На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление качеством в малом и среднем бизнесе на примере ООО «Нижегородский завод «Старт»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Управление  качеством в малом  и среднем бизнесе  на примере ООО «Нижегородский завод «Старт»
Содержание
       Введение…………………………………………………………………..3
       Глава I. Теоретические и методологические основы управления качеством на предприятиях малого и среднего бизнеса……………………….6
       1.1. Предпринимательство - стратегический  фактор экономического развития  малого и среднего бизнеса.  ……………………………………………6
       1.2. Процесс управления качеством  продукции на предприятиях малого  и среднего бизнеса………………………………………………………14
       1.3.Особенности  систем управления качеством на предприятиях малого и среднего бизнеса………………………………………………………19
       Глава II. Исследование практики управления качеством продукции ООО «Нижегородский завод «Старт»………………………………………….24
       2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Нижегородский завод «Старт» в области качества……………………………………………………..24
       2.2. Методы и механизмы управления  качеством продукции на предприятии……………………………………………………………………...26
       2.3. Оценка результативности функционирования  системы управлением качеством  ООО «Нижегородский завод «Старт»……………...32
       Глава III. Совершенствование системы управления качеством продукции ООО «Нижегородский завод «Старт» с учетом особенностей предприятий малого и среднего бизнеса………………………………………42
       Заключение………………………………………………………………47
       Список  используемой литературы……………………………………..50
       Приложения……………………………………………………………...53 
 
 
 

       Введение
     Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
     Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
     Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
     Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
     Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
     Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402 - 94). С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели качества, петля качества. Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами – это главный признак полнокровной, процветающей экономики.
     Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
     Необходимо понимать, что современная концепция управления качеством – это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
     Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Нижегородский завод «Старт».
     Целью курсовой работы является оценка управления качеством продукции на производственном предприятии малого и среднего бизнеса и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
     В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
    рассмотрение теоретических основ управления качеством продукции на предприятиях малого и среднего бизнеса;
    проведение оценки результативности функционирования системы управлением качеством ООО «Нижегородский завод «Старт»;
    разработка системы управления качеством продукции на предприятии с учетом особенностей малого и среднего бизнеса.
     При подготовке работы использовались законы Российской Федерации, монографии российских экономистов и управленцев, касающихся систем управления качеством, статьи в официальных экономических журналах, методические разработки о проблемах управления качеством, а также текущие материалы и отчетность общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский завод «Старт».
     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Теоретические и методологические основы управления качеством на предприятиях малого и среднего бизнеса
       1.1. Предпринимательство  - стратегический  фактор экономического  развития малого  и среднего бизнеса
       Экономические реформы, осуществляемые в России, связаны  с радикальной реструктуризацией  народного хозяйства, с формированием новых предпринимательских структур. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования и реструктуризации любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики. Экономическое противостояние монополиям, создание новых предприятий, защита и поддержка предпринимательства – вот некоторые новые направления социальной политики.
       Весь  мировой опыт свидетельствует, что  в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные  предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора  общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Например, опыт Англии показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию малых предприятий.
       Развитие  предпринимательства, как показывает опыт развитых стран, ведет к повышению  эффективности экономики, а это в свою очередь к росту благосостояния общества. Малый и средний бизнес постепенно развивается и набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики. В Российской Федерации установлен критерий отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу. Так, Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 12 мая 1995 г. №88-ФЗ определяет субъектов малого предпринимательства как коммерческие организации в зависимости от численности работников с учетом отраслевой специфики.
       Динамичное  развитие малого бизнеса обусловлено  рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно малому и среднему бизнесу  предоставляется возможность отвоевать  свою долю на рынке. Прежде всего, необходимо отметить гибкость и мобильность особенно малого бизнеса, позволяющих ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.
       Важным  преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении  функций между сотрудниками для  малого коллектива характерны взаимопомощъ и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
       Существенным  преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом  информации, который перекрывается  непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть, малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
       Наконец, необходимо отметить, что для организации  малого бизнеса, как правило, не требуется  крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
       В то же время, малый и средний бизнес имеет следующие недостатки:
       а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;
       б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;
       в) сфера малого и среднего бизнеса  ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;
       г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограниченная номенклатура выпускаемой продукции и сложность  в конкуренции с крупным производством  и т.д.
       Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
       Конечно, абсолютной стабильности в этой области не может быть. Во всем мире какие-то предприятия останавливаются, фирмы разоряются. Но это происходит – если речь идет не о временах общеэкономических кризисов - в силу неумелого хозяйствования. У нас же вынуждены останавливаться многие предприятия, выпускающие пользующуюся спросом продукцию и способные при наличии благоприятной, даже просто нормальной экономической обстановки производить ее вполне конкурентоспособной. Но как раз такой обстановки нет, И это связано с серьезными просчетами в экономической политике, из-за чего возникают помехи общие для всего предпринимательства и для мелкого в особенности.
