Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Расчет с подотчеными лицами

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
       Процесс производства является важнейшей стадией  кругооборота средств предприятия. В процессе финансово - хозяйственной  деятельности  предприятия возникает потребность использовать наличные денежные средства  для расчетов c работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские расходы, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказания услуг, а также на иные хозяйственно - операционные цели.
       Тема  расчётов предприятий с сотрудниками, выезжающими в служебные командировки, как по России, так и в другие страны, достаточно хорошо изучена  и освещена в экономической прессе и специальных изданиях. К тому же командировочные расходы относятся к категории затрат предприятия, которые постоянно находятся под пристальным вниманием проверяющих органов. На этом объекте учёта замыкается комплекс вопросов, связанных с отражением в бухгалтерском учёте и налогообложении.
       Но  в то же время следует отметить, что большинство публикаций на эту  тему сводится, как правило, к рассмотрению действующих нормативных документов и описанию порядка оформления первичных  документов. Несомненно, такие публикации имеют определённую значимость для практикующего бухгалтера, так как правильно организованный учет в значительной степени является залогом достоверного формирования финансовой отчетности и, соответственно, налогооблагаемой базы по ряду налогов.
       Однако  на практике возникает более широкий  спектр проблем учёта и налогообложения, чем описывается в нормативных  документах. В процессе своей деятельности практически каждый бухгалтер сталкивается с проблемой правильного учета  и налогообложения командировочных расходов. При этом часто возникают вопросы: какую командировку считать служебной; каков порядок командирования сотрудников предприятия, работающих по совместительству или выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера; какими нормативными документами, затрагивающими вопросы командировочных расходов, необходимо руководствоваться в настоящее время.
       Большая роль в бухгалтерском учете отводится  непрерывному и взаимосвязанному отражению  всех документально подтвержденных хозяйственных операций, что обеспечивает достоверность, своевременность и точность информации. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль над использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой.
       Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен несколькими причинами: во-первых, бухгалтерский учет с  подотчетными лицами имеет свои особенности, во-вторых, статьи и публикации о закупке товарно-материальных ценностей через подотчетных лиц – явление довольно-таки редкое, и поэтому одной из целей этой работы является обобщение  данных периодической печати.
       Цель  работы:
       - изучить теоретический материал и действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета   расчетов с подотчетными лицами;
       - проанализировать порядок учета административно-хозяйственных и представительских расходов, учета ГСМ, командировочных расходов;
       - разработать пути совершенствования бухгалтерского учета и контроля расчетов с подотчетными лицами; 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

       1.1. Выдача, оформление  и учет подотчетных средств

 
       Предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности могут своим работникам выдавать денежные средства из кассы для покрытия предстоящих расходов.
       Подотчетными  суммами называются денежные авансы, выдаваемые  предприятием под отчет  на следующие виды расходов:
- хозяйственно-операционные  расходы (в том числе на приобретение ГСМ и представительские расходы);
- на  командировочные расходы;
- на  расходы экспедиций и геологоразведочных  партий;
- на  расходы уполномоченных предприятий  и организаций;
-на расходы отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций (п.11 [22]).
       В таких случаях обычно работнику  выдаются наличные денежные средства под его ответственность (под  отчёт) для выполнения определённых действий по поручению организации. Такие работники называются подотчётными лицами.
       При определении порядка выдачи  под  отчет работникам организации денежных средств следует руководствоваться  правилами, установленными Порядком ведения  кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Банком России от 22.09.1993 № 40, изложенным в письме Центрального Банка РФ от 04.10.1993 № 18 [23]. Порядок выдачи денежных средств под отчет и представления отчетности по использованию подотчетных сумм устанавливается приказом руководителя организации (п.11 [23]), в котором должно быть установлено следующее:
- перечень лиц,  которым могут выдаваться под  отчет денежные средства;
- сроки, на  которые выдаются денежные средства;
- целевое назначение  выдаваемых под отчет денежных средств;
- размер выдаваемых  денежных средств;
       Как правило, выдача наличных денег под  отчет производится из касс организаций  (п.10 [23]). При временном отсутствии кассы у предприятия разрешается выдавать по согласованию с банком  кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
       Выдача  наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся  командированным лицам на эти цели;
       При расчетах с подотчетными лицами должны соблюдаться следующие требования:
- деньги  под отчет выдаются лицам, список  которых утвержден приказом руководителя  организации;
- подотчетные  суммы выдаются строго на определенные  цели;
- средства  должны выдаваться в определенном размере;
-отчет  об израсходованных подотчетных  суммах должен сдаваться своевременно.
       В приказе должен быть указан срок, на который выдаются подотчетные средства по различным видам операций. Указание срока необходимо для того, чтобы обосновать нахождение средств у подотчетного лица определенное время, так как  согласно п.11 Порядка ведения кассовых операций лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня их возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах (авансовый отчет) и произвести окончательный расчет по ним [23].
       К авансовому отчету прилагаются оправдательные документы (счета, чеки, накладные и др.), подтверждающие факт целевого использования денежных средств.
       Кроме того, следует помнить, что выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного  подотчетного лица по ранее выданному  ему авансу (п.11 [23]).
       В случае не предоставления отчета об израсходованных подотчетных средствах и невозвращения в кассу предприятия остатка неиспользованных сумм авансов в установленные сроки бухгалтер имеет право удержать из начисленной заработной платы данную задолженность в предусмотренном действующем законодательном порядке.
       Согласно  инструкции по применению плана счётов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной  деятельности предприятий [18] для обобщения  информации о расчётах с работниками  предприятия по суммам, выданным им под отчёт, в бухгалтерском учёте используется активно-пассивный счёт 71 «Расчёты с подотчётными лицами», сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию (дебетовое) или сумму не возмещенного работнику перерасхода (кредитовое).  Аналитический учёт по счёту 71 «Расчёты с подотчётными лицами» должен быть организован по каждой авансовой выдаче конкретного подотчётного лица.
       Как уже упоминалось, денежные средства выдаются под отчёт на административно-хозяйственные  и командировочные расходы.
       Перейдём к освещению бухгалтерского учёта расчётов с подотчётными лицами по суммам, выданным на административно-хозяйственные расходы. 
 

