На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Религия и наука в контексте культуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ    АКАДЕМИЯ    
  ЭКОНОМИКИ И ПРАВА 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

по  дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ 
 
 
 

Тема  8 . РЕЛИГИЯ И НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ. 
 
 

                                                 Выполнил: 4 ФКс (банковское дело)Д/о
                                            Глухова Ольга Валентиновна
                                         № зач. книжки 1006158                                                                                                                                                                                                                                                                   
                                                                         
                                                                                                                                                
                            Проверил: _______________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Хабаровск 2010     
 
 
 
 
 
 

   План.
   Введение.
    Происхождение и ранние формы религии.
    Структура религии.
    Наука как культурный феномен.
   Заключение.
   Список  использованной литературы.
 

    Введение.
   Человек по-разному может реализовать  свое творческое начало, и полнота  его творческого самовыражения  достигается через создание и  использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.
   В современной культуре можно уже  говорить об относительной их самостоятельности  и о взаимодействии культуры с  этими институтами. 
     1.Происхождение и ранние формы религии.

   При рассмотрении проблемы происхождения  религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда  возникла религия и в каких  формах она существовала на ранних этапах своего развития. Долгое время  ответы на эти вопросы казались очевидными. Большинство людей, исследовавших иудаизм и христианство, были удовлетворены теми ответами, которые содержатся в первых двух главах Библии, где излагается концепция творения мира и человека.
   В ходе многочисленных исследований были получены достаточно интересные результаты: учеными было установлено, что библейский монотеизм не является исходным пунктом религиозной эволюции, а является лишь промежуточным этапом развития религии. Английские ученые Дж. Леббок (1834-1913) и Э. Тейлор (1832-1917) предложили следующую классификацию религии в человеческой цивилизации- политеизм, генотеизм (т.е. служение одному божеству как верховному при существовании других богов) и монотеизм.
   Современные богословы, ярые защитники религии, стремятся доказать, что религия присуща человеку с самого начала его существования. В противовес им многие религиоведы отстаивают гипотезу о существовании «дорелигиозного периода» в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждают, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредственно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абстракций, в том числе и религиозных. С момента появления этой гипотезы в научном мире стали появляться сообщения о существовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Однако после тщательного изучения жизни этих племен, их обычаев, языков, особенностей мышления, после установления с ними доверительных контактов исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики, поэтому гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» так и остается гипотезой, которую на данном этапе развития наук о человеке невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
   О существовании религиозных верований  в этот отдаленный период человеческой период человеческой истории свидетельствует  практика захоронения первобытных  людей. Установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах, причем умершие предварительно проходили через определенные обряды подготовки к загробной жизни: их тела покрывались слоем охры, рядом с ними помещали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п..
   Очевидно, в то время уже складывались религиозно-мистические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует мир иной, где обитают умершие.
   Религиозные верования первобытного человека нашли  свое отражение и в произведениях  пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии.
   Религиозные верования и культы первобытных  людей складывались постепенно. Первичной  формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «манна». Манна посылается богами, что предполагает их обладание манной в первую очередь.