       Малым предприятиям приходится сталкиваться с различными негативными проблемами, мешающими эффективному функционированию в современных условиях.
       По  материалам социологического исследования, доля работников, отметивших негативные проблемы, мешающие нормальному функционированию малого и среднего бизнеса, выглядят следующим образом:
    высокие налоги – на это указали 61% опрошенных;
    отсутствие связей с государственными структурами – 34%;
    криминал, рекет – 68%;
    отсутствие защиты со стороны государства – 61%;
    сложности в приобретении кредита – 26%;
    сложности со снабжением, реализацией – 36%;
    отсутствие инвестиций – 30%;
       отсутствие  серьезной правовой базы и юридических гарантий – 47%.
       Сильный налоговый гнет и высокая степень  организованной преступности, низкая, свойственная российской экономики, поддержка  государства и отсутствие необходимой  правовой базы и юридических гарантий – вот что мы видим по данным социологического исследования.
       И все же, даже в сегодняшних тяжелейших условиях остались и продолжают функционировать  сотни тысяч малых и средних  предприятий. Из этого можно сделать  вывод, что малое и среднее  предпринимательство прочно вошло  в экономическую жизнь нашего общества. Если в начале 90-х годов самый распространенный образ нового отечественного предпринимателя увязывался с такими характеристиками, как: “хапуга, отмывающий деньги”; “мафиози, вышедший из подполья”; “теневик, связанный с уголовными элементами”; “человек, не слишком образованный, связывающий личную предпринимательскую активность с большими деньгами, алкоголем и женщинами”; “человек, стремившийся получить доход, прибыль любым путем”.
       Численность мелких предприятий у нас недостаточна для функционирования экономики в такой большой стране, как Россия – даже на пике развития этого процесса она была недостаточной, а тем более теперь. Вряд ли можно согласиться с мнением, будто в количественном отношении численность малых предприятий в современной России достаточна, что “произошло насыщение рынка в этой сфере”. По мировым стандартам считается, что нормальным является наличие одного малого предприятия на 30-50 человек населения, это значит, что в России их должно быть 4-5 миллионов, в действительности же их во много раз меньше. Например, в Польше работает более 3 млн. предпринимательских структур, а на всей территории России немного более 900 тысяч. Так что даже при самом лучшем расположении России еще очень далеко до мировых стандартов. Тем более, что если рассмотреть динамику, то вырисовывается, как видно, весьма тревожная тенденция: малое предпринимательство не расцветает, а свертывается.
       Экономические показатели, характеризующие деятельность малого бизнеса, свидетельствуют о  высокой его эффективности и важности для экономики. Вклад мелких предприятий в формировании государственного бюджета весьма велик. По оценкам торгово-промышленнной палаты РФ, ими производится около 30% прибыли, с которой налоги взимаются живыми деньгами, а в некоторых регионах доля малого бизнеса в формировании местных бюджетов достигает 35-40%. Но в то же время доля мелких предприятий в производстве ВВП очень мала по сравнению с другими развитыми и не очень развитыми странами: не больше 8-10%.
       Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует созданию новых рабочих мест, внедрению новых товаров и услуг, удовлетворению нужд крупных предприятий, обеспечению специализированными товарами и услугами. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его эффективность
       Громадное социально-экономическое значение мелкого предпринимательства заключается  еще в большей роли, которую  он может сыграть в развитии регионов и решении социально-экономических проблем на местах. Деятельность малых и большой части средних предприятий ориентирована в наибольшей мере на удовлетворение местных нужд в товарах и услугах и очень сильно способствует обеспечению занятости населения и наполнению доходной части скудных местных бюджетов. Опыт Англии, например, показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию малых предприятий.
       У мелких и средних предпринимателей есть все потенциальные перспективы занять пустые ниши рынка, не в коей мере не ущемляя деятельности и интересов крупных производств. Однако малый бизнес займет адекватное место в экономике только тогда, когда он станет полноправным сектором экономической структуры и начнет функционировать в истинно рыночном режиме хозяйствования.
       Малый и средний бизнес конечно же уступает корпоративному сектору экономики  с точки зрения финансовых возможностей, включая доступ к организованному  кредиту, кадровому потенциалу, а также по целому ряду других позиций, определяющих конкурентоспособность компании. Следовательно, при всей своей экономической и социальной значимости, может быть изначально поставлен в неравные условия по сравнению с крупными, а потому нуждается в поддержке государства и общества в целом.
       Явно  недостаточное развитие малого и  среднего бизнеса объясняется также  и тем, что существует некоторое  недоверие к предпринимательству  со стороны общества. Очень важно  преодолеть стеореотипы массового сознания, в которых понятия “предпринимательство” и “преступность”, “ненадежность” и “необязательность” оказались органически связанными.