        1.2. Административно-хозяйственные  расходы 

       Наличные  денежные средства могут выдаваться под отчет на хозяйственные нужды – для приобретения материальных ценностей и оплаты других расходов, связанных с осуществлением текущей деятельности организации, в том числе для закупок товарно-материальных ценностей у других юридический лиц, у населения, на рынках.
       Сотрудники  организации, уполномоченные производить закупку материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчёт, должны быть заранее ознакомлены с нормативными ограничениями налично-денежного обращения, а также с требованиями, предъявляемыми к документальному оформлению таких операций.
       В Порядке ведения кассовых операций, которым устанавливаются правила  выдачи наличных денежных средств под  отчет, не содержится ограничений размеров выдаваемых сумм [23]. Организация может  выдавать под отчет любую сумму.
       Однако  следует иметь в виду, что с  учетом ограничений  предельного  размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, в случаях, когда подотчетное лицо совершает, например, закупку товаров у сторонней  организации, действуя при этом от имени своего предприятия, размер одного платежа не должен превышать установленного лимита.
         С 21.11.2001 согласно указанию Центрального  Банка РФ от 14.11.2001 № 1050-У [21] при осуществлении расчётов наличными  деньгами с юридическими лицами  установлен их предельный размер по одной сделке в сумме  60 000 рублей.
       Указанные выше нормативные ограничения обязательны  для исполнения всеми юридическими лицами, за их несоблюдение налоговые  органы налагают соответствующие взыскания  согласно гл.15 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» [9].
       Нарушение порядка работы с денежной наличностью  и порядка ведения кассовых операций контролирует Государственная налоговая инспекция.
       Меры  финансовой ответственности за осуществление  расчётов наличными деньгами сверх  установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платёж в адрес другого юридического лица [9].
       С 01.07.2002 действует новый КоАП РФ, согласно ст. 15.1 которого нарушение порядка  работы с денежной наличностью и  порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ [9]. С 01.10.2003 минимальная оплата труда составляет 600 рублей [2].
       При покупках за наличный расчёт в организациях розничной торговли продавец обязан выдать покупателю, а покупатель вправе потребовать у продавца два документа  – кассовый чек и товарный чек (или накладную)[10].
       Кассовый  чек является документом, подтверждающим факт оплаты товара в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ [7], а товарный в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учёте» [3]– служит своеобразной накладной, отражающей получение подотчетным лицом оплаченных товаров.
       Вместо  кассового чека возможна выдача номерного  бланка строгой отчётности по формам, утверждённым Министерством финансов РФ.
       Все подотчётные суммы списываются  бухгалтерией предприятия на основании  авансового отчёта работника  с приложением подтверждающих расходы документов.
       Дополнительными документами могут быть ведомости  списания материалов, требования на выдачу материалов, акты закупки товарно-материальных ценностей, акты передачи в эксплуатацию приобретённых материально-производственных запасов (основных средств, НМА), акты приёмки выполненных сторонними организациями работ (услуг) производственного характера и т.п.
       Процесс приобретения за наличный расчёт материальных ценностей (работ, услуг) у организаций-изготовителей, организаций оптовой торговли и иных организаций – юридических лиц (кроме розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), как правило, включает в себя несколько этапов, каждый из которых оформляется соответствующим документом:
       1.Заключение  договоров между юридическими лицами, регламентирующих их отношения, а именно договоров купли-продажи, подряда, договоров на оказание услуг и т.п., оформляемых в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Реализация товаров покупателю оформляется товарной накладной по форме № ТОРГ-12 (иногда накладная с подписями и печатями обеих сторон выступает в качестве договора купли-продажи). Реализация работ (услуг) оформляется актом сдачи-приёмки, который составляется в дополнение к соответствующему договору.
       2.Внесение наличных денег по заключённому договору в кассу организации-продавца оформляется приходным кассовым ордером по форме КО-1(п.13 [23]) Покупателю выдаётся квитанция к приходному кассовому ордеру, которая в соответствии с Порядком ведения кассовых операций [23] заверяется печатью (штампом) организации-продавца и выдается кассовый чек согласно п.1 ст.2 Закона о ККМ [1].
       Иногда  организация-поставщик самостоятельно получает наличные деньги по заключённым  договорам в кассе организации-покупателя через своих подотчётных лиц – инкассаторов, действующих на основании надлежащим образом оформленных доверенностей на получение денежных средств. В таких случаях организация-покупатель выписывает расходный кассовый ордер на имя гражданина, указанного в доверенности, и выплачивает по нему требуемую сумму при предъявлении этим гражданином документа, удостоверяющего его личность.
       3.Кроме  того, организация-поставщик  обязана  представить организации-покупателю  – юридическому лицу счет-фактуру,  как предписывает п.3 ст.168 Налогового кодекса РФ не позднее десяти дней  с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса), выписанную по форме, установленной Постановлением Правительства РФ № 914 «Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»  [8].
       В процессе своей деятельности бухгалтеры часто сталкиваются с необходимостью оформления документов при покупке  товарно-материальных ценностей за наличный расчёт у физических лиц. При этом возникают вопросы по поводу оформления документов, необходимых для оприходования товарно-материальных ценностей.
       При приобретении материальных ценностей  у физического лица должен быть составлен  закупочный акт, удостоверяющий факт приобретения товарно-материальных ценностей за наличный расчет, который утверждается руководителем организации.
       Непростая ситуация складывается при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) организациями для производственных нужд у граждан-предпринимателей (в том числе в розничной торговле).
       Дело  в том, что получение от этих граждан-предпринимателей кассовых и товарных чеков, квитанций  к приходным кассовым ордерам  и иных документов, оформленных так  же, как и при покупках у юридических  лиц, и нередко даже заверенных печатью предпринимателя, по действующему  НК РФ гл.23 «О налоге на доходы физических лиц» не освобождает организацию–покупателя от обязанности известить налоговую инспекцию о суммах дохода, полученных гражданами-предпринимателями от этой организации [10].
       Организация-покупатель должна представить сведения по форме  Инструкции Госналогслужбы РФ.
       Поэтому сотрудник организации, производящий закупки за наличный расчет, должен быть проинформирован о требованиях, предъявляемых налоговым законодательством во избежание штрафных санкций со стороны налоговой инспекции и отказаться от покупок для нужд организации, если не предоставляются надлежащим образом оформленные документы.
       Суммы, израсходованные сотрудником в  нарушение требований, предъявляемых законом, а также суммы, по ненадлежащим образом, оформленным документам не могут быть приняты к зачету и должны быть возмещены подотчетным лицом в кассу организации. 

