лицом;
    - Правило (стандарт) № 9. Аффилированные  лица;
    - Правило (стандарт) № 10. События  после отчетной даты;
    - Правило (стандарт) № 11. Применимость  допущения непрерывности деятельности  аудируемого лица;
    - Правило (стандарт) № 12. Согласование  условий проведения аудита;
    - Правило (стандарт) № 13. Обязанности  аудитора по рассмотрению ошибок  и недобросовестных действий  в ходе аудита;
    - Правило (стандарт) № 14. Учет требований  нормативных правовых актов Российской  Федерации в ходе аудита;
    - Правило (стандарт) № 15. Понимание  деятельности аудируемого лица;
    - Правило (стандарт) № 16. Аудиторская  выборка.
    Стандарты аудита используются при аудите Банка  России и кредитных организаций  в той степени, в которой они  применимы для такого аудита в  соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации.
    "Локальные"  правила (стандарты) аудиторской  деятельности.
    Возможность установления внутрифирменных аудиторских  стандартов, определяющих действия конкретных аудиторских организаций в конкретных условиях, допускается с учетом двух требований: во-первых, такие стандарты  не могут противоречить Федеральным  правилам (стандартам) аудиторской  деятельности, во-вторых, требования таких  стандартов не могут быть ниже требований федеральных правил.
    Анализ  внутренних правил (стандартов) аудиторской  деятельности показывает, что их можно  отнести к локальным нормативным  актам. Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить.
    Вместе  с тем вопрос о разработке внутрифирменных  стандартов считается весьма существенным для всех аудиторских фирм и аудиторов. Их разработка должна базироваться на аналитических процедурах аудита, которые  представляют собой программу аудита с целями, задачами и методиками его проведения (методики по внутренней структуре фирмы и технологии организации ее деятельности, методики по реализации требований аудиторских  правил (стандартов) и т.д.) [1].
5. Страхование ответственности  в аудиторской  деятельности
    Действующее законодательство устанавливает обязанность  аудиторской организации страховать риск ответственности за нарушение  договора (ст. 13 Закона об аудите).
    Любая предпринимательская деятельность, в том числе и аудиторская, сопряжена с риском ответственности  за результаты работы. Аудитор при  проверке подвергается специфическому риску, связанному с его профессиональной деятельностью. Понятие "аудиторский  риск" раскрывается в Правиле (стандарте) № 8 "Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом".
    Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.
    Неотъемлемый  риск означает подверженность остатка  средств на счетах бухгалтерского учета  или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств  на других счетах бухгалтерского учета  или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых  средств внутреннего контроля.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.