       Социологический опрос показал, что примерно 62 % респондентов настроены против предпринимательства (кооператоров, арендаторов и других) и только 47 % готовы мириться с их существованием. Это свидетельствует о том, что глубокого поворота в общественном сознании в направление благоприятного отношения к новым реалиям в целом пока еще не произошло.
       Кроме того, имеется много трудностей и негативно действующих факторов, которые мелким предпринимателям очень сложно, а порой даже невозможно преодолеть своими силами. Им необходима социальная помощь и поддержка. Если она не будет должным образом организованна, можно предвидеть дальнейшее ослабление их возможностей по решению насущных задач нашего общества. По некоторым направлениям социальная поддержка мелкому предпринимательству может быть осуществлена только федеральными властями, по другим - главную роль могут сыграть властные структуры субъектов федерации.
       Поддержка малого и среднего бизнеса со стороны  государства может выражаться в  различных формах:
       - создание льготного налогового  режима, способствующего расширению  действующих и возникновению  новых предприятий;
       - создание благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и гарантированные займы;
       - обеспечение малых предприятий госзаказами (если возникает в этом необходимость);
       - предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью;
       - обеспечение возможностей пользования информационными сетями и доступа к базе данных;
       - защита предпринимателей от преступных посягательств;
       - создание эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только на средства производства, но и на изобретения, на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности;
       - развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогооблажения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности и т.д.
       Таким образом, в целях нормального  функционирования и развития малого и среднего бизнеса необходимо обеспечение  экономических, правовых, организационных, психологических и других условий. Оказывая поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу с целью улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и функционирования. Это значит, что необходимо устранять из его состава и из жизнедеятельности разного рода дисфункциональные элементы и проявления и обеспечить прогрессивные сдвиги в профессиональном и духовно нравственном облике предпринимателей.
       Успешное  развитие предпринимательского слоя в современной России предполагает:
       - пополнение его людьми, способными и умеющими организовать производственную и коммерческую деятельность, обладающими такими качествами, как честность, законно послушность, социальная ответственность и т.п., освобождение от людей случайных, неумелых хозяйственников, жуликов;
       - ограничение и минимизацию “теневого бизнеса”. С его криминализированной частью необходимо развернуть решительную, бескомпромиссную борьбу, а в отношении той его части, которая занимается полезной для общества деятельностью, но уходит от официального учета и налогооблажения, подумать и реализовать меры по ее легализации, перевода в нормальную экономическую систему;
       - решение социальных проблем (создание рабочих мест, получение дополнительных доходов и т.д.). Используя силу государственного правового воздействия и общественных организаций, в первую очередь профсоюзов, побуждать владельцев и руководителей малого и среднего бизнеса в их отношениях с наемными работниками строго соблюдать трудовое законодательство, заботиться об улучшении условий труда, не допускать занижения и задержки с выплатой заработной платы;
       - включение само настраивающих рыночных механизмов, которые разными путями приводят к улучшению социально – экономической ситуации в стране и различных ее аспектах;
       - с помощью сил общественного мнения, как формы государственного стимулирования и общественных предпринимательских объединений, побуждать предпринимателей активно включаться в благотворительную деятельность и меценатскую помощь культуре.
       Таким образом, с помощью развития малого и среднего бизнеса предоставляются  дополнительные возможности значительно  улучшить условия жизнедеятельности  значительной части людей, повысить их уровень жизни, здоровья, образовательный  и интеллектуальный потенциал, решить острые социальные проблемы. Социальная политика должна стать одним из ключевых элементов в общей экономической стратегии, даже если потребуется срочная локализация отрицательных последствий обвального внедрения рыночных отношений, а малый и средний бизнес может найти в этой стратегии свое достойное место.  

       1.2. Процесс управления  качеством продукции  на предприятиях  малого и среднего  бизнеса
       Лучшие  результаты бизнеса для любой  организации и, особенно для той, которая относится к малым предприятиям, можно получить при использовании системных подходов в управлении.
       СМК можно рассматривать как комплекс необходимого организационного устройства для управления качеством, распределения  ответственности и полномочий, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. ИСО 9001:2000 признан в мире как основной стандарт, в соответствии с которым СМК сертифицируются. Как правило, причинами, побуждающими организацию внедрять и сертифицировать СМК, являются желание повысить свою конкурентоспособность. Многие заказчики - потребители продукции (услуг) предпочитают взаимодействовать с организациями, имеющими СМК, проверенную независимым органом по сертификации.