      I.3. Особенности учета ГСМ

 
       При заправке автомобиля топливом за наличный расчет рекомендуется выдавать водителю под отчет один или два раза в месяц некоторую сумму на закупку ГСМ. Список лиц, имеющих право на получение денег на приобретение ГСМ, максимальная сумма, которая может быть выдана под отчет, и сроки составления авансовых отчетов должны быть установлены приказом по предприятию.
       Размеры этой суммы определяются предприятием самостоятельно на основании практического  опыта и плана  использования  автомобиля.
       При приобретении ГСМ за наличный расчет перед каждым получением наличных денег из кассы водитель должен представить отчет о ранее приобретенном топливе. Данные о приобретенном за наличный расчет бензине заносятся в лицевую карточку водителя с указанием даты, количества и стоимости. По окончании месяца она сдается в бухгалтерию вместе с путевым листом. Водитель транспортного средства должен каждый раз, заправляя машину топливом, требовать на АЗС документ, подтверждающий количество оплаченного топлива; стоимость одного литра топлива.
       Очень часто на практике на небольших предприятиях сотрудники, эксплуатирующие автотранспортные средства, не требуют или забывают потребовать на заправке чеки АЗС, а на предприятии впоследствии произведенные расходы им возмещают. Как правило, подобная хозяйственная операция сопровождается составлением внутреннего акта.
       Составление внутренних актов для списания в  том случае, когда водитель не получил  при заправке автомобиля документ, подтверждающий расходы, для включения  этих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг), не допускается.
       Если  такие расходы все-таки произведены, необходимо:
- произвести  их за счет чистой прибыли  предприятия;
- удержать  с получивших деньги сотрудников  налог на доходы;
- начислить  Единый социальный налог (ЕСН) 35,6%
       Горюче-смазочные  материалы приобретаются организацией либо по договору поставки со специализированными организациями, либо непосредственно на автозаправочной станции (за наличные деньги или посредством предварительного приобретения  талонов).
       Вариант приобретения горюче-смазочных материалов по договору поставки, как правило, используется организациями, имеющими большой парк машин и возможность хранения приобретенных нефтепродуктов в больших количествах.
       При заправке автомобиля за наличный расчет на автозаправочной станции водителю выдаются под отчет денежные средства на покупку ГСМ. Согласно п.11 Порядка ведения кассовых операций в РФ [23] выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданном авансу.
       Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах (авансовый отчет) и произвести окончательный расчет по ним.
       Начиная с 1 января 2002 г. авансовый отчет составляется по форме № АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55.
       В бухгалтерии проверяется целевое  расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные  расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету, и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке, перерасход выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
       В соответствии с п.1 ст.9 Закона «О бухгалтерском  учете»  [3] все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться  первичными оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
       Документом, подтверждающим производственных характер расходов ГСМ, является путевой лист, формы которого содержатся в Альбоме  унифицированных форм первичной  учетной документации  по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, утвержденном Постановлением Госкомстата России 28.11.1997 № 78.
       Указанным Постановлением утверждены следующие  формы путевых листов:
- путевой лист  легкового автомобиля (форма №  3)
- путевой лист  грузового автомобиля (формы №  4-с и 4-п)
       Для контроля за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию  применяется Журнал учета движения путевых листов (форма № 8).
       В путевых листах фиксируются пробег автотранспортного средства, марка и количество горючего, выданного по заправочному листу, остаток горючего при выезде и при возвращении, расход по норме и фактический, определяется экономия или перерасход горючего.
       Руководящий документ «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»3112194-0366-97, утвержденные Минтрастом России 29.04.1997 (срок действия до 01.0.01.2008)  может быть использован организациями в целях планирования поставки, учета и контроля расхода топлив и масел и носит рекомендательный характер [25]. 
 
 

      1.4. Оформление и  учет представительских расходов

 
       Как известно, удачно заключенная сделка – важный момент в предпринимательской, хозяйственной деятельности как  небольшой организации, так и  любого крупного хозяйствующего субъекта. Для успешного проведения переговоров с деловыми партнерами, а также при проведении собраний акционеров, заседаний ревизионной комиссии, наблюдательных советов, приемов различных делегаций, часто бывает необходимо произвести определенные расходы. Такие расходы называют представительскими.
       Согласно  Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 года № 26н [16] представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
       Смета представительских расходов на отчетный год должна быть утверждена протоколом собрания учредителей.
       После проведения деловой встречи в бухгалтерию должны быть представлены отчет о расходах на проведение деловой встречи и акт на списание представительских расходов (авансовый отчет) ответственного за проведение официального мероприятия с оправдательными документами.
       Расходы на представительские цели должны быть подтверждены документами об оплате транспортных расходов, об оплате услуг переводчика, счетами общественного питания, другими первичными учетными документами.
       Согласно  п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3] документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если этими альбомами не предусмотрена унифицированная форма, первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, наименование организации, содержание операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, должность, имя и личные подписи должностных лиц, ответственных за совершение операции.
       Создание  первичных документов учетных документов, установление порядка и сроков их передачи для отражения в бухгалтерском  учете осуществляются в соответствии с утвержденным графиком документооборота (п.15 Положения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) [17].
       Если  деньги на представительские расходы  выдаются физическому лицу под отчет  на основании приказа руководителя предприятия с установлением  срока их возврата и эти расходы подтверждены документально, то такие суммы не являются доходом физического лица.
       Не  следует забывать, что сотрудник, которому в соответствии с приказом по предприятию разрешено расходовать  представительские средства, как  правило, получает их из кассы по расходному кассовому ордеру и тем самым выступает по отношению к предприятию как обычное подотчётное лицо, которое должно отчитываться за расходование подотчетных сумм в установленном законодательством порядке.
       Таким образом, подотчетное лицо, взявшее в кассе предприятия наличные деньги на представительские цели, должно подтвердить свои расходы предъявлением в бухгалтерию товарного чека, счета, накладной на отпуск товара, а также чека кассового аппарата или корешка приходного кассового ордера с печатью (а не со штампом) предприятия.
       В случае непредставления подотчётным  лицом соответствующих оправдательных документов, подтверждающих произведённые  расходы, такие суммы подлежат включению  в совокупный налогооблагаемый доход  работника на общих основаниях в соответствии  с Законом РФ «Налог на доходы физических лиц».
       Нередко у работников предприятия во время  командировок возникают «представительские расходы», направленные на перспективное  развитие организации. Данные расходы  могут быть возмещены командированному работнику из суточных, либо за счет прибыли предприятия. Если указанные расходы возмещены за счет прибыли предприятия, следует эту сумму включить в совокупный доход работника для удержания подоходного налога.
       Рассмотренные ранее направления расходования подотчётных сумм (закупка ТМЦ у юридических и физических лиц, приобретение ГСМ) представитель предприятия может осуществить и находясь в командировке, к тому же расходы на командировки – неотъемлемая часть состава затрат почти каждого предприятия. Они находятся под пристальным вниманием налоговых органов, поэтому на командировочных расходах следует остановиться подробнее. 

