Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная собственность и её роль в современной экономике России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3             
ГЛАВА 1. СОБСТВЕННОСТЬ  И ЕЕ МЕСТО В  СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ                                                               5
1.1 Частная  собственность                                                                                      8
1.2 Государственная  собственность и муниципальная  собственность            10
1.3 Смешанные  и переходные типы собственности                                          12
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ                              13
2.1 Государственная  собственность как экономическая  категория.                 13
2.2 Правовое положение  государственной собственности                                14
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОБСТВЕННОСТЬ В  РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - МАСШТАБ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ПО СЕКТОРАМ                                                                                                          17
3.1 Правовые формы государственных предприятий в России                        17                                  
3.2. Доля государственных предприятий в российской экономике                 19                   
3.3. Распределение  государственных предприятий  по секторам                     28                                            
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    32
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                              34 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  данной темы заключается в том  что, несмотря на массовую приватизацию и последующие приватизационные программы в России в период 1990-х годов, государственная собственность продолжает играть важную роль в российской экономике. Этот феномен не является особенностью России - и в развитых, и в развивающихся странах есть нефтяные компании, банки, а также части инфраструктурного сектора, контролируемые государством. В России, по крайней мере, в пяти важных секторах экономики доминируют государственные предприятия: инфраструктура (железнодорожный транспорт, трубы, ядерная энергетика), добыча полезных ископаемых (нефть и газ, бриллианты), военно-промышленный комплекс, финансовые услуги (банковский сектор, страхование, пенсионные фонды) и масс-медиа.  Поэтому в настоящее время особенно актуальной становится проблема государственной собственности и государственного предпринимательства.
     Государственная форма собственности характеризуется  тем, что субъектами – распорядителями  ее являются органы государственной  власти, а объектами собственности  могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
     Собственность является основой любой экономической  системы. Управление государственной  собственностью представляет собой  одно из важных направлений бюджетной  политики. Особенность государственной  собственности как инструмента  бюджетной политики заключается  в том, что она представляет собой  совокупность отношений, возникающих между экономическими субъектами в целях реализации интересов всего общества.
     Государственная форма собственности характеризуется  тем, что субъектами – распорядителями  ее являются органы государственной  власти, а объектами собственности  могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
     Государственная собственность является материальной основой для обеспечения прямого  вмешательства в экономику. В  зависимости от обстоятельств задачи государства в экономике являются различными, и соответственно, государственная  собственность может служить  решению разнообразных задач, но к важнейшей из них относится  производство общественных благ. Таким  образом, государственная собственность  выступает в первую очередь как  основа для ее решения.
     Цель  курсовой работы дать общую характеристику государственной формы собственности, раскрыть её содержание и значение в современной экономике России.
     В задачу курсовой работы входит с помощью первоисточников, монографий, учебной литературы и статей последовательно рассмотреть основные этапы и проблемные моменты темы. В первой главе рассмотрена собственность и ее место в системе экономических отношений. Во второй главе идет обзор государственной собственности как экономической категории, так же рассмотрены её правовые положения. В третей главе анализируется масштаб и распределение государственной собственности по отраслям в российской экономике. Описаны различные правовые формы государственных предприятий (ГП) в России. Приведены официальные данные об эволюции размера государственного сектора, где размер понимается как число ГП, их доля в занятости, основном капитале, инвестициях и промышленном производстве. Отмечены недостатки официальной классификации структуры собственности. Описано распределение ГП по отраслям.  
 
 
 

ГЛАВА 1. СОБСТВЕННОСТЬ  И ЕЕ МЕСТО В  СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ 

     В самом общем виде собственность характеризует отношение человека к вещи как к своей или чужой. Это отношение в современных обществах закреплено законом, поэтому вопросами собственности занимаются не только экономисты, но и юристы.
     С экономической точки зрения, собственность представляет собой не просто отношение людей к вещам, а отношение между людьми по поводу вещей, благодаря которым конкретные люди относятся к конкретным вещам как к своим или чужим. Эти отношения охватывают вещи, относящиеся к разряду редких, или ограниченных. Такие вещи, будучи объектом собственности одних, становятся недоступными для других.
        Собственность предстает как объективно-субъективное отношение. Объекты собственности – блага. В их числе может быть еще не воплощенная в вещах идея как объект интеллектуальной собственности. Субъекты собственности – люди, относящиеся к ее объектам как к своим или чужим. Например (рис.1), субъект Са потому является собственником объекта Оа, что это признают остальные субъекты: Сб, Св, Сг и т. д.
     