       Следует подчеркнуть, что сертификация СМК  на соответствие стандартам ИСО серии 9000 во всем мире осуществляется для любой организации независимо от профиля и величины. При этом органы по сертификации оценивают соответствие СМК полному набору требований стандарта. Однако организация и сертификация СМК на малых предприятиях имеет и ряд сложностей, необходимо учитывать, например, элемент скоротечности, имеющийся в малом бизнесе. Кроме того, обязательная сертификация продукции, выпускаемой малыми предприятиями, в основном отработана – от номенклатуры до выдачи сертификата, в то время как добровольная сертификация систем качества требует дополнительного вложения денег.
       В Курской области значительную часть  предприятий (например, занимающихся производством  пищевых продуктов, изделий легкой промышленности, ремонтными работами и т.д.) можно отнести к малому бизнесу. Анализ конкурсных материалов на получение ежегодной Премии Губернатора Курской области по качеству (одним из критериев премии является разработка и внедрение систем обеспечения качества на базе международных стандартов) показал, что у малых предприятий разных отраслей промышленности имеется много сходных проблем и ошибок при организации работ по управлению качеством.
       Чаще  всего неэффективность СМК обусловлена  недостаточной поддержкой руководителей, связанной с некомпетентностью в этих вопросах организаторов предприятий малого бизнеса. Кроме того, небольшая численность персонала на предприятиях малого бизнеса не всегда позволяет создавать функциональные структуры управления организацией, в том числе качеством, а СМК в первую очередь предполагает наличие комплекса внутреннего устройства организации и распределение ответственности и полномочий между отдельными функциональными структурными подразделениями. На малых предприятиях для реализации требований стандартов ИСО серии 9000 приходится распределять функции между небольшим числом подразделений или сотрудников. А эта задача может оказаться не из простых, когда необходимо искать компромисс при столкновении интересов сотрудников и выполняемых ими функций.
       СМК, разработанные с привлечением консультантов, имеют квалифицированно разработанные документы системы, но реальную разработку должны осуществлять собственные специалисты, хорошо знающие процессы и особенности взаимодействия подразделений и персонала внутри организации. В качестве первого шага при организации СМК на малом предприятии можно рекомендовать обучение персонала современным методам управления качеством. Сложность состоит в том, что учиться нужно всем - и руководителям и рабочим. И программы обучения для каждой категории сотрудников должны быть свои. На наш взгляд, обучение управлению качеством в организации должно начинаться с руководителей высшего звена. Без главенствующей роли со стороны руководства организации работа по созданию эффективной СМК не будет иметь успеха. Степень личного участия первых лиц может быть различной: контроль за ходом реализации намеченных мероприятий по всему комплексу работ; регулярное рассмотрение на совещаниях, заслушивание отчетов ответственных за процессы и процедуры; непосредственное участие в разрешении спорных ситуаций и т.д..
       Еще одним важным этапом является анализ существующей документации на ее адекватность СМК. Важно избежать бюрократизации и усложнения СМК. В соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 в  комплекте документов СМК обязательным является Руководство по качеству. Для малой организации целесообразно дать в Руководстве полное описание СМК, включая все требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2001 документированные процедуры. В организациях малого и среднего бизнеса данные процедуры могут быть несложными, и их описание занимает небольшой объем, поэтому их можно сделать составной частью Руководства по качеству или объединить в один или несколько документов. При разработке и внедрении другой регламентирующей и регистрационно-учетной документации целесообразно соблюдать следующий принцип: если процедура важна, и ее необходимо строго выполнять в соответствии с установленным порядком, то она должна быть документирована.
       Для небольших организаций цели в  области качества являются важнейшим инструментом СМК. Малым предприятиям осуществить декомпозицию целей в области качества гораздо легче, чем большим, здесь перед каждым работником можно поставить свои цели и задачи. Цели в области качества, особенно для предприятий малого бизнеса, должны быть конкретны и детальны, они подлежат пересмотру по мере их достижения.
       Документацию  СМК малой организации целесообразно  вести с использованием компьютерных технологий и режима приоритетного  доступа к документам для руководителей  разного уровня. Несложная структура управления позволяет вносить актуальные изменения в действующую документацию и очищать файлы от устаревших документов (формулировок) путем архивирования наиболее важных из них.
       При документировании процессов в малых  и средних организациях для упрощения управления ими удобно использовать различные наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, алгоритмы. Часто для малой организации, приобретающей сырье и комплектующие на крупных предприятиях, некоторые проблемы вызывает процесс закупок. Объем закупки, измеряемый единицами или долями процента от общего выпуска продукции поставщика-гиганта, не позволяет организации практически повлиять на ее качество. СМК предусматривает рассмотрение разных вариантов поставок и выбор поставщиков. При этом можно найти подходящего партнера-поставщика, обслуживающего нескольких клиентов и формирующего крупный заказ, который несет ответственность за выполнение условий заказа и может добиться повышения качества закупок.