   Ранней  формой религиозных воззрений следует  считать тотемизм- веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческого коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились все его члены.
   В более поздние времена в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных  отношений. Члены родовой группы стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема.
   Впоследствии  в рамках тотемизма возникла целая  система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений.
   К ранним формам религии относится магия (колдовство). Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру  в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий.
   Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась  и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди- колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.
   Со  временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий- обрядов, таинств, молитв, и т.п.
   У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которое должны были приносить удачу  и отводить все опасности. Эта  форма религиозных верований  получила название «фетишизм» (от португальского «фетиш»- сделанный). Впервые она была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем аналоги фетишизма были выявлены в религиях почти всех стран, а также в ходе археологических раскопок, дающих материал о верованиях первобытных людей.
   Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным уважением  к выбранному ими предмету. Особенно распространенной формой фетишизма  было поклонение камням и кускам дерева. Суть первобытного фетишизма заключалось в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые обнаруживались в них при помощи обычных органов чувств.
   Говоря  о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме- вере в существование  душ и духов. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира.
   На  ранних этапах развития человеческого  общества первобытные формы религиозных  верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом.
   Понятие «племенная религия» относится к  периоду доклассового развития общества, который характеризовался низким уровнем  развития производительных сил и  относительно простыми социальными отношениями. Этот период растянулся на много тысячелетий и в его рамках происходили существенные изменения, как в общественной жизни, так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя, еще не знавшего социального расслоения, основным объектом религиозного поклонения была природа.
   В племенных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной  деятельности, в них находили отражение  и социальные отношения.
   На  смену почитания множества духов  пришел политеизм, превративший наиболее почитаемых духов в божества. Высшее место чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями. Однако эти боги не были безличными существами. Они наделялись атрибутами общественной жизни и должны были выполнять определенные социальные функции. В один ряд с небесными богами ставились и божества земли.
   В период перехода от родоплеменного строя  к классовому обществу произошли  существенные изменения и в сфере  религиозной практики. Если на ранних этапах развития человеческого общества отношения с душами умерших и духами рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общение людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают характер общения несоизмеримых по своему статусу существ. С появлением великих божеств человек опускается на колени и превращается в смиренного просителя. Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе и человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но и в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться.
   С переходом к классовому обществу открывается новая страница в  истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных  систем государственно-организованных народов.
   В условиях Древнего мира религии были политеистическими, т. е. многобожными. В политеизме каждый бог выступал как олицетворение определенного  явления, присущего природе, обществу или человеческой психике, причем олицетворение  более высокого порядка, чем у первобытных народов. В образах божеств нашли отражения представления о том общем, что характерно для группы однородных предметов. В дальнейшем происходил процесс персонификации божеств- они стали приобретать собственные имена и «биографии».
   Характерной чертой религии древности был их национально-государственный характер. Боги того или иного народа были национальными богами и власть их не распространялась за границы той или иной области. По мнению специалистов, в религии Древнего мира особое место занимали культ государства и культ определенной национальности. Дальнейшая история религий связана с возникновением мировых религий. 
 