     Рис. 1
     Собственность субъекта Са на объект Оа это не что иное, как определенная совокупность его отношений с другими субъектами, то есть отношения собственности. На схеме они представлены двойными стрелками, тогда как отношение собственника к вещи одной стрелкой.
     Собственность как экономическое отношение  предполагает обособление ее объекта  и субъекта от других объектов и  субъектов, что обусловливает независимое, самостоятельное распоряжение субъектом  объектом своей собственности.
       Тем самым отношения собственности  рождают целый ряд прав, которыми обладают собственники. С точки зрения собственности как экономического отношения, особое значение имеют права владения, пользования, распоряжения и присвоения.
       Прежде всего собственность предполагает  право владения объектом собственности, что означает признание другими людьми (обществом) того или иного субъекта владельцем какого-то объекта собственности. В современных обществах такое право имеет законодательное закрепление. Владение вещью, относящейся к разряду редких, но необходимых не только ее владельцу, дает последнему экономическую власть над другими, или, иными словами, возникает экономическая зависимость не собственников данной вещи от ее собственника.
     Однако  владение объектом собственности может  быть активным и пассивным. Вещью  можно владеть, но не пользоваться. Вот почему важно также право владения, то есть использования собственности как блага, потребление его полезности вплоть до уничтожения. Это право вытекает из предыдущего – владение собственностью дает право ею распоряжаться. Но владелец может передать это право другому. Такая передача осуществляется в форме аренды, займа, дарения и наследства.
     Здесь видно, что права владения и пользования переходят в право распоряжения объектом собственности, позволяющее определять судьбу собственности вплоть до отчуждения, то есть передачи собственности другому субъекту. Подобная передача означает передачу права распоряжения данной собственностью. Важной составляющей права распоряжения является управление собственностью. Это касается таких объектов, как предприятия. Здесь права собственности могут быть многосубъектными. Так, владелец предприятия может передать его в аренду, то есть в пользование, арендатору, который в свою очередь распоряжается им с помощью менеджера, управляющего работниками данного предприятия.
     Началом и в то же время итогом прав владения, пользования и распоряжения является право присвоения. Через присвоение вещь становится собственностью. Затем происходит присвоение полезности данной вещи. В том числе это может быть полезность результатов использования собственности. Если, например, объектом собственности является предприятие, то произведенная на нем продукция и выручка от ее продажи присваивается собственником предприятия. Если права собственности на предприятии многосубъектны, то полученный доход может быть распределен в определенных пропорциях между всеми субъектами и соответственно присвоен ими.
       Связь между владением, пользованием  и распоряжением собственностью, с одной стороны, и присвоением – с другой, рождает ответственность за состояние объекта собственности, его сохранение, а также эффективное использование и даже увеличение размеров собственности. Если данная связь слаба, то слабой может быть и ответственность за собственность.
     Особое  значение в этой связи имеет собственность на факторы производства. Именно она дает право на присвоение результата производства (продукта или дохода). Более эффективное использование факторов позволяет получить больший результат и соответствующую его долю собственникам факторов производства.
     Характер  использования собственности во многом зависит от ее типа, вида и  организационно-правовой формы.
       Тип собственности определяется соответствующими социально-экономическими отношениями. Каждый тип имеет различные виды, определяемые не только социально-экономическими, но и организационно-экономическими отношениями. Виды собственности имеют определенное правовое оформление, выражая тем самым надстроечные (правовые) отношения.
     Подход  к собственности как социально-экономическому отношению позволяет выделить два  основных типа собственности: частную  и общественную собственность.  