      1.5. Командировочные расходы

 
       Несмотря  на то, что тема расчетов предприятий  с сотрудниками, выезжающими в  служебные командировки, как по России, так и в другие страны, достаточно хорошо изучена и освещена в специальных изданиях, у бухгалтеров довольно часто возникают вопросы по поводу правильного отражения и налогообложения командировочных расходов.
       Для того чтобы найти правильное решение при возникновении сложных и неоднозначных ситуаций, бухгалтеру необходимо, прежде всего, четко представлять, какими документами законодательства регулируются те или иные аспекты правоотношений, возникающих при направлении работников в командировку.
       Служебная командировка - это поездка работника  по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения  вне места его постоянной работы (ст.166 ТК РФ).
       Порядок направления работников в командировки, а также порядок предоставления гарантий и компенсаций в связи со служебными командировками регулируются Трудовым кодексом РФ [11], а также Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62 "О служебных командировках в пределах СССР"[24], которая в настоящее время действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст.423 ТК РФ).
       Выделим основные признаки служебной командировки.
       Для совершения командировки необходимо, прежде всего распоряжение работодателя (руководителя организации либо индивидуального предпринимателя - работодателя), в котором работнику поручается выполнить определенное задание, конкретную работу.
       По  возвращении из командировки командированный  обязан представить отчет о проделанной  работе.
       Другим  признаком командировки является выполнение задания вне места постоянной работы. При заключении трудового договора работник обязан выполнять свои трудовые функции на конкретном предприятии, в организации, которые в свою очередь находятся в определенном месте. Указание постоянного места работы является существенным условием трудового договора.
       Если  по распоряжению работодателя работник направляется на объект, находящийся  вне места постоянной работы, и  по условиям сообщения и характера  работы не может ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, то в этом случае работник считается направленным в служебную командировку.
       Характерным признаком командировки является также  определенность срока. Выезжая на определенный срок в командировку, работник должен возвратиться к месту своей основной работы.
       Срок  командировки устанавливается руководителем  организации.
       Срок  командировки работников не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути (п.4 Инструкции № 62)[24].
       Если  в силу производственной необходимости  срок командировки требуется увеличить, то это может быть оформлено новой командировкой.
       Временное же направление работника для  выполнения работы на объекте, находящемся  вне места постоянной работы, на срок более 40 дней является не служебной  командировкой, а временным переводом в другую местность с выплатой компенсаций, предусмотренных законодательством.
       Для специальных командировок работников, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, предельный срок командировки не должен превышать  одного года (п.4 Инструкции № 62)[24].
       В командировку могут быть направлены не только постоянные сотрудники организации, но и временные, сезонные работники, а также лица, работающие по совместительству или неполное рабочее время.
       При командировке лица, работающего по совместительству, средний заработок сохраняется в той организации, которая его командировала.
       В случае командировки одновременно по основной и совмещаемой работе средний  заработок сохраняется по обеим  должностям, а расходы по командировке распределяются между командирующими организациями по соглашению между ними (п.9 Инструкции № 62)[24].
       Трудовое  законодательство содержит для некоторых  категорий работников ограничения  при направлении в командировку.
       Нельзя  направить в командировку следующих  работников:
       - беременных женщин (ст.259 ТК РФ);
       - работников в возрасте до 18 лет  (ст.268 ТК РФ).
       Исключение  составляют лишь творческие работники  средств массовой информации, организаций  кинематографии, театров, театральных  и концертных организаций, цирков и  иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении произведений, а также профессиональные спортсмены.
       Перечни профессий, по которым допускается  направление несовершеннолетних в  командировки, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До их утверждения направлять несовершеннолетних в служебные командировки нельзя.
       Есть  категории работников, которых можно  направить в командировку только с их письменного согласия. К таким категориям относятся:
-женщины,  имеющие детей в возрасте до  трех лет (ст.259 ТК РФ);
-работники,  имеющие детей-инвалидов или инвалидов  с детства до достижения ими  возраста 18 лет, а также работники,  осуществляющие уход за больными  членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ст.259 ТК РФ);
-отцы, воспитывающие детей без матери, а также опекуны (попечители) несовершеннолетних (ст.264 ТК РФ).
       При направлении перечисленных выше категорий работников в служебные  командировки помимо письменного согласия работодатель должен получить с них расписку о том, что они ознакомлены со своим правом отказаться от командировки.
       Понятие «служебная командировка» применимо  только к работникам предприятия, состоящим  с предприятием в трудовых правоотношениях  на основании трудового договора (контракта).
       Физическое  лицо, не состоящее в штате предприятия, не может быть направлено в служебную  командировку, и, следовательно, ему  не могут быть выплачены суммы  на командировочные расходы.
       Понятие «суточных» применимо только к служебным командировкам, в которые можно отправить только штатных работников. Для лиц, не состоящих в штате, это понятие неприменимо.
       Заключая  с физическим лицом договор гражданско-правового  характера, необходимо помнить, что  вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением  вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), являются объектом налогообложения по ЕСН.
       Суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового  характера не облагаются ЕСН в  части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ (п.3 ст.238 НК РФ).
       Многочисленные  вопросы возникают при оформлении поездки членов советов директоров для участия в заседаниях каких-либо органов компании.
       В соответствии с п.3 ст.217 НК РФ суммы, выплачиваемые членам совета директоров или иного аналогичного органа компании в целях возмещения расходов на вышеназванные поездки, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Однако эти расходы нельзя относить к командировочным, так как данная ситуация складывается в том случае, когда члены совета директоров не являются работниками предприятия и соответственно не имеют права на выплаты командировочных расходов.
       В соответствии со ст.64 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах» членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими возложенных на них функций [4]. Возможность таких выплат и их размеры устанавливаются решением общего собрания директоров.
       Выплаты, производимые членам совета директоров, не являются объектом обложения ЕСН, поскольку их нельзя рассматривать  как выплаты по трудовому либо гражданско-правовому договору (п.1 ст.236 НК РФ).
       При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст.167 ТК РФ [11]).
       Гарантия  сохранения места работы (должности) за работником, направленным в служебную командировку, заключается в том, что в период нахождения в командировке он не может быть уволен по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации.
       На  весь период командировки, включая  время нахождения в пути, за работником сохраняется средний заработок.
       Порядок исчисления средней заработной платы  регулируется ст.139 ТК РФ, а также  Положением об особенностях порядка  исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства  РФ от 11.04.2003 № 213.
       Расчет  среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
       Средний заработок за время командировки сохраняется за все рабочие дни по графику, установленному по месту постоянной работы (п.9 Инструкции № 62)[24].
       При командировке лица, работающего по совместительству, средний заработок  сохраняется в той организации, которая его командировала. В  случае командировки одновременно по основной и совмещаемой работе средний заработок сохраняется по обеим должностям, а расходы по командировке распределяются между командирующими организациями по соглашению между ними (п.9 Инструкции N 62)[24].