    Структура религии.
   Элементы  и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. К  ним относятся религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.
   Религиозное сознание- это сознание верующего  человека. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря  наличию особого феномена в психологии человека. Вера- это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности какой-либо идеи. В ней содержится ожидание осуществления желания. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия и его благоприятного исхода. Когда событие осуществляется, вера угасает. Вера возникает по поводу тех событий, процессов, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов.
   Как правило, религиозное сознание четко  различает обыденное, действительное и священное, т. е. выходящее за рамки  действительного и имеющее божественную природу. Область священного- это  «высшая» реальность, которая может только угадываться за обыденной жизнью и миром природы.
   Другим  компонентом религиозного сознания является наглядная образность и  эмоциональность.
   Наглядный образ непосредственно связан с  переживаниями, поэтому религиозное  сознание очень эмоционально. Религиозные чувства- это эмоциональное отношение верующих к признаваемым ими объективными существам, к священным вещам, персонам, действиям. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл и значение.
   С религиозными представлениями могут  сливаться и получать соответствующую  направленность самые разные эмоции человека- страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда и т. п.
   Религиозное сознание имеет два уровня- обыденный  и концептуальный. Обыденное религиозное сознание представляет в виде образов, представлений, стереотипов, установок, настроений, привычек и традиций. На этом уровне главную роль играют эмоции- чувства и настроения, наглядно образные формы сознания.
   Религиозное сознание на концептуальном уровне- это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументации, концепции.
   Еще один важный компонент религиозного сознания, который нельзя отнести  ни к концептуальному уровню, ни к обыденному- это религиозный опыт: медитация, экстаз, мистические видения, созерцание Бога и т. п.
   В сфере религии развертывается соответствующая  деятельность. Следует различать  нерелигиозную и религиозную  деятельность религиозных людей, групп, организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономической, производственной, политической, художественной, научной. Она может быть религиозно окрашена, но по объективному содержанию, предмету и результатам это- внерелигиозная  деятельность.
   Религиозная деятельность занимает своеобразное место  в системе общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной  деятельности- внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная сфера- эта разработка религиозных концепций, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т. д. разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов.
   Религиозный культ- это совокупность религиозных  действий, определяемых каноном и  направленных на служение Богу. Он является важнейшим видом религиозной  деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего- священными текстами.
   Предметом культа становятся различные объекты  и силы, осознаваемые в форме религиозных  образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и прочее или Бог, боги, другие высшие существа.
   Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом  участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить «высшей» реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т. п.
   К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство, различные культовые предметы. Культовое здание- важнейшее средство культа
   Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать «высшую» реальность и послужить ей.
   Результатом культа является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга.
   В религиозной сфере так же, как  и во всех прочих, складываются учреждения. Они имеют жизненный и символический  смысл. Поскольку религиозные институты  объединяют людей одного вероисповедания, одной конфессии, то их символический смысл- в общности людей, воспроизводящих «высшую» реальность и служащих ей. Внутри конфессии, как правило, можно выделить институт духовенства и мирян.
   Строение  религиозной организации предписывает традицией и обычаем, уставом, священными текстами и т. д. конфессия со всеми организационными элементами представляет собой религиозное, культовое объединение. Первичный ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего звена- центра объединения. В объединении существует и целый ряд составных элементов, имеющих специфические организационные связи, но в то же время включенных в общую структуру. Все звенья становятся взаимосвязанными органами целого.
   На  основе изучения христианства учеными разработана типология религиозных организаций, конфессий: церковь, секта, деноминация.
   Церковь- сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, традицией. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны.
   Секта возникает как оппозиционное  течение по отношению к тем  или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия  на исключительность своей роли, доктрины, ценностей. Резко выражено стремление к духовному возрождению.
   Промежуточное положение между церковью и сектой занимают так называемые деноминации.
   Границы между церковью, сектой и деноминацией весьма подвижна. Так, например, протестантизм  с самого начала разделился на ряд  самостоятельных вероисповеданий- лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже возникло множество деноминации, протестантских сект; этот процесс продолжается и в наше время, а прежние секты превратились в церкви, такие как баптистская, методистская или адвентистская. Общий для развития мировых религий процесс превращения немногочисленных религиозных общин в разветвленные религиозные организации продолжал резкую критику у сторонников индивидуальных буржуазных свобод. 
 

