Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Личность и индивидуальность

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования РФ
Пермский  государственный технический университет 
 

                                     Кафедра социологии и политологии 
 
 

Контрольная работа
                                                по социологии
Тема: «Личность и индивидуальность». 
 
 

               Выполнила: 
                                                студентка 2 курса гр. ФК-08-1з
                Исаева Надежда Петровна
               Проверила:
                                             кандид. соц. наук, доцент
                                               Курбатова Людмила Юрьевна 

Пермь,2010 

Содержание. 

 
Введение.
Глава 1.
    Человек как предмет и объект 4
    Системные определения человека. «Родовой человек»индивид-индивидуальность- личность…………………………………………………6
  Глава 2.
    Личность и общество. Социальные типы личности……………………….10
Заключение……………………………………………………………………...13
Список  литературы.
Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Встречаясь со старым знакомым, которого не видели много лет, мы прежде всего спрашиваем: «Что у тебя нового?» такой вопрос предполагает очевидную для нас вещь: человек уже не совсем тот, каким мы его знали, но это, несомненно, именно тот человек. Мы воспринимаем себя и других людей как меняющихся во времени, но все же сохраняющих в себе какое-то постоянное ядро.
  Проблема  постоянства, или тождества. Личности - одна из важнейших и наиболее разработанных проблем философии, психологии и социологии. Традиционная для идеалистической философии постановка этой проблемы сводится к тому, что личность - это чистое сознание, всегда одинаковое, не зависящее от воспитания и влияний. В платоническом идеализме личность определяется душой, попадающей в тело из других сфер бытия и возвращающихся туда после смерти тела.
  Каббалистическое  понимание личности (иудейская мистическая  традиция0 представляет особый интерес.  Здесь личность также рассматривается  в целом как душа, но подробно  представлена ее внутренняя  
«анатомия». Структура личности определяется индивидуальным переплетением духовных «сосудов» - каналов связи с Богом - и индивидуальной комбинацией десяти духовных качеств - сфирот.

  Материалистические  представления о личности сводятся  к идее ее материальной обусловленности  – воспитанием, социальным происхождением, уровнем обеспеченности. Тем   не менее  материалистический  подход допускает огромное многообразие  точек зрения- от вульгарно – материалистического биологического детерминизма до взглядов известного советского философа Э. Ильенкова, отстаивавшего абсолютную изменчивость человеческой личности в зависимости от воспитания.
  Переходя  теперь к собственно социологическому  пониманию категорий «личность»  и «индивид», вспомним, что социология, в отличии от философии, имеет  дело с социальной эмпирией, а  говоря о нашем эмпирическом  «я», мы не различаем в себе  индивида и личность. Вообще индивид  – это скорее обезличенная  единица человеческого существования,  нечто статистическое. В социологии  понятие «индивид» имеет значение  просто мельчайшей неделимой  единицы, входящей в социальную группу.
  Так что помимо понятия «индивид» следует пользоваться также и понятием «индивидуальность». Это то, что классик социологии Э. Дюркгейм называл «индивидуальной сущностью»: совокупность качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствием приобретенного в индивидуальной истории человека опыта. Все это составляет в совокупности индивидуальный плюс личности. Понятие «индивидуальность» относится к тем особенным физическим, психологическим, мировоззренческим качествам, и которые присуще только этому человеку в отличие о всех остальных. Индивидуальность - это критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.
§1. Человек как объект и предмет социологии. 