       На  командированного работника распространяется режим рабочего времени и отдыха той организации, в которую он командирован. При этом следует учесть, что взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются.
       Порядок возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, установлен ст.168 ТК РФ.
       Работодатель  обязан возмещать командированному работнику:
       - расходы по проезду;
       - расходы по найму жилого помещения;
       -дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
       -иные расходы, произведенные работником с разрешения  работодателя.
       Порядок и размеры возмещения расходов, связанных  со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным  нормативным актом организации.
       Размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для  организаций, финансируемых из федерального бюджета (ст.168 ТК РФ).
       В настоящее время размеры возмещения командировочных расходов для организаций, финансируемых из федерального бюджета, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002  № 729[6].
       В соответствии с этим Постановлением с 1 января 2003 г. организации при определении  размеров возмещения командировочных  расходов должны руководствоваться следующими нормами:
       1)расходы  по найму жилого помещения  возмещаются в размере фактических  расходов, подтвержденных соответствующими  документами. При этом организация  может установить верхнюю планку  для оплаты расходов на проживание;
       2)расходы  по найму жилого помещения без подтверждающих документов возмещаются в размере не ниже 12 руб. в сутки;
       3)размер  суточных не может быть менее  100 руб. в сутки;
       4)расходы  по проезду к месту служебной  командировки и обратно к месту  постоянной работы возмещаются  в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями). При этом организация имеет право ограничить размер возмещения расходов на проезд верхней планкой для различных видов транспорта.
       Как правило, на практике командированному работнику перед отъездом в командировку выдается аванс из кассы предприятия  на оплату командировочных расходов.
       Сумма аванса рассчитывается исходя из стоимости  проезда к месту командировки и обратно, срока нахождения в  командировке, предполагаемой суммы  расходов на проживание и установленного размера суточных.
       Расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:
       1)стоимость  билета на самолет (поезд, иное  транспортное средство общего  пользования, кроме такси);
       2)расходы  по оплате услуг по предварительной  продаже (бронированию) билетов;
       3)расходы по оплате за пользование в поездах постельными принадлежностями;
       4)расходы  по проезду транспортом общего  пользования к станции (пристани, аэропорту), если они находятся  за чертой населенного пункта;
       5)расходы  по оплате страховых платежей  по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.
       Расходы на проживание возмещаются командированному работнику в сумме фактически произведенных затрат и расходов по оплате бронирования места в гостинице.
       В счет гостиницы могут включаться также дополнительные услуги, оказываемые в гостинице. Решение о возмещении работнику расходов на оплату дополнительных услуг принимается организациями самостоятельно. Однако при этом нужно учитывать, что стоимость ряда таких услуг для целей налогообложения учитываться не будет.
       В течение трех дней после возвращения из командировки работник обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах.
       К авансовому отчету прилагаются командировочное  удостоверение и первичные документы, подтверждающие произведенные работником расходы (п.19 Инструкции № 62[24], п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40)[23].
       Подотчетные суммы, не возвращенные работником в  установленные сроки, в соответствии со ст.137 ТК РФ могут быть удержаны  администрацией из заработной платы работника  не позднее одного месяца со дня, установленного срока возвращения аванса, при условии, что работник не оспаривает как само основание удержания, так и его размер.
       По  истечении месячного срока либо в случае, если работник оспаривает удержание, предприятие теряет право  на бесспорное взыскание суммы невозвращенного  аванса, которая может быть взыскана с работника только на основании  решения суда.
       Если администрация предприятия не принимает никаких действий по взысканию с работника выданной ему под отчет на командировочные расходы суммы, по которой работник вовремя не отчитался, то в этом случае бухгалтеру необходимо включить не возвращенную работником сумму аванса в его налогооблагаемый доход в отчетном периоде возникновения просроченной задолженности.
       В последующем при представлении  работником авансового отчета производится перерасчет причитающейся к уплате суммы подоходного налога.
       Помимо  направления сотрудников организации в командировки в пределах территории России все большее распространение получают и командировки в дальнее зарубежье.
       Это связано с расширением делового сотрудничества российских фирм и компаний с зарубежными партнерами, расширением рынков сбыта как российских товаров в других странах, так и импортных товаров на территории России. Кроме того, все больше российских фирм принимают участие в зарубежных выставках, научных конференциях и симпозиумах.
       Трудовым  кодексом РФ (ст.166 [11] предусмотрено общее понятие служебной командировки - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Данное определение не предусматривает никаких различий в зависимости от места командирования работников.
         Необходимым условием для оформления  зарубежной командировки сотрудника  является издание приказа о  командировании. Это следует из  Положения о порядке покупки  и выдачи иностранной валюты  для оплаты командировочных расходов (Положение от 25.06.1997 № 62 утверждено Центральным банком РФ[20]).
        Размеры суточных в зависимости от страны командирования, которыми можно руководствоваться, установлены Приказом Минфина России от 12 ноября 2001 г. N 92н "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран" [19], а нормы на оплату найма жилого помещения определены Приказом Минфина России от 04.03.02 № 15н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран" [15].
         С 2003 г. Трудовой кодекс РФ  является основным нормативным  актом, регулирующим отношения  работника и работодателя при  направлении в служебные загранкомандировки.
       Статьей 168 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан возмещать работнику:
       - расходы по проезду;
       - расходы по найму жилого помещения;
       -дополнительные  расходы, связанные с проживанием  вне места постоянного жительства (суточные);
       - иные расходы, произведенные работником  с разрешения работодателя.
       Трудовой  кодекс РФ обязывает работодателя возмещать  командируемому работнику расходы  и устанавливает только их нижний предел. Верхние границы по возмещению расходов определяются организациями  самостоятельно.
       Следовательно, все гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, по возмещению расходов, сохранению места работы и среднего заработка в полной мере распространяются и на зарубежные командировки сотрудников.
       Согласно  Положению № 62 работник должен сдать  в бухгалтерию авансовый отчет  и рассчитаться с организацией за выданную ему под отчет иностранную валюту в 10-дневный срок после возвращения из командировки [20].
       После возвращения из командировки работник представляет следующие отчеты:
       - отчет о выполнении задания  на командировку по форме №  Т-10а, утвержденной Постановлением  Госкомстата России от 06.04.2001  № 26;
       - авансовый отчет по форме №  АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55.
       В отчете о командировке следует достаточно точно отразить цели и результаты командировки, чтобы при проверке налоговый инспектор не усомнился  в том, что она связана с  производством и реализацией  продукции. К отчету о командировке следует приложить протоколы о намерениях или предварительные договоры, образцы рекламной продукции, прейскуранты, проспекты и другие документы, подтверждающие выполнение целей служебной командировки.
         Для целей исчисления налога на доходы физических лиц необходимо строго соблюдать установленные законодательством сроки сдачи авансового отчета по возвращении из командировки.
       При несоблюдении работником сроков представления  авансового отчета администрация предприятия  должна принять соответствующее решение о порядке списания подотчетных сумм.
       Для контроля расчетов с подотчетными лицами необходимо сверить данные аналитического и синтетического учета, а так  же проверить правильность отражения  сальдо по счетам баланса.
       Особое  внимание следует уделить суммам НДС, принятых к возмещению из бюджета по утвержденным авансовым отчетам.