    Наука как культурный феномен.
   Одной из определяющих и, пожалуй, самых динамичных особенностей современной культуры является наука. В настоящее время обсуждение не только экономических, но и социальных, культурных и антропологических проблем происходит при учете развития науки в целом.
   Культурологическое  познание науки ограничивается ценностно-смысловыми, нормативно-регулятивными и знаково-коммуникативными аспектами, которое реализуются в жизненной практике человека.
   Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей с целью получения объективных знаний об окружающей реальности (скрытой и явной), включая и самого человека. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей.
   Однако  не всякое знание является научным. Знание приобретаются людьми в самых  разнообразных сферах жизнедеятельности: в обыденной жизни, политике, искусстве, ремесле и т. д. но во всех этих сферах знания не являются главной целью, важнее- их применение и использование.
   Продуктом научной деятельности, кроме знаний являются методология и методы, приборы  и инструменты, стиль жизнедеятельности, формы организации и так далее. Непосредственными целями научной  деятельности являются описание, объяснение, предсказание явлений и процессов действительности. Результаты научной деятельности могут быть представлены в виде теоретических описаний, заключений и предположений, формул, измерений, схем, сводок экспериментальных и справочных данных и так далее.
   Важным  критерием научности является цель научного познания. Она формулируется  как «постижение истины ради самой  истины». Практическая полезность знаний, строго говоря, для науки значения не имеет.
   Решающим  фактором оценки научности знаний является их объективность и универсальность. В одинаковых условиях действие научных законов должно давать одинаковые результаты. Вариативность результатов не отменяет закон, а лишь указывает на особый характер его проявления.
   Важнейшим отличительным признаком научного знания является его систематизированность. К структурным элементам научного знания относятся факты, закономерности, гипотезы, аксиомы, теории, концепции и научная картина мира.
   Существенной  характеристикой научного знания является его интерсубъективность. По сравнению с искусством, где любое произведение органически связано с конкретным автором, в науке, несмотря на то, что многие законы, теории, концепции, открытия и изобретения называются по имени ученого, они все равно были бы открыты, исследованы, созданы и изобретены. Если искусство- это «мышление в образах», то наука- «мышление в понятиях». Искусство посредством художественных образов отражает жизнь, реальность, создает эстетические ценности, воспитывает чувство прекрасного. В науке «генетически» заложено стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию о мире и человеке. Искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука- на понятийно-интеллектуальную. Наука отличается от искусства своеобразным сочетанием интуиции и рациональности. Она не останавливается на уровне образов, а доводит наблюдаемое до уровня теории и исследования. В отличие от других видов предметной деятельности, где результат известен заранее, наука дает постоянное приращение знаний, и ее результат принципиально нетрадиционен.
   Религия создает мир трансцендентного знания, опирающего на веру, где человек  общается с Богом, Демиургом. Философия  формирует представления человека о Бытии, о месте человека в  мире, является основой мировоззрения людей. Наука же создает мир объективных, истинных знаний, состоящих только из практически доказанных и проверенных данных о природе и мире и выводов, получаемых на основе законов логики. Самому человеку здесь отводится роль в основном открывателя, познающего субъекта.
   Науку из других видов деятельности людей  выделяют специфические, присущие только ей методы. К методам научного познания относятся: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, гипотеза, объяснение, описание и другие. От мифологии наука отличается тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов развития природы и общества, предполагающих эмпирическую проверку. Различие науки и религии заключается в соотношении разума и веры. Хотя в истории культуры известны случаи жесткой конфронтации науки и религии, они могут сосуществовать, так как в науке внимание в основном направлено на эмпирическую реальность, а в религии- на внечувственное. В науке преобладает разум, в религии- вера. Ученый может быть как ярым атеистом, так и глубоко верующим человеком.
   XVII век общепризнанно считается временем возникновения современной науки- классического естествознания- во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания, экспериментальной проверки и самопроверки. Сформировалась и стала автономной социальная структура науки с сетью коммуникаций и общественным применением. В науке появились свои нормы и правила поведения. Создаются профессиональные научные организации, печатные органы и т. д.
   В настоящее время научное обоснование  ставится целесообразным и необходимым  во всех сферах жизнедеятельности человека. Наука стала венцом и образцом рациональности. Основой для развития науки являются деятельность человека, его опыт, цель по освоению и обустройству окружающего мира и творчество в научной сфере.  

   Заключение.
   Споры сторонников религии и приверженцев материализма по вопросам миропонимания, скорее всего, будут продолжаться и  в будущем: слишком уж отличаются основания мистической веры и рационального знания, да и само видение мира чересчур различно. К тому же расширяющееся поле знания порождает все новые и новые проблемы, которые по-разному толкуют верующие и материалисты.
   Наука и религия как явления культуры на протяжении веков несли и внедряли прямо противоположные ценности, что приводило к мощному противостоянию между светским обществом и духовенством. Но невозможно полностью разделить эти факторы. Можно говорить лишь о преобладании одного над другим в определенных временных рамках, ибо только в их совокупности возможна гармония в социуме и культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы.
    Радугин А.А.: Введение в религоведение: теория, история и современная религия.: учебник/А.А.Радугин.- М., 2000 г.
    Драча Г.В.: История мировой культуры/ учебное пособие- 5-е изд./Г.В.Драча.- Ростов н/Д.,2007 г.
    Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Новиков М.П. Основы религоведения: учебник.- М., 1994 г.
    Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвтнник Е.А. Культурология: учебник.- М., 2007 г.
    Культурология: учебник/ под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С.- М., 2007 г.
                                
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.