  Проблемы  человека и личности занимают  в системе современного социологического  знания одно из центральных  мест. Разумеется, у социологов нет  монополии на изучение и интерпретацию  данных проблем. К изучению  человека обращаются не только  различные науки, но и философия,  искусство, религия, литература.
  Человекознание  представляет собой наиболее  широкую на сегодняшний день  систему знания, объединяющую представителей  самых разных идейных и научных  ориентаций на основе изучения  человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или «метафизика», гуманитарное значение и комплекс научных дисциплин, включающий в себя как естественные науки, так и социальные.
  Так,  например, философия рассматривает  бытие человека и общества  в более широком плане, давая  ответы на так называемые «вечные»  вопросы. Она исследует сущность  человека и смысл его жизни,  выявляя общие закономерности  развития его биологического  и социального развития и намечая  его идеалы, ценности и цели.
  Следовательно,  философское знание о человеке  стремится не только к изучению  его целостности, сколько к  выявлению всеобщих и сущностных  связей в системе «человек-мир». Эти связи имеют ценностно  - нормативную окраску, обусловленные  господствующим в обществе или  в определенной философской системе  мировоззрения.
   Гуманитарное значение основано  на дескриптивном и аксиологическом  способах получения информации  о человеке, выраженной, как правило,  в текстах и других знаковых  системах. К данному уровню знания  относятся неотрефлексированные  мировоззренческие представления,  характерные для той или иной  культуры и сформированные на базе ведущих ценностей. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания.
  Среди  научных дисциплин, внесших наибольший  вклад в исследование социальной  природы человека, особо следует  выделить социальную 
4
(культурную) антропологию, психологию, в том  числе социальную психологию, и  социологию. Каждая из них имеет  свой подход к человеку, определяемый  ее предметной спецификой и  методологией исследования. Принципиальное  различие межу указанными подходами  состоит в следующем6 антропологический  подход ориентирован с самого  начала на изучение природы  «родового человека» и тех  жизненных форм, которые выражены  в культуре как универсальном  и специфически человеческом  способе существования и развития  социума; психологический анализ  человека обращается к изучению  его «внутреннего мира», представленного  совокупностью эмоций, чувств, познавательных  и иных психологических процессов;  социологический подход направлен  в свою очередь на исследование  человека как личности и тех  институциональных форм, которые  выражены в системе его отношений с социальной средой.
  Главный  предмет социологического познания  человека – изучение институциональных  связей человека и общества  или, иначе говоря, понимание того, как различные социальные формы  жизненного процесса человека  оформляются объективно (т.е. организационно  и культурно упорядочиваются), и  того, как они распадаются под  влиянием субъективных факторов  его развития (ценностей, установок,  интересов). Другими словами, социология  исследует  не только процессы  включения личности в социальные  институты, но и факты ее  сознательного воздействия на  их функционирование и развитие.
  Таким  образом, социология изучает человека  не просто в его социальном  качестве, т.е. как личность, что  ее сближает с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов – семьи, школы, трудового коллектива или организации и т.д. Проблема социальной природы человека ( наряду с проблемами культуры и социального взаимодействия) лежит в фундаменте общесоциологических теории.
   
 
 

5
§2. Системные определения  человека. «Родовой человек»-  индивид  – индивидуальность – личность. 

Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются  при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной системой, социальной и психологической  системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных  свойств человека.
  В  качестве «частных определений»  человека, имеющих системное происхождение,  выступают «родовой человек», индивид,  индивидуальность, личность. Соотношение между ними рассматривается науке с точки зрения четырех основных подходов. Первый из них можно условно назвать 2субъстационным2, поскольку он апеллирует к субстанции (первоначалу) человеческой жизни, в качестве которой мы будем рассматривать определенный тип его активности. Второй подход рассматривает системные свойства человека в контексте взаимосвязи общего, особенного и единичного. Третий подход имеет структурно-функциональное назначение. И наконец, четвертый подход называется «реляционным», т.е. обусловленным разными типами и уровнями связями.
«Субстанциальный» подход. Необходимо определить вначале «субстанциальные» основы существования указанных системных свойствах или характеристик человека. Они содержатся в различных формах активности - физической, психической и социальной.
  В  широком смысле активность –  универсальная форма взаимодействия  человека с миром, поведение  – это как активное, так и  пассивное отношение субъекта  к миру, связанное, как правило,  с его приспособлением к условиям  среды, и, наконец, действие  есть единичная форма деятельности, характеризующая активным, сознательным  и предметно- преобразующим характером  взаимодействия с миром.
  Активность  характеризуется, прежде всего, единством «внешней» формы и «внутреннего» содержания. Внешняя активность опосредует взаимодействие организма со средой, а внутренняя – отношения между его подсистемами. При этом поведение выражает процесс перехода внутренней активности во внешнюю, т.е. внешне наблюдаемый и непосредственный акт активности.
6
Психическая жизнь человека является выражением его «внетренней» активности.
  Каждому  состоянию активности, рассматриваемой  в ее широком знании, соответствует  определенное системное качество  или свойство человека. Человек  рассматривается как целостное  родовое существо, характеризующееся  единством биологических, психических  и социальных начал. С точки  зрения биологической природы  он представляет собой организм  – способ телесного (физического  или психофизического) существования  человека. Его же фиксируется  понятием «индивид». Следовательно,  этим понятием обозначаются переходные  состояния человека от организма  к личности. Индивид – это способ  телесно-душевного существования  человека как единичного представителя  всего человеческого рода. Понятие  «личность» фиксирует в себе  социальное качество человека. Обусловленное  его деятельностью.
  Таким  образом, взяв за основу философское  понятие активности, мы выделяем  далее разные системные свойства, которым соответствуют определенные типы (формы) активности: организм (человек как носитель или субстрат психофизической активности); индивид (человек как субъект «внешней» адаптивной активности, т.е. поведения); индивидуальность           (человек как субъект «внутренней», психической, активности); личность (человек как субъект адаптивно-адаптирующей, внешне - внутренней, сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности).
 Формально-логический подход. С этой точки зрения соотношение между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» можно выразить при помощи категорий общего (всеобщего), особенного и единичного.
 Так,  понятие «родовой человек» есть  выражение всеобщего в человеческой  бытии. Оно характеризует целостное  единство биологических, психических  и социальных сторон жизнедеятельности  человека. «Родовой человек» выступает  субъектом сущностных сил и  способностей, выражающих его интегративные  связи с природой, обществом, и  другими людьми. Понятие «индивид»  характеризует человека в его  особенном измерении, т.е. как  отдельного представителя человеческого  рода. Это - биосоциальное существо, имеющее как типические, так и  особенные черты. Индивид концентрирует  в себе некоторые общие черты,  присущие всему роду.
      7
  Напротив, понятие «индивидуальность» выражает единичное (индивидуальное качество или свойство) в человеке. Другими словами, индивидуальность есть единичность и уникальность человеческого бытия во всех его проявлениях. Данное понятие фиксирует в себе отличия людей на разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и социальном. В социальном смысле индивидуальностью обладает личность как субъект социальных отношений. Это проявляется в индивидуальной манере или стиле исполнения и проигрывания социальных ролей, в особенностях ролевого поведения личности в конкретных ситуациях взаимодействия.
  Что  же касается понятия «личность», то его смысловое содержание  определяется деятельностью как  специфическим человеческим способом  существования развития. Личность, как и человек вообще, есть  целостное единство всеобщего,  особенного и единичного. Однако  в отличии от организма она  существует и развивается на  психологическом и социальном  уровнях. Всеобщее в ней представлено  родовыми социальными качествами, особенное – уникальными чертами,  а единичное – конкретными  свойствами, определяющими реальный  облик отдельной личности.
  Структурно - функциональный подход. Данное понимание человека в социологии и культурной антропологии позволяет развести между собой понятия «личность» и «индивид». При этом выделяются два основных ракурса.
Так, в  первом случае личность определяется чаще всего как «нормативный тип  человека, соответствующий требованиям  общества, его ценностно-нормативным  стандартам. В культурной антропологии синонимом служит «модальная личность», или национальный характер, под которым  понимается совокупность социально- значимых черт поведения, включая некоторые  традиционные для данной культуры стереотипы поведения, такие, например, как трудолюбие или веселый и общительный  нрав, деловитость, коллективизм.
  «Реляционный» подход. Этот подход характеризуется следующими признаками: «внешней» соотнесенностью (референтностью) и «внутренней» соотнесенностью или самосоотнесенностью (самореферентностью), «привнесенностью» («внешней» детерминированностью) и «привнесеностью» («внутренней» детерминированностью, или
      8
самодетерминированностью). Системные свойства человека («родовой человек», индивид, индивидуальность, личность) выражают соответственно ту или иную комбинацию указанных признаков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9
Глава  2.
Личность  и общество. Социальные типы личности. 