1.1 Частная собственность 

     Частная собственность характеризуется тем, что к вещи как к своей относится лишь часть членов общества. Собственность здесь потому называется частной, что она предполагает обособление от остальных членов общества части людей и объектов их собственности.
     Частная собственность может выступать  в виде личной или семейной собственности, индивидуальной, групповой, коллективной и корпоративной, которые отличаются друг от друга по объектам и субъектам  собственности.
     Объектами личной или семейной собственности являются предметы потребительского назначения, а субъектами – отдельные лица или семьи, именуемые в экономической теории домохозяйствами. Именно они реализуют права владения, пользования, распоряжения и присвоения потребительских благ. Домохозяйство предстает в роли основной потребительской ячейки общества, в которой складываются отношения потребления. Но одновременно – это и сфера воспроизводства населения, в том числе населения как собственника факторов производства.
       Объектами индивидуальной частной собственности являются факторы производства (земля, капитал, рабочая сила), а также необходимая обществу информация. Субъектами такой собственности являются отдельные лица, их семьи, которые реализуют права владения, пользования, распоряжения и присвоения факторов производства.
     От  земли и капитала как объектов данного вида собственности отличается рабочая сила. У каждого собственника она одна, тогда как объектов собственности в виде земли и капитала у отдельных людей может быть много.
     Последнее обстоятельство обусловливает деление  индивидуальной частной собственности  на мелкую, среднюю и крупную.
       Небольшие размеры земли и  капитала как объектов собственности  позволяют относить такую собственность  к разряду мелкой. Эти размеры дают возможность их владельцам использовать вещественные факторы с помощью собственной рабочей силы.
     Средняя по размерам индивидуальная частная собственность на вещественные факторы производства требует привлечения для их использования рабочей силы людей, не являющихся ее собственниками. Это значит, что собственнику приходится с последними делиться правами присвоения результатов использования собственности.
     Крупная индивидуальная частная собственность предполагает необходимость использования рабочей силы значительного числа людей, не являющихся собственниками. Более того, возникает необходимость привлечения не собственников (менеджеров) к распоряжению собственностью, то есть управлению производством.
       Основным объектом групповой,  коллективной и корпоративной  собственности является капитал  как фактор производства. Данные  виды частной собственности отличают  не столько объекты собственности  и ее размеры, сколько субъекты  собственности. 
     Групповая собственность характеризуется наличием двух и более собственников как владельцев. Размеры этой собственности могут требовать привлечения дополнительной рабочей силы для ее использования.
     Коллективная  собственность характеризуется наличием у нее многих собственников, но она отличается от групповой тем, что собственность используется без привлечения дополнительной рабочей силы, так как вещественные факторы производства соединяются с рабочей силой их собственников.
     Корпоративная собственность отличается наличием у нее множества субъектов. Соответственно, размеры этой собственности бывают очень велики. Разные субъекты корпоративной собственности могут быть наделены разными правами: одни – правами владения, другие – пользования, третьи –распоряжения, – и все, но в разной степени, имеют право присвоения.
       Такая особенность коллективной  и корпоративной собственности,  как многосубъектность, дает основание  многим экономистам относить  их к промежуточному типу собственности  – типу, находящемуся между частной и общественными типами собственности.  

     1.2 Государственная собственность и муниципальная собственность 

     Объектами государственной собственности могут быть земля как фактор производства, капитал, а также предметы потребительского назначения, предполагающие их совместное использование: учреждения культуры, образования, отдыха, здравоохранения.
     Субъектами  такой собственности обычно являются государственные органы, наделенные правом владения и передающие право пользования нижестоящим органам и учреждениям, в том числе региональным и местным. Те в свою очередь назначают лиц, наделенных правом распоряжения объектом собственности. Отмеченные права должны использоваться таким образом, чтобы обеспечить присвоение собственности или ее результатов всеми членами общества. Отношения между субъектами государственной собственности регламентируются нормами права, которые закрепляют конкретные формы собственности. Так, в России отдельно от государственной, подразделяемой в Конституции на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации, определена муниципальная собственность, выступающая в форме районной, городской, поселковой собственности.
     История свидетельствует, что до возникновения  государства как института отношений  собственности общественная собственность  была непосредственно-общественной . собственностью общин, к которой все члены общины относились как к своей. Основным объектом такой собственности была земля. Совсем недавняя история говорит о том, что господство в экономике СССР государственной собственности и подчинение ей коллективной собственности давало основание последнюю также относить к форме общественной собственности.
     Муниципальная собственность — это имущественный  комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В  категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и  так далее.
     Распоряжение  муниципальной собственностью от имени  муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
     В собственности города находятся  объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного  наследия (городские парки, ценные природные  ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения  и энергообеспечения, городские  дороги и площади, инженерные сети и  сооружения, полезные ископаемые, имеющие  общегородское значение).
     К объектам муниципальной собственности  города относятся объекты социально-культурного  назначения (школы и другие учебные  заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские  дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом), объекты муниципального городского жилого фонда.
     Законодательство  Российской Федерации не отождествляет  муниципальную и государственную  собственность. 