       Новая версия МС ИСО серии 9000 указывает на необходимость использования статистических методов на всех стадиях создания и управления продукцией, что стимулирует повышение качества продукции и рост прибыли, способствуя развитию организации. Однако малые и средние организации чаще всего применяют статистические методы только для контроля качества продукции, весьма редко используя их в проектировании, управлении запасами, планировании и управлении производством, маркетинговых исследованиях и т.д. Необходимо учитывать, что статистические методы вполне могут быть освоены персоналом, причем и практическое, и теоретическое обучение этим методам не сопряжено с большими трудностями, нужны лишь толковые специально разработанные методики для предприятий малого бизнеса.
       Малые предприятия имеют и свои преимущества, например - более простая организация маркетинговой деятельности. Малая организация быстрее реагирует на новые вкусы потребителей и может скорее приобрести новых клиентов и удержать тех, кто уже пользуется ее продукцией, за счет повышения эффективности работы с ними.
       Результаты  исследования показывают, что, несмотря на наличие ряда проблем и ограниченность ресурсов, при правильной организации  и четком планировании всех процессов  результаты внедрения СМК оправдывают  финансовые затраты и ожидания руководства, коллектива, владельцев и инвесторов. Это достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более эффективной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг, а также улучшения деятельности организации в целом. 

       1.3. Особенности систем управления качеством на предприятиях малого и среднего бизнеса
       Менеджмент малых организаций вообще и менеджмент качества в частности имеют свои особенности. Для содействия развитию малого предпринимательства очень важно определить эти особенности, найти примеры успешного менеджмента качества на таких предприятиях и по возможности ознакомить с ними других.
       Начинать  разговор об особенностях малых и средних организаций надо, конечно же, с «человеческого фактора». Коллектив малого и среднего предприятия, как правило, более сплочен, часто связан неформальными узами, в большей степени мотивирован для успеха (в случае неудачи помощи ждать неоткуда). При небольшом числе работающих меньше потребности в документировании процессов — правила работы можно обговорить в непосредственном общении. С одной стороны, так как один человек может выполнять несколько функций, иметь полный набор специалистов нет необходимости, да и накладно.
       С другой — обладать всем набором знаний и умений небольшому коллективу невозможно, поэтому малые организации часто прибегают к аутсорсингу.
       Успешно работающие малые и средние организации начинают развиваться и расширяться, и здесь возникает ряд проблем. Для большой организации прием на работу и включение в работу нескольких десятков человек — рутинная процедура. Для малой организации это может означать двукратное и более увеличение численности, а также полную, весьма болезненную перестройку организационной структуры и приемов работы. Особенностей множество, их перечень можно продолжить.
       Не  случайно Международная организация  по стандартизации (ИСО) в 1996 г. выпустила  Руководство «ИСО 9000 для малого бизнеса», содержащее рекомендации и разъяснения  по требованиям стандарта ИСО 9001 выпуска 1994 г.
       В 2002 г. ИСО совместно с Международным  торговым центром обновили этот документ, основанный уже на стандартах ИСО 9000:2000, и назвали «ИСО 9001 для малого бизнеса. Что делать. Советы от ИСО/ТK 176».
       При организации конкурсов на соискание премий по качеству на основе моделей совершенства и в предлагаемых подходах к самооценке специфика малого и среднего бизнеса учитывается. Kак правило, в рамках таких конкурсов для них выделяются специальные категории и применяется упрощенный состав критериев оценки (Европейская премия по качеству — EFQM1, премия М. Болдриджа в США, премии Правительства Российской Федерации в области качества, Французская премия по качеству и др.).
       Таким образом, методические подходы к  менеджменту качества, учитывающие специфику малых и средних организаций, существуют.
       Один  из современных методов ведения  бизнеса предприятий любого масштаба — это сертификация систем менеджмента  качества (СМK) на соответствие ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001), которая для потребителя является аргументом доверия к предприятию, определенной гарантией получения нужной ему продукции, а для производителя — это уверенность в том, что поставленные перед предприятием цели будут достигнуты и конкурентоспособность будет обеспечена.
       Это — один из побудительных мотивов сертификации. Существенных отличий в сертификации малых предприятий нет. Это заложено в ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001), где указывается, что требования этого стандарта «…предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции».
       Условием  для проведения сертификации СМK любой  организации является само ее наличие, документальное оформление и внедрение. При этом все требования к СМK организаций, установленные ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001), должны выполняться всеми организациями с учетом разрешенных п. 1.2 исключений.
       Вместе  с тем формальный подход при сертификации СМK таких предприятий недопустим, поскольку может отвратить бизнес от внедрения разумных способов управления качеством, что в конечном итоге  приведет к непоправимому отставанию от западных конкурентов и потере рынка (тем более — с учетом скорого вступления России в ВТО).