ГЛАВА 2. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ПЕНЗАЭНЕРГО»

         2.1. Организационная характеристика ОАО «Пензаэнерго»

 
       Открытое  акционерное общество энергетики и электрификации «Пензаэнерго» учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» и действует в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом предприятия.
       Юридический статус: Общество является юридическим  лицом со статусом коммерческой организации  согласно праву Российской Федерации.
       Общество  имеет круглую печать, может иметь  товарные знаки, знаки обслуживания, промышленные образцы, бланки, штампы, печать с указанием своего наименования в русской  транскрипции с изображением товарного знака.
       Общество  может выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах и иных юридических органах.
       Основными видами деятельности Общества являются:
       - обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к сетям Общества  в соответствии с заключенными договорами;
       - реализация электрической и тепловой  энергии по установленным тарифам,  обеспечение своевременных расчетов  с потребителями на общероссийском  оптовом рынке электрической  энергии и по абонентной плате  за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, получение прибыли;
       - производство, передача и распределение  электрической и тепловой энергии;
       - выполнение работ, определяющих  условия параллельной работы  в соответствии с режимами  Единой энергетической системы России в рамках договорных отношений;
       -обеспечение  эксплуатации энергетического оборудования  в соответствии с действующими  нормативными требованиями, проведения  своевременного и качественного  ремонта энергетического оборудования, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов;
       -ремонт, техническое перевооружение, реконструкция и развитие региональной энергосистемы;
       -создание  и освоение новой техники и  технологий, обеспечивающих эффективность,  безопасность и экономичность работы промышленных объектов общества;
       - энергетический надзор за безопасным  обслуживанием электрических и  тепловых установок у потребителей, подключенных к электрическим  и тепловым сетям Общества.
       Высшим  органом управления Обществом является Общее собрание акционеров. Общие собрания акционеров могут быть годовыми и внеочередными. Годовые собрания участников проводятся в июне месяце после окончания финансового года. На годовых общих собраниях акционеров в обязательном порядке утверждаются годовые результаты деятельности Общества.
       Все собрания, проводимые помимо годовых, являются внеочередными. Внеочередное общее собрание акционеров созывалось 31 марта 2004 г. в связи с реформированием  энергосистемы с их последующим  выделением.
       Исполнительным  единоличным органом Общества является генеральный директор. Он назначается общим собранием акционеров и действует на основании Устава.
       Общество  создано и действует с целью  извлечения прибыли посредством  предпринимательской деятельности.
       ОАО «Пензаэнерго» находится по адресу: 440629 г.Пенза, ул.Пушкина 1/2. Численность работников Управления «Пензаэнерго» по состоянию на 01.01.2004 года составляет 369 человек. 