     1.3 Смешанные и переходные типы собственности 

     Помимо  двух основных типов собственности  существуют смешанные и переходные типы.
       Собственность смешанного типа образуется в результате долевого участия в ней государства и частных лиц.
       Переходной можно считать собственность, переходящую либо от общественной к частной, либо, наоборот, от частной к общественной. Таковой, например, является собственность, которой начинают распоряжаться и присваивать частные лица, несмотря на ее законодательное оформление в качестве государственной. Такое можно было наблюдать в последние годы существования СССР. И это обстоятельство во многом обусловило проведение в 90-е гг. приватизации государственной собственности путем ее законодательной передачи в частные руки. Происходят и противоположные процессы, когда частная собственность, имеющая общенациональное значение, например, земля, банки, средства связи, переходят в государственную собственность, то есть национализируются.
     В целом, развитие экономики ведет  к усложнению отношений собственности. Эта сложность определяется как наличием разнообразных типов, видов и форм собственности, так и многосубъектностью отдельных типов собственности. 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОБСТВЕННОСТЬ 

2.1 Государственная  собственность как  экономическая категория 

     Государственная собственность как экономическая  категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных  им представительных органов государственной  власти. С этой точки зрения право  государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению  соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также  устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.
     Особенностью  института государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности  охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный  правовой институт. По содержанию в  нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.  

     2.2 Правовое положение государственной собственности 

     Регулируя правовое положение государственной  собственности ст. 214 ГК РФ развивает  правила, установленные ранее действовавшим  Законом "О собственности в РСФСР"1. Прежде всего, сохраняется правило о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты: республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и ее субъектов. Как уже отмечалось выше, до принятия специального закона по этому вопросу в соответствии со ст. 4 Вводного закона2 сохраняют силу постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"3 и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года4. Кроме того, к таким правоотношениям применимо Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784 "О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ"5.
     Названные нормативные акты предусматривают  также ведение Реестра федеральной  собственности, Реестра собственности  субъектов РФ и Реестра муниципальной  собственности. Более подробно порядок  ведения таких реестров изложен  в Постановлении Правительства  РФ от 3 июля 1998г. № 696 "Об организации  учета федерального имущества и  ведения реестра федерального имущества"6. До внесения соответствующего объекта в тот или иной Реестр собственности, документом, подтверждающим право собственности на него Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, является зарегистрированный в установленном порядке перечень этих объектов (п.10 Положения от 18 марта 1992 г.).
     Важно подчеркнуть, что субъектами права  государственной собственности  выступают именно соответствующие  государственные (публично-правовые) образования  в целом, то есть Российская Федерация  и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном  обороте от имени определенного  государственного образования и  в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).
     Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении  государственной собственности  на землю», с поправками от 2006 года  уточнил  формы государственной  собственности на землю.
     По  содержанию право государственной  собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается  и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.
     Что же касается конкретных органов и  лиц, уполномоченных государственным  собственником в порядке ст. 125 ГК РФ выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они  призваны участвовать.
     Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами  федеральной собственности федеральным  органам исполнительной власти, а  также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При  этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором  и законами Российской Федерации.
     Однако  основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной  собственности осуществляют: специальный  федеральный орган по управлению государственным имуществом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОБСТВЕННОСТЬ В  РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - МАСШТАБ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ПО СЕКТОРАМ 