       Перечислим  особенности малого и среднего предприятия, которые важны при проведении работ по сертификации СМK:
       · упрощенная иерархия (схема управления) внутри организации;
       · недостаток специалистов узкого профиля и совмещение функций менеджерами;
       · слабо развитая инфраструктура;
       · ограниченные финансовые возможности.
       Во-первых, упрощенная структурная схема компании (исключающая, как правило, промежуточные звенья типа департаментов, дивизионов, служб и т.п.) предполагает более детальную осведомленность высшего руководства обо всех процессах функционирования фирмы.
       Следовательно, риск потери информации для проведения корректирующих и предупреждающих действий — меньше. Соответственно, часто отпадает необходимость в дополнительном документировании различных процессов и процедур (сверх шести обязательных по стандарту ИСО 9001), а также в дополнительных записях.
       Во-вторых, немногочисленные «многофункциональные» высшие менеджеры малого предприятия (работающие значительно больше, чем предусмотрено стандартной рабочей неделей), зачастую не находят времени для организации внутренних аудитов, анализа данных по качеству, ведения даже минимально необходимых записей. Во многих случаях практикуется чисто формальный подход к этим вопросам. На наш взгляд, проблема здесь связана с недостаточной осведомленностью высшего руководства о возможностях налаженной системы управления качеством. Следовательно, качественное обучение по СМK для менеджеров и руководителей (что, кстати, очень часто игнорируется) может существенным образом облегчить прохождение сертификации.
       В-третьих, здоровое стремление к скорейшему получению  прибыли после начала бизнеса  в сочетании с неуверенностью в его стабильности диктует малым предприятиям разумную стратегию минимизации инфраструктуры: передача сторонним организациям отдельных видов работ, не подлежащих исключению из области сертификации (по п. 1.2 ИСО 9001) практикуется весьма часто.
       Технология  аутсорсинга может распространяться на очень многие процессы: обслуживание оборудования, обеспечение работоспособности  средств измерения, контроль качества продукции, маркетинг, подбор и обучение персонала, проведение внутренних аудитов  и др. Эта особенность иногда не очень приятна для органов по сертификации, так как при аудите получение необходимы данных по процессам, связанных с аутсорсингом, может быть затруднено в силу часто практикуемых «неформальных» связей сертифицируемого предприятия с партнерами, которым передан определенный процесс. В подобных случаях для достижения целей аудита придется приложить дополнительные усилия, чтобы найти возможность получения требуемой информации о переданных процессах.
       В-четвертых, малый бизнес, по определению, предполагает ограниченные финансовые возможности, и эта проблема, на наш взгляд, — одна из самых важных при решении вопроса о сертификации. Сертификация СМK — в принципе дело трудоемкое и дешевым быть не может. Тем более велик соблазн для небогатого малого предприятия обратиться к копеечным услугам всевозможных «самодельных» органов по сертификации, работающих в буквальном смысле по принципу: «утром деньги — вечером стулья» (т.е. сертификат).
       Однако  не все так грустно: в ряде регионов России (Татарстане, Санкт-Петербурге, Москве и др.) начали действовать специальные программы. Например, в Москве уже два года успешно действует программа Правительства Москвы, в соответствии с которой малым предприятиям компенсируется 50% затрат при условии, что сертификация проводилась одобренным органом по сертификации.
       Таковы, на наш взгляд, некоторые важные особенности, требующие учета при  сертификации предприятий малого бизнеса. Разумеется, при более детальном  анализе можно отыскать и другие существенные аспекты, но наш практический опыт (а это — сотни малых предприятий, которые сертифицировал одобренный Правительством Москвы орган «ВНИИС-СЕРТ», а также — тысячи специалистов, обученных в учебном центре ВНИИС) показывает, что выделенные нами особенности наиболее важны для взаимопонимания с малым и средним бизнесом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Исследование практики управления качеством продукции ООО «Нижегородский завод «Старт»
       2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Нижегородский завод «Старт» в области качества
       ООО «Нижегородский завод «Старт» изготавливает запорную арматуру для промышленных трубопроводов. Предприятие специализируется на производстве клапанов муфтовых и сильфонных из нержавеющей, углеродистой, молибденовой сталей, которые находят широкое применение на энергетических (в том числе АЭС, ГРЭС, ТЭЦ), металлургических и нефтехимических комбинатах, предприятиях машиностроительной, горнодобывающей, целлюлозно-бумажной и других отраслях промышленности.
       Генеральным директором ООО "Нижегородский завод "Старт" является Рудьев Анатолий Федорович. 
       ООО «Нижегородский завод «Старт» выпускает арматуру в общепромышленном, экспортном и тропическом исполнении и имеет сотни постоянных клиентов в России и за рубежом.