  Личность является частью не только социальных общностей, но и общества. Ее принадлежность к последнему также находит выражение в характеризующих ее черта. Формационные и цивилизационные признаки разных обществ проявляются и в особенностях социального облика всех их членов. При этом они являются доминирующими в характеристике личности, имеют для нее первенствующее значение, так как определяют особенности всего ее социального поведения. От полноты и эффективности участия личности в жизни общества выигрывает и она, и общество.
  Взаимосвязь  личности и общества состоит  также в том, что последнее  создает главные условия для  реализации первой своих потенций, ресурсов, для ее самореализации. К таким главным условиям относятся  прежде всего свобода и справедливость (в данном случае в смысле  социального равенства), обеспечивающие  возможность для личности такой  жизнедеятельности, которая позволяет  ей наиболее полно самоосуществиться.  Иными словами, добиться счастья.  Хотя понимание последнего у  людей разное, для всех оно  связано с такими их действиями  и поступками, которые в наибольшей  степени отвечают их интересам  и желаниям. В этом заключается  смысл жизни. Для личности счастье  – это социально состоявшаяся жизнь, т.е. жизнь в которой она может себя реализовать как социальный субъект, осуществить свои социальные и социетальные потребности и интересы. Их круг широк и включает в себя, прежде всего половые и возрастные, семейные и профессиональные, трудовые потребности, а также многие другие и, в частности, те, которыми мотивируется достижение личностью желаемых ею в обществе статусов.
  Самореализация  личности возможна лишь при  наличии у нее свободы действий  в соответствии с ее желаниями,  когда она является свободной  индивидуальностью. Но свободу  индивида нельзя понимать как  его произвол: что хочу – то  и делаю. Это будет анархия.  Свобода предполагает необходимость  таких действий, которые обусловлены  знанием законов природы и  общества. Свободна только наличность, которая участвует в жизни  общества в соответствии с  законами его функционирования  и 
10
тенденциями развития. Ими должен быть обусловлен выбор ею цели и средств своих  социальных действий. Свобода является условием самореализации личности. Она  свободна лишь в меру познания ею закономерностей  природной и общественной жизни.
  Свободны, должны быть все люди. Условием этого является свобода каждой личности. Она может быть свободной не только тогда, когда свободны все другие личности и, следовательно, в отношении их к свободе между ними должно существовать равенство. В создании и обеспечении равной свободы состоит первейшая цель личности в практической реализации ею принципа справедливости. Свобода людей многогранна и не сводится к знанию ими законов, хотя значение их в эпоху перехода человечества к информационному обществу чрезвычайно велико. Не менее важным является наличие у людей социальной свободы, отсутствие в обществе экономической, политической, идейной дискриминации.
  Таковы  основные, краеугольные принципы, посредством  которых выражается главное в  личности. Они взаимосвязаны: 1) у  людей нет счастья без свободы  их жизнепроявлений, в обладании  которой они должны быть равны; 2) свобода является основным условием  счастья каждой личности, следовательно,  у всех людей это возможно  лишь при наличии равенства  между ними в этом отношении; 3) справедливость как социальное  равенство людей проявляется  в свободе их действий, которые  служат их самореализации, т.е.  обретено счастье.
  О значении и взаимосвязи счастья, свободы и социального равенства важно сказать и в связи с проблемой универсального (всестороннего) развития личности, актуальность которого стала особенно очевидна в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Счастье личности в ее самоосуществовании, полнота которого во многом зависит от широты и уровня ее развития. Чем многограннее личность, тем свободнее она в своей жизнедеятельности. Важным условием такой свободы является универсальное развитие всех людей, те. Их социальное равенство в возможности быть таковыми. История свидетельствует, что еще ни одна цивилизация, ни одно общество не создали таких условий для людей, которые давали бы им всем возможность для всестороннего развития и самореализации. В лучшем случае их имела значительная часть населения.