     3.1. Правовые формы государственных предприятий в России 

     В Гражданском кодексе РФ описываются  все правовые формы предприятий, действующие на территории Российской Федерации. Государственные предприятия  обычно зарегистрированы в виде одной  из следующих правовых форм.
     1. Акционерное общество (АО). Большинство  АО в частичном или полном  государственном владении инкорпорированы  как открытые акционерные общества (ОАО). В некоторых случаях они  принимают правовую форму закрытых  акционерных обществ (ЗАО). Основное различие между ОАО и ЗАО состоит в необходимости согласия других акционеров на передачу собственности другим лицам и в меньшем объеме требований к раскрытию информации. Закон 1995 г. «Об акционерных обществах» служит основным законом их организации. ОАО обязаны публиковать квартальные и годовые финансовые отчеты, подвергаться внешнему аудиту, они могут быть подвержены банкротству в случае несоблюдения финансовых обязательств. Правовая форма ОАО дает предприятиям гибкость; в нем могут участвовать частные инвесторы. Форма ОАО позволяет привлекать капитал на рынках акций и облигаций. Примерами ОАО со стопроцентной государственной собственностью федерального правительства являются «Российские железные дороги», «Международный аэропорт Шереметьево» и «Объединенная судостроительная компания». Примеры ОАО с частичной государственной собственностью это Газпром, Роснефть, Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), Аэрофлот и Транснефть. Акции этих компании торгуются на российских и зарубежных фондовых рынках7.
     2. Унитарные предприятия на федеральном,  региональном или муниципальном  уровне (ФГУП, ГУП и МУП соответственно). Основным законом, регулирующим  их деятельность, является закон  «О государственных и муниципальных  предприятиях» (2002 г.). Унитарные  предприятия не имеют долей  собственности и полностью контролируются  Российским правительством на  соответствующем уровне. Унитарные  предприятия имеют лишь ограниченные  права в отношении их собственности,  и многие типы транзакций должны  получать одобрение соответствующих  правительственных агентств, например  Федерального агентства по управлению  государственным имуществом (Росимущество). Унитарные предприятия обычно  не обязаны раскрывать финансовую  информацию, но подвергаются аудиту  Счетной палаты РФ. Примеры - Рособоронэкспорт, Почта России и Росспиртпром - холдинг производителей алкогольной  продукции (в частности, водки). Российское правительство стремится  сократить число унитарных предприятий,  инкорпорируя их как АО, путем  приватизации, ликвидации или преобразуя  их в предприятия Казначейства. Предприятия Казначейства работают  исключительно на выполнение  государственного заказа, обычно  в секторе государственной обороны,  и их число относительно невелико.
     3. Третья правовая форма стала  актуальной лишь недавно. В  2007 г. российское правительство  создало шесть государственных  корпораций. Каждая государственная корпорация учреждается отдельным законом. Статус государственной корпорации в Гражданском кодексе не определен непосредственно. Напротив, он развился как одна из форм некоммерческих организаций. Правительство играет роль основателя, переводя определенные активы в государственную корпорацию, но не берет на себя финансовых обязательств корпорации. Законодательство о банкротстве к государственным корпорациям не применимо, и их не контролирует Счетная палата РФ. К шести государственным корпорациям, учрежденным в 2007 г., относятся Внешэкономбанк, Роснанотехнологии, Ростехнологии, Росатом, Олимп строй и «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Список существующих государственных корпораций завершает «Агентство по страхованию вкладов», основанное в 2003 г.8
     Кроме того, государственные учреждения - еще один тип не коммерческих государственных  организаций - выполняют государственные  функции без передачи им собственности9. В отличие от государственных корпораций эти организации в большинстве случаев действительно являются некоммерческими10.  