       Отдел технического контроля, ЦЗЛ завода и ВПЗ следят за качеством изготавливаемой продукции по ГОСТам и Ту в соответствии с которыми они выпускаются. Использование качественных материалов и комплектующих, проходящих входной контроль на предприятии.
       Высокоточное  современное оборудование, а также  нестандартное оборудование, разработанное и изготовленное специалистами завода, позволяет добиваться высокого качества выпускаемой продукции, коротких сроков исполнения заказа при поддержании доступного для потребителя уровня цен.
       Данное  предприятие относиться к категории  среднего бизнеса. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для данной категории субъектов среднего предпринимательства:
       от  ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий.
       С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
    микропредприятия — 60 млн рублей;
    малые предприятия — 400 млн рублей;
    средние предприятия — 1000 млн. рублей.
       Надежность  работы завода подтверждена сертификатами соответствия системы ГОСТ Р, сертификатом соответствия системы ГОСТ Р ИСО 9001-2001, а также дипломами международных выставок.
       Высококвалифицированные сотрудники технического отдела завода ведут постоянную работу по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, что позволяет заводу развиваться и увеличивать производственные мощности.
       Продукция: К Ду 10-50 Ру 10-25 - 14нж17ст, 14нж017ст, 14нж917ст, 14нж17п, 14нж017п, 14нж917п, 14с17ст, 14с017ст, 14с917ст, 14с17п, 14с017п, 14с917п. Клапаны муфтовые: Ду 6, 15  Ру 25 - 15нж6бк Ду6, 15нж6бк Ду15. Вся продукция нашей компании соответствует современным техническим условиям и ГОСТу.
       Нами  ведется работа по поставкам клапанов в комплекте с настроенным  электроприводом. Предприятие тесно  сотрудничает с заказчиками при  изготовлении клапанов с нестандартным (отличным от общепринятого) типом присоединения  к трубопроводу и присоединительными размерами по чертежам заказчика.  
 

       2.2. Методы и механизмы  управления качеством  продукции на предприятии
       Система менеджмента качества ООО «Нижегородский завод «Старт» разработана в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 и внедрена в 2004 году для решения следующих задач:
       - повышение удовлетворенности потребителей посредством обеспечения соответствия продукции требованиям потребителей;
       - достижение целей определенных Политикой в области качества;
       - повышение результативности и постоянное улучшение всех процессов;
       - обеспечение качества деятельности персонала при выполнении заказов.
       Система менеджмента качества ООО «Нижегородский завод «Старт» функционирует как система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, выделенных в соответствии с организационной структурой управления предприятием.
       Система менеджмента качества ООО «Нижегородский завод «Старт» распространяется на проектирование, производство и поставку запорной арматуры различного вида.
       Конкретные  цели в области качества установлены  по каждому процессу жизненного цикла на определённый период, согласованы с Политикой в области качества и целями предприятия, периодически проверяются по выбранным показателям на результативность и эффективность.
       Документация  системы менеджмента качества включает:
    Политику в области качества ООО «Нижегородский завод «Старт»;
    Руководство по качеству;
    обязательные документированные процедуры - методические инструкции качества: МИК – БпУК 4.2-01, МИК – БпУК 4.2-03, МИК – БпУК – 8.2-08, МИК – БпУК – 8.3-07, МИК – БпУК 8.5-09;
    документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования и управления процессами жизненного цикла методические инструкции качества, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции персонала, инструкции и стандарты предприятия, которые в процессе развития системы менеджмента качества будут перерабатываться в методические инструкции качества;
    записи согласно МИК – БпУК 4.2-03, подтверждающие выполнение требований.
       Все документы системы менеджмента  качества поддерживаются в рабочем  состоянии и управляются в  соответствии с требованиями стандарта  ИСО 9001. Порядок управления различными видами документации и записями определён в соответствующих методических инструкциях качества.
       Руководство по качеству содержит общее описание системы менеджмента качества, действующей на ООО «Нижегородский завод «Старт».
       Руководство по качеству охватывает и представляет все разделы МС ИСО 9001:2000 за исключением  подраздела 7.5.4, так как в технологических процессах не используется продукция потребителей, предоставленная для использования или включения в продукцию ООО «Нижегородский завод «Старт». Руководство по качеству является основным документом системы качества и используется в целях:
       - описания и внедрения эффективной  системы менеджмента качества, реализации политики в области качества, процессов, процедур и требований;
       - представления системы менеджмента  качества заказчикам при заключении  контрактов, участии в тендерах, если требуется демонстрация соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001.
       - предъявления системы качества  сертифицирующему органу.
       Руководство по качеству утверждается Генеральным  директором и вводится в действие приказом по заводу. На титульном листе делается отметка о дате введения в действие и № приказа.