  Социологический  анализ личности включает в  себя рассмотрение 
11
социальных  типов. В частности тех, которые  являются выражением наиболее характерных связей личности и общего (общественного) интересов в истории. Среди них следует отметить конформистский тип. Его особенностью является полное поглощение личного интереса общественным. Он характерен для первобытного общества. Затем индивидуалистский тип, отличием которого является первенство личного интереса над общественным. Он характеризует взаимосвязи указанных интересов в период рабства, феодализма и особенно капитализма. Переход человечества в постиндустриальное общество отмечен и определенным возрастанием в жизни людей общественного интереса. Это является чертой коллективистского типа личности. Он характеризуется органическим сочетанием личного и общественного интереса. Разновидностью этого типа личности была существовавшая в наше стране при социализме форма связи этих интересов, которая свидетельствовала об их сближении.
  В условиях трансформируемой России возобладал индивидуалистический тип личности, он преобладает в отношениях людей во многих сферах их жизни. Широко распространен и конформистский тип – значительная часть населения проявляет пассивность в выражении личных интересов, отдает предпочтение интересам своей общности (группы); живет по принципу: «я как все». Исходя из наличия в стране наиболее характерных связей личности с обществом, можно выделить следующие основные социальные типы личности: индивидуалистский – личный интерес преобладает над общественным, конформистский – личный интерес поглощен групповым, псевдоколлективистский – формальное (больше на словах) совпадение личного и общественного интересов.
  Существуют  типологии личности, разработанные  и на других основаниях. Выделяют, в частности, такие типы как:  апологет – во всем принимающий  общество, нигилист – критически  относящийся к нему, эскапист  – уходящий от общественных  проблем, революционер – стремящийся  изменить, преобразовать общество. С учетом различий в жизненных  принципах людей. Э. Фромм предложил  два типа личности. Первый тип  такой принцип видит в том,  чтобы иметь, а не быть. Личность  живет для того, чтобы постоянно  накапливать, обогащаться. Ей противостоит личность, для которой смысл жизни заключается в том, чтобы быть, т.е. полнокровно и эффективно проявлять себя в жизни.
 
  12
Заключение 

  Таким образом, личность в социологии можно определить как структурированный комплекс врожденных и приобретенных благодаря включенности в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми.
  Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системы общностей, где имелись общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Супер-Эго (сверх - Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится как бы «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13
Список  литературы
    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2005.
    Кирилина Т.Ю. Личность в зеркале социологии. М.,2004.
    Волков Ю.Г. Социология. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-576с.
    Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. Ред. Академик РАН Г.В.Осипов, - М: Издательство НОРМА.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  

Приложения 

Схема №1.                             Личность 

 П - природа
 О - общество
                                                 Л - личность 

    Общество
                                                          2. Группа
      3. Личность
Схема №2.                 Индивидуальность 

              Природная сторона человека
              Социальная сторона человека
              Индивидуальность его
 
 
Схема №3.                   Связь индивида и  личности с обществом

 О - общество
      И - индивид
      Л - личность 
 
 

Схема №4.                     Обусловленность  действия субъекта 

Окружающая среда                   Субъект                         Объект 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.