      2.2. Учет административно  - хозяйственных и представительских   расходов

 
       Освещение вопросов по учету расчетов с подотчетными лицами в бухгалтерском и налоговом учете будет отражено в рамках выпускной квалификационной работы на примере предприятия ОАО «Пензаэнерго».
       На  предприятии ОАО «Пензаэнерго»  наличные денежные средства выдаются под отчет на хозяйственные нужды и представительские и командировочные расходы.
       На  основании приказа руководителя, например, о направлении в командировку, или норм на отдельные виды представительских  расходов бухгалтером составляется смета, итог которой после утверждения  ее в виде аванса выдается подотчетному лицу, что оформляется расходным кассовым ордером (Приложение 1). В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях и т.п. имеется разрешительная надпись руководителя организации, его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна (п.14 [23]).
       При составлении сметы учитываются  действующие нормы  возмещения командировочных  расходов, нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятия на курсы повышения  квалификации, а  также нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов.
       После проведения хозяйственно – операционных, представительских расходов, возвращения  из командировки подотчетное лицо оформляет  авансовый отчет по форме №  АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55 (Приложение 2), о фактически израсходованных суммах с приложением оправдательных первичных документов, который в течение 5 дней обрабатывается бухгалтером.
       Остаток неиспользованных сумм сдается в  кассу подотчетным лицом по приходному кассовому ордеру (Приложение 3), перерасход выдается по расходному кассовому ордеру.
       ОАО «Пензаэнерго» в марте 2004 г. провело  переговоры с деловыми партнерами для  установления взаимовыгодного сотрудничества. С этой целью был организован официальный обед в ресторане, стоимость обслуживания составила 11 800 руб., в том числе НДС 1800 руб. Для оплаты официального обеда зам. генерального директора Коровину Б.Н., принимавшему участие в переговорах, было выдано в подотчет 15 000 руб. Счет в ресторане оплачен непосредственно подотчетным лицом. Расходы на оплату труда, учтенные в составе расходов в целях налогообложения прибыли за 3 месяца 2004г., составили 500 000 руб. Других представительских расходов в отчетном периоде у организации не было.
       В такой ситуации за отчетный период (3 месяца) организация может учесть в составе прочих расходов представительские  расходы в сумме 20 000 руб. (500 000 руб. х 4%).
       Следовательно, если у организации не было других представительских расходов, то оплата официального обеда в ресторане может быть учтена для целей налогообложения прибыли в данном отчетном периоде в полной сумме.
       Сумма НДС, уплаченная ресторану, может быть принята к вычету в полном объеме на основании п.7 ст.171 НК РФ  при  наличии счета - фактуры, выданного рестораном (п.1 ст.172 НК РФ).
       Дебет 71  Кредит 50 - 15 000 руб. - выданы денежные средства Коровину Б.Н. в подотчет;
       Дебет 44 Кредит 71 - 10 000 руб. - признаны расходы  по проведению официального обеда;
       Дебет 19  Кредит 71 - 1800 руб. - отражен НДС со стоимости официального обеда на основании авансового отчета и выставленного счета - фактуры;
       Дебет 68 Кредит 19 – 1 800 руб. - принят к вычету НДС со стоимости официального обеда;
       Дебет 50  Кредит 71 – 3 200 руб. – возвращен  в кассу предприятия остаток неиспользованной суммы аванса подотчетным лицом Коровиным Б.Н.;
       Представительские расходы включаются в себестоимость  продукции (работ, услуг) только при  наличии первичных документов, в  которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.
       Указанные расходы включаются в себестоимость  продукции (работ, услуг) в пределах, утвержденных советом директоров смет предприятия на отчетный год. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. С 1 января 2002 года вопросы, касающиеся отнесения представительских расходов к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, для целей налогообложения, регулируются главой 25 НК РФ [10].
       Представительские расходы включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности (п.п.5-8 ПБУ 10/99 [13]) и отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (или на счете 44 «Расходы на продажу») с последующим списанием на счет 20 «Основное производство» или 90 «Продажи» (п.9 ПБУ 10/99 [13]).
         Сумма представительских расходов включается в себестоимость продукции (работ, услуг) без НДС, а сумма НДС может быть принята к вычету в полном объеме на основании п.7 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры.
       Согласно  Налоговому кодексу РФ ст.172 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» [10] суммы НДС по материальным ценностям (работам, услугам), приобретённым для производственных нужд у организаций розничной торговли, к зачёту у покупателя не принимаются и расчётным путём не выделяются. НДС, уплаченный при приобретении материальных ценностей для производственных нужд на предприятиях розничной торговли, включается в издержки производства и обращения (т.е. материальные ценности приходуются на счета учета материальных ценностей и их стоимость списывается на счета затрат с учетом НДС).
       При приобретении материальных ценностей  у населения за наличный расчет НДС  выделен быть не может, поскольку  такие сделки НДС вообще не облагаются.
       25 марта 2004 г. сотруднику ОАО «Пензаэнерго» Трофимовой О.С. были выданы денежные средства на общехозяйственные расходы в сумме 1 000 руб. В приказе предприятия Трофимова О.С. включена в список работников, имеющих право брать деньги под отчет и совершать сделки от имени предприятия (Приложение 4).
       26 марта 2004 г. Трофимовой О.С. были приобретены в розничной торговле по кассовому и товарному чекам материальные ценности (канцтовары) для производственных нужд на сумму 650 руб. и оплачены услуги нотариуса - заверены документы на сумму 350 руб.
       В этот же день Трофимова О.С. составила  авансовый отчет, к которому были приложены документы:
       - квитанция к приходному кассовому  ордеру и справка  от  нотариуса  Васильевой В.П. (в графе «получено  от» указано: ОАО «Пензаэнерго»  через Трофимову О.С.) на сумму  350 руб;
       - кассовый чек и товарный чек  ЧП Сосновцева Л.М. (с указанием наименования, количества, цены и стоимости каждого товара) на приобретенные канцтовары на сумму 650 руб.;
       В бухгалтерском учёте операции отражаются  следующими проводками:
       Дебет 71 Кредит 50 - 1 000 руб. – выдана из кассы  предприятия  подотчетная сумма на общехозяйственные расходы;
       Дебет 10 Кредит 71 – 650 руб. - оприходованы канцтовары, купленные Трофимовой О.С.;
       Дебет 26 Кредит 71350 руб. оплачены услуги нотариуса по распоряжению руководителя предприятия для заверения документов;
       При приобретении соответствующих товаров (работ, услуг) за наличный расчет у  юридических лиц (только в пределах лимитов расчетов наличными) у организации-изготовителя (предприятия-изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой организации (предприятия), занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), суммы уплаченного по ним НДС возможно учитывать по дебету счета 19 (по соответствующим субсчетам) и предъявлять к возмещению из бюджета при условии, что сумма НДС выделена в оформляемых в обязательном порядке счетах-фактурах. Кроме того, также:
       - в квитанции к приходному кассовому  ордеру должно быть указано,  за что конкретно оплачены средства, а также выделена сумма НДС отдельной строкой;
       -в  документе на отпуск товара  должны быть указаны наименование  поставщика, порядок расчетов, общая  стоимость покупки и стоимость  каждого отпускаемого наименования.
       После фактической выплаты денежных средств из кассы подотчетному лицу указанные суммы НДС могут быть списаны с кредита счета 19 в дебет счета 68 (при наличии счета-фактуры).
       Для отнесения уплаченного поставщикам  НДС на расчеты с бюджетом помимо прочего необходимо одновременное выполнение двух условий:
- материальные  ценности должны быть оприходованы  и предназначены для использования  в производственных целях, а  полученные работы или услуги  фактически использованы в производственных  целях и списаны на издержки  производства и обращения (в дебет счетов 20, 25, 26, 44 и т.п.);
- полученные  материальные ценности (работы, услуги) должны быть оплачены.
       Поэтому отнесение на расчеты с бюджетом НДС по материальным ценностям (работам, услугам), оплаченным через подотчетных  лиц, возможно только после их оприходования (использования) в организации и выплаты соответствующей денежной суммы из кассы.
       27 марта 2004 г. зам. начальника отдела ДОУ по хоз.части ОАО «Пензаэнерго» Трофимовова О.С. купила бумагу для офиса у ООО «Азимут» на сумму 9440 руб. (в том числе НДС 1440 руб.).
       20 марта 2004 г. Трофимовой О.С. была выдана доверенность.
       К авансовому отчету были приложены следующие  документы:
       - чек ККМ  от ООО «Азимут»;
       - накладная (в графе «получатель»  указано: ОАО «Пензаэнерго»);
       -счет-фактура (в графах «получатель» и «плательщик» указано: ОАО «Пензаэнерго»);
       При получении накладной на отпуск материальных ценностей (или акта сдачи-приёмки  выполненных работ, услуг) и счёта-фактуры  в бухгалтерском учёте  производятся записи:
       Дебет 10 Кредит 71 – 8 000 руб. - оприходована бумага для офиса (без НДС);
       Соответствующие суммы НДС, выделенные в расчётных  документах, фиксируются по счёту 19 субсчетам «НДС по приобретённым  материально-производственным запасам», «НДС при приобретении основных средств», «НДС по приобретённым нематериальным активам», «НДС по услугам»:
       Дебет 19 Кредит 71 – 1 440 руб. учтен НДС по оприходованным материальным    ценностям, выделенный в счете-фактуре;
       Дебет 71 Кредит 50 –  9 440 руб. - погашена задолженность  по подотчетной сумме;
       Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 -  1 440 руб. -  принят к вычету НДС;
       Счёт-фактура, оформленная надлежащим образом, является основанием для зачёта (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость  в порядке, установленном ст.169 НК РФ. 
 