       Проект  Руководства по качеству и изменения  к нему готовит главный инженер  как представитель руководства, отвечающий за систему менеджмента  качества.
       Начальник бюро по управлению качеством осуществляет оформление подлинника, изготовление копий, учет и рассылку экземпляров Руководства по качеству и изменений к нему согласно списку пользователей.
       Содержание  Руководства по качеству по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года, анализируется и корректируется с точки зрения актуальности на текущий момент времени.
       Актуализация  Руководства по качеству осуществляется в случаях: изменения структуры предприятия; изменения задач и функций подразделений и отдельных должностных лиц; пересмотра отдельных разделов Руководства по качеству и процессов системы менеджмента качества; по результатам внутренних и внешних аудитов.
       Для подтверждения соответствия продукции  установленным требованиям предприятие постоянно осуществляет мониторинг и измерение продукции на всех стадиях производства:
       - Входной контроль закупленной  продукции;
       - Операционный и выборочный контроль  продукции в процессе производства;
       - Приёмо-сдаточные испытания;
       - Периодические испытания.
       Доказательством мониторинга и измерения продукции  являются записи (журнал регистрации результатов входного контроля, Заключение о результатах входного контроля, карты учета предъявленной продукции на технический контроль, контрольные карты, журналы регистрации результатов приемо-сдаточных испытаний, протоколы периодических испытаний, паспорт изделия).
       МИК-ОТК 7.4-05 – Методическая инструкция качества, которая устанавливает порядок  проведения входного контроля, необходимого для подтверждения соответствия закупленной продукции установленным требованиям.
       Ответственность за разработку, оформление и эффективное применение настоящей методической инструкции несет Заместитель генерального директора по качеству - начальник ОТК.
       Входному  контролю по сертификату, внешнему виду, замерам и комплектности подлежит вся закупленная продукция. Объём ВК для закупленной продукции, способной значительно повлиять на технические характеристики изделий, определён Перечнем закупленной продукции, подлежащей испытаниям при Входном контроле, который разрабатывается специалистами ОГК и ОГТ.
       МИК-ОТК 8.2-10 - Методическая инструкция качества, которая устанавливает порядок  проведения приемо-сдаточных испытаний  изделий высоковольтной аппаратуры.
       Ответственность за разработку, оформление и эффективное  применение настоящей инструкции несет Заместитель Генерального директора по качеству - начальник ОТК.
       Целью проведения приемо-сдаточных испытаний  является подтверждение соответствия изготовленной продукции установленным требованиям.
       Объём и последовательность приемо-сдаточных  испытаний определяются программой и методикой испытаний на каждый тип изделий.
       Распределение изделий для приемо-сдаточных  испытаний по испытательным станциям согласно Приложению – «Номенклатура  изделий подлежащих приемо-сдаточным  испытаниям и распределение по испытательной  станции ОТК».
       МИК-ОТК 8.4-15 - Методическая инструкция качества, которая устанавливает порядок предъявления на технический контроль ОТК деталей, сборочных единиц и готовых изделий и правила их приемки.
       Ответственность за разработку, оформление и эффективное  применение настоящей методической инструкции несет Заместитель генерального директора по качеству - начальник ОТК.
       Целью проведения технического контроля является подтверждение соответствия изготовленной продукции установленным требованиям.
       Технический контроль подразделяется на:
       - операционный – в процессе  которого проверяется соответствие  установленным требованиям при изготовлении составных частей изделий;
       - приемочный – в процессе которого  проверяется соответствие установленным  требованиям продукции, являющейся самостоятельной частью товарной продукции (например, запчасти).
       Предъявление  продукции на технический контроль ОТК производят все производственные структурные подразделения-изготовители.
       Допускается в отдельных случаях, подтверждаемых приказом Генерального директора по заводу, передавать функции ОТК с правом приемки продукции производственному мастеру или начальнику участка.
       Рабочие – исполнители сообщают о предъявлении контролеру ОТК изготовленной продукции устно.
       Управление  несоответствующей продукцией.
       Целью управления несоответствующей продукцией является предотвращение её непреднамеренного  использования или поставки.
       Вся выявленная несоответствующая продукция (закупленная или изготовленная) идентифицируется бирками, регистрируется в журналах и изолируется (способом, установленном в подразделении) до принятия решения о ее дальнейшем использовании.
       Решение по действиям с несоответствующей  продукцией принимает уполномоченный персонал, учитывая возможности:
    доработки продукции с целью устранения несоответствия;
    разрешения использовать продукцию без доработки по разрешительной записке или по письму потребителя (если это необходимо);
    утилизации несоответствующей продукции.
       Ответственность за управление несоответствующей закупленной  продукцией несёт начальник отдела материально-технического снабжения.
       Ответственность за управление изготовленной несоответствующей  продукцией несёт начальник цеха-изготовителя.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.