     3.2. Доля государственных предприятий в российской экономике 

     В курсовой работе используется несколько источников данных для оценки роли ГП в России, также как и их институтов корпоративного управления и результатов их деятельности: официальные данные Росстата, других правительственных ведомств, а также результаты обследования 822 предприятий, проведенного исследователями Высшей школы экономики и Института экономических исследований университета им. Хитоцубаши в Токио в 2008 г. (далее - исследование ВШЭ). В этом исследовании ГП определяются как предприятия с долей (любого размера), находящейся в руках государственных органов управления (любого уровня).
     Что касается официальных статистических данных Росстата, необходимо предупредить о ряде факторов, которые следует  учитывать при оценке доли ГП в  российской экономике. Росстат классифицирует формы собственности предприятий  следующим образом:
      российское предприятие, находящееся в полной собственности государства11;
      российское предприятие, находящееся в смешанной государственной и частной собственности;
      российское предприятие, находящееся в частной собственности;
     иностранная форма собственности;
      смешанная иностранная и российская форма собственности.
       Однако Росстат не дает точных  долей собственности и их среднего  распределения по фирмам. Эта  классификация имеет ряд недостатков  для оценки роли государственной  собственности.
     Классификация Росстата отражает только непосредственную государственную собственность. Предприятия, находящиеся в собственности  компании, контролируемой государством, считаются частными. Например, Газпромнефть: на 74% под разделение Газпрома будет  считаться частной компанией, не смотря на то, что Газпром и, следовательно, Газпромнефть полностью контролируются федеральным правительством.
     Поскольку Росстат не различает мажоритарные и миноритарные доли в категории  внутренней, смешанной собственности, невозможно определить, контролируются ли данные фирмы государством или нет.
     Категория смешанной внутренней и иностранной  собственности может включать ГП, если у них также есть иностранные  акционеры. Например, Газпром и Роснефть контролирует правительство, но в этих компаниях есть иностранные акционеры. Таким образом, они подпадают  под эту категорию.
       Учитывая эти тонкости, рассмотрим  сначала долю ГП в общем  числе зарегистрированных фирм  и организаций в России. Информация  основана на данных официальной  регистрации юридических лиц.  Фирмы и организации включают  крупные и малые коммерческие  фирмы, за исключением индивидуальных  предпринимателей, некоммерческих  организаций, а также государственных  учреждений, если они зарегистрированы  как самостоятельные юридические  лица.
     Доля  фирм и организаций с участием государства (т.е. сумма государственной, муниципальной, а также смешанной российской государственной и частной собственности) в 2008 г. составляла 11% и с тех пор несколько снизилась12. В обследовании ВШЭ 2008 г. в 11,6% фирм была доля государственного участия и в 7,9% - регионального или муниципального. Доля фирм с участием правительства любого уровня составляла 17,7% (некоторыми фирмами владели и федеральные, и региональные/муниципальные правительства). Большая доля государственного участия в обследовании может объясняться тем, что ГП в России в среднем крупнее частных, а также секторальным распределением выборки ВШЭ. Медианное число сотрудников ГП в выборке было 880 млн. чел., а в частных фирмах 414 млн. чел., медианный объем продаж в ГП - 350 млн. руб., а в частных фирмах - 195 млн. руб. Таким образом, в этой выборке ГП приблизительно вдвое крупнее частных.
     Анализируя  долю частных российских компаний и  организаций (табл. 1), можно отметить некоторый рост частной собственности  с 2001 г. Более точная официальная  информация доступна для числа фирм, находящихся во владении федерального правительства. В таблице 2 приводятся данные о числе федеральных унитарных предприятий и ОАО с государственным участием, а также о размере государственно го пакета в этих ОАО. В ней также показано число компаний, в которых правительство наделено специальным правом, которое называется «золотая» акция. Это правило позволяет правительству назначить представителя в совет директоров даже в тех случаях, когда оно не владеет обыкновенными акциями, а также дает право накладывать вето на некоторые решения совета директоров. «Золотые» акции часто создавались в процессе приватизации на предприятиях стратегического значения.