      2.3. Учет ГСМ

 
       Горюче-смазочные  материалы приобретаются предприятием ОАО «Пензаэнерго» по договору поставки у специализированных организаций, посредством предварительного приобретения талонов (ООО «Торговый дом Юкос», ООО «АЗК Смарт» и др.) и за наличный расчет.
         Приобретенные по договору поставки  горюче-смазочные материалы принимаются  к учету на основании полученных  от поставщика накладной и  счета-фактуры, оформленного в  установленном порядке. Составление  и выдача покупателю счета-фактуры  является обязанностью поставщика, реализующего горюче-смазочные материалы по договору с юридическим лицом.
       Согласно  п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для  принятия сумм налога к вычету или  возмещению.
       Приобретенные горюче-смазочные материалы по договору поставки у ООО «Торговый дом Юкос» отражаются в бухгалтерском учете проводками:
       Дебет 10 (субсчет 3-1 «Топливо на складе») Кредит 60 – 200 000 руб. на сумму стоимости  ГСМ (без НДС);
       Дебет 19 «НДС по приобретенным материалам»  Кредит 60 – 36 000 руб. на сумму НДС, выделенного в счете-фактуре поставщика ГСМ;
       Дебет 60 Кредит 51 «Расчетные счета» - 236 000 руб. на сумму денежных средств, перечисленных  поставщику за приобретенные у него горюче-смазочные материалы;
       Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 – 36 000 руб. на сумму НДС, подлежащего вычету;
       В аналогичном порядке принимаются  к учету приобретенные и оплаченные в безналичном порядке талоны на бензин.
       При выдаче водителям талонов на бензин их стоимость переводится с субсчета по учету топлива по талонам на бензин  на субсчет по учету топлива в баках:.
       Дебет 10 (субсчет «Топливо в баках автотранспорта») Кредит 10 (субсчет «Топливо по талонам») – 1 000 руб.  -  стоимость ГСМ, указанная в выданных водителю талонах.
       Выдача  наличных денег под отчет водителю ОАО «Пензаэнерго» Сундукову А.С. для приобретения горюче-смазочных материалов и принятие к учету утвержденного руководителем организации его авансового отчета оформляется проводками:
       Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»  Кредит 50 «Касса» -  2 000 руб. выданы денежные средства под отчет для приобретения ГСМ;
       Дебет 10 (субсчет «Топливо») Кредит 71 –  1 870 руб. - сумма ГСМ, указанная в  чеке;
       Дебет 50 Кредит 71 – 130 руб. - сумма остатка  неиспользованного аванса, возвращенного  в кассу организации.
       При приобретении ГСМ за наличный расчет возникает вопрос о возможности  вычета выделенного в кассовом чеке автозаправочной станции НДС.
       При решении данного вопроса необходимо исходить из следующего.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.