Таблица 1
 Число зарегистрированных фирм и организаций с распределением по форме собственности
Показатели 1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Общее число фирм и организаций, в тыс. 2250 3346 3594 3845 4150 4417 4767 4507 4645 4772
В том числе по формам собственности, в %                    
государственная 14,3 4,5 4,3 4,1 3,9 3,6 3,4 3,3 3,0 2,8
муниципальная 8,8 6,5 6,4 6,2 5,9 5,6 5,3 5,9 5,6 5,4
частная российская 63,4 75,0 75,8 76,9 78,0 79,2 80,5 80,7 82,5 83,3
общественные  и религиозные организации 4,2 6,7 6,6 6,4 6,1 5,7 5,3 5,3 4,6 4,1
прочие  формы собственности, включая смешанную  российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную 9,3 9,3 7,3 6,8 6,4 6,1 5,6 4,8 4,3 4,4
В том числе (среди прочих форм собственности)                    
смешанная государственная и частная, российская           2,8 2,5 1,8    
Источник: (Росстат, 2003, 2009). Все данные приводятся на 1 января года.
     Хотя  число федеральных государственных  унитарных предприятий с 2003 г. стабильно  сокращалось, число ОАО с государственным  участием сократилось с 2002 до 2005 г., но в данный момент находится на уровне 2005 г. Обе тенденции объясняются продолжающимся процессом акционирования унитарных предприятий в ОАО со 100% долей правительства. В 2007 г. 368 унитарных предприятий были включены в план приватизации, но 254 из них не могли быть приватизированы в течение этого года13. Это означает, что приватизация унитарных предприятий составляла лишь малую часть общего сокращения их числа в этом году
     Таблица 2
       Собственность федерального правительства: унитарные предприятия, доли в АО и их размеры, «золотые» акции
Показатели Январь 2002 г. Январь 2003 г. Июнь 2004 г. Июнь 2005 г. Июнь 2006 г. Июнь 2007 г. Январь 2008 г. Январь 2009 г.
Число федеральных государственных унитарных  предприятий Нет данных 9394 9860 9222 8293 7178 6533 5709
Число АО с долей федерального правительства* 3524 4407 4205 3905 3524 3481 3816 3674
АО  с долей федерального правительства  в размере (в %)                
Менее 25% 49,5 51,5 51,1 49,9 43,8 30,5 24,4 21,0
От 25 до 50% 34,4 31,8 31,8 30,3 31,0 25,4 21,3 17,6
Более 50%, но меньше 100% 14,4 14,7 14,3 12,8 13,5 11,4 9,6 7,3
100% 1,7 2,0 2,8 7,0 11,7 32,6 44,6 54,1
Число компаний, в которых государство  владеет «золотой» акцией (только)**     118 251 259 243 181  
     Источники: (Правительство Российской Федерации, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009; ИЭПП, 2008, гл. 5.1, табл. 4, 5 и 7), подготовленные на основе планов приватизации российского правительства в предыдущие годы.
     * За исключением тех компаний, в которых государство владеет  только «золотой» акцией (последняя  строка).
     ** Указано число предприятий с  «золотой» акцией федерального  правительства, в которых оно  не владеет обыкновенными акциями.  Для 2002 и 2003 гг. доступно только общее число «золотых» акций, находящихся в собственности федерального правительства (542 - на 1 августа 2002 г. и 750 - на 1 января 2003 г.). Число фирм с «золотыми» акциями указано на 1 января 2004 и 2005 гг.
     Как показано в п. 3.1, в некоторых случаях правительство также старалось в последние годы выкупать ранее приватизированные фирмы и, в большинстве случаев, устанавливать мажоритарный контроль над этими предприятиями. В целом, данные таблице 2 отражают политику российского правительства в области приватизации миноритарных долей в фирмах из нестратегических секторов и установлению или поддержанию контроля над стратегическими активами. В 2009 г. 61% всех пакетов федерального правительства в ОАО составляли мажоритарные (превышающие 50%) по сравнению с 25,2% в 2006 г. и только 16% в 2002 г.
     Данные  о размере государственных пакетов  могут быть дополнены информацией  из обследования ВШЭ 2008 г.: среди 93 фирм в выборке, принадлежащих федеральному правительству 32 (34,4%), были мажоритарными. Это отличается от ситуации, которая складывается в компаниях, где владельцами акций являются региональные или муниципальные органы власти. Из 63 таких компаний в выборке только в 10 (15,9%) этот пакет превышал 50%. Большинство пакетов регионального или муниципального правительства на самом деле представляли собой малые миноритарные пакеты (58,7 из них были меньше 10%), тогда как пакеты федерального правительства были меньше 10% лишь в 20,4% случаев.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.